1. Амосов И. М. Раздумье о здоровье. – М., 1987.
2. Антропова М. В. Основы гигиены учащихся. – М., 1971.
3. Басов А. В., Запорожченко В. Г., Тихомирова Л. Ф. Образ жизни и наше здоровье. – Ярославль, 1989.
4. Братусь Б. С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма, - М.. 1984.
5 Брэгг П. Формула совершенства. – Спб., 1993.
6. Вохмянин Г. И. Не подлежат оправданию, - М., 1986
7. Габиани А. А. Наркомания: горькие плоды сладкой жизни // Социологические исследования.- 1987.- № 1.
8. Заиграев Г. Г. Борьба с алкоголизмом. – М.,1986.
9. Колесов Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – М., 1982.
10. Колесов Д. В. Наркомания и токсикомания: сущность и профилактика. – М.: Знание, 1980.
11. Копыт М. Я., Скворцова Е. С. Алкоголь и подростки.- М., 1984.
12. Краснова М. Н. Осторожно алкоголь. – М., 1984.
13. Левин Б. М. Мнимые потребности. – М., 1986.
14. Матвеев В. Ф., Гройсман А. Л. Профилактика вредных привычек школьников.- М., 1987.
15. Митина Г. Н. Алкоголизм – проблема социальная и экономическая // Наши дети: обучение, воспитание, развитие, здоровье. - № 4. – 2004.
16. Раева В. М. Психолого – педагогические аспекты антиалкогольного воспитания детей и подростков. – М.: Знание, 1988.
17. Соревнование: Класс свободный от курения: методические материалы в помощь педагогам. – Вологда, 2004.
18. Тихомирова Л. Ф. Как сформировать у школьника здоровый образ жизни. Ярославль: Академия развития, 2007.
19. Шевердин С. Н. У опасной черты. – М., 1985.
20. Ягодинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. Книга для учащихся. – М., 1991.
Адасанский С. А. Городской транспорт будущего. – М., 1992.
Амелина В. Е. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению ППД. – М., 2006.
Андреев А. И. Попробуй, отгадай! – Ташкент: Еш гвардия, 1962.
Бедарев Г. К. Игры и развлечения. – М., 1962.
Болховитинов В. Н. Твоё свободное время – М., 1970.
Бубнов В. Г. Как оказать помощь при ДТП. – М., 1992.
Викторов В. И. Мы не пустим скуку в дом! – М.: Молодая гвардия, 1966.
Гринько Э. А. Весёлые игры для детей. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
Зимин В. И. Русские пословицы и поговорки. Учебный словарь. – Школа – Пресс, 1994.
Еременко Н. И. Прощай, школа! – Волгоград: Учитель, 2005.
Кедрина Т. Я. Большая книга игр и развлечений для детей. – М., 1992.
Лапина Е. П. В дружбе с книгой. - Ленинград: Детская литература, 1982
Линго Т. И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль.: Академия развития, 2006.
Минскин Е. М. Игры и развлечения в группе продлённого дня. – М., 1985.
Михайлова З. А. Игровые и занимательные задачи для школьников. – М., 1990.
Никитин Ю.З. Потехе – час. – М.: Молодая гвардия, 1980.
Панкова Л. А. Тамада. Сценарии для любого праздника. – М., 2006.
Романова Е. А. Классные часы по ППД. – М., 2005.
Трофимов С. В. Спутник досуга. – Сыктывкарь, 1966.
Турыгина С. В. Сценарии школьных викторин, конкурсов, познавательных игр. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004.
Чкаников И. Игры и развлечения. – М.: Детгиз, 1957.
Шлыкович А. И. В клубе, в дороге, дома. – М.: Профиздат, 1969.
Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994.
Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: Новая школа, 1993.
Направления работы | Проведение мероприятий | Ответственные | Сроки | Результат |
Гражданско- патриотическое | День знаний. Единый классный час «Моя Родина» | Кл. руководитель | 1 сентября. | Формирование чувства любви и уважения к своей стране, народу. Формирование понятий «гражданин», «гражданский долг», формирование понятия о необходимости изучать историю и культуру своей страны, своего народа. Выработка активной жизненной позиции. 2. Развитие детской инициативы по оказанию помощи, нуждающимся в заботе и внимании престарелым и одиноким людям, ветеранов ВОВ и труда. 3. Научить детей пониманию принципов и ценностей демократического, гражданского общества, жизни и деятельности в таком обществе. 4. Способствовать получению и расширению знаний воспитанников о России: ее истории, культуре, традициях. 5. Формирования чувства гордости за героическое прошлое своей Родины. 6. Формировать у воспитанников гражданско-патриотическое сознание, способствовать развитию чувства сопричастности судьбам Отечества и ответственности за будущее России. 7. Воспитывать уважение к нормам коллективной жизни. 8. Формировать интерес к событиям общественной жизни в стране, края, районе, селе. 9. Формировать и развивать чувства любви к матери, дому, родной земле. 10. Развивать у воспитанников чувства уважения к русской армии и желания служить в ней, защищая свое Отечество. 11. Формирование у воспитанников правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом. 12. Осознания своих прав и прав других людей. 13. Обучения решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования. Формирование нравственной позиции. Воспитание эстетической культуры личности. Развитие творческой активности. Формирование устойчивой потребности воспитанников к освоению культурного наследия прошлого, общечеловеческих норм морали, традиций и обычаев своего народа; Воспитание доброты, чуткости сострадания, сопереживания, терпимости, доброжелательности, заботы и милосердия. Привлечение воспитанников к работе по возрождению, сохранению, приумножению культурных, духовных, нравственных ценностей, накопленных поколениями. Организация содержательного досуга детей привитие основ общечеловеческой культуры, усвоение морально-этических норм. 8. Формирование нравственных понятий и убеждений. 9. Выработка у воспитанников навыков и привычек поведения. 10. Развитие у воспитанников нравственного сознания и чувств. 11. Формирование у воспитанников волевых черт характера, а также принципиальности, целеустремлённости, активности, инициативы, организованности, стойкости, умения преодолевать трудности. 12. Преодоление отрицательных черт в характере и поведении воспитанников. 13. Формирование у воспитанников ценности человеческой жизни. 14. Формирование эстетических взглядов, суждений и вкусов у воспитанников. Формирование целостного понимания о здоровом образе жизни. Повышение уровня знаний в вопросах охраны здоровья, умение управлять своим здоровьем, привитие чувства ответственности за свое здоровье. Создание психологического комфорта для воспитанников в школе. Развитие основных двигательных качеств. 5.Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознания здоровья как одной из главных жизненных ценностей. 6. Создание условий для сохранения физического, психического, нравственного здоровья воспитанников. 7. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам. 8. Привлечь воспитанников к занятиям в спортивных кружках. 9. Знакомить воспитанников с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации. 10. Формировать у воспитанников культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. 11. Укрепление здоровья и нормального развития воспитанников 1.Формирование Экологической культуры бережного отношения к окружающей среде. 2. Дальнейшее и углубленное изучение знаний о навыках природы, о значении природы для человека, о необходимости беречь и защищать природу, охранять исчезающих животных и растения. участие в охране окружающей среды; изучение и приумножение природных богатств села; повышение уровня знаний о природе; ведение исследовательской работы по изучению природы и экологии родного края. |
| Беседы: «Уважение к старшим». «Что такое взаимопомощь». | Кл. руководитель | В течение месяца. |
Месячник правовых знаний День согласия и примирения. День матери. | Учитель граждановедения, Кл. руководитель Кл. руководитель | В течение месяца |
«Эрудит викторина, посвященная: «5 декабря – День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой» (1941) Неделя правовой культуры: День прав человека; День конституции | Кл. руководитель Учитель истории Учитель граждановедения, Кл. руководитель | 1 неделя 2 неделя |
День воинской Славы России (День снятия блокады Ленинграда) (1944). Дискуссия «Обязан ли человек быть гражданином государства». | Учитель истории. Кл. руководитель | 4 неделя В течении месяца. |
2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943) Конкурс макетов «Я лучший модельер-конструктор», в честь Дня Аэрофлота Праздничное мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества Смотр - строя и песни. Познавательный час «Человек. Личность. Гражданин». | Учитель истории, Кл. руководитель Учитель ИЗО Учитель ФК, Кл. руководитель | 1 неделя 2 неделя 3 неделя |
Неделя детской и юношеской книги «По законам добра» | Библиотекарь, Кл. руководитель | 3 неделя |
Мероприятие, посвященное Дня космонавтики. Познавательное мероприятие с приглашением работников МЧС в честь Дня пожарной охраны | Кл. руководитель Администрация, Кл. руководитель | 2 неделя 4 неделя |
Неделя мужества Празднование Дня Победы (встреча с ветеранами) Военно-исторические и военно-спортивные игры, комбинированные эстафеты | Учитель граждановедения, уч. ОБЖ, кл. руководители | 1 неделя |
Формирование гражданско-патриотической позиции воспитанников через систему традиционных школьных дел. | Кл. руководители | В течение года |
Изучение позитивного опыта деятельности образовательных учреждений по организации и содержанию гражданского воспитания подростков. | Администрация | В течение года |
Организация тематических экскурсий в музеи Красноармейского района и г.Чебоксары | Администрация | В течение года |
Тематические часы общения по изучению символов и ритуалов РФ, ЧР, Красноармейского района | Кл. руководители | По плану |
Уход за памятниками, павшим воинам в годы Великой Отечественной войне. | Администрация | Октябрь |
Организация показа и обсуждения документальных и художественных фильмов на военно-патриотические и исторические темы. | Кл. руководители, учитель истории | Октябрь |
Проведение тематических классных часов, уроков мужества и внеклассных мероприятий патриотической направленности. | Кл. руководители, | Ноябрь |
Дни воинской славы. | Учитель истории | Декабрь |
Акция «Ветеран живет рядом» | Зам. дир. по ВР | Январь |
Единый классный час : - «Азбука юного гражданина» - «Основной закон государства» | Кл. руководитель Соц. Педагог Учитель граждановедения | Февраль |
Информационный час «День народного единства» | Кл. руководитель | Март |
Месячник оборонной спортивно-массовой работы. | Администрация Инструктор по ФК | Апрель |
День Защитника Отечества. | Кл. руководитель | Май |
День космонавтики. Познавательное мероприятие с приглашением работников МЧС в честь Дня пожарной охраны | Кл. руководители Администрация | Июнь |
День Победы. | | 15 мая |
Цикл бесед и правовых игр. | Кл. руководитель | В течение года |
Классные часы, беседы, КТД, направленные на изучение народных традиций, обрядов, праздников. | Кл. руководитель | В течение года |
Тематические выставки литературы | Библиотекарь | В течение года |
Духовно – нравственное | Классные часы, беседы, лекции, дискуссии, диспуты, вечера вопросов и ответов духовно- нравственного и эстетического направления | Кл. руководитель | В течение года |
Физкультурно - оздоровительное | Посещение в местную церковь | Зам. дир. по ВР, соц. педагог, кл. руководитель | По церковным праздникам |
День знаний | Зам. дир. по ВР, администрация, классный руководитель | Сентябрь |
Мероприятие, посвященное Дню учителя. Праздник осени Заочное путешествие по свету, посвященное Международному дню туризма | Зам. дир. по ВР, администрация, классный руководитель | Октябрь |
День согласия и примирения. Психолого-этический практикум «Как можно изменить себя?» Конкурс пословиц «Не зли других и сам не злись», посвящённый Дню прав человека. День матери. | соц. педагог. Кл. руководитель | Ноябрь |
Беседа «Религия и человек». Верить или не верить. Современные церкви и секты. Показ познавательных детских кинофильмов с последующим обсуждением в день Всемирного детского телевидения Подготовка к Новогоднему праздничному торжеству | Воспитатель. Воспитатель. Воспитатели | Декабрь |
Организация веселых рождественских каникул. Культпоход в зимний лес. | Кл. руководитель | Январь |
Мероприятие, посвященное Дню святого Валентина Конкурс сочинений собственного сочинения «Я – человек!», посвященный Международному дню родного языка. Гуманизм. Спеши делать добро. | Кл. руководитель Учитель литературы, воспитатель. Кл. руководитель | Февраль |
Праздник, посвященный Международному женскому дню Творческий вечер, посвященный Всемирному Дню поэзии. Неделя детской и юношеской книги Театрализованное представление в честь Дня театра. Православная этика «Что такое грех?» | Кл. руководитель Учитель литературы, библиотекарь. Кл. руководитель | Март |
Мероприятие, посвященное Дню смеха. Урок нравственности «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. День чувашского языка. | Кл. руководитель Учитель чувашского языка, Кл. руководитель | Апрель |
День славянской письменности и культуры. Школьный праздник «Последний звонок» Подготовка и организация праздника с Международным днем защиты детей | Зам. дир. по ВР, администрация, классный руководитель | Май |
Спортивный праздник с участием работников школы в честь Дня здоровья. Отрядные соревнования по футболу. | Администрация Учитель ФК | Сентябрь |
Спортивный праздник, посвященный Дню семьи Первенство школы по волейболу Познавательный час, посвященный Международному Дню отказа от курения. Спортивно-развлекательные игры, посвящённые Всемирному Дню туризма. | Учитель ФК Медработники Кл. руководитель | Октябрь |
Организация отдыха воспитанников в период осенних каникул. Беседа «Хочешь остаться молодым – закаляйся». | Кл. руководитель | Ноябрь |
Познавательный час, посвященный Всемирному дню борьбы со СПИДом Неделя лыжного спорта Соревнования по шашкам за первенство школы. Лекционно-информационный семинар « Без вредных привычек в мир здоровья». Спортивно - познавательное мероприятие ко Дню спасателя РФ | Медработники, Учитель ФК Руководитель объединения. Кл. руководитель | Декабрь |
Организация отдыха воспитанников в период зимних рождественских каникул. Викторина-размышление «Влияние алкоголя на организм человека». Открытие месячника оборонной и спортивно-массовой работы | Кл. руководитель . Учитель ФК. | Январь |
| Месячник оборонной и спортивно- массовой работы. Ситуативно - правовой практикум «Наркотики и закон». Малые зимние олимпийские игры Организация военизированного праздничного парада (смотр - строя и песни) | Учитель ФК Кл. руководитель Учитель ФК Учитель ФК, Кл. руководитель | Февраль |
Познавательный час «Нет!» в честь Международного дня борьбы с наркоманией и наркобизнесом. Первенство школы по теннису Первенство школы по шахматам. Проблемный диалог – размышление «Как найти выход из наркотического тупика». | Кл. руководитель Рук. секции Рук. объедин. Кл. руководитель | Март |
Актуальный разговор «Суд над алкоголем и наркотиками». Беседа «Существует ли пивной алкоголизм?» | Кл. руководитель | Апрель |
Малые летние олимпийские игры Компьютерная зависимость и здоровье подростка». Военно-спортивная игра «Зарница». | Учитель ФК, Кл. руководитель Учитель ФК, Кл. руководитель, Администрация | Май |
Экологическое | Изучение Красной книги. Познавательный час | Кл. руководитель | Сентябрь |
Конкурс рисунков «Пейзаж осенней погоды» | Учитель ИЗО | Октябрь |
Деловой час «подготовка яблонь и птиц к зиме» | Учитель биологии Кл. руководитель | Ноябрь |
Круглый стол. Природа зимой. Охрана и защита животных и птиц. | Учитель биологии Кл. руководитель | Декабрь |
Благоустройство зимнего сада, территории школы | Администрация | Январь |
Прогулка по зимнему лесу. Беседа на экологическую тему, «Какая польза от зимнего леса?» | Кл. руководитель | Февраль |
Познавательное мероприятие, посвященное Всемирному дню Земли | Кл. руководитель | Март |
Конкурс модельеров «Птичья изба», воспитательное мероприятие «Птичьи разговоры», посвященные Международному дню птиц Экологическая акция, посвященная Дню земли | Мастер произ. обучения, учитель биологии, кл. руководитель | Апрель |
Воспитательные мероприятия в честь весны и труда Праздник Солнца | Кл. руководитель | Май |
Трудовое | Организация дежурства в школе | Зам. дир. по ВР | Систем. | совершенствование навыка организации коллективного труда, уважение к труду и людям труда, воспитание бережливости, аккуратности, ответственности за результаты труда. Вооружить воспитанников основными трудовыми умениями и навыками. Формировать убеждение в том, что труд по самообслуживанию – это проявление принципа справедливости, это способ избежать эксплуатации одного человека другим на бытовом уровне |
| Акция «Чистая школа» | Медработники Кл. руководитель Администрация | В течение гола |
Подведение итогов дежурства школы | Кл. руководители | В течение года |
Трудовой десант по благоустройству пришкольного участка | Педагоги | Системат |
Месячник трудолюбия | Администрация | В течении года |
Познавательные мероприятия на тему «Без труда не выловишь рыбку из пруда» | Кл. руководитель | Октябрь |
Очистка пришкольной территории от снега | Педагоги | В зимнее время |
Встреча с интересными людьми. Беседа о профессиях. | Администрация | Апрель |
Оформление клумб, уход за ними | Кл. руководитель Администрация Ученики | В летнее время |
| Уход за комнатными цветами | Рук. объединен. | Ежедневно |
Тестирование по профориентации | Мастер произ. обучения | Март |
Рейд по проверке школьного имущества | Администрация | Системат |
Участие в муниципальном субботнике | Администрация | В течении года |
Классные часы, дискуссии, беседы, круглый стол на тему «Учеба и труд рядом идут» | Кл. руководители, | Системат |
Подведение итогов «Чистый класс». | Медики, Администрация, Кл. руководитель | Май |
Пресс - центр | Выпуск школьной стенгазеты «Алые паруса» | Рук. кружка | В теч. года | 1. Способствовать кругозор воспитанников, овладению ими основ психологических, культурологических знаний. Развивать культуру речи. Брать интервью. Писать заметки информационного характера. Писать репортажи. Сочинить стихи, рассказы, небылицы. |
| Выпуск отрядных стенгазет | Кл. руководитель | По празд. |
Оформление стенда «Поздравляем» | Профком | Систем. |
Обновление классных уголков | Кл. руководитель | В теч года |
Освещение школьной жизни районной, респуб. печати. | Администрация Кл. руководитель | В течение года |