kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности Вокальный кружок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенная мною рабочая программа по внеурочной деятельности "Вокальный кружок" поможет в организации и проведении начинающим учителям ,как я .Эта программа расчитана на  1 год реализации ,содержит в себе работу по вокалу, пение аккопельно,распевки,попевки , много теоритического материала по построению голоса , темпа , ритма ,динамики , музыкальных образов . Как итог работы в конце года проводится концерт ,где показываются работы по вокалу,театральные постановки .

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по внеурочной деятельности Вокальный кружок »


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Дьяковка



«Утверждаю»

Директор МОУ – сош с. Кирово

________/О.В.Мечикова/

«30» августа 2014 г.





Рабочая программа


по внеурочной деятельности

кружка «Вокальный»



Направленность образовательной программы: художественно-эстетическая


Количество часов: 34


Возраст детей: 7- 13 лет


Срок реализации программы: 1 год


Руководитель кружка : Осипенко В.А.


Программа разработана на основе: примерной программы основного общего__ ____


образования_и авторской программы по музыке Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, М:__________


Просвещение,_ 2011 г. ____________________________________________________________


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «28» августа 2014 г.






2014 г.



Пояснительная записка.


Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Песня, а также современная песня в школе – это эффективная форма работы с детьми разного возраста. На мой взгляд, занятия в вокальной студии пробуждают интерес у ребят к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру.

Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.

Вот почему необходимы оптимальные связи между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в вокальной студии.

Большинство детей любят петь, особенно младшего возраста, и если не прививать детям любовь к пению, к вокальному искусству, то в последствии, дети старшего возраста не будут любить пение и возможно искусство вообще. Поэтому моей целью было создание вокального кружка, что бы дети проводили свое свободное от уроков время с пользой. Ведь цель музыки – трогать сердца. Музыкально–эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников. Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. С помощью различного репертуара вокальных и инструментальных музыкальных произведений осуществлять нравственно-эстетическое и гражданско-патриотическое воспитание учащихся, стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 10 до 15 лет.


Цели:

  • привить любовь к вокальному искусству и научить правильно исполнять вокальные произведения

  • художественно-эстетическое развитие школьников средствами традиционной народной культуры


Задачи:


  • на основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре

  • воспитывать и прививать любовь к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций

  • дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы

  • научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важнейшую часть каждого человека

  • оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2-х голосному исполнению произведений

  • обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.

  • развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений

  • воспитывать уважение к народным песням Саратовского края

  • использовать различные приемы вокального исполнения

  • способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру

  • привить основы художественного вкуса.

  • сформировать потребности в общении с вокальной музыкой.

  • создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена кружка.


Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является хоровое и сольное пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.

Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов – классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов – песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий, допускается возможность изменения репертуара, замена одних произведений другими).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

В программе кружка вокального пения – индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных.

Работа кружка направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей.

Программа включает в себя лекции, тематические вечера, концерты.


Методы и формы:


В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов кружка осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимания стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.


Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно – педагогический метод, определяющий качественно – результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляется во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально – сценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.


Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.


Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требование времени – умения держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.


Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

  • песни хором в унисон

  • хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)

  • тембровыми подгруппами

  • при включении в хор солистов

  • пение под фонограмму.

  • пение по нотам

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.


Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса), нужно соблюдение следующих условий:

  • игровой характер занятий и упражнений,

  • активная концертная деятельность детей,

  • доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях

  • атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)

  • звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)

  • сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.


Программа включает подразделы:

  • восприятие музыки;

  • развитие музыкального слуха и голоса;

  • песенное творчество;

  • певческая установка;

  • певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)


Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:

• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;

• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

Последовательность формирования гласных:

• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;

• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;

• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.


К слуховым навыкам можно отнести:

• слуховой самоконтроль;

• слуховое внимание;

• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;

• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.


Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:

• выразительностью мимики лица;

• выражением глаз;

• выразительностью движения и жестов;

• тембровой окраской голоса:

• динамическими оттенками и особенностью фразировки;

• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.


Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

• не очень сильно прикусить кончик языка;

• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;

• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;

• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;

• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);

• постукивая пальцами сделать массаж лица;

• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;

• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.

Все упражнения выполняются по 4 раза.

С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.


Структура занятия.

1. Распевание.

Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.


Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

  • знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)

  • работа над вокальными и хоровыми навыками;

  • проверка знаний у детей усвоения песни.

2. Приемы, касающиеся только одного произведения:

  • споем песню с полузакрытым ртом;

  • слоговое пение («ля», «бом» и др.);

  • хорошо выговаривать согласные в конце слова;

  • произношение слов шепотом в ритме песни;

  • выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;

  • настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);

  • задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;

  • обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;

  • использовать элементы дирижирования;

  • пение без сопровождения;

  • зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

  • выразительный показ (рекомендуется аккапельно);

  • образные упражнения;

  • вопросы;

  • оценка качества исполнение песни




Учебно-тематический план


Содержание


Количество занятий


Восприятие музыки


5

Артикуляция, выразительная дикция


9

Освоение техники распределения дыхания


5

Расширение певческого диапазона, чистота интонирования

5

Эмоционально-выразительное исполнение


10

Итого:



Итого:




34























ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

ПО ПЕНИЮ на год


Репертуар

Количество занятий

Русские народные песни


8

Детские эстрадные песни

(под фонограмму)


10

Песни из мультфильмов

(под фонограмму)


2

Упражнения и попевки


14

Всего:


34








ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.

Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно, не отставая и не опережая друг друга.


Содержание знаний, умений, навыков детей:


Должны знать и определять на слух:

  • музыку разного эмоционального содержания;

  • музыкальные жанры (песня, танец, марш);

  • одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;

  • средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;

  • музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;

  • знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;

  • знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.



Уметь:

  • верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;

  • быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;

  • петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

  • соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);

  • исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы -до второй октавы.





















Содержание программы.

1. Вводное занятие.

Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.

2. Знакомство.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.

3. Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.

Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.

4. Формирование правильных навыков дыхания.

Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.

5. Дикция и артикуляция.

Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.

6. Хор. Унисон.

Воспитание навыков пения в хоре, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла.

7. Музыкально – исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».

8. Ритм.

Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».

9. Сцендвижение.

Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.

10. Репертуар.

Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.

11.Концертная деятельность.

Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.

12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.

Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов.















































Список литературы:

Закон РФ об образование. Москва 2009 г.

Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. Москва2009г.

Сборник методических статей «Хоровое пение в художественной самодеятельности»- М.2010г.

«Программы для внеклассной и внешкольной работы» редактор О.А.Апраксина. «Просвещение»-М.2011г.

«Настольная книга школьного учителя –музыканта». –М. «Владос»,2010г.

«Как Рыжик научился петь» А.Абелян – М. «Композитор».2009г.

«Методика музыкального воспитания в школе» Л.Г.Дмитриева – М. «Академия».2009г.

«Развитие голоса» В.В.Емельянов «Лань» 2009г.

«Мир вокального искусства» 1-4 классы Г.А. Суязова «Учитель» 2010г.

Музыкально-эстетическое воспитание: пособие для учителя «Просвещение» 2009г.

«Песенные узоры». Русские народные песни, игры для детей школьного возраста Н.Сорокина «Музыка» 2009г.



Список литературы, рекомендуемой родителям:

«Мир вокального искусства» 1-4 классы Г.А. Суязова «Учитель» 2010г.

«Мой первый учебник по музыке и творчеству» Е.И.Юдина М.«Аквариум»

«Музыкальное воспитание детей» Н.Н. Доломанова М. «Сфера» 2009г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
рабочая программа по внеурочной деятельности Вокальный кружок

Автор: Осипенко Вера Александровна

Дата: 02.02.2015

Номер свидетельства: 165859

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Рабочая программа внеурочной деятельности. Хоровой кружок "Веселый ручеек" 1-4 классы "
    ["seo_title"] => string(97) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-khorovoi-kruzhok-viesielyi-ruchieiek-1-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "129978"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415803507"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе."
    ["seo_title"] => string(94) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-nieotiemliemaia-chast-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266326"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450123975"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства