Данная программа предусматривает работу с обучающимися по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Программа конструирования из природных материалов вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в ее внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. Это вооружает их: будущий взрослый человек, увидевший в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке - зверька или птичку, хочет перенести в свою повседневную жизнь, городскую квартиру кусочек живой природы - удивительную корягу, полевые цветы, морские камешки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Волшебный мир" программа кружка »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
детей «Станция юных техников» г. Альметьевска РТ
Согласовано
Директор МБОУДОД «СЮТ»
________ Н.М. Бадыкшанов
Утверждена
на методическом совете
от «___» ________ 20__ г.
протокол №____________
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Волшебный мир»
(художественно-эстетическое направление)
Срок реализации программы: 3 года
Программа предназначена для подростков от 6 до 15 лет
Педагог дополнительного
образования МБОУДОД «СЮТ»
Хафизова Лилия Асгатовна
Альметьевск 2014 г.
"Волшебный мир" объединение поделок из природного материала (для детей 6-15 лет)
Пояснительная записка
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Данная программа предусматривает работу с обучающимися по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Программа конструирования из природных материалов вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в ее внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. Это вооружает их: будущий взрослый человек, увидевший в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке - зверька или птичку, хочет перенести в свою повседневную жизнь, городскую квартиру кусочек живой природы - удивительную корягу, полевые цветы, морские камешки.
Природа - замечательная мастерская. В руках умельца с душой художника все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Поделки из природных материалов - это не только детская забава или просто игрушки, а настоящие произведения искусства. Любая работа с природным материалом: поделки из шишек, орехов или рыбьей чешуи - не только увлекательна, но и познавательна. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.
Цель программы
- создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы
Обучающие:
закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации;
обучение приемам работы с инструментами;
обучение умению планирования своей работы;
обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
развитие образного мышления и воображения;
создание условий к саморазвитию учащихся;
развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира, умений моделирования и конструирования из природного материала.
Воспитательные:
воспитание уважения к труду и людям труда;
формирование чувства коллективизма;
воспитание аккуратности;
экологическое воспитание обучающихся;
развитие любви к природе, выработка настойчивости в достижении цели.
Планируемый результат:
В процессе реализации программы по окончании 1 года обучения дети должны:
знать разнообразный природный материал и уметь его применять для изготовления поделок;
иметь представление об элементах дизайна;
получить знания о природе, ее кладовых.
Знать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами и материалами.
соотносить в выполнении скульптуры животного или птицы размеры головы к размеру туловища,
подбирать правильно размеры и формы глаз и носа,
выполнять объёмные формы фигурок животных, рыб, птиц и др.,
научиться украшать свои изделия
У детей должно быть развито:
желание самостоятельно что–то создавать, творить;
мелкая моторика рук;
У детей должно быть воспитано:
трудолюбие,
аккуратность,
умение работать в коллективе, необходимое в трудовой деятельности.
В процессе реализации программы по окончании 2 года обучения дети должны:
пополнять знания о разнообразии природных материалов и уметь его применять для изготовления поделок;
иметь представление об элементах дизайна;
знать способы крепления материалов;
знать о природе, ее кладовых;
уметь работать со скульптурным пластилином;
соотносить в выполнении скульптуры животного или птицы размеры головы к размеру туловища;
защищать собственные идеи творческого замысла;
выполнять более сложные объёмные фигуры ( животных, птиц) и аппликации;
самостоятельно использовать подручные средства для отделки изделий;
уметь составлять композиции.
У детей должно быть развито:
желание самостоятельно уметь фантазировать на заданную тему;
совершенствуется моторика рук.
У детей должно быть воспитано:
Трудолюбие;
Аккуратность;
умения работать в коллективе, необходимые в трудовой деятельности;
чувство взаимопомощи и уметь представлять работу, как совместный труд;
чувство прекрасного.
К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:
название, назначение, правила пользования природными материалами, ручными инструментами;
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка).
уметь:
правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;
выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
моделировать и конструировать природные материалы.
Организация деятельности объединения.
Программа работы объединения рассчитана на три года обучения. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей обучающихся, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность.
Группа комплектуется из детей 6-15 лет, их количество составляет 12-15 человек. Программой предусматривается годовая нагрузка 144 часа. Группа работает 2 раза в неделю по 2 часа, всего 72 занятия за учебный год.
Ожидаемые результаты:
Устойчивое функционирование объединения.
Развитие личностных качеств обучающихся как: самостоятельность, инициатива, взаимовыручка, сопричастность общему делу, чувства долга, ответственность, уважение друг к другу, самооценка, взаимовыручка.
В ходе реализации программы обучающиеся познают виды искусства, учатся проявлять эмоциональную отзывчивость, выражать свои чувства средствами искусства, развивают ассоциативное мышление, воображение, творческое отношение к жизни.
Технологии обучения
При проведении занятий учитывается:
самостоятельность воспитанников,
уровень знаний, умений и навыков ребенка,
активность ребенка;
индивидуальность и индивидуальные особенности ребенка
особенности памяти, мышления и познавательные интересы ребенка.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия;
беседы, игры.
А также различные методы в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем;
другие.
Условия реализации программы
Сочетание красоты и полезности является непременным требованием ко всем предметам, создаваемым детьми.
Для успешной реализации данной программы необходимо:
Родительские собрания с родителями проводятся в начале и в конце учебного года.
Индивидуальная работа с родителями (рекомендации по индивидуальному обучению ребенка).
Беседа с трудными детьми.
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа.
Закон РФ «Об образовании» РФ от 10.07.1992 №3266-1 (ред.от10.07.2012г. №111 Ф3);
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
Санитарно –эпидемиологические правила и нормативы САНПиН 2.4.4.1251-03.
Устав МБОУДОД «Станция юных техников».
Должностная инструкция педагога дополнительного образования.
Учебное пособие «Поделки. Мастерим вместе с детьми». Москва, 2011г.
«Фантазии из природных материалов» Е.Немешаева, Москва, 2009 г.
«Поделки. Мастерим вместе с детьми», Н.Новгород, Майорова Ю.А., 2010 г.
«Ступеньки к мастерству». Е.А. Лутцева., Москва, 2003г.
Методическая работа.
Составление методических разработок.
Мониторинг образовательных процессов.
Посещение занятий педагогов других объединений с целью обмена опыта.
Посещение школы педагогического мастерства.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся.
Участие в районной, городской выставках детского прикладного и технического творчества
Условия реализации:
Сочетание красоты и полезности является непременным требованием ко всем предметам, создаваемым детьми.
В работе используется разнообразный природный материал:
шишки мох, желуди, веточки и коряги, ракушки, камешки природные и декоративные, сухоцветы, семечки арбуза, дыни, подсолнуха, крупы и бобовые, кожура цитрусов, скорлупа орехов, яиц перья, листья «декоративные глаза» и др.
Средства:
пластилин цветной и скульптурный,
клей ПВА и горячий,
краски,
лак прозрачный,
картон,
салфетки,
пластмассовые баночки,
стеклянные бутылочки и др.
Инструменты:
ножницы,
кусачки,
ножик для пластилина скульптурного,
кисточка.
Шило
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
год обучения
1-2. Вводное занятие. 6 ч.
Знакомство с планом работы объединения. Инструктаж по ТБ и ПБ. Организация рабочего места. Знакомство с природным и дополнительным материалом для работы,инструментами. Демонстрация образцов, иллюстраций.
3. Экскурсия в природу. 22 ч.
Правила поведения в природе. Знакомство с разнообразием природного материала. Как правильно собирать разнообразный природный материал. Как хранить природный материал.
Практическая работа.
Сбор необходимого природного материала. Осенний пейзаж. Выставка рисунков.
4.Осенняя фантазия.76ч.
Как правильно сушить листья, растение, цветы. Способы изготовления разных поделок. Техника безопасности при работе с веточками, ножницами, клеем.
Практическая работа.
Изготовление поделок: фигурок животных, рыб, птиц, цветов, грибов, композиций, с использованием шишек, коры, листьев, веточек, мха.
5.Изготовление декоративной мозаики. 38ч.
Знакомство с мозаикой.
Практическая работа.
Изготовление панно, картин путем приклеивания специальным клеем подручного и разнообразного природного материала на основу.
Коллективная работа.
Мандала из шишек, листьев, камушек. Мандала с индийского языка- цветок жизни. Мистический круг взаимосвязи духовных и материальных энергий Вселенной. Изготовление поделок для родственников и гостей.
6.Заключительное занятие. 2ч.
Выставка поделок. Участие в разных конкурсах, украшение поделками кабинета.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п
Название темы
Количество часов
всего
теория
практика
1
Комплектование группы.
4
4
-
2
Вводное занятие.
2
2
-
2.1. ТБ при работе с инструментами. Показ инвентаря.
2.2. Организация рабочего места.
2.3. Материалы, инструменты и приспособления
Экскурсия в природу.
22
4
18
3.1 Наблюдение осеннего леса.
2
3.2. Сбор природного материала:
Листья разных деревьев;
Желуди, веточки и коряги, шишки;
Ракушки, камешки природные и декоративные сухоцветы.
Мох, семечки подсолнуха, арбуза, дыни, фасоль, семена растений, деревьев.
2
2
2
4
4
2
3.3. Обмен впечатлениями. Выставка рисунков.
2
2
4
Осенняя фантазии.
76
16
60
4.1.Осень в лесу.
1
4
4.2. Осенняя фантазия на листьях.
1
4
4.3.Аппликация «Курочка» из фасоли.
1
4
4.4. Цветы «Астра», «Хризантема» из листьев, елочных иголок.
1
4
4.5. Рыбка из сухих листьев.
1
4
4.6.Ежик из шишек.
1
4
4.7. Мишка из шишек.
1
4
4.8. Птица с птенцами из природного материала.
1
6
4.9. Декоративная тарелочка из сухих листьев, ягод, цветов.
2
6
4.10. Виноград из желудей.
2
6
4.11. Ветка оливы из желудей.
2
4
4.12. «На лесной тропинке» из природных материалов.
2
6
4.13.Подготовка и оформление выставки «В гостях у лесовичка».
4
5
Изготовление декоративной мозаики
38
8
30
5.1. Мандала из шишек, листьев, камушек.
2
4
5.2 .Панно из природного материала.
1
4
5.3.Морское панно из ракушек.
1
4
5.4.Осенняя мозаика из листьев.
1
4
5.5.Уточка из речных ракушек на рельефе пруда.
1
4
5.6. Водная черепаха..
1
4
5.7.Новогодние поделки.
1
6
6
Заключительное занятие
2
2
-
Всего:
144
36
108
Календарно-тематический план
1 год обучения
№ п/п
Содержание занятий
Месяцы обучения
Сен.
Окт.
Нояб.
Дек.
Янв.
Фев.
Март
Апр.
Май
1
Комплектование группы.
4
2
Вводное занятие.
Техника безопасности при работе с инструментами. Изучение инвентаря.
2
Организация рабочего места. Общие требования. Инструктаж по ТБ, ПДД.
Материалы, инструменты и приспособления
3
Экскурсия в природу.
3.1 Наблюдение осеннего леса.
2
3.2. Сбор природного материала:
Листья разных деревьев;
Желуди, веточки и коряги, шишки;
Ракушки, камешки природные и декоративные сухоцветы.
Мох, семечки подсолнуха, арбуза, дыни, фасоль, семена растений, деревьев.
8
8
3.3. Обмен впечатлениями. Выставка рисунков.
4
4
Осенняя фантазии.
4.1.Осень в лесу.
4
1
4.2. Осенняя фантазия на листьях.
5
4.3.Аппликация «Курочка» из фасоли.
5
4.4. Цветы «Астра», «Хризантема» из листьев, елочных иголок.
5
4.5. Рыбка из сухих листьев.
5
4.6.Ежик из шишек.
5
4.7. Мишка из шишек.
5
4.8. Птица с птенцами из природного материала.
1
6
4.9. Декоративная тарелочка из сухих листьев, ягод, цветов.
8
4.10. Виноград из желудей.
2
4
4.11. Ветка оливы из желудей.
8
4.12. «На лесной тропинке» из природных материалов.
4
4
4.13.Подготовка и оформление выставки «В гостях у лесовичка».
4
5
Изготовление декоративной мозаики
5.1. Мандала из шишек, листьев, камушек.
6
5.2 .Панно из природного материала.
5
5.3.Морское панно из ракушек.
1
4
5.4.Осенняя мозаика из листьев.
6
5.5.Уточка из речных ракушек на рельефе пруда.
6
5.6. Водная черепаха..
5
5.7.Новогодние поделки.
7
Заключительное занятие
4
ИТОГО:
16
16
16
16
16
16
16
16
16
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 год обучения.
1. Вводное занятие. 2 ч.
Знакомство с планом работы на год. Экскурсия в природу. Сбор природного материала. Правила поведения в природе. Охрана природы.
2. Поделки из плодов и семян растений. 30 ч.
Сбор необходимых природных материалов. Изготовление открытки аппликации «Мой любимый цветок». (из семян тыквы, арбуза, кукурузы, пшена) Оформление и декорирование открытки, изготовление рамы.
Аппликация «Орнамент» (из семян арбуза, дыни, тыквы)
Аппликация «Матрешка» (из семян растений)
Аппликация «Декоративная ваза» ( из семян растений)
Изготовление вазочек с использованием природных материалов (семена, крупы).
3. Флористика. 26 ч.
Гербарий. Правила сбора и оформления.
Практическая работа.
Экскурсии в природу. Сбор листьев, цветов, необходимых природных материалов. Составление гербария, правила засушивания растений. Оформление и декорирование композиций.
Аппликации «Узор в круге», «Цветы в корзине», «Чайный сервиз», «Космос», «Декоративная тарелочка».
Декоративные аппликации из засушенных растений на тему русских народных сказок: «Маша и медведь», «Царевна-лягушка».
4.Мозаика из яичной скорлупы. 30 ч.
Аппликация как вид изобразительной техники. Мозаичная работа.
Последовательность выполнения аппликации. Выбор сюжета, узора. Составление эскиза к аппликации.
Изготовление панно «Цветы». Поэтапное выполнение работы. Окраска деталей. Сборка элементов панно. Подготовка фона. Оформление рамочки панно. Декорирование и оформление панно.
5.Аппликации из песка. 26 ч.
Знакомство с особенностями материала. Подготовка к работе. Технология окраски песка красителями.
Изготовление серии аппликаций «Мой весёлый зоопарк»: «Слонёнок», «Львенок», «Зебра», «Бегемот», «Дельфин». Поэтапное выполнение работы. Оформление изделий.
Коллективная работа.
Изготовление композиции: «Море». Поэтапное выполнение работы. Изготовление рамочки. Декорирование работы ракушками. Оформление изделия.
6. Изделия из соломки. 28ч.
Знакомство с особенностями материала. Подготовка соломки к работе. Замачивание, разутюживание соломки. Наклеивание на бумагу. Порядок работы. Поделки. Лист клена. Цветок.
Коллективная работа.
Изготовление и оформление панно «Декоративная ветка», «Цветы в вазе».
7. Итоговое занятие. 2 ч.
Выставка, подведение итогов работы за год. Анализ работы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
год обучения
1.Вводное занятие. 2 ч.
Знакомство с планом работы на год. Экскурсия в природу. Сбор природного материала. Правила поведения в природе. Охрана природы.
2. Поделки из плодов и семян растений. 30 ч.
Экскурсия в природу. Сбор необходимого природного материала. Правила поведения в природе. Охрана природы.
Аппликация «Лес», «Колобок», «Ваза с цветами».
Изготовление аппликации «Щенок». Работа с семенами ясеня.
Изготовление панно «Чудо-дерево» (из семян айланта, арбуза, калины). Поэтапное выполнение работы. Оформление рамочки.
3. Флористика. 30 ч.
Экскурсия в природу. Сбор природного материала. Правила составления гербария и засушивания листьев и цветов растений.
Фон, оборудование, окантовка. Составление миниатюр из отдельных частей растений. Аппликации из целых форм растений. Правила составления композиций. Использование семян, косточек, апельсиновой кожуры и других природных материалов для декорирования композиций.
Изготовление композиции «Декоративные цветы». Поэтапное выполнение работы. Сборка и оформление панно.
Изготовление коллективного панно «Бабочка» из семян айланта. Поэтапное выполнение работы. Сборка и оформление панно.
4. Аппликации из песка. 20 ч.
Знакомство с особенностями материала. Подготовка к работе. Технология окраски песка красителями.
Изготовление серии аппликаций «Мой весёлый зоопарк»: «Кенгуру», «Лиса», «Зайчонок», «Медвежонок». Поэтапное выполнение работы. Оформление изделий.
Изготовление композиции «Пейзаж». Поэтапное выполнение работы. Оформление изделий.
Самостоятельная работа по замыслу.
5. Мозаика из яичной скорлупы. 20 ч.
Знакомство с особенностями материала. Приготовление окрашенной скорлупы.
Аппликации «Бабочка на цветке», «Божья коровка», «Перо жар-птицы». Поэтапное выполнение работы. Оформление изделий.
Коллективная работа. Панно «Мечеть». Поэтапное выполнение работы. Оформление и декорирование панно.
Изготовление объемных фруктов: яблоко, апельсин. Обработка изделия, окраска, оформление. Изготовление коллективной работы «Корзина с фруктами».
6 .Поделки из ракушек . 20ч.
Знакомство с особенностями материала. Разнообразие формы, цвета, размера. Особенности работы с данным природным материалом.
Поделки: «Бабочка» . «Сказочные птицы».
Коллективная работа.
Изготовление панно «Морское царство».
7. Поделки из перьев. 20 ч.
Знакомство с особенностями материала. Строение пуха, перьев. Игрушка «Снежинка». Цветы из перьев. Изготовление и оформление букета. Поделка «Райские птицы». Аппликация из перьев «Бабочка».
8. Заключительное занятие. 2ч.
Выставка изготовленных изделий, подведение итогов работы за год. Анализ работы.
Содержание программы
Вводное занятие.
ТБ во время занятий.
Выполнять все действия только по указанию педагога.
Ножницы передавать друг другу острым концом вниз.
При резании бумаги не направлять ножницы к себе или товарищу.
Работать точно и чисто, не оставлять излишков клея.
Хранить иглы в игольнице.
Намазывать клеем ту деталь, которую приклеиваешь.
Не делать резких движений во время работы.
Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.
Пользоваться только исправным оборудованием и инструментами.
Не покидать рабочее место без разрешения педагога.
Требования безопасности в аварийных ситуациях:
При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом педагогу.
При возникновении пожара в кабинете, немедленно прекратить занятия по команде педагога организованно, без паники покинуть помещение.
При получении травмы немедленно сообщить о случившемся учителю.
Требования безопасности по окончании занятий:
После окончания работы произведите уборку своего места.
Вложите ножницы в футляр.
После работы вымыть клеевую кисть тряпочкой.
Проверьте безопасность рабочего места.
После работы вымыть руки с мылом.
Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите педагогу.
Инструктаж по ТБ
Требования безопасности во время работы:
Во время работы соблюдать тишину, быть внимательными и дисциплинированными на занятиях, точно выполнять указание педагога.
Соблюдать порядок на своём рабочем месте.
Не играть колющими и режущими предметами (игла, спицы, ножницы, ножи).
Нельзя пользоваться посторонними предметами, представляющими опасность для жизни детей (фонарики, петарды).
Бережно относитесь к имуществу, находящемуся в кабинете, не рисовать на партах.
Требования в аварийных ситуациях:
При обнаружении неисправностей в электрических устройствах, другом оборудовании кабинета, а также при выявлении пожара, нарушение норм безопасности, травмирования учащихся немедленно сообщить об этом педагогу.
Не устранять неисправности самостоятельно.
Порядок действий при возникновении пожара:
эвакуация из кабинета проходит согласно плану эвакуации школы;
эвакуацию проводит в следующем порядке:
учащиеся ряда у стены, среднего ряда, ряда у окна;
при выходе из класса соблюдать спокойствие, организованность и порядок.
Основные правила пожарной безопасности:
Не играть с открытым огнём (спичками, зажигалками, не жечь бумагу, не зажигать свечи и т.п.)
Пользоваться только исправными электроприборами и электрооборудованием.
Не оставлять без присмотра включенными электронагревательные приборы (утюг, электрический чайник, электроплитку, отопительные приборы и др.).
Не пользоваться без разрешения взрослых горючими и легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, керосином, растворителем, ацетоном, бытовыми аэрозолями и проч.).
Не включать без необходимости газовые плиты и не оставлять без присмотра зажженные газовые конфорки и т.д.
Литература:
Чудеса своими руками. М.В. Бедина. Харьков,2011
Фантазии из природных материалов. Е.Немешаева
Мастерилка. Шишка, желудь и ракушка… Ирина Лыкова. «Карапуз».
Мастерилка. Снесла курочка яичко. Ирина Лыкова. «Карапуз».
Мастерилка. Морская лепилка. Ирина Лыкова. «Карапуз».
Ступеньки к мастерству. Е.А. Лутцева. – Москва, 2003.
Наш рукотворный мир. Конышева Н.М. – Москва, 2002.
Чудесная мастерская. Конышева Н.М. – Ассоциация 21 век.
Поделки из природных материалов. Черныш И.В. Москва,1999