Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционного курса «Ищу работу» для 11 класса»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
"Школа-интернат №71 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара"
Программа рассмотрена
на заседании МО учителей
_________________________
Протокол № ___
от ____ ___________20___ г. Председатель МО
/
Проверено:
«___»_______20___ г.
зам. директора по УВР _________Т.В. Чистикова
Утверждаю:
Директор ГБОУ
школы-интерната №71 г.о. Самара
___________________Н.В. Межова
Приказ №___от______20___ г.
Рабочая программа коррекционного курса «Ищу работу»
для 11 «А» класса
Составитель:
учитель
высшей квалификационной категории
Корчагина Елена Викторовна
Самара, 2020
Пояснительная записка.
Правовой статус. Рабочая образовательная программа курса факультативов «Ищу работу» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) № 1599 от 19.12.2014 г., Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) № 4/15 от 22.12.2015 г., программы Е.И.Капланской, В.Н.Прыгунова «Ищу работу», Москва, 2002г
Адресат программы. Рабочая образовательная программа факультативного курса «Ищу работу» разработана для обучающихся 11 классов. Основной контингент составляют обучающиеся с легкой умственной отсталостью, среди которых встречаются дети с системным недоразвитием речи I-II уровня, а также дети со школьными трудностями различного характера, нуждающиеся в специальном сопровождении.
Место учебного предмета в учебном плане. Согласно учебному плану ГБОУ школы-интерната № 71 г.о.Самара на 2020 - 2021 уч.год на изучение факультативного курса «Ищу работу» в 11 классах отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Преподавание предмета носит концентрический характер, осуществляется с учетом принципов общей и коррекционной педагогики: многократное повторение, полисенсорность восприятия учебного предмета, опора на чувственный опыт, принцип индивидуально-дифференцированного и деятельностного подхода в процессе обучения.
Цели обучения факультативного курса «Ищу работу»: профориентация, поиск работы и трудоустройство после окончания школы.
Изучение курса дает общие сведения о документах гражданина РФ: название, содержание записей, их предназначение, условия хранения и заполнение различных анкет, карточек на основании личных документов учащихся. Содержание курса предусматривает экскурсии и практическое ознакомление с работой всех служб, занимающихся трудоустройством, проведение занятий по профориентации, знакомство с вариантами поиска работы, банком вакансий; формирует у учащихся знания о правах и обязанностях трудящихся в соответствии с Трудовым кодексом РФ и Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
Задачи:
Формировать знания и умения, способствующие социальной адаптации.
Формировать трудовые навыки и умения, технические, технологические, конструкторские, необходимые для участия в общественно полезном, производительном труде, самостоятельной жизни.
Развивать социально ценные качества личности (потребности в труде, трудолюбии, уважения к людям труда, общественной активности)
Обучать обязательному общественно-полезному, производительному труду, готовить учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в быту, на производстве.
Формировать осознанный интерес к трудоустройству, чувство социальной значимости.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные
1) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
2) наличие мотивации и ответственного отношения к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
3) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Знает варианты поиска работы; перечень документов при трудоустройстве и увольнении; продолжительность рабочего времени; перечень документов при получении заработной платы в сберегательном банке.
Умеет выбирать варианты поиска работы; обращаться в сберегательный банк; подбирать необходимые документы при трудоустройстве; составлять заявление с просьбой о приеме на работу и об увольнении; заполнять анкеты, личную карточку, открывать счет в сберегательном банке.
Достаточный уровень:
Знает требования к выбранной профессии;
названия источников, публикующих объявления о вакансиях, приглашения на работу; местонахождение территориального отделения службы занятости; причины обращения в службу занятости и сберегательный банк; перечень документов при обращении в службу занятости.
Умеет обращаться с просьбой о трудоустройстве;
оценивать свои трудовые и профессиональные возможности при поиске подходящей работы;
находить подходящее объявление о вакансии, читать и понимать его содержание; соотносить свои возможности выполнения выбранной работы с требованиями профессии; определять требования профессии по профессиограмме: обращаться в отдел кадров предприятия по трудоустройству; обращаться в территориальное отделение службы занятости за консультацией и регистрацией в качестве гражданина, ищущего работу; заполнять карточку персонального учета гражданина, ищущего работу; обращаться к работодателю по рекомендации службы занятости; подбирать подходящую работу с помощью специалиста группы содействия службы занятости в банке вакансий; взаимодействовать со специалистами службы занятости.
Связь базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
- уважительно и бережно относится к людям труда и результатам их деятельности;
осознанно выполняет обязанности ученика, члена школьного коллектива,
гордится школьными успехами и достижениями своих товарищей;
понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в школе.
-вступает в коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)
вступает в диалог и поддерживает его,
- дифференцированно использует разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.)
- принимает и сохраняет цели и задачи решения типовых практических задач,
осознанно действует на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач,
адекватно реагирует на внешний контроль и оценку, корректирует в соответствии с ней свою деятельность.
-использует логические действия (сравнение, анализ,
синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на основе практической деятельности,
Оценивать свои трудовые и профессиональные возможности при поиске подходящей работы
Образец документа
Комбинированный урок
Развитие словарного запаса, связной речи, мелкой моторики
Ответы на вопросы. Практическая работа- прочтение объявлений о вакансиях
6
12.10.20
1ч.
Условия труда.
Местонахождение предприятия(фирмы)
Перечень документов, необходимых для трудоустройства
Соотносить свои возможности выполнения выбранной работы с требованиями профессии
Образец анкеты
Комбинированный урок
Развитие способности планировать свою деятельность
Ответы на вопросы.
Ролевая игра-обращение с просьбой о трудоустройстве к родственникам и знакомым
7
19.10.20
1ч.
Профессиограммы на профессии адресной подготовки
Мир профессий
Требования к выбранной профессии
Определять требования профессии по профессиограмме
Образцы документов
Комбинированный урок
Развитие мыслительных операций, мелкой моторики, поэтапного и итогового контроля, увеличение объема памяти и внимания
Ответы на вопросы, запись в тетради.
Практическая работа-работа с профессиограммами
Итого: в 1четверти 7 часов
2 четверть
Номер урока
Дата проведения учебного урока, кол-во часов
Изучаемый вопрос (тема)
Знания, необходимые для усвоения нового материала
Специальные умения и навыки, вырабатываемые на программных уроках
Средства обучения
Форма организации обучения
Коррекционные задачи
Способы контроля за усвоением знаний и умений, деятельность детей.
1
2.11.20
1ч.
Трудоустройство
ТК РФ. Общие положения
Содержание документа
Ориентироваться в документе
Образец документа
Комбинированный урок
Развитие слухового и зрительного восприятия, реализация долговременной памяти
Ответы на вопросы, запись в тетради.
Практическая работа- составление словаря понятий
2
9.11.20
1ч.
Прием на работу и увольнение
Перечень документов при трудоустройстве и увольнении
Обращаться в отдел кадров предприятия по трудоустройству
Образцы заявлений
Комбинированный урок
Развитие мышления, памяти, речи
Практическая работа- ролевая игра по отработке навыков общения с работодателями
3
16.11.20
1ч.
Трудовая книжка
Содержание документа
Ориентироваться в документе
Образец документов
Комбинированный урок
Развитие мышления, разговорной речи
Практическая работа-составление обращения в отдел кадров предприятия по трудоустройству
4
23.11.20
1ч.
Сберегательная книжка
Содержание документа
Ориентироваться в документе
Образец документа
Комбинированный урок
Развитие разговорной речи
Практическая работа-составление обращения к контролеру сберегательного банка по поводу оформления сберегательной книжки Запись в тетрадь)
5
30.11.20
1ч.
Служба занятости: структура, функции, режим работы.
Местонахождение территориального отделения службы занятости
Обращаться в территориальное отделение службы занятости за консультацией и регистрацией в качестве гражданина, ищущего работу
Образцы заявлений
Комбинированный урок
Развитие моторных координаций
Ответы на вопросы, практическая работа-ролевая игра по отработке навыков общения со специалистами службы занятости
6
7.12.20
1ч.
Общий порядок обращения в территориальное отделение службы занятости
Режим работы службы занятости
Пользоваться информацией о работе службы занятости, сберегательного банка
Образцы анкет, заявлений.
Комбинированный урок
Развитие моторных координаций
Практическая работа-прочтение информации о режиме работы территориального отделения службы занятости по вопросам поиска работы (запись в тетрадь)
7
14.12.20
1ч.
Документы, необходимые для обращения в службу занятости
Причины обращения в службу занятости и сберегательный банк
Ориентироваться в документе, находить требуемые сведения
Образцы анкет, заявлений.
Комбинированный урок
Развитие самоконтроля
Ознакомительная экскурсия в территориальное отделение службы занятости
8
21.12.20
Подбор подходящей работы в банке вакансий
Причины обращения в службу занятости и сберегательный банк
Оценивать свои трудовые и профессиональные возможности при поиске подходящей работы
Образцы анкет, заявлений.
Комбинированный урок
Развитие разговорной речи
9
28.12.20
Взаимодействие со специалистами службы занятости, работниками отдела кадров предприятий(фирм), контролерами сберегательного банка
Перечень документов при трудоустройстве
Обращаться в территориальное отделение службы занятости за консультацией и регистрацией в качестве гражданина, ищущего работу
Образцы анкет, заявлений.
Комбинированный урок
Развитие мышления, памяти, речи
Ознакомительная экскурсия в территориальное отделение службы занятости, сберегательный банк, отдел кадров предприятия
Итого: во 2 четверти -9 часов
Номер урока
Дата проведения учебного урока, кол-во часов
Изучаемый вопрос
(тема)
Знания, необходимые для усвоения нового материала
Специальные умения и навыки, вырабатываемые на программных уроках
Средства обучения
Форма организации обучения
Коррекционные задачи
Способы контроля за усвоением знаний и умений, деятельность детей.
3 четверть
1
11.01.21
1ч.
Служба занятости
Закон о занятости.
Порядок обращения в службу занятости
Взаимодействовать со специалистами службы занятости
Образцы документов
Комбинированный урок
Развитие концентрации и устойчивости, внимания, слухового и зрительного восприятия
Прочтение гл1 Закона РФ «О занятости населения в РФ»
2
18.01.21
1ч.
Служба занятости структура, функции, режим приема граждан, причины обращения.
Перечень документов при обращении в службу занятости
Обращаться к работодателю по рекомендации службы занятости
Образцы анкет, заявлений
Комбинированный урок
Развитие слухового и зрительного восприятия, развитие мелкой моторики
Работа в тетради.
Практическая работа- составление словаря понятий
3
25.01.21
1ч.
Порядок обращения в службу занятости
Порядок обращения в службу занятости
Подбирать подходящую работу с помощью специалиста группы содействия службы занятости в банке вакансий
Образцы документов
Комбинированный урок
Развитие памяти, слухового и зрительного восприятия
Ролевая игра-обращение к специалисту службы занятости по поиску подходящей работы
4
1.02.21
1ч.
Консультация, регистрация граждан в службе занятости.
Перечень документов при обращении в службу занятости
Взаимодействовать со специалистами службы занятости
Образцы заявлений
Комбинированный урок
Развитие самоконтроля, взаимоконтроля
Подбор вариантов подходящей работы в банке вакансий службы занятости
5
8.02.21
1ч.
Карточка персонального учета гражданина, ищущего работу
Требования к заполнению карточки гражданина, ищущего работу
Заполнять карточку персонального учета гражданина, ищущего работу
Образцы документов
Комбинированный урок
Развитие речи, памяти, самоконтроля
Ответы на вопросы, практическая работа-заполнение карточки персонального учета гражданина, ищущего работу
6
15.02.21
1ч.
Варианты подходящей работы в банке вакансий службы занятости.
Работодатель.
Требования к желаемой работе
Обращаться к работодателю по рекомендации службы занятости
Образцы анкет, заявлений
Комбинированный урок
Развитие элементов самоконтроля.
Практическая работа- составление обращения к работодателю по рекомендации службы занятости
7
22.02.21
1ч.
Безработный гражданин. Гражданин, ищущий работу
Категории социальной защиты: молодежь, учащийся, инвалид
Подбирать подходящую работу с помощью специалиста группы содействия службы занятости в банке вакансий
Образцы документов
Комбинированный урок
Развитие долговременной памяти, взаимоконтроля
Ответы на вопросы.
Практическая работа-заполнение анкеты
8
1.03.21
1ч.
Карточка учета гражданина, ищущего работу.
Требования к заполнению карточки гражданина, ищущего работу
Заполнять карточку персонального учета гражданина, ищущего работу
Образцы анкет, заявлений
Комбинированный урок
Развитие слухового и зрительного восприятия, самоконтроля
Ответы на вопросы.
Практическая работа - заполнение карточки персонального учета гражданина, ищущего работу
9
15.03.21
1ч.
Условия признания гражданина безработным
Ролевая игра: обращение к специалисту службы занятости по поиску подходящей работы
Перечень документов при обращении в службу занятости
Взаимодействовать со специалистами службы занятости
Образцы документов
Комбинированный урок
Реализация долговременной памяти
Экскурсия в территориальное отделение службы занятости по поиску подходящей работы в банк вакансий
Итого: в 3 четверти- 9 часов
Номер урока
Дата проведения учебного урока, кол-во часов
Изучаемый вопрос
(тема)
Знания, необходимые для усвоения нового материала
Специальные умения и навыки, вырабатываемые на программных уроках
Средства обучения
Форма организации обучения
Коррекционные задачи
Способы контроля за усвоением знаний и умений, деятельность детей.
4 четверть
1
29.03.21
1ч.
Прием и увольнение.
Рекомендательное письмо выпускника школы
Содержание документа
Ориентироваться в документе
Образцы документов
Комбинированный урок
Развитие концентрации и устойчивости, внимания, слухового и зрительного восприятия
Ответы на вопросы, запись в тетради, составление словаря понятий
2
5.04.21
1ч.
Свидетельство об окончании школы
Содержание документа
Ориентироваться в документе
Образцы документов
Комбинированный урок
Развитие концентрации и устойчивости, внимания, слухового и зрительного восприятия памяти, самоконтроля
Ответы на вопросы, работа с текстом
Практическая работа- тренировка по заполнению образцов анкет
3
12.04.21
1ч.
Документы, необходимые для поступления на работу и для увольнения
Перечень документов при трудоустройстве и увольнении
Подбирать необходимые документы при трудоустройстве
Образцы документов
Комбинированный урок
Развитие мелкой моторики, самоконтроля, пооперационного контроля
Ответы на вопросы, работа в тетради.
Практическая работа- Составление заявления о приеме на работу
4
19.04.21
1ч.
Трудовая книжка
Содержание документа
Составлять заявление с просьбой о приеме на работу и об увольнении
Образцы анкет
Комбинированный урок
Развитие мелкой моторики, самоконтроля, взаимоконтроля
Практическая работа- составление заявления об увольнении
5
26.04.21
1ч.
Обязанности работников в соответствии с ч.3 ст.57 ТК РФ
Обязанности работников
Заполнять анкеты, личную карточку, листок по учету кадров
Образцы документов
Комбинированный урок
Развитие мелкой моторики, самоконтроля, взаимоконтроля
Ответы на вопросы, практическая работа- тренировка по заполнению образцов анкет, написание заявлений
6
17.05.21
1ч.
Охрана труда
Продолжительность рабочего времени
Соблюдать правила по технике безопасности и охране труда
Образцы анкет
Комбинированный урок
Развитие мелкой моторики, самоконтроля, поэтапного и взаимоконтроля
Ответы на вопросы, запись в тетради.
Практическая работа- заполнение анкет, карточек по учет кадров
7
24.05.21
1ч.
Написание заявлений, заполнение анкет
Повторение
Перечень документов при получении заработной латы в сберегательном банке
Открывать счет в сберегательном банке
Образцы анкет, заявлений
Комбинированный урок
Развитие памяти, мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия
Ответы на вопросы.
Практическая работа- заполнение бланка договора при оформлении сберегательной книжки
Итого: в 4 четверти -7 часов
Источники
1.Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ школы-интерната № 71 г.о.Самара на 2020-2021 уч.год.
2.Е.И.Капланская, В.Н.Плыгунова «Ищу работу», Москва, 2002г.
3.Н.М.Платонова. Задачи курса «Ищу работу», М., 2002г.
4.О.А.Махаева «Я выбираю профессию». Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. Москва, 2002г.
5.Бендюков М.А., Соломин И.Л Твой компас на рынке труда. //Санкт-Петербург, 2000.
6.Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М.: Просвещение, 1984.
7.Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учебное пособие – М.: Просвещение, 1991.
8.Секреты выбора профессии или Путеводитель выпускника, Г. В. Резапкина, Москва, Издательство "Генезис", 2005г.