РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Анализ текста. Теория. Практика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Анализ текста. Теория. Практика»
Программа «Анализ текста. Теория и практика» направлена на выполнение одной из главных задач языкового образования: формирование коммуникативной компетенции обучающихся, т.е. умения порождать тексты, адекватные намерению, сфере и ситуации общения. Текст - высшая единица коммуникации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Анализ текста. Теория. Практика»»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новодугинская средняя школа»
Принято Утверждаю
на заседании директор МКОУ
педагогического совета «Новодугинская СШ»
протокол №1 от 30.08.2019 ___________С.Г. Петрова
приказ №101 от 30.08.2019
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Анализ текста. Теория. Практика»
10 «А» класс
на 2019 – 2020 учебный год
Направление – общеинтеллектуальное
Количество часов – 34
Срок реализации – 1 год
Разработана: Мельк Н.М.,
учителем высшей категории
С. Новодугино
2019
Программа составлена с целью удовлетворения запросов обучающихся и их родителей.
Образовательная программа «Анализ текста. Теория и практика» разработана на основании дополнительных общеразвивающих программ по русскому языку Гордиенко О.В. «Основы речевой деятельности» (Программа курса для учащихся V-XI классов); Русский язык и культура речи: А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников [и др.] / под ред. доктора филол. наук проф. В.Д. Черняк.
Направленность. Программа «Анализ текста. Теория и практика» направлена на выполнение одной из главных задач языкового образования: формирование коммуникативной компетенции обучающихся, т.е. умения порождать тексты, адекватные намерению, сфере и ситуации общения. Текст - высшая единица коммуникации.
Основная коммуникативная функция текста - передавать информацию различных видов: предметную, оценочную, эстетическую, эмоциональную и другую.
Только в тексте могут быть наиболее полно реализованы речевые возможности говорящих и пишущих. Поэтому образовательная программа содержит сведения о тексте, особенностях его структуры и семантики, типах речи и связности предложений и смысловых частей в составе текста.
Актуальность программы: формирование умения анализировать структуру, содержание и функции текста, правильно его интерпретировать, осуществлять над ним информационные операции, владеть навыками создания отобранных видов и разновидностей текста, что необходимо обучающемуся во время аттестации за курс средней школы. Такое умение вообще является необходимым условием современной научно-производственной и общественной деятельности. Содержание образовательной программы поддерживает изучение русского языка, способствует развитию навыка лингвистического анализа текста, владения разными видами речевой деятельности, умения создавать собственное высказывание.
Новизна программы: формирование лингвистической, языковой компетенции на основе работы с текстом; активное использование различных видов словарей в работе над понятием.
Педагогическая целесообразность программы: учитывает интересы и склонности обучающихся, дает возможность применять знания из собственного житейского опыта на практике. На занятиях обучающиеся не просто изучают стили и типы речи, а стараются проникнуть в ткань художественного произведения, вырабатывают навыки написания собственных текстов, учатся логически выстраивать свои умозаключения, грамотно передавать их как в устном, так и письменном виде.
Отличительная особенность: для анализа, оценки, переработки и создания текста по образцу используются тексты различных жанров: научного, научно-популярного, публицистического, официально-делового и художественного стилей речи.
Цель программы: развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельного коммуникативно-мотивированного высказывания и навыков оперирования информативным содержанием прочитанных текстов в целях реальной коммуникации.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
– готовность к самостоятельной творческой деятельности;
– способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию собственного мнения и выработке собственной позиции по отношению к общественной проблеме, исследуемой в тексте, на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
– способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину;
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
– гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
– готовность и способность к образованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Метапредметные результаты
Регулятивные:
– владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Познавательные:
– владение предметными понятиями: текст, формы и качества словесного выражения, стилистические возможности языковых средств, средства художественной изобразительности, видоизменения авторского повествования,
лингвостилистический анализ текста;
– критическое оценивание и интерпретация информации с разных позиций, распознавание и фиксирование противоречий в информационных источниках;
– нахождение и приведение критических аргументов в отношении действий и суждений другого; спокойное и разумное восприятие критических замечаний в отношении собственного суждения, рассматривая их как ресурс собственного развития.
Коммуникативные:
– осуществление деловой коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми, подбор партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– развернутое, логичное и точное изложение своей точки зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– выстраивание деловой и образовательной коммуникации, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
Обучающийся на базовом уровне научится:
– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
– подбирать и использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;
– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– соблюдать культуру публичной речи;
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
– отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные текст;
– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
– соблюдать нормы речевого поведения и осуществлять речевой самоконтроль;
– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Содержание программы
Тема 1. Понятие о тексте. (6 часов)
Текст как явление употребления языка. Значение слова текст. Лингвистический подход к тексту. Текст как результат употребления языка. Определение текста. Признаки текста: выраженность, отграниченность, связность, цельность, упорядоченность или структурность, лингвистическая организованность. Текст как основная единица общения. Композиция текста. Тема и содержание. Восстановление информационного содержания текста. Тема и идея текста. Смысловой анализ текста.
Тема 2. Формы и качества словесного выражения. (7 часов)
Возможности словесного выражения темы. Понятие форм словесного выражения.
Выражения устные и письменные. Выражения диалогические и монологические. Взаимодействие форм словесного выражения. Функциональные стили. Начало и конец текста (рамка текста). Ключевые (опорные) слова. Функциональнные
стили. Синтаксис текста (связность). Предложение в составе текста. Типы речи. Повествование. Языковые средства выражения повествования. Описание. Языковые средства выражения описания. Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения. Понятие о типе речи как способе изложения. Понятие о типе речи как доминирующей логической структуре: утверждение, отрицание, доказательство, опровержение. Создание текста по структурной модели.
Тема 3. Стилистические возможности языковых средств. (4 часа)
Многозначность слова. Слова однозначные и многозначные. Прямые и переносные значения. Типы переносных значений. Метафоры, метонимия, синекдоха. Роль
многозначности в языке. Омонимы. Лексические омонимы. Омонимы в каламбурах, шутках, загадках, поговорках, пословицах. Паронимы. Суффиксы и приставки, которые служат для различения смысла данных паронимов. Исправление ошибок в употреблении паронимов. Парономазия. Синонимы. Синонимический ряд. Антонимы. Словари синонимов. Словари антонимов. Оксюморон. Фразеология и фразеологизмы. Использование фразеологизмов в художественной речи. Фразеологические словари.
Тема 4. Средства художественной выразительности. (8 часов)
Эпитет. Сравнение. Аллегория. Тропы: метафора, метонимия, синекдоха. Фигуры: анафора, антитеза, градация, оксюморон, риторический вопрос, риторическое восклицание. Стилистические фигуры, нахождение в текстах-образцах стилистических фигур, выявление их роли. Стилистические ресурсы грамматики. Имена существительные. Выразительные возможности грамматических форм. Категория рода в отношении к полу лица и соотносительности падежных форм. Имена прилагательные. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Притяжательные прилагательные. Формы сравнительной степени.
Глаголы. «Глагольный» характер разговорного стиля и стиля художественной литературы. Формы наклонений.
Перифраза. Средства словесного выражения сатиры и юмора. Создание юмористического текста.
Тема 6.Лингвостилистический анализ текста. (7 часов)
Различные толкования структуры текста. Система текста. Система категорий, образующих структуру текста. Предмет лингвостилистического анализа текста. Пути и приёмы лингвостилистического анализа текста. Лингвостилистический анализ текста научного или научно–популярного стиля речи. Лингвостилистический анализ текста публицистического стиля речи. Лингвостилистический анализ текста художественного стиля. Основная функция художественной литературы-воздействие через художественный образ.
Тематическое планирование
№ п/п
Тема раздела
Кол-во
часов
1
Понятие о тексте
6
2
Формы и качества словесного выражения
7
3
Стилистические возможности языковых средств
4
4
Средства художественной выразительности
8
5
Видоизменения авторского повествования
2
6
Лингвостилистический анализ текста
7
итого
34
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Дата пров-я
Понятие о тексте
6
1
1
Лингвистический подход к тексту
1
2
2
Текст как основная единица общения
1
3
3
Композиция текста. Тема и содержание
1
4
4
Восстановление информационного содержания текста
1
5
5
Тема и идея текста
1
6
6
Смысловой анализ текста
1
Формы и качества словесного выражения
7
7
1
Возможности словесного выражения темы
1
8
2
Функциональные стили. Начало и конец текста (рамка текста)
1
9
3
Функциональные стили. Ключевые (опорные) слова
1
10
4
Функциональнные
Стили. Синтаксис текста (связность). Предложение в составе текста.
1
11
5
Типы речи. Повествование. Языковые средства выражения повествования
1
12
6
Типы речи. Описание. Языковые средства выражения описания
1
13
7
Типы речи. Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения
1
Стилистические возможности языковых средств
4
14
1
Многозначность слова.
1
15
2
Омонимы. Паронимы. Парономазия
1
16
3
Синонимы. Антонимы. Оксюморон
1
17
4
Фразеология и фразеологизмы
1
Средства художественной выразительности
8
18
1
Эпитет. Сравнение. Аллегория
1
19
2
Тропы: метафора, метонимия, синекдоха
1
20
3
Тропы
1
21
4
Фигуры
1
22
5
Стилистические фигуры
1
23
6
Стилистические ресурсы грамматики. Имена существительные
1
24
7
Стилистические ресурсы грамматики. Имена прилагательные
1
25
8
Стилистические ресурсы грамматики. Глаголы
1
Видоизменения авторского повествования
2
26
1
Перифраз
1
27
2
Средства словесного выражения сатиры и юмора
1
Лингвостилистический анализ текста
7
28
1
Различные толкования структуры текста. Предмет лингвостилистического анализа текста
1
29
2
Пути и приемы лингвостилистического анализа текста
1
30
3
Лингвостилистический анализ текста научного, научно-популярного стиля речи
1
31
4
Лингвостилистический анализ текста публицистического стиля речи
1
32
5
Лингвостилистический анализ текста публицистического стиля речи
1
33
6
Лингвостилистический анализ текста художественного стиля речи
1
34
7
Лингвостилистический анализ текста художественного стиля речи