kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Совершенствование общеучебных умений и навыков как одно из эффективных методов повышения качества обучения в дополнительном образовании»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Универсальные умения и навыки - это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Совершенствование общеучебных умений и навыков как одно из эффективных методов повышения качества обучения в дополнительном образовании»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Станция юных техников» (МБУДО «СЮТ)






Статья

«Совершенствование общеучебных умений и навыков как одно из эффективных методов повышения качества обучения в дополнительном образовании»






Составила:

Заместитель директора

Захарова Тамара Григорьевна










Ханты-Мансийск,

2020 г

Стратегическая задача развития дополнительного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения, форм организации образовательной деятельности и достижения его нового качества на основе государственных образовательных стандартов нового поколения.

Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т. е. указывают, как следует выполнять то, или иное умение или навык.

Одним из ведущих элементов являются требования к результатам освоения общеобразовательных программ и построение системы оценки качества образования.

Образовательный процесс осуществляется в непосредственном взаимодействии педагога и обучающегося. Наиважнейшим субъектом, который реально управляет образовательным процессом и непосредственно влияет на его качество, является педагог, поэтому он должен занимать ведущее положение в системе управления качеством образования.

Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у обучающихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия; знания являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения.

Знания и правильно избранный путь их усвоения - предпосылка умственного развития обучающихся. Сами по себе знания еще не обеспечивают полноты умственного развития, но без них последнее невозможно. Являясь составной частью мировоззрения человека, знания в большой мере определяют его отношение к действительности, моральные взгляды и убеждения, волевые черты личности и служат одним из источников склонностей и интересов человека, необходимым условием развития его способностей

Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися

системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. При этом

овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые

определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают, как следует выполнять то или

иное умение или навык.

Универсальные умения и навыки - это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.

Общеучебные умения и навыки (далее — ОУУН) являются универсальными способами получения и применения знаний. Системный подход к формированию ОУУН и разработка соответствующих методик могут создать условия для формирования у учащихся практических навыков осуществления учебной деятельности, что в свою очередь обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Таким образом, может быть решена задача повышения эффективности и качества образования, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

Педагогический коллектив станции юных техников рассматривает умения и навыки как базовый элемент образовательной деятельности обучающихся. Они успешно формируются и используются в процессе изучения программ объединений на всех ступенях обучения. Реализация этого подхода обеспечивает преемственность деятельности педагогов дополнительного образования, позволяет значительно ускорить процесс овладения универсальными (общеучебными) умениями, обеспечить более высокий уровень их сформированности, предупредить недостаточную развитость отдельных навыков.

Система работы с универсальными (общеучебными) умениями и навыками, созданная в учреждении СЮТ, обладает следующими достоинствами:

  • не требует выделения дополнительных часов;

  • обеспечивает формирование ОУУН в рамках каждого объединения;

  • создает единое образовательное пространство для обучающихся.

При разработке данной системы последовательно решались следующие задачи:

  • систематизация общеучебных умений и навыков;

  • выделение приоритетных ОУУН для каждого предмета;

  • разработка методики формирования общеучебных умений и навыков;

  • обеспечение возможности самостоятельного применения ОУУН обучающимися в практической деятельности.

В связи с тем, что педагогам СЮТ целесообразно использовать единые подходы к классификации, составу ОУУН и методике их формирования, была осуществлена систематизация общеучебных умений и навыков. Они были разделены на четыре группы деятельности обучающихся:

  • учебно-организационные — обеспечивают организацию и анализ учебной деятельности;

  • учебно-информационные — способствуют нахождению, преобразованию и использованию информации для выполнения учебных задач;

  • учебно-логические — обеспечивают четкую структуру работы над содержанием учебных задач;

  • учебно-коммуникативные — поддерживают сотрудничество и организацию совместной деятельности.

В соответствии с выделенными группами определены универсальные умения и навыки для обучающихся каждого направления объединений с учетом возрастных особенностей и требованиями к содержанию обучения.

Обучение невозможно без применения знаний, умений и навыков и является целесообразно организованной системой последовательного их применения.

При организации учебной деятельности следует осознавать, что прежде чем требовать от обучающихся определенного объема знаний, необходимо научить его владеть теми инструментами, с помощью которых он эти знания будет добывать. Поэтому ОУН не следует предъявлять обучающемуся в готовом виде. Их необходимо формировать, причем формировать открыто, доступно. Тогда будет понятно, для чего они нужны и как могут помочь в учебном процессе. Для решения поставленной задачи созданы методические комплекты по каждому объединению, включающие не только задания, тесты, проверочные работы, но и алгоритмы по формированию ОУН, памятки по осуществлению различных видов учебной деятельности, а также способы действий при выполнении определенных видов работ.

Иногда говорят, что умение творить – удел немногих и творческая личность является подарком богов. Наверное, в этом есть доля истины, но задача СЮТ не воспитание гениев, а формирование личности, умеющей самостоятельно и нестандартно мыслить и действовать.








ЛИТЕРАТУРА

  1. Краевский В.В., Усова А.В. Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников. – М. ., 1981.

  2. Границкая Л.С. Научить думать и действовать. – М., 1991.

  3. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г., Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом // Завуч. № 7, 2000.

  4. Лошкарева Н.А. Общеучебные умения, формируемые у учащихся 5-х классов. – М., 1984.

  5. Баранов С.П. Проверка и оценка знаний // Баранов С.П., Сластенин В.А. Педагогика – 2-е изд., доп. – М., 1986.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Захарова Тамара Григорьевна

Дата: 30.03.2020

Номер свидетельства: 544668

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "презентация на тему «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования» "
    ["seo_title"] => string(162) "priezientatsiia-na-tiemu-proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-odna-iz-form-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-sposobstvuiushchaia-povyshieniiu-kachiestva-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "103837"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402640506"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Доклад на тему:  «Об организации обучения иностранному языку на начальном этапе в условиях модернизации содержания образования»"
    ["seo_title"] => string(124) "dokladnatiemuoborghanizatsiiobuchieniiainostrannomuiazykunanachalnometapievusloviiakhmodiernizatsiisodierzhaniiaobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "300253"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456680257"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Пути активизации познавательной деятельности на уроках физики в условиях  УКП "
    ["seo_title"] => string(84) "puti-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-fiziki-v-usloviiakh-ukp"
    ["file_id"] => string(6) "105897"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402922435"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Инновационные технологии в обучении младших школьников "
    ["seo_title"] => string(64) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-v-obuchienii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "124296"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414676979"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства