kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа факультатива "Истоки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе авторской программы И.А. Кузьмина. На изучение предмета отводится 34 часа. Цель предмета: дальнейшее обогащение представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива "Истоки"»

Пояснительная записка



Настоящая программа « Истоки» разработана на основе примерной типовой программы по истокам в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе авторской программы И.А.Кузьмина 2007г

«Истоки» – базовый учебный предмет, при взаимодействии с программой «Воспитание на социокультурном опыте» формирующий социокультурную основу учебно-воспитательного процесса, позволяющий ответить на вопросы: «Как развить духовность индивидуума в разных звеньях образования?» и «Как научить детей с ранних лет чувствовать и развивать истоки русской земли?»

Курс «ИСТОКИ» разработан на основе социокультурного системного подхода, что обеспечивает преподавателя:

* знаниями по развитию управленческих и коммуникационных способностей, эффективными стратегиями образования;

* социокультурным инструментарием;

* активными формами обучения и воспитания;

* действенными составляющими социокультурного присоединения и социокультурных связок;

* технологиями эффективного обучения, позволяющими развивать целостное восприятие, мышление, чувствование ребенка, его мотивацию к самосовершенствованию;

* действенными способами вознаграждения и показателями качества социокультурного образования;

* знаниями по развитию первоначальных социокультурных ценностей.

Шаг за шагом учащиеся, преподаватели и родители приближаются к развитию социокультурной основы личности, приобретают социокультурный опыт (духовный, управленческий, коммуникационный, экологический и опыт самоутверждения).

Целевая установка предмета – приоритетность духовности, нравственности, культуры в ценностных ориентациях учащихся.

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ»разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.

Технологичность процесса – это гарантированность конечного результата образовательной деятельности. В основе методики лежат технологии эффективного обучения (истоковская педагогическая технология), являющиеся результатом взаимодействия социокультурных технологий и традиционных педагогических технологий, имеющегося педагогического опыта учителя.

Основная идея истоковской педагогической технологии – идея полноценного использования всех психических процессов, функций и свойств личности, в целом ресурсов человека.

Постепенно, шаг за шагом учитель присоединяется к психическим функциям восприятия, мышления, впечатления, развивает их. Важно, чтобы это присоединение было последовательным.

В результате использования социокультурных технологий у детей появляется способность работать результативно, открываются неограниченные возможности учащихся в самоутверждении.


Учебный курс «ИСТОКИ» для 2 класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывающиеся на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, в наибольшей степени соответствует особенностям младшего возраста, опирается на него.

Главными целями этого курса во 2-м классе являются:

-раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;

-посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки;

-развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их.

Базовое содержание курса «ИСТОКИ-2» объединено в четыре тематических блока – «РОДНОЙ ОЧАГ, РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ, ТРУД ЗЕМНОЙ и ТРУД ДУШИ». Текст учебной книги не должен заучиваться. Доминирующая логика его может быть представлена схемой: от настоящего – к истокам, а от них – вновь к настоящему, к осознанию тех его качеств, которые имеют непреходящую ценность.







Актуальность:

Программа «Истоки » оформилась на волне педагогических, философских и духовных поисков нашего времени, когда все более очевидной становится потребность в возвращении образования к его первоначальному смыслу.

Общие цели предмета:


1 Дальнейшее обогащение представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;

  1. Приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной и духовной культуры;

  2. Закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности, и через этот опыт ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде;

  3. Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков;

  4. Развитие единого контекста в группе и продолжение работы по формированию активно действующей четверки, в ресурсном круге.


Задачи:

– посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;

– продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.


Отличительная особенность.


Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов. Отбор в качестве «узловых точек» содержания общего образования базовых ценностей отечественной культуры, вокруг которых концентрируется осваиваемое содержание курса, инициирует процесс духовного восхождения учащихся и предупреждает догматическое заучивание информации, не связанной с их личностной активностью.
Настоящая учебная программа рассчитана для общеобразовательных школ. Изучение курса рассчитано на 1 час в неделю. Всего 34 часа.


Формы работы:можно разделить на теоретические (беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал)) и практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки). Занятия проходят по группам, парами, в «круге».


Методическое обеспечение: разработки занятий, художественные произведения, иллюстрации, учебники, рабочие тетради.


Техническое оснащение занятий: компьютер, мультимедийный проектор, экран.


Форма контроля:

оценивающий тренинг
























Содержание программы

34 часа

Родной очаг (10 часов)

ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?

СЕМЬЯ – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.

ДОМ – территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.

ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?

ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.




Родные просторы (8 часов)

НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.

ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.

РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.

МОРЕ-ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря?Море – конец света? Тайны моря.Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.

ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.

Труд земной (8 часов)

СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.

БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?

ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?

МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.

КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?

ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.

Труд души (8часов)

СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии.

СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.

ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная.

ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют – труд души? Главные праздники года.

КНИГА. Библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?

ИКОНА – образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?

ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.

Реализация социокультурной технологии дает возможность эффективно организовывать деятельность учащихся по освоению понятий и категорий курса, обеспечивает целостное развитие восприятия, мышления, чувствования, духовности и других высших психических функций индивидуума. Данная технология – ответ на вопрос: «Как перевести учительское наставление во внутреннюю мотивацию, чтобы ребенок захотел поступить так, как советует педагог?»


Требования к уровню подготовки обучающихся:


По итогам второго года обучения обучающиеся
— осваивают следующие базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:

Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм.

Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда.

а также:
— исходя из контекста понимают смысл их употребления и корректно используют в своей речи;
— опираются на них в своей деятельности и общении.





Тематическоепланированиезанятий:


Названиетемызанятий

Количествочасов


2 класс (34 часа)


1

Родной очаг

10

2

Родные просторы

8

3

Труд земной

8

4

Труд души

8

Итого:


34






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Темаурока

Кол-во часов

Вид тренинга

Основные понятия

Активныеформы

обучения

Дата проведения

1

Введение

в предмет

«Истоки»



1



Символы «Истоков»


Ресурсныйкруг








Родной очаг

2

.

Имя

1

Развивающий

Истоки. Родной очаг.

Имя. Смысл имени.

Именины - день имени.

Традиции имянаречения.

Родовоеимя.

Ресурсный круг

«Имя и доброе качество»



3

Семья

1

Развивающий

Семья – любовь, забота,

Согласие. Семейные традиции.

Работа в паре

«Семья»



4

Семья

1

Развивающий

Родители. Почитание родителей.

Обязанности каждого в семье.

Ресурсный круг

«За что я благодарен

своимродителям»



5

Род

1

Развивающий

Родина. Род. Родня. Родственники.

Родственные отношения. Поколения. Родовоедерево.

Работа в паре

«Родовое дерево»



6

Дом

1

Развивающий

Порядок, уклад, ритм жизни

дома. Чувство единения, заботы, любви. Родительский дом.

Ресурсныйкруг

«Дом»



7

Дом

1

Развивающий

Мир вещей. Святыни.

Семейные реликвии. Традициидома. Любимыйпраздник.

Работа в паре

«Родственные вещи»



8

Деревня

1

Развивающий

Деревня-кормилица. Земледельцы. Община (мир). Сход. Трудолюбие. Взаимовыручка.

Работа в паре

«Занятия жителей деревни»



9

Город

1

Развивающий

Город-труженик. Щит Отечества. Твердыня веры. Хранитель культуры.

Доброта и милосердие.

Ресурсныйкруг

«Город»



10

Обобщающий

Урок

«Роднойочаг»

1

Оценивающий

Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Роднойочаг.

Работа в паре

«Вечные ценности»

(оценивающийтренинг)




Родные просторы

11

Нива и поле

1

Развивающий

Родные просторы. Поле. Нива. Жатва. Хлебороб. Поле битвы.

Труд воина. Волявольная.

Работа в паре

«Поле и школа»



12

Лес


Развивающий

Зелёный друг. Царство природы. Человек и лес. Дерево жизни. Лесник.

Дары и тайны леса.

Ресурсныйкруг

«Лес»



13

Река

1

Развивающий

Название реки. Ручей-Река-Море-Океан. Течение времени. Живая, святая вода.

Работа в паре

«Вода-Живая вода-Святая вода»



14

Река

1

Развивающий

Истоки, жизнь и нрав реки. Красота и польза. Река - дорога.

Ресурсныйкруг

«Река»



15

Море-океан

1

Развивающий

Море-океан. Поморы. Мореходы. Соловки - Северная святыня.

1. Работа в паре

«Человек и море»

2. Ресурсный круг

1«Как море воспитывает человека»



16

Путь-дорога

1

Развивающий

Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство.

Работа в паре

«Путь-дорога»



17

Дорогажизни

1

Развивающий

Разлуки и встречи. Первые шаги и последний путь. Перекрёстки. Дорога в жизни.

Ресурсный круг

«Значимые цели жизни»



18

Обобщающийурок

«Родныепросторы»

1

Оценивающий

Родныепросторы

Работа в паре

«Почему родные просторы значимы для человека»



Труд земной

19

Сев и жатва

1

Развивающий

Труд земной. Пахота, пашня. Сев и жатва. Пахарь, сеятель. Страда. Народные примеры.

1. Работа в паре

«Полевые работы»

2. Работа в паре

«Пословицы и

поговорки»



20

Братьяменьшие


Развивающий

Домашние животные.

Забота о животных.

Любовь к животному.

1. Работа в паре

«Про кого так говорят»

2. Ресурсныйкруг

«Ктоважнее?»



21

Ткачихи-рукодельницы

1

Развивающий

Ткачихи. Женский труд. Посиделки. Прядение. Ткачество. Терпение.

Ресурсныйкруг

«Ткачихи-рукодельницы»



22

Ткачихи-рукодельницы

1

Развивающий

Лён. Полотно. Терпение. Сноровка.

Работа в четвёрке

«Как рубашка в поле выросла»



23

Мастера-плотники

1

Развивающий

Плотницкое дело. Сруб. Топор. Артель. Добросовестность. Рассудительность. Мастерство.

1. Работа в четвёрке

«Инструменты плотника»

2. Ресурсныйкруг

«Мастера-плотники»



24

Кузнецы-умельцы

1

Развивающий

Мастер-кузнец. Кузница. Горн. Мечи. Молот. Наковальня. Сила и ловкость.

1. Работа в тройке

«Подкуём лошадку»

2. Ресурсныйкруг

«Кузница»



25

Ярмарка

1

Развивающий

Ярмарка. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар. Честнаяторговля. Праздник.

Ресурсныйкруг

«Ярмарка»



26

Обобщающийурок

«Трудземной»

1

Оценивающий Развивающий


Трудземной

1. Работа в четвёрке

«Труд земной и орудия труда»

2. Ресурсный круг

«Ценности труда земного»



Труд души

27

Слово

1

Развивающий

Труд души. Слово. Слово Истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Словапокаяния. Молитва.

1. Работа в четвёрке «Какое бывает слово»

2. Ресурсный круг

«Подари доброе слово»



28

Сказка

1

Развивающий

Сказка. Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость.

1. Работа в четвёрке

«Уроки сказки»

2. Ресурсный круг

«Любимый сказочный герой»



29

Песня

1

Развивающий

«Душа поёт». Песня. Народная песня. Духовныепеснопения. Гимн. Частушка.

1. Работа в четвёрке

«Праздничная песня»

2. Ресурсныйкруг

«Душапоёт»



30

Праздник

1


Оценивающий Развивающий


Будни и праздники. Смысл праздника. Радостныйтруддуши.

1. Работа в четвёрке

«Смысл праздника»

2. Ресурсныйкруг

«Любимыйпраздник»



31

Книга

1

Развивающий

Книга книг – Библия.

Книга рукописная и печатная. Книжноеслово. Читатель. Книголюб.

Ресурсныйкруг

«Любимаякнига»



32

Икона

1

Развивающий

Икона. Лампада. Красный угол. Горний мир. Слово в образе.

1. Ресурсный круг

«Икона»

2. Работа в четвёрке

«Иконописныйобраз»



33

Храм

1

Оценивающий Развивающий


Храм – дом Божий. Купол. Крест. Внутреннее убранство. Храм и человек.

1. Работа в четвёрке

«Храм души»

(оценивающий тренинг)

2. Ресурсный круг

«Храм души»



34

Обобщающий урок

за год.


1

Развивающий (Итоговый)

Подвести итоги по темам второго класса.

Ресурсный круг

«Мир, в котором мы живём»
















Учебно-методический комплект

1. Учебник «Истоки» 2 класс А.В. Камкин

2.Рабочая тетрадь 2 класс (1,2 часть)Авторы: О.А.Бандяк, Н.В.Котельникова. Издательский дом «Истоки», 2009год

3.Истоковедение, том 1, 8. Издательский дом «Истоки», 2007 год

4. Методика преподавания предмета, О.А. Бандяк

5. Методическое пособие «Активные формы обучения - 2», Воронцова, М.Ю. Дудкина

6. «Программа для начальной школы», 2 класс составитель А.В. Камкин,




Дополнительная литература для учащихся

1.Родной очаг.Книга2.,И.А.Кузьмин. М.; Издательский дом « Истоки», 2009 г.

2.Мой род. Книга 2.,И.А.Кузьмин. М.; Издательский дом « Истоки», 2009г

3.Путь-дорога. Книга 3.,И.А.Кузьмин. М.; Издательский дом « Истоки», 2009г

4.Труд души. Книга 4.,И.А.Кузьмин. М.; Издательский дом « Истоки», 2009г

5.Истоки Великой Победы. Книга 5, И.А.Кузьмин. М.; Издательский дом « Истоки», 2009г


Дополнительная литература для учителя


  1. Деревенские святцы, И.Д. Полуянов, Технологическая школа бизнеса, Москва, 1998

  2. Истоковедение, тома 2, 5, 8, 9. Издательский дом «Истоки», 2010год

  3. История русской культуры под редакцией Ю.С. Рябцева М. «Владос», 1997

  4. Православный храм и икона, «Эксмо», Москва, 2005











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Рабочая программа факультатива "Истоки"

Автор: Паничкина Елена Александровна

Дата: 19.07.2016

Номер свидетельства: 337731

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа факультатива "Истоки""
    ["seo_title"] => string(36) "rabochaiaproghrammafakultativaistoki"
    ["file_id"] => string(6) "337624"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1468754464"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль светская этика. "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-orkse-modul-svietskaia-etika"
    ["file_id"] => string(6) "133443"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416505911"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства