kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности " С азбукой по родному краю" для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Курс внеурочной деятельности  разработан в соответствии с рекомендациями БИПКРО и  предназначен для работы с младшими школьниками. Данная программа предполагает формирование  у первоклассников понятий  о малой родине, воспитание любви к семье, родному городу, к окружающей природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности " С азбукой по родному краю" для 1 класса»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 п. Клетня Брянской области


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

На заседании МО учителей Заместитель директора приказ № _________

начальных классов по УВР от «1» сентября 2017г

Протокол №1 директор

от 28 августа 2017 г. /_____________/_________ /Лось Л.В./_________

«___» _________2017г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по курсу «С Азбукой по родному краю»

для 1 «в» класса

начального общего образования

на 2017 – 2018 учебный год

разработана на основе

методических рекомендаций специалистов БИПКРО



Составитель: ЗАЙЦЕВА Алла Григорьевна

учитель начальных классов 1категории



Клетня



2017 г.



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «С Азбукой по родному краю» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе методических рекомендаций специалистов БИПКРО, базисного учебного плана МБОУ СОШ№2 на 2017-2018уч. год ( приказ № от ), в соответствии с требованиями к результатам начального образования.

Курс «С Азбукой по родному краю» разработан для работы с младшими школьниками и направлен на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности

Для реализации данной программы используется следующий учебно- методический комплект:

«С Азбукой по родному краю» для 1 класса. Авторы – составители: Пряникова Н. Е.,

Шик Н. В. – Пересвет, 2012 г

Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; поэтому необходимо учить детей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром для собственного блага и блага других людей. Цель программы:

- формирование основ этнического самосознания первоклассника и расширение собственного культурного опыта на основе ознакомления с родным краем;

- создание азбуки для первоклассников, по которой ученики первого класса могли бы составлять рассказ о своем родном крае;

- расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре, литературе и природе родного края. Только так, на наш взгляд, можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.

Главная идея курса всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов. Практическая реализация данного курса находит выражение:

  1. в логике построения содержания курса: учебное пособие содержит занимательные задания, актуализирующие ввод краеведческого материала, расположенные в алфавитном порядке;

  2. в методическом подходе к совершенствованию краеведческой работы: используя это пособие можно совершенствовать метапредметные умения и навыки, так и решать задачи воспитания;

  3. в системе учебных заданий, которые подчинены логике построения курса.

Задачи программы:

- познакомить первоклассников с новыми понятиями краеведение и патриотизм;

- развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;

- воспитывать у детей культуру и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

-учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.

-способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю.

-создать азбуку родного края, подобрать иллюстрационный материал к каждой букве алфавита

Изучение курса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с селом. При подготовке к урокам учащимся предлагается заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь первоклассников к поисково-исследовательской работе.

Общая характеристика особенностей курса

Программа предназначена для учащихся 1 класса МБОУ СОШ №2

Курс «С азбукой по родному краю» - носит интегративный, надпредметный характер. Это позволяет вводить краеведческий материал в единстве и взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности.

Программа построена на местном материале с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле; приобщения ребенка к национальному культурному наследию: культурным традициям, народным художественным промыслам, образцам местного фольклора, произведениям местных писателей, поэтов, природе родного края.

Основные принципы, положенные в основу программы:

- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике;

- включение учащихся в активную деятельность;

- принцип наглядности;

- связь теории с практикой;

- сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Данный курс реализуется через план внеурочной деятельности МБОУ СОШ №2 п. Клетня на 2017-2018 учебный год. Программа по краеведению для младших школьников «С Азбукой по родному краю» разработана для 1 класса (6 -7 лет). Занятия проходят 1 раз в неделю, 35 минут в I полугодии, 45 минут во II полугодии, всего 33 часа.

  1. Планируемые результаты изучения курса

Обучающиеся научатся:

Личностным универсальным учебным действиям:

— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

— объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей.

— моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

Регулятивным универсальным учебным действиям:

— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

— составлять план проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

— вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

— оценивать собственные знания и умения;

— доводить дело до конца.

Познавательным универсальным учебным действиям:

— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных проектов; в том числе с помощью компьютерных средств;

— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

— ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативным универсальным учебным действиям:

— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

— пересказывать и понимать тексты о природе;

Предметные

_ формирование представления о природе родного края, ее особенностях;

_ формирование представления о животном и растительном мире Брянской области;

_ формирования устойчивого интереса к изучаемому курсу

Уч-ся должны узнать:

  • понятие "краеведение";

  • особенности географического положения города, района, области;

  • животный и растительный мир Брянской области и места их обитания;

  • экологические проблемы города, района и области;

  • историко-культурные достопримечательности города и района, области;

  • объекты образования, медицины, культуры, досуга и спорта;

  • ведущие отрасли хозяйства, их центры и предприятия;

  • основные транспортные магистрали;

  • названия улиц, памятных мест, рек, озер;

  • наиболее важные исторические события и факты о населённых пунктах области;

  • достопримечательности Брянской области;

  • имена поэтов, писателей, художников Брянской области;

  • виды декоративно–прикладного искусства Брянской области по дереву, вышивка,

  • роль области в жизни страны;

  • правила учебного сотрудничества;

  • литературу о родном крае;

  • правила поведения в природе;

Должны научиться:

  • находить местоположение своего города на карте России;

  • вести наблюдения за явлениями в природе, поиск, сбор и описание объектов своей

местности;

  • определять географическое положение района, города, своего населенного пункта,

его влияние на особенности развития территории;

  • описывать функции города, быт, традиции, культуру;

  • составлять родословную семьи;

  • использовать элементы исследовательской работы при изучении родного края;

  • выполнять правила природоохранного поведения;

  • применять полученные знания на практике;

  • работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;

  • формировать собственную позицию;

  • вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.

3. Содержания учебного курса

Для реализации программного содержания используются различные формы проведения занятий : познавательные игры, викторины, заочные путешествия и др. В программе рассматриваются такие темы, как « Символика Брянского края», « Селения и города», « Реки и озера , «Животный и растительный мир Брянского края», книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова, «Путешествие по населённым пунктам» ,«Брянские леса» по К. Паустовскому, И. Швец ,«Нашим городом можно гордиться» , «Путешествие по населённым пунктам», И. Швец «Наша Брянская область».

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

Уч-ся должны узнать:

  • понятие "краеведение";

  • особенности географического положения города, района, области;

  • животный и растительный мир Брянской области и места их обитания;

  • экологические проблемы города, района и области;

  • историко-культурные достопримечательности города и района, области;

  • объекты образования, медицины, культуры, досуга и спорта;

  • ведущие отрасли хозяйства, их центры и предприятия;

  • основные транспортные магистрали;

  • названия улиц, памятных мест, рек, озер;

  • наиболее важные исторические события и факты о населённых пунктах области;

  • достопримечательности Брянской области;

  • имена поэтов, писателей, художников Брянской области;

  • виды декоративно–прикладного искусства Брянской области по дереву, вышивка,

  • роль области в жизни страны;

  • правила учебного сотрудничества;

  • литературу о родном крае;

  • правила поведения в природе;

Должны научиться:

  • находить местоположение своего города на карте России;

  • вести наблюдения за явлениями в природе, поиск, сбор и описание объектов своей

местности;

  • определять географическое положение района, города, своего населенного пункта,

его влияние на особенности развития территории;

  • описывать функции города, быт, традиции, культуру;

  • составлять родословную семьи;

  • использовать элементы исследовательской работы при изучении родного края;

  • выполнять правила природоохранного поведения;

  • применять полученные знания на практике;

  • работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;

  • формировать собственную позицию;

  • вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.




















Календарно- тематическое планирование курса

«С Азбукой по родному краю» (1 класс – 33 часа)

п/п

Дата

Тема занятия

Количество часов

план

факт

1



Введение. «3емля Пересвета».

1

2



Аист - символ счастья и удачи.

1

3



Родной наш Брянск.

1

4



«Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка».

1

5



Герб Брянской области.

1

6



Река Десна.

1

7



Реки Брянской области.

1

8



Памятники природы.

1

9



Жуковский район. Село Вщиж.

1

10



Город Злынка.

1

11



Ипуть-река.

1

12



И. Швец «Наша Брянская область».

1

13



Клинцы, Красный Рог, Клетня.

1

14



Легенды брянского леса.

1

15



Путешествие по населённым пунктам. Мглин.

1

16



Новозыбков, Навля.

1

17



На родине Ф. И. Тютчева, в Овстуге.

1

18



Брянский боярин, герой Куликовской битвы − Александр Пересвет.

1

19



Ревна. Рогнедино.

1

20



Брянский Сусанин.

1

21



Парк культуры и отдыха А. К. Толстого.

1

22



Путешествие по населённым пунктам. Унеча.

1

23



Город революционера И. И. Фокина.

1

24



Слово о Дятьковском хрустале.

1

25



Птицы Брянского края.

1

26



Грибы Брянского края.

1

27



Село 16в. Шеломы.

1

28



Сещенское подполье.

1

29



«Брянские леса» по К. Паустовскому.

1

30



Реки и поселения Брянского края.

1

31



Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова.

1

32



И. Швец «Нашим городом можно гордиться».

1

33



Яловка. Брянск - наш край родной.

1

Итого:

33











Список использованной литературы

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Стандарты второго поколения. - Москва «Просвещение», 2012..

Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Пособие для учителей начальных классов.- М.: Просвещение, 1981

Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2010

«С Азбукой по родному краю» для 1 класса. Авторы – составители: Пряникова Н. Е., Шик Н. В. – Пересвет, 2012 г.

Т. С. Голубева. Государственная символика России. Начальная школа.- 2001 г., № 7.

Мой дом – моя Родина. Стихи и рисунки ленинградских детей. Сост. Л. А. Зыков. – Л., 1988 г.

Н. А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004 г.

И. А. Агапова, М. А. Давыдова. Мы – патриоты! – М.: «ВАКО», 2006 г.

О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Киселёва. Я – гражданин России! – М.: «ВАКО



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности " С азбукой по родному краю" для 1 класса

Автор: Зайцева Алла Григорьевна

Дата: 07.09.2017

Номер свидетельства: 427561


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства