Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Мягкая игрушка" с тематическим планированием»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
города Торжка Тверской области
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
_______ И.А. Ефимовская
«_____» __________2015 г.
«Утверждено»
И.о. директора МБОУ СОШ №5
________ А.Н. Скорбовенко
Приказ №____ от
«_____» __________2015 г.
Рабочая программа
кружка
«Мягкая игрушка»
Возраст детей, на которых рассчитана программа
7 – 10
лет
Срок реализации программы
1
год
Составитель: Виноградова Л.Н.,
высшая квалификационная категория
г. Торжок
2015 -2016 г.
Пояснительная записка.
Кружок «Мягкая игрушка» рекомендуется для детей 7-14 лет, (минимальный возраст – 7 лет).
Обучение групповое и звеньевое (возможно индивидуальное). Группа формируется по принципу добровольности. Направление: художественное творчество.
Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа). Занятия проходят 1 раз в неделю по 1,5 часа. В целях снятия напряжения и перегрузок при проведении занятий используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы.
Игрушка – один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства, искусства, украшающего наш быт, радующего наш глаз.
Игрушку любят все: дети и взрослые. Для детей она забава, игра; взрослые же с радостью смотрят на красивые, забавные игрушки, которые доставляют им истинную радость, переносят в мир детства, вызывают добрую улыбку.
Игрушка всегда сопутствовала человеку. Из глубины веков пришла к нам традиция делать игрушки – куклы из лоскутков ткани, меха. В настоящее время необычайно возрос общественный интерес к народному творчеству, к предметам ручного художественного труда.
Работа с детьми над мягкой игрушкой-самоделкой является одной из форм эстетического и трудового воспитания подрастающего поколения. Такие занятия открывают большие возможности для развития детской инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль, способствуют формированию трудовых навыков.
«Программа «Мягкая игрушка» является модифицированной и составлена на основе типовой программы Министерства просвещения (Сборник программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Культура быта» (Кружки по прикладному искусству и обслуживающему труду) Москва Просвещение 1982. «Мягкая игрушка») и авторской программы «Русский сувенир» (Старченко Т.В., учитель технологии высшей категории, СОШ №42).
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий.
Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ одноклассников, поиск и подбор иллюстраций для составления коллекции образцов изделий.
Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы или коммерческих целей. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определяющую роль в их воспитании.
В программе прослеживаются межпредметные связи со школьными образовательными областями. Изучая основы материаловедения, обучающиеся пользуются и расширяют знания, полученные ими на уроках технологии. При выполнении схем, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из области рисования и математики.
Курс программы выстроен от простого к сложному. При выполнении практических работ школьники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Изготовление своими руками красивых и нужных изделий вызывает повышенный интерес к работе, приносит удовлетворение результатами труда, стимулирует последующую деятельность. Представляется уникальная возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием. Именно поэтому данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов и ставит своей основной задачей сформировать у школьников эстетическое отношение к труду. В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников.
Актуальность заключается во введении в курс обучения регионального компонента при изготовлении куклы в саамском костюме.
Цель занятий кружка «Мягкая игрушка» - способствовать развитию у обучающихся творческой активности, художественной инициативы, самостоятельности при создании различных игрушек своими руками.
Основные задачи программы
Образовательные: совершенствовать практические умения и навыки учащихся в обработке различных материалов;
ознакомить учащихся с профессиями, связанными с обработкой тканей, с профессией дизайнера;
ознакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел; научить изготавливать игрушки в различных техниках исполнения. Развивающие:
развивать художественную инициативу;
развивать самостоятельность и способность решать творческие задачи;
развивать зрительное восприятие;
развивать мелкую моторику пальцев рук; формировать эстетический и художественный вкус.
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца;
воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;
уметь обогатить и разнообразить свой досуг.
Программой предусмотрены экскурсии в музеи, выставочные залы, где обучающиеся знакомятся с историей возникновения различных промыслов, с работами мастеров-прикладников, выполненными на основе изучения лучших художественных традиций народного искусства.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
Обучающиеся должны знать: общие сведения об истории игрушки;
виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны;
различные материалы, инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах;
понятие о композиции в одежде, виды отделки швейных изделий;
детали одежды народного костюма, варианты выполнения;
технологию выполнения машинных и ручных работ для соединения деталей;
правила техники безопасности;
технологию изготовления игрушек;
правила работы с технологическими картами.
Обучающиеся должны уметь: выполнять сувенирные изделия разной степени сложности по данным лекалам, выкройкам и образцам;
подготавливать материалы для работы;
подбирать ткани и отделку по цвету, рисунку, фактуре; пользоваться инструментами, приспособлениями, швейным оборудованием;
соединять детали сувениров, игрушек между собой, выполнять машинное, ручное, клеевое соединение материалов; экономно расходовать материалы;
эстетично оформлять изделия;
оформлять выставочные материалы;
работать индивидуально и коллективно.
КРИТЕРИИ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ
В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий по всем разделам с учетом следующих критериев:
• удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;
• художественная выразительность и оригинальность творческих работ.
Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения: аккуратность; четкость выполнения изделия; самостоятельность выполнения; наличие творческого элемента.
«Зачёты» за теоретические знания проводятся в виде викторин, кроссвордов, ребусов.
Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки, творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.
Итоговая оценка осуществляется в форме показа лучших работ на выставках — районных, городских, персональных. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.
Методические особенности реализации программы
Учитывая возрастные особенности обучающихся при реализации программы, используются следующие методы обучения: лекционный, проблемно-поисковый, практический, организация самостоятельной работы. Основное время в образовательной программе отводится выполнению обучающимися практических работ, в ходе которых закрепляются знания, умения и навыки. На занятиях сочетаются групповая и индивидуальная формы обучения. Индивидуальная форма обучения особенно важна, так как уровень подготовки обучающихся значительно различается. Используются различные виды инструктажа, демонстрация приемов работы. Самореализации обучающихся способствует создаваемая на занятиях положительная эмоционально-психологическая атмосфера, взаимопомощь, сотрудничество, использование методов поощрения. Обсуждение изготовленных изделий, конкурсы стимулируют проявление инициативы и творчества обучающихся.
Методическое обеспечение программы включает:
специальная литература;
цветовой круг (таблица);
методические разработки поэтапного изготовления изделий;
наглядные пособия (альбомы с образцами ручных стежков и строчек, машинных швов);
образцы видов тканей;
образцы видов меха; таблицы и инструкционные карты по выполнению изделий;
образцы с видами отделки изделий;
образцы поузловой обработки швейных изделий;
выкройки, шаблоны;
образцы готовых изделий;
контрольное задание (набор карточек).
Техническое оснащение занятий Для занятий кружка необходимо просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.
Учебное оборудование: столы и стулья, доска для записи учебного материала, магнитная доска; шкаф или витрина для размещения и хранения работ детей.
Для успешной реализации данной учебной программы необходимы:
набор игл разной величины;
нитки катушечные разных цветов;
нитки: суровые, шерстяные, мулине;
напёрсток;
ножницы;
пинцет и палочки для набивки игрушки;
проволока для каркаса: медная, алюминиевая;
карандаши; линейка; сантиметровая лента;
портновские мелки;
ластик;
ватман;
картон;
калька; копировальная бумага;
цветная бумага; различные виды тканей: х/б, трикотажное полотно, шёлк, капрон, мешковина, мех;
набивочный материал: вата, синтепон;
фурнитура: пуговицы, крючки;
бисер, бусинки;
тесьма;
шариковые ручки;
портновские булавки;
клей ПВА, "Момент"; швейная машина;
доска для утюжельных работ;
электрический утюг;
выставочные площади и витражи;
клеевой пистолет.
Структура занятия может выглядеть следующим образом: 1. Мотивационно-ориентировочный этап:
Организация начала занятия, постановка задач, сообщение темы и плана занятия;
Выявление имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы (повторение);
Создание ориентировочной схемы действия (планирование);
2. Исполнительный этап: Упражнения на усвоение и закрепление знаний, умений и навыков, анализ образца, выполнение работы по образцу, по инструкции педагога, по собственным эскизам, впечатлениям и представлениям.
3. Рефлексивно-оценочный этап: Подведение итогов занятия, формулирование выводов, выражение эмоционального отношения к результатам деятельности (работы детей сравниваются с образцом, представляется на всеобщее обозрение, дается оценка результатов работы, похвала за инициативу).
Чтобы превратить учебное занятие в живое, заинтересованное решение проблем, необходимо соблюдение следующих требований:
- организация работы детей на доступном для них уровне с учетом возможностей и их интересов;
- четкое поэтапное объяснение учебного материала или обучение практической операции;
- организация «обратной связи», которую можно осуществить по ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговую проверку;
создание оптимальных условий для самообразования, творческого развития ребенка;
индивидуальный подход на всех занятиях, с учетом цели и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на основе знания его способностей, потребностей, склонностей.
Тематический план
(Всего: 34 часа. 1 занятие в неделю)
Тема 1. Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушки . (4 часа)
- Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие для детей 8-12 лет» Программа кружка рукоделия.-СПб.:КАРО,2008.-80с.:ил.
- Ефимова А.В. «Работа с мягкой игрушкой в начальных классах».-М. Просвещение, 1978
- Журнал «Валя-Валентина» экстра-выпуск №6 (110) 2003г
- Молотобарова О.С. «Кружок изготовления игрушек-сувениров» Пособие для руководителей кружков.-М: Просвещение, 1983
- Мягкая игрушка. Сост. Ю.Сидорович и Ю.Соколова.-СПб.: . «Литера»,1997.
- Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: Академия развития, 1997
- Неботова З., Кононович Т. «Мягкая игрушка» «ЭКСМО-Пресс» 2002г
- Петухова В.И. «Мягкая игрушка» «Ступень» 1995г
- Сборник программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Культура быта» (Кружки по прикладному искусству и обслуживающему труду) Москва Просвещение 1982.
- Шик В.П., Игрушечные мастера. Альбом самоделок. Выпуск №1.-М. «Малыш» 1984
- Шик В.П., Игрушечные мастера. Альбом самоделок. Выпуск №2.-М. «Малыш» 1984