Рабочая программа внеурочной деятельности для начальной школы «Здоровейка»
Рабочая программа внеурочной деятельности для начальной школы «Здоровейка»
Цель программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности для начальной школы «Здоровейка»»
Рабочая программа внеурочной деятельности
для начальной школы
«Здоровейка»
( для детей 7-8 лет)
Срок реализации-2 года
Составитель: Фролова Т.В.
Пояснительная записка
Актуальность
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье включает в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Название программы: « Здоровейка»
Особенности программы:
Программа внеурочной деятельности «Здоровейка» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования.
Цель программы:
Основная цель программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Цель первого года обучения:первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
Цель второго года обучения: организация деятельности по формированию культуры питания и этикета, понятия об иммунитете, закаливающих процедурах, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
Программа внеурочной деятельности «Здоровейка» направлена на осуществление следующих задач:
Задачи первого года обучения:
Организация деятельности воспитанников по формированию
представлений о: правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
Задачи второго года обучения:
Помочь воспитанникам выбрать осознанную модель поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
Для реализациипрограммы «Здоровейка» необходима материально-техническая база:
Учебные пособия:
Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. рабочая тетрадь
«Разговор о правильном питании» ( для 1-2 классов)
натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки, и др.;
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;
измерительные приборы: весы, часы и их модели.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций:компьютер, мультимедийный проектор, экран, и др.
Программа внеурочной деятельности «Здоровейка», предполагает обучение на двух основных уровнях:
-первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни;
-второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Программа внеурочной деятельности «Здоровейка» состоит из двух частей:
1 часть-1 класс «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
2 часть-2 класс «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровьяу обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности «Здоровейка» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности «Здоровейка» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности класса на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Содержание программы «Здоровейка»
«Первые шаги к здоровью»
Цель: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
Категория слушателей: обучающиеся 1 класса
Срок обучения:1 год
Режим занятий: 1 час в неделю, 33 часа в год
№ п/п
Наименование разделов и дисциплин
Всего,
час.
Виды деятельности
лекции
практические
занятия
форма
контроля
I
Введение «Вот мы и в школе».
4
1
2
1.1
Дорога к доброму здоровью
1
1
1.2
Здоровье в порядке- спасибо зарядке
1
1
1.3
В гостях у Мойдодыра
Кукольный спектакль
К. Чуковский «Мойдодыр»
1
1
1.4
Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр»
1
праздник
II
Питание и здоровье
5
3
2
2.1
Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»
1
1
2.2
Правильное питание
1
1
2.3
Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться)
1
1
2.4
Как и чем мы питаемся
1
2.5
Красный, жёлтый, зелёный
1
1
викторина
III
Моё здоровье в моих руках
7
3
4
3.1
Соблюдаем мы режим , быть здоровыми хотим
1
1
3.2
Полезные и вредные продукты.
1
1
3.3
Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк»
1
1
3.4
Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек»
1
1
3.5
Как обезопасить свою жизнь
1
1
3.6
День здоровья
«Мы болезнь победим быть здоровыми хотим»
1
1
3.7
В здоровом теле здоровый дух
1
1
виктори
на
IV
Я в школе и дома
6
3
3
4.1
Мой внешний вид –залог здоровья
1
1
4.2
Зрение – это сила
1
1
4.3
Осанка – это красиво
1
1
4.4
Весёлые переменки
1
1
4.5
Здоровье и домашние задания
1
1
4.6
Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим , все болезни победим
1
1
Игра- викторина
V
Чтоб забыть про докторов
4
1
3
5.1
“Хочу остаться здоровым”.
1
1
5.2
Вкусные и полезные вкусности
1
1
5.3
День здоровья
«Как хорошо здоровым быть»
1
1
5.4
«Как сохранять и укреплять свое здоровье»
1
1
круглый стол
VI
Я и моё ближайшее окружение
3
2
1
6.1
Моё настроение Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение»
1
1
день вежливос
ти
6.2
Вредные и полезные привычки
1
1
6.3
“Я б в спасатели пошел”
1
1
Ролевая игра
VII
«Вот и стали мы на год взрослей»
4
2
2
7.1
Опасности летом (просмотр видео фильма)
1
1
7.2
Первая доврачебная помощь
1
1
7.3
Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка»
1
1
7.4
Чему мы научились за год.
1
1
диагностика
Итого:
33
15
17
Предполагаемые результаты первого года реализации программы:
Обучающиеся узнают:
основные вопросы гигиены, особенности влияния вредных привычек на здоровье; основы рационального питания;
правила оказания первой помощи; способы сохранения и укрепление здоровья; знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
Обучающиеся научатся:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
заботиться о своем здоровье;
Содержание программы «Здоровейка»
«Если хочешь быть здоров»
Цель: организация деятельности по формированию культуры питания и этикета, понятия об иммунитете, закаливающих процедурах, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
Категория слушателей: обучающиеся 2 класса
Срок обучения: 1 год
Режим занятий: 1 час в неделю(34 часа)
№ п/п
Наименование разделов и дисциплин
Всего,
час.
Виды деятельности
лекции
практические
занятия
форма
контроля
I
Введение «Вот мы и в школе».
4
1
2
1.1
Что мы знаем о ЗОЖ
1
1
1.2
По стране Здоровейке
1
1
1.3
В гостях у Мойдодыра
1
1
1.4
Я хозяин своего здоровья
1
1
КВН
II
Питание и здоровье
5
3
2
2.1
Правильное питание – залог здоровья Меню из трех блюд на всю жизнь.
1
1
2.2
Культура питания. Этикет.
1
1
2.3
Спектакль «Я выбираю кашу»
1
1
2.4
«Что даёт нам море»
1
2.5
Светофор здорового питания
1
1
викторина
III
Моё здоровье в моих руках
7
4
3
3.1
Сон и его значение для здоровья человека
1
1
3.2
Закаливание в домашних условиях
1
1
3.3
День здоровья
«Будьте здоровы»
1
1
3.4
Иммунитет
1
1
3.5
Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”.
1
1
3.6
Спорт в жизни ребёнка.
1
1
3.7
Слагаемые здоровья
1
1
за круглым столом
IV
Я в школе и дома
6
3
3
4.1
Я и мои одноклассники
1
1
4.2
Почему устают глаза?
1
1
4.3
Гигиена позвоночника. Сколиоз
1
1
4.4
Шалости и травмы
1
1
4.5
«Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление
1
1
4.6
Умники и умницы
1
1
КВН
V
Чтоб забыть про докторов
4
1
3
5.1
С. Преображенский «Огородники»
1
1
5.2
Как защитить себя от болезни.(Выставка рисунков)
1
1
круглый стол
5.3
День здоровья
«Самый здоровый класс»
1
1
5.4
«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности
1
1
конкурс
VI
Я и моё ближайшее окружение
4
2
2
6.1
Добру путь откроет сердце
1
1
6.2
Вредные привычки
1
1
6.3
«Веснянка»
1
1
6.4
В мире интересного
1
1
Конференция (итог)
VII
«Вот и стали мы на год взрослей»
4
2
2
7.1
Я и опасность.
1
1
7.2
Чем и как можно отравиться. Кукольный спектакль А.Колобова «Красивые грибы»
1
1
7.3
Первая помощь при отравлении
1
1
7.4
Наши успехи и достижения
1
1
диагностика
Итого:
34
16
18
Предполагаемые результаты второго года реализации программы:
Обучающиеся узнают:
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы закаливания;
культуре питания;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
средства профилактики ОРЗ, ОРВИ,клещевой энцефалит
Обучающиеся научатся:
применять коммуникативные навыки;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья,
оказывать первую медицинскую помощь при отравлениях.
В результате реализации программы внеурочной деятельностипо формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Литература
1 Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г.
Разговор о правильном питании / Методическое пособие. – М.: ОЛМА Ме диа Групп, 2010.
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическое пособие.- М.: Издательство «Глобус»,2010.- 256 с.
Приложение 1.
Тестовый материал
1 класс Тест «Правильно ли Вы питаетесь?»
1.Как часто в течение дня Вы питаетесь?
а) Три раза в день.
б) Два раза.
в) Один раз.
2.Всегда ли Вы завтракаете?
а) Всегда.
б) Не всегда.
в) Никогда.
3.Из чего состоит Ваш завтрак?
а) Каша и чай.
б) Мясное блюдо и чай.
в) Чай.
4.Часто ли Вы перекусываете между завтраком и обедом, обедом ужином?
а) Никогда.
б) Один-два раза в день.
в) Три раза и более.
5. Как часто Вы едите овощи, фрукты, салаты?
а) Три раза в день.
б) Один-два раза в день.
в) Два-три раза в неделю.
6.Как часто Вы едите жареную пищу?
а) Один раз в неделю.
б) Три-четыре раза в неделю.
в) Каждый день.
7.Как часто Вы едите выпечку?
а) Один раз в неделю.
б) Три-четыре раза в неделю.
в) Каждый день.
8. Что Вы намазываете на хлеб?
а) Маргарин.
б) Масло с маргарином.
в) Только масло.
9. Сколько раз в неделю Вы едите рыбу?
а) Три-четыре раза.
б) Один-два раза.
в) Один раз и реже.
10. Как часто Вы едите хлебобулочные изделия?
а) Менее трёх раз в неделю.
б) От 3 до 6 раз в неделю.
в) За каждой едой.
11. Сколько чашек чая или кофе выпиваете за день?
а) Одну-две.
б) От трёх до пяти.
в) Шесть и более.
12. Прежде чем приступить к употреблению в пищу мясного блюда, с мяса нужно:
а) убрать весь жир;
б) убрать часть жира;
в) оставить весь жир.
Ключ: а - 2 балла, 6-1 балл, в - 0 баллов.
Подсчитайте сумму баллов. Если Вы набрали:
0-13 баллов - будьте внимательны, есть опасность для здоровья;
14 -17 баллов - надо улучшить питание;
18 - 24 балла - отличный режим и качество питания
2 класс диагностика «Что мы знаем о здоровье»
1. Как называется особая чувствительность к некоторым веществам?
а) инфекция
б) эпидемия
в) аллергия
2. Как не передаются кишечных заболеваний?
а) по воздуху
б) с пищей
в) с грязными руками
3. Что вредит здоровью?
а) игры на свежем воздухе
б) малоподвижный образ жизни
в) плавание, катание на лыжах
4.Что не вредит здоровью?
а) курение
б) закаливание
в) спиртное
5. Как передаются возбудители инфекционных заболеваний?
а) по воздуху
б) с пищей
в) с водой
6. Какое заболевание не относится к инфекционным?
а) грипп
б) дизентерия
в) ветрянка
7. Какое вещество разрушает организм и, в конце концов, убивает человека?
а) никотин
б) алкоголь
в) наркотики
8. Что не поможет организму стать сильнее?
а) занятие спортом
б) закаливание
в) вкусная пища
9. Какое питание нельзя назвать здоровым?
а) регулярное
б) без спешки
в) однообразное
Интерпретация (1 бал -1 правильный ответ)
8-9 баллов- ты хорошо осведомлён о здоровье
5-6 баллов – тебе надо задуматься о здоровье
Меньше 5 – твоё здоровье в опасности .
Приложение 2
Тема занятия “Правильное питание” (1 класс)
Цели занятия:
ознакомить с понятиями: “правильное питание”, “полезные продукты”, “аппетит”, “витамины”; учить различать полезные и вкусные продукты;
познакомить с правилами правильного питания;
развивать внимание, память, мышление; - воспитывать культуру питания;
прививать навыки здорового образа жизни.
Формируемые УУД:
Личностные универсальные учебные действия -готовность и способность к саморазвитию; -развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
Регулятивные универсальные учебные действия -оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной оценки; -вносить необходимые коррективы; -уметь планировать работу и определять последовательность действий.
Познавательные универсальные учебные действия - самостоятельно включаться в творческую деятельность;
Коммуникативные универсальные учебные действия - владение способами взаимодействия с окружающими людьми; - умение выступать с устным сообщением, корректно вести учебный диалог;
Оборудование: выставка книг “О вкусной и здоровой пище”, пословицы, поговорки, загадки, картинки с изображением продуктов питания, музыкальное сопровождение для заставок во время работы детей в парах, толковый словарь, большое яблоко (в зависимости от количества детей, можно 2 яблока), нож, разделочная доска, зубочистки или шпажки для продуктов.
Ход занятия
I. Организационный момент
Круг радости.
Давайте встанем дружно в круг,
Заглянем в глазки мы к соседу,
Подарим каждому, сейчас, улыбок море и победу!
- Ребята, загляните друг к другу в глазки, подарите улыбку и возьмитесь за руки. Я вам сейчас прочитаю небольшое стихотворение, а вы в это время постарайтесь передать своему соседу заряд бодрости и тепла через рукопожатие. Готовы? Пусть будет мир на земле, И овощи-фрукты на нашем столе, И чтоб здоровье - крепким было, И никогда не подводило. Чтобы стучалась радость в дом Утром, вечером и днем!
Теперь я прошу ребят вернуться на свои места, проверить готовность к уроку и показать знаком, готовы ли вы к работе.
II Основная часть
1. Цитата : - Ребята, обратите внимание на доску, с давних времен люди говорили: «Здоровье-это главное богатство человека». А почему, как вы думаете, что такое здоровье, давайте попробуем разобраться? Для этого обсудите в группах свои ассоциации на тему «Здоровье», т.е. назовите слова, которые первыми приходят вам на ум, когда вы слышите это волшебное слово. На обсуждение вам 2 минуты.
- Определите, кто будет выступать от команды.
2. Ассоциации к слову «ЗДОРОВЬЕ».
- Итак, что же такое здоровье, по мнению ребят, давайте посмотрим, что же у нас получилось… Выслушав ответы детей, учитель делает вывод:
Здоровье - это состояние полного физического и душевного благополучия человека.
Вы знаете ребята, человек может сохранить свое здоровье, используя определенные правила здорового образа жизни. С самым главным правилом, мы сегодня познакомимся, для этого нам необходимо отгадать загадки, которые нам прислал Доктор Айболит». 3.Определение темы урока, целеполагание .
- Будьте внимательны!
Сидит она на грядке В земляной кроватке, На ней сотня одёжек И все без застёжек, Зелёная да русенькая, Утром на ней бусинки. (капуста)
На островок налетел ураган, На пальме остался последний… (банан)
Как слива, темна, Как репа, кругла. На грядке силу копила, К хозяйке в борщ угодила. (свёкла)
Скинули с Егорушки Золотые пёрышки- Заставил Егорушка Плакать и без горюшка. (лук)
Лежит на грядке зелёный здоровячок, а имя ему… (кабачок)
Круглое, румяное, С дерева достану я, На тарелку положу: “Кушай, мамочка”, - скажу. (яблоко)
- Молодцы! Ребята, как бы вы предложили назвать все наши отгадки к загадкам? (овощи и фрукты)
- А сейчас посмотрим, какие вы внимательные?
- Сколько всего было овощей и фруктов? (6)
- Сколько было овощей? (4)
- Сколько было фруктов? (2)
- Каким по счёту был банан? (вторым)
- Какой фрукт был по счёту шестым? (яблоко)
- Какие фрукты вы любите?
- А овощи?
- Как вы думаете, овощи и фрукты - полезные продукты? Почему?
- Недаром говорится в пословицах:
“Овощи -кладовая здоровья”, “Овощи и фрукты - полезные продукты”
- Ребята, прочитайте пословицы:
А) Хорошего понемножку, сладкого не досыта.
Б) Сладок мёд, да не по две ложки в рот.
В) Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.
Г) Если много съешь, то и мёд горьким покажется.
Д) Наелся, как бык, не знаю, как быть.
Е) Когда я ем, я глух и нем.
- Что объединяет все эти пословицы?
- Давайте сделаем вывод.
- Какой будет тема нашего урока?
“Правильное питание!”
- Изучая эту тему, что мы должны к концу урока знать и уметь?
Знать:
А) Что такое правильное питание?
Б) Правила питания.
Уметь:
А) Выбирать полезные продукты.
Как вы думаете, пригодятся ли вам эти знания в жизни?
4. Фронтальная работа.
-Кто-нибудь знает, что слово « витамин» означает? Обсудите в группе.
- Хорошо, интересные ответы у нас получились. Давайте сравним ваши ответы и то,что я вам сейчас расскажу!
“ Слово “витамин” придумал американский учёный- биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество (“амин”), содержащееся в оболочке рисового зерна, очень необходимо для жизни. Соединив латинское слово “вита” (жизнь) с “амин”, получилось слово “витамин”. Детям 6- 7 лет надо съедать в день 500- 600 грамм овощей и фруктов”.
- Совпали ли ваши ответы с моим?
а) Работа в группах.
- Восстановите поговорку, объясните её смысл.
ужин отдай врагу
Завтрак съешь сам,
обед раздели с другом
б) Одна группа работает со словарём и ищет обозначение слова аппетит.
в) Проверяем восстановленную пословицу и объясняем её смысл.
- Спасибо за ваши высказывания. В поговорке заключена народная мудрость.
-Послушайте, дорогие ребята, о том, как надо правильно питаться.
Ни один продукт не может дать всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы хорошо двигаться, хорошо думать, не уставать. Это масло, сыр, различные крупы, мёд, изюм. Другие продукты помогают строить организм, делать его более крепким и сильным. Это такие продукты, как творог, мясо, рыба, яйца, орехи. А третьи- фрукты и овощи - содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают расти организму и развиваться.
Каждое время года определяет меню за завтраком, обедом и ужином. Зимой вам необходимо как можно больше употреблять витаминов, пища должна быть разнообразной. Много витаминов содержится в кислой капусте, моркови, фруктах и овощах. Очень хорошо зимой и весной детям пить настой шиповника. Также полезен чай с лимоном. Пищу необходимо правильно принимать. Человеку требуется определённое количество пищи, которую следует принимать 4-5 раз в сутки в течение дня в одни и те же часы.
5. Физкультминутка
Я с горы на лыжах еду, Мишка кубарем летит. Прибежали мы к обеду И пришёл к нам Аппетит. Вместе с ним за стол мы сели, С Аппетитом всё мы съели. Приходи к нам, Аппетит! Наша мама говорит, Что хороший Аппетит Никому не повредит.
- Что такое аппетит? ( ответы ребят)
6. Групповая работа
А) Игра “Собери полезные продукты”.
- Рассмотрите таблицу и выберете те продукты, которые являются полезными. Докажите это.
1 гр. 2 гр.
торт
крупы
хот-дог
творог
петрушка, укроп
газировка
яблоки
орехи
пицца
лук, чеснок
3гр. 4 гр.
яйца
помидоры
хлеб
Копченая колбаса
шоколад
молоко
огурцы
кефир
рыба
сдобные булочки
- Рассмотрите продукты. Как мы их назовём? (неполезные, вредные)
- Что с ними делать? (как можно меньше их употреблять, а лучше совсем исключить их из своего питания).
Б) Работа с текстом. “Разговор о правильном питании”
- Давайте найдём подтверждение правильности выбранных продуктов в тексте
“Разговор о правильном питании”
Если хочешь вырасти красивым, здоровым и сильным, надо есть полезные продукты. Они нужны человеку каждый день. В этих продуктах есть вещества, без которых человек не может расти и быть здоровым - это витамины.
Витаминов много, но самые главные - это витамины А, В, С, Д.
Витамин А очень важен для зрения, а также необходим для поддержания здоровья кожи, костей, зубов и волос. Содержится в яйцах, рыбьем жире, печени, в ярко – окрашенных и тёмно- зелёных овощах и фруктах. Много его в моркови.
Витамин В способствует хорошей работе сердца и содержится в чёрном хлебе, в различных кашах (овсяной), в картофеле, молоке, дарах моря.
Витамин Д необходим для роста и делает наши кости крепкими. Содержится в рыбе, маргарине, в сыре и других молочных продуктах.
Витамин С укрепляет весь организм, делает человека более здоровым, не подверженным простуде. Содержится в фруктах, особенно в цитрусовых (лимоны, апельсины), плодах шиповника, в картофеле, перце, в зелёных овощах.
Кальций необходим для формирования костей и зубов. Содержится в молочных продуктах, пшеничной муке и изделий из неё.
В) Работа по вопросам.
- Какой витамин содержится в моркови и для чего она полезна?
- Какие продукты необходимы для роста и делают кости крепкими?
- В каких продуктах содержится витамин С и для чего он нужен?
Е) Формулировка правил питания.
- Опираясь на пословицы и поговорки, на советы доктора, вспомните все известные вам правила питания. Посовещайтесь в парах друг с другом, обсудите ваши предложения.
- Давайте составим памятку, которая будет называться “Золотые правила питания”.
1. Перед едой всегда тщательно мойте руки.
2. Главное - не переедайте.
3. Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
4. Тщательно пережёвывайте пищу, не спешите глотать.
5. Не разговаривайте и не читайте во время еды, это мешает хорошему пережёвыванию пищи.
6. Перед приёмом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.
7. Никогда не забывайте о правилах культурного поведения за столом.
III Итог урока.
А) Самооценка.
- Ребята, справились ли мы с задачами, поставленными в начале урока?
- Узнали, что такое правильное питание и правила питания? Как вы это усвоили: хорошо, не очень хорошо, плохо, сделайте отметку на шкале самооценки “знаю”.
- Сумеете выбрать для себя полезные продукты? Если сумеете, то отметьте на шкале самооценки “умею”.
Б) Рефлексия. - Какое задание на уроке было самым интересным? - Какое задание было самым трудным?
Звонкий звонок,
Окончен урок!
Приложение 3.
Тема занятия : «Добру путь откроет сердце» . (2 класс)
Цель:
формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся; воспитывать культуру общения друг с другом, самовоспитание личности ребёнка.
Задачи:
- формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
- развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формировать умение совместно работать в группе;
- способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Личностные УУД:
- действие смыслообразование (интерес, мотивация);
- действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);
- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.
В сфере личностных УУД будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника;
- личностная мотивация учебной деятельности.
Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование умения работать в парах и малых группах;
В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:
- учитывать позицию собеседника (партнера);
- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
- адекватно передавать информацию;
Регулятивные УУД:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция;
- оценка.
Оборудование: видеоролик «Ух ты, говорящая рыба», запись песни «Доброта» из мультфильма «Приключения поросёнка Фунтика», карандаши, плакат, на котором нарисован ствол дерева, листья из бумаги, клей, фломастеры.
Ход работы:
I. Орг. момент.
Учитель (классный руководитель) - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Ребята, я предлагаю вам самим определить, о чём пойдёт речь.
II. Постановка целей, темы.
Работа в группах: Ребята, для начала прочитайте эти пословицы и поговорки про себя, теперь прочитайте вслух каждую и объясните смысл:
• Доброе слово лечит, а злое калечит.
• Жизнь дана на добрые дела.
• Про доброе дело говори смело.
• Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
• Не одежда красит человека, а его добрые дела.
• Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
• Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
• В ком добра нет, в том и правды мало.
- Итак, вы догадались, о чём пойдёт сейчас речь? Правильно, о доброте.
А начнем мы его с удивительных строк
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра, она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
А.Чепуров
- Вы прослушали стихотворение, а что означает слово доброта?
Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Добрый человек - значит относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.
III. Просмотр видеоролика «Ух ты, говорящая рыба»
- Как вы думаете, может ли доброта вернуться человеку?
- А сейчас мы посмотрим с вами видеоролик.
(обсуждение после просмотра)
Вывод: Доброта действительно может вернуться человеку, который сделал доброе дело.
IV. Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
V. Чтение основных правил
- А легко ли быть добрым, внимательным, отзывчивым?
Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с вниманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки.
И я предлагаю вам основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям. (Дети читают хором с доски):
Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.
Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим.
Будь терпим к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.
VI. Дерево «добра» (звучит песенка «Доброта» из мультфильма «Приключения поросёнка Фунтика»
- А теперь я предлагаю вам всем поучаствовать в одной игре. Вам каждому нужно будет записать свои пожелания и добрые дела, которые бы вы хотели пожелать и сделать кому-нибудь из близких вам людей. (Дети по рядам записывают на листьях свои пожелания, добрые дела, которые бы они хотели совершить и прикрепляют к стволу заранее нарисованного дерева. (После выполненной работы учитель зачитывает самые интересные записи детей.)