Данная воспитательная программа необходима в специальных (коррекционных) школах и школа - интернатах. Одной из самых актуальных и острых проблем нашего времени является проблема социально-трудовой адаптации детей с особенными образовательными потребностями. В последние годы в России наблюдается устойчивая тенденция проблемности адаптации таких детей в обществе.
Трудовое воспитание является одним из важных коррекционных факторов воспитания личности умственно отсталого школьника. Включаясь в трудовой процесс, ребенок с нарушениями умственного развития коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется его самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мы создаем уют в нашем доме». »
ГБСКОУ с. Малый Толкай.
Проектирование целевой воспитательной программы по формированию навыков социальной адаптации обучающихся (воспитанников) 4 класса и подготовительной группы с интеллектуальной недостаточностью в СКОУ VIII вида.
Выполнили: Смородинова М. В.,
Панкова Н. А.,
Аслгареева Т. В.,
Романюк И. Н.,
Уздяева О. В.,
Левашкина Л. В.,
Иголкин С.А.
2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мы создаем уют в нашем доме».
Пояснительная записка.
Актуальность темы:
Данная воспитательная программа необходима в специальных (коррекционных) школах и школа - интернатах. Одной из самых актуальных и острых проблем нашего времени является проблема социально-трудовой адаптации детей с особенными образовательными потребностями. В последние годы в России наблюдается устойчивая тенденция проблемности адаптации таких детей в обществе.
Трудовое воспитание является одним из важных коррекционных факторов воспитания личности умственно отсталого школьника. Включаясь в трудовой процесс, ребенок с нарушениями умственного развития коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется его самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
В.М. Мозговой пишет: «Организация трудового воспитания умственно отсталого ребенка сложна в силу его психофизических дефектов и должна строиться на основе индивидуального подхода к каждому учащемуся». Трудовая деятельность способствует: коррекции дефектов в личностном развитии умственно отсталого ребенка, формирует волевую и эмоциональную сферы, вырабатывает социально значимую мотивацию, подготавливает ребенка к будущей профессиональной деятельности, осуществляет его социальную адаптацию. Автор считает, что важно научить детей преодолевать возникающие трудности, сформировать у них желание преодолевать эти трудности. Важно показать учащимся ту реальную пользу, которую каждый из них может приносить окружающим.
Для детей с тяжелой умственной отсталостью наиболее понятна и доступна практическая деятельность в ее простых видах. Основная воспитательная задача трудового обучения – прививать детям навыки самостоятельности, изживать тенденции иждивенчествав посильных для детей задачах по самообслуживанию. Опыт показывает, что даже у детей с тяжелой умственной ограниченностью возможно успешное формирование последовательно усложняющихся навыков: прием пищи, пользование туалетом, одевание и раздевание, гигиена тела, правильное обращение с продуктами питания и их элементарная обработка. Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость ребенка от окружающих но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах, способствуют продвижению в психомоторном развитии.
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных коррекционных факторов воспитания личности умственно отсталого школьника.
Данная программа разработана и составлена для подготовительной группы и учащихся 4 класса со множественными нарушениями.
Целью деятельности классного руководителя и воспитателя в данном направлении является формирование умений по самообслуживающему труду.
Задачи, решаемые в ходе выполнения воспитательной программы:
сформировать гигиенические умения;
выработать привычку к трудовому усилию, ответственное отношение к трудовым поручениям, положительное отношение к трудовой деятельности, результатам собственного труда;
формировать навыки самостоятельности и инициативности;
формировать умение коллективной деятельности: умение согласовывать свои действия с действиями других людей; умение уступать друг другу.
Срок реализации программы - 1 год.
Обучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеет существенные особенности, такие как:
более низкий уровень (по сравнению с нормой) сложности учебного материала.
замедленный темп усвоения получаемых умений и навыков.
необходимость применения специфических для данной категории учащихся методов обучения и воспитания.
умеет ухаживать за одеждой под контролем взрослого,
самостоятельно дежурит по классу.
бережно относится к предметам школьным принадлежностям, игрушкам, играм, мебели);
знает особенности назначения и целевого использования предметов труда (лопата – убирать снег, веник – подметать класс);
обыгрывает трудовые элементы в игре;
умеет убирать в классе игрушки под контролем взрослого;
содержит свое учебное место в порядке под контролем взрослого.
Параметр
Метод
Результаты
1. Санитарно-гигиенические умения и самообслуживающий труд.
Наблюдение:
- Умывание
Хорошо 4 чел
Плохо 10 чел
- Уход за зубами
Самостоятельно - 3
С помощью - 11
- Заправка постели
Самостоятельно - 5
При наличии контроля - 2
С помощью - 7
2. Отношение к трудовым поручениям.
Эксперимент.
- понимает инструкцию и выполняет - 5;
- понимает ее и не выполняет - 5;
- не понимает и
не умеет-4
3. Взаимодействие детей во время коллективного дела.
Наблюдение во время практической деятельности.
- умение договариваться-4;
- взаимозаменяемость, взаимопомощь - 4;
- не принимают помощь другого ребенка - 5;
- несоблюдение принятых норм и правил поведения -1.
Результат диагностики показал, что у детей недостаточно сформированы элементарные санитарно-гигиенические умения, а также мотивация к труду; испытывают трудности во время совместной трудовой деятельности, не умеют взаимодействовать друг с другом.
Содержание.
Жизненно-важные умения и самообслуживающий труд.
Содержание задачи (пошаговые действия)
Гигиена тела:
- развивать и закреплять умение различать и называть части тела, предметы санитарии и гигиены;
- действия, связанные с гигиеной тела: уметь самостоятельно или с помощью педагога выполнить в нужной последовательности все этапы утреннего и вечернего туалета (умывание, причесывание и чистка зубов).
Навыки одевания и раздевания:
- закреплять умение различать и называть предметы одежды и обуви;
- знать, как складывать и куда вешать снятую одежду;
- самостоятельно или с помощью педагога складывать и убирать снятые с себя предметы одежды;
- уметь следить за чистотой своей одежды и обуви, чистить загрязнившиеся вещи щеткой; мытье резиновой обуви;
- уметь различать, все ли пуговицы на месте;
- уметь выстирать мелкие вещи: воротники, носки и т. д.
Навыки приема пищи:
- формировать умение различать и называть предметы, нужные для приема пищи;
- формировать навыки: мыть руки перед едой, правильно держать ложку, не разливая еду, хорошо пережевывать пищу, уметь есть опрятно;
- знать, что нельзя есть незрелые и немытые ягоды, овощи и фрукты;
- уметь накрыть на стол, прибирать посуду после еды, вытереть стол, накрывать стол скатертью;
- садиться за стол и выходить из-за стола по разрешению педагога,
задвигать за собой стул;
- уметь вовремя попроситься в туалет и вымыть руки после него;
- уметь ходить попарно и знать свое место на прогулке;
- не сорить, а бросать ненужные бумажки в корзину;
- уметь следить за чистотой рук и ног; мыть руки без напоминания воспитателя после пользования уборной и после прогулок.
Хозяйственный труд.
Содержание задачи (пошаговые действия)
Уход за одеждой и обувью.
- формировать умение различать виды одежды и обуви: уличная, школьная, домашняя;
- вырабатывать умение одеваться и обуваться по сезону;
- закреплять умение развешивать одежду на вешалки, развешивать на спинки стула и складывать в шкафу;
- формировать умение чистить верхнюю одежду;
- научить детей основным приемам стирки вещей;
- обучать шнурованию ботинок и завязыванию и развязыванию шнурков;
- научить мыть резиновые сапоги.
Уход за жилищем.
- дать представление о названиях мебели и их назначении;
- познакомить с гигиеническими правилами уборки в помещении; формировать умение пользоваться предметами для подметания пола;
- формировать умение наводить порядок на столе, вытирать пыль;
- вырабатывать умение выполнять самостоятельно обязанности дежурного;
- развивать умение заправлять постель, знать назначение каждого предмета постельного белья;
Информационные источники.
Брыткова Е. В. Формирование социально-значимых навыков у детей с тяжелыми отклонениями в развитии. – Самара, 2010, с. 36-37.
Мозговой В.М. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. Межвузовский сборник научных трудов. – М., 2007.
Программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Бгажноковой И. М. «Просвещение», 2007.
Планирование воспитательной работы.
– 6. 09.
Акция “Чистый двор” с участием бабушек и дедушек, мам и пап.
“Мои обязанности дома”
8. 09. – 13. 09.
Трудовой десант «Уборка территории»
Акция “Чистый двор”.
15.09. – 20. 09.
Наш дом. Название мебели и ее назначение.
Практическая работа. «Уборка и соблюдение порядка на рабочем столе».
22. 09. – 27. 09.
Практическое занятие «Предметы для подметания пола».
Трудовой час «Уборка в спальной комнате».
29. 09.- 4. 10.
Практическое занятие «Мы -Чистюльки».
Уборка игровой комнаты.
Практическая работа.
«Чистка ковриков».
10. – 11. 10.
Поход на огород «Что нам осень подарила?»
«Осенние забавы» (поделки для выставки)
13. 10. – 18. 10.
Практическое занятие «Каждой вещи - своё место».
Практическое занятие «Стирка личных вещей».
19. 10. – 25. 10.
«Для чего нужен носовой платок?»
Практическая работа «Ремонт книг в библиотеке».
27. 10. – 1. 11.
Экскурсия «Кто и где готовит пищу?»
Посуда и столовые приборы.
Экскурсия в школьную столовую.
11. – 15. 11.
Практическое занятие «Сервировка стола»
Практическое занятие «Подготовка окон к зиме. Утепление».
17. 11. – 22. 11.
Практическое занятие «Убери со стола».
Коррекционное занятие «Повар – это звучит вкусно!»
24. 11. – 29. 11.
Конкурс «А ну-ка, поварята!»
Сюжетно-ролевая игра «Гости на пороге»
1. 12. – 6. 12.
Занятие-тренинг «Едим правильно»
Практическое занятие «Волшебная чашка».
8. 12. – 13. 12.
Операция «Уют».
Творческая мастерская «Украшаем комнаты»
15. 12. – 20. 12.
Творческая мастерская «Изготовление новогодних игрушек при использовании шаблона».
Творческая мастерская «Изготовление новогодних игрушек при использовании шаблона».
22. 12. – 27. 12.
Практическое занятие «Уход за комнатными растениями».
Строительство “Снежного городка”
01. – 17. 01.
Гигиена тела. Игра «Водичка, водичка».
Игра – путешествие «Откуда берутся грязнули»? (учимся мыть руки)
19. 01. – 24. 01.
Игра «В гостях у доктора Чистюлькина» (учимся чистить зубы)
Экскурсия в медпункт.
26. 01. – 31. 01.
Практическое занятие «Скорая помощь»
Практическое занятие «Чистота – залог здоровья»
02. – 7. 02.
Воспитательное занятие «Грязнулю я не люблю»
Практическое занятие «Опрятный – людям приятный»
9. 02. – 14. 02.
Практическое занятие «Волшебная пуговица»
Практическое занятие «Мойдодыр спешит на помощь»
16. 02. – 21. 02.
Уход за одеждой. Практическое занятие «Чистка одежды».
Практическое занятие «Стирка носков»
23. 02. – 28. 02.
Правила ухода за обувью.
Практическое занятие «Почистим туфли».
– 7. 03.
Правила ухода за обувью. Практическое занятие «Учимся мыть сапоги»