РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юный петербуржец» (курс духовно-нравственной направленности)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юный петербуржец» (курс духовно-нравственной направленности)
Цель данного курса:
Создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации школьников в мире города.
Основные задачи курса:
Способствовать развитию духовно-нравственной сферы ребенка:
А) осознание ребенком значимости культурного наследия и культурного пространства Петербурга для общества, для себя (для реализации своих собственных жизненных планов).
Б) формирование оценочных суждений
В) формирование таких чувств, как сопричастность к городу и его проблемам, ответственность за свое поведение, уважение к согражданам – создателям петербургского наследия, носителям петербургской культуры, представителям разных национальностей, гордость за уникальность культурного наследия города, в котором он живет.
Содействовать формированию практических умений, необходимых для жизни в современном городе-мегаполисе (ориентироваться в городском пространстве, читать карту города, извлекать информацию из объектов городской среды, вступать в коммуникацию с горожанами, организовывать свой досуг с учетом возможностей культурной столицы).
Способствовать формированию устойчивого познавательного интереса учащихся к изучению родного города.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
средняя общеобразовательная школа № 311 с углубленным изучением физики
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНА
на заседании методического объединения
ГБОУ СОШ № 311
Протокол №___
от «___» августа 20___
Председатель МО:
Н.Е. Смирнова
ПРИНЯТА
на Педагогическом совете
ГБОУ СОШ № 311
Протокол №____
от «___» августа 20___
Секретарь педсовета
С.Ю.Самигулина
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГБОУ СОШ № 311
_______В.Л. Виноградова
«___» августа 20___
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по ВР
Л.В. Ларионова
«___» августа 20___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юный петербуржец»
(курс духовно-нравственной направленности)
Класс: 2 «А»
Срок реализации:2015-2016 уч.год
Разработчик:
Белова Е.Я.,
учитель начальных классов
Санкт-Петербург
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный петербуржец» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учебного плана ГБОУ СОШ № 311 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ СОШ № 311 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.).
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание тем, а также учитывает возрастные особенности обучающихся, уровень развития их познавательных способностей, специфику образовательного учреждения.
ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с последующими изменениями;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»);
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения);
Образовательная программа ГБОУ СОШ № 311 с углубленным изучением физики Фрунзенского района Санкт-Петербурга;
Положение о рабочих программах курсов внеурочной деятельности ГБОУ СОШ № 311 с углубленным изучением физики Фрунзенского района Санкт-Петербурга (по реализации ФГОС НОО);
Учебный план ГБОУ СОШ № 311 с углубленным изучением физики Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Календарный учебный график ГБОУ СОШ № 311 с углубленным изучением физики Фрунзенского района Санкт-Петербурга
При составлении программы приняты во внимание педагогическая целесообразность, запросы, потребности обучающихся и их родителей.
В реализации программы курса участвуют обучающиеся _2 а___ класса. Программа курса рассчитана на __1___год обучения. Занятия проводятся _1__ раз в неделю, __34__часа в год.
Направленность курса внеурочной деятельности «Юный петербуржец».
Цель данного курса:
Создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации школьников в мире города.
Основные задачи курса:
Способствовать развитию духовно-нравственной сферы ребенка:
А) осознание ребенком значимости культурного наследия и культурного пространства Петербурга для общества, для себя (для реализации своих собственных жизненных планов).
Б) формирование оценочных суждений
В) формирование таких чувств, как сопричастность к городу и его проблемам, ответственность за свое поведение, уважение к согражданам – создателям петербургского наследия, носителям петербургской культуры, представителям разных национальностей, гордость за уникальность культурного наследия города, в котором он живет.
Содействовать формированию практических умений, необходимых для жизни в современном городе-мегаполисе (ориентироваться в городском пространстве, читать карту города, извлекать информацию из объектов городской среды, вступать в коммуникацию с горожанами, организовывать свой досуг с учетом возможностей культурной столицы).
Способствовать формированию устойчивого познавательного интереса учащихся к изучению родного города.
Формы и виды организации внеурочной деятельности:
-Познавательная деятельность (поиск информации, дополнительного материала по теме, исследовательская деятельность);
-Проблемно-ценностного общения (этические беседы)
-Досугового общения( тематические экскурсии в музеи, к источеским и архитектурным памятникам города)
-В форме игровой деятельности
-Социально образовательный проект
-Художественного творчества (Конкурсы рисунков , творческих работ)
В ходе проведения занятий «Путешествие по Санкт-Петербургу» индивидуальные формы работы с учащимися сочетаются с коллективными формами .
Планируемые результаты освоения программы
Исходя из целей данной программы, планируется достижение следующих метапредметных результатов:
Познавательные УУД:
-понимание значения искусства и культуры в жизни человека и общества;
-восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;
-умение эмоционально воспринимать и оценивать произведения русского и мирового искусства;
-проявление устойчивого интереса к истории и художественным традициям Санкт-Петербурга и России.
Регулятивные УУД: умение видеть и воспринимать явления художественной культуры в окружающей жизни.
Коммуникативные УУД:
–эмоционально-ценностное отношение к истории и культуре Санкт-Петербурга и России;
-понимание многообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций.
Помимо метапредметных, планируется достижение личностных результатов: способности к аргументированной оценке поступков, осознание своих сильных сторон и слабостей, уважительно-доброжелательное отношение к партнерам, способность осуществлять осознанный и ответственный выбор.
Формы учета результатов освоения программы курса «Юный петербуржец»
В процессе оценки достижения результатов планируется использование следующих диагностических материалов:
результаты самоанализа и самооценки;
результаты педагогического наблюдения;
творческие продукты учеников: проекты, исследовательские и творческие работы.
Формы подведения итогов работы: концерт и выставка творческих работ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Разделы курса
Количество часов
Название
Форма организации
всего
теория
практика
1
«Здравствуй, Петербург!»
беседа, игра, экскурсия
8
5
3
2
«Исторический центр Санкт –Петербурга»
беседа, игра, экскурсия
25
16
9
3
«Мой город»
игра
1
1
ИТОГО:
34
21
13
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Тема
Содержание
1
«Здравствуй, Петербург!»
Рождение нашего города.
Царь Пётр I. Его появление на берегах Невы. Идея постройки крепости. День рождения города. Начало строительства. Происхождение названия. Работа с пособием «Санкт-Петербург» Е.В.Дмитриевой, стр.3.
2
Символы нашего города.
Город на островах. Петербург морской и речной порт. Герб Петербурга, флаг, гимн. Андреевский флаг. Ангел на флюгере Петропавловского собора, кораблик на флюгере Адмиралтейства.Мозаика «Составь символ». Конкурс творческих работ «Символы Санкт-Петербурга»(рисунки, поделки). Работа с пособием .
3
Крепость на Заячьем острове
Местоположение. Работа с картой-схемой. Составные части. Назначение. Работа с пособием Дмитриевой стр. 4-6.
4
Домик Петра Первого
Местоположение. Работа с картой-схемой. Внешний вид. Внутреннее убранство. Каменный футляр. Работа с пособием стр. 7-9.
5
Петропавловский собор
Местонахождение. Работа с картой. Внешний вид. История создания. Происхождение названия. Архитектор Доменико Трезини. Пособие стр. 11-13
6-8
Автобусная экскурсия «Как возник наш город?»
Правила поведения на экскурсии. Почему надо сохранять и беречь исторические здания и памятники. Почему надо изучать историю города. Обсуждение. Конкурс рисунков.
9
«Исторический центр Санкт –Петербурга»
Адмиралтейство.
Местонахождение. Работа с картой. Внешний вид. История создания. Происхождение названия. Архитектор Андреян Захаров. Пособие стр. 14-16
Архитектурные украшения башни. Работа со схемой. Творческое задание на различие внешнего вида колокольни Петропавловского собора и башни Адмиралтейства. Творческий конкурс костюмов « Я скульптура Адмиралтейства» Пособие стр. 17-18
10
Летний сад.
Местонахождение. Работа с картой - схемой. История создания. Происхождение названия. Постройки в Летнем саду. Ограда Летнего сада. Пособие стр. 19-22
11
Летний дворец
Местонахождение. Внешний вид. История создания. Происхождение названия. Архитектор Доменико Трезини. Понятие рельеф. Сравнение внешнего облика домика Петра Первого и Летнего дворца Петра. Пособие стр. 23-25.
12-14
Экскурсия в Летний сад
Правила поведения на экскурсии. Почему надо сохранять и беречь исторические здания и памятники. Почему надо изучать историю города. Обсуждение. Конкурс рисунков «Растения Летнего сада».
15
Дворцовая площадь
Местоположение. Работа с картой. Значение слова фасад, пандус, пилястры. Зимний дворец. Ф.Б. Растрелли. Парадная лестница Зимнего дворца. Пособие стр.26-30
16
Государственный Эрмитаж.
Музей в Зимнем дворце. Малый Эрмитаж. Старый Эрмитаж. Новый Эрмитаж. Некоторые экспонаты Эрмитажа. Виртуальное путешествие по залам Эрмитажа. Пособие стр. 31-33
17
Арка Главного штаба
Местоположение. Внешний вид. Назначение. Архитектор К. И. Росси. Колесница и богиня победы Ника. Александровская колонна. Огюст Монферран. Пособие стр. 34-37.
18-20
Экскурсия в Эрмитаж
Правила поведения на экскурсии. Почему надо сохранять и беречь исторические здания и памятники. Почему надо изучать историю города. Обсуждение. Конкурс рисунков.
21
Стрелка Васильевского острова.
Город на островах. Работа с картой-схемой. Местонахождение. История создания. Назначение. Здание Биржи. Тома де Томон. Пособие стр. 38-39
22
Ростральные колонны.
Внешний вид. Происхождение названия. Назначение. Пособие стр. 40-41.
23-25
Экскурсия в Зоологический музей
Правила поведения на экскурсии. Почему надо сохранять и беречь исторические здания и памятники. Почему надо изучать историю города. Обсуждение. Конкурс рефератов о животных.
26
Площадь Декабристов.
Местонахождение. Работа с картой. Кто такие декабристы? К. Росси. Здания Сената и Синода. Скульптуры. Сенатская площадь. Медный всадник. Пособие стр. 42-45.
27
Исаакиевская площадь.
Местонахождение. Работа с картой. Внешний вид. Мариинский дворец. Памятник Николаю Первому. Синий мост. Пособие стр. 46-49.
28
Исаакиевский собор
Собор-великан. Внешний облик. Архитектор О. Монферран. Значение слов: звонницы, портики, колоннады. Скульптуры на соборе. Пособие стр. 50-53.
29
Невский проспект
Главная улица нашего города – Невский проспект. Внешний вид проспекта. Знаменитые и узнаваемые здания на Невском проспекте. Работа с картой. Обмен информацией об улицах нашего города известных детям.
Местоположение. Внешний облик. Происхождение названия. А.Н. Воронихин. Памятники великим полководцам. Пособие стр. 58-60
31
Храм Воскресения Христова
Местоположение. Внешний облик. Происхождение названия. История создания. А. А. Парланд и священник Игнатий. Внутреннее убранство храма. Пособие стр. 61-63
32
Гостиный двор.
Городская дума.
История создания. Внешний облик. Назначение. Архитектор Валлен-Деламот. Башня Городской думы. Внешний облик. Назначение. Пособие стр.64-67.
33
Аничков дворец
История создания Внешний вид. Дворец творчества юных. Аничков мост. Скульптурные группы. Пособие стр. 68-71
34
Итоговое занятие
«Мой город»
Концерт детей и выставка творческих работ
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КУРСА
Технические средства обучения:
-интерактивная доска;
-автоматизированное рабочее место учителя;
-мультимедийный проектор;
-система голосования «mimio»;
-колонки.
Учебно-методическое
Литература для учителя:
-Ермолаева Л.К.. Лебедева И.М. Чудесный город: Петербургская тетрадь.- СПб.: АО "Норинт",2009 г.
-Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск первый: Пособие по истории города с вопросами и заданиями.-СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2013 г.
-Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. СПб.: ИД "Паритет",2014 г.
-Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Программно-методические материалы.- СПб. КОРОНА принт, 2014 г.
-Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Прогулки по Петербургу. Вып. 2. Здесь будет город…- СПб.: Химия, 2009 г.
-Ефимовский Е.С. Петербург в загадках.- СПб.: ЗАО " Норинт", 2014г.