к рабочей программе по изучению курса «Наши истоки» в 4-х классах общеобразовательных учреждений
Курс «Наши истоки» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного курса заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Россия - страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью к России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм - любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, природе, всему укладу жизни.
В последнее время в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований личности. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научится любить близких, заботиться о своём здоровье, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребуется неизмеримо больше душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка, закрепленный в переживаниях, определяет его дальнейшие действия и поступки.
Но прежде чем ребёнок станет гражданином страны, он должен осознать себя гражданином своей малой родины – города, области. Именно всестороннее изучение родного края предоставляет возможность каждому ребёнку посмотреть на себя из своего общественно-исторического прошлого, проанализировать взлеты и падения, судьбы Отечества, с точки зрения многих поколений, делая сравнение в пользу Вечных истин и ценностей. Интерес к тому, что ближе, доступнее, основа интереса ко всему остальному, - он помогает младшему школьнику составить общие представления о мире, о взаимосвязях явлений и времен, общества и природы. Только при изучении краеведения происходит осознание родного края в качестве дома, что способствует выработке стратегии поведения, направленной на сохранение среды обитания и в ней себя самого.
Существенным обстоятельством при изучении родного края выступает реализация в виде личностных смыслов школьника такого ценностного объекта как природа. Современный этап развития общества характеризуется новым состоянием всех сфер общественной жизни, где глубокому переосмыслению в социальном сознании подвергается вся система ценностей. Статус самостоятельной ценности получает природа в силу своей уникальности, единственности и неповторимости. При этом природа выступает не только объектом изучения, но и источником развития нравственных чувств, оказывающая на человека, оставшегося с ней наедине, облагораживающее воздействие. Поэтому включение природоведческих вопросов в изучение родного края – это основа для формирования у подрастающего поколения современного экологического сознания.
Все это способствует формированию ценностно-смыслового отношения школьника к природе, которое выступает как сложное и динамичное явление, включающее в себя потребности личности в глубоком овладении знаниями о природе, осмыслении ее уникальности и значимости, в стремлении вносить позитивные изменения в ее существование.
Введение курса «Наши истоки» на начальной ступени школьного образования ориентирует педагогический процесс на формирование у ребенка социокультурной картины окружающего мира, приобретение знаний и умений социальных отношений в ближайшем окружении. Психолого-педагогические исследования показывают, что младший школьный возраст является сензетивным для процесса социализации. Овладение учебной деятельностью обусловлено потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, желанием занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. При этом следует учитывать, что процесс формирования отношений у младшего школьника имеет свои особенности. С одной стороны, повышенная эмоциональность, сопровождающая процесс познания, а также становление эмпатийно-рефлексивных качеств, предоставляют возможность ребенку осознать свое личностное отношение к тому, что его окружает. С другой, младший школьник воспринимает окружающий мир конкретно-образно и ему еще сложно самостоятельно выявлять социальную значимость явлений и объектов. Использование в образовательном процессе социализирующих возможностей курса «Наши истоки» способствует разрешению данного противоречия. Изучение данного курса позволяет сформировать у ребенка социокультурную картину мира, знания и умения социальных отношений в знакомых конкретных их проявлениях.
C учетом этого составлено календарно - тематическое планирование на 35 часов, включающее вопросы теоретической и практической подготовки учащихся.
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- организацию совместной деятельности детей, педагога, родителей.
- постоянный коллективный анализ результатов деятельности: успехов и неудач, пассивности и активности детей, изменений в отношениях между детьми в классе, между родителями и детьми и т.д
Афанасьев А.Н. Народные русские сказки./ В 3 т. – М., 1957.
Багрова Л.А. Я познаю мир: Растения: Энцикл. – М.: АСТ, 2005.
Белоусова Т.Л., Бостанджиева н.И., Казачёнок Н.В., Одинцова В.П. и др. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. методические рекомендации. пособие для учителей ОУ. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
Березин А.Д. Земля наша липецкая. – Воронеж: Центр.- черноз. кн. изд-во, 1974.
Герб, флаг и гимн России: Изучение государственных символов РФ в школе. Методические рекомендации. / Сост. М.К. Антошин. – М.: Айрис – пресс, 2004.
Голицын С.М. Сказания о земле Московской. – М.: Дет. лит., 1991.
Головин Н.Н. Моя первая русская история. – М.: ТЕРРА, 1992.
Гура А. Мифы славян. – М., 2001.
Дневник Липецкого школьника. – 2008 – 2011.
Зайцев Г.К. Уроки Айболита. - СПб., 1997.
Калашников В.В. Боги древних славян. – М., 2001.
Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья: Учебное пособие по валеологии для начальной школы. - СПб., 1998.
Липецкая энциклопедия в 3т./ Сост. Шахов В.В., Шальнев Б.М. – Рязань – Липецк: Гэлион, 1999
Липецк. Из истории города: иллюстрированный альбом. – М.: Планета, 1989.
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М., 1986.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. – М.: ВАКО.
Павлинов И.Я. Я познаю мир: Звери: Энцикл. – М.: АСТ, 2004.
Петлякова Э.Н. Уроки здоровья в начальной школе: стандарты второго поколения. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
Путешествие по Липецкой области/ Сост. В.Ф. Полянский и др. – Воронеж: Центр.-черноз. кн. изд-во, 1971.
Рудаков Л.Е. По следам легенд: Очерки из истории городов и памятников архитектуры Липецкой области. – Воронеж: Центр.-черноз. кн. изд-во, 1980.
Синова И.В. Государственные праздники России. Справочник школьника. – СПб.: ИД «Литера», 2006.
Сладков Н.Н. Азбука леса: Рассказы, сказки, миниатюры. – Смоленск: Русич, 1998.
Сладков Н.Н. Покажите мне их! – М.: Росмэн, 1994
Старикович С.В. Замечательные звери. – М.: Росмэн, 1994
Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Вып. 2: классные часы, тематические мероприятия, игры/ Сост. М.А. Павлова – Волгоград: Учитель, 2009.
Хрестоматия по фольклору/Сост. Селиванов Ф. А. – М., 1972.
Энциклопедия для детей. История России. /В 3 т./ Составитель С.Т. Исмаилова. – М,: Аванта +, 1996.
Я – липчанин /Методическое пособие для классных руководителей 1 – 11 классов ОУ города Липецка/ Издание первое.
№ п/п | Тема занятия (теоретические часы) | Кол-во часов | Практическая часть (практич. часы) | Оборудование | Литература | Воспитательная часть | Сроки проведения |
МОДУЛЬ 1 МОЯ МАЛАЯ РОДИНА 8 часов |
1 | С чего начинается Родина? | 1 | Просмотр видеофильмов по теме. | Магнитофон, ноутбук, диски с тематическими фильмами. | 28 | Осознание важности любви к Родине, городу Липецку, семье, школе. | |
2 | Липецк – жемчужина Черноземья. | 1 | Создание листовок-призывов по улучшению экологической ситуации в городе. | Открытки с изображением видов г. Липецка, альбомы, краски, карандаши. | 4, 13, 14, | Беседа о родном крае. Инструктаж по ТБ при работе с ножницами, клеем, бумагой. Воспитание чувства ответственности и сопричастности к событиям, происходящим в городе | |
3 | Липецк – наш общий дом. | 1 | Демонстрация карты, фотографий, иллюстраций видов Липецка и городов Липецкой области. | Карта Липецкой области, фотографии, иллюстрации. | 14, 28 | Беседа «История родного города» Формирование у обучающихся понимания необходимости соблюдения экологических правил и норм поведения в городе. | |
4 | Символы моего города и области. | 1 | Демонстрация герба и флага города и области. | Изображения гербов и флагов города и области. | 13, 14, 28, 30 | Воспитывать уважение к символам своей малой родины. | |
5 | Мой город – самый чистый город. | 1 | Экологическая акция «Мойдодыр на улице». | Раздаточный материал, фото и рисунки с изображением родного города. | 14 | Беседа о соблюдении культуры поведения на улицах родного города. | |
6 | Липецк – город металлургов. | 1 | Просмотр видеофильма «Липецк – город металлургов». | Видеофильм, магнитофон, бумага, карандаши. | 13, 14, 28 | Беседа «Очистительные сооружения НЛМК» | |
7 | Мои знаменитые земляки. | 1 | Экскурсия в краеведческий музей. | | 9, 13, 14 | Инструктаж по ТБ при проведении экскурсий. Беседа «Правила поведения в музее» | |
8 | Липецк в солдатской шинели. | 1 | Экскурсия к Вечному огню. | | 9, 13 | Инструктаж по ТБ при проведении экскурсий. Беседа «Минута молчания» | |
МОДУЛЬ 2. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ. 12 часов |
9 | Природа родного края. Правила поведения в природе. | 1 | Просмотр фильма «Зарисовки с натуры». | Видеофильм, ноутбук. | 4, 13, 19 | Воспитывать бережное отношение к природе, желание охранять природу. Беседа о природе родного края. | |
10 | Водоёмы Липецкого края. | 1 | Изучение карты водных ресурсов Липецкой области. Изготовление фигурок жителей водоёма из пластилина. | Карта Липецкой области, пластилин, фотографии и иллюстрации с изображениями жителей водоёма. | 4, 13, 19 | Беседа «Правила поведения на водоёмах» Воспитание бережного отношения к водным ресурсам. | |
11 | Растительный мир Липецкого края. | 1 | Сбор материала и составление гербария. | Альбомы, карандаши, растения и их части. | 4, 13, 19 | Воспитывать бережное отношение к природе, желание охранять природу. Беседа «Растительный мир родного края» | |
12 | Зелёная аптека. | 1 | Калейдоскоп лекарственных растений. | Цветная бумага, картон, ножницы, клей, карандаши. | 2 | Беседа «Лекарственные растения Липецкой области» | |
13 | Животный мир родного края. | 1 | Изготовление полосок для экологических цепочек. | Цветная бумага, картон, ножницы, клей, карандаши, карточки с изображениями животных. | 4, 13, 19 | Формирование навыков коллективного планирования, взаимопомощи в группе при решении общих задач. | |
14 | Птицы в городе. | 1 | Демонстрация презентации «Птицы в городе». Прослушивание записи голосов птиц. | Диск, ноутбук, магнитофон. | 23 | Формирование представления о птицах города как о группе животных, нуждающихся в защите человека. | |
15 | Жалобная книга природы. | 1 | Создание запрещающих знаков поведения в природе. Изготовление «Жалобной книги природы». | Цветная бумага, картон, ножницы, клей, карандаши, диски с тематическими фильмами. | 2, 17, 23, 24 | Воспитание любви к природе, к родному краю. Формирование умения вести себя в природе. | |
16 | Заповедные места липецкой земли. | 1 | Изготовление альбома «Заповедные места липецкой земли» | Видеофильм «Заповедники Липецкого края», фотографии, цветная бумага, картон, ножницы, клей, карандаши, гуашь. | 4, 13, 19 | Расширять представление младших школьников о содружестве человека и природы. Воспитывать бережное отношение к природным объектам. Формировать умение работать в группе. | |
17 | Красная книга природы. Учись доброте. | 1 | Демонстрация таблиц, презентации «Красная книга природы» Создание газеты «Будь природе другом». | Презентация «Исчезающие виды растений и животных» Пословицы и поговорки о доброте, природе. | 2, 17, 23, 24 | Беседа «Человек природе друг или враг?» Воспитание бережного отношения к природе (на примере растений и животных, занесённых в Красную книгу). Развитие желания детей заботиться о природе. | |
18 | Загадки лесных зверей. Наш друг – лес. | 1 | Демонстрация презентации «Эти удивительные животные». Викторина «Угадай, кто я?» | Диск, ноутбук, презентация «Эти удивительные животные» | 22, 23, 24 | Формирование ценностного отношения к миру природы. | |
19 | Поганки тоже нужны лесу. | 1 | Разработка «Памятки грибника» и «Правил сбора грибов». | Таблицы. | 2 | Формирование умения устанавливать связь между грибами и животными, грибами и растениями; грибами и человеком. Формирование основ безопасного сбора и употребления грибов. | |
20 | По страницам экологических журналов. | 1 | Знакомство с журналами «Юный натуралист», «Свирель», «В мире животных», «Лазурь»; газетой «Сыроежка». | Подшивки журналов и газеты. | | Формирование ценностного отношения к миру природы. | |
МОДУЛЬ 3. НАША РОДИНА – РОССИЯ. 10 часов |
21 | Мой родной край – часть большой страны. | 1 | Демонстрация презентации по теме. | Карты РФ, Липецкой области. Диск, ноутбук. | | Воспитывать чувство патриотизма, любви к малой родине. | |
22 | Наша Родина – Россия. Я – россиянин. | 1 | Демонстрация слайдов по теме. | Слайды, музыкальное сопровождение. | 27, 21 | Воспитание уважения к традициям и культуре своего народа. | |
23 | Государственные символы моей Родины. | 1 | Разучивание гимна РФ. | Герб, флаг, запись гимна, магнитофон. | 5 | Воспитание уважения к государственным символам РФ. | |
24 | Самый главный закон. Конституция РФ. | 1 | Демонстрация презентации по теме. | Конституция РФ, диск, ноутбук. | | Осознание важности жить, соблюдая законы. | |
25 | История возникновения Руси. Наша древняя столица. | 1 | Работа по ленте времени. | Лента времени. | 7, 27 | Расширение исторических знаний детей. | |
26 | Богатыри земли русской. | 1 | Демонстрация слайдов по теме. | Слайды, музыкальное сопровождение. | 27 | Воспитание любви к Отчизне, к своему народу, чувства гордости за него; развитие патриотических чувств; воспитание уважения к великой истории русского народа. | |
27 | Мир древности – далёкий и близкий. | 1 | Демонстрация слайдов, изделий народных промыслов. | Слайды, изделия народных промыслов. | 27 | Расширение знаний о русских народных промыслах, воспитание уважения к людям труда; развитие интереса к культуре русского народа. | |
28 | Родина. Род. Родословная. | 1 | Демонстрация слайдов по теме. | Слайды, песни о Родине, пословицы и поговорки о родине и о семье. | 3, 6, 7 | Осознание важности любви к Родине, семье. | |
29 | Что в имени твоём? Из истории фамилий. | 1 | Создание альбома «Тайны имён». Работа в группах с последующей презентацией результатов работы. | | | Расширение кругозора младших школьников. | |
30 | Моя родословная. Крепка семья – крепка держава. | 1 | Создание родословного древа. | Заготовки древа, карандаши, фломастеры, клей фотографии. | 3 | Воспитание интереса к истории своей семьи. | |
МОДУЛЬ 4 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ 5 часов |
31 | Расту здоровячком. Режим дня школьника. | 1 | Игровой тренинг «Моё здоровье» | Учебно-наглядные пособия, видеоролик «Моё здоровье». | 10, 12, 16, 18, 25 | Формирование у обучающихся установки на реализацию в реальном поведении норм здорового образа жизни | |
32 | Азбука правильного питания. Витамины круглый год. | 1 | Инсценировка сказки «Сладкий король». | Таблица «Органы пищеварения», изображения продуктов. | 10, 12, 16, 18, 25 | Воспитывать серьёзное отношение к питанию, к выбору продуктов, соблюдению гигиены питания. | |
33 | Чтобы зубки были здоровыми. | 1 | Создание и представление коллажа «Почему нужно чистить зубы» | Таблицы, зубная щётка, макет зуба. Цветная бумага, картон, ножницы, клей, карандаши, гуашь. | 10, 12, 16, 18, 25 | Формирование убеждения в необходимости сохранения здоровья зубов и регулярного ухода за ними. Развитие и закрепление практических навыков и умений по уходу за полостью рта. | |
34 | Зачем делать зарядку? Спорт и мы. | 1 | Разучивание комплекса утренней зарядки. | Учебно-наглядные пособия. | 10, 12, 16, 18, 25 | Формирование потребности в выполнении ежедневной утренней зарядки, осознание её важности для ведения здорового образа жизни. | |
35 | Здоровые привычки. Вредные привычки. | 1 | Создание газеты «Быть здоровым – здорово!» | Цветная бумага, альбом, картон, ножницы, клей, карандаши, маркеры, гуашь. | 10, 12, 16, 18, 25 | Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни; воспитание правильного использования природных факторов здоровья. | |