РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Музей в твоем классе (курс духовно–нравственной направленности)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Музей в твоем классе (курс духовно–нравственной направленности)
Цель данного курса: познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами
Основные задачи курса:
дать начальное представление о логике развития живописного языка: от классической выстроенности академических композиций через реалистическую повествовательность – к импрессионистической пленэрности;
сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника: с этой целью в пособии неоднократно используется прием сравнительного анализа двух картин одного и того же автора.
Воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности истории искусства своей страны.
Помощь в понимании своей принадлежности государству, представляющему каждому его гражданину определённые права и требующие исполнения определённых обязанностей; воспитание основ правового сознания.
Воспитание толерантности, уважения к ценностям других народов, культур, понимание неповторимости и уникальности каждого изучаемого полотна.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
средняя общеобразовательная школа № 311 с углубленным изучением физики
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНА
на заседании методического объединения
ГБОУ СОШ № 311
Протокол №___
от «___» августа 20___
Председатель МО:
_______ Н.Е. Смирнова
ПРИНЯТА
на Педагогическом совете
ГБОУ СОШ № 311
Протокол №____
от «___» августа 20___
Секретарь педсовета
________С.Ю.Самигулина
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГБОУ СОШ № 311
_______В.Л. Виноградова
«___» августа 20___
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по ВР
_______ Л.В. Ларионова
«___» августа 20___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Музей в твоем классе
(курс духовно–нравственной направленности)
Класс: 2 «А»
Срок реализации: 2015-2016 уч. год
Разработчик:
Белова Е. Я.,
учитель начальных классов
Санкт-Петербург
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учебного плана ГБОУ СОШ № 311 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ СОШ № 311 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.).
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание тем, а также учитывает возрастные особенности обучающихся, уровень развития их познавательных способностей, специфику образовательного учреждения.
ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с последующими изменениями;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»);
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения);
Образовательная программа ГБОУ СОШ № 311 с углубленным изучением физики Фрунзенского района Санкт-Петербурга;
Положение о рабочих программах курсов внеурочной деятельности ГБОУ СОШ № 311 с углубленным изучением физики Фрунзенского района Санкт-Петербурга (по реализации ФГОС НОО);
Учебный план ГБОУ СОШ № 311 с углубленным изучением физики Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Календарный учебный график ГБОУ СОШ № 311 с углубленным изучением физики Фрунзенского района Санкт-Петербурга
При составлении программы приняты во внимание педагогическая целесообразность, запросы, потребности обучающихся и их родителей.
В реализации программы курса участвуют обучающиеся 2 «А» класса. Программа курса рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 часа в год.
Направленность курса внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» духовно–нравственная.
Цель данного курса: познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами
Основные задачи курса:
дать начальное представление о логике развития живописного языка: от классической выстроенности академических композиций через реалистическую повествовательность – к импрессионистической пленэрности;
сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника: с этой целью в пособии неоднократно используется прием сравнительного анализа двух картин одного и того же автора.
Воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности истории искусства своей страны.
Помощь в понимании своей принадлежности государству, представляющему каждому его гражданину определённые права и требующие исполнения определённых обязанностей; воспитание основ правового сознания.
Воспитание толерантности, уважения к ценностям других народов, культур, понимание неповторимости и уникальности каждого изучаемого полотна.
Обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности.
7. Создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности.
Формы организации внеурочной деятельности:
Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Исходя из целей данной программы, планируется достижение следующих метапредметных результатов:
Познавательные УУД:
умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Регулятивные УУД:
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
Коммуникативные УУД:
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
Помимо метапредметных, планируется достижение личностных результатов: способности к аргументированной оценке поступков, осознание своих сильных сторон и слабостей, уважительно-доброжелательное отношение к партнерам, способность осуществлять осознанный и ответственный выбор.
Формы учета результатов освоения программы курса «Музей в твоем класс»
В процессе оценки достижения результатов планируется использование следующих диагностических материалов:
результаты самоанализа и самооценки;
результаты педагогического наблюдения;
творческие продукты учеников: проекты, исследовательские и творческие работы.
Формы подведения итогов работы:
Конкурс «Лучший экскурсовод»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Разделы курса
Количество часов
Название
Форма организации
всего
теория
практика
1
Пейзажи
беседа
13
-
13
2
Портреты
беседа
2
-
2
3
Натюрморты
беседа
3
-
3
4
Иллюстрации
беседа
2
-
2
5
Эскурсии
экскурсия
8
-
8
6
Конкурс « Юный экскурсовод»
монолог
6
-
6
ИТОГО:
34
34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Тема занятия
Содержание
Вид деятельности
Кол-во часов
1
Иллюстрации к сказке «Репка»
Анализ иллюстрации к русской народной сказке «Репка». Дать представление о разных взглядах художников на сказку «Репка».
Рассматривание картины. Высказывание своих суждений Рассказ по картине
1
2
Т. Маврина «Полумесяц»
Соотношение иллюстрации с художественным произведением; определение идеи иллюстрации.
Рассматривание картины. Высказывание своих суждений Рассказ по картине
1
3
Фрагмент свитка «Тростник под снегом и дикая утка».
Уметь работать с иллюстрациями; анализировать фрагмент (часть) свитка с помощью лупы; находить фигурки животных в работе художника
Рассматривание картины. Высказывание своих суждений Рассказ по картине
1
4
А. Дюрер
«Травы»
Уметь видеть красивое в обычном; узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение); находить их в произведении.
Рассматривание картины. Высказывание своих суждений Рассказ по картине
1
5
А. Венецианов «Жнецы»,
Анализ иллюстрации.
Иметь представление о единстве понятий «красота» и «любовь»
Рассматривание картины. Высказывание своих суждений Рассказ по картине
1
6-9
Экскурсия в Русский музей
Знакомство с Русским музеем.
Посещение Русского музея
Анализ увиденных картин
4
10
Ван Гог
«Комната в Арле»
Уметь анализировать состояние души автора, уметь работать с иллюстрацией.
Рассматривание картины. Высказывание своих суждений Рассказ по картине
1
11
Иллюстрация
П. Брейгеля «Охотники на снегу»
Уметь работать с иллюстрациями, изучать фрагменты картины с помощью лупы.
Рассматривание картины. Высказывание своих суждений Рассказ по картине
1
12
Портреты итальянского художника Арчимбольдо
Уметь работать с иллюстрациями.
Рассматривание картины. Высказывание своих суждений Рассказ по картине
1
13
В. Гог
«Церковь в Овере»
Дать представление о различных жанрах живописи, работать с иллюстрациями.
Рассматривание картины. Высказывание своих суждений Рассказ по картине
1
14
А. Лентулов
«Василий Блаженный»
Уметь работать с иллюстрациями. Иметь представление о способах видеть мир по-новому .
Рассматривание картины. Высказывание своих суждений Рассказ по картине
1
15
Н. Крылов
«Зимний пейзаж»
Уметь работать с иллюстрациями, выбирать название к фрагменту иллюстрации из данных в учебнике, изучать фрагмент с помощью рамки.
Рассматривание картины. Высказывание своих суждений Рассказ по картине
1
16
М. Добужинский «Кукла»
Уметь работать с иллюстрациями, сравнивать тему и переживания героев стихотворения и иллюстрации.
Рассматривание картины. Высказывание своих суждений Рассказ по картине
1
17
М. Шагал
«Синий дом»
Уметь работать с иллюстрациями, изучать фрагмент картины с помощью рамки, сравнивать переживания художника и поэта
Рассматривание картины. Высказывание своих суждений Рассказ по картине
1
18
Д. Арчимбольдо «Лето»
Уметь работать с иллюстрацией, изучать фрагмент с помощью лупы и рамки.
Рассматривание картины. Высказывание своих суждений Рассказ по картине
1
19
Д. Арчимбольдо «Осень»
Уметь работать с иллюстрацией, изучать фрагмент с помощью лупы и рамки
Рассматривание картины. Высказывание своих суждений Рассказ по картине
1
20
А. Дюрер
«Заяц»
Уметь работать с иллюстрациями, изучать фрагмент с помощью лупы.
Рассматривание картины. Высказывание своих суждений Рассказ по картине
1
21
В. Гог
«Подсолнухи»
Уметь работать с иллюстрацией. Иметь представление о средствах выразительности в живописи
Рассматривание картины. Высказывание своих суждений Рассказ по картине
1
22
Н. Рерих
«Стражи ночи»
Уметь работать с иллюстрациями, сравнивать переживания поэта и художника.
Рассматривание картины. Высказывание своих суждений Рассказ по картине
1
23-26
Экскурсия в Эрмитаж
Знакомство с Эрмитажем
Посещение Эрмитажа
Анализ увиденных картин.
4
27-28
Подготовка к конкурсу
«Юный экскурсовод»
Составление плана экскурсии.
Знакомство с произведениями и авторми картин(одноклассниками).
Рассматривание картины. Высказывание своих суждений.
2
29-32
Выставка картин учащихся
Подготовка к выставке картин
Выбор сюжета картин
Написание картин
Оформление картин к выставке.
4
33-34
Конкурс
«Юный экскурсовод»
Проведение конкурса
Рассказ экскурсоводов.
2
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КУРСА
Материально-техническое
Оборудование и приборы: мимиодоска, документкамера
Учебно-методическое
Литература для учителя:
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. «Музей в твоем классе» (для 1–6 классов). – М. : Академкнига/Учебник.
Байрамова Л. Нестеров, Серия: Мир шедевров. 100 мировых имен в искусстве.– М.: Классика, 2001.
Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи.– СПб: Искусство – СПБ, 2005.
Забытые имена. Русская живопись 19-го века/ Энциклопедия; авт.-сост. А.А. Шестимиров – М.: Белый город, 2004.
5. Мальцева Ф.С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. – М.: Искусство, 2002.
6. Павел и Сергей Третьяковы. Жизнь. Коллекция. Музей. К 150-летию Третьяковской галереи. – М.: Махаон, 2006.
7. Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников. – М.: Искусство, 1971.
8. Чуракова Н.А. Понимание классических и неклассических языков искусства как основание эстетического мировосприятия младших школьников/ Проблемы и перспективы реализации личностно-ориентированной модели образования средствами УМК «Перспективная начальная школа» // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, Омск, 8–10 апреля 2008
Литература для учащихся:
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. «Музей в твоем классе» (для 1–6 классов). – М. : Академкнига/Учебник