Рабочая программа кружка "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа кружка "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа кружка «Декоративно-прикладное творчество»
Тематические блоки программы расположены в определённой системе: от более простого к сложному; каждый блок программы имеет свою логическую структуру; позволяет учитывать различную степень подготовки учащихся, индивидуальные способности, направленность интересов учащихся. Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся и не повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения (технологии). Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские
качества. Программа рассчитана на обучение детей 7- 14 лет
Цель программы: развитие мотивации кружковцев к занятиям различными видами декоративно-прикладного творчества, знакомство с технологией плетения на рамке, нитяной графики - изонити, гратографии , художественной росписи по ткани, изготовления искусственных цветов из ткани, аппликации, изготовления барельефов, декорирования изделий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Декоративно-прикладное творчество" »
МБОУ СОШ №1п.Клетня Брянской области
ПРОГРАММА
кружка
« ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Разработала: Ермакова Мария Дмитриевна
Учитель технологии, педагог дополнительного образования.
Рабочая программа кружка «Декоративно-прикладное творчество»
Пояснительная записка
Тематические блоки программы расположены в определённой системе: от более простого к сложному; каждый блок программы имеет свою логическую структуру; позволяет учитывать различную степень подготовки учащихся, индивидуальные способности, направленность интересов учащихся. Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся и не повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения (технологии). Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские
качества. Программа рассчитана на обучение детей 7- 14 лет
Цель программы: развитие мотивации кружковцев к занятиям различными видами декоративно-прикладного творчества, знакомство с технологией плетения на рамке, нитяной графики - изонити, гратографии , художественной росписи по ткани, изготовления искусственных цветов из ткани, аппликации, изготовления барельефов, декорирования изделий.
Задачи программы:
Обучающие:
- сформировать элементарные знания и умения в изучаемых видах декоративно- прикладного творчества;
- научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями;
- познакомить детей с историей изучаемых видов рукоделия.
- воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, целеустремлённость, терпение, положительное отношение к труду, доброе отношение к товарищам, бережливость.
Учебно- тематический план
№п/п
Раздел
Всего
часов
Тема раздела
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2
II.
Изготовление сувениров из гипса
12
Гипс. Разновидности гипса и его свойства. Применение гипса в изготовлении изделий. Отливка барельефов.
1
1
Изготовление магнитиков. Технология выполнения
2
Основы цветоведения. Художественная обработка материалов. Русские народные традиции в оформлении изделий.
1
1
Хохлома. Приёмы выполнения росписи барельефов. Роспись барельефов в традиционном стиле
2
Изготовление рамки для фото. Литьё из гипса. Рамка для фото. Художественная обработка рамки - раскрашивание
2
Отделка готовых изделий лаком
1
1
III
Плетение салфеток на рамке.
18
Инструменты и материалы для плетения. Виды рамок. Приёмы плетения на рамке.
1
1
Узоры для салфетки. Составление композиции узора
1
1
Способы плетения и закреплениянитей.
2
Соединение элементов узора тройным узлом
2
Оформление салфетки. Разрезание нитей по узору.Бахрома.
2
Уход за плетёными изделиями
2
2
Возможности изготовления изделий на рамке. Творческая работа по выбору учащихся
1
5
IV
Ниточная графика. Изонить
24
Изонить. Инструменты и материалы для работы. Правила безопасности труда и личной гигиены. Эскиз рисунка из геометрических фигур.
1
1
Основные приёмы изонити. Правила заполнения угла
2
Правила заполнения окружности
2
Составление геометрических узоров и заполнение их в технике изонити
Понятие «рисунок- сколок». Правила изготовления сколка
1
2
1
Декоративные картинки в технике изонити и технология их изготовления
1
9
Завершение работы по изготовлению картинки. Оформление работы в рамку.
1
1
V.
Графический дизайн
14
Инстументы и материалы для графических работ.
Способы увеличения и уменьшения рисунка. Подбор рисунков для графических работ.
1
1
Графика. Работа тушью
2
Правила безопасности труда и личной гигиены.
Эскиз рисунка. Выполнение работ по выбору учащихся.
2
Гратография .Способы выполнения
1
1
Выполнение работы в технике гратография
4
Оформление работы в рамку. Изготовление картонной рамки
2
VI.
Художественная роспись ткани. Батик
56
Батик. Виды росписи тканей. Инструменты и приспособления для росписи
2
Способы перевода рисунка на ткань. Приготовление красителей. Работа с колером.
1
1
Отработка приёмов заливок на ткани
2
Знакомство с резервом. Отработка приёма проведения непрерывных линий резервом по контуру рисунка
2
«Морской конёк» Эскиз. Графика. Выразительные возможности графики
1
1
Рисунок «Морской конёк». Эскиз в цвете. Гуашь
2
«Морской конёк». Роспись ткани
1
3
Панно « Удод» Эскиз. Графика. Статика и динамика.
0,5
1,5
« Удод» Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель.
2
« Удод». Роспись по ткани
4
Тема « Осень» Графика. Виды линий. Эскиз в цвете.
1
2
Акварель. Роспись по ткани
Панно «Осень в городе»
3
Пропаривание работы. Оформление в рамку
«Зима» Эскиз. Графика. Зеркальная симметрия. Простой карандаш.
0,5
2
1,5
«Зима» Эскиз в цвете. Цветовые контрасты. Акварель.
«Подсолнухи». Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель
2
«Подсолнухи».Роспись по ткани
4
Тема «Цветы».Творческая работа по выбору учащихся .
2
Оформление интерьера .Роспись по ткани
4
Анализ выполненной работы. Выставка работ учащихся.
2
VII
Искусственные цветы из ткани
14
Цветы из ткани. Использование их в оформлении интерьера, одежды, подарков.
1
1
Подготовка материала к работе: крахмаление, желатинование.
2
Изготовление трафаретов цветов и листьев. Вырезание деталей.
0,5
1,5
Основные приёмы изготовления искусственных цветов.Безопасные приёмы работы с инструментами
1
3
Гофрирование лепестков и листьев.
Изготовление тычинок и пестиков
О,5
1,5
Сборка цветов
2
Выполнение цветочной композиции по выбору учащихся.
2
VIII.
Экскурсии
4
Экскурсии на выставку работ декоративно-прикладного творчества . Встреча с народными умельцами
4
Итого:
144
26
118
Программа
I.Вводное занятие: (2ч.)
Уточнение состава кружковцев. Знакомство с программой кружка. Инструменты и материалы для выполнении различных работ. Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места. Беседа о видах декоративно-прикладного искусства.
Практическая работа:
Запись правил техники безопасности
II. Изготовление сувениров из гипса : (12 ч.)
Гипс. Разновидности гипса и его свойства. Применение гипса в изготовлении изделий. Отливка барельефов. Изготовление магнитиков. Технология выполнения. Основы цветоведения. Художественная обработка материалов. Русские народные традиции в оформлении изделий. Хохлома. Приёмы выполнения росписи барельефов.
Роспись барельефов в традиционном стиле Изготовление рамки для фото. Литьё из гипса.
Отделка готовых изделий лаком
Практическая работа:
1.Отливка барельефов
2.Выполнение художественной обработки
3. Изготовление рамки для фото. Литьё из гипса.
4 .Отделка готовых изделий лаком
III Плетение салфеток на рамке. (18ч.)
История рукоделия. Инструменты и материалы для плетения. Виды рамок. Приёмы плетения на рамке. Узоры для салфетки. Гармония цвета. Составление композиции узора Способы плетения и закреплениянитей. Соединение элементов узора тройным узлом.
Оформление салфетки. Разрезание нитей по узору.Бахрома. Уход за плетёными изделиями.Возможности изготовления изделий на рамке.
Творческая работа по выбору учащихся
Практическая работа:
1.Отработка приёмов плетения
2. Составление композиции узора
3.Закрепление цветочных узоров на салфетке тройным узлом
4. Разрезание нитей с лицевой стороны по рисунку.
5. Оформление края изделия бахромой
6. Выполнение творческой работы по выбору учащихся ( салфетка , плед, скатерть)
IV. Нитяная графика. Изонить (24ч.)
1. Вводное занятие- 4 ч
Изонить. История рукоделия. Инструменты и материалы для работы. Правила безопасности труда и личной гигиены. Эскиз рисунка из геометрических фигур.
Практическая работа: Работа над эскизом рисунка из геометрических фигур.
2. Основные приёмы изонити.- 4 ч.
Правила заполнения угла. Правила заполнения окружности
Практическая работа: Отработка навыков заполнения различных геометрических фигур.
3. Составление геометрических узоров и заполнение их в технике изонити - 4 ч. Понятие «рисунок- сколок». Правила изготовления сколка .
Практические работы:
1.Составление геометрического узора и его сколка.
2. Заполнение рисунка в технике изонити. Закладка для книг.
4. Изготовление сувениров и декоративных картинок в технике изонити
по выбору-12ч
Декоративные картинки в технике изонити и технология их изготовления.
Практические работы:
1.Перевод эскизов на основу. Изготовление сколка.
2.Изготовление картинки в технике изонити.
Завершение работы по изготовлению картинки. Оформление работы в рамку. Анализ работы. Подведение итогов. Контроль знаний учащихся.
V.Графический дизайн (14 ч.)
Инстументы и материалы для графических работ.
Способы увеличения и уменьшения рисунка. Подбор рисунков для графических работ.
Графика. Работа тушью .Правила безопасности труда и личной гигиены.
Эскиз рисунка. Выполнение работ по выбору учащихся .Гратаж .Гратография .Грунтография. Способы выполнения. Выполнение работы в технике гратография. Оформление работы в рамку. Изготовление картонной рамки. Анализ выполненной работы. Выставка работ учащихся
Практическая работа
1.Увеличение и уменьшение рисунка
2.Выполнение эскиза рисунка для гратографии
3.Выполнение работы в технике гратографии и грунтографии (воскографии)
4. Изготовление картонной рамки
VI. Художественная роспись ткани. Батик ( 56 ч.)
Подготовительные работы-( 8ч.)
Батик. История. Виды росписи тканей. Применение тканей. Дизайн интерьера. Дизайн одежды и аксессуаров. Инструменты и приспособления для росписи. Способы перевода рисунка на ткань.
Приготовление красителей. Работа с колером. Отработка приёмов заливок на ткани. Знакомство с резервом. Отработка приёма проведения непрерывных линий резервом по контуру рисунка.
Тема «Морской конёк»- ( 8ч.)
Эскиз. Графика. Виды линий. Выразительные возможности графики. Рисунок « Морской конёк». Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Гуашь «Морской конёк». Роспись ткани.
Тема « Удод»- (8ч.)
Эскиз. Графика. Статика и динамика. Простой карандаш. « Удод» Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель. «Удод». Роспись по ткани
Тема « Осень» – (8ч.)
Графика. Виды линий. Выразительные возможности графики. Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель. Роспись по ткани. Панно «Осень в городе» Пропаривание работы. Оформление в рамку
Тема «Зима» - (8 ч.)
Эскиз. Графика. Зеркальная симметрия. Простой карандаш.
«Зима» Эскиз в цвете. Цветовые контрасты. Акварель. «Зима». Роспись по ткани
Тема «Подсолнухи».-(8ч.)
Эскиз. Графика. Передача строения. Пропорции. Рисунок кистью«Подсолнухи». Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель«Подсолнухи».Роспись по ткани. Пропаривание работы. Оформление в рамку
Тема «Цветы».Творческая работа по выбору учащихся -( 8ч.)
Тема «Цветы». Оформление интерьера .Эскиз в цвете. Роспись по ткани
Анализ выполненной работы. Выставка работ учащихся.
VII. Искусственные цветы из ткани- (14 ч.)
Цветы из ткани. Использование их в оформлении интерьера, одежды, подарков. Инструктаж по технике безопасности. Инструменты, материалы, приспособления для изготовления искусственных цветов. Подготовка материала к работе: крахмаление, желатинование. Изготовление трафаретов цветов и листьев. Вырезание деталей. Основные приёмы изготовления искусственных цветов.
5. Выполнение цветочной композиции по выбору учащихся.
VII. Экскурсии на выставку работ декоративно-прикладного творчества . Встреча с
народными умельцами - ( 4 ч.)
В результате изучения программы декоративно-прикладного творчества учащиеся должны знать:
Технологию и основные приёмы изготовления барельефов, способы художественной обработки изделий из гипса, ткани.
Технику безопасности труда и личной гигиены
Инструменты и приспособления для плетения салфеток, для изонити, для выполнения гратографии, изготовления искусственных цветов, росписи ткани
Правила плетения салфеток на рамке, составления рисунка-сколка;
Понятия «изонить», гратаж, гратография, дизайн, графический дизайн, колер, колорит, статика и динамика, резерв, батик,
Основные и дополнительные материалы ;
Основные приёмы техники изонити, росписи тканей, изготовления цветов.
Историю создания данных видов декоративно-прикладного искусства.
Технологию изготовления сувениров с использованием изонити, гипса, гратографии и грунтографии, батика, искусственных цветов.
должны уметь:
Пояснять значение терминов «барельеф», «изонить», «гратаж», «батик», «дизайн», «панно».
Изготавливать барельефы, магнитики, рамки для фото.
Панно в технике изонити, грунтографии и гратографии, батика.
Пользоваться инструментами и приспособлениями для изготовления сувениров в разных техниках;
Подбирать материалы и инструменты для работы;
Работать с клеем, с тушью, акварелью, с красками для батика, воском, резервом, с бульками и резцами.
Владеть приёмами техники изонити, гратографии, росписи ткани.
Выполнять технику безопасности труда и личной гигиены
Изготавливать сувениры в изученных техниках.
Содержание программы второго года обучения
Основная цель второго года обучения:
закрепить и усовершенствовать навыки и умения в изучаемых видах декоративно-прикладного искусства;
способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, а так же расширению мировоззренческого представления учащихся.
Задачи второго года обучения:
повторить и закрепить основные способы изобразительной техники: аппликации, изонити, гратографии ,росписи ткани;
вызвать интерес к плетению изделий в технике макраме, к выполнению декора изделий;
вызвать интерес учащихся к изготовлению сувениров своими руками;
развивать творческие способности учащихся;
научить самостоятельно оценивать результаты работы.
Тематическое планирование на 2-й год обучения
№п/п
Тема занятий
Всего
часов
Теория
Практика
1.
Вводное занятие.
3
3
2.
Аппликация. Материалы и инструменты. Технология выполнения аппликации из различных материалов
3
1
2
3.
Основы цветоведения.
2
1
1
4.
Составление композиции рисунка для аппликации
2
0,5
1.5
5.
Приёмы выполнения аппликации
2
2
6.
Художественная обработка опилок. Колорит.
1
О,5
0,5
7.
Окончательная обработка картинок из опилок. Оформление в рамку
2
1
1
8.
Выполнение творческих работ по выбору учащихся в технике аппликация
6
6
9.
Нитяная графика
2
1
1
10.
Изготовление сувениров и декоративных картинок в технике изонити по выбору учащихся
13
13
11.
Завершение работы над картинками. Оформление работы в рамку.
3
3
12.
Декорирование изделий различными материалами
2
1
1
13.
Декорирование зеркала
3
3
14.
Декорирование рамки для фото
3
3
15.
Создание декоративного панно
6
1
5
16.
Декорирование вазы
6
1
5
17.
Декорирование предметов быта
4
1
3
18.
Батик. Дизайн интерьера. Дизайн одежды и аксессуаров
3
2
1
19.
Приготовление красителей. Работа с колером. Работа с резервом.
3
1
2
20.
Тема осени. Эскиз. Графика. Виды линий. Выразительные возможности графики
3
1
2
21.
Тема осени. Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель
3
3
22.
Роспись по ткани. Панно «Осень в городе»
3
3
23.
Тема «Зима». Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель
3
1
2
24.
Роспись по ткани. Тема «Зима»
3
3
25.
Тема «Цветы». Оформление интерьера
3
1
2
26.
Эскиз в цвете. Тема «Цветы»
3
3
27.
Роспись по ткани. Тема «Цветы»
3
3
28.
Пропаривание работы. Оформление в раму
3
1
2
29.
Изготовление и декор рамки для картины
6
1
5
30.
Батик. Выполнение работ по выбору учащихся и оформление их в рамку
12
2
10
31.
Сувениры и подарки в любой изученной технике ко Дню Святого Валентина.
3
3
32.
33.
Сувениры и подарки к 23 февраля
Оформление подарка
Лоскутком по пенопласту
5
6
1
1
4
5
34.
Заколки канзаши
3
3
35.
Тэмари к 8 Марта
5
1
4
36.
Плетёные сувениры из ниток,бумаги.
5
1
4
37.
Витраж. Технология выполнения витража. Инструменты и материалы.
3
1
2
38.
Приёмы выполнения витражных работ. Украшение интерьера . Изготовление картины
12
2
10
39.
Декупаж стеклянной посуды
6
1
5
40.
Декупаж плетёных изделий
6
1
5
41.
Грунтография. Подбор рисунков. Подготовка материала . Правила безопасности труда и личной гигиены
3
1
2
42.
Выполнение работ по выбору учащихся
9
9
43.
Оформление работ в рамку
3
3
44.
Подарок ветерану. Творческая работа
4
4
45.
Дизайн упаковки для подарка
2
0,5
1,5
46.
Материалы для плетения. Введение в технику
3
2
1
47.
Простейшие узлы и цепочки
3
3
48.
Узелковые узоры. Репсовый узел
3
3
49.
Плетение сувениров в технике макраме
10
10
50.
Экскурсии
4
4
51.
Подведение итогов года.
Подготовка работ к выставке. Оформление отчётной выставки
4
1
3
Итого:
216
35,5
180,5
Содержание программы второго года обучения
Вводное занятие – (3ч.)
Знакомство кружковцев с задачами и целями работы кружка, с программой кружка на этот год, с инструментами и материалами, необходимыми для занятий, с правилами поведения и внутреннего распорядка в кабинете и Центре детского творчества. Инструктаж по технике безопасности. Инструкции по поведению учащихся в случае пожара. Комплекс упражнений для глаз, рук, правильной осанки. Выбор органов самоуправления.
2.Аппликация – (18ч.)
Аппликация. Краткая история аппликации. Виды аппликации. Материалы и инструменты. Технология выполнения аппликации из различных материалов. Этапы выполнения аппликации. Приёмы выполнения аппликации. Основы цветоведения. Цветовой круг – сочетание цветов. Колорит. Окончательная обработка картинок из опилок. Ознакомление со специальной литературой, наглядными пособиями, с цветными таблицами.
Практическая работа
Составление композиции рисунка для аппликации
Выполнение аппликации из опилок
Художественная обработка опилок. Колорит.
Окончательная обработка картинок из опилок. Оформление в рамку
Выполнение творческих работ по выбору учащихся в технике аппликация
Нитяная графика -(18ч.)
Нитяная графика. Историческая справка. Возможности изготовления изделий в технике изонить. Изготовление сувениров и декоративных картинок в технике изонити по выбору учащихся. Завершение работы над картинками. Оформление работы в рамку.
Практическая работа:
Составление композиции рисунка для панно
Изготовление сувениров и декоративных картинок в технике изонити по выбору учащихся
Оформление работы в рамку.
Декорирование изделий различными материалами –(24ч.)
Декорирование изделий различными материалами. Виды материалов для декорирования.
Приёмы выполнения декорирования.
Практическая работа:
1. Декорирование зеркала.
2. Декорирование часов.
3. Декорирование вазы.
4. Декорирование рамки для фото.
5. Создание декоративного панно.
6. Декорирование предметов быта.
5. Батик – (51ч.)
Батик. Дизайн интерьера. Дизайн одежды и аксессуаров. Приготовление красителей. Работа с колером. Работа с резервом .
Тема осени - (8ч.).
Эскиз. Графика. Виды линий. Выразительные возможности графики
Практическая работа:
1.Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель
2. Роспись по ткани. Панно «Осень в городе»
Тема «Зима» - (8ч.)
Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Пропаривание работы
Практическая работа:
Зима. Эскиз в цвете. Акварель
Роспись по ткани. Тема «Зима»
Тема «Цветы» - (6 ч.)
Тема «Цветы». Батик в оформлении интерьера
Практические работы:
1. Эскиз в цвете. Тема «Цветы»
2. Роспись по ткани. Тема «Цветы»
3. Пропаривание работы. Оформление в раму
4. Изготовление и декор рамки для картины – (6ч.)
5. Батик. Выполнение работ по выбору учащихся и оформление их в рамку - (12ч.)
6. Праздничная карусель - (27ч.)
Сувениры и подарки в любой изученной технике ко Дню Святого Валентина
Сувениры и подарки к 23 февраля. Оформление подарка .Лоскутком по пенопласту.
Плетёные сувениры из ниток,бумаги.
Практические работы:
1. Изготовление валентинок.
2. Изготовление брелока для ключей
3. Изготовление заколки канзаши
4. Тэмари к 8 Марта
5. Изготовление плетёных сувениров из ниток, бумаги.
7. Витраж –(15ч.)
Витраж. Технология выполнения витража. Инструменты и материалы. Приёмы выполнения витражных работ. Украшение интерьера .
Практические работы:
Отработка нанесения линий на стекло
Нанесение резерва
Нанесение витражной краски
Выполнение витражных картин
8. Декупаж – ( 12ч.)
Понятие декупаж. Материалы и инструменты для выполнения. Возможности применения декупажа для украшения изделий. Дизайн стеклянной посуды.
Практические работы:
1. Декупаж стеклянной посуды
2. Декупаж плетёных изделий.
9.Графический дизайн – (18ч.)
Грунтография. Подбор рисунков. Материалы и инструменты для работы. Этапы выполнения грунтографии. Правила безопасности труда и личной гигиены . Подготовка материала для работы .Выполнение работ по выбору учащихся
Практические работы :
Подготовка материала для работы
Перевод рисунка на подготовленный грунт
Выполнение грунтографии по выбору учащихся
Оформление работ в рамку
10.Подарок ветерану. Творческая работа – (6ч.)
Подарок ветерану .Возможности изготовления подарка своими руками.
Дизайн упаковки для подаркаветерану.
Практические работы:
Изготовление панно, очёчников, салфеток, шкатулок и др.
Изготовление упаковки для подарка: коробочка, подарочный пакет.
11. Макраме – (18ч.)
Макраме. История узелкового плетения. Азбука макраме. Материалы для плетения. Введение в технику. Техника безопасности.Простейшие узлы и цепочки .Узелковые узоры. Репсовый узел. Изготовление сувениров в технике макраме.