Согласовано : Утверждаю :
с зам. директора по УВР директор МБОУООШ № 110
Евтеева Е.В. Азанов В.Ю.
Ф.И.О. Ф.И.О.
Дата , роспись Дата , роспись
Программа
По ритмике
Для 3-4 класса коррекциооно-развивающего обучения
На 2014/15 учебный год
Автор
Морозова Наталья Алексеевна
Учитель физической культуры
Высшая квалификационная категория
г. Челябинск 2014 г.
Перечень нормативных документов, определяющих содержание образования.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего (полного) образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004, №1089).
2. Приказ МОиН РФ 27.12.2011 г. № 2885 (Зарегистрирован Министерством России 21.02.2012 № 19776) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 06.10.2009 №373 в 2013-2014 учебном году в 1-3-х классах реализуется федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.10.2011 г. № 19-255 « О направлении рекомендации» (Рекомендации по совершенствованию преподавания физической культуры в специальных (коррекционных) заведениях).
5. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2009-2010 учебный год» от 06.05.2009г. №01-269.
6. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31.07.2009. № 103/3404.
7. Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области о преподавании учебного предмета «Физическая культура» в 2010-11 гг. от 28.06.2010. №103/3073.
8. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2013 №03-02/5639 «О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в 2011-2012 учебном году»
9. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 18.07.2011 г. № 103/4286 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011 – 2012 учебном году»;
10.Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
11. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 - 11 классов общеобразовательных школ. В.И. Лях; А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2012 г.
12.Рабочие программы. Физическая культура . В.И. Лях. М. Просвещение 2012 .
13. Положение «О порядке разработки рабочей программы по учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)» приказ № 8А от 10.09.2012г.
14. Школьный учебный план на 2014 – 2015 учебный год.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 889 от 30.08.2010 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» содержание образования по физической культуре с учетом введения третьего часа определяется общеобразовательными программами, разрабатываемыми образовательными учреждениями самостоятельно на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования и примерных основных образовательных программ. На ступени начального общего образования целесообразно вводить общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения ритмической гимнастики по упрощенным правилам. В связи с этим третий урок физической культуры реализуется через введение предмета «Ритмика» в коррекционно-развивающей области. Коррекционный курс «Ритмика» вводится с целью развития пространственных представлений, координации движений, улучшения осанки обучающихся, а также с целью коррекции отклонений в развитии моторной и речемоторной деятельности обучающихся.
Пояснительная записка, обосновывающая выбор
программы с учетом:
На выбор образовательной программы повлияло:
контингент учащихся, поступающих в школу
обеспеченность школы материально-технической базы.
обеспеченность школы УМК.
составление УМК с возрастными и психологическими особенностями учащихся, целям и задачам обучения по внеклассной работе, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
потребность родителей к получению качественных навыков и умений по ритмике и народным танцам.
Количество часов по учебному плану: 34 часа. В неделю 1 час.
1 четверть- 9 часов.
2 четверть - 8 часов.
3 четверть - 8 часов.
4 четверть - 9 часов.
РИТМИКА
Пояснительная записка.
Характерные для детей с задержкой психического развития особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции на уроках ритмики. Специфические средства воздействия на обучающихся, свойственные ритмике, способствуют общему разностороннему развитию школьников, преодолению отклонений в психическом и физическом развитии. Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность обучающихся. Основными задачами уроков являются: приобщение детей к музыке, обучение их воспринимать на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального «языка», как звуковысотность, ладовая окрашенность, метроритм, динамика, темп. Дети усваивают несложные музыкальные формы, у них развивается чувство ритма, музыкальный слух и память, совершенствуются музыкально-эстетические чувства. Эти задачи решаются через овладение обучающимися разнообразными формами движения: выполнение с музыкальным сопровождением ходьбы, бега, прыжков, поскоков, гимнастических и танцевальных упражнений. Сюда же входят ритмические упражнения с звучащими инструментами: погремушками, дудками, барабанами и т. п. Овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность способствует формированию четкости, точности движений, что сказывается на всей учебной деятельности школьников.
Занятия ритмикой способствуют формированию положительных качеств личности. Дети активны на занятиях, проявляют инициативу и находчивость при выборе форм движения, поставлены перед необходимостью совместной, коллективной деятельности с ее важнейшими воспитывающими функциями.
Занятия ритмикой положительно влияют на развитие мышления детей: каждое задание нужно понять, осознать правила игры, осмыслить свое место в ней, свою роль; надо правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность; наконец, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Следует отметить, что эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников.
Бесспорно также воздействие этих уроков на формирование произвольного внимания обучающихся, на развитие их памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность.
Музыкальные произведения, кроме эмоционального воздействия, оказывают на ребенка организующее и дисциплинирующее влияние благодаря присутствующему в них ритму. Ритм пронизывает весь урок, регулирует движения, благодаря ему вялые и расплывчатые движения детей становятся четкими и целесообразными, преодолевается хаотичность, суетливость действий, нормализуется двигательное беспокойство. Известно, что при сильном возбуждении дети особенно восприимчивы к музыке и ритму. Для снятия чрезмерной возбудимости и нервозности полезно использовать лиричную музыку, спокойные и мелодичные музыкальные образы либо, наоборот, яр кую бравурную музыку, заражающую детей своим настроением, организующую их деятельность. Ученики, отличающиеся особой робостью и боязливостью, в условиях коллективной деятельности поддаются общему настроению и постепенно включаются в работу.
Вялость мышечного тонуса или, наоборот, неестественная его напряженность, плохая координация, неловкость движений со временем нормализуются благодаря системе музыкально-ритмических упражнений. На занятиях по ритмике резкие динамические контрасты в музыке помогают ученикам двигаться энергичнее, активнее, преодолевать вялость мышц. Излишняя напряженность снимается упражнениями, сопровождаемыми плавной, протяжной музыкой. При этом дети должны научиться различать напряженное и ненапряженное состояние мышц, ощущать свою позу, направление движения.
Для совершенствования координации движения с музыкой необходимо добиваться точного совпадения начала движения с началом музыки, а также воспитывать понимание устремленности музыкальной фразы к завершению — к тонике — и добиваться четкого окончания движения с окончанием музыки. Дети должны уметь изменить характер движения с изменением динамических оттенков музыки, своевременно отразить в движении смену музыкальных темпов. Все это способствует преодолению характерных для детей недостатков внимания. У них развивается наблюдательность, повышается скорость реакции.
Учитывая состояние физического развития детей, учитель чередует на уроке нагрузку и отдых, напряжение и расслабление. Постепенно ученики физически и эмоционально привыкают к увеличению напряжения „ мобилизуют себя на продолжительную произвольную деятельность, что благотворно сказывается потом на других уроках.
Особенностью урока ритмики, в свете его коррекционных задач, является положительный эмоциональный фон всей деятельности обучающихся, который должен быть обеспечен тщательным подбором музыкального репертуара, умелым планированием урока, правильным отношением учителя к достижениям каждого ученика. На занятиях необходимо непременное поощрение малейших успехов учеников, максимальная помощь в преодолении индивидуальных затруднений, терпеливое, щадящее отношение к детям. Не допускаются отрицательная оценка неудачных и ошибочных движений детей, резкий или повышенный тон, привлечение внимания коллектива к отдельным школьникам в случае их неуспехов. Дети должны испытывать радость от предоставленной им возможности выразить себя в движении, передать движением свои чувства, переживания, свое понимание музыкального образа.
Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки. При этом формирование и отработка основных двигательных навыков, как и овладение основными музыкальными понятиями и умениями, осуществляются на занятиях физкультурой и музыкой. На уроках ритмики происходит дальнейшее практическое освоение этих понятий, умений и навыков в специфической форме музыкально-ритмической деятельности.
Вместе с тем при планировании работы учитель может исходить из требований, указанных в программе по физкультуре для соответствующего класса, и использовать на уроках разучиваемые детьми песни и прослушанные произведения, обозначенные в программе по музыке.
Программа по ритмике предназначена для начальных классов, рассчитана на 34 ч в год и содержит 4 раздела: «Ритмико-гимнастические упражнения»; Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами»; * Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку»; «Народные пляски и современные танцевальные движения». На каждом уроке осуществляется работа по всем четырем разделам программы. Однако в зависимости от целей и задач конкретного урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени (по собственному усмотрению), имея в виду, что в начале и в конце каждого урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Ритмико-гимнастические упражнения.
Ритмико-гимнастические упражнения, являясь организующим моментом, проводятся обычно в начале урока. Они включают гимнастическую ходьбу, бег, поскоки с хлопками и без них, переноску предметов и служат для укрепления мышц шеи, плечевого пояса, рук и ног, мышц туловища, для выработки осанки, исправления таких недостатков, как косолапость, шаркающая походка и т. п.
В этот же раздел входят упражнения на развитие ловкости, равновесия, динамической и статической координации. К ним относятся шаги и прыжки через обруч, палку или качающийся канат, повороты на пальцах, бег между кеглями. Упражнения на развитие статической координации, которые можно выполнять стоя на обеих или на одной ноге, с открытыми, а затем с закрытыми глазами, используют в заключительной фазе урока, так как они содействуют успокоению, развивают способность управлять своим телом, ориентироваться в пространстве, закалять волю.
Упражнения и сопровождающие их музыкальные ритмы используются в порядке постепенного усложнения, так что дети постепенно осваивают их, испытывая радость от достижения успеха. Упражнения строятся на чередовании различных музыкальных сигналов. Например: громкое и тихое звучание (громкое топанье и мягкий «кошачий шаг»); чередование темпа (быстрое и медленное хлопанье или поскоки);
различение по высоте тона (движения в противоположных направлениях) и т. п. В таких упражнениях у детей вместе с воспитанием наблюдательности и внимания развивается быстрота реакции, совершенствуются способности дифференцировок.
В этом разделе работы полезно использовать мячи, шары, флажки и тому подобные предметы, а также гимнастическую скамью (широкую и узкую), шведскую стенку и др.
Детей надо приучать к организованному и бережному обращению со снарядами, добиваясь дисциплинированности при использовании названных выше предметов, предохранять детей от переутомления при возрастающей нагрузке, в случае необходимости (например, при соскоках со шведской стенки) обеспечивать страховку.
Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами.
Для этого раздела работы используются детские музыкальные инструменты: металлофоны, барабаны, бубны и др., а также любые другие звучащие предметы: погремушки, дудки, колокольчики, треугольники, ложки, хлопушки, самодельные коробки с горохом и т. п. (игрушечные пианино и гармошки не рекомендуются из-за их различной звуковысотной настройки). Большинство упражнений с звучащими инструментами проводится в сопровождении фортепиано или аккордеона.
Упражнения на детских звучащих инструментах развивают чувство ритма, повышают внимание, скорость реакции, развивают способность дифференцировок на слух.
Вначале дети знакомятся с каждым инструментом и его возможностями в отдельности, учатся обращению с ним. Их упражняют в реакции на музыку (совместное начало и окончание звучания, передача динамических оттенков, чередование длительности звучания и пауз, чередование темпов и т.п.) - Такие упражнения многократно повторяются, их сложность постепенно нарастает, развиваются навык обращения с инструментами и чувство ритма. Упражнения с инструментами можно выполнять сидя на полу или на стульях, стоя, в движении, поодиночке, парами, группами, целым классом. Сначала все упражняются на одном и том же инструменте, воспроизводят ритмы хорошо знакомых музыкальных произведений, при этом должны обнаружить понимание сильной доли такта, слабых долей, простых мелких долей.
Пониманию сильных долей способствует освоение такого, например, инструмента, как барабан. Дети учатся правильно держать палочки, мягко ударять ими по звучащей поверхности. С палочками выполняют различные упражнения: ударяют их друг о друга, об пол, о другой предмет, вслушиваясь в звучание. Барабан используют и для развития мелкой моторики путем таких упражнений, как щелчки разными пальцами, удары кончиками или косточками пальцев, свободные удары тыльной стороной ладони. Все упражнения надо учиться выполнять и правой и левой рукой.
По мере овладения инструментами становится возможным их комбинированное использование, создание ансамблей и оркестра. Например, воспроизведение сильных долей можно поручить тем, кто играет на барабане, а слабые доли исполняют другие ученики на погремушках или треугольниках. Включение инструментов, обладающих звуковысотной настройкой, например металлофонов, возможно при определенном уровне овладения знаниями и умениями на уроках музыки либо при наличии у детей специальных музыкальных способностей и навыков.
Возможны такие упражнения, когда при исполнении одного произведения каждый ученик использует несколько инструментов. Темп исполнения в таких случаях сначала должен быть замедлен, при смене инструментов возможны остановки. Постепенно дети привыкают к тому, в какой последовательности включаются в исполнение инструменты, как они расположены вокруг них на полу, какой рукой и как их надо вовремя взять. Тогда произведение может звучать в нормальном темпе. Трудности возрастают, если затем использовать инструменты в другой последовательности.
В некоторых упражнениях дети повторяют на инструменте ритмический рисунок, воспроизведенный учителем или одноклассниками, сами создают ритмические рисунки. Совместное прослушивание и передача ритма повышают внимание обучающихся и чувство ответственности перед товарищами за свое участие в общем исполнении.
В 3 и 4 классах используют сформированное у детей на уроках музыки умение читать нотные знаки. Выписанные на доске или на отдельных листах партии каждой группы инструментов будут служить опорой для участия в наиболее сложном виде деятельности — игре в оркестре и исполнении канонов.
В упражнениях со звучащими инструментами дети активно приобщаются к искусству, учатся выражать себя в нем, участвуют в совместном исполнении произведений. Это является мощным средством эстетического воспитания школьников и формирования способности активной творческой совместной деятельности.
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку
В этот раздел входят разнообразные упражнения, включающие движения подражательного характера либо раскрывающие содержание музыкальной пьесы или песни. Сюда же относятся свободные формы движения, самостоятельно выбранные детьми, чтобы передать собственное эмоциональное восприятие музыкального образа. Прежде чем дети начинают двигаться, учитель знакомит их с музыкой, в краткой беседе помогает понять содержание песни, характер произведения в целом и отдельных его частей, тем, т. е. направляет воображение детей, оживляет их эмоциональную память, однако движения им не подсказывает. В противном случае у детей вырабатываются двигательные шаблоны, они теряют возможность двигаться, как хотят. При необходимости учитель может оказать помощь в такой примерно форме: «Двигаться так, чтобы было видно, что ты маршируешь, как солдат»; или: «...что ты тренируешься на спортплощадке»; или: ♦ ...что ты играешь роль клоуна». Подобные упражнения повышают творческую активность и фантазию школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность, прилагать совместные усилия к решению задачи и доставляют им особую радость. В этих упражнениях преодолевается скованность обучающихся, повышается возможность приспосабливать свои действия к данным условиям и ситуациям, возрастает осознание ответственности за свои действия перед товарищами.
Музыка, используемая в данном разделе работы, должна быть доступна детям, ярко ритмична, мелодична. Целесообразно для этого привлекать песни и произведения, указанные в программе по музыке для пения и слушания; полезно чаще прослушивать одни и те же пьесы, тогда глубже понимается их содержание. Тексты песен должны быть хорошо знакомы ученикам, чтобы их можно было при желании напевать или петь хором, сопровождая движения. Это способствует созданию радостной атмосферы на уроке. Для успешной работы чрезвычайно важно тщательно подбирать музыку, чтобы дети смогли выполнять такие подражательные движения, как, например, «маятник», «деревья под ветерком», «полет птиц» и т. п.; или участвовать в играх: «Колыбельная кукле», «За работу, лесорубы» и т. п.; или свободно изображать действия на темы: «Мы бегаем по лужам», «Мы собираем цветы для букета», «Игра в снежки», «На параде» и т. п. Ученики могут полнее воплотить свои замыслы с помощью мимики и жестов.
С возрастом дети приобретают способность к сценическому действию под музыку. Сначала учитель делит их на две-три группы, знакомит с произведением двух-, трехчастной формы или с произведением, содержащим несколько контрастных, разнохарактерных тем, и выясняет, как они понимают характер каждой части, каждой темы. Как правило, учитель выслушивает мнение двух или трех учеников о том, как они представляют себе темы, предлагает остальным высказать свои критические замечания, следя за тем, чтобы фантазия детей содержала доступные для воплощения образы. После этого каждая группа обучающихся выполняет под музыку различные действия, раскрывающие ту или иную сценическую ситуацию (например, «Гуси и волки»). На следующем этапе можно распределить роли среди учеников. Исполнение той или иной роли заставляет ребенка вживаться в образ, управлять своим поведением, подчинять себя правилам игры, что чрезвычайно важно в воспитательном отношении. В качестве примера можно назвать инсценирование песни JI. Книппера (сл. А. Коваленкова) «Почему медведь зимой спит». Дети, выполняющие роли главных действующих лиц — медведя, лисы, дятла, и все остальные ученики, изображающие деревья в лесу, поют известную школьникам песню и своими движениями стараются передать ее содержание. Учитель объединяет усилия учеников, разбирает с ними ролевое участие каждого в отдельности и всех вместе. Так же обстоит дело и со сценическим изображением хорошо знакомых детям сказок в сопровождении подобранной учителем музыки.
Отработанные сценические музыкальные постановки можно исполнять на детских утренниках с использованием элементов костюма и реквизита.
В этот же раздел входит исполнение отсроченных движений (аналогичное понятие в музыке — каноны): несколько групп учеников выполняют одни и те же простые движения (например, ходьба вдоль стен, змейкой, по кругу и т. п.), однако группы вступают в действие через определенные интервалы и строго ведут свою «партию». Исполнение отсроченных движений повышает чувствительность к ритму, способность своевременно включиться в деятельность, развивает внимание. Дети легче овладевают этими упражнениями, если вместе с движением поют.
Народные пляски и современные танцевальные движения
Подготовка к работе по этому разделу проводится в любой части урока. В занятия включаются и отрабатываются отдельные танцевальные движения (не более четырех-пяти наименований за учебный год).
Народные пляски и танцы приобщают детей к народной культуре, заражают их оптимизмом, создают положительные эмоции. Работа по этому разделу программы всегда вызывает радость детей, помогает развитию у них эстетического чувства, способствует формированию коллективистских начал во взаимоотношениях, повышает культуру поведения. Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения детей между собой. В работе используются хороводы, общие (массовые) пляски, парные танцы. В них дети учатся внимательно относиться к партнеру, находить с ним общий ритм движения, при смене и передвижке партнеров терпеливо относиться к тем ученикам, у которых имеются какие-либо индивидуальные затруднения.
Овладевая простыми танцевальными движениями, воспроизводя их, дети приучаются различать разнохарактерные части музыкального произведения, передавать пластикой их содержание, точно начинать и заканчивать движение.
Следует добиваться, чтобы дети так овладевали движениями, что могли бы двигаться в танце свободно и непринужденно. Вместе с двигательными навыками они должны усвоить термины «шаг польки», «переменный шаг галопа» и др.
В учебный план включены 1 урока ритмики в неделю. Желательно, чтобы учитель, ведущий эти уроки, владел музыкальным инструментом — роялем, аккордеоном или баяном. Использование грамзаписи возможно лишь на некоторых этапах урока — для сопровождения отработанного танца, разученных игр и инсценировок. В остальных случаях учитель должен произвольно изменять темп, динамические оттенки, продолжительность звучания музыки и т. п. в соответствии с задачами и целями, с педагогической целесообразностью каждого этапа урока.
Ученикам необходимо для урока ритмики иметь тапочки и гимнастическую форму, которую можно заменять костюмом, используемым для занятий в хореографических кружках.
Уроки должны проводиться в специальном или приспособленном просторном помещении, отвечающем по санитарно-гигиеническим характеристикам тем требованиям, которые предъявляются к помещениям для подобных занятий.
В помещении должен находиться музыкальный инструмент, гимнастические скамейки, шведская стенка, стулья для отдыха детей и для сидячих упражнений, желательно — ковер или индивидуальные коврики-подстилки (многие задания полезно выполнять сидя на полу).
Оборудование, необходимое для проведения уроков ритмики: мячи и шары разных размеров и разного цвета, флажки, ленты, косынки, обручи, булавы, кегли, скакалки, гимнастические палки, погремушки, дудки, колокольчики, барабаны, металлофоны, бубны, треугольники, трещотки, ложки, хлопушки и т. п. — в количестве по 12 предметов или инструментов, т. е. для каждого ученика. названия простых танцевальных шагов (мягкий, на полупальцах, приставной, переменный, галоп). Обучающиеся должны уметь:
выполнять основные движения и общеразвивающие упражнения с предметами и без них под музыку преимущественно на 2/4 и 4/4;
слышать изменения звучания музыки и передавать их изменением движения;
повторить на звучащем инструменте простейший ритмический рисунок;
выполнять простейшие подражательные движения; участвовать в четырех-пяти плясках.
3 класс
(34 ч, 1 ч в неделю) Ритмико-гимнастические упражнения
Совершенствование навыков правильного выполнения основных движений под музыку преимущественно на 2/4 и 4/4 — ходьбы, бега, прыжков, поскоков. Сохранение и быстрое изменение темпа и характера движения с изменением темпа или характера музыкального сопровождения. Включение в движение одновременно с началом звучания музыки и прекращение движения с окончанием музыки. Движения и упражнения, требующие внимания и координации движения рук и ног. Ходьба и бег в колонне по одному, парами, по четыре — с соблюдением дистанции, врассыпную. Бег между предметами, не задевая их, не наталкиваясь на товарищей. Перестроение на ходу в колонне, изменение направления движения с изменением движения мелодии, нахождение определенного места в помещении.
Четкое и ритмичное выполнение под музыку обще- развивающих упражнений, указанных в программе по физкультуре, с использованием предметов и без них. Бросание, катание, передача и т. п. мячей разной величины, обручей, булав, использование скакалки для различных прыжков под музыку.
Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами
Использование инструментов, знакомых по прошлому году и новых, для передачи сильных и слабых долей в произведениях. Использование поочередно нескольких инструментов в одном произведении. Создание и повторение заданного ритмического рисунка.
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку
Подбор с помощью учителя свободных движений под музыку разного характера после объяснения темы. Передача различными формами движения (взмахом, прыжком, расслаблением, переменой направления) динамических акцентов музыки, отрывистости (стаккато), связности и плавности (легато), восходящей или нисходящей линии мелодии.
Подражательные движения, игры под музыку, игры с пением, инсценирование доступных песен.
Упражнения в отсроченном движении под музыку типа двухголосного канона.
Народные пляски и современные танцевальные движения
Танцевальные движения, отработанные в предыдущем учебном году; знакомство с новыми элементами танца и движениями: бег мягкий, перекатный, острый, с высоким подниманием бедра. Пружинные шаг и бег, полуприседание. Шаг с носка на пятку, скользящий шаг, поскок. Поочередное выставление и выбрасывание ноги на пятку вперед и в сторону, на носок вперед, в сторону, назад. Повороты кистей, плавное поднимание и опускание рук вперед, вверх, в стороны. Шаги польки вперед и назад. Основные шаги местных народных танцев.
Танцевальные композиции русского танца, круговые пляски, движения под современные ритмы.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:
термины, определяющие характер музыки (5—6 определений);
термины, связанные с различными перестроениями;
названия различных танцевальных шагов (5—6 названий).
Обучающиеся должны уметь:
начать и закончить движения одновременно с началом и окончанием музыкальной фразы;
обращаться с четырьмя-пятью звучащими инструментами в отдельности;
передавать движением или на инструменте сильную и слабые доли такта;
свободно двигаться под музыку различного характера;
участвовать в пяти-шести новых плясках.
4 класс
(34 ч, 1 ч в неделю) Ритмико-гимнастические упражнения
Основные движения под музыку на 3/4, различение на слух двух-, трех- и четырехдольных размеров. Совершенствование движений под музыку со сменой метроритма, узнавание чередования размеров в произведениях. Ходьба и бег под музыку с изменением темпа движения, с переходом от умеренного к быстрому или медленному темпу. Отражение хлопками, притопами, разными видами ходьбы ритмического рисунка мелодии. Составление простых ритмических рисунков. Упражнения на выработку красивой осанки, на развитие ловкости, равновесия — с подниманием на носки, с подниманием ноги, с закрытыми глазами. Различные упражнения с гимнастическими снарядами (на скамейке, шведской стенке, с мячами, кольцами, лентами и т. п.). Точное начало и окончание движения по звучанию музыки.
Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами
Исполнение различных ритмов на звучащих детских инструментах в медленном и быстром темпе. Передача на различных инструментах основных ритмов знакомых песен и музыкальных пьес. Согласованное звучание инструментов в ансамбле и оркестре, в канонах при исполнении различных ритмов в музыкальных произведениях. Использование нотной записи для игры на инструментах.
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку
Самостоятельный подбор свободных естественных движений под музыку разного характера на определенную тему. Передача различными формами движения крещендо и диминуэндо в музыке, мелодического и ритмического рисунка, темпа, метроритма. Определение регистра звучания и подбор движения соответственно нижнему, среднему и высокому регистру.
Подражательные движения, игры под музыку, игры с пением. Инсценирование песен, простые сценические постановки.
Упражнения в отсроченном движении под музыку двух- и трехголосного канона.
Народные пляски и современные танцевальные движения
Совершенствование танцевальных движений, отработанных ранее. Знакомство с новыми элементами танца и движениями: присядка и полуприсядка на месте и с продвижением, «ковырялочка». Шаг вальса прямой и с поворотом. Разнообразные сочетания отработанных шагов с движениями рук и хлопками.
Различные композиции движений из русских и местных народных танцев. Хороводы и парные танцы. Исполнение разученных танцев.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать: все изученные термины и названия; правую и левую стороны тела, пространства; 2—3 известных танцевальных коллектива, фамилии двух-трех выдающихся деятелей балета; 6—8 плясок и танцев. Обучающиеся должны уметь:
начинать и заканчивать движение или исполнение на звучащем инструменте вместе с началом и окончанием звучания музыки;
выполнять любые гимнастические упражнения с предметами и без них под музыку различного характера, темпа;
отражать изменением движения любые изменения в характере, темпе, метроритме, регистре звучания музыки;
передавать на различных звучащих инструментах ритмический рисунок любых знакомых песен и музыкальных пьес;
участвовать в инсценировании песен, в сценических изображениях музыкальных сказок;
участвовать в различных композициях движений из разученных плясок и танцев;
узнавать звучание общеизвестных народных плясок, популярных вальсов, отрывков из популярных балетов;
бережно относиться к звучащим музыкальным инструментам и аппаратуре, к костюмам, реквизиту.
Приложение
Примеры ритмико-гимнастических упражнений
с мячом
Основные положения рук с мячом: правая (левая) рука с мячом вперед, вверх, вниз, в сторону.
Подбрасывание мяча вверх на различный счет и ловля двумя и одной рукой.
Удары мяча об пол.
Подбрасывание мяча под протянутую вперед руку (правую, левую) и ловля мяча.
Подбрасывание мяча и ловля его при ходьбе, во время бега, на танцевальном шаге.
Перебрасывание мяча с одной руки на другую.
Удары мяча об пол в сочетании с танцевальными шагами.
Удары мяча об пол слева и справа от себя, через ногу.
Перебрасывание мяча друг другу в парах, в круге.
Обмен мячами ударом об пол — на месте и в движении.
Передача мяча по кругу, в шеренге вправо, влево.
То же — перекатывание мяча.
Передача мяча в колонне по одному над головой назад.
Перекатывание мяча от шеренги к шеренге.
Подбрасывание мяча вверх и ловля его после дополнительных движений (после хлопков в ладоши перед грудью, за спиной, сбоку, после приседаний и т. п.).
Различные сочетания упражнений с мячом.
Примеры постановки простых ритмико-гимнастических движений
1. На первую музыкальную фразу — шаг галопа влево, на вторую — шаг галопа вправо, на третью — хлопок в ладоши с шагами вперед, на четвертую шаги назад, на конец фразы — приставить ногу; повторить сначала, окончание периода подчеркнуть прыжком.
2. Стоя в кругу, на начало первой музыкальной фразы — поднять руки вверх, полуприседая, на конец фразы — взяться за руки; на вторую фразу — двигаться вальсовым шагом влево; на третью фразу — повторить движение первой фразы; на четвертую фразу — двигаться вальсовым шагом вправо, на конец фразы — поворот кругом. Затем тот же период сначала, стоя спиной в круг.
Галоп — музыкальный размер 2/4 Выполняется вперед, в сторону, назад. По характеру галоп динамичен, стремителен. Шаг начинается скольжением ноги вперед или в сторону, с легким сгибанием ног в коленях, толчок и отрыв от пола. В безопорной фазе ноги прямые, носки тянем, туловище прямое. При приземлении на одну ногу другая снова скользит по полу, повторяя шаг галопа. Туловище держать неподвижно, голову приподнять. Приземляться мягко на согнутые колени.
Полька — музыкальный размер 2/4. Переменный шаг выполняется легкими прыжками. Начинается шаг легким прыжком на одной ноге, другая вперед - книзу, на счет «И». Приставной шаг выполняется небольшим прыжком. В одном шаге польки два легких прыжка. Полька выполняется очень легко и изящно. Шаг правой голова направо, шаг левой, голова налево.
Шаг польки назад делается шаг правой назад - направо, поворотом головы делается поворот туловища в сторону, тоже с левой ноги.
Шаг польки в сторону с поворотом кругом выполняется, как с переменный шаг с поворотом кругом, с двумя легкими прыжками. Один прыжок на приставном шаге в сторону, легкий прыжок с поворотом кругом при смене ноги.
Вальс — музыкальный размер 3/4. Выполняется вперед, назад, в сторону и в сторону с поворотом кругом.
Вальсовый шаг вперед
1. Из стойки на носках перекатный шаг правой.
2. Шаг левой на носок. 3.Шаг правой на носок 1. Шаг перекатный левой 2. Шаг правой на носок. 3.Шаг левой на носок. Шаги короткие и одинаковой длины.
В вальсовом шаге назад — перекатный шаг правой выполняется назад слегка вправо, перекатный шаг левой назад выполняется слегка влево, добавляется поворот головы и туловища в сторону перекатного шага.
Вальсовый шаг в сторону
1. Стойка на носках перекатный шаг правой в сторону, небольшой наклон туловища и поворот головы в сторону движения.
2. Встать на левый носок скрестно за правой.
3. Приставить правую к левой в стойку на носках, тоже с левой ноги влево.
Вальсовый шаг в сторону с поворотом 3600. Выполняется на 2 такта.
1. Из стойки на носках перекатный шаг правой в сторону.
2. С поворотом направо шаг левой на носок.
3. С поворотом направо приставить правую к левой в сторону на носках.
1. Перекатный шаг левой в сторону.
2. С поворотом направо шаг правой назад на носок.
3. С поворотом направо приставить левую к правой в стойку на носках.
Шаги и повороты выполняются легко и слитно. Движение руками выполняется мягко и слитно, сохранять хорошую осанку, голову приподнять.
Элементы русского танца.
Русский медленный шаг — музыкальный размер 4/4.
А) И.П. О.С.
1. Шаг правой с носка.
2. Шаг левой с носка.
3. Шаг правой с носка, левая сзади на носке.
4. Держать. То же с другой ноги.
Б) 1. Шаг правой с носка.
2. Шаг левой с носка.
3. Шаг правой с носка в полуприсед на ней, поворот головы туловища налево.
4. Легкий удар об пол левой стопой носком наружу. То же с другой ноги.
В) 1. Шаг правой с носка
2. Шаг левой с носка.
3. Шаг правой с носка в полуприсед на ней, поворот туловища и головы налево, на левую ногу, скользя всей стопой по поду, подтянуть к правой.
4. Встать на правую, левую, скользящим движением разогнуть вперед-вниз. Скользящее движение выполняется слитно на 2 такта. То же с другой ноги.
Руки на пояс. 1-2 разогнуть руки вперед ладонями кверху. 3-4 Руки в стороны. Это движение рук с одной ноги, На шаг с другой ноги 1-2 Руки вперед .3-4 Поворачивая кисти ладонями вниз , руки на пояс.
Русский переменный шаг – шаги короче, выполняются на носках, темп движения вдвое быстрее.
И.П.- Руки на пояс.
1. Небольшой шаг правой на носок, слегка отрывая пятку от пола. И небольшой шаг левой на носок, слегка отрывая пятку от пола.
2. Шаг правой на всю стопу, слегка приседая на ней.
«И» 2. Скользящим движение левую ногу вперед – книзу. На 2 счета то же с другой ноги. Поворот туловища и головы, туловища так же, в медленном шаге, делается в сторону, одноименному ноге, которая делает по полу, скользящее движение.
Скрестный шаг в сторону (припадание)
«И» Встать на левый носок, правую в сторон – книзу, вытянуть носок.
1. Перекатный шаг в сторону, приседая на ней.
2. Встать на левый носок скрестно за, правую в сторону – книзу. Следующий перекатный шаг выполняется на правую ногу. Скрестный шаг в сторону делается с правой ноги вправо, С левой ноги влево. При выполнении скрестного шага в сторону носки развернуть наружу. Сгибать и разгибать ноги мягко, эластично. Небольшой наклон туловища и поворот головы выполнять в сторону, одноименную стороне движения. Скрестным шагом поворот на месте – с правой ноги – направо, с левой – на лево.
Литература.
Физическая культура 1-4 класс. В.И. Лях Москва. «Просвещение». 2012 г.
Гармония духа материи А.А. Сапогов Санкт-Петербург. «Гиперион». 2003г.
Художественная гимнастика Л.П. Орлова Москва. «Физкультура и спорт». 1975г.
Танец Е. Васильева Москва. «Искусство» 1968г.