kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа кружка "Мягкая игрушка" с тематическим планированием

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа поможет организовать работу с детьми во внеурочное время в кружке по созданию мягких игрушек своими руками от простого к сложному.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Мягкая игрушка" с тематическим планированием»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

города Торжка Тверской области



«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_______ И.А. Ефимовская

«_____» __________2015 г.

«Утверждено»

И.о. директора МБОУ СОШ №5

________ А.Н. Скорбовенко

Приказ №____ от

«_____» __________2015 г.







Рабочая программа

кружка

«Мягкая игрушка»


Возраст детей, на которых рассчитана программа

7 – 10


лет


Срок реализации программы


1


год











Составитель: Виноградова Л.Н.,

высшая квалификационная категория










г. Торжок

2015 -2016 г.



Пояснительная записка.


Кружок «Мягкая игрушка» рекомендуется для детей 7-14 лет, (минимальный возраст – 7 лет).

Обучение групповое и звеньевое (возможно индивидуальное). Группа формируется по принципу добровольности.
Направление: художественное творчество.


Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа). Занятия проходят 1 раз в неделю по 1,5 часа. В целях снятия напряжения и перегрузок при проведении занятий используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы.


Игрушка – один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства, искусства, украшающего наш быт, радующего наш глаз.

Игрушку любят все: дети и взрослые. Для детей она забава, игра; взрослые же с радостью смотрят на красивые, забавные игрушки, которые доставляют им истинную радость, переносят в мир детства, вызывают добрую улыбку.

Игрушка всегда сопутствовала человеку. Из глубины веков пришла к нам традиция делать игрушки – куклы из лоскутков ткани, меха. В настоящее время необычайно возрос общественный интерес к народному творчеству, к предметам ручного художественного труда.

Работа с детьми над мягкой игрушкой-самоделкой является одной из форм эстетического и трудового воспитания подрастающего поколения. Такие занятия открывают большие возможности для развития детской инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль, способствуют формированию трудовых навыков.

«Программа «Мягкая игрушка» является модифицированной и составлена на основе типовой программы Министерства просвещения (Сборник программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Культура быта» (Кружки по прикладному искусству и обслуживающему труду) Москва Просвещение 1982. «Мягкая игрушка») и авторской программы «Русский сувенир» (Старченко Т.В., учитель технологии высшей категории, СОШ №42).

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий.

Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ одноклассников, поиск и подбор иллюстраций для составления коллекции образцов изделий.

Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы или коммерческих целей. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определяющую роль в их воспитании.

В программе прослеживаются межпредметные связи со школьными образовательными областями. Изучая основы материаловедения, обучающиеся пользуются и расширяют знания, полученные ими на уроках технологии. При выполнении схем, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из области рисования и математики.

Курс программы выстроен от простого к сложному. При выполнении практических работ школьники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Изготовление своими руками красивых и нужных изделий вызывает повышенный интерес к работе, приносит удовлетворение результатами труда, стимулирует последующую деятельность. Представляется уникальная возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием. Именно поэтому данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов и ставит своей основной задачей сформировать у школьников эстетическое отношение к труду. В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников.

Актуальность заключается во введении в курс обучения регионального компонента при изготовлении куклы в саамском костюме.

Цель занятий кружка «Мягкая игрушка» - способствовать развитию у обучающихся творческой активности, художественной инициативы, самостоятельности при создании различных игрушек своими руками.

Основные задачи программы

Образовательные:
совершенствовать практические умения и навыки учащихся в обработке различных материалов;

ознакомить учащихся с профессиями, связанными с обработкой тканей, с профессией дизайнера;

ознакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел;
научить изготавливать игрушки в различных техниках исполнения.
Развивающие:

развивать художественную инициативу;

развивать самостоятельность и способность решать творческие задачи;

развивать зрительное восприятие;

развивать мелкую моторику пальцев рук;
формировать эстетический и художественный вкус.


Воспитательные:

воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца;

воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;

уметь обогатить и разнообразить свой досуг.

Программой предусмотрены экскурсии в музеи, выставочные залы, где обучающиеся знакомятся с историей возникновения различных промыслов, с работами мастеров-прикладников, выполненными на основе изучения лучших художественных традиций народного искусства.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

Обучающиеся должны знать:
общие сведения об истории игрушки;

виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны;

различные материалы, инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах;

понятие о композиции в одежде, виды отделки швейных изделий;

детали одежды народного костюма, варианты выполнения;

технологию выполнения машинных и ручных работ для соединения деталей;

правила техники безопасности;

технологию изготовления игрушек;

правила работы с технологическими картами.


Обучающиеся должны уметь:
выполнять сувенирные изделия разной степени сложности по данным лекалам, выкройкам и образцам;

подготавливать материалы для работы;

подбирать ткани и отделку по цвету, рисунку, фактуре;
пользоваться инструментами, приспособлениями, швейным оборудованием;

соединять детали сувениров, игрушек между собой, выполнять машинное, ручное, клеевое соединение материалов;
экономно расходовать материалы;

эстетично оформлять изделия;

оформлять выставочные материалы;

работать индивидуально и коллективно.


КРИТЕРИИ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ

В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий по всем разделам с учетом следующих критериев:

• удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;

• четкое соблюдение последовательности технологических приемов;

• художественная выразительность и оригинальность творческих работ.

Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения: аккуратность; четкость выполнения изделия; самостоятельность выполнения; наличие творческого элемента.

«Зачёты» за теоретические знания проводятся в виде викторин, кроссвордов, ребусов.

Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки, творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.

Итоговая оценка осуществляется в форме показа лучших работ на выставках — районных, городских, персональных. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.


Методические особенности реализации программы


Учитывая возрастные особенности обучающихся при реализации программы, используются следующие методы обучения: лекционный, проблемно-поисковый, практический, организация самостоятельной работы. Основное время в образовательной программе отводится выполнению обучающимися практических работ, в ходе которых закрепляются знания, умения и навыки. На занятиях сочетаются групповая и индивидуальная формы обучения. Индивидуальная форма обучения особенно важна, так как уровень подготовки обучающихся значительно различается. Используются различные виды инструктажа, демонстрация приемов работы. Самореализации обучающихся способствует создаваемая на занятиях положительная эмоционально-психологическая атмосфера, взаимопомощь, сотрудничество, использование методов поощрения. Обсуждение изготовленных изделий, конкурсы стимулируют проявление инициативы и творчества обучающихся.


Методическое обеспечение программы включает:

специальная литература;

цветовой круг (таблица);

методические разработки поэтапного изготовления изделий;

наглядные пособия (альбомы с образцами ручных стежков и строчек, машинных швов);

образцы видов тканей;

образцы видов меха;
таблицы и инструкционные карты по выполнению изделий;

образцы с видами отделки изделий;

образцы поузловой обработки швейных изделий;

выкройки, шаблоны;

образцы готовых изделий;

контрольное задание (набор карточек).

Техническое оснащение занятий
Для занятий кружка необходимо просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.

Учебное оборудование: столы и стулья, доска для записи учебного материала, магнитная доска; шкаф или витрина для размещения и хранения работ детей.


Для успешной реализации данной учебной программы необходимы:


набор игл разной величины;

нитки катушечные разных цветов;

нитки: суровые, шерстяные, мулине;

напёрсток;

ножницы;

пинцет и палочки для набивки игрушки;

проволока для каркаса: медная, алюминиевая;

карандаши;
линейка;
сантиметровая лента;

портновские мелки;

ластик;

ватман;

картон;

калька;
копировальная бумага;

цветная бумага;
различные виды тканей: х/б, трикотажное полотно, шёлк, капрон, мешковина, мех;

набивочный материал: вата, синтепон;

фурнитура: пуговицы, крючки;

бисер, бусинки;

тесьма;

шариковые ручки;

портновские булавки;

клей ПВА, "Момент";
швейная машина;

доска для утюжельных работ;

электрический утюг;

выставочные площади и витражи;

клеевой пистолет.


Структура занятия может выглядеть следующим образом:
1. Мотивационно-ориентировочный этап:

Организация начала занятия, постановка задач, сообщение темы и плана занятия;

Выявление имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы (повторение);

Создание ориентировочной схемы действия (планирование);

2. Исполнительный этап:
Упражнения на усвоение и закрепление знаний, умений и навыков, анализ образца, выполнение работы по образцу, по инструкции педагога, по собственным эскизам, впечатлениям и представлениям.

3. Рефлексивно-оценочный этап:
Подведение итогов занятия, формулирование выводов, выражение эмоционального отношения к результатам деятельности (работы детей сравниваются с образцом, представляется на всеобщее обозрение, дается оценка результатов работы, похвала за инициативу).


Чтобы превратить учебное занятие в живое, заинтересованное решение проблем, необходимо соблюдение следующих требований:

- организация работы детей на доступном для них уровне с учетом возможностей и их интересов;

- четкое поэтапное объяснение учебного материала или обучение практической операции;

- организация «обратной связи», которую можно осуществить по ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговую проверку;

создание оптимальных условий для самообразования, творческого развития ребенка;

индивидуальный подход на всех занятиях, с учетом цели и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на основе знания его способностей, потребностей, склонностей.





































Тематический план

(Всего: 34 часа. 1 занятие в неделю)

Тема 1.
Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушки . (4 часа)

Тема 2
Простые модели. Изделие Сова.(4 часа)

Тема 3
Объёмные игрушки. Изделие Собачка (Кошечка) . (4 часа)

Тема 4
Объёмные каркасные игрушки. Изделие Лягушонок . (4 часа)

Тема 5

Объёмные каркасные игрушки из меха. Изделие Зайка. (4 часа)

Тема 6

Куклы-сувениры. Карандашница «Мартышка», Игольница «Ёжик». (6 часов).


Тема 7

Игрушки-помощники. Изделие Прихватка на кухню. (5часов)



Тема 8

Итоговые занятия (3часа)

Выставка-ярмарка.

Экскурсия на швейную фабрику.


























Календарно-тематическое планирование 34 часа 1 раз в неделю.


Тема занятия

Время

дата

Формы и методы работы

Тема 1.
Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушки

4 часа



1

Вводное занятие. Знакомство с фактурой ткани различного вида

1 ч

2.09

Беседа.

2

Раскрой с выкройкой. Раскрой материала.

1 ч

9.09

Беседа.
практ. раб

3

Соединение деталей.

Крепление конечностей игрушки.

1 ч

16.09

Беседа.
практ. раб

4

Набивка деталей.

1 ч

23.09

Беседа.

практ. раб

Тема 2.
Простые модели. Изделие Сова.

4 часа



5

Подбор ткани. Построение выкройки. Раскрой изделия. Изучение шва «Вперёд иголкой». Изделие Сова

1 ч

30.09

Беседа.
практ. раб

6

Изучение шва «Вперёд иголкой». Изделие Сова

1 ч

7.10

Беседа.
практ. раб

7

Сбор деталей. Изделие Сова.

1 ч

14.10

Беседа.
практ. раб

8

Набивание и оформление игрушки. Изделие Сова

1 ч

21.10

Беседа.
практ. раб

Тема 3
Объёмные игрушки.

Изделие Собачка (Кошечка)

4 часа



9

Подбор ткани. Построение выкройки. Раскрой изделия. Изделие Сова

1 ч

28.10

Беседа.
практ. раб

10

Сшивание деталей. Изучение «петельного» шва. Изделие Собачка (Кошечка)

1 ч

11.11

Беседа.
практ. раб

11

Сбор деталей. Изделие Собачка (Кошечка).

18.11

Беседа.
практ. раб

12

Набивание и оформление игрушки. Изделие Собачка (Кошечка)

1 ч

25.11

Беседа.
практ. раб

Тема 4
Объёмные каркасные игрушки. Изделие Лягушонок

4 ч


Беседа.
практ. раб

13

Подбор ткани. Построение выкройки. Раскрой изделия.

Изделие Лягушонок

1 ч

2.12

Беседа.
практ. раб

14

Сшивание деталей. Изучение шва «через край». Изделие Лягушонок

1 ч

9.12

Беседа.

практ. раб

15

Сбор деталей. Обработка проволочного каркаса . Изделие Лягушонок

1 ч

16.12

Беседа.
практ. раб

16

Набивание и оформление игрушки. Изделие Лягушонок

1 ч

23.12

Беседа.
практ. раб

Тема 5

Объёмные каркасные игрушки из меха. Изделие Зайка.


4 ч



17

Знакомство с ворсовой тканью. Правила работы с мехом. Построение выкройки. Раскрой изделия. Изделие Зайка.

1 ч

13.01

Беседа.
практ. раб

18

Сшивание деталей. Изучение шва «через край». Изделие Зайка.

1 ч

20.01

Беседа.
практ. раб

19

Сбор деталей. Обработка проволочного каркаса .

Изделие Зайка.

1 ч

27.01

Беседа.

практ. раб

20

Набивание и оформление игрушки. Изделие Зайка.

1 ч

3.02

Беседа.
практ. раб

Тема 6 Куклы-сувениры.

Карандашница «Мартышка», Игольница «Ёжик».

6 ч



21

Подбор ткани. Построение выкройки. Раскрой изделия.

Изделие Карандашница «Мартышка»

1 ч

10.02

Беседа.
практ. раб

22

Сшивание деталей швом «через край».

Изделие Карандашница «Мартышка»

1 ч

17.02

Беседа.
практ. раб

23

Сбор деталей. Обработка «петельным швом». Оформление изделия

Изделие Карандашница «Мартышка»

1 ч

24.02

Беседа.

практ. раб

24

Подбор ткани. Построение выкройки. Раскрой изделия.

Изделие Игольница«Ёжик»..

1 ч

3.03

Беседа.
практ. раб

25

Сбор деталей. Обработка - сшивание деталей швом «через край».

Изделие Игольница «Ёжик»..

1 ч

10.03

Беседа.
практ. раб

26

Оформление изделия

Изделие Игольница «Ёжик».

1 ч

17.03

Беседа.
практ. раб

Тема 7

Игрушки-помощники. Изделие Прихватка на кухню


5 ч



27

28

Подбор ткани. Построение выкройки. Раскрой изделия.

Изделие Прихватка на кухню.

1 ч

24.03

7.04

Беседа.
практ. раб

29

Сбор деталей. Обработка «петельным швом».

Изделие Прихватка на кухню.

1 ч

14.04

Беседа.

практ. раб

30

Набивание изделия

Прихватка на кухню.

1 ч

21.04


31

Оформление изделия

Прихватка на кухню.

1 ч

28.04

Беседа.
практ. раб

Тема 8

Итоговые занятия






32-33

Выставка –

ярмарка

1 ч

1 ч

5.05

12.05

Презентация

34

Экскурсия в швейный цех

1 ч

19.05

Экскурсия

Итого:

34 ч




ЛИТЕРАТУРА


- Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие для детей 8-12 лет» Программа кружка рукоделия.-СПб.:КАРО,2008.-80с.:ил.

- Ефимова А.В. «Работа с мягкой игрушкой в начальных классах».-М. Просвещение, 1978

- Журнал «Валя-Валентина» экстра-выпуск №6 (110) 2003г

- Молотобарова О.С. «Кружок изготовления игрушек-сувениров» Пособие для руководителей кружков.-М: Просвещение, 1983

- Мягкая игрушка. Сост. Ю.Сидорович и Ю.Соколова.-СПб.: . «Литера»,1997.

- Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: Академия развития, 1997

- Неботова З., Кононович Т. «Мягкая игрушка» «ЭКСМО-Пресс» 2002г

- Петухова В.И. «Мягкая игрушка» «Ступень» 1995г

- Сборник программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Культура быта» (Кружки по прикладному искусству и обслуживающему труду) Москва Просвещение 1982.

- Шик В.П., Игрушечные мастера. Альбом самоделок. Выпуск №1.-М. «Малыш» 1984

- Шик В.П., Игрушечные мастера. Альбом самоделок. Выпуск №2.-М. «Малыш» 1984


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа кружка "Мягкая игрушка" с тематическим планированием

Автор: Виноградова Лариса

Дата: 25.10.2017

Номер свидетельства: 434398

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Программа кружка "Умелые руки""
    ["seo_title"] => string(32) "proghramma_kruzhka_umielyie_ruki"
    ["file_id"] => string(6) "344014"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473964614"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства