Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА «Нравственная педагогика»»
ПРОГРАММА
«Нравственная педагогика»
Директор ДОШ №117
Дудник Л.В.
Зам.директора по УВР
Степанова Н.Н.
Волякина О.Е. (МОУ № 54)
Зам.директора по ВР
Журавлева Н.А. (МОУ №43)
Врач-психотерапевт, валеолог-физиолог системы образования
Давыдова Н. А.
Донецк
2013
ПРОГРАММА
«Нравственная педагогика»
Цель:
Планомерное содействие развитию и укреплению духовных, душевных способностей учеников через познание себя, осознавание связи внутреннего и внешнего мира; подведение к осмыслению понятий: жизнь, мироздание, творец, формирование собственной мировоззренческой позиции; создание возможностей для самовыражения детей.
Гармонизация внутреннего мира педагога, ослабление его внутренней напряженности, усиление психических сил, расширение профессионального самосознания.
Организация тесного сотрудничества с семьей.
Задачи:
Подготовить педагогов к работе с детьми в рамках понятий нравственной педагогики.
Помочь учителю в осуществлении программы в ходе учебно-воспитательного процесса.
Просветительская работа среди родителей.
Помочь учителям, родителям школьников в теоретическом и методическом аспектах коррекционного сопровождения детей с особенностями нервно-психического развития.
Организация консультативной помощи школе в вопросах индивидуального подхода к конкретной ситуации, конкретному ученику, преодолении коммуникативного дефицита в системе «учитель – ученик – родитель».
Работа с учениками по формированию личностной и коммуникативной компетентности, адекватных представлений о себе, своих качествах, способностях, возможностях, нравственного отношения к семейным, дружеским, социальным контактам, по созданию мировоззренческой позиции.
Специфика курса нравственной педагогики:
Составляющие педагогического процесса – воспитание, обучение, образование; обращение к духовно-нравственным традициям этического образования.
Ключевые понятия:
детство – особый этап становления личности;
только сам человек может знать о себе то нравственное и сокровенное, что происходит в глубине души;
только встретившись с возможностью внутренней красоты, которая потенциально или реально, но непременно существует в каждом, человек может преобразоваться в нравственного;
важна свобода выбора;
надо дать возможность впитать, пережить ребенку то, что он будет выбирать.
Особое внимание уделяется личности педагога, его личностно-этическим качествам, его умению в себе самом обрести резерв нравственной красоты, реализующимся в своих действиях.
Семья – важнейшая площадка в формировании нравственности ребенка; высшая ценность семьи – любовь и уважение членов семьи, принятие их уникальных особенностей.
Направления работы:
Работа с педагогами.
Работа с детьми.
Работа с родителями
Раздел №1
Работа с педагогами.
Цель:
Помочь в формировании валеологического сознания подрастающего поколения, внутренней потребности в здоровом образе жизни, воссоздании и сохранении морально-культурных традиций, духовных ценностей народа Украины.
Гармонизация внутреннего мира педагога, ослабление его психической напряженности, повышение резервов жизненной стойкости, поддержание социально-конструктивного состояния.
Задачи:
дать теоретическое обоснование проблемы снижения уровня здоровья: физического, душевного, социального;
углубить знания его формирования, сохранения, приумножения;
помочь в освоении навыков практического использования этих знаний в ходе урока и во внеурочной деятельности;
научить практическому применению знаний законов роста и развития детского организма, в том числе идей духовной антропологии;
дать теоретические и методические знания по диагностике, коррекционному сопровождению школьников с особенностями психофизического развития;
вдохновить на принятие ответственности за решение проблемы здоровья подрастающего поколения.
помочь в эффективном ведении групповых дискуссий.
Цикл обучающих семинаров.
І. Культура общения.
Подход к проблеме общения в семье и школе.
Биоэнергетические аспекты общения. Пути предупреждения психоэмоционального стресса. Формулы психического равновесия. Представления о древних системах психофизической тренировки. Современные способы психической регуляции: релаксация; аутосуггестия; ассоциированные-диссоциированные состояния (НЛП).
П. Гигиена ума.
Здоровье ума и сила ума. Мозг как генератор мыслей. Мышление. Разум. Ум. Рассудок. Чистота сердца. Сердце- производящая сила ума. Борьба за обладание мышлением. Духовная часть ума. Деятельность ума и отношение: к Творцу, к самому себе, с другими людьми.
Психотехнические игры по гармонизации внутреннего мира, развитию психического резерва, расширению профессионального самосознания.
Ш. «В начале было Слово» (Ин. 1:1)
Формирование человека через слово. Закон Слова. Структура Слова. Внутреннее слово. Произносимое слово.
Слова возвышающие. Слово как символ. Символ – отражение наиболее глубоких аспектов реальности. Доисторичность. Человек, как историческое существо. Символ – сердцевина духовной жизни. Ядро образа. Ответственность за образ. Соединение внутреннего мира человека со словом, которое он произносит.
Фильм «О воде».
Вода – хранительница энергетики слова.
1V. Знаете ли вы своего ученика?
Личность ребенка.
Законы роста и развития детского организма.
Особенности детского сознания.
Духовная антропология.
Теоретические и коррекционные аспекты сопровождения детей с особенностями психофизического развития.
Составляющие понятия школьной дезадаптации.
Проектирование личностно-ориентированной среды.
Подростковый возраст и сексуальное развитие. Профилактика инфекций, передаваемых половым путем. Репродуктивное здоровье детей и подростков.
Раздел №2
Работа с подростками.
Цель:
Рассказать о мире, человеке, раскрыть многообразие жизни; познакомить с жизнью в свете православной культуры; дать ощутить свободу выбора человека и ответственность его за свои дела; научить мыслить; формировать потребность в здоровом образе жизни, нравственности, дисциплине.
Задачи:
Познакомить с наукой о человеке, ценностных качествах людей, слагаемых здоровья.
Изучать свой внутренний мир, возрождать и созидать себя.
Подвести к осмыслению основных мировоззренческих понятий: жизнь, мироздание, творец.
Эти три области душевного ведения должны быть актуализированы для детей на протяжении всего учебно-воспитательного процесса.
Главное воспитательное средство – диалог. Слушать и слышать другого – труд внимания, доверия; видение иного события; начало личного духовного опыта.
Темы занятий
1.Жизнь
Видимый и невидимый мир
Духовный человек
П. Смысл жизни
3. Жизнь – трудная задача. Творить мир вокруг себя.
4. Восхождение от духового к духовному.
5. Понятие богатство.
Ш. Свобода человека
6. Мир как множественность и свобода выбора.
1У. Два пути жизни
7. Человек – это возможности, в том числе возможность выбора
8. Два пути жизни (Двойственность человека).
9. Как было у истоков? (философские системы)
У. Любовь
10. Сохранится ли мир без любви?
11. Любовь, милосердие, добро – легко ли это?
12. Помыслы – поступки.
У1. Семья
13. Семейный союз.
14. Правила жизни в семье
15. Гармоничные семьи
УП. Человечество и искусство
16. Творец – творить – творчество.
17. Искусство и духовность.
Психолог оказывает непосредственное содействие учителям в эффективном проведении групповых дискуссий.
На дискуссионных собраниях дети сидят в большом круге, учитель- с учениками.
Предлагаемые темы рассчитаны на школьников 9-11 классов.
Приучать детей к открытой групповой дискуссии – с начальной школы (10-15 мин) в ходе уроков «Живая этика» (В.И.Аксёнова, Л.И.Черная. Ставрополь. 1995г.), в рамках программы «Христианская этика в украинской культуре» (Киев. 2008г.), курса специальных занятий по развитию и коррекции различных сторон психики ребенка - «Психогимнастика» М.И.Чистякова (Москва.1990.), программ, ранее принятых школой.
Раздел №3
Работа с родителями
Цель:
Расширение сознания, пробуждение интереса к вопросам сохранения здоровья, доверие к исцеляющим силам семьи, ответственности за воспитание; ослабление излишней тревожности, односторонней ориентации к проблеме ребенка; сплочение семьи.
Задачи:
- дать знания в области физиологии, психологии ребенка, формирования его личностных свойств и качеств;
- осветить основные вопросы пограничной нервно-психической, психосоматической патологии, основы ее поддержания, усиления сглаживания;
- содействовать духовно-моральному развитию родителей;
- научить практическому применению законов роста и развития детей;
- гармонизировать детско-родительские отношения, развитие партнерских отношений.
Лекции для родителей
Семейный портрет в психологическом интерьере.
Борьба за ребенка – борьба с ребенком. Почему и за что мы сражаемся? Отчего грустят дети? Помогает ли чувство вины? Как управлять своими эмоциями? Критика разрушительна.
Искусство быть родителем.
Ребенок – не твоя собственность. Мир за пределами семьи. Детская нервность. Причины детского упрямства. Детский инфантилизм. Гипердинамический синдром. Страхи. Вредные привычки? Можно ли предупредить невроз?
Родители и дети – психологическая дистанция.
Особенности подросткового возраста. Характерологические, патохарактерологические реакции; акцентуации характера. Ложь. Предпосылки формирования потребности в потреблении ПА веществ.