Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юный петербуржец»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юный петербуржец»
Актуальность данной программы состоит в том, что перед школьными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности ребенка, основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию. А любовь к Родине, как известно, начинается с любви к родному городу.
Цель и задачи курса
Таким образом, целью программы курса является создание условий для формирования нравственных чувств, духовно-ценностной и практической ориентации младших школьников в окружающем их городском пространстве.
Условия реализации программы
Данная программа не заменяет общеобразовательную программу, а является хорошим дополнением любой общеобразовательной программы. Занятия могут проходить в форме пешеходных прогулок, заочных экскурсий, творческих мастерских, маршрутов выходного дня.
Знакомство с городом организовано не только в информационно-просветительском ключе, но и в эмоциональном плане. Важно помочь ощутить, пережить единение с городом, вступать в диалог с Петербургом.
Возраст детей:
Программа рассчитана на младших школьников, возраст которых – 9 – 10 лет.
Формы проведения занятий:
беседа
заочные экскурсии
пешеходные прогулки
викторины
игры
исследовательская деятельность
презентации
театрализованные выступления
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю.).
Продолжительность занятия – 45 минут.
Содержание курса «Юный петербуржец»
- Раскрывает уникальные особенности города Санкт-Петербурга, отличающие его от любого другого города (удивительное имя, возраст, герб, ровесник города, природные особенности, удивительный наряд и характер);
- Раскрывается ценность труда создателей Санкт-Петербурга;
- Знакомит учащихся с центром города, его главными достопримечательностями, ансамблями-символами города, расположенными на берегах Невы (Зимний дворец – символ столичного города, центр мировой культуры; Петропавловская крепость – символ рождения города, военной славы России; Адмиралтейство символ рождения военно-морского флота, города военно-морской славы; Стрелка Васильевского острова – символ торгового порта России; Сенатская площадь – символ столичного города, основанного Петром I) Раскрывается их эстетическая, историческая значимость, а также ценность труда людей, создавших эти достопримечательности.
- Знакомит учащихся с самыми интересными в истории и культуре объектами города (Дворцовая площадь – самая главная площадь нашего города, Невский проспект – самый главный проспект нашего города, Александро-Невская лавра – самый первый монастырь, духовный центр нашего города). Раскрывается их эстетическая, историческая, утилитарная значимость и ценность труда их создателей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юный петербуржец» »
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №63 Калининского района
Санкт-Петербурга
«Рекомендовано»
МО учителей ___________
Протокол №______ от ___.______________20….г.
Руководитель МО ________ /_______________/
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
_____________._____________
____.______________.20…..г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ Гимназии №63
Туманова О.Г. ____________
_____._____________.20….г.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Юный петербуржец»
по духовно-нравственному направлению
3 класс
( 1 час в неделю, 34 часа)
Учитель-составитель: учитель начальных классов Вукс Яна Николаевна
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной интеллектуально развитой личности. Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым, поэтому воспитанием и становлением такого человека должна заниматься современная школа, где реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся.
Актуальностьданной программы состоит в том, что перед школьными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности ребенка, основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию. А любовь к Родине, как известно, начинается с любви к родному городу.
Цель и задачи курса
Таким образом, целью программы курса является создание условий для формирования нравственных чувств, духовно-ценностной и практической ориентации младших школьников в окружающем их городском пространстве.
Для успешного достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Способствовать формированию у учащихся:
- познавательного интереса к изучению города;
- элементарных знаний о нашем городе
На основе этих знаний:
2. Содействовать формированию представления об уникальности, неповторимости облика Петербурга.
- грамотно произносить, писать и применять термины и понятия;
- ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу;
- соотносить объект на карте с городским пространством;
- пользоваться краеведческой литературой;
- рассматривать городские объекты и объекты, окружающие в повседневной жизни как источник и уметь извлекать из него информацию;
- описывать памятники, достопримечательности по памяткам;
- соединять повседневный опыт и знания о городе, полученные на занятиях.
4. Развивать монологическую речь и мыслительные умения:
- работать с познавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы, кроссворды);
- подбирать слова, характеризующие объект;
- выявлять главные признаки объекта;
- сравнивать объекты и делать выводы;
- обосновывать свою точку зрения;
- переносить знания, полученные на других учебных предметах.
5. Создавать условия для формирования оценочных суждений:
- формировать знания об утилитарной, эстетической, социальной, историко-культурной значимости городских объектов;
- выражать свое отношение к объекту, событию, творческой деятельности.
6. Содействовать развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала учащихся:
- изображать изученные объекты (в рисунке, поделке, сочинении, сказке, стихотворении, эпитетах).
Программой предусмотрено ознакомление учащихся с богатым культурным наследием города на Неве, формировавшим духовный склад многих поколений людей, творивших новую историю России.
Цель занятий – воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально-чувствительной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит, и ответственности за происходящее.
Условия реализации программы
Данная программа не заменяет общеобразовательную программу, а является хорошим дополнением любой общеобразовательной программы. Занятия могут проходить в форме пешеходных прогулок, заочных экскурсий, творческих мастерских, маршрутов выходного дня.
Знакомство с городом организовано не только в информационно-просветительском ключе, но и в эмоциональном плане. Важно помочь ощутить, пережить единение с городом, вступать в диалог с Петербургом.
Возраст детей:
Программа рассчитана на младших школьников, возраст которых – 9 – 10 лет.
Формы проведения занятий:
беседа
заочные экскурсии
пешеходные прогулки
викторины
игры
исследовательская деятельность
презентации
театрализованные выступления
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю.).
Продолжительность занятия – 45 минут.
Предполагаемые результаты обучения.
Во время прохождения курса «Юный петербуржец» предполагается, что у учащихся будут сформированы следующие умения:
Личностные
Обучающиеся научатся и приобретут:
• эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
• основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
• эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.
Метапредметные
Обучающиеся научатся:
• Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
• Проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
• Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
Обучающиеся получат возможность:
• Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
• Повысить творческую активность и самостоятельность;
• Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Предметные
В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:
• Расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности.
• Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
• Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;
• Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.
Учащиеся научатся:
• Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;
• Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
Содержание курса «Юный петербуржец»
- Раскрывает уникальные особенности города Санкт-Петербурга, отличающие его от любого другого города (удивительное имя, возраст, герб, ровесник города, природные особенности, удивительный наряд и характер);
- Раскрывается ценность труда создателей Санкт-Петербурга;
- Знакомит учащихся с центром города, его главными достопримечательностями, ансамблями-символами города, расположенными на берегах Невы (Зимний дворец – символ столичного города, центр мировой культуры; Петропавловская крепость – символ рождения города, военной славы России; Адмиралтейство символ рождения военно-морского флота, города военно-морской славы; Стрелка Васильевского острова – символ торгового порта России; Сенатская площадь – символ столичного города, основанного Петром I) Раскрывается их эстетическая, историческая значимость, а также ценность труда людей, создавших эти достопримечательности.
- Знакомит учащихся с самыми интересными в истории и культуре объектами города (Дворцовая площадь – самая главная площадь нашего города, Невский проспект – самый главный проспект нашего города, Александро-Невская лавра – самый первый монастырь, духовный центр нашего города). Раскрывается их эстетическая, историческая, утилитарная значимость и ценность труда их создателей.
Календарно-тематическое планирование
№п/п
Дата
план
Дата
факт
Тема занятия
Количество часов
Теория
Практика
Форма деятельности
1
Введение. Наш город- Санкт Петербург
1
1
Заочное путешествие по городу,
разгадывание кроссворда
2
Город на берегах Невы. Покровитель города.
1
1
Беседа, просмотр видеороликов
3
Неприступная твердыня.
(Заячий остров. Петропавловская крепость)
1
1
Беседа, работа со схемой-картой,
разгадывание чайнворда
4
Первые городские постройки.
2
1
1
Беседа, просмотр видеороликов
5
Летний сад.
2
1
1
Заочная экскурсия по саду, просмотр видеофильма,
Выполнение творческой работы
6
Дворцовая площадь – главная площадь города.
1
1
Беседа, работа с картой
7
Главная улица - Невский проспект.
(Путешествие по улицам города.
История названий улиц, которые нас окружают)
1
1
Заочная экскурсия, работа с картой,
работа с инф.источниками, исследовательская деятельность
8
Васильевский остров.
1
1
Беседа, просмотр видеороликов
9
Зимний дворец.
2
1
1
Беседа, работа в группах, работа с инф. источниками просмотр видеороликов
10
Санкт-Петербург- город рек и каналов.
2
1
1
Заочная экскурсия, просмотр видеороликов, работа с картой
11
Мосты.
1
1
Беседа, работа в группах, разгадывание кроссворда
12
Дворцы нашего города
3
1
2
Беседа, просмотр видеороликов,
работа с инф. источниками
13
Музеи нашего города.
3
1
2
Заочная экскурсия, исследовательская работа «Из какого музея эта вещь?»
14
Животные, застывшие в камне.
1
1
Заочная экскурсия,
выполнение эскиза памятника
15
Театры нашего города.
(Знакомство с театрами города)
3
1
2
Игра, просмотр видеороликов, театрализация, просмотр спектакля
16
Никто не забыт, ничто не забыто!
(Памятники героям ВОВ)
1
1
Заочная экскурсия, просмотр видеороликов, выполнение плакатов
17
Художественный Петербург
(Знакомство с памятниками художникам; Русским музеем, картинной галереей, Российской академией художеств)
2
1
1
Заочная экскурсия, просмотр видеороликов,
Выполнение творческой работы «Я-художник»
18
Музыкальный Петербург
(Знакомство с музеем музыки, музеем-квартирой Римского-Корсакого, памятникиками композиторам)
2
1
1
Заочная экскурсия,
просмотр видеороликов, прослушивание произведений
19
Литературный Петербург
(Знакомство с памятниками и мемориальными досками писателям и поэтам)
3
1
2
просмотр видеороликов, прослушивание аудиозаписей,
викторина, театрализация (басни И.Крылова)
20
«Знаешь ли ты свой город?»
1
1
Игра – викторина
ИТОГО:
34 часа
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
Печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
Аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях )