Рабочая программа внеурочной деятельности " С азбукой по родному краю" для 1 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности " С азбукой по родному краю" для 1 класса
Курс внеурочной деятельности разработан в соответствии с рекомендациями БИПКРО и предназначен для работы с младшими школьниками. Данная программа предполагает формирование у первоклассников понятий о малой родине, воспитание любви к семье, родному городу, к окружающей природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности " С азбукой по родному краю" для 1 класса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 п. Клетня Брянской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании МО учителей Заместитель директора приказ № _________
начальных классов по УВР от «1» сентября 2017г
Протокол №1 директор
от 28 августа 2017 г. /_____________/_________ /Лось Л.В./_________
«___» _________2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по курсу «С Азбукой по родному краю»
для 1 «в» класса
начального общего образования
на 2017 – 2018 учебный год
разработана на основе
методических рекомендаций специалистов БИПКРО
Составитель: ЗАЙЦЕВА Алла Григорьевна
учитель начальных классов 1категории
Клетня
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «С Азбукой по родному краю» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе методических рекомендаций специалистов БИПКРО, базисного учебного плана МБОУ СОШ№2 на 2017-2018уч. год ( приказ № от ), в соответствии с требованиями к результатам начального образования.
Курс «С Азбукой по родному краю» разработан для работы с младшими школьниками и направлен на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности
Для реализации данной программы используется следующий учебно- методический комплект:
«С Азбукой по родному краю» для 1 класса. Авторы – составители: Пряникова Н. Е.,
Шик Н. В. – Пересвет, 2012 г
Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; поэтому необходимо учить детей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром для собственного блага и блага других людей. Цельпрограммы:
- формирование основ этнического самосознания первоклассника и расширение собственного культурного опыта на основе ознакомления с родным краем;
- создание азбуки для первоклассников, по которой ученики первого класса могли бы составлять рассказ о своем родном крае;
- расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре, литературе и природе родного края. Только так, на наш взгляд, можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.
Главная идея курса всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов. Практическая реализация данного курса находит выражение:
в логике построения содержания курса: учебное пособие содержит занимательные задания, актуализирующие ввод краеведческого материала, расположенные в алфавитном порядке;
в методическом подходе к совершенствованию краеведческой работы: используя это пособие можно совершенствовать метапредметные умения и навыки, так и решать задачи воспитания;
в системе учебных заданий, которые подчинены логике построения курса.
Задачи программы:
- познакомить первоклассников с новыми понятиями краеведение и патриотизм;
- развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;
- воспитывать у детей культуру и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
-учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.
-способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю.
-создать азбуку родного края, подобрать иллюстрационный материал к каждой букве алфавита
Изучение курса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с селом. При подготовке к урокам учащимся предлагается заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь первоклассников к поисково-исследовательской работе.
Общая характеристика особенностей курса
Программа предназначена для учащихся 1 класса МБОУ СОШ №2
Курс «С азбукой по родному краю» - носит интегративный, надпредметный характер. Это позволяет вводить краеведческий материал в единстве и взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности.
Программа построена на местном материале с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле; приобщения ребенка к национальному культурному наследию: культурным традициям, народным художественным промыслам, образцам местного фольклора, произведениям местных писателей, поэтов, природе родного края.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике;
- включение учащихся в активную деятельность;
- принцип наглядности;
- связь теории с практикой;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Данный курс реализуется через план внеурочной деятельности МБОУ СОШ №2 п. Клетня на 2017-2018 учебный год. Программа по краеведению для младших школьников «С Азбукой по родному краю»разработана для 1 класса (6 -7 лет). Занятия проходят 1 раз в неделю, 35 минут в I полугодии, 45 минут во II полугодии, всего 33 часа.
Планируемые результаты изучения курса
Обучающиеся научатся:
Личностным универсальным учебным действиям:
— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
— объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей.
— моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
Регулятивным универсальным учебным действиям:
— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
— составлять план проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
— вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
— оценивать собственные знания и умения;
— доводить дело до конца.
Познавательным универсальным учебным действиям:
— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных проектов; в том числе с помощью компьютерных средств;
— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
— ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативным универсальным учебным действиям:
— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
— пересказывать и понимать тексты о природе;
Предметные
_ формирование представления о природе родного края, ее особенностях;
_ формирование представления о животном и растительном мире Брянской области;
_ формирования устойчивого интереса к изучаемому курсу
Уч-ся должны узнать:
понятие "краеведение";
особенности географического положения города, района, области;
животный и растительный мир Брянской области и места их обитания;
экологические проблемы города, района и области;
историко-культурные достопримечательности города и района, области;
объекты образования, медицины, культуры, досуга и спорта;
ведущие отрасли хозяйства, их центры и предприятия;
основные транспортные магистрали;
названия улиц, памятных мест, рек, озер;
наиболее важные исторические события и факты о населённых пунктах области;
достопримечательности Брянской области;
имена поэтов, писателей, художников Брянской области;
виды декоративно–прикладного искусства Брянской области по дереву, вышивка,
роль области в жизни страны;
правила учебного сотрудничества;
литературу о родном крае;
правила поведения в природе;
Должны научиться:
находить местоположение своего города на карте России;
вести наблюдения за явлениями в природе, поиск, сбор и описание объектов своей
местности;
определять географическое положение района, города, своего населенного пункта,
его влияние на особенности развития территории;
описывать функции города, быт, традиции, культуру;
составлять родословную семьи;
использовать элементы исследовательской работы при изучении родного края;
выполнять правила природоохранного поведения;
применять полученные знания на практике;
работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
формировать собственную позицию;
вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
3. Содержания учебного курса
Для реализации программного содержания используются различные формы проведения занятий : познавательные игры, викторины, заочные путешествия и др. В программе рассматриваются такие темы, как « Символика Брянского края», « Селения и города», « Реки и озера , «Животный и растительный мир Брянского края», книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова, «Путешествие по населённым пунктам» ,«Брянские леса» по К. Паустовскому, И. Швец ,«Нашим городом можно гордиться» , «Путешествие по населённым пунктам», И. Швец «Наша Брянская область».
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Уч-ся должны узнать:
понятие "краеведение";
особенности географического положения города, района, области;
животный и растительный мир Брянской области и места их обитания;
экологические проблемы города, района и области;
историко-культурные достопримечательности города и района, области;
объекты образования, медицины, культуры, досуга и спорта;
ведущие отрасли хозяйства, их центры и предприятия;
основные транспортные магистрали;
названия улиц, памятных мест, рек, озер;
наиболее важные исторические события и факты о населённых пунктах области;
достопримечательности Брянской области;
имена поэтов, писателей, художников Брянской области;
виды декоративно–прикладного искусства Брянской области по дереву, вышивка,
роль области в жизни страны;
правила учебного сотрудничества;
литературу о родном крае;
правила поведения в природе;
Должны научиться:
находить местоположение своего города на карте России;
вести наблюдения за явлениями в природе, поиск, сбор и описание объектов своей
местности;
определять географическое положение района, города, своего населенного пункта,
его влияние на особенности развития территории;
описывать функции города, быт, традиции, культуру;
составлять родословную семьи;
использовать элементы исследовательской работы при изучении родного края;
выполнять правила природоохранного поведения;
применять полученные знания на практике;
работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
формировать собственную позицию;
вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
Календарно- тематическое планирование курса
«С Азбукой по родному краю» (1 класс – 33 часа)
№ п/п
Дата
Тема занятия
Количество часов
план
факт
1
Введение. «3емля Пересвета».
1
2
Аист - символ счастья и удачи.
1
3
Родной наш Брянск.
1
4
«Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка».
1
5
Герб Брянской области.
1
6
Река Десна.
1
7
Реки Брянской области.
1
8
Памятники природы.
1
9
Жуковский район. Село Вщиж.
1
10
Город Злынка.
1
11
Ипуть-река.
1
12
И. Швец «Наша Брянская область».
1
13
Клинцы, Красный Рог, Клетня.
1
14
Легенды брянского леса.
1
15
Путешествие по населённым пунктам. Мглин.
1
16
Новозыбков, Навля.
1
17
На родине Ф. И. Тютчева, в Овстуге.
1
18
Брянский боярин, герой Куликовской битвы − Александр Пересвет.
1
19
Ревна. Рогнедино.
1
20
Брянский Сусанин.
1
21
Парк культуры и отдыха А. К. Толстого.
1
22
Путешествие по населённым пунктам. Унеча.
1
23
Город революционера И. И. Фокина.
1
24
Слово о Дятьковском хрустале.
1
25
Птицы Брянского края.
1
26
Грибы Брянского края.
1
27
Село 16в. Шеломы.
1
28
Сещенское подполье.
1
29
«Брянские леса» по К. Паустовскому.
1
30
Реки и поселения Брянского края.
1
31
Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова.
1
32
И. Швец «Нашим городом можно гордиться».
1
33
Яловка. Брянск - наш край родной.
1
Итого:
33
Список использованной литературы
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Стандарты второго поколения. - Москва «Просвещение», 2012..
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Пособие для учителей начальных классов.- М.: Просвещение, 1981
Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2010
«С Азбукой по родному краю» для 1 класса. Авторы – составители: Пряникова Н. Е., Шик Н. В. – Пересвет, 2012 г.
Т. С. Голубева. Государственная символика России. Начальная школа.- 2001 г., № 7.
Мой дом – моя Родина. Стихи и рисунки ленинградских детей. Сост. Л. А. Зыков. – Л., 1988 г.
Н. А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004 г.
И. А. Агапова, М. А. Давыдова. Мы – патриоты! – М.: «ВАКО», 2006 г.
О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Киселёва. Я – гражданин России! – М.: «ВАКО