Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка. Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом уроке ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Юный журналист"»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В связи со стремительным изменением и развитием информационной структуры общества требуется новый подход к формам работы с детьми. Активно начали развиваться средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Современные информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать учащимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Юный журналист». Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Настоящая программа рассчитана на 1 год: 35 часов (1 час в неделю).
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения, основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Формы занятия, предусмотренные программой:
1. свободная творческая дискуссия;
2. ролевые игры;
3. выполнение творческих заданий;
4. активные методы формирования системы общения;
5. практическая работа (подготовка материалов для публикаций в школе и прессе).
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.
Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов, способствующих их разностороннему личностному развитию.
Занятия в кружке помогут обучающимся оценить свой творческий потенциал.
Технологии, используемые в системе занятий по программе «Юный журналист», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу старшей школы.
Цель программы: создание условий для формирования и развития у обучающихся
• интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики;
• интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право);
• умения самостоятельно приобретать и применять знания;
• способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля;
• коммуникативных навыков.
Задачи программы.
Развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие творческих способностей подростков;
- развитие умения устного и письменного выступления.
Обучающие:
- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, семинарах, творческих конкурсах.
Формы контроля разнообразны:
- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
- семинары-практикумы по изученной теме;
- творческие конкурсы;
- публикации.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся.
В процессе занятий обучающиеся приобретают конкретные
знания:
из истории журналистики;
о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;
о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах;
о законе о СМИ.
и умения:
создавать сочинения разных жанров;
соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;
работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ;
участвовать в дискуссии, пресс-конференции.
Виды деятельности обучающихся:
теоретические занятия;
творческий практикум (сочинения разных жанров);
работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);
анкетирование;
социологический опрос;
участие в школьных и городских мероприятиях, конкурсах прессы;
выпуск школьной газеты;
посещение обучающих семинаров.
Конечные результаты:
- умение построить устное и письменное сообщение;
- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной газеты.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
Конкурс сочинений в различных публицистических жанрах.
1
19.12
16
Технические средства журналиста.
1
26.12
17
Газетный язык и авторский почерк.
1
9.01
18
Этика и мораль. Поступок и мотив. Плагиат.
1
16.01
19
Эстетика.
1
23.01
20
Школьная газета.
1
30.01
21
Миссия и название школьной газеты.
1
6.02
22
Читатель и его интересы.
1
13.02
23
Как и о чем писать для школьной газеты?
1
20.02
24
Темы, рубрики, полосы.
1
27.02
25
Взрослые правила для юных журналистов.
1
6.03
26
Требования к информации.
1
13.03
27
Источники информации.
1
20.03
28
Как придумывать заголовки и писать лиды?
1
3.04
29
Как вести интервью?
1
10.04
30
Планирование шаг за шагом.
1
17.04
31
Структура школьной редакции.
1
24.04
32
Подбор и использование занимательного материала в газете.
1
8.05
33
Дизайн школьной газеты.
1
15.05
34
Итоговое занятие. Деловая игра «Журналист – око народное».
1
22.05
1
29.05
ИТОГО
34 часа
Содержание программы.
(35 часов)
ТЕМА 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ЧАС).
Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности.
ТЕМА 2. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ (1 ЧАС).
Формирование представлений о профессии журналиста.
ТЕМА 3. ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ (1 ЧАС).
Функции:
- информационная;
- коммуникативная;
- выражение мнений определенных групп;
- формирование общественного мнения.
Журналист как представитель определенного слоя общества.
Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
ТЕМА 4. ТРЕБОВАНИЯ К ЖУРНАЛИСТУ (1 ЧАС).
Требования к журналисту:
- компетентность;
- объективность;
- соблюдение профессиональных и этических норм;
- глубокие знания в области литературы, философии и др.;
- владение литературным языком.
ТЕМА 5. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ (1 ЧАС).
Журналистика XVIII века.
Журналистика XIX века.
Журналистика XX века.
Задание. Написать репортаж «Мой поселок»; подготовить сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого. Дискуссия о профессиональной этике журналиста
ТЕМА 6. ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ (1 ЧАС).
Жанры журналистики и их особенности.
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.
Отличие заметки от корреспонденции.
Интервью – особенности этого жанра, его виды: интервью – монолог, интервью – диалог, интервью – зарисовка, коллективное интервью, анкета.
Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления, яркость литературного изложения.
Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный, рецензирующий прессу.
Репортаж – наглядное представление о том или ином событии, через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого репортажа.
Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Задание. Найти в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определить их роль в тексте. Написать зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.
ТЕМА 10. КОМПОЗИЦИЯ МАТЕРИАЛА (1 ЧАС).
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.
Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.
Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.
Основные структурные связи в рассуждении.
Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
Задание. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.
ТЕМА 11. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА (1 ЧАС).
Анализ выразительных средств языка публицистических произведений (выделение в тексте, определение их роли).
Заглавие – важный компонент текста. Наблюдение над ролью заглавия в произведении; знакомство с различными видами заголовков.
Задание. Лингвистический эксперимент (работа с заглавиями текстов, замена, обоснование).
Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).
Основные функции произведений художественно-публицистических жанров:
- информационная;
- эстетическая;
- экспрессивная;
- просветительская.
Основные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, памфлет и др.
Задание. Знакомство с письмами выдающихся людей. Выразительное чтение писем. Самостоятельная работа со справочной литературой, наблюдения над особенностями очерка, анализ текстов-образцов; презентация портретного очерка, создание чернового варианта эссе или фельетона.
ТЕМА 15. КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ЖАНРАХ (1 ЧАС).
Конкурс сочинений на свободную тему. Необходимый критерий – выбор одного из публицистических жанров и соблюдение его стилистических норм и особенностей. Презентация собственного. Выставка работ. Награждение лучших в отдельных номинациях.
ТЕМА 16. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЖУРНАЛИСТА (1 ЧАС).
Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер).
Фотографирование. Роль фотографий в газете. «Портрет», «пейзаж», «композиция»
Фотоконкурс.
Задание. Фотографирование живых объектов. Просмотр и обсуждение работ. Оформление фотовыставок, фоторепортажей.
ТЕМА 17. ГАЗЕТНЫЙ ЯЗЫК И АВТОРСКИЙ ПОЧЕРК (1 ЧАС).
Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.
ТЕМА 18. ЭТИКА И МОРАЛЬ. ПОСТУПОК И МОТИВ.
ПЛАГИАТ (1 ЧАС).
Знакомство с философскими понятиями, их место в журналистике. Плагиат. Составление понятийного словаря.
ТЕМА 19. ЭСТЕТИКА (1 ЧАС).
Эстетика как философская категория.
ТЕМА 20. ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА (1 ЧАС).
Медиаобразование. Организация работы редколлегии. Планирование. Техническое обеспечение.
ТЕМА 21. МИССИЯ И НАЗВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ (1 ЧАС).
Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь? Выбор названия.
ТЕМА 22. ЧИТАТЕЛЬ И ЕГО ИНТЕРЕСЫ (1 ЧАС).
Кто будет читателем школьной газеты и что он ждет от нее? Методы выявления читательских запросов и предпочтений. Анкета.
Задание. Провести анкетирование.
ТЕМА 23. КАК И О ЧЕМ ПИСАТЬ ДЛЯ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ? (1 ЧАС).
Жанровые формы. Заметка. Структура заметки. «Новость одной строкой». Правило перевернутой пирамиды. Юмореска.
ТЕМА 24. ТЕМЫ, РУБРИКИ, ПОЛОСЫ (1 ЧАС).
«Гвоздевой» материал. Правила расположение новостей, обзоров, интервью и пр. Рубрики. Полосы. Первая полоса.
Задание. Составить эскиз первой страницы газеты.
ТЕМА 25. ВЗРОСЛЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ (1 ЧАС).
Правила:
- точность и проверка информации;
- честность и достоверность;
- ссылка на источник;
- разделение фактов и мнений;
- краткость и ясность.
Способы предупреждения фактические ошибок:
- проверять и перепроверять информацию, особенно цифры, даты, имена и фамилии, географические названия;
- использовать метод прямого наблюдения, присутствовать на месте события;
- если допущена ошибка, дать исправление или опровержение в последующих номерах газеты.
ТЕМА 26. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ (1 ЧАС).
Достоверность. Краткость, ясность. Правильное построение текста, отсутствие орфографических, лексических, пунктуационных и стилистических ошибок. Проверка источника и ссылка на него. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий.
ТЕМА 27. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ( 1 ЧАС).
Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет-источники (обязательное правило – указание интернет-ссылки на источник). Собственное мнение журналиста. Правила оформления.
ТЕМА 28. КАК ПРИДУМЫВАТЬ ЗАГОЛОВКИ И ПИСАТЬ ЛИДЫ?
(1 ЧАС).
Объем заголовков, их стилистика. Констатирующие заголовки. Образные заголовки. Лид. Функции лида:
- информировать читателя с минимальной потерей времени;
- акцентировать внимание на самом главном в информации с точки зрения журналиста.
Задание. Написать лид и придумать 5 заголовков.
ТЕМА 29. КАК ВЕСТИ ИНТЕРВЬЮ (1 ЧАС).
16 основных правил ведения интервью.
Задание. Взять интервью.
ТЕМА 30. ПЛАНИРОВАНИЕ ШАГ ЗА ШАГОМ (1 ЧАС).
Этапы выпуска номера газеты:
1. планирование номера газеты (планерка);
2. сбор информации;
3. подготовка материалов, рубрик, полос;
4. подбор иллюстраций;
5. макетирование и верстка номера;
6. редактирование и вычитка, подписание номера;
7. обсуждение номера на летучке.
Время каждого этапа определяется в зависимости от периодичности выхода газеты.
ТЕМА 31. СТРУКТУРА ШКОЛЬНОЙ РЕДАКЦИИ (1 ЧАС).
Редактор, его функции и обязанности, темы/рубрики. Обозреватель. Репортер. Корректор. Верстальщик (дизайнер).
ТЕМА 32. ПОДБОР И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ГАЗЕТЕ (1 ЧАС).
Занимательный материал, используемый в газетах: загадки, кроссворды, скандворды, чайнворды, ребусы головоломки, картинки на наблюдательность и внимание, викторины, логические задачи. Анаграммы и др.
Алгоритм подбора занимательного материала в газету:
1. определить объем юмористической страницы (количество статей);
2. определить тему рубрики, используемые жанры, подобрать занимательный материал, статьи;
3. сделать макет страницы (художественное оформление, заголовки, расположение материалов, обязательно указать сроки и адреса, куда посылать ответы на скандворды, викторины и т.д.);
4. сдать готовую страницу редактору;
5. в следующем номере опубликовать имена победителей, ответы на скандворды и т. д.
ТЕМА 33. ДИЗАЙН ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ (1 ЧАС).
Анализ материалов периодической печати. Иллюстративное оформление газеты. Изучение шрифта. Роль фотографий в газете. План создания газеты
Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей, основных черт. Современный дизайн газет. Просмотр газет с современным дизайном, модернистским дизайном. Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов.
Выбор шрифта для определённого по содержанию текста.
Самостоятельный выбор шрифта и оформление плаката.
Дизайн школьной газеты.
Особенности оформления газеты к празднику.
ТЕМА 34. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА (1 ЧАС).
Компьютер как средство работы с информацией. Использование ПК в журналистике. Знакомство с ПК.
Набор текста и сохранения материала.
Печатание материала, выведение материалов на принтер.
Школьный Интернет – сайт.
Работа на ПК
Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор материала. Печатание текста
Выбор дизайна работы
Редактирование проекта
Просмотр работ. Обсуждение подготовленных проектов.
ТЕМА 35. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. ДЕЛОВАЯ ИГРА «ЖУРНАЛИСТ – ОКО НАРОДНОЕ» (1 ЧАС).
Деловая игра «Журналист – око народное».
Приглашение на занятие всех желающих.
Выставка наиболее интересных материалов и проектов.
Выпуск газеты с отчётом работы кружка «Юный журналист».
Литература.
1. Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. М.: Высшая школа.1987
2. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. –М.: Просвещение. 2002
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1998
4. Кеворков В.В. Рекламный текст. М., 1996
5. Ливанова М.В. Газета в школе. Учебно-методические материалы по организации и выпуску школьного печатного издания. Смоленск, 2011
6. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
7. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996
8. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.