Просмотр содержимого документа
«Программа организации досуговой деятельности "Веселые каникулы"»
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВЕСЕЛЫЕ КАНИКУЛЫ»
(рекомендуется для детей 7-15 лет)
Срок реализации программы: предполагает постоянную работу по ее дополнению,
корректированию и совершенствованию.
Авторы-составители: Григорьева Ирина Евгеньевна, Маторина Светлана Ивановна –
педагоги дополнительного образования МБУДО «Станция юннатов»
г. Вязьмы Смоленской области.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для всестороннего развития личности наряду с образованием особую роль играет содержательно насыщенный отдых и досуг ребенка. Досуговая деятельность – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Начиная с малого возраста, существует потребность в активном, интересно насыщенном общении, творчестве, самореализации, интеллектуальном и физическом развитии, тем самым формируется характер личности.
Современный мир прекрасен и удивителен, казалось бы, он перенасыщен разнообразными программами досуга, вещами, предметами, с помощью которых человек, а в частности ребенок может сам организовывать свой досуг и отдых. Тем не менее, большинство взрослых и тем более детей не умеют пользоваться этим потенциалом в силу различных причин. Эти причины носят двусторонний характер – субъективный и объективный. Причины субъективного характера - отношения в семье или личное нежелание ребенка организовать содержательно свой досуг, причины объективного же характера – социально-экономическое положение нашей страны. Именно поэтому на сегодняшний день остро стоит проблема организации и реализации досуга детей и подростков. Следовательно, существует необходимость доступно показать детям и подросткам, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг и отдых. Именно система дополнительного образования, имеющая условия для развития творческого потенциала, эстетического вкуса, нравственности и патриотизма ребенка, может и должна создавать правильно организованный мир досуга. При этом досуговая деятельность в рамках дополнительного образования не может быть оторвана от образовательного процесса и родительского воспитания, так как только при воздействии всех сфер жизнедеятельности возможно всестороннее развитие личности.
На сегодняшний день на территории всей России строятся детские и подростковые досуговые центры, разрабатываются доступные досуговые программы, но, тем не менее, острота проблемы дополнительного образования практически не стачивается.
МБУ ДО «Станция юннатов» г.Вязьмы Смоленской области является составной частью всей системы дополнительного образования в городе. Это единственное в городе учреждение дополнительного образования, реализующее образовательные программы естественнонаучной направленности.
Данная программа позволяет выстроить организацию досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, а постоянное привлечение в досуговую деятельность детей, их родителей позволяет укрепить взаимопонимание и ценностное ориентирование семьи.
В результате деятельности по данной программе обучающиеся должны развить свою самостоятельность, свои творческие способности, также программа помогает сделать выбор, что в последствии приводит к самореализации собственного « Я».
Для реализации программы необходимы определенные условия:
1. Совместная деятельность детей и взрослых, педагогов, родителей, общественности.
2. Привлечение к организации и проведению мероприятий по программе увлеченных творческих личностей с большим творческим потенциалом.
3. Самореализация творческого и индивидуального потенциала учащихся объединения «Экологи» и «Если хочешь быть здоров».
Данная программа включает в себя план досуговых мероприятий, проводимых в каникулярное время, принимаемых в начале каждого учебного года.
Цель: Создание благоприятных условий для организации содержательного интересного и полезного досуга детей и их участия в мероприятиях по досуговой программе «Веселые каникулы».
Задачи:
Воспитание экологической культуры учащихся;
Пропаганда экологических знаний среди населения города;
Воспитание чувства прекрасного, развития эстетического вкуса, художественного мышления, реализация творческих и индивидуальных способностей детей;
Развитие физических, и умственных способностей обучающихся;
Сплочение учащихся станции через совместную досуговую деятельность;
Воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своего города, страны;
Формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности детей в общении;
Популяризация семейного досуга;
Сохранение духовно-нравственного здоровья обучающихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям.
Ожидаемые результаты:
Развитие системы досуговых и традиционных мероприятий;
Повышение культуры досугового общения обучающихся;
Развитие системы познавательно-развлекательных массовых мероприятий;
Рост уровня сплочённости объединений обучающихся СЮТ;
Повышение качества проведения досуговых мероприятий.
Способы проверки ожидаемых результатов:
Анализ подготовки и проведения мероприятия.
Мониторинг удовлетворённости учащихся участием в мероприятии.
Диагностика эмоционального фона в начале и в конце мероприятия (беседы, отзывы, наблюдение, анкетирование).
Самоанализ организационной деятельности.
Количественные показатели (количество проведённых мероприятий, охват участников мероприятий, охват зрителей).
просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения;
встречи с интересными людьми.
Современные технологии, методы, принципы и формы, используемые при проведении досуговых мероприятий:
При реализации данной программы применяются современные педагогические технологии, созданные на основе усиления социально-воспитательных функций, гуманизации и демократизации отношений: личностно-ориентированные; дифференцированного подхода, а также коллективно-творческие, игровые.
Применяются следующие методы и формы воспитания:
Метод формирования сознания, которыйотносится к группе способов воспитывающего воздействия на различные стороны сознания – на интеллект, чувства и эмоции, волю.
Метод формирования поведения реализуется через воспитывающие ситуации на мероприятиях. Выделяются, закрепляются и формируются в опыте детей и подростков положительные способы и формы поведения и нравственной мотивации, которые отвечают намеченной воспитательной цели.
Метод стимулирования деятельности и поведения:
поощрение – положительно оцениваются действия каждого учащегося, что в результате дает всплеск положительных эмоций в ребенке, вселяет уверенность в нем, создает приятный настрой на мероприятие, повышает в учащемся ответственность;
наказание – предупреждаются и пресекаются негативные проявления в поведении или поступках обучающегося, делается это тактично, не унижая собственного достоинства ребенка, чтобы у него возникла потребность изменить свое поведение;
соревнование – создаются условия для реализации естественной потребности детей к соперничеству, что дает эффективные результаты в достижении воспитательной цели, мощную мобилизацию всех сил и умений обучающихся.
Воспитательный процесс выстраивается в форме воспитательного дела (ВД). Используется комплексный подход в основе ВД, при котором формируются нравственно-патриотическое поведение, эстетическое отношение к природе, истории малой Родины, всей страны, труду, поведению, искусству, уважительное отношение к русским народным традициям.
Вся работа с детьми и подростками строится на следующих принципах воспитания:
Принцип общественной направленности воспитания, который объективно связывает задачи воспитания с процессом социализации личности. Обретение личностью социально значимых качеств – это общая цель воспитательного процесса и социализации.
Принцип опоры на положительное, который требует использовать в воспитательном процессе любые положительные свойства личности, если даже они минимальные, когда отрицательные качества не должны быть стержнем внимания педагога.
Принцип гуманности воспитания, который рассматривает человеческую личность в качестве высшей ценности, где гуманизм изначально представлен как «человеколюбие», создает предпосылки для самореализации личности.
Личностный подход как принцип воспитания, который требует учета всех особенностей личности воспитуемого: будь это возраст, психологические особенности, ценностные ориентации, жизненные интересы, доминирующие мотивы деятельности и поведения и т.п.
Принцип единства воспитательных воздействий, который основан на реальном взаимодействии всех институтов и агентов воспитания: семьи, СЮН, общественных организаций, педагогов, родителей, представителей общественности и т.п.
Традиционными в этом отношении являются:
- ежегодные досуговые мероприятия внутри объединений станции юннатов (праздник «Посвящение в юннаты», праздник «Дачный винегрет», «День птиц». Участие в конкурсах, соревнованиях, викторинах, беседы, акции и др.);
-праздничные программы, приуроченные к определенным календарным датам и организованные для учащихся объединения «Экологи» и их родителей («Я люблю тебя Россия», День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, «День Победы» др.);
- конкурсные, игровые программы для учащихся объединения.
В реализации программы принимают непосредственное участие учащиеся станции юных натуралистов.
При разработке мероприятий предусматривается многообразная и разносторонняя деятельность учащихся (познавательная, интеллектуальная, экологическая, творческая, физическая), учитываются их возрастные и психофизические возможности. Познавательно развлекательные программы и мероприятия разрабатываются с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей. Заранее продумывается и предусматривается возможность внесения корректив в сценарии мероприятий путем включения в сюжет новых заданий, реквизита.
В конце каждой программы проводится рефлексия: происходит обмен мнениями и впечатлениями между персонажами и учащимися, закрепляются новые знания. В педагогической деятельности используется демократический стиль воспитания, проявляется дружеская расположенность, терпение, тактичность, уважение к учащимся. Атмосфера сотрудничества, сотворчества, которая преобладает на каждом мероприятии, позволяет активизировать творческие способности воспитанников.
Реализация программы осуществляется по следующим направлениям:
-экологическое воспитание;
-духовно-нравственное воспитание;
-гражданско-патриотическое воспитание;
-художественно-эстетическое воспитание;
-охрана здоровья и физическое развитие;
-профориентационное и трудовое воспитание;
-работа с родителями.
Экологическое воспитание
Цель: Формирование экологически грамотного человека, владеющего системой знаний о взаимодействиях природы, человека и общества.
Задачи:
1.Формирование у учащихся экологической культуры и экологического мышления на основе теоретических знаний, наблюдений и практических действий;
2.Преодоление пассивности обучающихся через вовлечение их в практические природоохранные дела;
3.Создание необходимых условий для воспитания культуры поведения в природе и обществе;
4.Обогащение опыта экологических проблем.
Духовно-нравственное воспитание
Цель: Сохранение духовно-нравственного здоровья учащихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям.
2.Воспитание человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях;
3.Воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании;
4.Развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании пожилым и одиноким людям, ветеранам войны и труда и т.д.;
5.Воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия по отношению ко всем людям и, прежде всего своим близким;
6.Приобщение к православным духовным ценностям;
7.Формирование потребности в освоении и сохранении ценностей семьи.
Гражданско-патриотическое воспитание
Цель: Обеспечить проведение комплексных мероприятий, направленных на формирование патриотизма и развитие чувства гражданского долга у обучающихся станции юннатов.
Задачи:
1.Воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своей страны;
2Хранение традиций родного края, через изучение его истории, сбора информации о развитии района;
3.Создание условий для формирования социальной активности обучающихся станции юннатов;
4.Формирование патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России.
Художественно-эстетическое воспитание
Цель: Создание условий для раскрытия творческих способностей учащихся.
Задачи:
1.Приобщение максимального количества учащихся к мероприятиям, проводимых в
МБУ ДО «Станция юннатов»;
2.Развитие эстетического восприятия;
3.Воспитание эстетического вкуса;
4.Организация и проведение мероприятий, дающих обучающимся возможность реализовать свои возможности;
5.Воспитание духовных и эстетических ценностей, убеждений и моделей поведения, развитие творческих способностей обучающихся;
6.Формирование потребности в общении, творческой деятельности и самоорганизации;
7.Сохранение и развитие духовной культуры общества; передача семейных, народных традиций;
8.Развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования культуры чувств;
9.Формирование художественного и эстетического вкуса и культуры поведения.
Охрана здоровья и физическое воспитание
Цель: Создание условий для профилактики здорового образа жизни школьников.
Задачи:
1.Укрепление и сохранение физического и психического здоровья детей;
1. Объединение детей и взрослых по интересам в различных видах спорта;
2.Привлечение детей к проведению различных спортивных праздников и соревнований;
3.Обучение приемам общения и выхода из конфликтных ситуаций;
4.Развитие опыта безопасного поведения в лесу, у водоемов, в городе.
Профориентационное и трудовое воспитание
Цель: Формирование у учащихся мотивационных установок и ценностных ориентаций к трудовой деятельности.
Задачи:
1.Формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного выполнения разнообразных видов работ;
2.Формирование умения ориентироваться в простых вопросах семейной экономики;
3.Определение значения труда в жизни общества;
4.Формирование у учащихся свойств личности, необходимых в самостоятельной трудовой деятельности: предприимчивости, ответственности, деловитости, честности.
.
Работа с родителями
Цель: Создание условий для сотрудничества детей и взрослых, путем вовлечения в конкурсное движение и творческие мероприятия.
Задачи:
1.Взаимодействие с семьей в целях гармонического развития и воспитания здоровой личности ребенка;
2.Организация семейных праздников;
3.Воспитание бережного отношения к семейным традициям.
План мероприятий
№
Мероприятие
Время проведения
Форма
Направление
1.
«День урожая»
октябрь
Праздник
Экологическое
2.
«Будем знакомы»
октябрь
Конкурсно-развлекательная программа
Духовно-нравственное
3.
«Лабиринты здоровья»
октябрь
Конкурсно- познавательная программа
Охрана здоровья и физическое развитие
4.
«Осенних красок хоровод»
октябрь
Экскурсия
Экологическое., художественно– эстетическое
5.
«Я люблю тебя, Россия!»
ноябрь
Конкурсно- познавательная программа
Гражданско- патриотическое
6.
«День матери»
ноябрь
Праздник
Работа с родителями
7.
«Посвящение в юннаты»
ноябрь
Праздник
Духовно-нравственное
8.
Встреча с ветеранами юннатского движения
ноябрь
Встреча с интересными людьми
Духовно-нравственное, гражданско- патриотическое,
профориентационное и трудовое воспитание
9.
«Светофор здоровья»
ноябрь
Викторина
Охрана здоровья и физическое развитие
10.
«По заповедным уголкам России»
январь
Видеопутешествие
Экологическое
11.
Новогоднее «Поле чудес»
январь
Конкурсно – игровая программа
Духовно-нравственное, гражданско- патриотическое
12.
«Покормите птиц»
январь
Акция
Экологическое
13.
«Праздничный наряд для елочки»
январь
Выставка
Художественно– эстетическое
14.
«Снежная фантазия»
январь
Конкурс снежных фигур
Охрана здоровья и физическое развитие, художественно– эстетическое, работа с родителями
Знакомство с агротехническими приёмами ухода за растениями на УОУ
Профориентационное и трудовое воспитание, охрана здоровья и физическое развитие
Методическое обеспечение программы
Приложение №1
«Воспитательная программа МБОУ ДОД СЮН» на 2012-2016 учебный год»
Приложение №2
«Методическое сопровождение воспитательных мероприятий» /сценарии, беседы, викторины, и пр./
Приложение №3
«Диагностика воспитательного процесса: формы диагностики воспитанности, критерии экспертизы воспитательного мероприятия»
Приложение №4
«Результативность, анализ воспитательной работы»
Литература
Будет день и будет праздник.- Слуцкая Н.Б., Феникс 2005.
Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. – 2004. - № 4, 6.
Нетрадиционные праздники в школе.- С.А. Шмаков, Москва 2005
Патриотическое воспитание детей (Игры и программы). - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Шлаков С.А. Игра и дети. – М., 1970;
Учебно-методическое пособие / О.Ю. Кожурова, Д.В. Григорьев. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2011. – 84 с.
Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей / авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с. Ил.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы. Программа организации досуговой деятельности «Весёлые каникулы».
Предназначение программы. Программа предназначена для учащихся МБУ ДО «Станция юннатов».
Срок реализации. Срок реализации программы рассчитан на один учебный год».
Направленность программы. Программа направлена на развитие творческой личности учащихся, средствами вовлечения в культурно - досуговую деятельность.
Нормативно – правовая база:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.);
Гражданский кодекс РФ (принят 30.11.1994 г. ФЗ №51 в редакции от 15.05.20001 г.)
Конвенции о правах ребенка;
ФЗ «Об образовании в РФ»;
ФЗ «Об общественных объединениях» (принят19.05.1998г.);
ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (принят 28.06.1995г.)
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (принят 20.07.2000г.);
Постановление Верховного Совета РФ «О основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» (№ 5090-01 от 03.06.1993 г.);
Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Молодежь России (2001-2005)» (от 27.12.2000г.);
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Реализация мероприятий, по данной программе, должна:
повысить уровень развития личности учащихся МБУ ДО «Станции юннатов»;
привести к снижению негативных явлений в детской среде;
развить творческие способности детей;
сформировать социальные навыки, необходимые в жизненном самоопределении.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Учащиеся должны:
активно участвовать в общественно – полезной деятельности при этом организовывать свой досуг и проявлять инициативность, быть уверенным в себе, проявлять активность в общественной жизни;
творчески работать и проявлять творческую любознательность, эстетический вкус в коллективной работе;
максимально применять свои способности и возможности;
проявлять чувства доброты, милосердие, терпимость, чуткость, чувство национального достоинства и патриотизма;
находить пути для личностного роста;
строить отношения с ровесниками и взрослыми на основе уважения, понимания, доверия;