kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка программы внеурочной деятельности "Математика и финансы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность по повышению финансовой грамотности -один из важных аспектов современного образования. Программа содержит формы работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка программы внеурочной деятельности "Математика и финансы"»

Ростовская область, Миллеровский район, село Ольховый Рог

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОЛЬХОВО-РОГСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


















Утверждаю.

Приказ №___ от 22.03.2012г

Директор школы:_____О.НОвчарова

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Математика и финансы»

на 2022-2023 учебный год

10 класс







Составитель:

Слабченко Елена Алексеевна







с. Ольховый Рог

2022 г



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. ФГОС СОО,  утвержденный  приказом Министерства образования и науки Российской  Федерации от 17  мая  2012 г. № 413; с изменениями, внесенными в ФГОС СОО,  утвержденными приказами Министерства образования и науки РФ от  29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., в действующей редакции;

  3. Основная образовательная программа;

  4. Учебный план МБОУ СОШ;

  5. Календарный учебный график;

  6. Положение об организации внеурочной деятельности в МБОУ Ольхово-Рогской СОШ.

В соответствии с учебным планом МБОУ Ольхово-Рогской СОШ на освоение курса внеурочной деятельности «Математика и финансы» в 10 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год соответственно. Фактически будет проведено 35 часов.


Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы, так как финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка, а значит, им необходимо понимать как делать математические расчеты, связанные с финансами. Если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, научим их делать простейшие математические расчеты своих действий, то завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере через математические расчеты, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Это определило цели данного курса:

- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

-создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

Задачи:

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.

Формы реализации программы.

Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:

Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.

Методы обучения.

На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В процессе обучения используются:

1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;

2. Методы диалога и полилога;

3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;

4. Игровые методы;

5. Методы диагностики и самодиагностики;

6. Технологии критического мышления;

7. Информационно-коммуникационные технологии;

8. Технологии коллективного метода обучения.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.
















Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса являются:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса являются:

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.














































Содержание курса


Потребительская культура

Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». Выступления учащихся «Потребление: структура и нормы». Круглый стол «Поговорим о культуре питания».

Потребитель и закон

Познавательная беседа «Кто такой потребитель?»Практическая работа «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация». Интерактивная беседа «Психология потребителя». Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя».

Потребитель – король на рынке

Познавательная беседа «Что такое рынок?»Ролевая игра «Виды и способы торговли». Решение экономических задач «Дешевле только даром».

Куда уходят деньги?

Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». Аналитическая работа «Статьи доходов и расходов». Деловая игра «Рациональный бюджет школьника». Познавательная беседа «Каждый платит налоги».

Информация для потребителя

Мини-исследование «Источники информации». Мини-проект «Реклама и ее виды». Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах».Практическая работа «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши». Выступления учащихся «Индекс Е: что он означает». Практическая работа «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е».

Искусство покупать

Практическая работа «Качество товаров». Круглый стол «Как покупать продукты питания?»Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?»Познавательная беседа «Бытовая техника: всерьез и надолго». Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять».

Потребительская культура в сфере услуг

Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами». Выступления учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу».

Кто защищает права потребителей

Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей». Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей». Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?»Дискуссия «Что такое моральный вред и как он возмещается?»Правовая консультация «Кто защищает потребителя?»

Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся

Защита проектов















Форма организации внеурочной деятельности и основные виды деятельности



-Дискуссия,

-проектно-исследовательская деятельность учащихся,

-деловая игра,

-практическая работа,

-юридическая консультация,

-правовая консультация,

-познавательная беседа,

-интерактивная беседа,

-мини-проект,

-мини-исследование,

-круглый стол,

-ток-шоу,

-творческая работа,

-викторина,

-ролевая игра,

-сюжетно-ролевая игра,

-выступления учащихся с показом презентаций,

-игра-путешествие,

-правовая игра,

-дидактическая игра,

-решение практических и проблемных ситуаций,

-решение практических и экономических задач,

-игра с элементами тренинга,

-работа с документами,

-аналитическая работа,

-конференция,

-конкурсы.

Данные формы способствуют развитию у обучающихся навыков общения в совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.





Содержание

Формы организаций учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Потребительская культура


Познавательная беседа, Круглый стол

Выступления учащихся «Потребление: структура и нормы».

Потребитель и закон

Познавательная беседа, «Практическая работа Интерактивная беседа

Работа с документами «Правила потребителя»

Потребитель – король на рынке


Познавательная беседа Ролевая игра

Решение экономических задач


Куда уходят деньги?


Дискуссия

Деловая игра

Познавательная беседа


Аналитическая работа

Информация для потребителя


Мини-исследование

Мини-проект

Практическая работа «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши».

Выступления учащихся «Индекс Е: что он означает». Практическая работа «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е».


Искусство покупать


Практическая работа Круглый стол

Познавательная беседа Круглый стол


Решение практических задач

Потребительская культура в сфере услуг


Решение экономических задач


Выступления учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу».


Кто защищает права потребителей


Познавательная беседа Круглый стол

Правовая консультация Дискуссия

Выступления учащихся, мини-исследования

Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся

Защита проектов



Оформление творческих исследовательских проектов учащихся

Защита проектов

























Тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Количество часов

дата

план

факт

Потребительская культура (3 часа)

1.

Познавательная беседа «Что такое потребительская культура».

1

04.09


2.

Выступления учащихся «Потребление: структура и нормы».

1

11.09


3.

Круглый стол «Поговорим о культуре питания».

1

18.09


Потребитель и закон (4 часа)

4.

Познавательная беседа «Кто такой потребитель?»

1

25.09


5.

Практическая работа «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация».

1

02.10


6.

Интерактивная беседа «Психология потребителя»

1

09.10


7.

Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя».

1

16.10


Потребитель – король на рынке (3 часа)

8.

Познавательная беседа «Что такое рынок?»

1

23.10


9.

Ролевая игра «Виды и способы торговли».

1

06.11


10.

Решение экономических задач «Дешевле только даром».

1

13.11


Куда уходят деньги? (4 часа)

11.

Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов».

1

20.11


12.

Аналитическая работа «Статьи доходов и расходов».

1

27.11


13.

Деловая игра «Рациональный бюджет школьника».

1

04.12


14.

Познавательная беседа «Каждый платит налоги».

1

11.12


Информация для потребителя (6 часов)

15.

Мини-исследование «Источники информации».

1

18.12


16.

Мини-проект «Реклама и ее виды».

1

25.12


17.

Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах».

1

15.01


18.

Практическая работа «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши».

1

22.01


19.

Выступления учащихся «Индекс Е: что он означает».

1

29.01


20.

Практическая работа «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е».

1

05.02


Искусство покупать (5 часов)

21.

Практическая работа «Качество товаров».

1

12.02


22

Круглый стол «Как покупать продукты питания?»

1

19.02


23.

Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?»

1

26.02


24.

Познавательная беседа «Бытовая техника: всерьез и надолго».

1

05.03


25.

Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять?»

1

12.03


Потребительская культура в сфере услуг (2 часа)

26.

Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами».

1

19.03


27.

Выступления учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу».

1

26.03


Кто защищает права потребителей (5 часов)

28.

Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей».

1

09.04


29.

Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей».

1

16.04


30.

Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?»

1

23.04


31.

Дискуссия «Что такое моральный вред и как он возмещается?»

1

30.04


32.

Правовая консультация «Кто защищает потребителя?»

1

07.05


Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся (1 час)

33.

Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся

1

14.05


Защита проектов (1 час)

34.

35

Защита проектов

Защита проектов

1

1

21.05

28.05




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Разработка программы внеурочной деятельности "Математика и финансы"

Автор: Елена Алексеевна Слабченко

Дата: 30.09.2022

Номер свидетельства: 614146

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Проектная деятельность на уроках математики как средство саморазвития личности учащихся "
    ["seo_title"] => string(102) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstvo-samorazvitiia-lichnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "239511"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444811930"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства