Программа внеурочной деятельности по рисованию "Краски радуги"
Программа внеурочной деятельности по рисованию "Краски радуги"
Приобретая теоретические и практические навыки работы с различными материалами, дети с ограниченными возможностями здоровья не только создают своими руками продукт творческой деятельности, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды своей деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по рисованию "Краски радуги"»
Рассмотрено на МО Утверждено
«__»________2016г. педагогическим советом
№ ______ «__» _________2016г. № ____
Директор школы: Н.В. Жерновников
Программа внеклассных занятий по рисованию
«Краски радуги»
Рассчитана для учащихся 1-2 классов
Срок реализации 1 год
Автор-составитель О.В.Шапкина,
педагог –организатор
п.Красный Яр
2016г.
Пояснительная записка
Направленность программы«Краски радуги» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации - годичной.
Программа составлена для детей с ограниченными возможностями на основе изучения таких авторских программ, как «Цветные ладошки» И.А Лыковой; пр. «Радуга», «Детство», а также программы Кожохина С.К и Г.Г. Григорьева. Данная литература была изучена и переработана в рамки программы «Краски радуги» с изменениями на основании разных диагнозов детей с ограниченными возможностями здоровья, их способностями и развитием.
Новизна программы : в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Актуальность программы Работа с различными материалами, изучение различных технологических приёмов, применение их на практике развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, эмоциональную сферу внутреннего состояния, воображение, творческие способности, позволяет увидеть мир в ярких красках. А также психологически определить своё место в окружающем мире.
Приобретая теоретические и практические навыки работы с различными материалами, дети с ограниченными возможностями здоровья не только создают своими руками продукт творческой деятельности, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды своей деятельности.
Основная цель программы:
Коррекция и развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья через средства изобразительной деятельности.
Задачи:
Развивающие:
Развитие мелкой моторики рук, снятие физического и психологического напряжения, увеличение периодов работоспособности детей.
Увеличение способности детей к концентрации внимания, развитие умения максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.
Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира.
Образовательные:
Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними,
закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные: Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия: 1. Подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала. 2. Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его практического применения.
3. Профессиональная подготовленность педагога, компетентного в технологии, любящего, понимающего детей, свое дело и смысл изобразительной деятельности в жизни ребенка.
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы: - Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей); - Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.); - Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей); - Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий); - Принцип динамичности (от самого простого до сложного); - Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала); - Принцип выбора ( решений по теме, материалов и способов без ограничений); - Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода); - Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками); - Принцип интегративности (синтез искусств).
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 6-8 лет.
Сроки реализации образовательной программы рассчитаны на 1 год обучения.
Формы занятий.
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку.
Методы:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучащимися;
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, количество часов в неделю 1 час, 36 в год.
Ожидаемые результаты освоения программы:
К концу учебного года учащиеся должны знать: о многообразии нетрадиционных техник рисования, основные цвета и их оттенки.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
сравнивать предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображать формообразующие линии. Изображать предметы по памяти; использовать цвет для создания различных образов; создавать композиции на листах бумаги разной формы; передавать настроение в творческой работе; использовать разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментировать свою творческую работу;
Способы проверки результатов освоения программы
- выставка детских работ;
- в конце года готовится итоговая выставка работ.
Методическое обеспечение программы
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
1.Бумага разного формата и цвета. 2. Акварельные краски. 3. Тушь разноцветная. 4. Гуашь.
5. Восковые мелки. 6. Трубочки для коктейля 7. Ванночки с поролоном. 8. Баночки для воды. 9. Кисти круглые и плоские разного размера. 10. Ватман.
11. Салфетки. 12. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов. 13. Клей ПВА. 14. Ткань х/б или шелк (подходит и подкладочная). 15. Кнопки. 16.Доски для росписи. 17.Папка для черчения.
«инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования;
Бусинки, пуговицы;
Пробки;
Тематический план и содержание программы
N п/п
Тема занятия
Нетрадиционная техника
Программное содержание
1
Вводное занятие
ТБ при работе с инструментами, ППБ , знакомство с предметом
СЕНТЯБРЬ
2
Луг
Акварельные краски+восковые мелки
Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете
3
Ваза для цветов
Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма – новый образ»
Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции.
4
Бабочки
Монотипия
Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.
ОКТЯБРЬ
5
Листопад
Тиснение
Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них.
6
Осенние листья
Тычкование
Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования . Развивать чувство композиции
7
Ковер из осенних листьев
Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету
Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати
Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.
9
Осеннее дерево
Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия
Учить изображать изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники (дерево в сентябре – монотипия, в октябре – набрызг по трафарету, в ноябре – печатание печатками). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках
Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции
11
Снежок
Монотипия. Рисование пальчиками
Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции
12
Красивая тарелочка
Продолжать закреплять знания детей об элементах и колорите городецкой росписи. Учить составлять простой узор в круге. Развивать чувство композиции.
ДЕКАБРЬ
13
Фантазии
Кляксография, «знакомая форма – новый образ»
Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение
14
Вечер
Черно-белый граттаж
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого гратажа. Учить передавать настроение тихой зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих
15
Снежинки
Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих
16
Волшебная птица
Продолжать закреплять знания детей о городецкой росписи. Познакомить с приемами изображения городецких птиц. Учить рисовать птицу (из цветов и листьев городецкой росписи).
ЯНВАРЬ
17
Сказочный сад
Черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету
Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках (черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету).
Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка)
19
Сова
Тычок полусухой жесткой кистью
Учить создавать выразительный образ совы, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики.
20
Волшебный цветок
Закрепить умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы с пастелью. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие
ФЕВРАЛЬ
21
Подводное царство
Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель
Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции
22
Матрешка
Познакомить детей с семеновскими матрешками. Учить определять колорит, элементы росписи
23
Матрешки
Рисование пальчиками
Продолжать знакомить с семеновскими матрешками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрешек. Развивать цветовосприятие
24
Ваза с ветками
Оттиск печатками
Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки.
МАРТ
25
Подарок маме
Печать по трафарету, рисование пальчиками
Учить украшать цветами и рисовать пальчиками . Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по - разному
26
Платок для бабушки
Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павло-посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие
27
Весенние цветы
Акварель + восковой мелок
Учить рисовать цветы восковыми мелками. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие
28
Натюрморт
Восковые мелки + акварель
Продолжать учить составлять натюрморт определять форму, величину, цвет и расположение различных частей. Упражнять в аккуратном закрашивании мелками создании созвучного тона с помощью акварели
АПРЕЛЬ
29
Роспись подноса
Познакомить с жостовским промыслом, рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию.
30
Фантазия
Набрызг, печать поролоном по трафарету
Учить создавать образ используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник
31
Красивые цветы
Продолжать знакомить с росписью жостовксих подносов. Развивать чувство ритма, композиции
32
Космос
Монотипия
Пастельные мелки, рисование ватными палочками
МАЙ
33
Мониторинг
34
Игрушки
Совершенствовать умение украшать бумажный шаблон или бумажные тарелки подходящим рисунком. Развивать чувство ритма, композиции
35
Весеннее дерево
Рисование пальчиками, тычками
Закрепить умения продумывать расположения рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунки
36
Пчелки
Восковой мелок+акварель, черный маркер+акварель
Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции
Итоговая выставка рисунков за год
Используемая литература:
Костерин Н. П. Учебное рисование. – М., «Просвещение», 1987.
Мосин И.Г. Рисование для обучения детей в семье, детском саду и далее.. У-ФАКТОРИЯ, г. Екатеринбург, 1998
Чарнецкий Я. Я. Изобразительное искусство в школе продлённого дня. – М., «Просвещение», 1995.
Лопатина А., Скрепцова М. «Краски рассказывают сказки» Москва, Амрита – Русь, 2004
Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам к программе «Цветные ладошки», Москва, Карапуз - Дидактика,
Данилова С.Н. «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»,г. Липецк
Литература для детей
Ханашевич Д.Р. Волшебные квадратики. М.: Малыш, 1993
А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""
Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"
Раскраски «От точки к точке»
Тематический план
№№3 №
тема
Содержание работы
Кол-во часов
Дата
1
Луг
Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете
1
2
Ваза для цветов
Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции.
1
3
Бабочки
Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.
1
4
Листопад
Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них.
1
5
Осенние листья
Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования . Развивать чувство композиции
1
6
Ковер из осенних листьев
Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати
1
7
Ежики на опушке.
Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.
1
8
Осеннее дерево
Учить изображать изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники (дерево в сентябре – монотипия, в октябре – набрызг по трафарету, в ноябре – печатание печатками). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках
1
9
Кошечка
Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции
1
10
Снежок
Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции
1
11
Красивая тарелочка
Продолжать закреплять знания детей об элементах и колорите городецкой росписи. Учить составлять простой узор в круге. Развивать чувство композиции.
1
12
Фантазии
Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение
1
13
Вечер
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого гратажа. Учить передавать настроение тихой зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих
1
14
Снежинки
Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих
1
15
Волшебная птица
Продолжать закреплять знания детей о городецкой росписи. Познакомить с приемами изображения городецких птиц. Учить рисовать птицу (из цветов и листьев городецкой росписи).
1
16
Сказочный сад
Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках (черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету).
1
17
Любимый узор
Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка)
1
18
Сова
Учить создавать выразительный образ совы, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики.
1
19
Волшебный цветок
Закрепить умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы с пастелью. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие
1
20
Подводное царство
Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции
1
21
Матрешка
Познакомить детей с семеновскими матрешками. Учить определять колорит, элементы росписи
1
22
Матрешки
Продолжать знакомить с семеновскими матрешками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрешек. Развивать цветовосприятие
1
23
Ваза с ветками
Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки.
1
24
Подарок маме
Учить украшать цветами и рисовать пальчиками . Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по - разному
1
25
Платок для бабушки
Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павло-посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие
1
26
Весенние цветы
Учить рисовать цветы восковыми мелками. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие
1
27
Натюрморт
Продолжать учить составлять натюрморт определять форму, величину, цвет и расположение различных частей. Упражнять в аккуратном закрашивании мелками создании созвучного тона с помощью акварели
1
28
Роспись подноса
Познакомить с жостовским промыслом, рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию.
1
29
Фантазия
Учить создавать образ используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник
1
30
Красивые цветы
Продолжать знакомить с росписью жостовксих подносов. Развивать чувство ритма, композиции
1
31
Космос
Пастельные мелки, рисование ватными палочками
1
32
Игрушки
Совершенствовать умение украшать бумажный шаблон или бумажные тарелки подходящим рисунком. Развивать чувство ритма, композиции
1
33
Весеннее дерево
Закрепить умения продумывать расположения рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунки
1
34
Пчелки
Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции