kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа курса «Занимательный синтаксис» 10-11 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Программа  курса «Занимательный синтаксис»  для учащихся 10-11 классов разработана в соответствии  с правовыми и   нормативными документами. Цель: способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника. Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «Занимательный синтаксис» 10-11 классы »























Рабочая программа

курса « Занимательный синтаксис»







Составитель

Ефременко Марина Владимировна,

учитель русского языка и литературы













Суслово

2014


1 .Пояснительная записка


Программа курса «Занимательный синтаксис» для учащихся10-11 классов разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:

-Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденным Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

-федеральным базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования РФ от 09. 03. 2004 г. № 1312;

-положением о рабочей программе учебных предметов (курсов) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сусловская средняя

общеобразовательная школа», утвержденным приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 30.08.13 г. № 160

-учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сусловская средняя общеобразовательная школа», утвержденным приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 23.06.2014года №115.


Цель: способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника.

Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы для достижения данной цели решать следующие задачи:

-активизировать все виды деятельности, связанные с совершенствованием устной и письменной речи учащихся

– выработать у учащихся умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовить обучающихся к редактированию и составлению связных текстов; уяснить свойства частей речи субстантивироваться (выступать в роли существительного);

- формировать навык сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;

– развивать навык определения структурно- семантических различий предложений; нахождения и исправления стилистических ошибок.

- научить учащихся строить синонимические конструкции и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать свой речевой выбор.

Место курса в учебном плане.

В соответствии с учебным планом МБОУ «Сусловская СОШ» общий объём времени, отводимый на курс «Занимательный синтаксис» в 10-11 классах из предметной области Филология, составляет 68 часов (1 час в неделю в каждом классе и 34 часа в учебный год в каждом классе).



Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся 10,11 классов должны знать:

-определения основных изучаемых в курсе языковых явлений, речеведческих понятий , обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры

В результате изучения курса учащиеся 10,11 классов должны уметь:

- самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;

- обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;

- находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений (и помнить, что они не означают тождества);

- владеть навыками стилистической правки текста;

- самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико–стилистическую структуру предложения и использовать ее в собственной речи;

- использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.

- понимать взаимосвязь курса с особенностями профессий

профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному предмету


Формы контроля уровня достижений учащихся

Контроль успеваемости осуществляется в следующих формах:

устные ( сообщения учащихся на заданную тему, устные ответы, доклады);

письменные: (рецензия на сочинение товарища-1 час, контрольные работы)

Контроль проводится со следующей периодичностью:

текущий- ежеурочно;

промежуточный контроль проводится после изучения темы;

итоговый- после изучения раздела.

2. Содержание курса

Раздел I. О словах и их сочетаниях (4 ч)

Введение. Всемогущий синтаксис.

Интонация. Логическое ударение. Пауза. Порядок слов.

Роль интонации, логического ударения, паузы и порядка слов в предложении. Какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные. Условия этого преобразования. Влияние логического ударения на порядок слов. Смысловое значение паузы.

К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: варианты ответов в зависимости от логического ударения. Двусмысленность предложения. От интонации меняется смысл предложения.

Слова. Сочетания слов. Словосочетания.

Различие слова и словосочетания на слух. Условия превращения словосочетаний в слова. Условия для слияния слов в одно слово. Порядок слов в словосочетании (прямой, постоянный). Лексическое значение словосочетаний. Грамматическое значение словосочетания. Объединение слов в словосочетание. От чего зависит лексическая сочетаемость слов.

К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: стилистический прием – олицетворение. Художественно целесообразный.

Раздел II. Основные виды подчинения (5 ч)

Согласование.

Прямой порядок слов при согласовании. Названия-термины. Названия-нетермины. Определительные отношения.

Управление. Двойное управление. Объектные, субъектные и обстоятельственные отношения. Средства связи при управлении. Определительные отношения при управлении.

Примыкание.

Роль порядка слов в примыкании. Одинаковые синтаксические отношения. Сближение примыкания и управления.

К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: грамматическое значение. Богатые возможности главных слов. Разнообразие главных и зависимых слов в примыкании. Составная часть словосочетания. Единый компонент.

Раздел III. простое предложение (15 ч)

Типы предложений.

Односоставные, двусоставные, полные, неполные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения, инфинитивные, назывные предложения. Разновидности назывных предложений. Синонимия односоставных предложений. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.

К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: структура предложения. Разграничение предложений. Разграничение простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.

Главные члены предложения.

Какой из главных членов предложения важнее. Предмет речи в предложении. Предикативные отношения. Роль подлежащего и сказуемого.

К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: предмет речи. Формы выражения мыслей. Удобные формы. Трехсловные сказуемые. Тесное содружество.

Второстепенные члены предложения.

Значение второстепенных членов предложения. Определительные отношения. Определения особого рода (приложения).

К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: второстепенные члены предложения вовсе не второстепенны по своему значению. «Нейтральный» термин (главный член предложения).

Обособленные второстепенные члены предложения.

Обособление. Отличие обособленных членов от необособленных. Ряд условий, которые способствуют смысловому выделению второстепенных членов. Случаи обязательного обособления. Советы по обособлению. Экспрессивная роль обособлений в текстах различного стиля. Значения обособленных обстоятельств.

К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: смысловое подчеркивание второстепенных членов. Строгие закономерности обособления. Частные условия обособления обстоятельств.

Уточняющие члены предложения.

Назначение уточняющих членов предложения. Особенности уточняющих членов предложения.

К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: особая интонация, конкретная информация.

Слова, не являющиеся членами предложения.

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения).

Обращение. Функции обращений. Анализ обращений.

К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: своеобразные синтаксические отношения в предложении. Социальная значимость обращений. Звательная форма.

Раздел IV. сложное предложение (4 ч)

Сложные предложения.

Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов.

К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: смысловая емкость. Синтаксические синонимы. Параллельные синтаксические конструкции.

Раздел V. пунктуация (5 ч)

Немного о пунктуации. Трудные вопросы пунктуации.

Группы знаков препинания по их функции. Многофункциональность запятой, тире, двоеточия. Особые случаи постановки многоточия. Знаки препинания в особых речевых ситуациях.

К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: многофункциональность. Особые речевые ситуации.



3.Тематическое планирование

Тематическое планирование 10 класс



Темы, разделы

Количество часов

Раздел 1. О словах и их сочетаниях

13

Раздел 2. Основные виды подчинения

10

Раздел 3. Простое предложение

11

Итого:

34







Тематическое планирование 11 класс



Темы, разделы

Количество часов

Раздел 1. Простое предложение

21

Раздел 2. Сложное предложение

8

Раздел 3. Пунктуация

5

Итого:

34





4. Календарно – тематическое планирование.

Календарно – тематическое планирование. 10 класс



№ п/п

Название тем курса

Всего часов

Сроки

Примечание

Раздел 1. О словах и их сочетаниях (13 ч)

1

Введение. Всемогущий синтаксис

1



2-3

Интонация, логическое ударение,

2



4

Паузы. Смысловое значение паузы.

1



5

Роль порядка слов в предложении

1



6

Слова

1



7

Сочетания слов.

1



8-9

Словосочетания

2



10-11

Порядок слов в словосочетании

2



12-13

Олицетворение. Использование стилистического приема в речи

2



Раздел 2. Основные виды подчинения (10ч.)

14-15

Основные виды подчинения

2



16

Согласование

1



17

Урок- практикум «Согласуй правильно»

1



18

Управление

1



19-20

Средства связи при управлении.

2



21

Урок- практикум «Правильно используем управление в речи»

1



22

Примыкание

1



23

Роль порядка слов в примыкании

1



Раздел 3. Простое предложение (11ч)

24-25

Типы предложений.

2



26-27

Односоставные предложения

2



28

Неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений

1



29

Главные члены предложения

1



30

Предикативные отношения.

1



31

Второстепенные члены предложения

1



32-33

Значение второстепенных членов предложения.

2



34

Определения особого рода (приложения)

1









Календарно – тематическое планирование. 11 класс



№ п/п

Название тем курса

Всего часов

Сроки

Примечание


Раздел 1

Простое предложение(21)




1

Синтаксис- раздел науки о языке.

2



2-3

Предложение. Типы предложений

2



4-5

Главные и второстепенные члены предложения

2



6

Обособленные члены предложения

1



7

Условия смыслового выделения второстепенных членов предложения.

1



8

Роль обособлений в текстах различного стиля.

1



9

Случаи обязательного обособления.

1



10

Значения обособленных обстоятельств

1



11

Частные условия обособления обстоятельств.




12

Отличие обособленных членов от необособленных.

1



13-14

Урок - практикум «Правильно поставь знак препинания»

2



15

Уточняющие члены предложения.

1



16

Роль уточняющих членов в предложении.

1



17

Слова, не являющиеся членами предложения

1



18

Вводные слова и словосочетания. Их роль в предложении.

1



19

Вводные предложения.

1



20

Обращение. Функции обращений.

1



21

Социальная значимость обращений. Звательная форма.

1



Раздел 2. Сложные предложения ( 8ч)

22

Виды сложных предложений.

1



23

Своеобразие семантики, структуры и функций сложных предложений

1



24-25

Условия постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях

2



26

Особенности сложноподчиненных предложений




27

Синонимия предложений разных видов




28-29

Урок-практикум «Сложные предложения. Условия постановки знаков препинания»

2



Раздел 3. Пунктуация (5 ч)

30

Трудные случаи пунктуации

1



31

Группы знаков препинания по их функции.

1



32

Многофункциональность запятой, тире, двоеточия.

1



33

Знаки препинания в особых речевых ситуациях.

1



34

Итоговое занятие Всемогущий и занимательный синтаксис.

1



































  1. Материально — техническое обеспечение образовательной деятельности:


технические средства:

- персональный компьютер с выходом в Интернет;

- мультимедийный проектор.

Интернет-ресурсы : 

Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) - http://rusgram.narod.ru

Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru

Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - http://www.gramma.ru

Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ)- http://www.ropryal.ru

Словари.Ру - ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка - http://www.slovari.ru-

Список литературы для учителя

1.. Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2 ч. – Ч. 2. – М., 1967.

2. Блинов, Г. И. Изучение связи слов на уроках русского языка. – М., 1963.

3. Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса / сост. В. А. Мызина. – М.: Просвещение, 1976.

4. Дейкина, А. Д., Пахнова, Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. – М.: Вербум, 2001.

5. Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.

6. Формановская, Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» – М., 1982.

7. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. – М., 1978.

Список литературы для учащихся

1. Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2 ч. – Ч. 2. – М., 1967.

2. Постникова, И. И., Зинченко, Т. Н. и др. Это непростое простое предложение. – М.: Просвещение, 1985.

3. Дерягин, В. Я. Беседы о русской стилистике. – М.: Знание, 1978.

4. Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение, 1976.

3. Кодухов, В. И. Рассказы о синонимах. – М.: Просвещение, 1984






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Рабочая программа курса «Занимательный синтаксис» 10-11 классы

Автор: Ефременко Марина Владимировна

Дата: 23.10.2014

Номер свидетельства: 121651

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по курсу "Развитие речи"  4 класс "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-proghramma-po-kursu-razvitiie-riechi-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "126725"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415207806"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Дополнительная общеобразовательная программа -   дополнительная  общеразвивающая программа  объединения "Занимательный русский язык", конспект"
    ["seo_title"] => string(159) "dopolnitiel-naia-obshchieobrazovatiel-naia-proghramma-dopolnitiel-naia-obshchierazvivaiushchaia-proghramma-obiedinieniia-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk-konspiekt"
    ["file_id"] => string(6) "275040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452510223"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства