для детей с ограниченными возможностями здоровья № 5» г. Курска
РАССМОТРЕНО:
на заседании М/О
Протокол № _________
от «___» __________2020г.
Председатель М/О ________
На заседании МС
Протокол № ____________
от «___»_________2020 г.
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
_________ О.В. Ефименко
«___» ___________2020 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ОКОУ «Школа-интернат №5» г. Курска
________________Л.Н. Ермакова
«___» _________________2020 г.
Введено в действие приказом
по школе-интернату № __________________
от «___»_________2020 г.
Программа
курса внеурочной деятельности
«Мир вокруг тебя»
(социальное направление)
В 5В классе
(для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития)
на 2020-2021 учебный год
Количество часов в неделю: 1 час
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: учитель
Должикова Нелли Викторовна
Ответственный за реализацию программы:
учитель
Должикова Нелли Викторовна
КУРСК – 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана и составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Важным направлением образования детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития является накопление нового положительного коммуникативного опыта в процессе социального общения. Курс «Мир вокруг тебя» способствует развитию у обучающихся социально значимых навыков, служит формированию коммуникативной компетенции, потребности в социальном взаимодействии , творческой активности, помогает познать свои внутренние психологические характеристики, собственные возможности, положительные качества, учит правильному поведению в различных жизненных ситуациях.
Весь процесс обучения и воспитания ребенка с ОВЗ направлен на развитие и формирование механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни. Усвоение обучающимися принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию. «Социализация— процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего — системы социальных ролей. Реализуется в общении и деятельности — в семье, дошкольных учреждениях, школе, в трудовых коллективах и пр. Происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания — целенаправленного формирования личности. Воспитание — ведущее и определяющее начало социализации.
Позитивная социализация обеспечивает успешную интеграцию детей с ОВЗ в общество, активное приспособление (адаптацию) их к условиям социальной среды. Уровень социальной адаптации зависит от целей, специфики окружающей среды, от индивидуальных возможностей. В контексте формирования личности обучающихся социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни.
Данная программа является актуальнойна сегодняшний момент, так как способствует ориентировке обучающихся 5 класса в новой социальной роли- ученик в новой социальной группе – средние классы, школа, помогает повысить самостоятельность детей.
Цельюданной программы является развитие социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
-формирование у обучающихся с ОВЗ, навыки в области безопасности жизни;
-развитие коммуникативной функции речи и средств альтернативной коммуникации, как непременное условие социальной адаптации обучающихся;
-расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире;
Данная рабочая программа по социальному направлению позволяет учителю использовать опыт обучающихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения детей с ОВЗ с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Формы проведения:
Групповые занятия длительностью 40 минут с использованиемследующих форм:
экскурсии,
сюжетно-ролевые игры,
беседы,
наглядные средства обучения.
Беседа, предполагающая непосредственный контакт педагога с обучающимися. В ней ведётся разбор конкретных ситуаций, предполагающий в процессе обсуждение конкретных жизненных ситуаций.
В рабочей программе большое место отводится экскурсиям. Ценность этого метода заключается в том, что обуающиеся в реальных, естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира.
Сюжетно-ролевые игры– синтетическая форма организации совместной деятельности преподавателя и обучающихся. Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.
Принципы работы с детьми:
доступность отбираемого материала;
постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
индивидуальный подход к детям.
Рабочей программой определяются следующие основные направления коррекционно-педагогической работы, которые структурируются в виде тематических блоков:
Здравствуй, школа! Мир вокруг нас. Азбука безопасности.
Объём программы
Занятия по программе внеурочной деятельности «Мир вокруг тебя» проводятся 1 раз в неделю.
Программа предназначена для занятий детей младшего школьного возраста.
Численный и возрастной состав группы, для занятий по курсу «Мир вокруг тебя» Возраст детей от 10 лет до 12 лет, численность группы не более 5 человек.
-положительная динамика в развитии усидчивости, аккуратности, трудолюбия.
Предметные результаты:
- знать и соблюдать правила поведения в общественных местах;
-знать правила безопасного поведения в отдельных ситуациях;
- уметь безопасно общаться с взрослыми;
- уметь обратиться за помощью,
Тематический план курса «Мир вокруг тебя»
№
Название раздела
Кол-во часов
1
Моя школа!
10
2
Мир вокруг нас.
12
3
Азбука безопасности.
13
Итого
35
Содержание курса «Мир вокруг тебя»
Здравствуй, школа! Знакомство с помещениями, сотрудниками, территориями двора школы. Усвоение мест для игр, учёбы, для бытовых нужд. Мир вокруг нас. Основные социальные группы и места, посещаемые обучающимися: школа, семья, магазин, поликлиника, театр, общественный транспорт. Азбука безопасности. Правила безопасного поведения в школе, дома, на дорогах, в общественных местах.