Программа по профориентации и трудовому воспитанию «Мой выбор»
Программа по профориентации и трудовому воспитанию «Мой выбор»
Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
_________Хасанова Т.Н. «____» ___________2018 г. Приказ № ________________
Протокол № ____ «____» ______ _____2018 г
от «____» _________2018 г
Программа
по профориентации и трудовому воспитанию
«Мой выбор»
на 2018-2019 учебный год
Составила:
Хасанова Т.Н.
Воспитатель 1 категории
2018 год
Пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.
Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у умственно отсталых учащихся ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.
Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.
Наиболее полно задачам максимально открытого для трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью лиц со специальными потребностями отвечает образовательно-адаптационная и реабилитационная среда школ VIII вида.
Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.
Увеличивается число неработающей и не учащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.
Состояние проблем и перспектив занятости молодежи города на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школ не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе.
Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные, малооплачиваемые трудовые места.
Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Мой выбор».
Принципы в области профориентации. Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) подростки, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.
Принцип сознательности выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.
Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества - можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.
Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.
Последним принципом в этой группе является принцип развития. Этот принцип отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.
Цель и задачи Программы
Цель программы:
- Изучение особенностей профессиональных предпочтений подростков 7, 8, 9 классов коррекционной школы;
- Развитие у учащихся представлений о мире профессий, воспитание у них уважения к физическому и умственному труду, к разным профессиям;
- Формирование у учащихся способности к самоориентации, адекватности выбора профессии в соответствии со своими интересами, склонностями, физиологическими возможностями.
Задачи:
- обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
- сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
- развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитания, саморазвитии и самореализации;
- воспитать уважение к рабочему человеку.
Направления и пути реализации
Основные направления трудового воспитания:
организация самообслуживания;
формирование основных трудовых навыков;
развитие представлений об основных видах труда;
организация общественно – полезного и производительного труда;
формирование представлений об основных рабочих профессиях;
привитие любви и уважения к труду, людям труда;
профессиональная ориентация, подготовка к осознанному выбору профессии.
Виды трудовой деятельности
Реализация основных направлений трудового воспитания осуществляется через следующие виды трудовой деятельности:
общественно-полезный труд;
труд по самообслуживанию;
хозяйственно – бытовой труд;
сельскохозяйственный труд.
Механизмы реализации программы:
организационно-методическая деятельность по трудовому воспитанию;
улучшение условий и качественное изменение содержания трудовой деятельности ;
инновационная деятельность по активизации трудового воспитания обучающихся в школе-интернате;
формирование трудовых знаний, умений и навыков в ходе воспитательного процесса:
решение задач трудового воспитания в ходе активной трудовой деятельности.
Содержание программы
I.Трудовой блок
Основные задачи:
определение содержания трудовой деятельности обучающихся в условиях школы-интерната;
создание условий для трудовой деятельности воспитанников.
Самообслуживающий труд
Направление деятельности
Решаемые задачи
Содержание
Цикличность
Поддержание порядка в группе
Сформировать потребность в поддержании чистоты в группе
- уборка личных вещей
- заправка кровати
ежедневно
Стирка личных вещей
Сформировать потребность ухода за личными вещами, содержании их в чистоте, научить проведению мелкого ремонта одежды
- стирка личных вещей
ежедневно
(по мере необходимости)
Проведение мелкого ремонта личных вещей
- ремонт (штопка, пришивание пуговиц и пр.)
по мере необходимости
Требования к знаниям, умения и навыкам обучающихся:
уметь выполнять стирку мелких вещей в ручную;
уметь самостоятельно аккуратно складывать свои вещи, наводить порядок в тумбочке с одеждой;
уметь ремонтировать свою одежду;
знать и уметь пользоваться простыми бытовыми электроприборами.
Хозяйственно-бытовой труд
Направление деятельности
Решаемые задачи
Содержание
Цикличность
Организация дежурств воспитанников
Научить соблюдению санитарно– гигиенических правил при сервировке стола и его уборке
-дежурство по столовой
по графику
Сформировать потребность в поддержании порядка в группе, научить правилам выполнения уборки помещения;
формирование уважительного отношения к труду уборщицы
- дежурство по группе
- проведение генеральной
уборки в спальне
по графику
1 раз в месяц
(по мере необходимости)
Требования к знаниям, умения и навыкам обучающихся:
уметь проводить сухую и влажную уборку группы;
уметьподдерживать чистоту и порядок в комнате,
уметь создать уют в комнате;
уметьподготовить столы к подаче пищи, разносить хлеба по столам, убирать и вытирать столы;
соблюдать технику безопасности, выполнять санитарные требования и правила этикета при работе в столовой;
уметь подметать, убирать мусор.
Сельскохозяйственный труд
Направление деятельности
Решаемые задачи
Содержание
Цикличность
Уход за комнатными растениями
Дать знания об уходе за комнатными растениями, научить способам разведения домашних цветов и уходу за ними
- посадка и пересадка
растений;
- уход за комнатными
растениями
по мере необходимости
Требования к знаниям, умения и навыкам обучающихся:
уметь проводить полив комнатных растений, проводить рыхление почвы;
знать комнатные цветы группы;
уметь проводить посадку и пересадку комнатных растений, знать сезонные особенности содержания комнатных растений.
Общественно-полезный труд
Направление деятельности
Решаемые задачи
Содержание
Цикличность
Уборка территории школы-интерната
Научить правилам уборки территории школы-интерната, сформировать потребность в поддержании чистоты и порядка на территории
- уборка территории от
листьев и мусора;
- уход за зелеными
насаждениями;
- благоустройство и
озеленение территории
1 раз в неделю
в зимний период – по мере необходимости
Озеленение участка школы-интерната
Привить навыки благоустройства территории школы-интерната
- высадка зеленых
насаждений;
- уход за посадками
2 раза в год
(весна, осень)
Требования к знаниям, умения и навыкам обучающихся:
уметь собирать и убирать мусор с участка, подгребать опавшие листья, подметать дорожки;
уметь обращаться с метлой, лопатой, граблями, совком, носилками,
соблюдать технику безопасности при работе.
Трудовая деятельность обучающихся должна быть организована с соблюдением следующих условий:
объем и специфика трудовой деятельности должна соответствовать возрастно-половым и функциональным особенностям и состоянию здоровья обучающихся;
трудовая деятельность обучающихся должна осуществляется в благоприятных санитарно-гигиенических условиях, безопасных для их здоровья и жизни;
должна соблюдаться возрастная "ступенчатость" физических и других видов нагрузок для тренирующего влияния на организм.
II.Просветительский блок
Основные задачи:
познакомить с миром профессий, готовить к осознанному выбору профессии;
сформировать потребность в труде – как основе жизни.
Требования к знаниям, умения и навыкам обучающихся:
знать группы профессий, требования к выбору профессии;
знать профессии, которые можно освоить после выхода из школы-интерната;
уметь правильно оценивать свои желания, способности и возможности при выборе профессии.
Мониторинг по программе
Цель. Отслеживание динамики формирования трудовых навыков, мотивации к трудовой деятельности у обучающихся; отслеживание готовности в осознанному выбору профессии.
Мониторинг осуществляется с помощью количественной и качественной оценки готовности воспитанника к труду, по следующим критериям.
Уровень сформированности трудовых навыков (1-7 классы)
Самообслуживание
Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке, опрятен и подтянут, одет со вкусом.
5
высокий
Чаще всего аккуратный и подтянутый. В шкафу старается поддерживать порядок.
4
Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя, в своих вещах. Безразличен к внешнему виду. Иногда бывает неопрятным, неряшливо одетым.
3
средний
Совершенно не заботиться о содержании своих вещей в надлежащем виде. Может быть безвкусно, вульгарно одет и причесан
2
низкий
Неряшливость, запущенность одежды, прически. Беспорядок в личных вещах
1
Хозяйственно-бытовой труд
Помнит о своих обязанностях дежурного, выполняет их постоянно, охотно и добросовестно. Качество высокое. Не нужен контроль за выполнением работы. Всегда обращает внимание на непорядок в группе и устраняет его. При отсутствие дежурного возьмет на себя его обязанности
5
высокий
Выполняет обязанности дежурного качественно, не требуется контроль, но только в свое дежурство. Делает только то, что входит в его обязанности
4
Отношение к дежурству неустойчивое, качество работы зависит от настроения. Чаще всего требуется контроль за качеством работы
3
средний
Дежурит неохотно, недобросовестно, может забывать о дежурстве, не доводит дело до конца. Требуется многократное напоминание о дежурстве и контроль
2
низкий
Негативно относится к дежурству, считает, что не должен убирать в группе. Стремится переложить свои обязанности на других. Начинает дежурить только после многократных требований воспитателя. Требуется контроль за качеством выполнения работы.
1
Общественно- полезный труд
Активно включается в различные виды трудовой деятельности. Проявляет инициативу при ее организации, ответственность. Испытывает удовлетворение от результатов своего труда
5
высокий
Активен в трудовой деятельности, но включается в нее по просьбе или по инициативе других. Проявляет добросовестность, хотя в некоторых случаях может проявлять безответственность.
4
Особой активности в труде не проявляет, включается по необходимости. Работает по настроению. Стремится по возможности уклонятся от выполнения задания, выполняет его формально. Добросовестность проявляется только при личной заинтересованности в результатах труда или в ожидании вознаграждения за труд.
3
средний
Пассивен, включается в трудовую деятельность под давлением, может не довести дело до конца или не выполнить порученное, недобросовестно выполняет трудовые дела.
2
низкий
Полное нежелание трудиться. Уклоняется от различных видов трудовой деятельности, отказывается от работы.
1
Отношение к труду (1-7 классы)
Уважение к труду других людей
Всегда с уважением относится к труду других людей, оказывает помощь взрослым и сверстникам
5
высокий
Чаще всего с уважением относиться к труду других людей, может оказать посильную помощь взрослым и сверстникам
4
Не всегда с уважением относится к труду других людей. Оказывает помощь взрослым и сверстникам только по просьбе педагога
3
средний
Проявляет неуважение к труду других людей. Иногда оказывает помощь взрослым и сверстникам.
2
низкий
Проявляет полное неуважение к труду других людей
1
Потребность в трудовой деятельности
Всегда трудиться с желанием, участвует во всех видах труда
5
высокий
Чаще всего проявляет желание трудиться
4
Выполняет все трудовые дела под контролем взрослых
3
средний
Редко проявляет желание трудиться
2
низкий
Не желает трудиться, отказывается от выполнения трудовой деятельности или выполняет ее только под контролем взрослого.
1
Качественное выполнение поручений
Всегда добросовестно и качественно выполняет любые поручения, не нуждается в контроле взрослых. Проявляет ответственность при выполнении поручения
5
высокий
Чаще всего добросовестно и качественно выполняет поручения, иногда нуждается в контроле взрослых. Проявляет ответственность за порученное дело
4
Добросовестно выполняет поручения, но требуется контроль со стороны взрослых.
3
средний
Помнит о том, что ему поручено, но не всегда выполняет порученное дело, нужен контроль со стороны взрослых
2
низкий
Поручения выполняет без желания, только под контролем педагога
1
Определение уровня развития показателя
Показатели
количество показателей
минималь-
ное количество баллов
максималь
ное количество баллов
уровень развития в баллах
высокий
средний
низкий
Уровень сформированности трудовых навыков
3
3
15
12-15
7-14
3-6
Отношение к труду
3
3
15
12-15
7-14
3-6
Программа мониторинга (8-9 классы)
Показатели
балл
Наличие знаний, умений, навыков по самообслуживанию и жизненных навыков
Умение и стремление применять на практике знания, умения, навыки по самообслуживанию и жизненные навыки
5
Наличие знаний, умений и навыков по самообслуживанию и необходимых жизненных навыков, хотя их практическое использование затруднено по ряду субъективных факторов (недисциплинированность, непрактичность). Осознание своих недостатков, стремление их исправить, следить за собой
4
Недостаточная сформированность ряда основных знаний, умений, навыков по самообслуживанию и необходимых жизненных навыков, наличие желания их иметь и использовать
3
Несформированность ряда основных знаний, умений, навыков по самообслуживанию и необходимых жизненных навыков, нежелание их приобретать
2
Отсутствие ряда основных знаний, умений, навыков по самообслуживанию и необходимых жизненных навыков, неспособность к обучению социальному самообслуживанию
1
Отношение к труду как к жизненной необходимости
Высокий, сознательный уровень понимания значимости трудовой деятельности и конструктивной созидательной активности в жизни человека
5
Знание о важности и необходимости трудовой деятельности в жизни человека, реализация своих знаний, умений и навыков в практической деятельности
4
Неглубокое понимание важности труда, выполнение трудовых обязанностей под контролем взрослых, случаи их игнорирования
3
Непонимание необходимости труда, систематическое уклонение от трудовых дел, включение в трудовой процесс по принуждению, исполнение работы только под контролем
2
Неприятие труда как жизненно необходимого условия вхождения в социум
1
Наличие устойчивых избирательных интересов
Наличие четко выраженных интересов к определенному виду деятельности
5
Широкий круг разнообразных интересов
4
Умеренно выраженные противоречивые интересы к нескольким видам деятельности
3
Периодически возникающий интерес к тому или иному виду деятельности
2
Отсутствие каких-либо выраженных интересов
1
Уровень профессиональной осведомленности
Широкая информированность о разнообразных профессиях, возможностях их приобретения
5
Информированность об особенностях основных профессий, которые имеют спрос, и о том, где их можно приобрести
4
Несистематизированные знания о существующих профессиях и возможностях их получения
3
Слабые знания о мире труда, рынке труда, дезориентированность в этой области
2
Отсутствие знаний о мире и рынке труда, а также интереса к их приобретению
1
Интерпретация результатов:
низкий уровень (сложный для дальнейшей полноценной социально – трудовой адаптации) - 3-6 баллов
средний уровень (достаточный для социальной адаптации) - 7-14 баллов
высокий уровень (высокий для социальной адаптации) - 12-15 баллов
Ожидаемые результаты реализации программы
сформированность у обучающихся привычки к систематическому, осознанному труду
сформированность у обучающихся общетрудовых умений и навыков
создание сплоченного детского коллектива, через включение обучающихся в активную трудовую деятельность
воспитание гражданина, у которого будет сформировано сознательное отношение к труду, как первейшему общественному долгу
готовность обучающихся к продолжению обучения и дальнейшей трудовой деятельности
Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.
Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя” / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 1986 г.;
Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н. Э. Профессиональная ориентация в УПК”; М.: Педагогика, 1985г. (Педагогический поиск:Опыт, проблемы, находки);
“Школа и труд” / под ред. П.Г. Атутова, В.А. Кальнес.- М.: Педагогика, 1987 г.;
Школа и выбор профессии” / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой.-М.: Педагогика, 1987 г. (Библиотека учителя и воспитателя);
Festival.1september.ru;
http://www.vashpsixolog.ru/;
Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации. - М., 2006.;
Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. – М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2007.–384с. Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / Под ред. Ю.А.Блинкова, С.А.Игнатьева, Н.К.Горшунова. - М., 2002. – 304с.;
«Проблема выбора», разработанная Е. Казаровой и опубликованная в журнале «Школьный психолог» №2, 2007г.
Шваб Елена Дмитриевна «Я в мире профессий» для предпрофильной подготовки воспитанников 5- 9 классов», 2006.
Информационные ресурсы.
Голубева Я.В. “Проблемные классные часы”. 2003 г.
Климов Е.А. “Психология профессионального самоопределения”. 1996 г.
Кривцова С.В. “Подросток на перекрестке эпох”. 1997 г.
Прудченков А.С. “Трудное восхождение к себе: методические разработки и сценарии занятий социально – психологических тренингов”. 1995 г.
Резапкина Г.В. “Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков”. 2000 г.
Трошихина Е.Г. “Тренинг развития жизненных целей”. 2001 г.
Герасимова В.А. “Классный час играючи”. 2004 г.
Коротаева Е.В. “Хочу, могу, умею”. 1997 г.
Прошицкая Е.Н. “Практикум по выбору профессии” 1995 г.
Ашихмина Л.П. “Найди себя в мире людей и профессий”2001 г.
Климов Е.А. “Как выбирать профессию”. 1990 г.
Климов Е.А. “Психология профессионального самоопределения”.1996 г.