kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитательная программа «Игровая модель жизнедеятельности младших школьников как сфера реализации личностного и творческого потенциала учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной программы определяется противоречиями, сложившимися в современной системе воспитания.

  • наличие мощного природного потенциала младших школьников, требующего разнообразного проявления детской активности, развития собственно детских интересов, и отсутствие реальных механизмов, способных привести в движение эти естественные потребности самопроявления;
  • необходимость воспитания социально активной личности и отсутствие опыта социальной практики;
  • необходимость создания условий для саморазвития и самореализации  личности ребенка и недостаточная активность  учащихся в школьном самоуправлении, отсутствие возможности эффективного «собирания своего «Я» вне сферы учебной  деятельности;
  • общепризнанная самоценность и неиссякаемый воспитательный и развивающий потенциал детской игры и неоправданное вытеснение ее учебой и трудом;

Социальная потребность сегодняшнего дня определяет развитие новых тенденций образования и воспитания.  

 Известно, что человек развивается только в деятельности, и чем шире круг ее видов и тех отношений, в которые включен ребенок, тем богаче и интереснее становится его жизнь и он сам.

  Я считаю, что для того, чтобы личность полноценно развивалась, необходимо создать соответствующие благоприятные условия, в которых у субъекта формируется способность осуществлять рефлексивный контроль, усиливается регулирующая функция сознания, что создает предпосылки для превращения ученика из субъекта деятельности, направленной вовне, в субъект самоизменения. Процесс воспитания при этом понимается как актуализация у ребенка сознания самоценности своей человеческой сущности, внутренней активности, направленной на развитие собственных телесных, интеллектуальных и духовных сил, внутренней целостности и значимости социальных связей, постижения смыслов бытия, к овладению человеческим достоинством в исчерпывающем потенциале. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная программа «Игровая модель жизнедеятельности младших школьников как сфера реализации личностного и творческого потенциала учащихся»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20 станицы Подгорной»

Георгиевского района







Мальцева Татьяна Николаевна


(учитель начальных классов, классный руководитель 1-го, 4-го классов)




Номинация « Воспитательная программа»










Домашний адрес: 357815 Георгиевский район Станица Подгорная,

улица Партизанская, дом № 28


Телефон: домашний: 8-87951-7-89-76

Рабочий: 8-87951-7-87-14

Электронный адрес: личный- t.malcz @yandex.ru

Школьный_ School 20 @ yandex.ru















Воспитательная программа

«Игровая модель жизнедеятельности младших школьников как сфера реализации личностного и творческого потенциала учащихся»


Условия возникновения и становления программы

Наше образовательное учреждение, являясь школой полного дня, видит стержнем учебно-воспитательного процесса творческую познавательную деятельность. Усилия педагогов и стремления учащихся оплодотворены идеей гуманистического, духовного совершенствования ученика, и, как следствие, развитием интеллекта, познавательных и творческих сил личности. Аналитическая деятельность коллектива школы последнего времени направлена на поиск путей и способов реальной интеграции образовательного и воспитательного потенциала школы в сфере воспитания социальной активности и личной инициативы, личностного и творческого роста учащихся. В качестве основного механизма реализации мною выбрано создание детского объединения, охватывающего как урочную, так и внеурочную деятельность, а также разработку во внеурочной сфере форм организации познавательного творчества учащихся на основе коллективной длительной игры, отождествляемой с жизнью.


Актуальность и перспективность программы .

Процесс успешного приобретения новых знаний далеко не определяет процесс становления личности, умеющей самоопределяться и самореализовываться в обществе, не ущемляя права и достоинства других его членов. Направленность личности определяется направленностью процесса воспитания. Сегодня в педагогику вернулись идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, самоопределения и самоактуализации личности, воспитания социальной активности, личной инициативы, развития креативности и толерантности.

Актуальность данной программы определяется противоречиями, сложившимися в современной системе воспитания.

  • наличие мощного природного потенциала младших школьников, требующего разнообразного проявления детской активности, развития собственно детских интересов, и отсутствие реальных механизмов, способных привести в движение эти естественные потребности самопроявления;

  • необходимость воспитания социально активной личности и отсутствие опыта социальной практики;

  • необходимость создания условий для саморазвития и самореализации личности ребенка и недостаточная активность учащихся в школьном самоуправлении, отсутствие возможности эффективного «собирания своего «Я» вне сферы учебной деятельности;

  • общепризнанная самоценность и неиссякаемый воспитательный и развивающий потенциал детской игры и неоправданное вытеснение ее учебой и трудом;

Социальная потребность сегодняшнего дня определяет развитие новых тенденций образования и воспитания.

Известно, что человек развивается только в деятельности, и чем шире круг ее видов и тех отношений, в которые включен ребенок, тем богаче и интереснее становится его жизнь и он сам.

Я считаю, что для того, чтобы личность полноценно развивалась, необходимо создать соответствующие благоприятные условия, в которых у субъекта формируется способность осуществлять рефлексивный контроль, усиливается регулирующая функция сознания, что создает предпосылки для превращения ученика из субъекта деятельности, направленной вовне, в субъект самоизменения. Процесс воспитания при этом понимается как актуализация у ребенка сознания самоценности своей человеческой сущности, внутренней активности, направленной на развитие собственных телесных, интеллектуальных и духовных сил, внутренней целостности и значимости социальных связей, постижения смыслов бытия, к овладению человеческим достоинством в исчерпывающем потенциале.

Воспитание без участия в нем самого ребенка не существует. Ядро, фокус всего воспитания - пробуждение в самом ребенке потребности к самопознанию, самоконтролю и воли к самосовершенствованию. Задача педагогов состоит в том, чтобы как в урочной, так и во внеурочной деятельности, поддержать и развить самоценную активность ребенка, направленную на самостроительство.

На сегодняшний день центром воспитательного пространства, является игровая модель организации жизнедеятельности младших школьников «Солнечный город». Она имеет тесные контакты, предусмотренные логикой игрового взаимодействия на содержательном, структурном и управленческом уровнях, позволяющие рассматривать их как встроенные части общего игрового механизма жизнедеятельности педагогического и ученического коллектива школы. С этих позиций, игровая модель – это:

  • сфера жизнедеятельности для оптимальной реализации природной детской сущности к взрослению через полезные себе и другим дела и поступки;

  • практическая помощь ребенку в обретении опыта общественной жизни, освоении нравственных ценностей и культуры демократии;

  • способ не принудительного, а заинтересованного личностного развития свободной личности, гражданина Отечества;

  • школа жизни в коллективе, школа неформального общения, школа взращивания лидеров; собирание своего «я» через «я» коллектив сверстников, общественно полезное и личностно пленительное проживание детства;

  • стартовая площадка участия детей в общественных движениях взрослых, в жизни страны и общества; источник и появления и среда для взращивания детских инициатив;

  • усиление социальной защищенности и психологического комфорта, снижение индивидуалистических и эгоистических настроений.


Ведущая педагогическая идея.

Если содержание воспитания есть «содержание жизни ученика» (Е.В. Бондаревская), то игровая модель – это и есть реальная форма жизненного существования школьников.

Одно из глубинных и глобальных проявлений особой природы детства, на мой взгляд, заключено в феномене Игры .Практический опыт показывает, что признаками жизнеспособности и успешности деятельности современных детских объединений являются «вариативность программ, добровольность участия, возможность выбора социальных ролей, позиций и содержания деятельности, многообразие внешних связей; внутренняя целостность: гармонизация целей, содержания, потребностей; педагогическая целесообразность, ресурсная обеспеченность». 1 Трудно оспорить, что каждая из этих характеристик благополучия детского объединения присутствует именно в игровой деятельности и может быть обеспечена игрой. Естественные пружины детства, движущие силы растущего человека – страсть к свободе, развитию, взрослению (Ш.А.Амонашвили) – заложены в игре. Природная активность ребенка, стремление к самовыражению и самоутверждению, имманентно присущие детству, удовлетворяются в игре. С.А. Шмаков - ведущий специалист в области игровой педагогики - своей практической деятельностью убедительно доказал, что все лучшее в воспитании достигается именно игровыми формами.

Игру в саму жизнь, игры в самих себя, лучших и настоящих, дают неисчерпаемые в своем многообразии игровые оболочки организационного оформления детского общественного объединения. Преимущество игровых способов коллективной жизнедеятельности детей и подростков заключается в том, что лежащий в основе их деятельности метод эмоциональной педагогики в виде длительной игры или долговременной игровой программы отождествляется с жизнью, организуя жизнь детей «праздничную, но не праздную». Вместе с тем игровой потенциал жизни детского коллектива по законам игры только усиливает возможности позитивной социализации личности.

Вот еще ряд аргументов, доказывающих, что организационной формой её величества Игры может стать общественная детская организация, и наоборот.

  1. Игра - это прерогатива и суверенная территория детства, один из основных видов деятельности ребенка, который в школе активно и не всегда оправданно вытесняется трудом и учением.

  2. Игра как педагогический феномен заключается в том, что, оставаясь отдыхом и развлечением, она всегда перерастает в обучение, творчество, в модель типа человеческих отношений. Можно утверждать, что развивающие и воспитывающие ресурсы игры настолько огромны, что на фоне этих возможностей игру можно отнести к малоиспользуемым в современной воспитательной практике средствам.

  3. Особенность игровой деятельности заключается в том, что личность играющего одновременно находится в двух планах: реальном и условном (игровом). Связь игры с жизнью очевидна, а граница между ними довольно размыта и неопределенна. Это позволяет активно реализовывать в игре принцип яркого проживания жизни, создающий условия для реализации детской потребности в самоутверждении и самореализации, а также обеспечивающий педагогический эффект самообновления и самоусовершенствования личности, направленность на саморазвитие в процессе улучшения окружающей действительности.

  4. Ролевая игра дает возможность создать обособленное пространство для «внутренней социализации» каждого ребенка (Л.С.Выгодский), стать школой приобретения опыта общественной жизни, социальной активности. Игровая модель жизнедеятельности не ощущается как тренажер социальной и личностной активности, это и есть сама жизнь, в которой всегда находится место творчеству и импровизации. Игра – деликатное диагностирование социального развития ребёнка.

  5. Игра по определению есть всегда свободное действие. Игровая ситуация по принуждению становится «псевдоигрой». Подлинная игра дарит обретение свободы и одновременно устанавливает добровольно принятый, разумный порядок, требует личностной самоорганизации и самодисциплины, т.к. нельзя нарушать установленные игрой и принятые каждым правила и одновременно оставаться в игре.

  6. Игра, обладая мощным творческим ресурсом, развивает креативное начало в человеке играющим, примеривающим на себя различные роли и стремящимся по максимуму решать стоящие перед ним игровые задачи.

  7. Игровая деятельность носит компенсационный характер, возмещая зачастую однообразный, утомительный учебный труд, и высвобождающий те способности и

личностные проявления, которые не могут реализовываться в учебе.

  1. Одновременно игра выполняет психотерапевтические функции, восстанавливает физические и духовные силы ребенка, снимая жесткое напряжение и снижая уровень тревожности, которые сопровождают ребенка в реальной учебной жизни.

  2. Потенциал игрового взаимодействия направлен на становление и сплочение всего классного коллектива, ограничивает корыстные интересы отдельного человека и маленьких групп, игра – простой и лёгкий способ формирования дружбы между детьми. (Н. Щуркова)

  3. Игровая сфера жизнедеятельности учащихся является реабилитационной опорой личности, помогающей реализовать свои социальные и творческие потребности, адаптироваться и самоутвердиться в жизни, получить поддержку и признание сверстников и взрослых. Ролевое взаимодействие выступает мощным стимулом самопознания, самоопределения, самосовершенствования личности ребенка.

  4. Игра вырабатывает стойкий иммунитет против прагматизма жизни, меркантильности, корыстной узости целей, формирует опыт эмоционально-ценностных отношений, усиливает романтическое отношение к действительности, обладая способностью «увести за рамки обыденности» (С.А.Шмаков), является «способом объединения эмоционального и рационального компонентов «Я» (И.В.Вачков). Игра – один из простых способов подарить ребёнку счастливые моменты проживания радости жизни;

  5. В игре укореняется человеческое достоинство и лучшие нравственные качества. Длительные игры и комплексные игровые программы выводят участников на уровень смысложизненных вопросов и ценностей (добро и зло, свобода и ответственность, справедливость и милосердие и др.).

  6. Ребенок играющий, как всякий осознанно играющий человек, позитивно воспринимает жизнь. Игровой опыт всегда устремлен в будущее, способствует активному осмыслению мира, предполагает выработку и постоянное обновление своей жизненной позиции и философии.


Новизна опыта.

Новизна описываемого опыта заключается в стремлении детско-взрослого коллектива школы создать и апробировать эффективность игровой модели организации жизнедеятельности школьников, которая одновременно является организационной основой функционирования детского общественного объединения и способом организации воспитывающей деятельности.

Практическая полезность предлагаемого опыта заключается в стремлении облечь воспитательную работу со школьниками в игровые одежды с целью:

- придать целостность, системность и внутреннюю логику самому содержанию воспитывающей деятельности - полезность с позиции педагога;

- придать воспитывающей деятельности эмоциональную привлекательность, внешнюю притягательность, создать особое поле активности, творчества, психологического заряжения и заражения - полезность с позиции детей.

Описываемый опыт показывает, что, конструируя организационные модели детского общественного движения, очень важно опираться на одно из бесспорных достижений педагогической практики последнего времени – вариативность и оправданную самобытность во всех ее смыслах и проявлениях. Значимо совместить воспитательные цели и смыслы с внутренними ожиданиями школьников, т.е. потенциально богатое с педагогической позиции содержание «поместить» в красочную, нарядную «обертку», совпадающую с детским мотивом «мне интересно», «я хочу участвовать». Именно это условие, на мой взгляд, является решающим при реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала каждой игровой модели на уровне личностного смысла участников. Удачными находками описанного варианта функционирования детских общественных объединений можно считать:

  • игровую оболочку жизнедеятельности школьников, создающую мощный дополнительный ресурс эмоциональной привлекательности и соответствующую педагогическим идеям детской природосообразности;

  • реализованную идею непрерывности и преемственности начальной и основной ступеней школы в логике развития опыта детской самодеятельности и самоуправления, позволяющая каждому ученику совершенствоваться и творчески реализовывать свой личностный потенциал, варьируя направленность, содержание, формы активного участия в коллективной жизнедеятельности;

  • постепенное расширение и усложнение поля социальной практики учащихся по годам обучения в пространстве детского объединения; содержания игровых и социальных ролей учащихся и творческих поручений, механизма их чередования;

  • активное соучастие и соуправление детей, родителей и педагогов в общих делах, когда помощь взрослых не подменяет и не вытесняет детской инициативы и самодеятельности.

Представленный опыт имеет и теоретическую ценность, т.к. предполагает углубленный анализ сущности и типологических особенностей данного вида игр в общей классификационной системе. Очевидно, что в описанных игровых формах существования детского общественного объединения присутствуют признаки имитационной, ролевой, социальной игры, но со своими модификационными особенностями. Презентуемый опыт представляет особый интерес и практическую ценность для тех детских учреждений, которые только встают на путь конструирования собственной модели детского общественного объединения. Мой опыт в реализации игровой модели жизнедеятельности младших школьников может быть полезен для критического осмысления жизнедеятельности детского и взрослого коллектива школ с позиции общих основ их демократического уклада, наращивания правовой культуры межличностного взаимодействия.


Технология опыта.

Осью, скрепляющей все воспитательные пространства школы, является игровая модель организации жизнедеятельности младших школьников «Солнечный город» (по мотивам произведений Н. Носова «Незнайка в солнечном городе», «Приключения Незнайки и его друзей»).


«Солнечный город» - это одновременно и жизнь и увлекательная игра. Особенность созданной нами игрой модели жизнедеятельности младших школьников заключается в том, что личность живущих (играющих) одновременно находится в двух планах: реальном и условном (игровом). Все – и дети, и взрослые, играя в самих себя будут играть в себя лучших – и в этом и заключается парадоксальный ресурс игры. Модель даёт возможность заполнить жизненное пространство всех участников игры реальными делами, побывать в социально-творческих ролях (делах), изменять окружающую действительность к лучшему, одновременно оставаясь в притягательном плену установленных игрой условностей и межличностных отношений.

Цель игровой модели «Солнечный город» - создание воспитывающей среды для личностного духовно-нравственного роста младших школьников, активизации их социальной инициативы, личностной свободы и гражданской ответственности, развития творческого потенциала учащихся и педагогов.

Передо мной стояли следующие задачи:

  1. Разработать концептуальные идеи модели «Солнечный город».

  2. Сформулировать принципы жизнедеятельности города

  3. Определить структурные основы Солнечного города.

  4. Обозначить управленческие основы жителей города.

Принципы жизнедеятельности населения Солнечного города

  1. Принцип общей территории означает, что Солнечный город занимает все территориальное пространство класса, а его жителями становятся все учащиеся, родители и педагоги начальной школы.

  2. Принцип привлекательности и общей полезности будущего дела утверждает, что любой реализуемый проект должен иметь для участников личностные позитивные смыслы и одновременно содержать общественную, духовно-нравственную ценность.

  3. Принцип могучей кучки реализуется, прежде всего, в структурно-управленческих основах жизни города (городские советы и службы), а также определяет коллективный характер общественной и игровой жизни города.

  4. Принцип горы провозглашает, что каждый житель Солнечного города, обитатели каждого его дома и каждой улицы постоянно стремятся к самосовершенствованию, личностному и коллективному росту, к новым достижениям и победам. Как и в горах, для нас важно не терять высоты, ни в чем.

  5. Принцип «хочу - могу - буду» позволяет преодолеть пассивное, иждивенческое, потребительское отношение к жизни. Хочешь жить интересно, с выдумкой, радостно – сделай свою жизнь такой. Любая деятельность, организуемая учащимися, опирается на их собственную инициативу и активную позицию.

  6. Принцип свободы выбора дает каждому жителю Солнечного города право на избирательность интересов, возможность добровольности соучастия в общих делах и организации личных проектов. Каждый учится отвечать за свой выбор, уважая при этом свободный выбор своего одноклассника, взаимодействовать с окружающими не с позиции «ты должен», а с позиции «ты имеешь право».

  7. Принцип успешности напоминает, что именно успех приносит каждому из нас удовлетворение и счастье, окрыляет и дает новый толчок для радостной мобилизации своих сил. Успех и признание создают основу для формирования высокой самооценки, без которой невозможно становление здоровой психики, чувства комфорта и социально - психологической защищенности.

  8. Принцип оптимизма – настраивает всех на мажорное настроение, учит воспринимать окружающий мир позитивно, замечать в нем лучшее и направлять все свои силы на его улучшение и усовершенствование.

  9. Принцип камня, брошенного в воду, означает, что любое событие в жизни Солнечного города, имеет свое последействие, связанное с творческим использованием того опыта, который был приобретен.

  10. Принцип сотворчества взрослых и детей является главным условием жизнеспособности коллектива, залогом и гарантом развития и процветания Солнечного города.

Структурные основы деятельности можно представить следующим образом:

1.В 1-м классе новоселы Солнечного города. В течение всего учебного года они получают городскую «прописку» - прочитывают его историю (чтение книг Н.Носова), изучают обычаи и традиции города, знакомятся с жизнью города, его центрами и службами, узнают имена известных жителей.

  • Социальная активность и практическая деятельность самых юных

жителей города связана с привыканием жизни в игровом городе, обустройством жизни классного коллектива. Школьная адаптация проходит более легко и безболезненно на фоне игровой жизнедеятельности первоклассников, которая достигает своих высших и сложных форм: ролевая и деловая (имитационная) игровая деятельность.

Класс разбивается на микроколлективы:

Знайки (друзья книги) - самые любознательные, читающие, эрудированные жители города. Знакомят товарищей с интересными книгами, новинками детской литературы, собирают, хранят и используют библиотечку своего класса, устраивают книжные выставки, держат связь со школьной библиотекой, готовят выпуски «Почемучек», «Это интересно», «Уголок любознательных», заботятся о сохранности учебников, организуют «книжную больничку», помогают одноклассникам хорошо учиться, организуют работу' консультантов по предметам и т.п.

Пилюльки (друзья чистоты и порядка) - те, кто заботится о чистоте, порядке и уюте в своем классном и школьном доме; заботятся о своем внешнем виде и внешнем виде своих товарищей, проводят профилактическую работу против простудных заболеваний, учатся оказывать первую медицинскую помощь; обеспечивают комфорт и выполнение режима.

Синеглазки и Кнопочки (друзья досуга и интересного отдыха) - находят или придумывают подвижные игры на переменах, помогают создать игротеку класса, проводят интересные конкурсы, готовят творческие поздравления с днем рождения, помогают учителю готовить интересные праздники и увлекательные дела.

Гусли, Цветики и Тюбики (друзья творческих дел) - организуют хобби-центр, помогают организовать эстафету увлечений, участвуют в организации персональных выставок, вернисажей, концертов своих одноклассников, выпускают сборники стихотворений классных поэтов, организуют посещения вечеров, в которых участвуют товарищи по классу.

Медуницы (друзья природы) - заботятся о природе, ухаживают за цветами в классе, ведут календарь природы, первыми участвуют в операциях по заботе о природе.

Шпунтики и винтики (друзья труда) - заботятся о том, чтобы в классе было уютно, обеспечивают порядок в хозяйстве класса, оказывают помощь в ремонте ученических парт и стульев, создают комфортные условия для учебы и перемен, организуют мастерские по изготовлению своими руками подарков для родных и друзей.

Торопыжки (друзья спорта) - придумывают комплексы упражнений, по поручению учителя проводят физкультминутки, ведут рекламу здорового образа жизни, помогают проводить спортивные игры, эстафеты, праздники.

Поручения меняются каждый семестр, чтобы каждый ребёнок мог «проиграть» роль того или иного героя. В классе организуется уголок, в котором помещаются:

- правила жителей Солнечного города;

- девиз класса-дома;

- памятки о том, что входит в обязанности микрогруппы;

- состав каждой микрогруппы.

Уголок обновляется и дополняется в течение 4-х лет.

Каждую неделю ребята отчитываются о выполнении своих поручений. Существует классный календарь, в котором отображаются все проходящие в классе мероприятия, обозначаются участники, даётся оценка выполненной работе.

Жизнедеятельность новоселов не замыкается только жизнью класса. Они принимают участие и в общегородских делах, но преимущественно в роли экскурсантов - наблюдателей.

2. Во 2-м классе полноправные хозяева Солнечного города. Они получают право избирать и избираться в различные ведомства и службы города и работать в профильных советах.

3. В 3-4-х классов на правах самых старших жителей города, продолжая активно жить городской жизнью, получают особую привилегию участия в жизнедеятельности нового объекта Солнечного города — телевизионной студии «Мост». Телестудия выступает пресс — центром, освещающим и координирующим жизнь Солнечного города.


Содержание деятельности жителей Солнечного города

(сводная таблица)

Улицы классов - домов жителей города

Улицы классов – домов жителей города

1

2

3

4

Готовимся стать школьниками и жителями города:

- подготовка к приему в первоклассники (изучение истории и традиций школы);

- изучаем истории города (серия книг Н.Носова о Незнайке и его друзьях): чтение, инсценирование страниц книги, рисование персонажей;

- обустраиваем свой дом и улицу (определяем творческие поручения и полномочия);

-узнаем законы жителей Солнечного города;

- приобретаем опыт выполнения работы на благо дома и города.

Участие в работе выборных органов города:

  • Городской совет

  • Советы городских центров.


Участие в работе телецентра

  • Участие в качестве организаторов и исполнителей проектов в своем классе-доме.

  • Участие в проектах по созданию законов жителей города, символов, атрибутов и ритуалов.

  • Участие в работе телестудии:

в качестве исполнителей

в качестве организаторов и исполнителей


Основу жизнедеятельности городских советов составляет целевой программно-проектный подход, предполагающий выделение основных программ деятельности и насыщение их разнообразными творческими проектами. Именно такой подход позволяет, с нашей точки зрения, не ограничивая, а наоборот, стимулируя инициативу «снизу», насыщать общественно-значимые и педагогически оправданные замыслы конкретными делами-проектами, которые, с одной стороны, обеспечивают целостный, а не случайный «отбор» жизненных событий, а с другой – позволяют каждому гимназисту выступить автором общественно полезного дела и личного поступка.

  • Проектная технология – демократична по сути, т.к. опирается на принцип добровольности участия;

  • Проектная технология – мобильна и гибка, т.к. задаёт «широкий коридор» для удовлетворения личных и групповых интересов участников, не ограничивает и не стесняет индивидуальное социальное творчество.

  • Проектная технология – педагогически оправдана, т.к. опирается на естественные пружины, лежащие в основе детской природы: страсти к взрослению, развитию, свободе;

  • Проектная технология – природосообразна, т.к. даёт возможность удовлетворить потребности взрослеющего ребёнка: самореализацию, самоутверждение, признания.

Выбор и разработка проектов Солнечного города основывается на «Годовом Круге школьных Праздников и Традиций», который определяется с учётом календарных праздников, школьных традиций, учебной логики.

Содержание «Годового Круга школьных Праздников и Традиций» школьников:

  • Посвящение в ученики

  • День рождение школы

  • Выборы в Солнечном городе

  • Театр? Театр… Театр!

  • Новогодний хоровод друзей

  • Широкая масленица

  • Для милых мам (8 марта)

  • День Победы (9 мая)

  • Прощание с учебным годом

Результативность.

За период функционирования существующей модели есть основания делать заключения о результативности.

В качестве критериев отслеживания результатов были выбраны следующие:

  • Комфортность ребёнка в игре.

  • Информированность ребёнка, т.е. какие знания он получил в процессе реализации того или иного проекта.

  • Отношения между играющими.

  • Диагностика ценностных ориентаций.

  • Диагностика социализации ребёнка.

Приоритетной задачей начальной ступени является сохранение индивидуальности ребёнка, создание условий для его самовыражения. Анализ результатов тестирования учащихся 2-4 классов показал, что созданная и реализуемая нами игровая модель жизнедеятельности младших школьников, способствует созданию воспитывающей среды для личностного духовно-нравственного роста школьников, активизации их социальной инициативы, приобретения жизненного опыта. «Солнечный город» становится основным местом социализации личности, очень значимой для каждого взрослеющего человека в виду общественного характера человеческого индивидуума. Данная форма организации жизнедеятельности детско-взрослого коллектива школы способствует развитию творческого потенциала учащихся и педагогов.


Адресная направленность.

Предлагаемая игровая модель организации жизнедеятельности младших школьников может быть использована администрацией, руководителями методических объединений, учителями начальных классов образовательных учреждений любого типа, педагогические коллективы которых осознали и приняли идею приоритетности воспитания подрастающего поколения, заинтересованы в становлении и развитии детского общественного объединения, увлечены поисками эффективных игровых технологий.

1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мальцева Татьяна Николаевна

Дата: 11.05.2016

Номер свидетельства: 325670

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Программа  внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления « Здоровячок» "
    ["seo_title"] => string(95) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-sportivno-ozdorovitiel-nogho-napravlieniia-zdoroviachok"
    ["file_id"] => string(6) "175083"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424228162"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства