Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» (2 год обучения)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 47 г. Белгорода
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
МБОУ СОШ № 47
г.Белгорода
_________Г.Окунева
Протокол № ___
от «____»_____________ 2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора
МБОУ СОШ №47
г. Белгорода
_________ Г.Анохина
«___ »_____________2014 г.
«Утверждаю»
Директор
МБОУ СОШ №47
г.Белгорода
____________ Маховицкая Н.Ф.
Приказ № ___
от «___»_____________ 2014 г
.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Умники и умницы»
2 год обучения
возраст воспитанников
8-9 лет
Разработчик:
Учитель начальных классов
Шуклина Ирина Владимировна
высшая квалификационная категория
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы» для 2 класса начальной школы разработана в соответствии с нормативными документами:
Программа разработана в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей
(письмо Департамента общего образования Министерства России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования № 03-296 от 12 мая 20011 г., ФГОС НОО п.19. Министерства образования и науки Российской Федерации от «26» ноября 2010 г., № 1241 «О введении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 6 октября 373», изменения в п.16. ФГОС НОО); региональными и муниципальными нормативными документами (Методические рекомендации ОГАОУ ДПО (повышения квалификации) «Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов», 2012г. По организации внеурочной деятельности в начальной, основной школе, письмо муниципального учреждения «Научно-методический информационный центр» от 19.09.2011 №360 – рекомендации организации внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования). Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2014 г.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Программа второго класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом, рассчитана на детей 8-9 лет.
Цели и задачи курса:
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Общая характеристика курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Описание места курса в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных недели, из расчёта 2 часа в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Результаты изучения курса во 2 классе
Личностными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений:
- cсамостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей простые правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметнымирезультатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- проговаривать последовательность действий.
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией в рабочей тетради.
- учиться работать по предложенному учителем плану.
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- слушать и понимать речь других.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих умений:
- делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать, называть последовательность простых действий;
- делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;
- называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;
- точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;
- уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
- решать ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
- заполнять магические квадраты размером 3×3;
- находить число перестановок не более чем из трёх элементов.
Содержание курса
Методы и приемы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На занятие «Умники и умницы» во втором классе отводится 45 минут.
Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности. В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно совращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.
На последующих этапах предусматривается полный перевод на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя — поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. В то же время не следует предъявлять жёстких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена каждым учеником. Важно следить, чтобы по мере продвижения к этой деятельности все большее число учащихся класса вовлекалось в неё.
Во втором классе увеличивается количество вопросов, включенных в разминку. Сами вопросы становятся более сложными. Увеличивается темп вопросов и ответов.
ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ – ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ (15 минут).
Материал, включенный в раздел «Задания на развитие внимания», имеет, как и в 1 классе, своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
В раздел «Развитие воображения» включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (работа со спичками); на вычерчивание фигур без отрыва карандаша; на отгадывание изографов; на разгадывание ребусов.
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3–5 минут).
ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ – (10 - 15 минут).
Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников; умение делать заключение из двух суждений; продолжается совершенствование умений сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения; продолжается формирование умений делать обобщения, устанавливать закономерности.
Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И СПОСОБНОСТИ РАССУЖДАТЬ – (5 минут).
В целях развития логического мышления учащимся нужно предлагать задачи, при решении которых им нужно самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Способность ребенка анализировать проявляется при разборе условий задания и его требований, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой. Поэтому в занятия включены задачи «на группировку». Общий смысл таких задач заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов.
Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени. Поэтому в занятия включены задачи «на выведение». Общий смысл этих задач заключается в поиске суждения, непротиворечиво следующего из данных суждений.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 2 класса
К концу 2-го класса учащиеся должны:
Уметь:
воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
определять учебную задачу;
ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
владеть своим вниманием;
сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
Использовать основные приемы мыслительной деятельности:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать предметы, явления;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род - вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
воспитывать умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.
«Первая одинаковая». Логические задачи.
Занятие-соревнование
2ч
Отработка понятий: геометрические фигуры, числовая закономерность, признаки предметов, задача, рифма. Знакомство с изографами, с термином уникурсальные фигуры.
Решение буквенно-цифровых ребусов.
Игры и упражнения на развитие мышления.
воспитывать умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников
презентация
10-11
3.10
9.10
Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета».
Совершенствование воображения. «Художник». Ребусы. Работа с изографами.
Занятие-игра
2ч
Отработка понятий: геометрические фигуры, числовая закономерность, признаки предметов, задача, рифма. Знакомство с изографами, с термином уникурсальные фигуры.
Решение буквенно-цифровых ребусов.
Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления.
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (сотрудничество).
Карточки с заданиями
12-13
10.10
16.10
Пространственное воображение. Работа с изографами. Работа с числографами «Так же, как…». Составление ребусов.
Занятие-конкурс
2ч
Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления
воспитывать умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников
презентация
14-15
17.10
23.10
Развитие концентрации внимания. «Найди фигуру».
Развитие концентрации внимания «Вычисли слово», «Слова в корзинку».
Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления.
воспитывать умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников
Карточки с заданиями
20-21
14.11
20.11
Логически поисковые задачи.
Тренировка зрительной памяти. «Запомни», «Наборщик». Решение кроссвордов.
Занятие-игра
2ч
Обучение поиску закономерностей. Развитие наглядно – образного мышления.
Развитие быстроты реакции.
Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (сотрудничество).
презентация
22-23
21.11
27.11
Совершенствование воображения. Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек.
Занятие-игра
2ч
Игры и упражнения на развитие мышления.
воспитывать умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников
Карточки с заданиями
24-25
28.11
4.12
Развитие логического мышления. «Найди лишнее слово», «Числовая закономерность».
Тренировка слуха. «Первая одинаковая».
Занятие-конкурс
2ч
Обучение поиску закономерностей. Развитие наглядно – образного мышления.
Развитие быстроты реакции.
Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (сотрудничество).
Карточки с заданиями
26-27
5.12
11.12
Совершенствование воображения. Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек.
Занятие-игра
2ч
Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления
воспитание системы межличностных отношений
презентация
28-29
12.12
18.12
Развитие быстроты реакций. «Внимание».
Развитие быстроты реакций. «Шифровальщик», «Так же ,как…». Многозначные слова.
Занятие-соревнование
2ч
Отработка понятий: числовая закономерность, аналогия, фантазёр, изографы, числографы, уникурсальные фигуры
воспитывать умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников
Карточки с заданиями
30-31
19.12
25.12
Развитие концентрации внимания. «Слоговица».
Развитие концентрации внимания. «Найди слово». Антонимы.
Занятие-игра
2ч
Игры и упражнения на развитие внимания, мышления.
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (сотрудничество).
презентация
32-33
26.12
15.01
Логически-поисковые задания. «Вычисли слово», Слова в корзинку».
Тренировка внимания. Лабиринт. Игра «Внимание».
Занятие-конкурс
2ч
Обучение поиску закономерностей.
Отработка понятия: антонимы.
Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления
Тренировка слуховой памяти . Игра «Поставь точку».
Занятие-игра
2ч
Повторение понятий: вне, внутри. Работа с толковым словарём
Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (сотрудничество).
Карточки с заданиями
36-37
22.01
29.01
Задания на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
Тренировка зрительной памяти.
Занятие-соревнование
2ч
Обучение поиску закономерностей. Развитие наглядно – образного мышления.
Развитие быстроты реакции.
Игры и упражнения на развитие логического мышления.
воспитывать умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников
воспитывать умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников
презентация
42-43
13.02
19.02
Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Лабиринт.
Занятие-конкурс
2ч
Развитие наглядно – образного мышления
Игры и упражнения на развитие быстроты реакции, логического мышления.
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (сотрудничество).
воспитывать умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников
презентация
46-47
27.02
5.03
Логические задания на развитие аналитических способностей.
Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления
воспитывать умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников
презентация
50-51
13.03
19.03
Логические задания на развитие аналитических способностей.
Игры и упражнения на развитие логического мышления.
воспитывать умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников
презентация
54-55
3.04
9.04
Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета», «Внимание», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. Штриховка.
воспитывать умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников
Карточки с заданиями
56-57
10.04
16.04
Развитие быстроты реакции. «Лабиринт», «Так же, как…», «Фразеологизмы».
Развитие быстроты реакции. Графический диктант. Штриховка.
Игры и упражнения на развитие быстроты реакции, логического мышления.
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (сотрудничество).
презентация
58-59
17.04
23.04
Тренировка слуховой памяти. «Поставь точку». Литературная викторина. Работа над содержанием текста.
Занятие-игра
2ч
Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления.
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (сотрудничество).
Карточки с заданиями
60-61
24.04
30.04
Развитие концентрации внимания. «Расскажи о слове», «Фразеологизмы», «Лабиринт», «Лишнее слово».
Развитие концентрации внимания. Графический диктант. Штриховка.
Занятие-игра
2ч
Игры и упражнения на развитие внимания, мышления
воспитывать умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников
воспитывать умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников
Карточки с заданиями
64-65
8.05
14.05
Тренировка слуховой памяти. «Поставь точку». Литературная викторина. Работа над содержанием текста.
Занятие-игра
2ч
Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления.
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (сотрудничество).
воспитывать умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников
презентация
68
15.05
Тренировка внимания. «Внимание», «Лабиринт»,
Занятие-соревнование
1ч
Игры и упражнения на развитие внимания, мышления
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (сотрудничество).
Карточки с заданиями
68
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Конкурс эрудитов.