kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по курсу «Граждановедение. Брянская область» 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа к курсу «Граждановедение. Брянская область» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Реалии сегодняшней жизни в условиях открытого общества ставят принципиально новые задачи перед всей системой народного образования. В соответствии с государственной образовательной политикой одним из приоритетных направлений развития школ в области является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям.

В сложной ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своей страны через призму истории своего города, своего края представляется не только необходимым, но и очень важным, так как это позволяет обратиться, прежде всего, к повседневности, к близкой для учащихся российской культуры, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, улиц. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Любая такая судьба неразрывно связывает будущего гражданина России со своей малой и большой Родиной.

Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование их в процессе образования оказывают существенное влияние на формирование личности, позволяют глубже осознать общее и особенное в национальной культуре. Школа призвана обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта своего народа, его нравственных устоев, формирования у них этнического самосознания и достоинства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по курсу «Граждановедение. Брянская область» 5 класс»


Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа к курсу «Граждановедение. Брянская область» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Реалии сегодняшней жизни в условиях открытого общества ставят принципиально новые задачи перед всей системой народного образования. В соответствии с государственной образовательной политикой одним из приоритетных направлений развития школ в области является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям.

В сложной ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своей страны через призму истории своего города, своего края представляется не только необходимым, но и очень важным, так как это позволяет обратиться, прежде всего, к повседневности, к близкой для учащихся российской культуры, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, улиц. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Любая такая судьба неразрывно связывает будущего гражданина России со своей малой и большой Родиной.

Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование их в процессе образования оказывают существенное влияние на формирование личности, позволяют глубже осознать общее и особенное в национальной культуре. Школа призвана обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта своего народа, его нравственных устоев, формирования у них этнического самосознания и достоинства.



Общая характеристика учебного предмета


Рабочая программа составлена на основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край» и учебного плана МБОУ «СОШ имени Карла Маркса»

Рабочая программа ориентирована на использование учебно - методического комплекса:

1.   Соколов Я. В. Граждановедение. Брянская область. Книга для учащихся 5 классов школ Брянской области.- Москва: НИЦ «Гражданин», 2013.



Курс «Брянский край» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 5 классе в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характер, соединяет в себе обществоведческие, исторические, природоведческие знания и дает обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Значение курса состоит в том, что это направление воспитания предполагает деятельность учителя по формированию у юных граждан нравственности и духовности в ходе изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, чувства верности своему Отечеству, гордости за свою малую Родину. В ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, обществе и природе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин школы.

Курс помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Особенностью организации внеурочной деятельности является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, место отдыха, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, т.е. необходимо расширение образовательного пространства. В ходе воспитательной работы потребуется глубокое изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, краеведческая деятельность.

Основная цель курса «Граждановедение. Брянская область» – знакомство учащихся с культурно – историческим наследием региона.

   Задача курса – пробудить у учащихся интерес к предмету.


1.Возрождение, сохранение и развитие прикладных видов народного искусства;

2. Развитие в учащихся творчества, высокого художественного вкуса;

3. Воспитание экономичности, трудолюбия, осуждение праздности, лени.

4. Дать необходимый объем знаний для осмысления исторической роли нашего края в истории России, развитие интереса и привязанности к своей Малой Родине.

5. Научить учащихся анализировать и оценивать факты, явления, события в истории края; раскрывать причинно-следственные связи между ними; научить видеть их в контексте всероссийских исторических явлений и событий.

6. Персонифицировать культуру края, показав жизнь конкретных людей, оставивших видный след в жизни страны.

7. Формировать на основе местного материала нравственно-ценностные ориентиры; чуткости к национальным традициям, воспитывать чувства интернационализма, дружбы народов, уважения к культуре народов России.

Для выполнения поставленных задач учащиеся имеют достаточные знания, умения и навыки, полученные в начальных классах на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, русского языка и литературного чтения, в рамках изучения курсов «Азбука родного края», «Природа родного края», «История родного края».

Основные методы работы:

- словесные;

- наглядные;

Формы работы:

- экскурсии в краеведческие музеи (школьный, районный);

- посещение выставок народного творчества, магазинов народного промысла;

- изучение литературы;

- выполнение практических работ;

- выполнение лабораторных работ по предмету;

- создание творческих проектов;

- проведение выставок работ учащихся;

- создание мультимедийных презентаций;

- составление исследовательских работ;

- создание электронных программ для контроля знаний.


Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Формами подведения итогов реализации данного курса являются:

Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);

Участие в социальных акциях, тематических конференциях, слетах;

Создание и реализация социальных проектов.

Курс предполагает отметочное обучение.



Описание места учебного предмета в учебном плане


В региональном базисном учебном плане на изучение курса «Граждановедение. Брянская область» отводится 1 час в неделю, всего на изучение программного материала отводится 34 часа.

В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ имени Карла Маркса» программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета


Личностные универсальные учебные действия


У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу,

к школе;

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

– понимание причин успеха в учебе;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– интереса к познанию окружающего мира;

– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

– понимания чувств одноклассников, учителей;

– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

– принимать роль в учебном сотрудничестве;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.


Обучающийся получит возможность научиться:

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве

с учителем и одноклассниками;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщения в устной форме;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– смысловому восприятию познавательного текста;

– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить монологическое высказывание;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

– навыкам взаимоконтроля.


Предметные результаты

В результате изучения культуры Брянского края ученик должен:

знать особенности культуры Брянщины и выдающихся деятелей Брянской области;

знать важнейшие достижения культуры Брянского края;

владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;

уметь давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;

уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

объяснять свое отношение к наиболее значительным достижениям культуры.




Самоопределение.

Ученик научится:

- готовности и способности к саморазвитию;

- внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятию образа «хорошего ученика»;

- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установке на здоровый образ жизни;

-экологической культуре: ценностному отношению к природному миру, готовности следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

- гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувству сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

Ученик получит возможность научиться:

- осознанию ответственности человека за общее благополучие;

- осознанию своей этнической принадлежности;

- гуманистическому сознанию;

- социальной компетентности как готовности к решению моральных дилем, устойчивому следованию в поведении социальным нормам;

- начальным навыкам адаптации в динамично изменяющемся  мире.

Смыслообразование.

Ученик научится:

- мотивации любой деятельности (социальной, учебно-познавательной и внешней);

- самооценке на основе критериев успешности этой деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

- целостному, социально-ориентированному взгляду на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- эмпатии, как пониманию чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация.

Ученик научится:

- уважительному отношению к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыкам сотрудничества в разных ситуациях, умению не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетическим потребностям, ценностям и чувствам.

Ученик получит возможность научиться:

- этическим чувствам, прежде всего доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- гуманистическим и демократическим ценностям  многонационального российского общества
















Учебно-тематический план


П/


Тема раздела

Количество часов

Мы и наш край

6

Ваше общее образование

8

Твой дом отчий

6

Наша власть

6

Наши достоинства и недостатки

8


Итого

34


Содержание учебного предмета

Содержание модульного курса

Введение..

Знакомство с предметом «Граждановедение. Брянская область».

Раздел 1. Мы и наш край.


Место Брянской области на карте России, значение её природных богатств и ресурсов для развития края и страны.

Символы Брянска и Брянской области.


Раздел 2. Ваше общее образование

Знакомство с Законом РФ «Об образовании». Ступени образования.

Для чего люди учатся?

Твоя будущая профессия. Профессии нужные родному городу.


Раздел 3. Твой отчий дом

Психологический климат в семье. Ты в своей семье.

Что от нас ожидают родители.

Тренинг для детей и родителей «Когда все вместе»


Раздел 4. Наша власть

Что такое власть и чему она служит. Как устроена наша власть. Руководители нашего государства и региона.

Школьные законы и порядки.


Раздел 5. Наши достоинства и недостатки

Твоя воспитанность.

Твоя культура.

Твой характер.







Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


Главная цель курса – формирование российской гражданской идентичности школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Реализация этой цели ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

Для изучения курса должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)

классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;

дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);

нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие  правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;

специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);

энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);

религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);

художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;

печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


Для учащихся:

1.     Соколов Я. В. Граждановедение. Брянская область. Книга для учащихся 5 классов школ Брянской области.- Москва: НИЦ «Гражданин», 2013.



Для учителя:

  1. Соколов Я. В. Граждановедение. Брянская область. Книга для учащихся 5 классов школ Брянской области.- Москва: НИЦ «Гражданин», 2013.

  2. Методическое пособие по граждановедению. Н.А.Кузьмин,Я.В. Соколов.- Москва: Дрофа, 1999.

  3. Рабочая тетрадь по граждановедению. А.Б.Драхлер, Москва: Дрофа, 1999.

  4. Всеобщая декларация прав человека. В.В. Антонов, Москва: Дрофа, 2001.

Рекомендуемая литература

1. Брянский краевед. Выпуск VI. - Брянск: Приокское книжное издательство. - 1973. - 283с.

2. Городков В. Архитектурные образы Брянщины. Тула.: Приокское книжное издательство, 1990

3. Исайчиков Ф.С. Ученые Брянской области. Их вклад в науку. Изд-во «Десна», 2002

4. Кизимова С. П., Зубова Е.М. По следам святых обителей: из истории монастырей и пустыней Брянского края.- Брянск: Изд-во БГПУ, 1999

5. Крашенинников В.В. Взгляд через столетия.- Тула, Приокское книжное

издательство, 1990

6. Крашенинников В. В. Из истории селений Брянского района. - 2-е изд., перераб. и доп. - Брянск : Изд-во БГУ, 2004.

7. Соколов Я.Д. Седая Брянская старина. Историко-краеведческие очерки о Брянском крае, древних городах, селах, реках, людях...- «Дебрянск», 2000

8. Соколов Я. Д. Брянск – город древний. – «Дебрянск», 2006.

9. Соколов Я.Д. Читая брянские фамилии. - Брянск: ЗАО Изд-во «Читай-город», 2002.

10. Памятники истории и культуры Брянщины. – Брянск, 1980.

11. Археологическая карта России: Брянская область/Автор - составитель А. В. Кашкин. – М., 1993.

12. Калинкина Н. В., Колосов Ю. Б. Использование краеведческого материала в пропаганде дней воинской славы России. – Брянск, 1999.

13. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - м.: Наука, 1998. - 640с.

14. Свенский монастырь. - Брянск : Придесенье, 1995 г.












Тематическое планирование




п/п

Раздел, тема занятия

Кол-во часов


Вид

учебного

занятия

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Дата проведения

Модуль «Брянский край»


Раздел 1. МЫ И НАШ КРАЙ


6

план

факт

1

Брянщина – лучший уголок России

1

Объяснения нового материала



Работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное.



Составлять сообщения.



Рисовать рисунки по теме урока.



Создавать презентации по теме урока.



Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;



Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей;



Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;



Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;



Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи;



Сравнивать главную мысль реалистических, фольклорных и религиозных текстов.



Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;



Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;



Создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя;



Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи;



Соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи;




2

Практическое занятие

1

Объяснения нового материала

комбинированный



3

Интерактивное путешествие « Мой любимый уголок города»

1

комбинированный



4

Наши символы

1

комбинированный



5

Конкурс семейной геральдики

1

комбинированный



6

Моя визитная карточка

1

комбинированный




Раздел 2. ВАШЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

8




7

Твоя основная школа

1

комбинированный



8

Наша школьная реформа- практическое занятие

1

комбинированный



9

Для чего люди учатся

1

комбинированный



10

Образование в моей семье- практическое занятие

1

комбинированный



11

Твоя будущая профессия

1

комбинированный



12

Практическая работа «Социальный опрос: какая профессия наиболее престижная для жителей нашего района»

1

комбинированный



13

Путешествие в мир профессий

1

комбинированный



14

Проект «Подготовка к моей будущей профессии»

1

комбинированный




Раздел 3. ТВОЙ ОТЧИЙ ДОМ

6




15

Ты в своей семье

1

комбинированный



16

Психологический практикум « Список претензий и способы их преодоления»

1

комбинированный



17

Проект «Каким я буду родителем и как я буду воспитывать своих детей»

1

комбинированный




18


Что от нас ожидают родители

1

комбинированный



19

Проект «Мой неожиданный подарок родителям»

1

комбинированный



20

Общественные слушания «Решения социальных проблем семьи»

1

комбинированный




Раздел 4. НАША ВЛАСТЬ

6




21

Что такое власть и чему она служит

1

комбинированный



22

Практическая работа «изучение устава школы и наши дополнения в устав»

1

комбинированный



23

Диспут « О власти и властителях»

1

комбинированный



24

Как устроена наша власть

1

комбинированный



25

Моя губернаторская программа

1

комбинированный



26

Общественные слушания «как улучшить власть?»

1

комбинированный




Раздел 5. НАШИ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

8




27

Твоя воспитанность

1

комбинированный



28

Психологический практикум: «Уровень твоей воспитанности» Моя программа самовоспитания

1

комбинированный



29

Общественные слушания «Повышение культурного уровня жителей моего города»

1

комбинированный



30

Твоя культура

1

комбинированный



31

Интерактивное путешествие «Брянщина – знакомая и незнакомая»

1

комбинированный



32

Культурные традиции моей семьи

1

комбинированный



33

Твой характер. Психологический практикум «Твой характер. Что я могу изменить в своем характере»

1

комбинированный



34

Итоговый урок «Граждановедение. Брянская область.»

1

комбинированный







0



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
рабочая программа по курсу «Граждановедение. Брянская область» 5 класс

Автор: Буякова Светлана Владимировна

Дата: 29.09.2016

Номер свидетельства: 346770

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Авторская рабочая программа по обществознанию 5 класс. "
    ["seo_title"] => string(62) "avtorskaia-rabochaia-proghramma-po-obshchiestvoznaniiu-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239397"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444763723"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства