Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Растём здоровыми и сильными»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12
с углубленным изучением отдельных предметов»
приложение к основной образовательной программе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Растём здоровыми и сильными»
Направление - спортивно-оздоровительное
Возраст 8-11 лет
Класс – 3-4
Срок реализации – 2 года
Составитель:
Болотова О.И.,
учитель начальных классов
Старый Оскол
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Растём здоровыми и сильными» составлена на основе авторской программы Н. Я. Дмитриевой, К.А. Семёновой //Сборник программ внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова /Сост. Е.Н. Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. – 144с.
Срок реализации 2 года.
В рабочую программу изменения не внесены.
Направление программы внеурочной деятельности
Программа «Растём здоровыми и сильными» спортивно-оздоровительного направления.
Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ.
Программа «Растём здоровыми и сильными» спортивно-оздоровительного направления
имеет множество аспектов и призвано уже с детских лет сформировать у ребенка понимание необходимости соблюдения здорового образа жизни, желание заботиться о своем здоровье и его сохранении.
Новизна
В программе курса «Растем здоровыми и сильными» сделана попытка сформировать первоначальное представление детей об элементарных нормах здорового образа жизни, а также расширить рамки учебных курсов «Окружающий мир», «Физическая культура» в аспекте понимания экологии природы и человека.
Актуальность и педагогическая целесообразность.
Здоровье – важнейшая ценность человеческой жизни. И понимание этого должно приходить к человеку как можно раньше. Природа наделила нас колоссальным потенциалом физических и психологических возможностей. Вместе с тем уровень требований к человеку с развитием цивилизации повышается, усложняются и условия, в которых он живет. Как подготовить наших детей к здоровой продуктивной жизни? Как, развивая интеллектуально, приучить школьников к физической активности, здоровому образу жизни, правильной организации каждого дня?
Здоровье будущего поколения и всего общества напрямую связано с сохранением экологии детства.
Цель программы внеурочной деятельности: создание условий для сохранения, укрепленияи развития физического и психического здоровья младших школьников через игровую деятельность.
Задачи программы внеурочной деятельности:
Формировать представления об основных факторах и «законах» здоровья, взаимовлиянии природы и человека друг на друга;
Подвести учащихся к пониманию особенностей организма человека и его возможностей;
Воспитывать бережное отношение к здоровью и понимание необходимости ведения здорового образа жизни;
Формировать компетенции в сфере безопасности жизнедеятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации программы внеурочной деятельности
Программа рассчитана на детей в возрасте 8 - 11 лет (3 - 4класс)
Сроки реализации программы внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Растем здоровыми и сильными» рассчитана на 2 года реализации в объеме 34 часов в год. Всего 68 часов. Занятия проводятся: 1 час в неделю.
Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности «Растём здоровыми и сильными»
Викторина
Экскурсия
Проект
Конференция
Интервьюирование
Выставка творческих работ
Творческая работа
Подвижные игры
Викторина
Спортивный праздник
Эстафета
Поход
Требования к уровню подготовки
У учащегося будут сформированы:
- общее представление о здоровье человека как об одной из основополагающих ценностей человеческой жизни;
- установка на здоровый образ жизни и положительное отношение к оздоровительной деятельности;
- способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности;
- чувство сопричастности к решению экологических проблем родного края и Родины;
- основа для развития чувства прекрасного через представления о физической красоте человека и её совершенствовании в активной жизнедеятельности; приобщение к красоте родной природы;
- уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям через командные и подвижные игры;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- представление об оздоровительном воздействии физических упражнений;
- понимать необходимость рациональной организации режима дня, организации рабочего места;
- принимать и сохранять познавательные задачи, в т.ч. практические;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия ее реализации;
- осуществлять контроль за правилами выполнения оздоровительных действий;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
- вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок;
- осуществлять поиск информации с использованием различных источников (включая пространство Интернета) и запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе;
- осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- разрабатывать единую тактику в игровых действиях, учитывая мнения партнеров по команде;
- отстаивать свое мнение, формулируя собственную позицию;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- соблюдать правила взаимодействия с игроками;
- во время подвижных игр учитывать реакцию партнера на игру, следить за действиями других участников в процессе групповой или игровой деятельности.
Учащийся получит возможность для формирования:
- интереса к различным видам физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности;
- устойчивого следования моральным нормам и этическим требованиям в поведении учащихся в познавательной и досугово-игровой деятельности;
- осознание элементов здоровья, готовность следовать в своих действиях и поступках нормам здоровьесберегающего поведения;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающееся в оказании помощи и поддержки партнерам по играм, общению;
- начальных представлений о ценности и уникальности природного мира;
- вместе с учителем ставить новые учебные задачи, учитывая свои физические возможности и психологические особенности;
- осуществлять контроль физического развития, используя тесты для определения уровня развития физических и психических качеств;
- проводить самоанализ выполняемых заданий и по ходу действий вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;
- учитывать в своих действиях позиции других людей и координировать деятельность, несмотря на различия во мнениях;
- точно и полно передавать партнеру необходимую информацию для выполнения дальнейших действий;
- задавать вопросы, необходимые для организации деятельности.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате освоения программы «Растем здоровыми и сильными» формируются следующие универсальные учебные действия.
Личностные результаты:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметне результаты:
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание программы внеурочной деятельности
В гармонии с окружающим миром
(34 часа, 3 класс)
Природа, как твое здоровье? Что такое экология? 1ч
Теория:
Что такое экология? Что такое окружающая среда? Сезонные изменения в природе. Роль экологии в жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на среду обитания растений и животных. «Хорошая» и «плохая» экология.
Практика:
Беседа «Что такое экология», викторина
Мой любимый школьный двор 3ч
Теория:
Наблюдение за растительным и животным миром. Оценка экологического состояния пришкольного участка. Что мы можем сделать для нашего двора?
Практика:
Экскурсия по пришкольной территории, уборка пришкольной территории, изготовление скворечников, посадка деревьев.
Наша среда обитания 1ч
Теория:
Город, село, деревня. Прогресс и переселение в города. Что такое мегаполис? Современный город: преимущества и опасности. Ориентирование в городе: что делать, если ты заблудился? Карта города и план населенного пункта. Основы безопасности жизнедеятельности в городе. Как вести себя в чрезвычайной ситуации.
Практика:
Ориентирование в городе: что делать, если ты заблудился? Обсуждение темы «Город, село как среда обитания»
В городских джунглях. Выбираем безопасный маршрут 1ч
Теория:
Предполагается осмотр окрестностей школы и выбор потенциально опасных мест и безопасного маршрута до дома.
Тротуар, пешеходная дорожка, обочина. Наблюдение за дорожным движением возле школы. Практика:
Экскурсия в центр города (если школа городская) или в город (для школьников села, поселка и т.д.).
Школа светофорных наук 2ч
Теория:
Причины дорожно-транспортного травматизма детей. «Дирижер» уличного движения. Правила перехода перекрестка. Нерегулируемый перекресток. Правила дорожного движения. Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС. Велосипед на улицах города.
Практика:
Викторина «Правила движения достойны уважения», конференция, выставка творческих работ.
Я пешеход и пассажир 1ч
Теория:
Применение пройденного на практике.
Практика:
Наблюдение за дорожным движением города или села.
Если стихия разбушевалась 3ч
Теория:
Что такое природные катаклизмы (наиболее характерные для данной местности погодные условия). Ураганный ветер. Смерч. Снежная буря. Наводнение. Цунами. Землетрясение. Правила поведения в экстремальной ситуации. Способы передачи информации на расстоянии. Практика:
Игра: моделируем чрезвычайную ситуацию.
Мой дом - моя крепость 1ч
Теория:
Квартира и частный дом: преимущества и недостатки. Когда взрослых нет дома. Наши своенравные помощники: электричество и газ, водопровод и отопление. Правила безопасного использования электроприборов. Экономное использование ресурсов. Газовая плита и колонка.
Практика:
Интервьюировать родителей. Что делать, если… (в доме пахнет газом; начался пожар; прорвало трубу и т.д.). Вызов полиции и МЧС.
Перед экраном телевизора 1ч
Теория:
Сколько времени можно уделить телевизору без вреда для здоровья. «Хорошие» и «плохие» телезрители: что и как смотреть. СМИ. Место у телевизора. Как дать отдых глазам. Шум от телевизора (магнитофона, плеера): шкала громкости.
Практика:
Презентация детской познавательной передачи.
Компьютер - не игрушка 2ч
Теория:
Компьютер - великое изобретение человечества. Что было, когда не было компьютеров? Может ли компьютер «думать». Что такое искусственный интеллект. Где используются компьютеры (для математических вычислений; для создания баз данных; управления всевозможными устройствами). Первые ЭВМ и современные компьютеры. Компьютер в офисе и дома.
Возможности, которые дают компьютер и Интернет. Правила безопасной работы на компьютере: зрение; поза; расположение монитора. Компьютерные игры: как избежать зависимости.
Всемирная паутина: поиск информации в Интернете. Правила безопасности: вирусы и мошенники.
Практика:
Разработка комплекса упражнений для тех, кто работает за компьютером.
Наши домашние любимцы 3ч
Теория:
Животное в доме - это радость, но и большая ответственность. Уход за питомцем. Гигиена домашних животных. Ветеринар. Заболевания, переносчиками которых могут быть животные.
Практика:
Конференция,проект «Наши домашние любимцы»
Растения и человек 3ч
Теория:
Комнатные растения. Значение растений в вашем доме. Путешествие с комнатными растениями. Уход за растениями. Полезные и опасные растения.
Лекарственные растения: дикорастущие и культурные. Что такое биологически активные вещества. Знакомство с лекарственными растениями и их применением. Редкие и охраняемые растения вокруг нас.
Растения, которые мы едим. Овощи, фрукты. Санитарная обработка овощей и фруктов. Осторожно: пестициды!
Практика:
Санитарная обработка овощей и фруктов. Выставка рисунков. Сбор информации о лекарственных, комнатных растениях. Творческий отчёт – проект.
Осторожно: ядовитые растения 1ч
Теория:
Растения, опасные для человека. Характерные признаки. Меры предосторожности. Правила, которые необходимо соблюдать при встрече с ядовитыми растениями. Использование ядовитых растений в медицине.
Практика:
Выставка творческих работ.
Каким воздухом мы дышим 1ч
Теория:
Что происходит с нашей атмосферой. Что мы можем сделать для сохранения воздуха. Леса - легкие нашей планеты. Сохранить живые насаждения.
Практика:
Лабораторная работа, обсуждение результатов. Исследовательская деятельность.
Погода, климат и здоровье человека 2ч
Теория:
Наблюдения за погодой (использование барометра, флюгера, термометра; создание мини- метеорологической площадки; ведение журнала наблюдений). Определение климата своей местности на основе собственных наблюдений и данных о длительных наблюдениях за погодой. Болезни и недомогания, связанные с погодными условиями. Акклиматизация.
Практика:
Определение климата своей местности на основе собственных наблюдений и данных о длительных наблюдениях за погодой.
Что будет, если мы не будем беречь природу? 1ч
Теория: Как выглядела Земля миллиарды лет назад. Понятие экологической катастрофы. Экологические катастрофы древности и современные проблемы: потепление мирового климата, озоновая дыра, эпидемии, бактериальное и ядерное оружие. Красная книга.
Практика:
Круглый стол «SOS».
Подготовка к походу 3ч
Теория:
Разработка маршрута. Список покупок. Что брать с собой в поход: продуктовый и неприкосновенный запас; аварийный комплект и «аптечка»; план местности. Как вязать узлы и упаковывать вещи. Палатка и спальный мешок. Правила безопасности в походе.
Практика:
Игра: «Собираемся в поход». Командные игры и конкурсы на свежем воздухе. Экскурсия в парк. Оформление стенгазеты «Путевой журнал»
Резерв. Спортивные эстафеты 4ч
Теория:
Разучивание новых игр.
Практика:
Участие в спортивных эстафетах. Командные игры и конкурсы на свежем воздухе.
Законы здоровья
(34 часа, 4 класс)
Бесценный дар природы. Что такое здоровье? 2ч
Теория:
Здоровье как одна из ценностей человеческой жизни. Необходимость укреплять свое здоровье, заботиться о нем, уметь оказать первую медицинскую помощь себе и окружающим, не навредить своему организму.
Факторы, которые влияют на здоровье: условия и образ жизни, питание, наследственность, внешняя среда, природные условия, здравоохранение.
Практика:
Образ жизни, вредные и полезные привычки, тренировка и спорт. Какие бывают заболевания.
Знаешь ли ты себя? 1ч
Теория:
Мы все разные. Взрослые и дети. Мальчики и девочки. Правши и левши. Четыре темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Определение типа темперамента. Как мы познаем мир. Зрение, обоняние, осязание, слух, вкус. Мозг- командный пункт организма. Как беречь нервную систему. Признаки сотрясения мозга.
Упражнения для укрепления памяти, внимания. Подвижные игры.
Красивое и сильное тело 4ч
Теория: Чудо человеческого тела. Как устроен человек (скелет человека, мышцы, суставы, осанка, внутренние органы человека, мозг и нервная система). Определение роста, массы тела, соотношение этих показателей.
Практика:
Осанка. Комплекс упражнений, формирующих осанку. Укрепление и тренировка мышц.
Подвижные игры.
Режим дня. Зачем школьникам режим 2ч
Теория:
«Биологические часы». Необходимость придерживаться четкого ритма жизни. Режим. Мой идеальный распорядок дня. Сон. Норма сна (9-10 часов). Помещение для сна. Биоритм: «совы» и «жаворонки». Полезные и вредные привычки.
Различные упражнения для «пробуждения» организма, укрепления мышц, развития ловкости и координации, быстроты и выносливости - в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребенка.
Практика:
Гигиена сна, подготовка ко сну. Упражнения для «пробуждения» организма, укрепления мышц, развития ловкости и координации, быстроты и выносливости. Подвижные игры.
Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое! 1ч
Теория:
Утренние и вечерние гигиенические процедуры. Русская баня. Сауна.
Практика:
Утренние и вечерние гигиенические процедуры. Конкурс плакатов.
…И зубной порошок! 1ч
Теория:
Как правильно чистить зубы. Строение зуба: эмаль, нервы, кровеносные сосуды. Молочные зубы и коренные. Заболевания зубов, кариес.
Практика:
Как правильно чистить зубы. Конкурс плакатов: «Правила гигиены»
Кожа - зеркало здоровья 1ч
Теория:
Самый большой орган _ кожа (эпидермис). Волосы, ногти, особые образования кожи. Обновление клеток кожи. Правила ухода за кожей, волосами, ногтями. Помощь при ожогах, порезах, царапинах. Отпечатки пальцев.
Практика:
Игры: «Юные криминалисты», «Какая прическа тебе к лицу?».
Дышим полной грудью 1ч
Теория:
Дыхание и подвижность, кислородное голодание. Зависимость объема легких от развития грудной клетки. Пыль. Вредные привычки: курение.
Практика:
Правильное дыхание при занятиях спортом. Дыхательная гимнастика. Подвижные игры.
Какой должна быть наша пища 3ч
Теория: Что мы едим. Правильное питание. Разнообразие пищи. Особенности питания людей разных национальностей. Витамины. Что необходимо знать о витаминах. Составление меню (завтрак, обед, ужин). Осторожно: консерванты, ГМП (генетически модифицированные продукты), несвежая пища. Что такое состав и срок годности.
Практика:
Беседа, презентации о здоровом питании. Экскурсия в школьную столовую. Проект.
По ту сторону микроскопа 1ч
Теория:
Целый мир в одной капле воды (практическая работа с микроскопом). Мир вирусов и бактерий. Вирусные заболевания. Полезные и вредные бактерии. Грибки. Плесень. Антибактериальные средства и биологически активные добавки.
Практика:
Антибактериальные средства и биологически активные добавки. Лабораторная работа.
Берегите сердце 1ч
Теория:
Сердцебиение. Пульс: измерение пульса. Что нужно знать о своей крови. Кровообращение: аорта, артерии, вены, капилляры. Группа крови. Доноры. Первая помощь при кровотечении из носа. Рассматривание капли крови под микроскопом. Что можно узнать по клиническому анализу крови.
Практика:
Измерение пульса, подвижные игры.
Наши незаменимые помощники 1ч
Теория:
Зрение. Строение глаза: глазное яблоко, роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка. Диагностика зрения. Цвет и настроение. Гигиена рабочего места.
Практика:
Упражнения для снятия усталости глаз и развития глазных мышц.
Чище, краше, лучше! 3ч
Практика:
Игры, которые развивают силу, выносливость. Спартакиада. Викторина по пройденному материалу.
Держи голову в холоде... а ноги в тепле 1ч
Теория:
Как организм реагирует на тепло и холод. Одежда по погоде. Измерение температуры. Нормальная температура тела человека. Инфекционные и простудные заболевания. Эпидемии. Как уберечься от «вредных невидимок». Коварная простуда. Что нужно знать о гриппе.
Практика:
Работа в группе: измерение температуры тела, приготовление компресса.
Наш защитник иммунитет 1ч
Теория:
Защитные силы организма. Микробы и лейкоциты. Иммунитет. Прививки, вакцинации. Закаливание. Кто такие «моржи».
Имитационно-игровые ситуации. Работа в группе: измерение давления.
Вот, ребята, йод и вата!.. 3ч
Теория:
Правила оказания первой помощи. Учимся на практике оказывать первую помощь при ушибах, вывихах. Первая помощь в экстремальных ситуациях: тепловой и солнечный удары, остановка кровотечения. Вызов скорой помощи.
Практика:
Правила оказания первой помощи. Первая помощь в экстремальных ситуациях.
Силачи и Геркулесы 3ч
Теория:
Рост и взросление. Акселерация. Спорт и Олимпийские игры. Атлеты древности и современности. Определяем объем бицепса, утомляемость мышц. Сила и выносливость человека в экстремальных условиях.
Упражнения для снятия усталости глаз и развития глазных мышц.
1
14.
Чище, краше, лучше!
3
14.1
Чище, краше, лучше!
Игры, которые развивают силу, выносливость.
Викторина
1
14.2
Чище, краше, лучше!
Игры, которые развивают силу, выносливость.
Спартакиада.
1
14.3
Чище, краше, лучше!
Игры, которые развивают силу, выносливость.
Игры на свежем воздухе.
1
15.
Держи голову в холоде... а ноги в тепле
1
15.1
Держи голову в холоде... а ноги в тепле.
Как организм реагирует на тепло и холод. Одежда по погоде.
Работа в группе: измерение температуры тела, приготовление компресса
1
16.
Наш защитник иммунитет
1
16.1
Наш защитник иммунитет
Защитные силы организма. Иммунитет. Прививки, вакцинации. Закаливание.
Экскурсия в медицинский кабинет
1
17.
Айболит спешит на помощь
1
17.1
Айболит спешит на помощь
Травмы: растяжения связок, ушибы, переломы, вывихи. Последствия от травм.
Имитационно-игровые ситуации.
1
18.
Вот, ребята, йод и вата!..
2
18.1
Вот, ребята, йод и вата!..
Правила оказания первой помощи.
Викторина: «Заболевания и травмы»
1
18.2
Вот, ребята, йод и вата!..
Первая помощь в экстремальных ситуациях. Вызов скорой помощи.
Отработка навыков оказания первой помощи.
1
19.
Силачи и Геркулесы
2
19.1
Силачи и Геркулесы.
Рост и взросление. Акселерация.
Викторина
1
19.2
Силачи и Геркулесы.
Спорт и Олимпийские игры. Атлеты древности и современности.
Выставка интересных фактов.
1
20.
Резерв. Спортивные эстафеты.
3
20.1
Спортивные эстафеты.
Участие в спортивных эстафетах.
Командные игры и конкурсы на свежем воздухе.
1
20.2
Спортивные эстафеты.
Участие в спортивных эстафетах.
Командные игры и конкурсы на свежем воздухе.
1
20.3
Спортивные эстафеты.
Участие в спортивных эстафетах.
Командные игры и конкурсы на свежем воздухе.
1
Итого:
34
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение курса
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.М.: Просвещение, 2010.
2. Примерные программы начального общего образования:в 2 ч. М.: Просвещение, 2009.
3. Григорьев Д.В., Степанов П.В.Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010.
4. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова - Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература»,- 142с.
5.Товпинец И.П. Уроки здоровья: книга для чтения в 3-4 классе. - Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2007. - 176 с.
6. Смирнова Т.В. Живые картинки. Природа и мы: книга для чтения. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2005. -144 с.
7. Смирнова Т.В. Удивительные приключения Ани в стране Ознобышей: книга для чтения. - Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2003. - 40 с.
8. Шаулин В.Н. и др. Физическая культура: учебник (1-4 класс). - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. - 176 с.
9. Фишман И.С., Перелыгина Е.А. Победители стихий: рабочая тетрадь для 4 класса: компетентностно – ориентированные задания. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.- 96 с.