Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный объектив» для обучающихся на 2020 - 2021 учебный год»
Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста»
МБОУ СОШ № 4 с. Малые Ягуры
СОГЛАСОВАНО:
руководитель центра «Точка Роста»
_________________ Д.Н. Адоньева
«___» ___________________ 2020 г.
УТВЕРЖДЕНО:
директор МБОУ СОШ № 4
____________ М.В. Кравцова
«___» _________________2020 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Волшебный объектив»
для обучающихся
на 2020 - 2021 учебный год
Составитель:
Ломонос О.С., педагог доп.образования
Пояснительная записка.
Образовательная программа фотокружка «Волшебный объектив» разработана с учётом особенностей детей, обучающихся в учебном заведении, имеет художественно - эстетическую направленность, предполагает общекультурный уровень освоения. Образовательная программа фотокружка «Волшебный объектив» рассчитана на 1 год обучения детей в возрасте от 8 до 16 лет (1-10 классы) и является начальной ступенью овладения комплексом минимума знаний и практических навыков для последующей самостоятельной работы.
В жизни современного человека информация играет огромную роль, даже поверхностный анализ человеческой деятельности позволяет с полной уверенностью утверждать: наиболее эффективным и удобным для восприятия видом информации была, есть и в обозримом будущем будет информация графическая.
Фотография — это искусство получения фотоснимков, где основной творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции, освещения и момента (или моментов) фотоснимка. Такой выбор определяется умением и навыком фотографа, а также его личными предпочтениями и вкусом, что также характерно для любого вида искусства.
Занятия фотокружка «Волшебный объектив» направлены на формирование навыков и умений в использовании фотоаппарата, видеокамеры, построении композиции, изучение основ фотографии; профориентации учащихся.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности, что поможет обучающимся при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станет основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
При составлении образовательной программы «Фотокружок» за основу взята программа Фрост Л. Современная фотография.
Данная программа использовалась в качестве базы для последующей модификации по следующим причинам:
- достаточно упражнений для закрепления теоретического материала и самостоятельной работы, которые можно адаптировать к использованию свободно распространяемых программ;
-учебное пособие прекрасно иллюстрировано необходимыми схемами, скриншотами, рисунками, что обеспечивает наглядность и доступность материала.
- материал излагается доступным для ученика языком, системно, последовательно, автору удалось избежать излишней научности.
- большая практическая значимость и актуальность теоретического материала и практических работ.
Актуальность программы в том, чтозанятия стимулируют любознательность, готовность пробовать свои силы в фотоискусстве, желание общаться и проявлять свою индивидуальность.
Цифровая графика (фотография, видеосъемка) очень актуальна в настоящий момент и пользуется большой популярностью у детей разного возраста. Умение работать с различными графическими редакторами является важной частью информационной компетентности ребенка. Занятия активизируют процессы формирования самостоятельности обучающихся, поскольку цифровая графика связана с обучением творческой информационной технологии. Через занятия по программе у детей развиваются такие черты характера, как усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Развитие этих качеств с детского возраста станет тем фундаментом, который обеспечит успешность жизни ребёнка в будущем. Творчество – это сознательная целенаправленная деятельность человека в области познания и преобразования действительности, это вдохновение, замысел, чувство. Способности к творчеству (креативность) следует рассматривать как особое качество личности, характеризующейся способностью к саморазвитию. Данная тема позволяет наиболее полно раскрыться учащимся, проявить себя в различных видах деятельности (проектировочной, конструктивной, оценочной, творческой, связанной с самовыражением).
Педагогическая целесообразность программы в том, чтозанятия по образовательной программе «Фотокружок» способствуют развитию коммуникабельности, целеустремленности, собранности, усидчивости, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка. Ребенок тренируется в решении проблемных ситуаций, идет становление его характера. Особенно это заметно на застенчивых детях. Занятие фотографией помогает им обрести уверенность, почувствовать свою ценность, найти свое место.
Данный курс способствует развитию познавательных интересов учащихся; творческого мышления; повышению интереса к фотографии, имеет практическую направленность, так как получение учащимися знаний в области информационных технологий и практических навыков работы с графической информацией является составным элементом общей информационной культуры современного человека, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства.
Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, учащиеся могут применить в различных областях знаний, а также они являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа.
Цель образовательной программы (ОП): создать условия для развития интереса к цифровой графике, развития личности ребёнка, способного к творческому самовыражению, через освоение цифровой техники и овладение навыками фотографирования.
Задачи:
Обучающие:
- формировать положительное отношение к профессиям, которые связаны с фотографией;
- дать представление об истории фотографии;
- научить пользоваться фотоаппаратом;
- научить пользоваться видеокамерой;
- дать представление о выразительных средствах и режимах фотосъемки;
- сформировать представление о компьютерной графике;
- формировать умения и навыки работы в графическом редакторе;
- подготовить обучающихся к выставкам и конкурсам.
Развивающие:
- развивать познавательные интересы;
- развивать интеллектуальные и творческие способности;
- развивать глазомер;
- развивать координацию движений;
- развивать усидчивость;
- развивать умение самореализовываться;
- развивать чувство долга, и выполнения возложенных обязательств.
Воспитательные:
- формировать знания о правовых и этических нормах работы с информацией;
- воспитывать стремление к самоутверждению через освоение цифровой техники;
- воспитывать личную ответственность за результаты своей работы;
- воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач;
- воспитывать скромность, заботу о пользователе продуктов своего труда
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности
ЛИЧНОСТНЫЕ
формирование у учащихся мотивации к обучению, саомоорганизации и саморазвития;
развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания;
формирование интереса к выполнению творческих работ (выставок).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результатами освоения программы внеурочной деятельности является формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
учитывать ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные УУД входит знание:
устройства фотоаппаратов;
виды фотоматериалов;
условия хранения фотоматериалов;
влияние света в фотографии;
основные законы композиции;
фотографические жанры;
изобразительные возможности фотографии;
Коммуникативные УУД:
учиться пользоваться фотоаппаратурой;
устанавливать экспозицию при съёмке;
производить фотосъёмку при естественном и искусственном освещении;
применять основные законы композиции;
выбирать точку съёмки и ракурс;
производить студийную съёмку;
снимать в помещениях;
хранить фотоматериалы.
По окончании изучения данного курса, учащиеся должны выставить свою работу на фотовыставку.
Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста»
МБОУ СОШ № 4 с. Малые Ягуры
СОГЛАСОВАНО:
руководитель центра «Точка Роста»
_________________ Д.Н. Адоньева
«___» ___________________ 2020 г.
УТВЕРЖДЕНО:
директор МБОУ СОШ № 4
____________ М.В. Кравцова
«___» _________________2020 г.
Календарно – тематическое планирование
внеурочной деятельности
«Волшебный объектив»
для обучающихся
на 2020 - 2021 учебный год
Составитель:
Ломонос О.С., педагог доп.образования
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС)
Дата по плану
Дата по факту
Предметные результаты
Метапредметные результаты (УУД)
Теория
Практика
Вводное занятие.
«Основные правила фотосъёмки».
1ч
-
рассказ, беседа, информирование, инструктаж
Р Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
П Делать предварительный отбор источников информации
К Умение донести свою позицию до других
2-3
Фотография сегодня.
1ч
1ч
Получение композиций на фотобумаге. Фотография в науке, технике, общественной жизни. Фотография как искусство.
Р Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных учителем
П Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии
К Слушать и понимать речь других.
4-5
История открытия фотографии.
1ч
1ч
О Дагере и Ньепсе. Их снимки. “Чудеса” той дагеротипии.
Р Умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности
П Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Подключать фотокамеру к компьютеру, сохранять снимки;
Запускать, настраивать и работать в графическом редакторе Adobe Photoshop
К Совместно договариваться о правилах общения и поведения.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
6-7
Свойства света.
1ч
1ч
Получение композиций на фотобумаге.
Р. Умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
П Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
К Совместно договариваться о правилах общения и поведения.
8-9
Цифровая фотография
1ч
1ч
От пленки к "цифре". Условная классификация цифровых фотоаппаратов.
Р Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
П Делать предварительный отбор источников информации
К Умение донести свою позицию до других
10-11
Основные части фотоаппарата. Сенсоры цифровых фотоаппаратов
1ч
1ч
Как работает, что зачем нужно. Чем отличаются фотоаппараты.
Р Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных учителем
П Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии
К Слушать и понимать речь других.
12-13
Устройство цифрового фотоаппарат.
Жидкокристаллические дисплеи и система управления фотоаппарата
1ч
1ч
Как работает, что зачем нужно. Чем отличаются фотоаппараты.
Р Умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности
П Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.Подключать фотокамеру к компьютеру, сохранять снимки;
Запускать, настраивать и работать в графическом редакторе Adobe Photoshop
К Совместно договариваться о правилах общения и поведения.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
14-15
Фотооптика
Экспозиционная автоматика
Фотовспышки
Установка цвета и света
1ч
1ч
Фотография как искусство.
Р. Умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
П Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
К Совместно договариваться о правилах общения и поведения.
16-17
Память цифрового фотоаппарата
Определение экспозиции.
1ч
1ч
Фотоэкспонометр, таблицы, символы.
Р Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
П Делать предварительный отбор источников информации
К Умение донести свою позицию до других
18-19
Съемка на улице.
1ч
1ч
Снимаем на улице. Отработка последовательности операций.
Р Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных учителем
П Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии
К Слушать и понимать речь других.
20-21
Композиция Ракурс.
1ч
1ч
Обсуждение, просмотр снимков, выявление характерных черт жанра..
Р Умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности
П Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Подключать фотокамеру к компьютеру, сохранять снимки;
Запускать, настраивать и работать в графическом редакторе Adobe Photoshop
К Совместно договариваться о правилах общения и поведения. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
22-23
Портрет.
1ч
1ч
Съемка, проявка, печать, конкурс снимков по жанрам, отбор работ для выставки
Р. Умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
П Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
К Совместно договариваться о правилах общения и поведения.
24-25
Репортаж.
1ч
1ч
печать, отбор работ для выставки.
Р Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
П Делать предварительный отбор источников информации
К Умение донести свою позицию до других
26-27
Фотонатюрморт.
1ч
1ч
Съемка, отбор работ для выставки, печать
Р Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных учителем
П Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии
К Слушать и понимать речь других.
28-29
Фотоэтюд.
1ч
1ч
Съемка, проявка, печать
Р Умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности
П Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Подключать фотокамеру к компьютеру, сохранять снимки;
Запускать, настраивать и работать в графическом редакторе Adobe Photoshop
К Совместно договариваться о правилах общения и поведения. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
30-31
Специальные виды съемки.
1ч
1ч
Съемка, проявка, печать
Р. Умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
П Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
К Совместно договариваться о правилах общения и поведения.
32-33
Основы компьютерной графики
1ч
1ч
Изучение программ
Р Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
П Делать предварительный отбор источников информации
К Умение донести свою позицию до других
34-35
Обзор других программ по обработке фотографий
1ч
1ч
Изучение программ
Р Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных учителем
П Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии
К Слушать и понимать речь других.
36-37
Программа Adobe Photoshop
1ч
1ч
Изучение программы, создание коллажей
Р Умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности
П Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Подключать фотокамеру к компьютеру, сохранять снимки;
Запускать, настраивать и работать в графическом редакторе Adobe Photoshop
К Совместно договариваться о правилах общения и поведения. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
38-39
Обсуждение, просмотр снимков
1ч
1ч
Конкурс снимков, отбор работ после компьютерной обработки для выставки.
Совместно с родителями.
Р. Умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
П Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
К Совместно договариваться о правилах общения и поведения.
40-41
Основы цифрового видео
1ч
1ч
Изучение программы, создание роликов
Р Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
П Делать предварительный отбор источников информации
К Умение донести свою позицию до других
42-43
Программа Windows Movie Maker
1ч
Изучение программы, создание роликов
Р Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных учителем
П Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии
К Слушать и понимать речь других.
44-45
Программа Pinnacle Studio
1ч
1ч
Изучение программы, создание роликов
Р Умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности
П Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Подключать фотокамеру к компьютеру, сохранять снимки;
Запускать, настраивать и работать в графическом редакторе Adobe Photoshop
К Совместно договариваться о правилах общения и поведения. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика
46-47
Композиция.
1ч
1ч
использовать выразительные средства при съемке.
Р. Умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
П Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
К Совместно договариваться о правилах общения и поведения.
48-49
Перспектива.
1ч
1ч
использовать выразительные средства при съемке.
Р Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
П Делать предварительный отбор источников информации
К Умение донести свою позицию до других
50-51
Ракурс.
1ч
1ч
использовать выразительные средства при съемке.
Р Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных учителем
П Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии
К Слушать и понимать речь других.
52-53
Светотень.
1ч
1ч
использовать выразительные средства при съемке.
Р Умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности
П Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Подключать фотокамеру к компьютеру, сохранять снимки;
Запускать, настраивать и работать в графическом редакторе Adobe Photoshop
К Совместно договариваться о правилах общения и поведения. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
54-55
Смысловой центр.
1ч
1ч
использовать выразительные средства при съемке.
Р. Умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
П Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
К Совместно договариваться о правилах общения и поведения.
56-57
Колорит.
1ч
1ч
использовать выразительные средства при съемке.
Р Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
П Делать предварительный отбор источников информации
К Умение донести свою позицию до других
58-59
Контрасты.
1ч
1ч
использовать выразительные средства при съемке.
Р Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных учителем
П Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии
К Слушать и понимать речь других.
60-61
Точка и момент съемки.
1ч
1ч
использовать выразительные средства при съемке.
Р Умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности
П Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Подключать фотокамеру к компьютеру, сохранять снимки;
Запускать, настраивать и работать в графическом редакторе Adobe Photoshop
К Совместно договариваться о правилах общения и поведения. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
62-63
Освещение.
1ч
1ч
использовать выразительные средства при съемке.
Р. Умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
П Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
К Совместно договариваться о правилах общения и поведения.
64-65
Подготовка работ к выставкам
1ч
1ч
Изучение материала.
Р Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
П Делать предварительный отбор источников информации
К Умение донести свою позицию до других
66-67
Подготовка работ к выставкам
1ч
1ч
Изучение материала.
Р Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных учителем
П Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии
К Слушать и понимать речь других.
68
Работа для школы, класса и других организаций.
1ч
Изучение материала.
Р Умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности
П Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Подключать фотокамеру к компьютеру, сохранять снимки;
Запускать, настраивать и работать в графическом редакторе Adobe Photoshop
К Совместно договариваться о правилах общения и поведения. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Итого: 68 часов
Список литературы для педагога
Буляница Т. Дизайн на компьютере. Самоучитель. – СПб: Питер, 2003.
Закон РФ об образовании. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005.
Коцюбинский А.О., Грошев С.В. Самоучитель работы с фото, аудио, видео, СD, DVD на домашнем компьютере. – М.: Технолоджи-3000, 2003.
Практический курс. AdobePhotoshop 4.0. – Пер. с англ. – М.: КУбК-а, 1997.
Программа воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы.
Розов Г. Как снимать: искусство фотографии. – М.: АСТ. Астрель. Транзиткнига, 2006.
Роберт Томсон. Макросъемка. Практическое руководство для фотографов. – М.: Арт-родник, 2006.
Синтия Л. Барон, Дэниел Пек. Цифровая фотография для начинающих. Пер. с англ. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003.
Фрост Л. Современная фотография. - М.: АРТ-РОДНИК, 2003.
Ядловский А.Н. Цифровое фото. Полный курс. — М.: ACT: Мн.: Харвест, 2005.
Интернет-ресурсы
1.Овчаров А.В. «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий». http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html