Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музей в твоём классе"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музей в твоём классе"
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Практическая значимость программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Курс внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя знакомство с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Данный курс связан с уроками развития речи и изобразительного искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" »
Пояснительная записка
Нормативно- правовая база:
Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности: 1-4 кл.: в 2 ч./ Сост. Р.Г. Чуракова.- М.: Академкнига/ Учебник,2011.
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г.№ 03-296)
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Практическая значимость программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Связь с существующими по данному направлению программами Курс внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя знакомство с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Данный курс связан с уроками развития речи и изобразительного искусства.
Направленность программы«Музей в твоём классе» является программой художественно-эстетической направленности.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. В ходе усвоения содержания курса формируются умения, связанные с активным участием в диалоге при обсуждении увиденного произведения , его фрагментов.
Основная цель программы:
-познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем,
портретом, бытовой и исторической картинами.
Задачи:
Обучающие:
Дать начальное представление о логике развития живописного языка: от классической выстроенности академических композиций через реалистическую повествовательность – к импрессионистической пленэрности;
Сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника: с этой целью в пособии неоднократно используется прием сравнительного анализа двух картин одного и того же автора.
Помощь в понимании своей принадлежности государству, представляющему каждому его гражданину определённые права и требующие исполнения определённых обязанностей;
Воспитывающие:
Воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности истории искусства своей страны.
Воспитание толерантности, уважения к ценностям других народов, культур, понимание неповторимости и уникальности каждого изучаемого полотна.
Воспитание основ правового сознания.
Развивающие:
Способствовать обогащению знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности.
Создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности.
Отличительные особенности программы
Общая методика анализа живописного произведения, с помощью которой можно реализовать поставленные цели, предполагает переход от начального, целостного впечатления через наблюдение и рассматривание деталей – снова к целостному впечатлению, которое уже обогащено знанием подробностей.
Большое значение для достижения заявленных целей имеет использование инструментов при работе с репродукцией живописного произведения. В данном пособии используются разные инструменты: большая прямоугольная рамка для выделения содержательно-значимых фрагментов и удержания внимания; малая круглая рамка для поиска и выделения отдельных деталей; полоска картона, с помощью которой можно закрыть часть картины, укрупнив значение оставшейся части; лупа для рассматривания мелких деталей, особенностей красочного слоя и характера мазка.
Порядок следования репродукций в пособии подчиняется логике музейной педагогики: от более простого к более сложному через накопление опыта зрительского восприятия к возможности использовать этот опыт в дальнейшем. Эта логика учитывает прежде всего жанровую принадлежность картин и требует следующую последовательность знакомства с жанрами: от натюрморта и детского портрета – через пейзаж и исторический пейзаж – к исторической картине, бытовой картине и портрету (то есть от предметного мира и всего того, что понятно ребенку, – к миру социальных отношений и всему тому, что составляет мир взрослых).
Методический аппарат пособия «Музей в твоем классе» включает выделенные фрагменты и детали, которые вынесены на поля каждой репродукции. Педагогический смысл этого приема варьируется в зависимости от возраста и от конкретной задачи. Так, обучающимся 1-х и 2-х классов выделенные детали помогают внимательно рассматривать картину и находить места выделенных фрагментов с помощью инструментов, удерживать внимание на конкретной задаче. Школьникам, занимающимся ИЗО, вынесенные на поля увеличенные детали помогают рассмотреть и проанализировать особенности живописной манеры художника: выяснить форму и фактуру мазка, которым художник пользуется, изображая разные поверхности и предметы (высокое качество репродуцирования позволяет это сделать).
Для обучающихся всех возрастных групп на полях репродукций помещается дополнительный изобразительный материал. Это фрагменты других картин того автора, чья картина помещена на основной репродукции или фрагменты картин других художников, необходимые для сравнительного анализа.
При рассмотрении исторических сюжетов на полях репродукции помещаются фотографии предметов и реалий, которые могут воссоздать необходимый историко-культурный контекст.
Внеурочная деятельность с использованием этого пособия может быть построена как в рамках одного класса, так и с участием обучающихся разных классов.
Занятия могут проводить: учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы, преподаватель изобразительного искусства. Любой учитель может использовать задания и вопросы из двух предметных областей.
Если занятия проводятся для детей одного класса, то учитель, как правило, использует вопросы и задания, адресованные возрастной группе, соответствующей обучающимся в его классе. Но, поскольку уровень подготовки школьников очень разный, то учитель может использовать вопросы и задания или более старшей, или младшей возрастных категорий.
Если занятия проводятся с обучающимися разных классов, то учитель использует вопросы и задания разной степени сложности, адресованные разным возрастным категориям обучающихся, исходя из состава присутствующих на занятии детей.
Дифференцированность вопросов и заданий подразумевает, что учебное пособие рассчитано на детей разного возраста, разных типов восприятия и разного уровня подготовленности, в том числе и на детей с трудностями в обучении. Для детей, у которых есть речевые трудности (не хватает лексического запаса, трудно вербализовать свои наблюдения) или есть задержка в развитии (трудно сосредоточивается, недолго удерживает внимание), большим подспорьем является использование инструментов (рамок, которые можно передвигать по репродукции, лупы и т. д.). Ребенок, которому по той или иной причине еще трудно сказать или рассказать, имеет возможность показать то, что он обнаружил, на репродукции, и почувствовать, что он тоже справился с заданием.
На обороте обложки даны черно-белые изображения репродукций 17 картин, представленных в пособии. Это дает представление о размерах подлинных полотен, для чего рядом с репродукциями представлены силуэты детей трех возрастных групп: 1–2 классы, 3–4 классы, 5–6 классы. Последовательность размещения репродукций на этом листе подчиняется законам музейной экспозиции и соответствует логике исторического развития искусства за 100-летний период – с первой трети 19-го века по первую треть 20-го века.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-11 лет. Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.
Сроки реализации: 2013-2014г.г.
Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.
Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Курс «Музей в твоем классе» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 35 часов, 3 класс – 35 часов, 4 класс – 35 часов. Общий объём учебного времени составляет 138 часов. В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, конкурсы).
Прогнозируемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является подготовка экскурсоводов по репродукциям картин « Музей в твоём классе»; подготовка проектов по направлениям:
«Моя коллекция», « Каталог репродукций « Музей в твоём классе»», «Каталог моей коллекции репродукций».
К концу обучения по курсу « Музей в твоём классе» ученики достигнут необходимого уровня своего развития.
Обучающиеся научатся:
-находить на картине указанные детали, а затем самостоятельно открывать (усматривать) подробности, характеризующие предмет изображения;
- выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность;
- устанавливать причинно- следственные связи между тем, что изображено, и тем , что выходит за рамки изображения;
- объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира.
Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): в ходе освоения курса
« Музей в твоём классе» осуществляется формирование таких интеллектуальных умений обучающихся, как умение ориентироваться в жанре картины (натюрморт, пейзаж, историческая картина, бытовая картина, портрет); в определении темы картины и настроении автора, которым он хотел поделиться со зрителями; в особенностях композиционного решения художником поставленной задачи.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): обучающиеся осваивают лексику, необходимую для выражения чувств, обучаются устанавливать причинно- следственные связи между тем, что изображено ,и тем, что выходит за рамки изображения.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): в ходе усвоения содержания курса формируются умения, связанные с активным участием в диалоге при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.
Способы проверки результатов освоения программы
В качестве форм подведения итогов применяются открытые занятия, конкурсы, выставки, защиты творческих работ.
- выполнение конкурсных и выставочных работ;
- подведение итогов по результатам каждого полугодия.
Практические навыки и теоретические знания приобретенные в процессе освоения данной программы, помогут стать кому-нибудь грамотным, заинтересованным, разбирающимся в искусстве зрителем.
Материально- техническое обеспечение:
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. «Музей в твоем классе» (для 1–6 классов). – М. : Академкнига/Учебник.
Список репродукций
1. Хруцкий И.В. Цветы и фрукты.1855.
2. Серебрякова З.Е. За обедом. 1914.
3. Серебрякова З.Е. На кухне. Портрет Кати. 1924.
4. Поленов В.Д. Московский дворик.1878.
5. Левитан И.И. Свежий ветер. Волга.1895.
6. Кустодиев Б.М. Морозный день. 1913.
7. Кустодиев Б.М. Масленица. 1916.
8. Федотов П.А. Сватовство майора. 1848.
9. Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833.
10. Горюшкин-Сорокопудов И.С. Базарный день в старом городе. 1910.
11. Горюшкин-Сорокопудов И.С. Сцена из 17-го столетия. Московская слобода. 1934.
12. Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери). 1893.
13. Маковский В.Е. Две матери. Мать приемная и родная. 1905–1906.
14. Нестеров М.В. Три старца. 1915.
15. Коровин К.А. За чайным столом. 1888.
16. Коровин К.А. Алупка. 1912.
17. Репин И.Е. Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1901.
Учебно-тематический план:
2 класс(35часов)
№
Тема
Кол-во часов
по плану
по факту
1
И. Хруцкий. «Цветы и фрукты»
2
2
Г. Серебрякова. «За завтраком (За обедом)»
2
3
Г. Серебрякова. «На кухне. Портрет Кати». Бытовые картины жизни
2
4
В. Поленов. «Московский дворик»
2
5
И. Левитан. «Свежий ветер. Волга»
2
6
Б. Кустодиев. «Морозный день»
2
7
Б. Кустодиев. «Масленица»
2
8
П. Федотов. «Сватовство майора»
2
9
К. Брюллов. «Последний день Помпеи»
2
10
И. Горюшкин-Сорокопудов. «Базарный день в старом городе»
2
11
И. Горюшкин-Сорокопудов. «Сцена из 17-го столетия»
2
12
В. Маковский «Две сестры (Две дочери)»
2
13
В. Маковский «Две матери. Приемная мать и родная»
2
14
М.В. Нестеров. «Три старца»
2
15
К.А. Коровин. «За чайным столом»
2
16
К.А. Коровин. «Алупка»
2
17
И.Е. Репин. «Портрет Павла Михайловича Третьякова»
2
18
Резерв
1
ИТОГО
35
Содержание курса
Тема занятия
Содержание материала
И. Хруцкий. «Цветы и фрукты»
Называние изображенных на картине плодов и цветов, составляющих букет. Расширение лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. Величина цветов и плодов, составляющих композицию. Мастерство автора в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определять целое и части.
Г. Серебрякова.
«За завтраком
(За обедом)»
Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. «Знакомство» с конкретными детьми: имя, возраст; сравнение детей друг с другом.
Г. Серебрякова.
«На кухне. Портрет Кати». Бытовые картины жизни
Развитие наблюдательности и внимания. Что главное в полотне: изображение человека или предметов? Отношение девочки к продуктам: жесты, характеристика движений.
В. Поленов. «Московский дворик»
Обследование двора с целью внимательного наблюдения за людьми, животными и растениями (дети, мама; лошадка, курочки; цветы, травы).
Поиск объектов, предложенных для анализа. Умение выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей.
И. Левитан.
«Свежий ветер. Волга»
Речные суда на картине. (Слева: вёсельная лодка, пароход, парусная лодка. Справа: баржи и буксир. Самоходные парусные баржи.) Название картины. Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины? Какими запахами может быть насыщен ветер?\Суда на море.
Б. Кустодиев. «Морозный день»
Темы и объекты изображаемые художником. Мир природы и человека. Наблюдение за постройками (вид, забор). Приметы, подтверждающие, что день морозный. Люди на улице (много/мало). Бег саней: детали одежды и другие изображения. Какие звуки могут быть слышны с улицы тем, кто смотрит на нее из окон?
Б. Кустодиев. «Масленица»
Празднование масленицы. Разгар гулянья. Развлечения на площади: народный театр, хоровод, катание на карусели. Где слышатся музыка и пение? (Отыскивание музыканта). Детские игры.
П. Федотов. «Сватовство майора»
Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине. Обстановка комнаты и наряды жены и дочери купца. Названия тканей, расцветок и их качеств.
К. Брюллов. «Последний день Помпеи»
Знания художника об историческом событии и организации археологической работы. Свидетельства сильного землетрясения, грозы и молний на полотне.
Работа с большой рамкой над изображениями участников трагического события. Создание ощущения нависшей над городом страшной угрозы.
И. Горюшкин-Сорокопудов.
«Базарный день в старом городе»
Сценка из старинной жизни. Одежда людей, подвоз товаров для продажи. Рассматривание товаров в Торговых рядах. Базарные дни в старину. Торговые ряды. Стены и ворота городского кремля, древней крепости. Купола храма. Продавцы и покупатели. Звуки торговых рядов.
И. Горюшкин-Сорокопудов.
«Сцена из 17-го столетия»
Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней; следы людей.
Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения.
В. Маковский
«Две сестры
(Две дочери)»
Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни.
В. Маковский
«Две матери. Приемная мать и родная»
Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях героев картины.
М.В. Нестеров. «Три старца»
Одежда старцев, их обувь (лапти, обутые на онучи). Позы старцев: выводы об их близком знакомстве. Что делают старцы, как общаются. Взгляды персонажей. Кто более погружен в свои мысли? Кто видит лисицу?
Рассматривание кружков-фрагментов. Значение деталей. Сходство фрагментов.
Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на репродукции картины.
К.А. Коровин. «За чайным столом»
Рассматривание предметов на репродукции картины. Стол, посуда (чашки, чайные стаканы в подстаканниках, фарфоровый молочник, белое блюдо). Самовар, его состояние (блестящий, начищенный/тусклый).
Помещение, время года, состояние погоды.
Одежда людей. Общение. Возраст. Уютно ли людям?
Рассматривание фрагментов по названиям.
К.А. Коровин. «Алупка»
Алупка стала в начале 20-го века модным курортом. Юг это или север? Что на картине помогает об этом догадаться? \Туапсе 1910г южный город.
Дворец и пейзаж, который его окружает. Изображение окон на кружке-фрагменте. Морской берег. Выделение фрагмента «Лодки на берегу». Рассматривание фрагмента в лупу. Позы людей. \ Пейзаж, вид веранды, кресла.
И.Е. Репин. «Портрет Павла Михайловича Третьякова»
О личности П.М. Третьякова. Дар родному городу. 1856 год – год рождения художественного музея, который сейчас называется Государственной Третьяковской галереей. В 2006 году ГТГ исполнилось 150 лет.
Впечатление, которое производит портрет.
Рассматривание экспозиции в зале галереи, которую можно хорошо видеть за спиной П.М. Третьякова. Картинам в галерее тесно/просторно, соседствуют маленькие и большие картины.
Нахождение трех пейзажей известного школьникам художника, чей пейзаж представлен в «Музее в твоем классе» и который был рассмотрен на занятии.
В этой же экспозиции находится и полотно автора картин «За чайным столом» и «Алупка» (вспоминают фамилию художника).
Список литературы
Байрамова Л. Нестеров, Серия: Мир шедевров. 100 мировых имен в искусстве.– М.: Классика, 2001.
Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи.– СПб: Искусство – СПБ, 2005.
Докучаева В.Борис Кустодиев. Жизнь в творчестве. – М.: Изобразительное искусство, 1991.
Журавлева Е.В. Владимир Егорович Маковский. – М.: Искусство, 1972.
Забытые имена. Русская живопись 19-го века/ Энциклопедия; авт.-сост. А.А. Шестимиров – М.: Белый город, 2004.
Круглов В.Ф. Зинаида Евгеньевна Серебрякова.– СПб: Золотой век. Художник России. 2004.
Кузнецов С.О. Живописец Иван Хруцкий. Проблемы изобразительного искусства 19-го столетия. – Ленинград, 1990.
Мальцева Ф.С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. – М.: Искусство, 2002.
Ненарокомова И. Константин Коровин. – М.: Слово, 1997.
Павел и Сергей Третьяковы. Жизнь. Коллекция. Музей. К 150-летию Третьяковской галереи. – М.: Махаон, 2006.
Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников. – М.: Искусство, 1971.
Чуракова Н.А. Понимание классических и неклассических языков искусства как основание эстетического мировосприятия младших школьников/ Проблемы и перспективы реализации личностно-ориентированной модели образования средствами УМК «Перспективная начальная школа» // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, Омск, 8–10 апреля 2008