Разработка программы внеурочной деятельности Ритмика
Разработка программы внеурочной деятельности Ритмика
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка программы внеурочной деятельности Ритмика»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов" (МАОУ СОШ № 25)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Ритмика»
(2 класс)
г. Верхняя Пышма
2021 год
Пояснительная записка
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть. На уроках ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. К увеличению напряжения и нагрузки ученики привыкают постепенно, что благотворно сказывается потом на других уроках.
Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки, дополняя друг друга. Ведь именно уроки ритмики наряду с другими предметами способствуют общему разностороннему развитию школьников, корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На уроках дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений.
Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей. Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников, формирования произвольного внимания, развития памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Занятия ритмики оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.
Курс «Ритмика» включает 34 занятия во 2-х классах, в каждом классе отведено по 1 часу в неделю.
Цели курса внеурочной деятельности Ритмика:
Организация занятости школьников во внеурочное время;
Дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
Приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.
Создание условий для самореализации способностей обучающихся.
Задачи:
Формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство ритма.
Дать представление о танцевальном образе;
Дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
Воспитывать умения работать в коллективе;
Развивать восприятие музыкальных образов и выражать их в движениях, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки
Способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого потенциала, развитию эстетического чувства и художественного вкуса.
Прививать навыки участия в коллективной творческой деятельности.
Общая характеристика курса Ритмика
Предмет “Ритмика” включает разминку, общеразвивающие упражнения и диско-танцы.
Обучению детей танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).
Общие теоретические понятия:
В течение все курса обучающиеся знакомятся со следующими понятиями:
позиции ног,
позиции рук,
позиции в паре,
позиции европейских танцев,
позиции латиноамериканских танцев,
линия танца,
направление движения,
углы поворотов.
Разминка проводится на каждом уроке в виде “статистического танца” в стиле аэробики под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям.
Задача – развитие координации, памяти и внимания, умения “читать” движения, увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата.
Общеукрепляющие движения на развитие координации, элементы асимметричной гимнастики, движения по линии танцев:
на носках, каблуках,
перекаты стопы,
высоко поднимая колени,
выпады,
ход лицом и спиной,
бег с подскоками,
галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног.
Перестроения для танцев:
“линии”,
“хоровод”,
“шахматы”,
“змейка”,
“круг”.
Задача – через образное восприятие обогатить набор движений, развить их координацию, разработать мышцы стопы, научить ориентироваться в зале, выполнять команды.
Диско – танцы изучают основные движения и вариации из них, а также некоторые популярные танцы, которые развивают чувство ритма, координацию движений, умение двигаться под музыку, коммуникабельность. Улучшается память, внимание, внутренняя организация.
Учащиеся обучаются отдельным бальным танцам, задача которых – отработка корпусного движения, правильного и полного переноса тела, точной работы стопы.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата.
Стремления к совершенствованию своих танцевальных способностей навыков творческой установки.
Умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения.
Метапредметные результаты
Регулятивные
умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, передавать в движении простейший ритмический рисунок;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
самовыражение ребенка в движении, танце.
Познавательные
Учащиеся должны уметь:
понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
организованно строиться (быстро, точно);
сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;
правильно выполнять упражнения: «Хороводный шаг», «Приставной, пружинящий шаг, поскок».
Коммуникативные
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
умение координировать свои усилия с усилиями других.
Содержание учебного предмета
Содержанием работы на занятиях ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать.
Программа курса Ритмика состоит из четырёх разделов:
Упражнения на ориентировку в пространстве
Ритмико-гимнастические упражнения
Игры под музыку
Танцевальные упражнения
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представлений учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нем.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа.
На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь – жест – музыка, который позволяет быстро сменить вид деятельности, мобилизует внимание.
В целях создания положительной мотивации используются игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.
Формы организации занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная и парная.
2 класс
/1 час в неделю, 34 часа/
Задача: научить слушать музыку и понимать команды, разнообразить набор привычных движений, развивать координацию, чувство ритма, память, внимание, заинтересовать.
Воспитательные задачи: подготовка к уроку, переключение от одного вида к другому в ходе танца.
Общеразвивающие упражнения.
Диско-танцы: «Ёжики», «Полька», «Перепляс».
Учащиеся должны уметь:
принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
организованно строиться (быстро, точно);
сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;
легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения;
ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями.
Тематическое планирование для 2 классов
№
Название разделов
Всего часов
В том числе
Теоретическая часть
Практическая часть
1
Знакомство с Ритмикой
4
2
2
2
Основы Ритмики
14
4
10
3
Ритмико-гимнастические упражнения
8
-
7
4
Игры под музыку
8
-
8
Тематическое планирование для 2 классов
№
п/п
Тема
Содержание
Количество часов
УУД
1.Знакомство с Ритмикой
1
Вводное занятие.
Техника безопасности
Что такое «Ритмика»? Основные понятия. Слушание музыки.
Техника безопасности при разучивании танцев
1
Личностные УУД:
-самоопределение личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; — проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
2
Знакомство с Ритмикой
Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса
1
3
Первый подход к ритмическому исполнению
Разные виды шага (бодрый, высокий, хороводный, шаг на носочках, мягкий, пружинящий). Обучение хлопкам, выстукиваниям, притопам.
1
4
Упражнения на ориентировку в пространстве
Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты, наклоны корпуса
1
2.Основы Ритмики
5
Танцевальная азбука
Положение фигуры по отношению к зрителю.
1
бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, показу музыкально-ритмических движений, умению внимательно слушать;
-наблюдать за музыкально-ритмической деятельностью, теоретически анализировать произведения;
Коммуникативные:
-использование речи для регуляции своего действия;
-активное восприятие музыкальных произведений, анализ услышанного и воплощение его в музыкально-ритмических движениях;
-способность общаться в танце;
-способность встать на позицию другого человека;
-участие в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни;
-продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
Регулятивные УУД:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
-планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
-составление плана и последовательности действий;
- оценка выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
-коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;- оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;Познавательные УУД:
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
6
Упражнения на координацию движений.
Развивать мышцы плечевого пояса, шеи, плеч, ног. Учить чувствовать характер музыки и отображать в пластичном движении
1
7
ОРУ под музыку с предметами.
Выполнение упражнений, под музыку с различной атрибутикой.
1
8
Упражнения на выработку осанки.
Учить естественно, непринужденно, плавно исполнять движения руками, отмечая акценты в музыке. Упражнение выполняется в положении врассыпную.
1
9
Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки.
Развивать мышцы рук, плечевого пояса, ног. Учить менять движения в соответствии с изменением динамических оттенков и формой музыкального произведения. Учить преодолевать двигательный автоматизм. Начало разучивания несложной танцевальной композиции. Учить танцевать с атрибутами. Двигаться в соответствии с легким, подвижным характером музыки. Ритмично выполнять легкий бег, двигаясь врассыпную и в разных направлениях.
2
10
Упражнения на расслабление мышц.
Учить определять характер музыки. Продолжение разучивания несложной танцевальной композиции. Учить танцевать с атрибутами. Отрабатывать кружение на полупальцах, учить держать спину.
1
11
Круговые движения кистью
Учить менять движения в соответствии с изменением динамических оттенков и формой музыкального произведения. Учить преодолевать двигательный автоматизм. Продолжение разучивания несложной танцевальной композиции
2
12
Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары.
Учимся координировать движения, выполнять движения под счёт.
1
13
Движения по линии танца.
Основные движения под музыку: виды бега (лёгкий, на носочках, энергичный, стремительный).
Изучение передвижений во время танца.
1
14
Перестроение для танцев
Изучение различных перестроений, Продолжение разучивания несложной танцевальной композиции с добавлением движений по линиям и перестроением для танцев.
1
15
Позиции рук. Основные правила
Изучаем позиции рук, основные правила.
Выполнение под музыку.
1
16
Позиции ног. Основные правила
Изучаем позиции ног, основные правила.
Выполнение под музыку.
1
3.Ритмико-гимнастические упражнения
17
Упражнения для улучшения гибкости. Общеразвивающие упражнения
Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, Наклоны и повороты головы вперёд, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс.
1
18
Упражнения для улучшения гибкости. Общеразвивающие упражнения с предметами
Повороты туловища с передачей предмета (флажки, мячи).Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен.
1
19
Упражнения для улучшения гибкости.
Упражнения на координацию движений.
Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом
Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).
Учить менять движения в соответствии с изменением динамических оттенков и формой музыкального произведения. Учить детей ориентироваться в пространстве. Развивать ритм и слух. Закреплять легкий бег врассыпную.
1
23
Игры с пением и речевым сопровождением.
«У жирафа пятна», «У оленя дом большой», «Птица Кар», «летит по небу самолет».
Развивать эстетическую восприимчивость на основе русской народной культуры. Знакомить с образцами игровых народных песен. Предлагать инсценировать песн
Двигаться парами по кругу соблюдая интервалы. Совершенствовать координацию движений. Следить за четкостью и ритмичностью движений. Поочередно в виде упражнений закрепить хлопки, притопы, кружение парами, держась за одну руку под любую народную мелодию. .
1
26
Подскоки с ноги на ногу, легкие подскоки.
Развивать мышцы шеи, ног. Совершенствовать различные виды прыжков. Учить выражать различные эмоции. Определять сходство и различие музыкальных построений и ощущать ритм.
Совершенствовать координацию движений.
1
27
Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением.
Способствовать развитию танцевального творчества, предложить исполнить любое знакомое плясовое движение.
2
28
Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением.
Поочередно в виде упражнений закрепить хлопки, притопы, кружение парами, держась за одну руку под любую народную мелодию. Учить детей ориентироваться в пространстве. Учить инсценировать песню