Программа по дополнительному образованию:"Школа ремесел"
Программа по дополнительному образованию:"Школа ремесел"
Пояснительная записка
Занятия в кружке технологии являются хорошей школой практической направленности учащихся и проводятся с целью развития практических навыков и развития творческих способностей учащихся; развитие креативного мышления; формирование разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью, формирования моральных и волевых качеств, активной общественной деятельности. Заниматься в кружке может каждый школьник.
Рабочая программа кружка «Школа ремесел» разработана для занятий с учащимися 5 – 7 классов в соответствии с требованиями ФГОС. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся. Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию трудовой, познавательной, художественно-эстетической деятельности, технического творчества каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора технического творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, раскрывая огромную ценность изделий. Такие занятия формируют техническое мышление учащихся, позволяет овладеть техническими знаниями, развивает у них трудовые умения и навыки, способствуют выбору профессии. Внеурочная деятельность дает возможность шире познакомить учащихся с техникой, с общими принципами устройства и действия машин и механизмов, с азбукой технического моделирования и конструирования, научить различным методикам и техникой выполнения работ по декоративноприкладному творчеству. Данный курс рассчитан на учащихся среднего уровня образования, 11-13 лет, по 5 часов в неделю. Общее количество часов для реализации программы - для 5 – 7 классов 170 часов. Срок реализации программы 1 год.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по дополнительному образованию:"Школа ремесел"»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Колпашево
Согласовано:
Утверждаю:
Заместитель директора по ВР
Директор МАОУ «СОШ № 4»
МАОУ «СОШ № 4»
Л.А. Колотовкина_____________
Л.И. Голдобина___________
Приказ от 06. 05. 2019 г. № 233
Протокол от 02.05. 2019 г. № 4
Дополнительная общеобразовательная программа
«Школа ремесел»
направление: художественное
Срок обучения – 1 год Для учащихся 5-7 класса
Составитель:
Учитель технологии
МАОУ «СОШ № 4»
Скляров Андрей Александрович
Колпашево - 2019 год
Оглавление
№
Наименование
1
Титульный лист
2
Оглавление
3
Пояснительная записка
4
Учебно – тематический план (календарно – тематическое планирование)
5
Содержание
6
Обеспечение, МТБ
7
Мониторинг результатов освоения программы, промежуточная и итоговая аттестация
8
Список литературы
9
Лист регистрации изменений
Пояснительная записка
Занятия в кружке технологии являются хорошей школой практической направленности учащихся и проводятся с целью развития практических навыков и развития творческих способностей учащихся; развитие креативного мышления; формирование разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью, формирования моральных и волевых качеств, активной общественной деятельности. Заниматься в кружке может каждый школьник (как мальчики, так и девочки).
Рабочая программа кружка «Школа ремесел» разработана для занятий с учащимися 5 – 7 классов в соответствии с требованиями ФГОС. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся. Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию трудовой, познавательной, художественно-эстетической деятельности, технического творчества каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора технического творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, раскрывая огромную ценность изделий. Такие занятия формируют техническое мышление учащихся, позволяет овладеть техническими знаниями, развивает у них трудовые умения и навыки, способствуют выбору профессии. Внеурочная деятельность дает возможность шире познакомить учащихся с техникой, с общими принципами устройства и действия машин и механизмов, с азбукой технического моделирования и конструирования, научить различным методикам и техникой выполнения работ по декоративноприкладному творчеству. Данный курс рассчитан на учащихся среднего уровня образования, 11-13 лет, по 5 часов в неделю. Общее количество часов для реализации программы - для 5 – 7 классов 170 часов. Срок реализации программы 1 год.
Направленность программы кружка «Школа ремесел»: развитие творческих способностей детей; развитие креативного мышления; формирование разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Актуальность программы дополнительного образования в том, что на современном этапе есть необходимость в развитии творчества, фантазии, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования в том, что она имеет широкие возможности в решении задач общеобразовательного характера.
Новизна учебной программы состоит в том, чтобы не дублировать программный материал по технологии, а с помощью внеклассных занятий расширять и углублять сведения по работе с древесиной, металлом, картоном, а также по работе с другими материалами, совершенствовать навыки и умения, получаемые детьми на уроках.
Цели программы: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться; воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области технического творчества и моделирования; формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению; развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха. Задачи программы:
Расширить представления о технике и техническом творчестве.
Развивать навыки работы учащихся с различными материалами и различными инструментами с использованием различных технологий.
Реализовать духовные, эстетические и творческие способности учащихся, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
Отличительные особенности данной программы кружка в том, что содержательное направление усилено на развитие творческих способностей ребенка.
Условия набора. К занятиям в кружке допускаются все учащиеся 5 – 7 классов, желающие заниматься технологией, возраст детей, участвующих в реализации данной программы дополнительного образования: 10-13 лет.
Режим занятий: два раза в неделю по 2 и 3 часа.
Продолжительность занятий: всего в год 68 занятий (170 часов).
Формы занятий: коллективная, групповая, индивидуальная; теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра и анализа учебных кинофильмов, кино- или видеозаписей, презентаций, поиск информации в сети интернет), участие в конкурсах и выставка.
Наполняемость групп. Максимальный состав группы определяется с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях. В группу принимается не менее 1 – 15 человек. В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
познакомиться с новыми технологическими приѐмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приѐмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития; сформировать навыки работы с информацией
Порядок промежуточной и итоговой аттестации
Промежуточная аттестация проводится с целью выявления уровня развития знаний, умений, навыков и компетенций обучающихся, их соответствие прогнозируемым результатам программы Принципы промежуточной аттестации: учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.
При проведении промежуточной аттестации по программе используется без оценочная система (зачет/незачет).
Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации: защита проекта, организация выставок, тесты, зачет. Участие в конкурсах и выставках.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится 2 раза в учебном году: по окончании 1 – го полугодия и по окончании учебного года (переводная – обоснованность перевода обучающихся на следующий год обучения)
По итогам промежуточной аттестации учащегося, успешно освоившие программу текущего года обучения, переводится на следующий учебный год.
Обучающимся, не прошедшим промежуточную аттестацию по уважительным причинам (по медицинским показаниям или семейным обстоятельствам), предоставляется возможность пройти аттестацию в дополнительно назначенное время. Такие учащиеся переводятся на следующий год условно.
Итоговая аттестация обучающихся проводится во втором полугодии (май-июнь) по окончании срока реализации программы и представляет собой форму оценки степени и уровня освоения учащимися полного курса программы.
Содержание итоговой аттестации в соответствии с еѐ прогнозирующими результатами – защита проекта.
Личностные, регулятивные, предметные, познавательные результаты изучения предмета:
Личностные
Регулятивные
Предметные
Познавательные
У обучающегося будут сформированы: интерес к новым
Обучающийся научится: планировать свои действия;
Учащиеся смогут: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения
Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с
видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимание причин успешности/ не успешности творческой деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации; устойчивого интереса к новым способам познания.
осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнѐра.
Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнѐрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; высказываться в устной и письменной форме; анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, классификацию по разным критериям; устанавливать причинноследственные связи; строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использованию методов и приѐмов художественнотворческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Тематический план
№
п/п
Наименование раздела
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
«Вводное занятие. Материалы и инструменты». Безопасность труда и правила поведения в мастерской. Подготовка к выпиливанию.
2
1
1
2.
«Графические знания и умения. Перенос силуэтов». Анализ изделий из древесины и фанеры.
8
2
6
3.
«Чтение чертежей и выпиливание элементов чертежа». Изготовление деталей.
10
2
8
4.
«Составление плана изготовления изделия. Работа с планом и заготовками».
16
2
14
5
«Перенос силуэтов. Разметка и резание заготовок ножовкой». ТБ
10
2
8
6
«Приемы пиления лобзиком деталей из фанеры и древесины». «Подготовка деталей из древесины».
Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины.
Способы обработки:
Ручная (пиление ножовкой, лобзиком, работа рубанком и стамеской). Безопасность труда №4,5,6.
14.Тема занятия:
«Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины». Безопасность труда №4,5,6.
Теория:
Повторение о роли научно-фантастического произведения в развитии творческих способностей у учащихся. Повторение о способах обработки изделий и изготовление их из конструкционных материалов.
Практическая часть:
Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины.
Способы обработки:
Ручная (пиление, строгание, сверление и обработка деталей наждачной шкуркой, рашпилем). Безопасность труда №4,5,6
15.Тема занятия:
«Приемы выжигания и выпиливания силуэтов из фанеры». Безопасность труда №4,5.
Теория:
Выжигание как способ отделки деталей изделий из фанеры и древесины.
Практическая часть:
Выжигание контуров и силуэтов на деталях. Выпиливание деталей заготовок.
Способы обработки:
Ручная (пиление, выпиливание и выжигание). Безопасность труда №4,5.
16.Тема занятия:
«Выпиливание деталей из фанеры и древесины». Безопасность труда №4,3.
Теория:
Выпиливание деталей изделий «от простого к сложному».
Практическая часть:
Выпиливание деталей изделия. Изготовление и подготовка к сборке.
Способы обработки:
Ручная (пиление, выпиливание, строгание, обработка рашпилем и наждачной шкуркой) . Безопасность труда №4,3,5
17.Тема занятия:
«Выпиливание деталей изделия. Выжигание, сборка изделий». Безопасность труда №4,5,9
Теория:
Отделка деталей изделий и подготовка к сборке.
Практическая часть:
Выпиливание деталей, выжигание контуров и силуэтов и подготовка к сборке. Сборка изделий.
Способы обработки:
Ручная (пиление, выпиливание, выжигание и сборка). Безопасность труда №4,5,9
18.Тема занятия:
Подготовка проекта
Теория:
Оформление проектной документации.
Практическая часть:
Подготовка проектной документации.
19.Тема занятия:
Защита проекта
Практическая часть:
Демонстрация проектов
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Колво часов
Дата
План
Факт
1 – 2
«Вводное занятие. Материалы и инструменты». Безопасность труда и правила поведения в мастерской. Подготовка к выпиливанию.
2
«Графические знания и умения. Перенос силуэтов». Анализ изделий из древесины и фанеры. 8 ч.
3
Графические знания и умения.
1
4
Составление чертежей, эскизов, технических рисунков будущих изделий.
1
5 – 6
Перенос силуэтов.
2
7 – 10
Перенос силуэтов на фанеру с помощью копировальной бумаги. Анализ изделий из древесины и фанеры .
4
«Чтение чертежей и выпиливание элементов чертежа.» Изготовление деталей. 10 ч.
11 – 12
Виды графической документации. Разметочные линии.
2
13 – 16
Выполнение элементов чертежа. Чтение чертежей. Анализ чертежа и сборочного чертежа. Изготовление деталей изделий.
«Изготовление деталей из фанеры и древесины». 10 ч.
87 – 88
Способы изготовления деталей из фанеры и древесины.
2
89 – 92
Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины.
4
93 – 96
Ручная ( пиление ножовкой, лобзиком, работа рубанком и обработка наждачной шкуркой) обработка . ТБ
4
«Изготовление шаблонов». «Соединение заготовок». 10 ч.
97 – 98
Назначение шаблонов.
2
99 – 102
Изготовление шаблонов для художественной обработки изделий.
4
103 – 106
Ручная (разметка, пиление, строгание, сверление и обработка шлифовальной шкуркой). Безопасность труда №5,6.
4
«Разбор научно-фантастического произведения». «Изготовление деталей изделий». 10 ч.
107 – 108
Анализ научно-фантастического произведения.
2
109 – 112
Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины.
4
113 – 116
Ручная (пиление ножовкой, лобзиком, работа рубанком и стамеской) обработка . ТБ
4
«Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины». 10 ч.
117 – 118
Повторение о роли научно-фантастического произведения в развитии творческих способностей у учащихся. Повторение о способах обработки изделий и изготовление их из конструкционных материалов.
2
119 – 122
Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины.
4
123 – 126
Ручная (пиление, строгание, сверление и обработка деталей наждачной шкуркой, рашпилем). Безопасность труда №4,5,6
4
«Приемы выжигания и выпиливания силуэтов из фанеры». 10 ч.
127 – 128
Выжигание как способ отделки деталей изделий из фанеры и древесины.
2
129 – 132
Выжигание контуров и силуэтов на деталях. Выпиливание деталей заготовок.
4
133 – 136
Ручная (пиление, выпиливание и выжигание) обработка . ТБ
4
«Выпиливание деталей из фанеры и древесины». 10 ч.
137 – 138
Выпиливание деталей изделий «От простого к сложному».
2
139 – 142
Выпиливание деталей изделия. Изготовление и подготовка к
Боровков, Ю. А. Технический справочник учителя труда : пособие для учителей 4–8 кл. /Ю. А.
Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. – 7-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение,2012.
Ворошин, Г. Б. Занятие по трудовому обучению. 5 кл. Обработка древесины, металла, электротехнические и другие работы, ремонтные работы в быту : пособие для учителя труда/ Г. Б. Ворошин, А. А. Воронов, А. И. Гедвилло [и др.] ; под ред. Д. А. Тхоржевского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2012.
Дополнительная литература
Бешенков А.К. Технология (технический труд): технические и проектные задания для учащихся: 5 – 9 классы: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2004.
Коваленко В.И.. Куленѐнок В.В. Дидактический материал по трудовому обучению: технология обработки древесины: 5-7 классы: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2000.
Коваленко В.И.. Куленѐнок В.В. Дидактический материал по трудовому обучению: технология обработки металла: 5-7 классы: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2001.
Методика преподавания технологии: пособие для учителя/ под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005.
Муравьев Е.М. Технология обработки металлов: учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004.
Панченко В.В. Выжигание по дереву. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Сасова И.А. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: 5-9 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф. 2010.
Сборник нормативно-методических материалов по технологии/ а.В. Марченко, И.А. Сасова, М.И. Гуревич. – М.: Вентана-Граф, 2007.
Технология: программа основного общего образования: 5-8 классы/ А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Технология: сборник творческих проектов учащихся/ В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2006.
Технология. 5-9 классы. Организация проектной деятельности/ авт.-сост. О.А Нессонова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.