kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Робототехника. 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся 5-го класса и направлена на формирование творческой личности, умеющей креативно, нестандартно мыслить. В программе прописаны личностные, предметные, метпредметные результаты осовения курса, содержание предмета и подробное тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Робототехника. 5 класс»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.БРАТСКА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»



РЕКОМЕНДОВАНО

на заседании МС

МБОУ«СОШ №13»

Протокол №1

от «__» _________ 2015 г

_____ / Грибанова Н.А./

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № 191

от «5» сентября 2015 г Директор МБОУ

«СОШ №13»

_____ / Чайко В.И./



Рабочая программа

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«Роботехника»


на 2015-2016 учебный год


для обучающихся 5 классов



Образовательная область: информатика




Разработал:

Рудишин Игорь Андреевич

учитель












г. Братск

2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа факультатива внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 года;

  • Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество» (2011-2020 годы);

  • Комплексная программа «Развитие образовательной робототехники и IT-образования в Российской Федерации», срок реализации программы 2014- 2020 гг. первый этап: 2014-2016 гг.

Актуальность кружковой работы заключается в том, что она направлена на формирование творческой личности, умеющей креативно, нестандартно мыслить. Технологические наборы конструктора LEGO Education WeDo и LEGO MINDSTORMS EV3 ориентированы на изучение основных физических принципов и базовых технических решений, лежащих в основе всех современных конструкций и устройств.

Данная программа предполагает решение инженерных и конструкторских задач, а также обучение объектно-ориентированному программированию и моделированию с использование конструкторов LEGO Education WeDo, LEGO MINDSTORMS EV3 и программного обеспечения Scratch, LEGO MINDSTORMS EV3 EDU. Использование конструкторов серии LEGO WeDo и LEGO EV3 позволяют решать не только типовые задачи, но и нестандартные ситуации, исследовать датчики и поведение роботов, вести собственные наблюдения. Кроме того, работа в команде способствует формированию умения взаимодействовать с соучениками, формулировать, анализировать, критически оценивать, отстаивать свои идеи. При дальнейшем освоении LEGO WeDo и LEGO EV3 становится возможным выполнение серьезных проектов, развитие самостоятельного технического творчества, участие в соревнованиях по робототехнике.

Актуальность данной программы состоит в том, что робототехника в школе представляет учащимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии.

Реализация этой программы в рамках средней школы помогает развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности, развивает техническое мышление при работе с 3D редактором LEGO и набором Lego Education WeDo, LEGO MINDSTORMS EV3, так же обучает начальным навыкам программирования.


Место курса «Роботехника» в учебном плане

Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 ч. в неделю) в 5 классах.

Для реализации программы данный курс обеспечен:

– Базовым набором Lego Education WeDo (Артикул: 9580 Название: LEGO® Education WeDo™);

– Ресурсным набором Lego Education WeDo (Артикул: 9585 Название: LEGO® Education WeDo™);

– Базовым набором LEGO MINDSTORMS EV3 (Артикул: 45544 Название: LEGO® MINDSTORMS® Education EV3™);

– Ресурсным набором LEGO MINDSTORMS EV3 (Артикул: 45560 Название: LEGO® MINDSTORMS® Education EV3™);

– Открытой и бесплатной средой программирования SCRATCH, программным продуктом  Scratch (version 1.4);

– Программное обеспечение LEGO MINDSTORMS EV3 EDU;

– Бесплатной программой LEGO Digital Designer (version 4.3.8) (3D редактор виртуального конструктора LEGO);

– компьютерами, принтером, сканером, видео оборудованием. 

Цель курса: научить использовать средства информационных технологий для решения конструкторских и межпредметных задач, способствовать успешной адаптации при переходе от пропедевтического курса информатики к базовому.

Задачи:

- Знакомство со средой программирования Scratch и LEGO MINDSTORMS EV3, базовым и ресурсными наборами конструктора LEGO WeDo и LEGO EV3;

- Усвоение основ объектно-ориентированного программирования;

- Составление простых и сложных алгоритмов;

- Использование и программирование датчиков для исследования окружающей среды и выполнения поставленных задач;

- Проектирование и разработка собственных программ для решения стандартных и нестандартных задач;

- Создание собственных проектов, которые могут быть полезными в реальной жизни;

- Формирование умения работать в группе;

- Развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.


Планируемые результаты освоения программы по робототехнике

Личностные результаты:

- Формирование способностей обучающихся к саморазвитию, самообразованию и самоконтролю на основе мотивации к робототехнической и учебной деятельности;

- Формирование современного мировоззрения соответствующего современному развитию общества и науки;

- Формирование коммуникативной и ИКТ-компетентности для успешной социализации и самореализации в обществе.

Метапредметные результаты:

- Умение ставить и реализовывать поставленные цели;

- Умение самостоятельно планировать свою деятельность;

- Умение выполнять и правильно оценивать результаты собственной деятельности;

- Умение создавать, разрабатывать и реализовывать схемы, планы и модели для решения поставленных задач;

- Умение устанавливать причинно-следственные связи и логически мыслить.

В ходе изучения курса выпускник научиться:

- Простыми методами и формами обработки и анализа данных;

- ИКТ- компетентности и информационной культуры;

- Основам программирования;

- Умениям автоматизировать и решать поставленные задачи, используя компьютер и технические устройства как инструмент.

Также программа обладает профориентационной направленностью. В ходе обучения по данной программе обучающийся сможет определить свои склонности к инженерно-техническому конструированию и моделированию, которые помогут в дальнейшем самоопределении.


Формы организации занятий

Основными формами учебного процесса являются:

  • групповые учебно-практические и теоретические занятия;

  • работа по индивидуальным планам (исследовательские проекты);

  • участие в соревнованиях между группами;

  • комбинированные занятия.


Формы подведения итога реализации программы

  • защита итоговых проектов;

  • участие в конкурсах на лучший сценарий и презентацию к созданному проекту;

  • участие в школьных и городских научно-практических конференциях (конкурсах исследовательских работ).


Учебно-тематический план

5 класс

п/п

Разделы и темы

Количество часов

теория

практика

всего

  1. Введение (5 ч.)

1.1

Техника безопасности.

1



1.2

Правила работы с конструктором.

1



1.3

Робототехника «Космос», «МЧС»

3


3

  1. Знакомство с конструктором Lego (8 ч. )

2.1

Знакомство с ресурсным набором Lego Education WeDo (Артикул: 9585)

1

1


2.2

Знакомство с базовым набором Lego Mindstorms Education EV3 (Артикул: 45544)

2

2


2.3

Знакомство с ресурсным набором Lego Mindstorms Education EV3 (Артикул: 45560)

1

1

8

  1. Знакомство с программным обеспечением и оборудованием (12 ч.)

3.1

Lego Mindstorms EV3 Home Edition (визуальная среда программирования)

2



3.2

Программный интерфейс (Микрокомпьютер)

2



3.3

Микрокомпьютер

1

2


3.4

Моторы

1

2


3.5

Датчика (Касания, Цвета, Ультразвуковой, Гироскопический)

2


12

  1. Конструирование заданных моделей (22 ч.)

4.1

Модели WeDo




4.1.1

Сложный автомобиль

1

1


4.1.2

Аттракцион «Качели»

1

1


4.1.3

Комплекс «Механический дом»

1

1


4.1.4

Колесо обозрения

1

1


4.1.5

Строительный кран

1

1


4.1.6

Стеклоочиститель автомобильный

1

1


4.1.7

Разводной мост

1

1


4.1.8

Граммофон

1

1

16

4.2

Модель EV3




4.2.1

Простой робот

1

1


4.2.2

Робот с датчиком расстояния

1

1


4.2.3

Робот с датчиком цвета

1

1

6

  1. Индивидуальная проектная деятельность (21 ч.)

5.1

Создание собственных моделей в парах


4


5.2

Создание собственных моделей в группах


4


5.3

Соревнование на скорость по строительству пройденных моделей


2


5.4

Повторение изученного материала

3



5.5

Работа с программой LEGO Digital Designer


6


5.6

Подведение итогов за год

1



5.7

Перспективы работы на следующий год

1


21

Итого:

68

Содержание программы

1. Введение (5 ч.)

Правила поведение и техника безопасности в кабинете и при работе с конструктором.

Правило работы с конструктором и электрическими приборами набора LEGO WeDo и LEGO EV3 (с примерами).

Робототехника в Космической отросли, робототехника на службе МЧС. Демонстрация передовых технологических разработок используемых в Российской Федерации.

Формы занятий: лекция, беседа, индивидуальная работа, презентация, видеоролик.


2. Знакомство с конструктором LEGO (8 ч.)

Знакомство с основными составляющими частями среды конструктора. Знакомство учащихся с базовыми и ресурсными наборами конструктором с LEGO WeDo и LEGO EV3 (цвет и формы деталей).

Формы занятий: лекция, беседа, презентация.


3. Знакомство с программным обеспечением и оборудованием (12 ч.)

Изучение среды программирования Scratch на платформе приложения Scratch v1.4. . Изучение учениками визуальной среды программирования Lego Mindstorms EV3 Home Edition её интерфейса и блоков.

Изучение микрокомпьютера (модуль EV3) набора LEGO EV3, его интерфейса встроенного в меню и возможностей программирования блоков. Модуль EV3 служит центром управления и энергетической станцией робота.

Исследование моторов и датчиков набора LEGO EV3. Большой мотор - позволяет запрограммировать точные и мощные действия робота. Средний мотор – позволяет сохранять точность движений робота, компактный размер механизма отличается быстрой реакцией движений. Ультразвуковой датчик - использует отраженные звуковые волны для измерения расстояния между датчиком и любыми объектами на своем пути. Датчик цвета – помогает распознать семь различных цветов и определить яркость цвета. Датчик касания – распознает три условия: прикосновение, щелчок, отпускание. Аккумуляторная батарея – экономичный, экологически безвредные и удобный источник энергии для робота.

Формы занятий: лекция, беседа, индивидуальная работа, решение проблемы, практическая работа.


4. Конструирование заданных моделей (22 ч.)

4.1 Модели WeDo (16 ч.)

Создание модели «Сложный автомобиль» - конструирование и программирование модели автомобиля. Учащиеся должны сконструировать полноприводный автомобиль.

Учащиеся построят и запрограммируют модель «Аттракцион «Качели», установят скорость движение оси качели и устанавливают датчик наклона как пульт управления направления движения качели.

Учащиеся построят и запрограммируют модель «Комплекс «Механический дом», установят скорость движение персонажа в окне и установят механическую связь с моделью «Аттракцион «Качели».

Учащиеся построят и запрограммируют модель «Колесо обозрения», установят размер осей, скорость движения мотора и количество смотровых кабин. Все проделанные действия помогут раскрыть суть работы механизмов модели.

Конструирование и программирование модели «Строительный кран», поможет учащимся познакомиться с особенностями работы механизмов крана.

Конструирование модели «Стеклоочиститель автомобильный» позволит учащимся узнать работу механизма и попытаться запрограммировать движении мотора, что бы оно совпадало с оригиналом механизма.

Работа с моделью «Разводной мост» позволит узнать принцип работы полотен моста, работу механизмов и приводов.

«Граммофон» - это модель, предлагает учащимся провести исследования движения основной части механизма для возможности воспроизведения звука.

4.2 Модель EV3 (10 ч.)

Учащиеся построят и запрограммируют модель «Простой робот», которая поможет на практике изучить работу модуля EV3. Производится подключение больших моторов к модулю через специальные черные кабеля набора.

Работа с моделью «Робот с датчиком расстояния» позволит узнать учащимся работу ультразвукового датчика, его максимальные и минимальные значения. Различные способы программирования датчика позволит исследовать работу двигателей и движение робота.

Изучение датчика цвета, проводится во время конструирования и программирования модели «Робот с датчиком цвета», учащиеся проводят исследование работы датчика и его особенности. При разных видах программирования робота, наблюдается изменение в движении двигателей.

Формы занятий: лекция, беседа, индивидуальная работа, решение проблемы, практическая работа.


Методическое обеспечение

Основной организационной формой обучения в ходе реализации данной образовательной программы является занятие. Это форма обеспечивает организационную чёткость и непрерывность процесса обучения.

Формы занятий: соревнования, выставки, конкурсы, практикум, занятие – консультация, занятие – ролевая игра, занятие – презентация, занятие проверки и коррекции знаний и умений.

Методы организации учебного процесса.

  • Информационно – рецептивный метод (предъявление педагогом информации и организация восприятия, осознания и запоминание обучающимися данной информации).

  • Репродуктивный метод (составление и предъявление педагогом заданий на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности, руководство и контроль за выполнением; воспроизведение воспитанниками знаний и способов действий по образцам, произвольное и непроизвольное запоминание).

  • Метод проблемного изложения (постановка педагогом проблемы и раскрытие доказательно пути его решения; восприятие и осознание обучающимися знаний, мысленное прогнозирование, запоминание).

  • Эвристический метод (постановка педагогом проблемы, планирование и руководство деятельности учащихся; самостоятельное решение обучающимися части задания, непроизвольное запоминание и воспроизведение).

  • Исследовательский метод (составление и предъявление педагогом проблемных задач и контроль за ходом решения; самостоятельное планирование обучающимися этапов, способ исследования, самоконтроль, непроизвольное запоминание).

В организации учебной познавательной деятельности педагог использует также словесные, наглядные и практические методы.

Словесные методы. Словесные методы педагог применяет тогда, когда главным источником усвоения знаний обучающимися является слово (без опоры на наглядные способы и практическую работу). К ним относятся: рассказ, беседа, объяснение и т.д.

Наглядные методы. К ним относится методы обучения с использованием наглядных пособий.

Практические методы. Методы, связанные с процессом формирования и совершенствования умений и навыков обучающихся. Основным методом является практическое занятие.

Дидактические средства.

В ходе реализации образовательной программы педагогом используются дидактические средства: учебные наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства.

Формы подведения итогов: соревнования, выставки, зачёт, конкурсы.


Оборудование.

Для эффективности реализации образовательной программы «Роботехника» необходимы материальные ресурсы:

1. LEGO WEDO – конструкторы (базовый артикул: 9580, ресурсный набор артикул: 9585)

2. Лицензионное программное обеспечение 2000095 LEGO® Education We   Do™ или Открытой и бесплатной средой программирования SCRATCH, программным продуктом  Scratch (version 1.4).

3. Бесплатной программой LEGO Digital Designer (version 4.3.8) (3D редактор виртуального конструктора LEGO).

4. Ресурсным набором Lego Education WeDo (Артикул: 9585 Название: LEGO® Education WeDo™);

5. Базовым набором LEGO MINDSTORMS EV3 (Артикул: 45544 Название: LEGO® MINDSTORMS® Education EV3™);

6. Ресурсным набором LEGO MINDSTORMS EV3 (Артикул: 45560 Название: LEGO® MINDSTORMS® Education EV3™);

7. Программное обеспечение LEGO MINDSTORMS EV3 EDU (LEGO MINDSTORMS EV3 Home Edition);

8. Ноутбуки

9. Проектор  

10. Интерактивная доска

11. Сканер

12. Принтер

13. Видеооборудование


















Список литературы для педагога:

  1. Котегова И.В. Рабочая программа «Технология применения программируемых робототехнических решений на примере платформы LEGO MINDSTORMS Education EV3»

  2. Автоматизированное устройство. ПервоРобот. Книга для учителя. К книге прилагается компакт – диск с видеофильмами, открывающими занятия по теме. LEGO WeDo, - 177 с., илл.

  3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли – Москва: Просвещение, 2011. – 159 С.

  4. Книга учителя LEGO Education WeDo (электронное пособие)

  5. Комплект методических материалов «Перворобот». Институт новых технологий.

  6. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.: Инт, 1998.

  7. Примерные программы по внеурочной деятельности для начальной школы (Из опыта работы по апробации ФГОС)/ авт.-сост.: Н.Б. Погребова, О.Н.Хижнякова, Н.М. Малыгина, – Ставрополь: СКИПКРО, 2010

  8. Чехлова А. В., Якушкин П. А.«Конструкторы LEGO DAKTA в курсе информационных технологий. Введение в робототехнику». - М.: ИНТ, 2001 г.

  9.  Интернет ресурсы

  • http://www.lego.com/education/  

  • http://learning.9151394.ru


Список литературы для учащегося


  1. Автоматизированное устройство. ПервоРобот. Книга для учителя. К книге прилагается компакт – диск с видеофильмами, открывающими занятия по теме. LEGO WeDo, - 177 с., илл.

  2. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.: Инт, 1998.

  3. Интернет ресурсы

4. http://www.lego.com/education/  



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Робототехника. 5 класс

Автор: Рудишин Игорь Андреевич

Дата: 12.01.2016

Номер свидетельства: 275451

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа по робототехнике "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-po-robototiekhnikie"
    ["file_id"] => string(6) "117213"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412734558"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Робототехника: конструирование и программирование Lego "
    ["seo_title"] => string(58) "robototiekhnika-konstruirovaniie-i-proghrammirovaniie-lego"
    ["file_id"] => string(6) "126587"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415199008"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Робототехника в Инженерной школе "
    ["seo_title"] => string(39) "robototiekhnika-v-inzhieniernoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "100458"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402381094"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Рабочая программа кружка "Робототехника" в 4-6 классы"
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia-proghramma-kruzhka-robototiekhnika-v-4-6-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "251456"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447246371"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(283) "«Простейшая робототехника»  (программа  факультативного курса  для 10 классов естественно-математического направления средних общеобразовательных школ) "
    ["seo_title"] => string(170) "prostieishaia-robototiekhnika-proghramma-fakul-tativnogho-kursa-dlia-10-klassov-iestiestvienno-matiematichieskogho-napravlieniia-sriednikh-obshchieobrazovatiel-nykh-shkol"
    ["file_id"] => string(6) "211291"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431597789"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства