Рабочая программа по внеурочной деятельности "С азбукой по родному краю"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "С азбукой по родному краю"
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС стандартов второго поколения, авторов Пряникова Н.Е, Шик Н.В, серия "Родной край", Брянск, Курсив, 2012 год. Пояснительная записка включает в себя восемь основных пунктов: цели, задачи, личностные, метипредметные, предметные результаты и т.д. Предмет является частью внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "С азбукой по родному краю"»
МБОУ "Семецкая средняя общеобразовательная школа"
«Рассмотрено»
Руководитель МО
учителей начальных классов
_________ Осипова Н.С.
Протокол №______
от «_____» ______2015 г
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
_______ Федорищенко Н.Н.
«____» ________2015 г
«Утверждаю»
Директор школы
________ Шныптева Е.Л.
Приказ №_________
от «____» ________ 2015 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности " С азбукой по родному краю"
для 1 класса
на 2015-2016 учебный год
Возраст учащихся : 6,5 - 7,5 лет
Срок реализации программы: 1 полугодие уч. года
Разработала:
Осипова Надежда Сергеевна
учитель начальных классов
первой категории.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа регионального краеведческого курса «Родной край» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения, на основе методических рекомендаций к курсу «С азбукой по родному краю» и на основе книги для учащихся 1 класса " С азбукой по родному краю" Пряниковой Н.Е., Шик Н.В.( серия "Роднорй край")- Брянск:" Курсив" 2012 г
Современное начальное образование – обязательное звено в системе непрерывного общего государственного образования, развивающееся в соответствии с изменениями, происходящими в обществе. Любые глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, неизбежно сказываются и на состоянии образования, поскольку эти изменения отражаются на материальной и духовной жизни народа, общества.
Одними из главных задач школы как социального института в современных условиях являются:
- формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;
- воспитание гражданственности, уважения к нравам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом.
Следовательно, сегодня главной воспитательной задачей , должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну, будет думать о ее процветании, о людях, живущих на территории России.
«Общеизвестно, что любой патриотизм начинается с малого – с любви к тому месту, где живешь». (Л.Леонов)
В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость этнокультурного краеведческого образования, обеспечивающего духовно-нравственное становление личности.
Построение программы регионального курса основано на местном материале с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле; приобщение ребенка к национальному культурному наследию: культурным традициям, народным художественным промыслам, образцам местного фольклора, произведениям местных писателей, поэтов, природе родного края.
Ребенок, начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом – детский сад – двор – школа – границы мира постепенно расширяются, и ребенок начинает задавать все больше вопросов. Для того чтобы дать ответы на некоторые вопросы, был разработан курс «С азбукой по родному краю».
Разрабатывая программу данного курса с основами краеведения исходим из того, что отстоять и приумножить ценность российской культуры, сохранить свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.
Начинать решение этой задачи нужно с первых дней обучения ребенка в школе.
Цель краеведческого курса«С азбукой по родному краю» - расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре, литературе и природе родного края.
Только так, можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.
Главная задача курса – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов.
Практическая реализация данного курса находит выражение:
1) в логике построения содержания курса: учебное пособие содержит занимательные задания, актуализирующие ввод краеведческого материала, расположенные в алфавитном порядке;
2) в методическом подходе к совершенствованию краеведческой работы: используя это пособие можно совершенствовать метапредметные умения и навыки, так и решать задачи воспитания;
3) в системе учебных заданий, которые подчинены логике построения курса.
Не дублируя материал уроков окружающего мира и литературного чтения, опираясь на знания детей в этих областях, учитель сможет дополнить и углубить их представления о действительности, с которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточить внимание детей на взаимосвязи природы и человека, истории и культуры, на понимании единства материального и духовного мира. Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем. Поэтому необходимо приобщать детей к пониманию истории своего края, к осознанию его природного своеобразия и особенностей его культурного наследия.
Курс «С азбукой по родному краю» - носит интегративный, надпредметный характер.Это позволяет вводить краеведческий материал в единстве и взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности. Краеведческий компонент должен пронизывать весь учебно-воспитательный процесс.
Реализация краеведческого курса будет осуществляться через:
- план внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению в 1 классе в размере 33 часов.
Реализация курса через внеурочную деятельность позволит учащимся расширить свой кругозор, глубже изучить природу и историю родного края.
Обучение и воспитание младших школьников на краеведческом материале позволит приобщить учащихся к пониманию истории своего края, к осознанию неповторимости и красоты природы своей малой родины.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать исторические объекты.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять исторические рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать свои высказывания с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результататов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой исторические предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание курса
Азбука – к мудрости ступенька. – 4 часа.
Учимся разгадывать ребусы и загадки. – 2 часа.
Сказки Брянского леса. – 2 часа.
Животный мир Брянской области. – 2 часа.
Природа родного края. –2 часа.
Поэтическая Брянщина. –2 часа.
Происхождение названий городов, сел и рек Брянской области.—3 часа
Из истории Брянского края. –4 часа.
Герб Брянской области. – 1 час.
Легенды Брянского края. – 2 часа.
Памятники природы.—2 часа.
К истокам слова. – 1 час.
Суровые годы войны. – 2 часа.
Учимся работать с картой Брянской области. –2 часа.
Занимательное азбуковедение. – 2 часа.
Конкурс грамотеев. – 1 час.
Планируемые результаты:
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.
1 уровень – приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни .
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального значения и повседневного опыта.
2 уровень – получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищённой , дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
3 уровень - получение учащимися опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия .
Только в самостоятельном общественном действии, в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки).
В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго, во 2-3 классах – второго уровня, в 4 классе – третьего уровня.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся
текущий:
- прогностический, т.е. проигрование всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
-рефлексивный, обращённый на ориентировочную основу, план действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;
итоговый контроль в формах:
- тестирование;
- творческие работы;
- коллективные творческие дела
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения знаний ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках завершения программы планируется создание тематической газеты и открытое мероприятие.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий , при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдение учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу «С азбукой по родному краю» являются данные, которые учитель заносит в таблицы в начале и в конце года, прослеживая динамику духовно-нравственного развития детей.
Знает свои анкетные данные, объясняет происхождение названия области, города, истории нашего города
2
Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а]. Аист - символ счастья и удачи.
1 ч
Умеет отгадывать загадки, решает ребусы. Знает названия населенных пунктов, начинающихся с буквы А. Знает историю деревни Андреевка
3
Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б']. Родной наш Брянск
1 ч
Умеет отгадывать загадки, решает ребусы. Знает названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Б. Знает историю города Брянск. Умеет правильно расставлять ударение
4
Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в']. «Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка»
1 ч
Умеет отгадывать загадки, решает ребусы. Знает названия населенных пунктов, начинающихся с буквы В. Знает историю деревни Василевка. Знает этимологию названий некоторых животных
5
Согласные буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г']. Герб Брянской области.
1 ч
Умеет отгадывать загадки, решает ребусы. Знает названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Г. Знает историю создания герба Брянской области, отличать его от других
6
Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д']. Река Десна.
1 ч
Умеет отгадывать загадки, решает ребусы. Знает названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Д. Умеет правильно расставлять ударение. Объясняет историю города Дятьково. Знает историю о реке Десне
7
Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й э]. Реки Брянской области.
1 ч
Умеет отгадывать загадки, решает ребусы. Знает названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Е. Умеет правильно расставлять ударение. Знает о растениях Брянской области, правила поведения в лесу
8
Гласные буквы Е, ё, обозначающие два звука [й о]. Памятники природы.
1 ч
Умеет отгадывать загадки, решает ребусы. Знает названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Ё. Умеет правильно расставлять ударение. Знает некоторые памятники природы Брянской области
9
Согласные буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]. Жуковский район. Село Вщиж.
1 ч
Умеет отгадывать загадки, решает ребусы. Знает названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Ж. Знает историю деревни Жирятино. Умеет правильно расставлять ударение. Знает информацию о реке Жеведа
10
Согласные буквы 3, з, обозначающие согласные звуки [з], [з'] Город Злынка..
1 ч
Умеет отгадывать загадки, решает ребусы. Знает названия населенных пунктов, начинающихся с буквы З. Знает историю пункта Злынка. Умеет правильно расставлять ударение. Знает информацию о птицах Брянской области, в частности Зимородок
11
Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [и]. Ипуть-река.
1 ч
Умеет отгадывать загадки, решает ребусы. Знает названия населенных пунктов, начинающихся с буквы И. Умеет правильно расставлять ударение. Знает информацию о реке Ипуть
12
Согласные буквы И, й, обозначающие согласный звук [и']. И. Швец «Наша Брянская область».
1 ч
Умеет отгадывать загадки, решает ребусы. Умеет правильно расставлять ударение.
13
Согласные буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к']. Клинцы,, Красный Рог, Карачев.
1 ч
Умеет отгадывать загадки, решает ребусы. Знает названия населенных пунктов, начинающихся с буквы К. Знает историю города Карачев, Клинцы. Умеет правильно расставлять ударение.
Умеет отгадывать загадки, решает ребусы. Знает названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Л. Знает историю деревень Локоть, Брасово. Умеет правильно расставлять ударение.
15
Согласные буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м']. Путешествие по населённым пунктам. Мглин.
1 ч
Умеет отгадывать загадки, решает ребусы. Знает названия населенных пунктов, начинающихся с буквы М. Знает историю города Мглин
Умеет отгадывать загадки, решает ребусы. Знает названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Н. Знает историю городов Новозыбков, Навля
17
Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о]. На родине Ф. И. Тютчева, в Овстуге.
1 ч
Умеет отгадывать загадки, решает ребусы. Знает названия населенных пунктов, начинающихся с буквы О. Знает историю деревни Овстуг. Знает информацию о поэте Тютчеве.
18
Согласные буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п], [п']. Брянский боярин, герой Куликовской битвы − Александр Пересвет.
1 ч
Умеет отгадывать загадки, решает ребусы. Знает названия населенных пунктов, начинающихся с буквы П. Знает информацию о растениях Брянской области, в частности о папоротнике
Умеет отгадывать загадки, решает ребусы. Знает названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Р. Знает историю деревни Рогнедино. Знает информацию о реке Ревна
Умеет отгадывать загадки, решает ребусы. Знает названия населенных пунктов, начинающихся с буквы С. Знает историю населенного пункта Суземка
21
Согласные буквы Т, т, обозначающие согласные звуки [т], [т']. Парк культуры и отдыха А. К. Толстого.
1 ч
Умеет отгадывать загадки, решает ребусы. Знает названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Т. Знает историю населенного пункта Тюнино.
22
Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук [у]. Путешествие по населённым пунктам. Унеча.
1 ч
Умеет отгадывать загадки, решает ребусы. Знает названия населенных пунктов, начинающихся с буквы У. Умеет правильно расставлять ударение.
23
Согласные буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф']. Город революционера И. И. Фокина.
1 ч
Умеет отгадывать загадки, решает ребусы. Знает названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Ф. Знает историю населенного пункта Фокино
24
Согласные буквы X, х, обозначающие согласные звуки [х], [х']. Слово о Дятьковском хрустале.
1 ч
Умеет отгадывать загадки, решает ребусы. Знает названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Х
25
Согласные буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук [ц]. Птицы Брянского края.
1 ч
Умеет отгадывать загадки, решает ребусы. Знает названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Ц
26
Согласные буквы Ч, ч, обозначающие согласный звук [ч']. Грибы Брянского края.
1 ч
Умеет отгадывать загадки, решает ребусы. Знает названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Ч
27
Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]. Село 16в. Шеломы.
1 ч
Умеет отгадывать загадки, решает ребусы. Знает названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Ш
28
Согласные буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук [щ']. Сещенское подполье.
1 ч
Умеет отгадывать загадки, решает ребусы. Знает названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Щ, или в названии пунктов, в которых есть эта буква. Знает историю Сещенского подполья
29
Буква Ь. «Брянские леса» по К. Паустовскому.
Буква Ъ. Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова
1 ч
Умеет отгадывать загадки, решает ребусы. Знает названия населенных пунктов, в названии пунктов, в которых есть Ь
30
Гласная буква Ы, обозначающая гласный звук [ы]. Реки и поселения Брянского края.
1 ч
Умеет отгадывать загадки, решает ребусы. Знает названия населенных пунктов, в названии пунктов, в которых есть Ы
31
Гласные буквы Э, э, обозначающие гласный звук [э]. И. Швец «Нашим городом можно гордиться».
1 ч
Умеет отгадывать загадки, решает ребусы. Знает названия населенных пунктов, в названии пунктов, в которых есть Э
32
Гласные буквы Ю, ю, обозначающие звуки [йу]. На стоянку первобытного человека в Юдиново.
1 ч
Умеет отгадывать загадки, решает ребусы. Знает названия населенных пунктов, в названии пунктов, в которых есть Ю. Умеет правильно расставлять ударение.
33
Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й а]. Яловка. Брянск - наш край родной.
1 ч
Умеет отгадывать загадки, решает ребусы. Знает названия населенных пунктов, в названии пунктов, в которых есть Я. Умеет правильно расставлять ударение.