Программа по внеурочной деятельности " Полезные привычки"
Программа по внеурочной деятельности " Полезные привычки"
Рабочая программа к курсу «Полезные привычки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии ООП НОО.
Школьная программа по профилактике употребления табака, алкоголя детьми, других психоактивных веществ – «Полезные привычки», ориентирована на начальную школу – 1-4 классы.
Программа "Полезные привычки" придерживается концепции ранней профилактики аддиктивного поведения в детской среде, провозглашенной Всемирной организацией Здравоохранения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности " Полезные привычки"»
Внеурочная программа по курсу «Полезные привычки»
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Полезные привычки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии ООП НОО.
Школьная программа по профилактике употребления табака, алкоголя детьми, других психоактивных веществ – «Полезные привычки», ориентирована на начальную школу – 1-4 классы.
Программа "Полезные привычки" придерживается концепции ранней профилактики аддиктивного поведения в детской среде, провозглашенной Всемирной организацией Здравоохранения.
В изложенной Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утвержденной приказом Минобразования России от 28.02.2000г. № 619, большое внимание уделено роли и значению первичной профилактики.
Целями первичной профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде являются:
изменение ценностного отношения детей к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции;
сдерживание вовлечения детей в прием ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.
Образовательная профилактическая программа «Полезные привычки» предполагает реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении.
Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на обучающихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача – предупреждение приобщения к наркотикам.
«Полезные привычки» служат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.
Программа «Полезные привычки» направлена на приобретение обучающимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ.
Цель программы: создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
учить детей эффективно общаться.
учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной школы к табаку и алкоголю.
2.Общая характеристика курса.
Основные компоненты работы:
Потребностно-мотивационный – обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.
Аксиологический – предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей егшо полноте.
Образовательный – обеспечивает детей знаниями о: чувствах, эмоциях, конструктивных способах разрешения проблем, о психоактивных веществах.
Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы в рамках программы «Полезные привычки»:
социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);
психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков “быть успешным”, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).
Легитимность: профилактическая работа по данной программе должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).
Методы обучения по программе «Полезные привычки».
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу.
Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения.
Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. в этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя.
Упражнения-энергизаторы или подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы.
3.Описание места курса «Полезные привычки»
Курс рассчитан для учащихся 4 класса.
На реализацию курса «Полезные привычки» отводится 34 часов
4. Описание ценностных ориентиров содержания
курса «Полезные привычки»
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
программы «Полезные привычки.
Личностными результатами изучения курса являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
проводить сравнение и классификацию объектов;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений.
Обучающийся получит возможность научиться:
Делать здоровый выбор,
Понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними,
Принимать рациональные решения,
Анализировать собственные качества,
Сопротивляться давлению и развитию личностной и социальной компетентности,
Эффективно общаться, взаимодействовать с людьми, неагрессивно отстаивать свою позицию и отказ в ситуации давления,
Самоконтролю, самооценке,
Преодолевать стрессы, тревоги,
Ответственному поведению, снижающему вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ,
Преодолевать жизненные трудности в целом,
Самовыражаться через увлечения, развивающие личность.
6.Содержание программы «Полезные привычки»
№ урока
Тема
Виды деятельности
Примечание
1.
Дорожные знаки. Мой путь от дома до школы.
2.
Режим дня школьников.
3.
Влияние полезных привычек.
4.
Самоуважение.
5.
Безопасность пешеходов.
6.
Опорно-двигательная система. Осанка.
7.
Привычки.
8.
Кожа. Болезни кожи. Паразиты.
9.
Как вести себя в автобусе.
10.
Дружба.
11.
Пищеварительная система. Гигиена питания.
12.
Краткие сведения о пожарной охране. Тренировочная эвакуация.
13.
Когда ты станешь водителем.
14.
Учусь сопротивляться давлению.
15.
Органы дыхания. Профилактика простудных заболеваний.
16.
Причины возникновения пожаров. Первичные средства пожаротушения.
17.
Дорожно-транспортные происшествия.
18.
Система кровообращения.
19.
Учусь говорить «нет».
20.
Дорожные знаки.
21.
Береги свои глаза.
22.
Улица полна происшествий.
23.
Железнодорожный переезд.
24.
И снова алкоголь.
25.
«Правил дорожных на свете не мало».
26.
Алкоголь в компании.
27.
Использование грубых слов. Клички. Ненормативная лексика.
28.
Табакокурение. Заболевания курильщиков. Пассивные курильщики. Профилактика и борьба с курением.