Внеурочная деятельность во 2 классе "Моя малая Родина Хакасия"
Внеурочная деятельность во 2 классе "Моя малая Родина Хакасия"
Данная пограмма по внеурочной деятельности разработана для учеников начальных классов и расчитана на 33 часа в год. 1 час внеделю.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно - историческому наследию наших предков. Воспитание патриотических чувств нужно проводить через осознание ребёнком причастности ко всем процессам , происходящим в родном крае. Только" пропуская" через себя каждое событие, которое было или ещё будет, ребёнок будет осознанно относится и к праздникам наших народоа, и к знаменательным датам нашей страны. Любить свою Родину, свой народ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного фая, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Актуальность краеведения в вопросах воспитания и обучения подрастающего поколения на сегодняшний день представляется особенно значимой. На современном этапе в России значительно активизировались ментальные процессы. Объектом пристального внимания, изучения и исследования являются уникальность, своеобразие, самобытность каждого региона (края).
Учитывая актуальность проблем формирования духовно-нравственного развития детей и обучения способам деятельности в реальной жизни для решения практических задач, определены цели, задачи.
Цели:
воспитание патриотических чувств, формирование патриотического сознания обучающихся, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Республики Хакасия, воспитание любви к природе, родной земли;
формирование способов деятельности информационного самообеспечения во внеурочной деятельности
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
I. Обучающие:
формировать и развивать у обучающихся интерес и любовь к родному краю;
сравнивать, сопоставлять события и факты;
расширять и углублять знания, полученные на уроках чтения, музыки, ИЗО, окружающего мира;
формировать у обучающихся целостное восприятие истории, культуры города как части истории мира;
научить понимать свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовать с ним;
учить осознавать значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;
осваивать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска краеведческой информации;
изучать и практически использовать технологии подготовки и познавательной работы.
II. Развивающие:
развивать аналитическое мышление, устную речь;
формировать умения работы с различными источниками;
формировать умение излагать свои мысли.
III. Воспитательные:
воспитывать интерес к жизни родного города через самостоятельное нахождение нужной краеведческой информации;
воспитывать чувство гордости за земляков, чувство восхищения талантами и способностями знаменитых людей района;
создать коллектив единомышленников – юных краеведов.
Принципы реализации программы:
принцип наглядности;
принцип связи теории с практикой;
принцип научности;
учет возрастных особенностей;
принцип результативности;
принцип актуальности;
принцип межпредметности.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
В результате изучения «Моя малая родина» обучающийся должен:
знать /понимать
свою взаимосвязь с окружающим микромиром;
связь с наследием края; значимости этого наследия для предыдущих поколений; для современных жителей, для России и лично для него: «Я – моё село – мой край – мое Отечество - мир»;
многогранности наследия;
уметь:
приобретать УУД на занятиях краеведения, способствующие переносу УУД на другие учебные курсы (ИЗО, литература, окружающий мир и др.) и внеурочную деятельность;
видеть и извлекать из объекта информацию, оценивать его;
- организации самостоятельной учебной деятельности;
- оценки результатов своей деятельности и своих способностей.
Содержание тем курса:
Тема 1: «Встреча с краеведением» (3ч)
1.Введение. Что изучает краеведение. Основное понятие «малая родина». Мой край на глобусе и карте.
2.Школьный краеведческий музей – источник краеведческой информации.
3.Информационно-библиотечный центр – источник краеведческой информации.
Форма проведения: экскурсия в школьный музей, экскурсия в школьную библиотеку.
Тема 2: “ Род и родословная ”.(4 ч)
1.Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Моя семья. Семейные традиции. Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»
2.Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся, кем работают их родители. Увлечения членов моей семьи.
3.Дом, в котором я живу. Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
4.Я и моё имя.
Тема 3. «Моя школа» (3 ч)
1.Моя школа - мой дом. Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).
2.Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, исследовательская работа.
3.Экскурсия около школы. Конкурс рисунков «Моя школа».
Тема 4. «Моё село» (9ч)
1.Моё село – Балыкса. История села.
2-3.Любить своё село – значит быть ему полезным .Оказание конкретной посильной помощи: трудовой десант, оказание помощи пожилым людям, участникам Великой Отечественной войны.
4.Улицы моего села. Экскурсия по улицам села. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Историческое прошлое нашего села.
5-6.Топонимика села Балыкса. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
7. Творческая работа «Загадочный мир названий». Происхождение и объяснение наиболее значимых названий .
8.Их именами гордится наше село.
9.Героические годы. Книга Памяти Балыкса. Экскурсия в центр села, к памятнику.
Тема 5. Мой район - Аскизский. (4ч)
1.Откуда пошла земля Аскизская.
2Знаменитые люди земли Аскизской.
3-4.Праздники земли Хакасии.
5.Герб Аскизского района, герб республики Хакасия.
Тема 6. Моя республика Хакасия (10ч)
1.Что такое Тасхыл. Музыкальная композиция «Мой край».
2.Заповедники и заказники.
3.Реки и озёра Хакасии.
4. «Мир живой природы нашего края» Растительный мир.
5.Животный мир Хакасии. Красная книга Хакасии. Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир родного края.
6.Видовой состав растительного и животного мира нашей природной зоны; численность животного мира нашего края (много, мало);
7.Жживотный мир рек, водоемов;
8.Что даёт наш край стране. Знакомство с сельским хозяйством края, его индустрией, предприятиями, их история.
9.Наш край богат талантами.
Литературное творчество Хакасии. Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
10.Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.
Наш край в годы Великой отечественной войны. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта. Экскурсия к местам боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.
Учебно-тематический план курса
№ п\п
Тема занятия
Кол-во
часов
Тема 1.«Встреча с краеведением»
1.
Введение. Что изучает краеведение. Основное понятие «малая родина». Мой край на глобусе и карте.
1
2.
Школьный краеведческий музей – источник краеведческой информации
1
3.
Информационно-библиотечный центр – источник краеведческой информации
1
Тема 2. «Род и родословная»
4.
Моя родословная
1
5.
Моя семья. Семейные традиции. Профессии в моей семье. Увлечения членов моей семьи.
1
6.
Дом, в котором я живу.
1
7.
Я и моё имя.
1
Тема 3. «Моя школа»
8.
Родная школа (экскурсия) Моя школа - мой дом.
1
9.
Экскурсия около школы
1
10.
Конкурс рисунков «Моя школа»
1
Тема 4. «Моё село»
11.
12.
Моё село – Балыкса. История села.
Любить своё село – значит быть ему полезным.
2
13.
Улицы моего села. Экскурсия по улицам села.
1
14
Доклады на тему моя улица
1
15.
Их именами гордится наше село.
1
16
Хакаские читки. (по сказкам Хакасии)
1
17.
Михаил Косаткин - наш земляк (знакомство и рассказы родственников Гордиенко СП, , Желтенко ГД
1
18.
Наши земляки «Авганцы»
1
19.
Героические годы в ВОВ. Экскурсия в центр села, к памятнику.
1
Тема 5. Мой район - Аскизский
20.
Откуда пошла земля Аскизская
1
21.
Знаменитые люди земли Хакасия
1
22.
Рождественские чтения.
1
23.
Герб района
1
Тема 6. Моя республика - Хакасия
1
24.
Что такое Хакасия. Музыкальные композиции
1
25.
Заповедники и заказники. Реки и озёра Хакасии.
1
26.
27.
«Мир живой природы нашей республики» Растительный мир Хакасии.