Рабочая программа дополнительного образования "Умники и умницы"
Рабочая программа дополнительного образования "Умники и умницы"
В данной прогрмме представлен учебный план, календарно-тематическое планирование. Так же представлена отчетная документация по данному кружку и диагностическая карта,
Цель данной программы: психологическое сопровождение детей при подготовке к школе. Все занятия проводятся в форме тренинга.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования "Умники и умницы" »
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок» с. Черкасское
Вольского района Саратовской области
Принято «Утверждаю»
На педагогическом совете Заведующий МДОУ «Детский сад
№___от_________2013г. «Светлячок» с. Черкасское
__________________
« »_______________2014г.
Рабочая программа
Дополнительного образования
«Умники и умницы»
Подготовительная группа
2014-2015 г.
Педагог-психолог
Бажина Н.А
Пояснительная записка.
На протяжении многих лет педагоги и психологи решают задачу эффективного сопровождения дошкольника на этапе его поступления в школу. Особое внимание при этом уделяется проблеме готовности ребенка к началу школьного обучения.
Переход от одного возрастного периода к другому характеризуется не только изменением социальной ситуации развития и ведущего вида деятельности, но и особенностями системы отношений ребенка с социальной действительностью. При поступлении в школу и с изменением структуры социальных отношений в жизнь ребенка включаются новые требования и ожидания. Большая часть подобных требований связана с поведенческими проявлениями -«не шалить», «не бегать» «слушать педагога», что предполагает правильно воспроизводить задаваемый учителем образец, усваивать социально-выработанные нормы и правила. Все это составляет содержание произвольности первоклассника.
Представленная программа разработана на основе программы «Психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению» Т.В Ананьева.
Содержание программы
Рабочая программа дополнительно образования ориентирована на создание необходимых условий для прорастания субъектности дошкольника и его стремления к познанию всего нового. Важно объяснить не только способы приобретения знаний, но и их смысл на доступном языке – через систему игровой деятельности, приобретающий учебный смысл.
Тип программы: диагностико - развивающая.
Цель программы: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его физиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.
Задачи программы:
- развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, речевой, личностной сфер.- развитие произвольности внимания;
- снижение уровня тревожных переживаний;
- развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми;
- обращений к эмоциональной сфере ребенка, обучение навыкам овладения собственными переживаниями и эмоциональным состоянием;
- поддержка благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребенка.
Методы реализации программы:
- игра
- беседа
- рисуночный тест
- методики эмоционального расслабления
- наблюдение.
Условия реализации программы:
Для проведения занятий необходим просторный кабинет с рабочей зоной. Для каждого участника занятий потребуется набор цветных карандашей, краски для рисования, тетрадь, ручка.
Содержание программы.
Программы включает 8 тематических блоков ( на каждый блок – 4 занятия), каждое занятие состоит из 3-4 упражнений. Тематический блок включает в себя задания на развитие произвольности поведения, познавательной, эмоционально-речевой, мотивационной и коммуникативной сфер ребенка.
Продолжительность – не более 30 минут.
Ожидаемый результат
Ожидаемый результат представленной программы в первую очередь характеризуется позитивным отношением ребенка к занятиям; отсутствием тяжелых эмоциональных состояний ( агрессии, тревожности, враждебности); выстроенной системой отношений при взаимодействии с взрослыми и сверстниками ( устойчивый социометрический статус, пониженный уровень школьной тревожности) .
В качестве основных диагностических методов, позволяющих остлеживать динамику и характер компонентов дошкольной зрелости используется наблюдение, а так же:
« Беседа о школе» Нежновой Т.А – направлена на изучение внутренней позиции школьника.
«Графический диктант» Эльконина Д.Б
« Помощники доброго волшебника» Битяновой М.Р
Организация работы
Возраст детей
Количество детей
Время работы
продолжительность
Подготовительная группа
15
15.30
среда
30 минут
Учебно-тематическое планирование
месяц
Тема блока
Количество занятий
дата
теория
практика
сентябрь
Диагностика
октябрь
« Знакомьтесь-это Я!»
1
3
ноябрь
« Я сам и Я- другие»
1
3
декабрь
« То, что я чувствую»
1
3
январь
« То, что меня окружает»
1
3
февраль
«Мои любимые занятия»
1
3
март
«Мы все разные, мы все удивительные»
1
3
апрель
«Давайте жить дружно!»
1
3
май
«Смотрите, что я умею»
1
3
Календарно-тематическое планирование
месяц
тема
№
Содержание
задачи
сентябрь
1.
диагностика
Выявить уровень развития: интеллектуальной готовности;
Педагогической готовности;
Мотивационной готовности;
Эмоционально-волевой готовности;
Коммуникативной готовности.
месяц
тема
№
Содержание занятия
задачи
октябрь
Знакомьтесь- это я!
1
Упражнение «Приветствие-улыбка»
Упражнение «Рассказ про себя»
Упражнение «Отдых на берегу»
Упражнение «В подарок – хорошее настроение»
Снятие эмоционального напряжения, включение участников группы в работу.
Развитие речи;
Мышечное расслабление.
2
Упражнение «В подарок – хорошее настроение»
Упражнение «Оживи круги»
Упражнение «Подвижная минутка»
Упражнение «Невесомость»
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы, настрой на работу.
Изучение воображения.
Снижение физического напряжения.
3
Упражнение «Цветок»
Упражнение «Волшебная планета»
Упражнение «Да и нет»
Упражнение «Возьмемся за руки»
Мышечное расслабление, создание эмоционального комфорта.
Развитие творческого воображения, снижение эмоционального напряжения.
4
Упражнение «Цветочное имя»
Упражнение «Игра с песком»
Упражнение «Сочиняем сказку»
Упражнение «Бабочки»
Установление благоприятного эмоционального климата в группе, развитие речи; тренировка эмоционального состояния ребенка, переключения и устойчивости этого состояния.
месяц
тема
№
Содержание занятия
Задачи
ноябрь
«Я- сам и Я- другие»
1
1.Упражнение «Мяч»
2.Упражнение «Необычный рассказ»
3.Упражнение «Солнечный лучик»
4.Упражнение «Подарок другу»
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы, настрой на работу.
Обучение навыкам эффективного взаимодействия
2
1.Упражнение «Добрый день»
2.Упражнение «Закончи предложение»
3.Упражнение «Радуга настроения»
4. Упражнение «Цветные домики»
Развитие коммуникативных навыков, снятие психоэмоционального напряжения.
Знакомство с характером эмоций.
3
Упражнение «Хвалюшка!»
Упражнение «Нарисуй свою радость»
Упражнение «Шумелки»
Упражнение «Мир и Я»
Развитие коммуникативных навыков,
Изучение эмоционального состояния ребенка,
Развитие навыка слушания и концентрации внимания.
4
Упражнение «Тропинка»
Упражнение «Я собираюсь на занятия».
Упражнение «Фестиваль фантазеров»
Упражнение «Выдумка»
Развитие коммуникативных навыков,
Развитие внимания, снижение эмоционального напряжения.
месяц
тема
№
Содержание занятия
Задачи
декабрь
«То, что я чувствую»
1
1.Упражнение «Буквы алфавита»
2.Упражнение «Про веселого кота»
3.Упражнение «Общая радость»
4.Упражнение «Я радуюсь когда…»
Развитие внимания,
Развитие умения узнавать эмоцию радости по внешним проявлениям.
2
Упражнение «Улыбка»
Упражнение про кота-злюку»
Упражнение «Карусель»
Упражнение «Зеркала»
Снижение мышечного напряжения.
Развитие умения узнавать эмоцию злость по внешним проявлениям.
Снятие напряжения.
3
Упражнение «В магазине»
Упражнение «Про кота реву»
Упражнение грустные шарики»
Упражнение «Чемодан»
Сплочение группы, создание благоприятного климата.
Стабилизация психических процессов.
4
Упражнение «Эмоциональная разминка»
Упражнение «Про кота -лентяя»
Упражнение «Сюрприз»
Упражнение «Солнышко и тучка»
Настрой на групповую работу, создание эмоционального фона, физическое расслабление,
месяц
тема
№
Содержание занятия
Задачи
январь
«То, что меня окружает»
1
Упражнение «Приветствие»
Упражнение «Письмо»
Упражнение «Ситуации»
Упражнение «Рисуем школьные правила»
Развитие коммуникативных навыков,
Формирование представление о необходимости правил, развитие чувства сопереживания к другому человеку.
Развитие эмоциональной сферы.
2
Упражнение «вода, земля, воздух»
Упражнение «Слушаем тишину»
Упражнение «Котенок на солнышке»
Упражнение «Дорисуй рисунок»
Развитие коммуникативных навыков,
Формирование навыка волевой регуляции.
Мышечное расслабление.
3
Упражнение «Цветной алфавит»
Упражнение «Говори наоборот»
Упражнение «Про кота друга»
Упражнение «Лесная школа»
Развитие коммуникативных навыков.
Мышечное расслабление.
Развитие речи, логического мышления, фантазии.
4
1.Упражнение «Градусник настроения»
2.Упражнение «Приметы зимы»
3.Упражнение «Ледышки и веснушки»
4.Упражнение «Зимний лес»
Развитие коммуникативных навыков.
Снижение психоэмоционального напряжения.
Речевое развитие дошкольников.
месяц
тема
№
Содержание занятия
Задачи
февраль
«мои любимые занятия»
1
Упражнение «Угадай предмет»
Упражнение «Про обидчивого кота»
Упражнение «Нарисуй обиду»
Упражнение «Затейливый узор»
Развитие мышления,
Развитие навыка распознания собственного эмоционального состояния. развитие произвольности.
2
Упражнение «Придумай слова»
«Соедини точки»
Упражнение «Котята»
Упражнение «Автопортрет»
Мышечное расслабление.
. Развитие коммуникативных навыков,
3
Упражнение «Ухо-нос»
Упражнение «Четвертый лишний»
Упражнение «Логические концовки»
Упражнение «Нарисуй с помощью фигур»
Развитие логики.
Развитие речи и мыслительных процессов
4
Упражнение «Я и я»
Упражнение «Ласковый дождик»
Упражнение «Таинственные дорожки»
Упражнение «Мозаика»
Развитие коммуникативных навыков,
Развитие слухового внимания.
Мышечное расслабление.
месяц
тема
№
Содержание занятия
Задачи
март
« Мы все разные. Мы все удивительные»
1
1.Упражнение «Идем в магазин»
2. Упражнение «Назови одним словом»
3. Упражнение «Мои положительные качества»
4. Упражнение «Назови противоположное»
Развитие коммуникативных навыков.
Развитие памяти.
Развитие координации, внимания, снижение эмоционального и двигательного напряжения.
2
1.Упражнение «Пересядьте все, кто…»
2.Упражнение «Телефончик»
3.Упражнение «Дорожки»
4.Упражнение «Волшебное письмо»
Развитие взаимопонимания, эмпатии.
Развитие памяти.
Развитие мелкой моторики, снижение эмоционального напряжения.
3
Упражнение «кит или кот»
Упражнение «Пляшущие человечки»
Упражнение «Четвертый лишний»
Упражнение «Узор из фигур»
Развитие коммуникативных навыков
Развитие мышления( сравнение, классификация).
Развитие внимания, мышления и речи.
4
Упражнение «Найди ошибки»
Упражнение «Волшебный лес»
Упражнение «Журавль»
Упражнение «Фигура»
Развитие мелкой моторики и внимания.
Создание благоприятного психологического климата, эмоциональная разрядка.
месяц
тема
№
Содержание занятия
Задачи
апрель
«Давайте жить дружно»
1
Упражнение «Что исчезло»
Упражнение «Весенние фантазии»
Упражнение «Что мы знаем друг о друге»
3. Упражнение «Корабли»
Социальное развитие личности дошкольника, освоение им разнообразных сфер социальной жизни и сферы отношений со сверстниками
2
Упражнение «Дотронься до цвета»
Упражнение «Нарисуй по образцу»
Упражнение «Сказка про дружбу»
Упражнение «Правила дружбы»
Социальное развитие личности дошкольника, освоение им разнообразных сфер социальной жизни и сферы отношений со сверстниками
3
1.Упражнение «Волшебное превращение»
2. Упражнение «Смысловые ряды»
3. Упражнение «Совы и жаворонки»
4. Упражнение «Назови одним словом»
Развитие внимания, речи, памяти.
Повышении работоспособности группы, создание благоприятной атмосферы.
4
Упражнение «Ответь на вопросы»
Упражнение «Что потерял художник»
Упражнение «Волшебный сон»
Упражнение «Разрезные картинки»
Развитие мыслительныхопераций ( сравнение, анализ, классификация).
Снижение психоэмоционального напряжения.
месяц
тема
№
Содержание занятия
Задачи
май
«Смотрите. Что я умею»
1
Упражнение «Путаницы»
Упражнение «Наши встречи»
Упражнение «Разминка»
Упражнение «Продли узор»
Стимулирование познавательной , личностной, мотивационной и коммуникативной активности дошкольника
2
1.Упражнение «Пальчики-мордашки»
2.Упражнение «Узоры»
3.Упражнение «Веточки»
4.Упражнение «Рассказ по картинкам»
Стимулирование познавательной , личностной, мотивационной и коммуникативной активности дошкольника
3
диагностика
Выявить уровень развития: интеллектуальной готовности;
Педагогической готовности;
Мотивационной готовности;
Эмоционально-волевой готовности;
Коммуникативной готовности.
Форма отчета
Групповая карта наблюдения
( этап начальный/ итоговый)
Ф.И ребенка
Компоненты дошкольной зрелости
Педагогическая
готовность
Интеллектуальная
готовность
Мотивацион.
готовность
Эмоционально-
Волевая
готовность
Коммуникативная
готовность
1.
/
/
/
/
/
2
/
/
/
/
/
3
/
/
/
/
/
4
/
/
/
/
/
5
/
/
/
/
/
6
/
/
/
/
/
7
/
/
/
/
/
8
/
/
/
/
/
9
/
/
/
/
/
10
/
/
/
/
/
11
/
/
/
/
/
12
/
/
/
/
/
13
/
/
/
/
/
14
/
/
/
/
/
15
/
/
/
/
/
Н – низкий уровень
С – средний уровень
В – высокий уровень
Литература
Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению.
Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно - психологическое консультирование. М. : Изд-во Московского университета, 1993.
Готовность к школе: Развивающие программы/ под. Ред. И.В Дубровиной. М. : Академический проект, 2001 г.
3. Ильина М.Н Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. СПб. : Дельта, 1998 г.
4. Коноваленко С.В Как подготовить ребенка к школе. Психологические тесты, игры и упражнения. М. : ЭКСМО, 2003 г.