Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Развиваем дар слова» для обучающихся 7 класса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 г. Лениногорска»
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
Фаттахова Л.Р../____________/
Протокол № _1__ от «__» августа 2017 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УР МБОУ «СОШ №8»
Ларина Т.В. /_________/
«Утверждаю»
директор МБОУ «СОШ №8»
_____________/ Сергеева Е.Н./
Приказ № 253 от «28 » августа 2017 г.
Протокол пед. Совета № 1 от 28.08. 2017 г.
Программа внеурочной деятельности
« Развиваем дар слова »
духовно-нравственное направление
Для обучающихся 7 класса
Семиной Радалии Илфатовны
2017-2018 уч. год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа внеурочной деятельности:
- Законов РФ, РТ «Об образовании»;
- Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения;
- Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;
- Письма Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.08. 2017 г. № 09-1672 « О методических рекомендациях по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ»;
- Нормативно-правовых требований к внеурочной деятельности, утвержденным СанПиН;
- Положения о программе по внеурочной деятельности;
- Плана внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №8» на 2017-2018 учебный год.
Программа разработана для занятий с обучающимися 7-го класса, во второй половине дня по духовно-нравственному
направлению и рассчитана на 35 ч регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 ч в неделю).
Цель и задачи программы
Цель - созданиенеобходимой речевой среды для творческой самореализации и социализации обучающихся.
Задачи:
развитие и формирование языковой личности;
развитие интереса к родному слову, к содержанию внеурочной деятельности;
формирование понимания важности изучаемого языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
создание ситуации достижения успеха в индивидуальной и групповой деятельности;
расширение знаний, умений, навыков по разделам науки о языке (фонетике, лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису);
развитие творческих способностей школьников по созданию устных и письменных текстов разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
воспитание любви и уважения к родному языку;
формирование умения слушать и понимать текст;
воспитание потребности в речевом самосовершенствовании.
развивать умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой и поисковыми редакторами в интернете;
развивать представления о прекрасном в языке и речи;
приобщать учащихся к самостоятельной исследовательской работе.
2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Нет ничего могущественнее слова. Научить школьников правильно использовать этот замечательный дар, данный им во владение, привить интерес к познавательной деятельности, развить любознательность и стремление к речевому самосовершенствованию – важная и необходимая задача, стоящая перед учителем. Задача не новая, но теперь она выходит далеко за рамки учебной, так как с введением образовательных стандартов нового поколения изменились требования к самим учащимся. Сегодня выпускник, оканчивающий среднее учебное заведение, ориентирован на непрерывное образование и самообразование, мотивирован на творчество, социальную активность. И ему необходимо свободно владеть устной и письменной речью, чтобы организовать всю свою жизнь, чтобы через общение, грамотное письмо он мог сказать именно то, что хотел, донести до другого часть своего “я”.
Актуальность выбора программы внеурочной деятельности “Развиваем дар слова” диктуется потребностями практики, поскольку даёт возможность закреплять знания и навыки, полученные обучающими на уроках, и одновременно вовлекать учащихся в системную исследовательскую, проектную деятельность, ориентированную на творческую самореализацию и социализацию. И новизна программы касается практики, ведь интересно наблюдать, какие изменения происходят в учащихся в ходе творческой деятельности, как меняется их поведение, способности, что неожиданно открывается в них и что они сами в себе открывают.
Программа позволяет школьникам увидеть разнообразный, увлекательный, неисчерпаемый мир слова, что важно для формирования истинных познавательных интересов, является опорой при подготовке к олимпиадам по русскому языку и литературе. Помогает успешно применять индивидуальный подход к каждому ученику с учётом его способностей, развивать и самостоятельность, и творческие инициативы.
Программа развивает все виды речемыслительной деятельности: коммуникативные (владение культурой устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные(умение работать с текстом находить и извлекать информацию из различных источников), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Программа внеурочной деятельности позволяет реализовать личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы.
Организация деятельности учащихся основывается на дидактических принципах:
принцип психологической комфортности;
принцип непрерывности образования и воспитания личностных качеств учащегося;
принцип вариативности;
принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;
принцип связи теории с практикой;
принцип творчества.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому ученику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Формы организации занятий
лекции, беседы, тренинги;
экскурсии в библиотеку;
игры-конкурсы, викторины, КВН;
практические занятия с использованием игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, кроссвордов, головоломок, сказок;
анализ текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая.) Интерес учащихся поддерживается удачно подобранными текстами (например, “Притча о талантах), внесением творческого элемента в занятия (объясни поговорку “Зарыл талант в землю”), лингвистическими играми, самостоятельным составлением кроссвордов, головоломок, шарад, ребусов.
Виды деятельности
поисково-исследовательская;
игровая;
познавательная;
проблемно-ценностное общение.
Основные методы и технологии
проектное обучение;
саморазвитие личности;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
игровые технологии;
информационно-коммуникативные технологии.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному слову;
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты:
представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
формирование навыков создания собственного текста в различных жанрах публицистики и художественной литературы;
проведение различных видов анализа слова, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным стилям;
извлечение необходимой информации из словарей, использование её в различных видах деятельности
Особенности программы
В программе выделяются три смысловых блока:
1) “Путь к слову”;
2) “От слова к тексту”;
3) “От готового текста – к собственному тексту”.
Блок “Путь к слову” подводит учащихся к осмыслению своего словарного запаса и обогащению его новыми словами, способствует повышению языковой культуры, формированию внимательного отношения, уважения и любви к родному слову. В занимательной форме задания знакомят со словом одновременно в пяти аспектах: орфографическом, лексикосемантическом, орфоэпическом, синтаксическом и этимологическом. Слова интересны для детей, в них они находят новый, неизвестный им ранее смысл.
Изучаются слова по тематическим направлениям, например: “Слово о Родине” (“...о космосе”, “...о детстве”, “о мире...”, “...о жизни”, “...о человеке”, “...о памяти”, “...о совести”). Рассматриваются они в структуре словосочетаний, предложений, небольших текстов.
Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точных слов, соответствующих стилю высказывания, творческие задания – и это работа со словом. Через слово, мастерство владения словом школьники открывают для себя всё прекрасное, что даёт нам жизнь.
Блок “От слова к тексту” даёт представление о тексте, о таких нетрадиционных жанрах школьных сочинений, как письмо, отзыв, эссе, аннотация, рецензия. Обучающиеся вникают и в содержание, и в смысл, и в логику высказывания, ищут связи, то есть осознают всё то, чем утверждается единство текста. Несомненно, в процессе работы с текстом формируется коммуникативная компетенция учащихся, развивается дар слова. На этом этапе ведётся работа с текстами, способствующими духовно-нравственному развитию учащихся, соответствующими возрастным особенностям школьников, вместе с тем содержащими что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане и при возможности актуальными на момент использования. Это могут быть тексты об известных людях, науке, слове, словарях. Работа над текстом начинается не с его разбора, а с анализа восприятия ребят. Они говорят о себе: о своих чувствах, переживаниях, ощущениях; они пытаются понять, почему чувствуют и думают так, а не иначе. Без выражения собственного состояния, настроения невозможно научить детей по-настоящему чувствовать слово и хорошо владеть им. Ведь для каждого человека самое интересное, в конечном счёте, - это он сам. Текст для разбора должен быть связан с пережитым интересом и живым впечатлением. Текст позволяет развивать как речь учащихся, так и их логическое мышление, самостоятельность, учит думать, стремиться к творчеству. Творчество – норма детского развития.
Следующий блок программы “От готового текста – к собственному тексту” способствует повышению творческого потенциала школьников, обогащению их активного словарного запаса. Учит логически связно излагать мысли и письменно их выражать, что является большой проблемой для учащихся. Им предлагается создавать тексты, выявляющие собственную жизненную позицию, определённые отношения, например, к каким-либо явлениям действительности или качествам человека. В творческих работах отражается внутренний мир школьника, по ним можно проследить развитие ученика, формирование его мировоззрения, отношения к жизни.
Результат всей проводимой работы – коллективный проект: создание сборника творческих работ учащихся “Мастерская слова”.
Программа внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого школьника, проводить работу с максимальной заинтересованностью обучающихся, добиваться у каждого ученика творческого удовлетворения и стремления к дальнейшему саморазвитию.
2)Слово в названиях произведений классической и современной литературы
3)Слово в текстах художественной литературы
2
1
1
II.От слова к тексту 7ч
11.
В глубь текста
2
1
1
12.
Типология текстов
1
0,5
0,5
13.
Стили текста. Основные черты
2
1
1
14.
Языковые особенности разных стилей речи
1
0,5
0,5
15.
Жанр текста
1)Жанры художественного и публицистического стиля
2)Жанры официально-делового и научного стиля
1
0,5
0,5
III.От готового текста – к собственному тексту 12ч
16.
Модель создания речевого высказывания
2
1
1
17.
Творческое изложение
1
1
18.
Обучение написанию сочинения-миниатюры
1
0,5
0,5
19.
Сочинение-анализ поэтического текста
1
0,5
0,5
20.
Сочинение-анализ эпизода
1
0,5
0,5
21.
Нетрадиционные жанры сочинений.
1)Письмо
2)Дневниковые записи
3)Отзыв
4)Аннотация
5)Эссе как жанр сочинения. Особенности построения, языка, стиля
6
1
5
22.
Итоговое занятие «Как наше слово отзовётся…»
2
2
Итого:
35 часов
Содержание программы
7класс
Вводное занятие. Слово о нас (1ч.)
Озадачах курса и планах работы на учебный год.
Практическая часть: проведение диагностики словарного запаса учащихся.
Путь к слову (13 часов)
Тема 1.Слово о слове (2ч.)
Что есть слово? («Солнце языковой системы»). Уточнение понятия о лексическом значении слов. Обогащение словарного запаса учащихся. Писатели, поэты и учёные о богатстве и выразительности русского слова.
Практическая часть: тренинг «Слово – это…» (продолжи предложение), конкурс чтецов. Индивидуальный проект «Путешествие в мир слова».
Тема 2. Слово о словарях (1ч.)
Виды словарей. Работа с лингвистическими словарями русского языка. Рольэнциклопедических и лингвистических словарей. Орфографический словарь – наш помощник.
Практическая часть: экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями». Орфографические задачи, тесты, кроссворды, ребусы. Нахождение слова в разных словарях.
Тема 3. К истокам слова (1ч.)
Рассказ о науке этимологии. Строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями.
Практическая часть: лингвистическая игра «Происхождение слов».
Тема 4. Культура слова (1ч.)
Знакомство с современными нормами русского литературного произношения. Орфоэпический словарь, его основные свойства и функции.
Практическая часть: викторина «Давайте говорить правильно» (по выявлению уровня орфоэпической культуры учащихся).
Однокоренные слова. Формы одного и того же слова. Способы образования родственных слов. Омонимичные корни.
Знакомство с особенностями строения словарной статьи словаря иностранных слов. Введение понятия «устойчивые обороты». Исследовательская работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Практическая часть: групповой проект «Секреты родственных слов» (работа со словами, например: родник, родина, родня. Что общего?) Индивидуальный проект «Определи значение иностранных слов». Игра «Третий лишний».
Тема 6. Слова-омонимы и многозначные слова (1ч.)
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.
Практическая часть: индивидуальный проект «Слова-близнецы». Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 7. Слово и его синонимы, антонимы, паронимы (1ч.)
Изучение особенностей синонимического ряда слов. Работа со словами-синонимами и правильным употреблением их в речи. Работа со «Словарем антонимов русского языка». Знакомство с понятием «паронимы». Виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.
Практическая часть: игра «На карнавале слов». Групповой проект «Слова-друзья»
Тема 8. Слово во фразеологических оборотах (2ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Понятия «крылатые выражения», «афоризмы».
Практическая часть: фразеологический КВН.
Тема 9. Роль слова в тексте (2ч.)
Понимание роли слова в устном народном творчестве (пословицах и поговорках, загадках, скороговорках, притчах, легендах, приметах, в русских народных песнях, сказках). Знакомство со сказителями сказок. Слово в названиях произведений классической и современной литературы (поэзия, проза). Слово в текстах художественной литературы. Понятия: живая народная речь, литературный язык, анализ литературных образцов.
Практическая часть: нахождение строк народной речи в произведениях А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя. Конкурс на сказывание сказок. Индивидуальный проект «Русские сказочники».
От слова к тексту (7ч )
Тема 10. В глубь текста (2ч.)
Тема, основная мысль, авторская позиция. Смысловые части текста, микротема, абзац. План текста: простой, сложный, тезисный. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Лексические средства связи (контекстуальные синонимы). Морфологические средства создания выразительности текста (существительные, прилагательные). Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.
Практическая часть: определение темы, идеи, смысла заглавия, с помощью учителя - смысла целого или крупных частей прочитанного произведения. Определение микротем, установление последовательности событий, описываемых явлений в тексте, понимание смыслового содержания при объединении самостоятельно прочитанных частей произведения, выбор из текста произведения наиболее интересных и значимых отрывков для последующего анализа и объяснения. Коллективное и парное составление плана произведения. Ответы на вопросы обобщающего характера. Подбор иллюстраций к отдельным частям произведения. Игра «Пазлы».
Тема 11. Типология текстов (1ч.)
Типы речи. Определение типа текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.
Практическая часть: типологический анализ предложенных текстов, «сжимание» текста, редактирование текста с целью предупреждения логико-композиционных ошибок в сочинении.
Тема 12. Стили текста. Основные черты(2ч.)
Стилистика как наука, позволяющая выразить мысль по-разному, различными языковыми средствами. Определение стилей (разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный) и их особенности. Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Практическая часть: определение стилевой принадлежности текстов, творческие задания, развивающие оригинальность мышления.
Тема 13. Языковые особенности разных стилей речи (1ч.)
Характеристика каждого функционального стиля: а) сфера применения; б) основные функции; в) ведущие стилевые черты; г) языковые особенности; д) специфические формы (жанры).
Практическая часть: определение стилевой принадлежности текстов, «перевод» русских народных сказок («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка») в различные стилевые пласты.
Тема 14. Жанр текста (1ч.)
Жанры: 1) художественного стиля - рассказ, повесть, роман, стих, сонет, драма, сказка, трагедия, комедия, гимн, ода и др.; 2) публицистического стиля - статья, репортаж, очерк; 3) научного стиля - статья, лекция, монография, учебник; 4) официально-делового - приказ, заявление, служебная записка.
Практическая часть: творческие задания
От готового текста – к собственному тексту (12ч.)
Тема 15. Модель создания речевого высказывания(2ч.)
Постижение основ риторики, умение отбирать материал, выделяя главное, опуская детали, избирая наиболее желательную форму языкового выражения. Знакомство с мастерами ораторского искусства, составление плана выступления.
Практическая часть: создание текста-послания для конкурса юных ораторов о том, что волнует, особенно интересует. Конкурс юных ораторов
Практическая часть: изложения с заданием ввести в текст описание местности, дать оценку поступков героев, высказать свое мнение о герое.
Тема 17. Обучение написанию сочинения-миниатюры (1ч.)
Сбор материала к сочинению, его систематизация
Практическая часть: написание сочинения – миниатюры
на предложенные темы (например: «Моё отношение к слову», или « Моя дорога в школу», или «В гостях у Ивана Грозного).
Тема 18.Сочинение-анализ поэтического текста (1ч.)
Практическая часть: комплексный анализ поэтического текста. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А.Фета (по выбору).
Тема 19. Сочинение-анализ эпизода (1ч.)
Комплексный анализ прозаического текста.
Практическая часть: анализ рассказа (по выбору).
Тема 20. Нетрадиционные жанры сочинений(6ч.)
Письмо. Обобщение знаний о структуре писем. Языковые особенности построения письма. Общественная значимость письма в современном обществе.
Практическая часть: письмо реальному адресату.
Дневниковые записи. Основные правила ведения, три разновидности использования дневника (собственно дневник, дневник писателя, литературные произведения в форме дневника).
Практическая часть: составление дневника литературного персонажа.
Отзыв как жанр. Смысловые и структурные особенности жанра отзыва.
Практическая часть: отзыв на прочитанное произведение.
Аннотация. Формирование представления о структуре аннотации. Осознание учащимися её актуальности и ценности в общественной жизни.
Практическая часть: составление аннотации к художественному произведению (например, по повести В. Железникова «Чучело» или по повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»).
Эссе как жанр сочинений. Формирование у учащихся представления об эссе как публицистическом жанре, его особенностях.
Практическая часть: эссе «О времени и о себе» Что значит быть патриотом? Составление памятки об особенностях жанра эссе: «Что такое эссе?»
Тема 21. Итоговое занятие «Как наше слово отзовётся…»(2ч.)
Выступления учащихся – защита проектов.
Практическая часть: коллективный проект: создание сборника творческих работ учащихся «Мастерская слова».
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Дата
Примечание
Предметные результаты
УУД
Личностные результаты
По
плану
По факту
1
Вводное занятие «Слово о нас»
Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной, личностно-ориентированной деятельности
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения диагностической работы
Регулятивные: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
Коммуникативные: слушать и отвечать на вопросы, с достаточной полнотой и точностью формулировать собственные мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Формирование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
4.09
2
Слово о слове.
Научиться извлекать необходимую информацию
Познавательные: определять лексическое значение слова, учитывать его при выборе орфограмм
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению проблемных зон в обучении
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Осознание себя как гражданина России, гордость за свою Родину, народ и историю, интерес и уважение к другим народам
11.09
3
Слово о слове.
Научиться извлекать необходимую информацию
Познавательные: определять лексическое значение слова, учитывать его при выборе орфограмм
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению проблемных зон в обучении
Коммуникативные: формировать навыки проектной работы
Осознание себя как гражданина России, гордость за свою Родину, народ и историю, интерес и уважение к другим народам
18.09
4
Слово о словарях.
Научиться находить необходимую информацию
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с различными видами словарей
Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Формирование устойчивой мотивации к речевому самосовершенствованию; способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
25.09
5
К истокам слова
Научиться использовать знания о различных видах словарей.
Познавательные: извлекать нужную информацию из различных источников
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию
Коммуникативные: совершенствовать собственную речевую деятельность
Формирование умения оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности
2.10
6
Культура слова.
Научиться находить необходимую информацию в орфоэпических словарях.
Познавательные: ввести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор
Регулятивные: овладевать приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему
Коммуникативные: совершенствовать собственную речевую деятельность
Формирование умения оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности
9.10
7
Слово… и «слова-родственники». «Чужие слова».
Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в ранее изученной теме.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы со словарём иностранных слов.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения; искать и выделять необходимую информацию.
Коммуникативные: уметь грамотно задавать вопросы и чётко отвечать на вопросы других; высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию творческой деятельности.
16.10
8
Слово… и «слова-родственники». «Чужие слова».
Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в ранее изученной теме.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы со словарём иностранных слов.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения; искать и выделять необходимую информацию.
Коммуникативные: уметь грамотно задавать вопросы и чётко отвечать на вопросы других; высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию творческой деятельности.
23.10
9
Слова-омонимы и многозначные слова
Научиться различать прямое и переносное значения слова; отличать омонимы от многозначных слов.
Познавательные: извлекать нужную информацию из различных источников
Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения Коммуникативные: формировать навыки проектной работы
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
6.11
10
Слово и его синонимы, антонимы, паронимы.
Научиться извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различного типа
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы
Формирование желания осваивать новые виды деятельности; участие в творческом процессе.
13.11
11
Слово во фразеологических оборотах
Научиться различать свободные сочетания слов и фразеологизмы.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме
Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности.
20.11
12
Слово во фразеологических оборотах
Научиться различать свободные сочетания слов и фразеологизмы.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме
Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности.
27.11
13
Роль слова в тексте.
Научиться применять правила коллективного решения творческой задачи.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Формирование знания о взаимосвязи слова с культурой и истории России.
4.12
14
Роль слова в тексте.
Научиться применять правила коллективного решения творческой задачи.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий
Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Формирование знания о взаимосвязи слова с культурой и истории России.
11.12
15
«В глубь текста»
Научиться применять правила коллективного решения творческой задачи.
Познавательные: анализировать языковые явления, процессы связи и отношения, выявляемые в ходе работы над тестом
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию
Коммуникативные: эффективно сотрудничать в парах, группах с учётом конкретных задач.
Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста.
18.12
16
«В глубь текста»
Научиться определять способы связи предложений в тексте, средства связи предложений в тексте?
Познавательные: анализировать языковые явления, процессы связи и отношения, выявляемые в ходе работы над тестом
Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
Коммуникативные: эффективно сотрудничать в парах, группах с учётом конкретных задач.
Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста.
22.12
18
19
Стили текста. Основные черты.
Стили текста. Основные черты.
Научиться выявлять особенности функциональных стилей речи, производить стилистический анализ текста.
Научиться выявлять особенности функциональных стилей речи, производить стилистический анализ текста.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе стилистического анализа текста
Регулятивные: выявлять и осознавать особенности функциональных стилей речи
Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе стилистического анализа текста
Регулятивные: выявлять и осознавать особенности функциональных стилей речи
Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме.
Формирование нравственно-этических ценностей.
Формирование нравственно-этических ценностей.
15.01
22.01
19
Стили текста. Основные черты.
Научиться выявлять особенности функциональных стилей речи, производить стилистический анализ текста.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе стилистического анализа текста
Регулятивные: выявлять и осознавать особенности функциональных стилей речи
Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме.
Формирование нравственно-этических ценностей.
29.01
20
Языковые особенности разных стилей речи.
Научиться определять языковые особенности разных стилей речи.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности;
Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных высказываний своих чувств, мыслей, побуждений.
Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий
Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала.
12.02
22
Модель создания речевого высказывания.
Научиться отбирать материал для создания речевого высказывания.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию
Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы.
Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования в ходе выполнения задания.
19.02
23
Модель создания речевого высказывания
Конкурс юных ораторов
Научиться выступать перед аудиторией
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничать в совместном решении задач.
Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.
Формирование навыков создания собственного текста
26.02
24
Творческое изложение
Научиться составлять и редактировать текст творческой работы
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над разными видами изложений; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера
Регулятивные: проектировать траектории через включение в новые виды деятельности
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Формирование устойчивой мотивации к обучению, изучению и закреплению нового.
5.03
25
Обучение написанию сочинения-миниатюры.
Научиться писать сочинение-миниатюру.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира
Формирование устойчивой мотивации к творческому самовыражению.
12.03
26
Сочинение-анализ поэтического текста.
Научиться исследовать поэтический текст.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию
Коммуникативные с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Формирование навыков исследования поэтического текста.
19.03
27
Сочинение-анализ эпизода.
Научиться анализировать эпизоды из текста.
Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера
Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Формирование устойчивой мотивации к творческому самовыражению.
23.03
28
Нетрадиционные жанры сочинений
Научиться писать сочинения нетрадиционных жанров
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания отзыва
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения; проектировать траектории развития через включения в новые виды деятельность
Коммуникативные: с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Формирование желания осваивать новые виды деятельности, участие в творческом процессе.
9.04
29
«Я к Вам пишу…». Эпистолярный жанр как труд души
Научиться писать письмо
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания аннотации, письма.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения; проектировать траектории развития через включения в новые виды деятельность
Коммуникативные: с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности
16.04
30
Дневниковые записи
Научиться составлять дневниковые записи
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания дневника
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения; проектировать траектории развития через включения в новые виды деятельность
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы
Формирование желания осваивать новые виды деятельности, участие в творческом процессе.
23.04
31
Отзыв
Научиться составлять и использовать алгоритм написания отзыва
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания отзыва
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения; проектировать траектории развития через включения в новые виды деятельность
Коммуникативные: с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Формирование желания осваивать новые виды деятельности, участие в творческом процессе.
30.04
32
Аннотация
Научиться составлять и использовать алгоритм написания аннотации
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания аннотации.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения; проектировать траектории развития через включения в новые виды деятельность
Коммуникативные: с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
7.05
33
Эссе.
Научиться составлять и использовать алгоритм написания творческой работы.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания эссе.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения; проектировать траектории развития через включения в новые виды деятельность
Коммуникативные: с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Формирование устойчивой мотивации к творческому самовыражению.
14.05
34
Итоговое занятие «Пишут дети»
Научиться выполнять коллективный проект.
Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера
Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
Коммуникативные: взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участие в спорах обсуждениях
Формирование устойчивой мотивации для творческой самореализации и социореализации.
21.05
35
Итоговое занятие «Пишут дети»
Научиться выполнять коллективный проект.
Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
Коммуникативные: владеть национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Формирование устойчивой мотивации для творческой самореализации и социореализации.
28.05
Список литературы:
Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации. 2-е издание М: ООО «Кейс», 2012 – 208 с.
Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть первая. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Москва-1963
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).
Григорян Л.Т., Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус. Яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М: издательство «Отчий дом», 2006 г. – 336 с., ил.
Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М., «Знание», 1978. – 304 с.
Машевская Л.В., Данбицкая Л.В. Творческие задачи по русскому языку (Из опыта работы со словом). – СПб.: КАРО, 2003. – 124 с.
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку. 5-6 классы/ Сост. Т.Н.Трунцева. – М.:ВАКО, 2014. – 32 с.
Развивайте дар слова: Факультатив. Курс «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Ю.И.Равенский, П.Ф. Ивченков, Г.А. Богданова, С.А. Никольская; Сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с., ил.
Турниры знатоков русского языка: Дидактические материалы / Авт.-сост. Н.М. Лебедев. – М.: Вербум-М, 2006. – 141 с. – (Словесник; Профильная школа)
Успенский Л. Слово о словах. М: Мир энциклопедий Аванта +, 2008 г. - 544 с., ил.
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/new/8286
Фелицына В.Н., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. Лингвостановедческий словарь. / Ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина; Под ред. Верещагина Е.М., Костомарова В.Г. – М.: «русский язык», 1979. – 240 с.
Словари русского языка:
Агеенко Ф.А., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М., 1960г. – 216 с.
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Четко. - М.: Сов. Энциклопедия, 1969. - 600 с.
Алекторова Л.П. и др. Учебный словарь синонимов русского языка / Л.П. Алекторова, В.И. Зимин, ОМ. Ким, Н.П. Колесников, В.Н. Шанский. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 209 с.
Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М.: Сов. Энциклопедия, 1974. - 448 с.
Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1996. - 240 с.
Бельчиков Н.А., Панюшева М.С. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка. – М., 1968.-216 с.
Борунова С.Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983. – 426с.
Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: Просвещение, 1994. - 268 с.
Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. – М., 1971. - 679 с.
Введенская Л.А., Колесников Н.П. Новый орфографический словарь. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1994. -275 с.
Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М., 1984. – 395с.
Горбачевич К.С. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. – М., 1973. – 216с.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах / В.И. Даль. М. : Русский язык - Медиа, 2006.
Евгеньева А.П. Словарь синонимов. - Л., 1975. - 463 с.
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 447 с.
Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. Словарь фразеологических синонимов русского языка /Под ред. В.П. Жукова. - М.: Рус. яз., 1987. - 448с.
Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. - М, 1976. - 467с.
Колесников Н.П. Словарь паронимов русского языка. – М., 1971.-416 с.
Колесников Н.Т.Словарь антонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. - М., 1972. - 670 с.
Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. – М., 1986. – 469с.
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 272 с.
Максимов С. Крылатые слова. - М.: Худ. лит-ра, 1969. - 528 с.
Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-пресс, 1993.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и образование»: ООО «Издательство «ОНИКС-ЛИТ», 2012. – 1376 с.
Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. - 288с.
Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 319с.
Розенталь Д.Э., Толенкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 1976. – 680с.
Рохманова Л.И. Трудности русского языка. – М., 1974. – 438с.
Словарь иностранных выражений и слов / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.М. Бабкина, В.В. Шендецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ленинград: Наука, 1981. – 696 с.