"Тропинка к своему Я" (рабочая программа по психологии для начальной школы)
"Тропинка к своему Я" (рабочая программа по психологии для начальной школы)
Рабочая программа разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой, Москва, 2001. Программа предназначена для обучающихся 1 классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Тропинка к своему Я" (рабочая программа по психологии для начальной школы)»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная
школа №2 п. Спирово
Тропинка к своему Я
(рабочая программа по психологии для начальной школы)
Исполнитель:
Разумова Марина Владимировна,
Педагог СОШ № 2
п. Спирово
2015 г.
Пояснительная записка
Тропинка к своему Я
Рабочая программа разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой, Москва,2001.
Программа предназначена для обучающихся 1 классов.
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
-осознание себя с позиции школьника
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния
- способность справляться со страхами, обидами, гневом
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам
- умение справляться с негативными эмоциями
- стремление к изучению своих возможностей и способностей
- успешная адаптация в социуме.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.
4.Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
7.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс психологических занятий «Тропинка к своему Я» изучается детьми семи лет по одному часу в неделю (37 ч. в год).
Общая характеристика предмета:
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:
аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развёртывание темы.
3.Индивидуализация темы.
4.Завершение темы
Формы организации учебного процесса:
Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.
Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.
Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
учиться исследовать свои качества и свои особенности
учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
учиться наблюдать
моделировать ситуацию с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
учиться работать в паре и в группе
выполнять различные роли
слушать и понимать речь других ребят
осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
Содержание программы
Содержание программы для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Первый класс
Раздел 1.Мои чувства (16 часов)
Что такое психология и зачем она нужна человеку? Психология изучает чувства и мысли людей, чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг другу.
Радость. Радость можно выразить мимикой. Мимика выражает наши мысли и чувства. Мимика помогает лучше понять собеседника.
Жесты. Передать радость другому человеку можно с помощью жестов. Мимика и жесты –наши первые помощники в общении.
Страх. Какие бывают страхи? Как справиться со страхом?
Гнев. Гнев как выражение чувств: страх и обида часто вызывают гнев.
Как справиться с гневом?
Может ли гнев принести пользу?
Разные чувства . Как можно выразить свои чувства?
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга (6 часов)
Что такое качества людей и какие они бывают? Какие качества окружающим нравятся, а какие –нет?
Как мы видим друг друга?
Способность поставить себя на место другого помогает лучше понять друг друга.
В каждом человеке есть « тёмные» и «светлые» качества. Самое важное качество.
Кто такой сердечный человек.
Кто такой доброжелательный человек. Трудно ли быть доброжелательным человеком?
Раздел 3. Какой Я – какой Ты (9 часов)
Люди отличаются друг от друга своими качествами. У каждого человека есть много разных положительных качеств.
Как научиться находить положительные качества у себя?
Как правильно оценить себя?
Как распознать положительные качества у других людей?
Когда стараешься лучше понять другого человека, возникает чувство симпатии, сопереживания. А это важно при общении с окружающими.
Какие качества нужны для дружбы?
Раздел 4. Трудности первоклассника (6 часов)
Школьные и домашние трудности. Как с ними справиться?
Какие я знаю способы борьбы с трудностями: обратиться за помощью, вспомнить свой прошлый опыт, договориться, изменить своё отношение к проблеме, понять, что трудности встречаются в жизни всех первоклассников. Главное- помнить, что я живу среди людей, и каждый мой поступок и желание отражается на людях, где бы я ни находился: в школе, дома, на улице.
Учебно - методическое обеспечение программы
Ведение курса психологических занятий обеспечивается следующими пособиями:
1.О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников.
Москва, «Генезис», 2011.
Тематическое планирование
Раздел1. Мои чувства (занятия 1 – 13)
№
п/п
Тема занятия
Количество
часов
Характеристика деятельности учащихся
Примечания
Универсальные учебные действия
(УУД)
1.
Знакомство. Введение в
мир психологии
1
Познакомиться с новым предметом, учителем и одно
классниками.
Познакомиться с понятиями «мимика», «жесты», «эмоции», «чувства».
Описывать свои чувства и состояние и сравнивать их с чувствами партнёров по общению.
Осваивать правила общения со сверстниками ..
Беседа «Введение в мир психологии»Упр. « Знакомство», «Имя оживает», «Рисунок имени», «Зоопарк», «Зайчик испугался- зайчик рассмеялся», «Собираем добрые слова», «Передай сообщение», «Пойми меня», «Страшное и смешное», «Придумай весёлый конец».
Работа со сказкой.
Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками.
Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Различать эмоции радости, страха, гнева.
Доверительно и открыто говорить о себе и своих чувствах.
2.
Радость. Что такое мимика
1
3.
Радость. Как её доставить другому человеку.
2
4.
Жесты.
1
5.
Радость можно передать прикосновением
1
6.
Радость можно подарить взглядом
1
7.
Страх.
1
8
Страх. Его относительность
1
9.
Как справиться со страхом.
1
10
Гнев. С какими чувствами он дружит?
1
11
Как справиться с гневом?
1
12.
Может ли гнев принести пользу?
1
13
Разные чувства.
3
Раздел2. Чем люди отличаются друг от друга (занятия 14 – 17)
14
Качества людей
1
Познакомиться с понятием «качества людей»
Анализировать свои поступки и поступки других людей и учиться объяснять их с помощью учителя.
Работать с пословицами о лучших человеческих качествах.
Упр. «Отношения», «Придумай и отгадай», «Снежная королева», «Ладошка»,
«Мы похожи -мы отличаемся». Работа со сказкой.
Извлекать с с помощью учителя необходимую информацию из текста сказки.
Учиться исследовать свои качества и свои особенности.
15
Люди отличаются друг от друга своими качествами
2
16
В каждом человеке есть «светлые» и «тёмные» качества
2
17
Как мы видим друг друга
1
Учиться работать в парах.
Раздел 3. Какой Я – какой Ты? (занятия 18 – 22)
18
Какой Я?
2
Описывать своё настроение.
Учиться правильно выражать свои чувства в общении с другими людьми.
Уметь оценивать свой результат с помощью учителя. Учиться находить положительные качества у себя и у других людей. Учиться договариваться и уважать разные мнения
19
Мой автопортрет
1
20
Моё настроение
2
21
Какой ты?
2
22
Я и другие
2
Раздел 4. Трудности первоклассника (занятия 23-27)
23
Трудности первоклассника в школе, дома, на улице.
1
Осваивать правила поведения в разных ситуациях: в школе, дома, на улице, в общественных местах.
Работать с иллюстрациями. Находить необходимую информацию.
Моделировать ситуацию.
Разминка «Разнообразие характеров».
Упр. «Копилка трудностей», «Театр».
Рисование «Трудные ситуации первоклассника».
Работа со сказкой.
Конкурс достижений.
Учиться осознавать свои трудности и стремиться преодолевать их.