Цель внеурочной программы театрализованного творчества школьников — формирование у них способности управления культурным пространством своего существования в процессе создания и представления (презентации) художественных произведений. Программа имеет общекультурную направленность Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном подходе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа "Любительский театр"»
Пояснительная записка
Театр – это такая кафедра, с которой
можно много сказать миру добра.
Н.В.Гоголь
Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Данная программа направлена на формирование художественного вкуса, способности понять, различить, оценить прекрасное шире прежнего и не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту.
И главным здесь становится театральное творчество школьников. Создавая художественные произведения, они прямо выходят в пространство эстетического выбора: высокое или низкое, канон или отрицание канона, прекрасное или безобразное.
Примерная программа внеурочной деятельности школьников по театральному творчеству для основной ступени общего образования основывается на принципах культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.
Принцип культуросообразности предполагает, что театральное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры.
Трактовка принципа коллективности применительно к театральному творчеству предполагает, что воспитание и образование, даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.
Духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в театральной деятельности, содержанием которого являются обмен эстетическими ценностями.
Художественные проекты школьников реализуются в обстановке, близкой к драматическому театру, и могут быть поняты благодаря следующим ценностным аспектам: эстетизм, ориентированность на область художественной деятельности людей; приоритет чувственного восприятия окружающего мира; нравственная доминанта — соответствие нравственным началам добра, справедливости, милосердия.
Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориентиров, как:
• коммуникабельность — лёгкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия;
• самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;
Принцип диалога культур в программе внеурочной деятельности школьников-подростков в сфере театрального творчества предполагает:
• рассмотрение театрального творчества как диалога культур современного поколения с поколениями предшествующих эпох.
Основная идея программы внеурочной деятельности подростков в сфере театрализованного творчества состоит в том, что внеурочная художественная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом на развитие специальных предметных способностей актерского мастерства. Именно поэтому внеурочная деятельность школьников в сфере художественного творчества строится вокруг синтетических видов художественного творчества. Таким видом является любительский театр.
Использование синтетических видов самодеятельного творчества позволяет обеспечить многофункциональность участия школьников в коллективной деятельности (роли актёров, художников, режиссёров, операторов, осветителей, организаторов).
Цель внеурочной программы театрализованного творчества школьников — формирование у них способности управления культурным пространством своего существования в процессе создания и представления (презентации) художественных произведений.
Программа «Любительский театр» составлена из расчета следующей нагрузки в неделю:
Основы актерской грамоты – 2ч
Беседы о театре – 1ч
Художественное слово – 1ч
Оптимальная наполняемость учебной группы 8-10 учащихся.
При планировании и организации учебного процесса предусмотрена коллективная форма занятий, а так же групповая и индивидуальная.
Программа «Любительский театр» рассчитана на триединые цели: обучение, образование, воспитание.
Театральное образование и воспитание в общеобразовательной школе выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, должно осуществляться по следующим направлениям:
1. Приобщение детей к исполнительной актерской деятельности;
2. Подбор драматического и сценарного материала;
3. Обеспечение психологического комфорта средствами театра;
4. Работа с семьей по формированию у детей театральной культуры.
Задачи внеурочной программы:
1. Расширение общего и художественного кругозора учащихся подростковых классов, общей и специальной культуры, обогащение эстетических чувств и развитие у школьников художественного вкуса;
2. Формирование способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом, сценирования как рефлексивного управления ситуациями межличностного взаимодействия;
3. Развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных способностей.
4. Развитие эмоционально-положительного отношения к детскому театру.
5. Развитие эмоциональной сферы учащихся и культуры чувств
6. Расширение впечатлений о театре.
7. Формирование умений понимать и толковать действие персонажей.
8. Развитие выразительности движений, умение сочетать их со словами.
9. Творческое создание сценического образа, способность к перевоплощению.
10. Развитие восприятия Красоты театра как Искусства.
Формы и режим занятий.
Базовые формы учебных занятий: репетиционные, постановочные, информационные (беседа, лекция), художественные образовательные события.
Репетиционные занятия — основная форма подготовки (под руководством или с участием педагога) представлений, концертных программ, отдельных номеров, сцен путём многократных повторений (целиком и частями).
Постановочные занятия — творческий процесс создания сказки, пьесы, постановки.
Информационные занятия предполагают беседы и лекции.
Программа «Любительский театр» предполагает поступательность в познавательной и творческой деятельности каждого учащегося и всей группы, динамику и последовательность в приобретении знаний и творческой деятельности.
Каждое занятие – задание – этюд может ненавязчиво стимулировать трудолюбие, пытливость, самостоятельность, расширение знаний, ответственность перед зрителями, повышение театрального вкуса.
Актуальностьпрограммы связана с тем, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребёнку раздвинуть рамки в постижении мира, «заразить» его добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться.
Программа имеет общекультурную направленность Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном подходе.
Цель программы:
создание условий для развития личности ребёнка;
развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.
Для достижения цели программы необходима реализация следующих задач:
опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребёнка;
формировать навык коллективного творческого взаимодействия и общения;
привить интерес через театр к мировой художественной культуре и литературе и дать первичные сведения о них;
заложить первоначальную основу творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе;
ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, интересную личность, обладающую художественным вкусом, энциклопедическими знаниями, собственным мнением.
Следует заметить, что при организации работы с детьми рекомендуется использовать как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные: посещение театров, музеев, выставок, тематических экскурсий; просмотр спектаклей; использование игр и упражнений из театральной педагогики, тренингов и импровизаций, сюжетно-ролевых игр, работу с подручным материалом и изготовление макетов декораций, бутафории.
Место учебного курса в учебном плане
Объём программы: участникам учебного процесса предложены занятия – 4 раза в неделю (140 часов).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
- на уровне личностных результатов- «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;
на уровне метапредметных результатов- «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; « готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета» и т.д.;
на уровне предметных результатов- «умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательное результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником художественных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями ‘"‘ч положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья. Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Приобретаемые навыки и умения
В результате освоения программы «Любительский театр» учащиеся должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки:
Активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности.
Развитая эмоциональная сфера личности; умение сопереживать, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в себе и вера в свои силы.
Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании.
Развитие творческого потенциала личности.
Развитие умений работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.
Развитие исполнительских способностей.
Овладение навыками правильного произношения и культурой речи.
Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Умение пользоваться театральными понятиями и терминами: «этюд», «импровизация», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.
Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над общим делом - оформлении декораций, музыкального оформления спектакля.
Владение нормами достойного поведения в театре.
По завершении курса учащиеся знают:
особенности театрального искусства, его отличия от других видов искусств, иметь представление о создании спектакля, знать главные театральные профессии и иметь представление о театральных цехах;
историю театра Древней Греции, особенность древнегреческого театра, театра «Глобус», историю появления первого театра под крышей, современный театр, устройство зрительного зала, понятия «сцена», «авансцена», «рампа», «партер», «амфитеатр», «бельэтаж», «ложа», «балкон»; театральные цеха; виды театрального искусства; синтетическая природа театра, роль зрителя в театре;
театральные термины: «драматург», «пьеса», «инсценировка», «действие», «событие»; жанры в драматургии: комедия, драма, мелодрама, трагедия; диалог, монолог, внутренний диалог; рифма, ритм; назначение всех театральных цехов, профессии в театре; историю возникновения ораторского искусства, лучших ораторов древности.
Умеют:
создавать образы знакомых живых существ с помощью выразительных пластических движений; пользоваться жестами; сочинять этюды по сказкам; «превращаться», видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах; выполнять задания в парах, в группах, организовать игру и провести её;
пользоваться словесными воздействиями, размещать тело в сценическом пространстве; сочинять, подготавливать и выполнять этюды с заданными обстоятельствами, действовать с воображаемыми предметами; создавать пластические
импровизации под музыку разного характера; создавать образы с помощью жестов и мимики; анализировать работу свою и товарищей;
самостоятельно выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;
пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом;
создавать пластические импровизации на заданную тему;
сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
Способы определения результативности
Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, собеседования с классными руководителями по достижению индивидуальных задач учащихся, наблюдение за деятельностью ребёнка в процессе занятий и т.д).
В качестве промежуточных и итоговых результатов работы могут рассматриваться: сольные исполнительские номера (чтецкие или вокальные), участие в групповых композициях (этюдах, сценках, импровизациях, в драматических, кукольных, теневых мини-спектаклях, подготовленных участниками занятий), самостоятельная организация и проведение игр и театральных упражнений.
Учебно-тематическое планирование
ПЕРВЫЙ ГОД
№
п/п
Основы актерской грамоты
Кол-во
часов
1
2
3
1
Знакомство с особенностями любительских занятий театром
2
2
Учебные театральные миниатюры:
а) игры и упражнения на развитие произвольного внимания
4
б) игры и упражнения на память физических действий
4
в) игры и упражнения на память эмоциональных действий
2
3
Знакомство с особенностями пьесы-сказки
2
4
Этюдные пробы ролей
4
5
Главные и эпизодические роли
2
6
Репетиции пьесы-сказки
12
7
Представление пьесы
6
8
Просмотр профессионального театрального спектакля
2
9
Знакомство с пьесой
2
10
Этюдные пробы ролей
4
11
Репетиция пьесы
10
12
Исправление рисунка роли по итогам просмотра
2
13
Показ спектакля
4
14
Просмотр профессионального театрального спектакля
2
15
Посещение театральных цехов
2
16
Занятие-зачет
1
17
Инсценировка отрывка из пьесы комедии
2
18
Театральная викторина
1
ВСЕГО:
70
№ п/п
Беседы о театре
Кол-во
часов
1
Волшебный мир театра
2
2
Рождение театра
3
3
Всяк спляшет да не как скоморох
2
4
Мы идем в театр
3
5
Виды театра
3
6
Развитие представлений о видах театра:
театр кукол
4
драматический театр
4
7
Создатели спектакля
4
8
Театральная афиша
3
9
Без чего не может быть театра?
2
10
Просмотр спектакля
4
11
Театральная викторина
2
12
Зачет. Театральный капустник
1
ВСЕГО:
35
№
п/п
Художественное слово
Кол-во часов
1
Введение. Культура речи - культура общения
2
2
Что такое дикция? Упражнения на дикцию
3
3
Произношение гласных и согласных звуков, сочетание
гласных и согласных
4
4
Виды дыханий. Упражнения на развитие дыхания
4
5
Художественное чтение как вид исполнительского
искусства
3
6
Роль чтения вслух в повышении общей читательской
культуры
2
7
Чтение с листа и чтение наизусть
3
8
Навык непроизвольного запоминания текста при работе с ним
4
9
Разбор стихотворного текста
3
10
Басни
4
11
Конкурс домашних заданий
2
12
Занятие-зачет
1
ВСЕГО:
35
ВТОРОЙ ГОД
№
п/п
Основы актерской грамоты
Кол-во
часов
1
2
3
1
Знакомство с особенностями водевиля
2
2
Ознакомление с текстом
2
3
Этюдные пробы ролей
2
4
Внешняя характеристика
2
5
Внутреннее содержание
2
6
Работа над мизансценами
4
7
Представление водевиля
2
8
Знакомство с особенностями театрального ярмарочного представления
2
9
Разработка новогоднего ярмарочного представления
4
10
Работа над ролевым материалом
4
11
Работа над мизансценами
2
12
Первый прогон
2
13
Исправление рисунка роли по итогам первого прогона
2
14
Новогоднее ярмарочное представление
2
15
Рождение замысла пьесы
2
16
Чтение пьесы по ролям
2
17
Главные и эпизодические роли
2
18
Репетиция классической пьесы
4
19
Работа над мизансценами
4
20
Подбор костюма, грима
2
21
Изготовление реквизита, афиши
2
22
Прогон пьесы
2
23
Премьера пьесы
2
24
Разработка идеи и сценария бенефиса
4
25
Репетиция бенефиса
6
26
Работа с музыкальным оформлением
2
27
Премьера бенефиса
2
ВСЕГО:
70
№ п/п
Беседы о театре
Кол-во
часов
1
Вводное занятие
2
2
Волшебный мир театра
4
3
Виды театра
8
4
Истоки театрального искусства
2
5
Я иду в театр
2
6
Устройство зрительного зала
1
7
Театральные профессии
2
8
Режиссер-автор спектакля
2
9
Роль художника в спектакле
2
10
Актер-главное чудо в театре
4
11
Костюмер. Гример.
2
12
Музыкальное оформление к спектаклю
2
13
Театральная викторина
1
14
Повторение
1
ВСЕГО:
35
№
п/п
Художественное слово
Кол-во часов
1
Роль художественного слова
2
2
Средства речевой выразительности
2
3
Интонация и ее компоненты
2
4
Ударение
4
5
Темп и ритм речи
2
6
Тембр – характер звучания
2
7
Пауза. Виды пауз.
2
8
Басни. Работа над баснями
8
9
Инсценировка басни
2
10
Театр и литература
2
11
Стихотворные тексты
6
12
Конкурс-викторина
1
ВСЕГО:
35
Содержание программы
I год обучения
Любительские занятия театром. Роль театра в культуре, основные вехи развития театрального искусства. Любительский театр как разыгрывание ситуаций, в которых человек существует, взаимодействует с миром, пытаясь управлять окружающим пространством.
Театральная миниатюра. Актерский этюд. Наблюдения актера. Лаборатория актера и режиссера. Учебные театральные миниатюры, скетчи. Типы персонажей в театральных миниатюрах. Проблемная ситуация персонажа и способы решения. Театральный капустник.
Пьеса-сказка. Просмотр профессионального театрального спектакля. Драматургический замысел. Репетиции пьесы-сказки. Представление пьесы.
Современная драма. Рождение замысла пьесы. Сверхзадачи театрального искусства. Чтение пьес и выбор постановочного материала. Просмотр профессионального театрального спектакля. Репетиция пьесы (современной л драмы). Премьера пьесы (драматического произведения).
Современная комедия. Жанровые особенности комедии. Разновидности комедии. Природа смешного. Премьера пьесы-комедии.
Художественное слово. В раздел включены упражнения со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с у особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
II год обучения
Водевиль. Знакомство с особенностями водевиля. Репетиции водевиля. Просмотр профессионального театрального спектакля. Представление водевиля.
Театральное ярмарочное представление. Разработка и репетиции новогоднего ярмарочного представления. Новогоднее ярмарочное представление как художественно-эстетическое образовательное событие.
Классическая драма. Рождение замысла пьесы. Чтение пьес и выбор постановочного материала. Репетиция пьесы (классической драмы). Премьера пьесы (классического драматического произведения).
Бенефис. Разработка идеи и сценария бенефиса класса как художественно-эстетического образовательного события. Сверхзадача спектакля. Репетиции бенефиса. Премьера бенефиса.
Художественное слово. В раздел включены упражнения со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с у особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Генералова И.А. Театр: учебное пособие для детей/ И.А,Генералова. – М.: Баласс, 2012
2. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности «Художественное творчество». М., Просвещение, 2011
3. Гиппиус С. В. Актёрский тренинг: гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. — СПб., 2007.
4. Гребёнкин А. В. Сценическое движение: пособие для руководителей театр, студий и шк. искусств: учеб, пособие для системы доп. образования / А. В. Гребёнкин. — М., 2003.
5. Ершова А. П. Актёрская грамота — подросткам: Программы, советы и разъяснения по четырёхлетнему курсу обучения в театральных школах, классах, студиях / А. П. Ершова. — М., 1994.
7. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский. — М., 2009.
8. Станиславский К. С. Работа актёра над собой в творческом процессе переживания: дневник ученика / К. С. Станиславский. — СПб., 2009.
9. Татьяна Шабалина. «Бродячие актеры»/ Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/brodyachie_akteri.html
10. Чеботаревская Т.Г. Путешествие по театральной программе, М., 1975
11. Чехов М. А. Путь актёра / М. А. Чехов. — М., 2000.
12. Юстус И.В. Мир глазами театра, Ульяновск, 1994
13. Энциклопедический словарь юного зрителя, М., 1989