1. Амосов И. М. Раздумье о здоровье. – М., 1987.
  2. Антропова М. В. Основы гигиены учащихся. – М., 1971.
  3. Басов А. В., Запорожченко В. Г., Тихомирова Л. Ф. Образ жизни и наше здоровье. – Ярославль, 1989.
  4. Братусь Б. С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма, - М.. 1984.
  5 Брэгг П. Формула совершенства. – Спб., 1993.
  6. Вохмянин Г. И. Не подлежат оправданию, - М., 1986
  7. Габиани А. А. Наркомания: горькие плоды сладкой жизни // Социологические исследования.- 1987.- № 1.
  8. Заиграев Г. Г. Борьба с алкоголизмом. – М.,1986.
  9. Колесов Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – М., 1982.
  10. Колесов Д. В. Наркомания и токсикомания: сущность и профилактика. – М.: Знание, 1980.
  11. Копыт М. Я., Скворцова Е. С. Алкоголь и подростки.- М., 1984.
  12. Краснова М. Н. Осторожно алкоголь. – М., 1984.
  13. Левин Б. М. Мнимые потребности. – М., 1986.
  14. Матвеев В. Ф., Гройсман А. Л. Профилактика вредных привычек школьников.- М., 1987.
  15. Митина Г. Н. Алкоголизм – проблема социальная и экономическая // Наши дети: обучение, воспитание, развитие, здоровье. - № 4. – 2004.
  16. Раева В. М. Психолого – педагогические аспекты антиалкогольного воспитания детей и подростков. – М.: Знание, 1988.
  17. Соревнование: Класс свободный от курения: методические материалы в помощь педагогам. – Вологда, 2004.
  18. Тихомирова Л. Ф. Как сформировать у школьника здоровый образ жизни. Ярославль: Академия развития, 2007.
  19. Шевердин С. Н. У опасной черты. – М., 1985.
  20. Ягодинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. Книга для учащихся. – М., 1991.
   Адасанский С. А. Городской транспорт будущего. – М., 1992.
  Амелина В. Е. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению ППД. – М., 2006.
  Андреев А. И. Попробуй, отгадай! – Ташкент: Еш гвардия, 1962.
  Бедарев Г. К. Игры и развлечения. – М., 1962.
  Болховитинов В. Н. Твоё свободное время – М., 1970.
  Бубнов В. Г. Как оказать помощь при ДТП. – М., 1992.
  Викторов В. И. Мы не пустим скуку в дом! – М.: Молодая гвардия, 1966.
  Гринько Э. А. Весёлые игры для детей. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
  Зимин В. И. Русские пословицы и поговорки. Учебный словарь. – Школа – Пресс, 1994.
  Еременко Н. И. Прощай, школа! – Волгоград: Учитель, 2005.
  Кедрина Т. Я. Большая книга игр и развлечений для детей. – М., 1992.
  Лапина Е. П. В дружбе с книгой. - Ленинград: Детская литература, 1982
  Линго Т. И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль.: Академия развития, 2006.
  Минскин Е. М. Игры и развлечения в группе продлённого дня. – М., 1985.
  Михайлова З. А. Игровые и занимательные задачи для школьников. – М., 1990.
  Никитин Ю.З. Потехе – час. – М.: Молодая гвардия, 1980.
  Панкова Л. А. Тамада. Сценарии для любого праздника. – М., 2006.
  Романова Е. А. Классные часы по ППД. – М., 2005.
  Трофимов С. В. Спутник досуга. – Сыктывкарь, 1966.
  Турыгина С. В. Сценарии школьных викторин, конкурсов, познавательных игр. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004.
  Чкаников И. Игры и развлечения. – М.: Детгиз, 1957.
  Шлыкович А. И. В клубе, в дороге, дома. – М.: Профиздат, 1969.
  Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994.
  Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: Новая школа, 1993.
 
        |    Направления  работы   |    Проведение мероприятий   |    Ответственные   |    Сроки     |    Результат   |  
  |    Гражданско-  патриотическое   |    День знаний. Единый классный час «Моя Родина»   |    Кл. руководитель   |    1 сентября.               |    Формирование чувства любви и уважения к своей стране, народу. Формирование понятий «гражданин», «гражданский долг», формирование понятия о необходимости изучать историю и культуру своей страны, своего народа. Выработка активной жизненной позиции.   2. Развитие детской инициативы по оказанию помощи, нуждающимся в заботе и внимании престарелым и одиноким людям, ветеранов ВОВ и труда.   3. Научить детей пониманию принципов и ценностей демократического, гражданского общества, жизни и деятельности в таком обществе.     4. Способствовать получению и расширению знаний воспитанников о России: ее истории, культуре, традициях.     5. Формирования чувства гордости за героическое прошлое своей Родины.     6. Формировать у воспитанников гражданско-патриотическое сознание, способствовать развитию чувства сопричастности судьбам Отечества и ответственности за будущее России.    7. Воспитывать уважение к нормам коллективной жизни.     8. Формировать интерес к событиям общественной жизни в стране, края, районе, селе.     9. Формировать и развивать чувства любви к матери, дому, родной земле.     10. Развивать у воспитанников чувства уважения к русской армии и желания служить в ней, защищая свое Отечество.     11. Формирование у воспитанников правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.     12. Осознания своих прав и прав других людей.     13. Обучения решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.                                        Формирование нравственной позиции.   Воспитание эстетической культуры личности.   Развитие творческой активности.   Формирование устойчивой потребности воспитанников к освоению культурного наследия прошлого, общечеловеческих норм морали, традиций и обычаев своего народа;   Воспитание доброты, чуткости сострадания, сопереживания, терпимости, доброжелательности, заботы и милосердия.   Привлечение воспитанников к работе по возрождению, сохранению, приумножению культурных, духовных, нравственных ценностей, накопленных поколениями.   Организация содержательного досуга детей привитие основ общечеловеческой культуры, усвоение морально-этических норм.     8. Формирование нравственных понятий и убеждений.   9. Выработка у воспитанников навыков и привычек поведения.   10. Развитие у воспитанников нравственного сознания и чувств.   11. Формирование у воспитанников волевых черт характера, а также принципиальности, целеустремлённости, активности, инициативы, организованности, стойкости, умения преодолевать трудности.   12. Преодоление отрицательных черт в характере и поведении воспитанников.   13. Формирование у воспитанников ценности человеческой жизни.   14. Формирование эстетических взглядов, суждений и вкусов у воспитанников.        Формирование целостного понимания о здоровом образе жизни.   Повышение уровня знаний в вопросах охраны здоровья, умение управлять своим здоровьем, привитие чувства ответственности за свое здоровье.   Создание психологического комфорта для воспитанников в школе.   Развитие основных двигательных качеств.     5.Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознания здоровья как одной из главных жизненных ценностей.   6. Создание условий для сохранения физического, психического, нравственного здоровья воспитанников.   7. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.   8. Привлечь воспитанников к занятиям в спортивных кружках.   9. Знакомить воспитанников с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации.   10. Формировать у воспитанников культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.   11. Укрепление здоровья и нормального развития воспитанников                                                                                   1.Формирование Экологической культуры бережного отношения к окружающей среде.   2. Дальнейшее и углубленное изучение знаний о навыках природы, о значении природы для человека, о необходимости беречь и защищать природу, охранять исчезающих животных и растения.        участие в охране окружающей среды;   изучение и приумножение природных богатств села;   повышение уровня знаний о природе;   ведение исследовательской работы по изучению природы и экологии родного края.         |  
  |        |    Беседы:  «Уважение к старшим».  «Что такое взаимопомощь».   |    Кл. руководитель   |    В течение месяца.   |  
  |   Месячник правовых знаний      День согласия и примирения.  День матери.   |    Учитель граждановедения,    Кл. руководитель  Кл. руководитель   |    В течение месяца       |  
  |    «Эрудит викторина, посвященная: «5 декабря –    День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой» (1941)  Неделя правовой культуры:  День прав человека; День конституции   |     Кл. руководитель Учитель истории                      Учитель граждановедения,  Кл. руководитель   |    1 неделя                           2 неделя     |  
  |   День воинской Славы России (День снятия блокады Ленинграда) (1944).  Дискуссия «Обязан ли человек быть гражданином государства».   |    Учитель истории.          Кл. руководитель   |    4 неделя          В течении месяца.   |  
  |   2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943)  Конкурс макетов «Я лучший модельер-конструктор», в честь Дня Аэрофлота  Праздничное мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества  Смотр - строя и песни.  Познавательный час «Человек. Личность. Гражданин».   |    Учитель истории,  Кл. руководитель  Учитель ИЗО                 Учитель ФК,    Кл. руководитель   |    1 неделя              2 неделя          3 неделя   |  
  |   Неделя детской и юношеской книги «По законам добра»   |    Библиотекарь,    Кл. руководитель   |    3 неделя   |  
  |   Мероприятие, посвященное Дня космонавтики.      Познавательное мероприятие с приглашением работников МЧС в честь Дня пожарной охраны   |    Кл. руководитель          Администрация,    Кл. руководитель   |    2 неделя        4 неделя     |  
  |    Неделя мужества  Празднование Дня Победы (встреча с ветеранами)  Военно-исторические и военно-спортивные игры, комбинированные эстафеты   |    Учитель граждановедения, уч. ОБЖ, кл. руководители   |    1 неделя   |  
  |   Формирование гражданско-патриотической позиции воспитанников через систему традиционных школьных дел.   |    Кл. руководители   |    В течение года   |  
  |   Изучение позитивного опыта деятельности образовательных учреждений по организации и содержанию гражданского воспитания подростков.   |    Администрация   |    В течение года   |  
  |   Организация тематических экскурсий в музеи Красноармейского района и г.Чебоксары   |    Администрация   |    В течение года   |  
  |   Тематические часы общения по изучению символов и ритуалов РФ, ЧР, Красноармейского района     |    Кл. руководители   |    По плану   |  
  |   Уход за памятниками, павшим воинам в годы Великой Отечественной войне.   |    Администрация   |    Октябрь     |  
  |   Организация показа и обсуждения документальных и художественных фильмов на военно-патриотические и исторические темы.   |    Кл. руководители, учитель истории       |    Октябрь     |  
  |   Проведение тематических классных часов, уроков мужества и внеклассных мероприятий патриотической направленности.   |    Кл. руководители,     |    Ноябрь     |  
  |   Дни воинской славы.   |    Учитель истории   |    Декабрь     |  
  |   Акция «Ветеран живет рядом»   |    Зам. дир. по ВР   |    Январь     |  
  |   Единый классный час :  - «Азбука юного гражданина»  - «Основной закон государства»     |    Кл. руководитель  Соц. Педагог  Учитель граждановедения   |    Февраль     |  
  |   Информационный час «День народного единства»   |    Кл. руководитель   |    Март     |  
  |   Месячник оборонной спортивно-массовой работы.   |    Администрация    Инструктор по ФК   |    Апрель     |  
  |   День Защитника Отечества.   |    Кл. руководитель   |    Май     |  
  |   День космонавтики.      Познавательное мероприятие с приглашением работников МЧС в честь Дня пожарной охраны   |    Кл. руководители  Администрация   |    Июнь     |  
  |   День Победы.   |         |    15 мая   |  
  |   Цикл бесед и правовых игр.   |    Кл. руководитель     |    В течение года   |  
  |   Классные часы, беседы, КТД, направленные на изучение народных традиций, обрядов, праздников.   |    Кл. руководитель       |    В течение года   |  
  |   Тематические выставки литературы   |    Библиотекарь     |    В течение года   |  
  |    Духовно – нравственное                 |    Классные часы, беседы, лекции, дискуссии, диспуты, вечера вопросов и ответов духовно- нравственного и эстетического направления   |    Кл. руководитель     |    В течение года   |  
  |                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Физкультурно - оздоровительное   |    Посещение в местную церковь   |    Зам. дир. по ВР, соц. педагог, кл. руководитель   |     По церковным  праздникам     |  
  |   День знаний       |    Зам. дир. по ВР, администрация, классный руководитель     |    Сентябрь   |  
  |   Мероприятие, посвященное Дню учителя.  Праздник осени    Заочное путешествие по свету, посвященное Международному дню туризма   |    Зам. дир. по ВР, администрация, классный руководитель   |    Октябрь   |  
  |   День согласия и примирения.      Психолого-этический практикум «Как можно изменить себя?»  Конкурс пословиц «Не зли других и сам не злись», посвящённый Дню прав человека.  День матери.       |     соц. педагог.      Кл. руководитель       |    Ноябрь   |  
  |   Беседа «Религия и человек».  Верить или не верить. Современные церкви и секты.  Показ познавательных детских кинофильмов с последующим обсуждением в день Всемирного детского телевидения  Подготовка к Новогоднему праздничному торжеству   |    Воспитатель.  Воспитатель.          Воспитатели   |    Декабрь   |  
  |   Организация веселых рождественских каникул.  Культпоход в зимний лес.   |    Кл. руководитель   |    Январь   |  
  |   Мероприятие, посвященное Дню святого Валентина  Конкурс сочинений собственного сочинения «Я – человек!», посвященный Международному дню родного языка.  Гуманизм. Спеши делать добро.   |    Кл. руководитель Учитель литературы, воспитатель.      Кл. руководитель   |    Февраль     |  
  |   Праздник, посвященный Международному женскому дню  Творческий вечер, посвященный Всемирному Дню поэзии.      Неделя детской и юношеской книги      Театрализованное представление в честь Дня театра.  Православная этика «Что такое грех?»   |    Кл. руководитель          Учитель литературы, библиотекарь.                  Кл. руководитель       |    Март     |  
  |   Мероприятие, посвященное Дню смеха.  Урок нравственности «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.  День чувашского языка.           |    Кл. руководитель                  Учитель чувашского языка, Кл. руководитель     |    Апрель     |  
  |   День славянской письменности и культуры.  Школьный праздник «Последний звонок»  Подготовка и организация праздника с Международным днем защиты детей   |        Зам. дир. по ВР, администрация, классный руководитель   |    Май     |  
  |    Спортивный праздник с участием работников школы в честь Дня здоровья.  Отрядные соревнования по футболу.   |    Администрация          Учитель ФК   |    Сентябрь   |  
  |   Спортивный праздник, посвященный Дню семьи  Первенство школы по волейболу  Познавательный час, посвященный Международному Дню отказа от курения.  Спортивно-развлекательные игры, посвящённые Всемирному Дню туризма.   |    Учитель ФК  Медработники  Кл. руководитель   |    Октябрь   |  
  |   Организация отдыха воспитанников в период осенних каникул.  Беседа «Хочешь остаться молодым – закаляйся».       |    Кл. руководитель   |    Ноябрь   |  
  |    Познавательный час, посвященный Всемирному дню борьбы со СПИДом  Неделя лыжного спорта  Соревнования по шашкам за первенство школы.  Лекционно-информационный семинар « Без вредных привычек в мир здоровья».    Спортивно - познавательное мероприятие ко Дню спасателя РФ   |    Медработники, Учитель ФК  Руководитель  объединения.   Кл. руководитель     |    Декабрь   |  
  |   Организация отдыха воспитанников в период зимних рождественских каникул.  Викторина-размышление «Влияние алкоголя на организм человека».  Открытие месячника оборонной и спортивно-массовой работы   |            Кл. руководитель  .      Учитель ФК.   |    Январь   |  
  |        |    Месячник оборонной и спортивно- массовой работы.  Ситуативно - правовой практикум «Наркотики и закон».  Малые зимние олимпийские игры   Организация военизированного праздничного парада (смотр - строя и песни)     |     Учитель ФК      Кл. руководитель    Учитель ФК    Учитель ФК,  Кл. руководитель   |    Февраль     |  
  |   Познавательный час «Нет!» в честь Международного дня борьбы с наркоманией и наркобизнесом.  Первенство школы по теннису  Первенство школы по шахматам.  Проблемный диалог – размышление «Как найти выход из наркотического тупика».   |    Кл. руководитель          Рук. секции  Рук. объедин.  Кл. руководитель   |    Март     |  
  |   Актуальный разговор «Суд над алкоголем и наркотиками».  Беседа «Существует ли пивной алкоголизм?»   |    Кл. руководитель   |    Апрель     |  
  |   Малые летние олимпийские игры      Компьютерная зависимость и здоровье подростка».  Военно-спортивная игра «Зарница».   |    Учитель ФК,  Кл. руководитель      Учитель ФК,    Кл. руководитель,  Администрация   |    Май     |  
  |   Экологическое   |    Изучение Красной книги. Познавательный час   |    Кл. руководитель       |    Сентябрь   |  
  |   Конкурс рисунков «Пейзаж осенней погоды»   |    Учитель ИЗО   |    Октябрь   |  
  |   Деловой час «подготовка яблонь и птиц к зиме»   |    Учитель биологии  Кл. руководитель       |    Ноябрь   |  
  |   Круглый стол. Природа зимой. Охрана и защита животных и птиц.   |    Учитель биологии  Кл. руководитель       |    Декабрь   |  
  |   Благоустройство зимнего сада, территории школы   |    Администрация   |    Январь   |  
  |   Прогулка по зимнему лесу. Беседа на экологическую тему, «Какая польза от зимнего леса?»   |    Кл. руководитель       |    Февраль     |  
  |   Познавательное мероприятие, посвященное Всемирному дню Земли   |    Кл. руководитель       |    Март     |  
  |   Конкурс модельеров «Птичья изба», воспитательное мероприятие «Птичьи разговоры», посвященные Международному дню птиц  Экологическая акция, посвященная Дню земли   |    Мастер произ. обучения, учитель биологии, кл. руководитель   |    Апрель     |  
  |   Воспитательные мероприятия в честь весны и труда  Праздник Солнца   |    Кл. руководитель       |    Май     |  
  |   Трудовое   |    Организация дежурства в школе   |    Зам. дир. по ВР   |    Систем.   |     совершенствование навыка организации коллективного труда, уважение к труду и людям труда, воспитание бережливости, аккуратности, ответственности за результаты труда.   Вооружить воспитанников основными трудовыми умениями и навыками.   Формировать убеждение в том, что труд по самообслуживанию – это проявление принципа справедливости, это способ избежать эксплуатации одного человека другим на бытовом уровне         |  
  |        |    Акция «Чистая школа»   |     Медработники  Кл. руководитель  Администрация   |    В течение гола   |  
  |   Подведение итогов дежурства школы     |    Кл. руководители   |    В течение года   |  
  |   Трудовой десант по благоустройству пришкольного участка   |     Педагоги   |        Системат   |  
  |   Месячник трудолюбия     |    Администрация   |    В течении года   |  
  |   Познавательные мероприятия на тему «Без труда не выловишь рыбку из пруда»   |    Кл. руководитель   |    Октябрь   |  
  |   Очистка пришкольной территории от снега   |     Педагоги   |    В зимнее время   |  
  |   Встреча с интересными людьми. Беседа о профессиях.   |    Администрация   |    Апрель   |  
  |   Оформление клумб, уход за ними   |    Кл. руководитель   Администрация  Ученики   |    В летнее время   |  
  |                |    Уход за комнатными цветами   |    Рук. объединен.   |    Ежедневно   |  
  |   Тестирование по профориентации   |    Мастер произ. обучения   |    Март   |  
  |   Рейд по проверке школьного имущества   |    Администрация   |    Системат   |  
  |   Участие в муниципальном субботнике   |    Администрация   |    В течении года   |  
  |   Классные часы, дискуссии, беседы, круглый стол на тему «Учеба и труд рядом идут»   |    Кл. руководители,   |    Системат   |  
  |   Подведение итогов «Чистый класс».   |     Медики,     Администрация,  Кл. руководитель       |    Май   |  
  |   Пресс - центр   |    Выпуск школьной стенгазеты «Алые паруса»   |    Рук. кружка   |    В теч. года   |     1. Способствовать кругозор воспитанников, овладению ими основ психологических, культурологических знаний.      Развивать культуру речи.   Брать интервью. Писать заметки информационного характера. Писать репортажи.   Сочинить стихи, рассказы, небылицы.         |  
  |        |    Выпуск отрядных стенгазет   |    Кл. руководитель       |    По празд.   |  
  |   Оформление стенда «Поздравляем»   |    Профком   |    Систем.   |  
  |   Обновление классных уголков   |    Кл. руководитель       |    В теч года   |  
  |   Освещение школьной жизни районной, респуб. печати.   |    Администрация  Кл. руководитель       |    В течение года   |