kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности социального направления «Тропинка к своему «Я» на 2015-2016 учебный год (для учащихся 1-4 классов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями обучающихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.

            Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе имеет практическую значимость, т.к. направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников. Способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

 -осознание себя с позиции школьника

-  умение адекватно вести себя в различных ситуациях

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния

- способность справляться со страхами, обидами, гневом

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам

- умение справляться с негативными эмоциями

-  стремление к изучению своих возможностей и способностей

- успешная адаптация в социуме.

Рабочая программа разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему «Я» кандидата психологических наук О.В. Хухлаевой.

Новизна программы заключается в том, что она содержит три основных компонента при групповой работе с младшими школьниками:

аксиологический, инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Просмотр содержимого документа
«КТП Тропинка к своему Я»

Приложение

Календарно-тематическое планирование

Первый класс

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всегочасов

Содержание деятельности

Перечень универсальных учебных действий (УУД)


Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия


Раздел 1. Мои чувства (занятия 1 – 13)


1.


Знакомство. Введение в

мир психологии

1

фронтальная


Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками .(Р)


Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Различать эмоции радости, страха. гнева.(П)


Доверительно и открыто говорить о себе и своих чувствах (К)



2.


Радость. Что такое мимика

1

фронтальная

парная


3.


Радость. Как её доставить другому человеку.

1

групповая

индивидуальная


4.


Жесты.

1

фронтальная

индивидуально-групповая


5.


Радость можно передать прикосновением

1

групповая

индивидуально-групповая


6.


Радость можно подарить взглядом

1

групповая

индивидуально-групповая


7.


Страх.

1

фронтальная



8


Страх. Его относительность

1

фронтальная

парная


9.


Как справиться со страхом.

1

фронтальная

индивидуальная


10


Гнев. С какими чувствами он дружит?

1

фронтальная

индивидуальная


11


Как справиться с гневом?

1

групповая



12.


Может ли гнев принести пользу?

1

групповая

парная


13.


Разные чувства.

1

групповая

индивидуальная


Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга (занятия 14 – 17)





индивидуальная

14


Качества людей

1

фронтальная

индивидуальная

Извлекать с с помощью учителя необходимую информацию из текста сказки.(Р)

Учиться исследовать свои качества и свои особенности(П)

Учиться работать в парах (К)


15


Люди отличаются друг от друга своими качествами

2

групповая

парная


16


В каждом человеке есть «светлые» и «тёмные» качества

1

фронтальная

индивидуальная


17


Как мы видим друг друга

2

групповая

парная


Раздел 3. Какой Я – какой Ты? (занятия 18 – 22)





индивидуальная

18


Какой Я?

2

фронтальная

индивидуальная

Уметь оценивать свой результат с помощью учителя(Р)Учиться находить положительные качества у себя и у других людей(П)Учиться договариваться и уважать разные мнения (К)



19


Мой автопортрет

1


индивидуальная


20


Моё настроение

1


индивидуальная


21


Какой ты?

2

фронтальная

индивидуальная


22


Я и другие

2

фронтальная

парная


Раздел 4. Трудности первоклассника (занятия 23-27)



фронтальная



23


Трудности первоклассника в школе, дома, на улице.

1

фронтальная

парная

Учиться осознавать свои трудности и стремиться преодолевать их (Р)

Учиться рассуждать,строить логические умозаключения(П)

Уметь договариваться и приходить к общему решению(К)



24


Школьные трудности

1

групповая

парная


25


Домашние трудности

1

фронтальная

индивидуальная


26


На улице(поведение и общение)

1

фронтальная

парная


27


В магазине(поведение в общественных местах)

1

фронтальная

групповая


28


Итоговое занятие

1

фронтальная





Всего

33





Календарно-тематическое планирование

Второй класс

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всегочасов

Содержание деятельности

Перечень универсальных учебных действий (УУД)


Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия


Раздел 1. Я – фантазёр (занятия 1 – 7)


1.


Я - второклассник

1

фронтальная


Строить речевое высказывание в устной форме(Р)

Осознавать ценность умения фантазировать(П)

Учиться выполнять разные роли(К)


2.


Кого можно назвать фантазёром?

1

фронтальная



3.


Я умею фантазировать

2

групповая

парная


4.


Мои сны

1


индивидуально-групповая


5.


Я умею сочинять

1


индивидуально-групповая


6.


Мои мечты

2

фронтальная

индивидуальная


7.


Фантазии и ложь

2

фронтальная

индивидуально-групповая


Раздел 2. Я и моя школа (занятия 8 – 12)





индивидуальная

8


Я и моя школа

2

фронтальная

индивидуально-групповая

Учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников(Р)

Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией(К)


9


Я и мой учитель

2

фронтальная

индивидуальная


10


Я и мои одноклассники

2

фронтальная

индивидуально-групповая


11


Что такое лень?

1


индивидуальная


12


Как справиться с «Немогучками»?

2

фронтальная

индивидуальная


Раздел 3. Я и мои родители (занятия 13 – 16).





индивидуальная

13


Я и мои родители

1


индивидуально-групповая

Извлекать необходимую информацию из различных источников(текст, фото, рисунок) (Р)

Учиться графически оформлять изучаемый материал(П)

Овладевать способами разрешения конфликтов с родителями (К)


14


«Урок мудрости» (уважение к старшим)

1


парная


15


Я умею просить прощения

1


индивидуальная


16


Почему родители наказывают детей?

2

фронтальная

индивидуальная


Раздел 4. Я и мои друзья (занятия 17– 23).





индивидуальная

17


Настоящий друг

2

фронтальная

индивидуально-групповая

Учиться прогнозировать последствия своих поступков(Р)

Осознавать качества настоящего друга(П)

Учиться понимать эмоции и поступки других людей(К)


18


Умею ли я дружить?

1


индивидуально-групповая


19


Трудности в отношениях с друзьями

1


индивидуально-групповая


20


Я и мои «колючки»

1


индивидуальная


21


Ссора и драка

2

фронтальная

парная


22


Что такое одиночество?

2

фронтальная

индивидуальная


23


Итоговое занятие

1

фронтальная





Всего

34



















Календарно-тематическое планирование

Третий класс

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всегочасов

Содержание деятельности

Перечень универсальных учебных действий (УУД)


Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия


Раздел 1. Умение владеть собой (занятия 1 -5)


1.


Я – третьеклассник

1


индивидуальная

Осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением(Р)

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей(П)

Контролировать свою речь и поступки(К)


2.


Я – это мои цели.

1


индивидуальная


3.


Хозяин своего Я

2

фронтальная

индивидуальная


4.


Не хочу быть плохим

2

фронтальная

индивидуально-групповая


5.


Умей расслабиться

2

фронтальная

индивидуально-групповая


Раздел 2. Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений (занятия 6 -9)




групповая


6


Мой любимый герой (примеры для подражания)

2

фронтальная

индивидуальная

Извлекать необходимую информацию из текста(Р)

Учиться наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять (П)

Учиться толерантному отношению к другому мнению (К)


7


Добро и зло (совесть)

2

фронтальная

парная индивидуальная


8


Что такое хорошо и что такое плохо(хорошие и дурные привычки)

2

групповая

парная


9


Конфликт. Моё поведение в трудных ситуациях

2

фронтальная

индивидуальная


Раздел 3. Культура общения (занятия 10 -15)






10


Волшебные слова

1


индивидуальная

Правильно строить речевое высказывание в устной форме(Р)

Обогатить своё представление о культуре общения людей(П)

Соблюдать правила этикета(К)



11


Учимся вежливо говорить

1


индивидуальная


12


Я вам пишу

1


индивидуальная


13


Мой день рождения

1


индивидуальная


14


Мы смеёмся

2

фронтальная



15


Мальчик и девочка

2

фронтальная

парная


Раздел 4. Что такое сотрудничество (занятия 16 – 20)





индивидуальная

16


Что такое сотрудничество?

2

фронтальная

парная

Определять и формулировать цель в совместной работе (Р)

Расширить своё представление о понятии «сотрудничество

(П)

Уметь работать в группе, договариваться и


17


Я умею понимать другого

2

фронтальная

парная


18


Я умею договариваться с людьми

2

фронтальная

индивидуально-групповая


19


Мы умеем действовать сообща

2

фронтальная

индивидуально-групповая


20


Что такое коллективная работа?

2

фронтальная

индивидуальная




Всего

34



























Календарно-тематическое планирование

Четвёртый класс

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всегочасов

Содержание деятельности

Перечень универсальных учебных действий (УУД)


Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия


Раздел 1. Мои силы, мои возможности (занятия 1 – 10)


1.


Моё лето

1


индивидуальная

Учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях(Р)


Обогатить представления о собственных возможностях и способностях(П)


Учиться самостоятельно решать проблемы общения(К)


2.


Кто я?

2

фронтальная

индивидуальная


3.


Какой я? Большой или маленький?

1


индивидуальная


4.


Мои способности

1


индивидуально-групповая


5.


Мой выбор, мой путь

1


индивидуально-групповая


6.


Мой внутренний мир

1


индивидуальная


7.


Кто в ответе за мой внутренний мир?

1


индивидуальная


8


Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.

1

парная

индивидуальная


9.


Кого я могу впустить в свой внутренний мир?

1


групповая


10


Что значит верить?

1

фронтальная



Раздел 2. Я расту, я изменяюсь (занятия 11 – 13)






11


Моё детство

1


индивидуальная

Осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит(Р)

Учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения(П)

Формулировать своё собственное мнение и позицию (К)



12


Нужно ли человеку изменяться?

2

фронтальная

групповая


13


Я расту, я изменяюсь

2

фронтальная

индивидуальная


Раздел 3. Моё будущее (занятия 14 – 16)





индивидуальная

14


Моё будущее

2

фронтальная

индивидуальная

Планировать цели и пути самоизменения (Р)

Оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости(П)

При работе в группе учитывать мнение товарищей(К)


15


Кем бы я хотел стать?

1


индивидуальная


16


Хочу вырасти здоровым человеком.

2

индивидуальная

индивидуальная


Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком. Что для этого нужно? (занятия 17 – 19.)





индивидуальная

17


Кто такой интеллигентный человек?

1

фронтальная


Соотносить результат с целью и оценивать его(Р)

Учиться моделировать новый образ на основе личного опыта(П)

Учиться формулировать собственное понимание смысла текста сказки(К)


18


Хочу вырасти интеллигентным человеком.

1


индивидуально-групповая


19


Что такое идеальное «Я»?

1


индивидуальная


Раздел 1. Хочу вырасти свободным человеком и что для этого нужно? (занятия 1 – 10)





индивидуальная

20



Кто такой свободный человек?

1


индивидуальная

Осознавать, что свобода не может быть безграничной(Р)

Учиться находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию(П)

Осознавать необходимость признания и уважения прав других людей(К)


21


Права и обязанности школьника

1

фронтальная



22


Что такое «право на уважение»?

2

фронтальная

парная


23


Права и обязанности

1

фронтальная



24


Нарушение прав других людей может привести к конфликтам

2

фронтальная

парная


25


Как разрешить конфликты мирным путём?

2

фронтальная

парная


26


Итоговое занятие

1






Всего

34

















Просмотр содержимого документа
«РП Тропинка к своему Я»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Белоярский»





РАССМОТРЕНО

на заседании Методсовета

Протокол от 31 августа 2015г. № 5


УТВЕРЖДАЮ


Директор _________ Е.А. Пакулев

(подпись)

Приказ от 31 августа 2015 г. №809


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора Н.А.Нероева

31 августа 2015г.


ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета школы

от 31 августа 2015г. Протокол №8







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


курса внеурочной деятельности социального направления «Тропинка к своему «Я» на 2015-2016 учебный год

(для учащихся 1-4 классов)








Составитель: Пиунова Е.В.,

учитель начальных классов

СОШ № 1 г.Белоярский











г. Белоярский, 2015 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами и методическими материалами:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22.12.2009г. №15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010г. №1241, от 22.09.2011г. №2357, от 18.12.2012г. №1060), с изменениями (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);

  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

  3. Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993);

  4. Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1.06.2012 №4694/12 «О составлении рабочих программ»;

  5. Основная образовательная программа начального общего образования СОШ №1 г.Белоярский;

  6. Положение от 21.04.2015г. №123 «О рабочей программе курса внеурочной деятельности»

  7. Положение от 01.09.2014г. № 094 «Об организации внеурочной деятельности учащихся в рамках внедрения ФГОС»

  8. Учебный план СОШ №1 г.Белоярский;

  9. Программа формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему «Я» кандидата психологических наук О.В. Хухлаевой, Москва, 2001.



Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями обучающихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.

Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе имеет практическую значимость, т.к. направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников. Способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

-осознание себя с позиции школьника

- умение адекватно вести себя в различных ситуациях

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния

- способность справляться со страхами, обидами, гневом

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам

- умение справляться с негативными эмоциями

- стремление к изучению своих возможностей и способностей

- успешная адаптация в социуме.

Рабочая программа разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему «Я» кандидата психологических наук О.В. Хухлаевой.

Новизна программы заключается в том, что она содержит три основных компонента при групповой работе с младшими школьниками:

аксиологический, инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию, как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

1.Введение в тему.

2.Развёртывание темы.

3.Индивидуализация темы.

4.Завершение темы.

Цель курса: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

Задачи: 1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

7. Расширять пассивный и активный словарь учащихся.

Отличительные особенности программы

Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей детей и предназначена для учащихся 1-4 классов. Набор детей в группу осуществляется на свободной основе. Направление развития личности: социальное.

Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

Формы реализации программы:

  • фронтальная;

  • парная;

  • групповая;

  • индивидуальная.

Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионные игры, эмоционально-символические, релаксационные и когнитивные методы. Основной формой работы является психологическая игра.

Методы реализации программы:

  • практический;

  • объяснительно – иллюстративный;

  • частично – поисковый;

  • наблюдение.

В соответствии с внеурочной деятельностью учащихся и программами начального общего образования курс психологических занятий «Тропинка к своему Я» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю (33ч. в 1-ых, 34ч. в год во 2-4-ых классах).


Результаты освоения программы по внеурочной деятельности курса «Тропинка к своему Я»

В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.


Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

• ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

• установка на здоровый образ жизни.

Выпускник получит возможность для формирования: • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

• адекватного понимания причин успешности либо неуспешности учебной деятельности;

• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

Выпускник получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнёра.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

1 класс

Регулятивные УУД:

  • овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

  • извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

  • учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

  • строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

  • уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя

  • учиться исследовать свои качества и свои особенности

  • учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

  • учиться наблюдать

  • моделировать ситуацию с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

  • учиться работать в паре и в группе

  • выполнять различные роли

  • слушать и понимать речь других ребят

  • осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией

2 класс

Регулятивные УУД:

  • учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и

одноклассников

  • учиться прогнозировать последствия своих поступков

  • определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя

  • учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.

  • строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок, фото)

  • делать выводы в результате совместной работы в группе

  • учиться графически оформлять изучаемый материал

  • моделировать различные ситуации

  • усваивать разные способы запоминания информации

Коммуникативные УУД:

  • учиться позитивно проявлять себя в общении

  • учиться договариваться и приходить к общему решению

  • учиться понимать эмоции и поступки других людей

  • овладевать способами позитивного разрешения конфликтов

3-4 класс

Регулятивные УУД:

  • осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением

  • извлекать необходимую информацию из текста

  • определять и формулировать цель в совместной работе

  • учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях

  • осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит

  • реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми

  • планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого

  • соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять

  • обогатить представление о собственных возможностях и способностях

  • учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения

  • оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости

  • учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта

  • находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию

  • адекватно воспринимать оценку учителя

КоммуникативныеУУД:

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

  • учиться контролировать свою речь и поступки

  • учиться толерантному отношению к другому мнению

  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении

  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей

  • формулировать своё собственное мнение и позицию

  • учиться грамотно, задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой учащийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Курс наиболее полно решает указанные задачи.


Формы контроля

Спецификой программы является подход, учитывающий возрастные особенности младшего школьника, предполагающие личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта своей деятельности и поведения. Показателями эффективного усвоения программы являются ролевые, деловые, дидактические игры, творческие задания, самостоятельные работы в рабочей тетради.

Необходимо более широко использовать такие формы организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д., т.к. это приобретает особое значение для формирования умения учиться. Целесообразно расширение воспитательного пространства и проектирование воспитательной системы образовательного учреждения:

  • социальное партнерство, социальное проектирование, формирование социальной компетентности обучающихся.


Учебно– тематический план

1 класс

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теоретических

Практических

Мои чувства


1

Знакомство. Введение в

мир психологии

1


2

Радость. Что такое мимика

1


3

Радость. Как её доставить другому человеку.


1

4

Жесты.

1

1

5

Радость можно передать прикосновением


1

6

Радость можно подарить взглядом


1

7

Страх.

1


8

Страх. Его относительность

1

1

9

Как справиться со страхом.


1

10

Гнев. С какими чувствами он дружит?

1


11

Как справиться с гневом?


1

12

Может ли гнев принести пользу?

1


13

Разные чувства.

1


Чем люди отличаются друг от друга


14

Качества людей

1

1

15

Люди отличаются друг от друга своими качествами

1


16

В каждом человеке есть «светлые» и «тёмные» качества

1


17

Как мы видим друг друга


1

Какой Я – какой Ты?

18

Какой Я?

1

1

19

Мой автопортрет


1

20

Моё настроение


1

21

Какой ты?


1

22

Я и другие

1

1

Трудности первоклассника

23

Трудности первоклассника в школе, дома, на улице.

1


24

Школьные трудности

1


25

Домашние трудности

1


26

На улице(поведение и общение)


1

27

В магазине(поведение в общественных местах)


1

28

Итоговое занятие


1


Всего 33часа

16

17


Учебно– тематический план

2 класс.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теоритических

Практических

Я – фантазёр


1

Я - второклассник

1


2

Кого можно назвать фантазёром?

1


3

Я умею фантазировать

1

1

4

Мои сны


1

5

Я умею сочинять

1

1

6

Мои мечты

1

1

7

Фантазии и ложь

1

1

Я и моя школа

8

Я и моя школа

1

1

9

Я и мой учитель

1

1

10

Я и мои одноклассники

1

1

11

Что такое лень?

1


12

Как справиться с «Немогучками»?

1

1

Я и мои родители

13

Я и мои родители


1

14

«Урок мудрости» (уважение к старшим)

1


15

Я умею просить прощения


1

16

Почему родители наказывают детей?

1

1

Я и мои друзья

17

Настоящий друг

1


18

Умею ли я дружить?


1

19

Трудности в отношениях с друзьями

1


20

Я и мои «колючки»


1

21

Ссора и драка

1

1

22

Что такое одиночество?

1

1

23

Итоговое занятие


1


Всего 34 часа

17

17















Учебно– тематический план

3 класс.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теоретических

Практических

Умение владеть собой


1

Я – третьеклассник

1


2

Я – это мои цели.


1

3

Хозяин своего Я

1

1

4

Не хочу быть плохим

1

1

5

Умей расслабиться

1

1

Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений

6

Мой любимый герой (примеры для подражания)

1

1

7

Добро и зло (совесть)

1

1

8

Что такое хорошо и что такое плохо(хорошие и дурные привычки)

1

1

9

Конфликт. Моё поведение в трудных ситуациях

1

1

Культура общения

10

Волшебные слова

1


11

Учимся вежливо говорить


1

12

Я вам пишу


1

13

Мой день рождения

1


14

Мы смеёмся

1

1

15

Мальчик и девочка

1

1

Что такое сотрудничество

16

Что такое сотрудничество?

1

1

17

Я умею понимать другого

1

1

18

Я умею договариваться с людьми

1

1

19

Мы умеем действовать сообща

1

1

20

Что такое коллективная работа?

1

1


Всего 34 часа

17

17

















Учебно– тематический план

4 класс

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теоретических

Практических

Мои силы, мои возможности


1

Моё лето


1

2

Кто я?

1

1

3

Какой я? Большой или маленький?


1

4

Мои способности


1

5

Мой выбор, мой путь


1

6

Мой внутренний мир


1

7

Кто в ответе за мой внутренний мир?

1


8

Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.

1


9

Кого я могу впустить в свой внутренний мир?


1

10

Что значит верить?

1


Я расту, я изменяюсь

11

Моё детство


1

12

Нужно ли человеку изменяться?

1

1

13

Я расту, я изменяюсь

1

1

Моё будущее

14

Моё будущее

1

1

15

Кем бы я хотел стать?

1


16

Хочу вырасти здоровым человеком.

1

1

Хочу вырасти интеллигентным человеком. Что для этого нужно?

17

Кто такой интеллигентный человек?

1


18

Хочу вырасти интеллигентным человеком.


1

19

Что такое идеальное «Я»?

1


Хочу вырасти свободным человеком и что для этого нужно?

20

Кто такой свободный человек?

1


21

Права и обязанности школьника

1


22

Что такое «право на уважение»?

1

1

23

Права и обязанности

1


24

Нарушение прав других людей может привести к конфликтам

1

1

25

Как разрешить конфликты мирным путём?

1

1

26

Итоговое занятие


1


Всего 34 часа

17

17








Содержание программы

Содержание программы для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

Первый класс

Раздел 1. Мои чувства (14часов)

Что такое психология и зачем она нужна человеку? Психология изучает чувства и мысли людей, чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг другу.

Радость. Радость можно выразить мимикой. Мимика выражает наши мысли и чувства. Мимика помогает лучше понять собеседника.

Жесты. Передать радость другому человеку можно с помощью жестов. Мимика и жесты – наши первые помощники в общении.

Страх. Какие бывают страхи? Как справиться со страхом?

Гнев. Гнев как выражение чувств: страх и обида часто вызывают гнев.

Как справиться с гневом?

Может ли гнев принести пользу? Разные чувства. Как можно выразить свои чувства?

Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга (6часов)

Что такое качества людей и какие они бывают? Какие качества окружающим нравятся, а какие – нет?

Как мы видим друг друга?

Способность поставить себя на место другого помогает лучше понять друг друга.

В каждом человеке есть « тёмные» и «светлые» качества. Самое важное качество.

Кто такой сердечный человек.

Кто такой доброжелательный человек. Трудно ли быть доброжелательным человеком?

Раздел 3. Какой Я – какой Ты (6 часов)

Люди отличаются друг от друга своими качествами. У каждого человека есть много разных положительных качеств.

Как научиться находить положительные качества у себя?

Как правильно оценить себя?

Как распознать положительные качества у других людей?

Когда стараешься лучше понять другого человека, возникает чувство симпатии, сопереживания. А это важно при общении с окружающими.

Какие качества нужны для дружбы?


Раздел 4. Трудности первоклассника (7часов)

Школьные и домашние трудности. Как с ними справиться?

Какие я знаю способы борьбы с трудностями: обратиться за помощью, вспомнить свой прошлый опыт, договориться, изменить своё отношение к проблеме, понять, что трудности встречаются в жизни всех первоклассников. Главное - помнить, что я живу среди людей, и каждый мой поступок и желание отражается на людях, где бы я ни находился: в школе, дома, на улице.

Второй класс.

Раздел 1. Я – фантазёр (10часов)

Я – второклассник. Что интересно второкласснику? Что случится, если на свете не будет ни одной школы?

Школа моей мечты, какая она?

Что такое фантазия и зачем она нужна человеку?

Все ли дети умеют фантазировать? Нужно ли учиться фантазировать? Кого можно назвать фантазёром?

Мои сны: что в них, правда, а что – фантазии?

Мои мечты. О чём я мечтаю? Мечты и фантазии.

Фантазии и ложь. Как отличить ложь от фантазии. Ложь может приносить вред окружающим, а фантазии не вредят никому.

Раздел 2. Я и моя школа (9 часов)

Учителя и ученики. Что делает учитель? Что делает ученик? Какие чувства вызывают у учеников школьные занятия? Когда ученики любят учителя? Когда ученики боятся учителя?

Школа на планете «Наоборот». Что произойдёт, если мы будем учиться в такой школе?

Я и мои одноклассники. Мы такие разные, но вместе мы – коллектив!

Что такое лень и откуда она берётся? Какие у меня есть «Немогучки»? Как можно победить лень и справиться с «Немогучками?» Справиться с ними помогает формула: «Хочу – могу», «Не хочу – не могу».

Раздел 3. Я и мои родители (7 часов)

Я и мои родители. В чём мы похожи? История моей семьи. Моя родословная.

Какие чувства я испытываю по отношению к своим родителям?

Правила поведения и общения с взрослыми. Почему нужно относиться к старшим с уважением? «Урок мудрости».

Почему родители наказывают детей?

Я понимаю, что родители, как и все люди, могут ошибаться, могут уставать и не всегда поступают правильно. Главное – это научиться прощать друг друга.

Раздел 4. Я и мои друзья (8 часов)

Каким должен быть настоящий друг.

Умею ли я дружить и можно ли этому научиться?

Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся?

Какие у меня есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моём характере?

Какие чувства возникают во время ссоры и драки? Как нужно вести себя, чтобы избежать ссоры?

Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди своих сверстников?


Третий класс

Раздел 1.Умение владеть собой (8часов)

Я – третьеклассник. Как я изменился за лето?

Умение владеть собой. Что это значит? Уметь управлять своим поведением, следить за своей речью и поступками, внимательно слушать собеседника – это и есть умение владеть собой. Это умение очень важно для общения с другими людьми.

Что значит быть хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным.

Что значит «уметь расслабиться», и в каких случаях это нужно делать?

Раздел 2. Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений (8 часов)

Мой любимый герой. Кто он? Почему я хотел бы на него походить, и какие качества меня в нём привлекают?

Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»?

Что такое хорошо и что такое плохо? Какие привычки можно назвать полезными, а какие вредными? Как избавиться от плохих привычек, которые мне мешают?

Конфликт. Как он возникает? Моё поведение в трудных ситуациях

Раздел 3. Культура общения (8 часов)

Что такое «этикет»? Для чего нужно соблюдать правила общения? Правила общения, которые вырабатывались людьми в течение многих веков, необходимо соблюдать, чтобы не обидеть собеседника и самому не попасть в неловкую ситуацию. Всегда важно помнить, что есть граница между тем, что хочется, и тем, что можно.

Волшебные слова: приветствие, благодарность. Как правильно начать, поддержать и вести разговор.

Правила хорошего тона. Как вести себя в различных ситуациях: в школе, в театре, дома, на улице, в магазине. Как эти правила помогают в общении.

Мальчик и девочка. Культура общения полов. Внешний вид мальчика. Внешний вид девочки.

Как правильно познакомиться?

Как правильно держать себя, чтобы понравиться?

Раздел 4. Что такое сотрудничество? (10часов)

Сотрудничество – это умение делать дело вместе. Оно складывается из многих умений:

-из умения понять другого;

- из умения договориться;

- из умения уступить, если это нужно для дела;

- из умения правильно распределить роли в ходе работы.

Что значит понимать другого и как можно этому научиться?

Как научиться договариваться с людьми?

Что такое коллективная работа?

Четвёртый класс


Раздел 1. Мои силы, мои возможности (11 часов)


Моё лето. Как я провёл лето и чему научился за время летних каникул. После лета меня называют по-новому – четвероклассник. Чем четвероклассник отличается от первоклассника? А от второклассника и третьеклассника?

Кто Я? Из каких маленьких частичек я состою: Боялка, Добрушка, Капризулька, Хохотушка, Злючка, Ленюшка…это все мои друзья. Но командую здесь Я. Я – человек! Я – житель планеты Земля!

Какой Я – большой или маленький? Что я умею и чем горжусь?

Мои способности. Что такое способности и какие нужны способности для успеха в том или ином деле? У каждого человека есть какие-то способности, но некоторые люди не знают о своих способностях и не используют их. Что нужно для успеха? «Успех = способности + трудолюбие».

Мой выбор, мой путь.

Способности моих родителей. Как эти способности помогали им в жизни.

Не всегда самый лёгкий путь приводит к успеху. Часто от нас самих, от нашего выбора зависит, по какой дороге мы пойдём, как сложится наша жизнь.

Мой внутренний мир.

Вокруг нас много удивительного. Надо только суметь заметить это. Мой внутренний мир тоже уникален и неповторим. В свой внутренний мир я могу впустить только того человека, которому доверяю.

Значение взгляда: взгляд может сказать больше слов. Взглядом можно поддержать человека или, наоборот, расстроить, можно приласкать или сделать больно.

Что значит верить?

Человек, который свято верит в свою мечту, стремится к успеху и верит в него, обязательно своего добьётся!


Раздел 2. Я расту, я изменяюсь (6 часов)

Моё детство.

Вспомним детство. Что я чувствую в роли маленького ребёнка, чему радуюсь, о чём мечтаю?

Я – это моё детство, потому что именно детство делает нас такими, какие мы есть.

Я изменяюсь. Что я умел раньше и что умею сейчас. Что я знал раньше и что знаю сейчас.

Каким я буду, когда вырасту? Почему важно решить для себя, каким ты хочешь стать и что хочешь изменить в себе?


Раздел 3. Моё будущее (5 часов)


Как заглянуть во взрослый мир?

Я в настоящем, я в будущем. «Хочу в будущем – делаю сейчас». Чтобы получить какой-то результат в будущем, надо что-то делать для этого уже сейчас.

Хочу вырасти здоровым человеком. Что для этого нужно? Что такое «эмоциональная грамотность» и как она связана со здоровьем человека?


Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком и что для этого нужно? (3 часа)


Поведение человека зависит от его качеств.

Кто такой интеллигентный человек и какие качества должны у него присутствовать? Портрет интеллигентного человека.

Хочу вырасти интеллигентным человеком. Кто может стать интеллигентным человеком? Каким должен быть ученик сейчас, чтобы из него получился интеллигентный человек в будущем?

Что такое идеальное Я?

У многих людей есть некий идеальный образ самого себя - то, каким бы ему хотелось стать.


Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком и что для этого нужно? (9 часов)


Кто такой свободный человек? Можно ли поступать всегда так, как хочется?

Права и обязанности школьника. «Должен и имею право: в школе, дома, на улице».

Что такое « право на уважение»? Как я должен поступить, если нарушено моё «право на уважение»?

В реальности количество прав и обязанностей человека примерно одинаковое. Главные права и обязанности ученика. «Билль о правах ученика и учителя в школе».

Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. Как можно разрешать

конфликты мирным путём?


















Ресурсное обеспечение реализации Программы



Кадровое обеспечение

Учителя начальной школы, психолог, дефектолог, фельдшер

Материально-технические средства

1

2

3

4

5


6

7

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Экран

Лазерный принтер

Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса

Сканер

Доска магнитно-маркерная с антибликовым покрытием


1

1

1

1

2


1

1

Информационно-коммуникативные средства.

1

2

3

iso.ntf.ru

school-collection.edu.ru

metodist.lbz.ru


Интернет-ресурсы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

www.fipi.ru

www.kpolakov.narod.ru

http://pedsovet.su

http://planeta.tspu.ru

www.1september.ru

http://www.klyaksa.net

http://www.uroki.net

http://www.edu.rin.ru

http://www.scholl-collection.ru


Игры и игрушки

1

2

3

Настольно-печатные игры

Развивающие игры

Компьютерные игры



Рекомендуемая литература


Основная литература для учителя:

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2011. – 344с.

Е.А Сорокоумова «Уроки самопознания в начальной школе – М.: АРКТИ, 2008 – 52с

Дополнительная литература:

Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:Издательство ГНОМ иД, 2000. – 160с.


Литература для учащихся:

Хухлаева О.В. Рабочая тетрадь. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2010.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пиунова Елена Васильевна

Дата: 28.10.2015

Номер свидетельства: 244865

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Познай себя" 5-6 класс "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-poznai-siebia-5-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "234135"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443355195"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства