kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юный петербуржец»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной программы состоит в том, что перед школьными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности ребенка, основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию. А любовь к Родине, как известно, начинается с любви к родному городу.

          Цель и задачи курса

   Таким образом, целью программы курса является создание условий для формирования нравственных чувств, духовно-ценностной и практической ориентации младших школьников в окружающем их городском пространстве.

Условия реализации программы

          Данная программа не заменяет общеобразовательную программу, а является хорошим дополнением любой общеобразовательной программы.  Занятия могут проходить в форме пешеходных прогулок, заочных экскурсий, творческих мастерских, маршрутов выходного дня.

Знакомство с городом организовано не только в информационно-просветительском ключе, но и в эмоциональном плане. Важно помочь ощутить, пережить единение с городом, вступать в диалог с Петербургом.

 Возраст  детей:

Программа рассчитана на младших школьников, возраст которых  –  9 – 10 лет.

 Формы  проведения  занятий:

  • беседа
  • заочные экскурсии
  • пешеходные прогулки
  • викторины
  • игры
  • исследовательская деятельность
  • презентации
  • театрализованные выступления

Сроки  реализации  программы:

Программа рассчитана на  34 часа (1 час в неделю.).

Продолжительность занятия – 45 минут.

Содержание курса «Юный петербуржец»

    -  Раскрывает уникальные особенности города Санкт-Петербурга, отличающие его от любого другого города (удивительное имя, возраст, герб, ровесник города, природные особенности, удивительный наряд и характер);

-   Раскрывается ценность труда создателей Санкт-Петербурга;

-  Знакомит учащихся с центром города, его главными достопримечательностями, ансамблями-символами города, расположенными на берегах Невы (Зимний дворец – символ столичного города, центр мировой культуры; Петропавловская крепость – символ рождения города,  военной славы России; Адмиралтейство символ рождения военно-морского флота, города военно-морской славы; Стрелка Васильевского острова – символ торгового порта России; Сенатская площадь – символ столичного города, основанного Петром I) Раскрывается их эстетическая, историческая значимость, а также ценность труда людей, создавших эти достопримечательности.

-  Знакомит учащихся с самыми интересными в истории и культуре объектами города (Дворцовая площадь – самая главная площадь нашего города, Невский проспект – самый главный проспект нашего города, Александро-Невская лавра – самый первый монастырь, духовный центр нашего города). Раскрывается их эстетическая, историческая, утилитарная значимость и ценность труда их создателей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юный петербуржец» »

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №63 Калининского района

Санкт-Петербурга



«Рекомендовано»

МО учителей ___________

Протокол №______ от ___.______________20….г.


Руководитель МО ________ /_______________/

«СОГЛАСОВАНО»


Заместитель директора по УВР

_____________._____________

____.______________.20…..г.

«УТВЕРЖДАЮ»


Директор ГБОУ Гимназии №63


Туманова О.Г. ____________

_____._____________.20….г.







Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«Юный петербуржец»

по духовно-нравственному направлению

3 класс

( 1 час в неделю, 34 часа)


Учитель-составитель: учитель начальных классов Вукс Яна Николаевна







2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной интеллектуально развитой личности. Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым, поэтому воспитанием и становлением такого человека должна заниматься современная школа, где реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся.

Актуальность данной программы состоит в том, что перед школьными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности ребенка, основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию. А любовь к Родине, как известно, начинается с любви к родному городу.

Цель и задачи курса

Таким образом, целью программы курса является создание условий для формирования нравственных чувств, духовно-ценностной и практической ориентации младших школьников в окружающем их городском пространстве.

Для успешного достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Способствовать формированию у учащихся:

- познавательного интереса к изучению города;

- элементарных знаний о нашем городе

На основе этих знаний:

2. Содействовать формированию представления об уникальности, неповторимости облика Петербурга.

3. Содействовать формированию краеведческих умений:

- грамотно произносить, писать и применять термины и понятия;

- ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу;

- соотносить объект на карте с городским пространством;

- пользоваться краеведческой литературой;

- рассматривать городские объекты и объекты, окружающие в повседневной жизни как источник и уметь извлекать из него информацию;

- описывать памятники, достопримечательности по памяткам;

- соединять повседневный опыт и знания о городе, полученные на занятиях.

4. Развивать монологическую речь и мыслительные умения:

- работать с познавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы, кроссворды);

- подбирать слова, характеризующие объект;

- выявлять главные признаки объекта;

- сравнивать объекты и делать выводы;

- обосновывать свою точку зрения;

- переносить знания, полученные на других учебных предметах.

5. Создавать условия для формирования оценочных суждений:

- формировать знания об утилитарной, эстетической, социальной, историко-культурной значимости городских объектов;

- выражать свое отношение к объекту, событию, творческой деятельности.

6. Содействовать развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала учащихся:

- изображать изученные объекты (в рисунке, поделке, сочинении, сказке, стихотворении, эпитетах).

Программой предусмотрено ознакомление учащихся с богатым культурным наследием города на Неве, формировавшим духовный склад многих поколений людей, творивших новую историю России.

Цель занятий – воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально-чувствительной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит, и ответственности за происходящее.

Условия реализации программы


Данная программа не заменяет общеобразовательную программу, а является хорошим дополнением любой общеобразовательной программы. Занятия могут проходить в форме пешеходных прогулок, заочных экскурсий, творческих мастерских, маршрутов выходного дня.

Знакомство с городом организовано не только в информационно-просветительском ключе, но и в эмоциональном плане. Важно помочь ощутить, пережить единение с городом, вступать в диалог с Петербургом.


Возраст детей:

Программа рассчитана на младших школьников, возраст которых – 9 – 10 лет.

Формы проведения занятий:

  • беседа

  • заочные экскурсии

  • пешеходные прогулки

  • викторины

  • игры

  • исследовательская деятельность

  • презентации

  • театрализованные выступления

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю.).

Продолжительность занятия – 45 минут.

Предполагаемые результаты обучения.

Во время прохождения курса «Юный петербуржец» предполагается, что у учащихся будут сформированы следующие умения:

Личностные

Обучающиеся научатся и приобретут:

• эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Обучающиеся получат возможности для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;

• основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;

• эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.

Метапредметные

Обучающиеся научатся:

• Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

• Проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;

• Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;

Обучающиеся получат возможность:

• Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

• Повысить творческую активность и самостоятельность;

• Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Предметные

В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:

• Расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности.

• Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;

• Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;

• Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.

Учащиеся научатся:

• Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;

• Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;

Содержание курса «Юный петербуржец»

- Раскрывает уникальные особенности города Санкт-Петербурга, отличающие его от любого другого города (удивительное имя, возраст, герб, ровесник города, природные особенности, удивительный наряд и характер);

- Раскрывается ценность труда создателей Санкт-Петербурга;

- Знакомит учащихся с центром города, его главными достопримечательностями, ансамблями-символами города, расположенными на берегах Невы (Зимний дворец – символ столичного города, центр мировой культуры; Петропавловская крепость – символ рождения города, военной славы России; Адмиралтейство символ рождения военно-морского флота, города военно-морской славы; Стрелка Васильевского острова – символ торгового порта России; Сенатская площадь – символ столичного города, основанного Петром I) Раскрывается их эстетическая, историческая значимость, а также ценность труда людей, создавших эти достопримечательности.

- Знакомит учащихся с самыми интересными в истории и культуре объектами города (Дворцовая площадь – самая главная площадь нашего города, Невский проспект – самый главный проспект нашего города, Александро-Невская лавра – самый первый монастырь, духовный центр нашего города). Раскрывается их эстетическая, историческая, утилитарная значимость и ценность труда их создателей.

Календарно-тематическое планирование


№п/п

Дата

план

Дата

факт

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Форма деятельности

1



Введение. Наш город- Санкт Петербург

1

1


Заочное путешествие по городу,

разгадывание кроссворда

2



Город на берегах Невы. Покровитель города.

1

1


Беседа, просмотр видеороликов

3



Неприступная твердыня.

(Заячий остров. Петропавловская крепость)

1

1


Беседа, работа со схемой-картой,

разгадывание чайнворда

4



Первые городские постройки.

2

1

1

Беседа, просмотр видеороликов

5



Летний сад.

2

1

1

Заочная экскурсия по саду, просмотр видеофильма,

Выполнение творческой работы

6



Дворцовая площадь – главная площадь города.

1

1


Беседа, работа с картой

7



Главная улица - Невский проспект.

(Путешествие по улицам города.

История названий улиц, которые нас окружают)

1


1

Заочная экскурсия, работа с картой,

работа с инф.источниками, исследовательская деятельность

8



Васильевский остров.

1

1


Беседа, просмотр видеороликов

9



Зимний дворец.

2

1

1

Беседа, работа в группах, работа с инф. источниками просмотр видеороликов

10



Санкт-Петербург- город рек и каналов.

2

1

1

Заочная экскурсия, просмотр видеороликов, работа с картой

11



Мосты.

1

1


Беседа, работа в группах, разгадывание кроссворда

12



Дворцы нашего города

3

1

2

Беседа, просмотр видеороликов,

работа с инф. источниками

13



Музеи нашего города.

3

1

2

Заочная экскурсия, исследовательская работа «Из какого музея эта вещь?»

14



Животные, застывшие в камне.

1

1


Заочная экскурсия,

выполнение эскиза памятника

15



Театры нашего города.

(Знакомство с театрами города)

3

1

2

Игра, просмотр видеороликов, театрализация, просмотр спектакля

16



Никто не забыт, ничто не забыто!

(Памятники героям ВОВ)

1


1

Заочная экскурсия, просмотр видеороликов, выполнение плакатов

17



Художественный Петербург

(Знакомство с памятниками художникам; Русским музеем, картинной галереей, Российской академией художеств)

2

1

1

Заочная экскурсия, просмотр видеороликов,

Выполнение творческой работы «Я-художник»

18



Музыкальный Петербург

(Знакомство с музеем музыки, музеем-квартирой Римского-Корсакого, памятникиками композиторам)

2

1

1

Заочная экскурсия,

просмотр видеороликов, прослушивание произведений

19



Литературный Петербург

(Знакомство с памятниками и мемориальными досками писателям и поэтам)

3

1

2

просмотр видеороликов, прослушивание аудиозаписей,

викторина, театрализация (басни И.Крылова)

20



«Знаешь ли ты свой город?»

1


1

Игра – викторина




ИТОГО:

34 часа












Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

  • Печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);

  • Аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях )

  • Электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)

Интернет-ресурсы о Санкт-Петербурге

  • Все музеи Санкт-Петербурга / URL: http://www.museys.ru/

  • Записки о Петербурге / URL: http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga

  • Карта Санкт-Петербурга / URL: http://www.kartaspb.ru/

  • Кунсткамера / URL: http://www.kunstkamera.ru/

  • Мир Петербурга / URL: http://www.mirpeterburga.ru/online/history/

  • Мосты Санкт-Петербурга / URL: http://www.most-spb.ru/

  • Нева. Сайты о Санкт-Петербурге / URL: http://www.nevariver.ru/links.php

  • Петербург: интерактивная карта / URL: http://peterburg2.ru/map/

  • Прогулки по Петербургу / URL: http://walkspb.ru/

  • Экскурсионный Петербург / URL: http://www.gidspb.ru/

  • Энциклопедия Санкт-Петербурга / URL: http://www.encspb.ru/index.php

  • Энциклопедия Санкт-Петербурга / URL: http://www.spbin.ru/encyclopedia.htm

  • Я люблю Петербург / URL: http://www.ilovepetersburg.ru/history

Список литературы

1. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы? СПб., «Норинт», 1998.

2. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград. Энциклопедический справочник/ Гл. ред. Б.Б. Пиотровский. – М., 1992.

3. Махинько Л.Н. «Я –Петербуржец» СПб, «Питер», 1997.

4. Стихи о городе М.Басиной, М.Борисовой, Е.Ефимовского, С.Маршака, Н.Поляковой, С.Скаченкова, В.Суслова, О.Тарутина в различных сборниках и изданиях.

5.Воскобойников В. Санкт-Петербург,СПб, «Золотой век»,2002

6. Энциклопедия для детей. Российские столицы Москва и Санкт-Петербург, М. «Авента+», 2001

7. Яковлева Н.А. Санкт-Петербург. Путешествие через три столетия, СПб, «Литера», 2003

7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юный петербуржец»

Автор: Вукс Яна Николаевна

Дата: 26.05.2015

Номер свидетельства: 215424

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юный петербуржец» (курс  духовно-нравственной направленности) "
    ["seo_title"] => string(121) "rabochaia-programma-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-iunyi-pietierburzhiets-kurs-dukhovno-nravstviennoi-napravliennosti"
    ["file_id"] => string(6) "225012"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439325440"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства