Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Мир на ладошке"»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Мир на ладошке» разработана на основе авторской программы Н.М. Лутковой, Н.М. Цепелевой и др.
Данная программа обще - интеллектуального направления «Мир на ладошке» представляет собой организацию внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся одного класса.
Программа рассчитана на 1 год обучения ( 30 часов на год) в 4 классе. Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 час в неделю из 10 возможных часов внеурочной деятельности в неделю).
Актуальность программы:
Содержание познавательного блока занятий кружка составляют сведения о природе, её компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой, о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений, заповедных территориях родного края, об отношении человека к природе. Занятия с детьми строятся таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания.
Целью курса является формирование устойчивого интереса к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам, к исследовательской работе, организация коллективной работы (творческие проекты, публичные выступления), формирование умения ориентироваться в большом количестве информации, самостоятельно находить нужную, анализировать её и обрабатывать.
В задачи курса входит: расширение кругозора, наблюдательности, мышления, развитие творческих способностей, коммуникативных компетенций, воспитание бережного отношения к природе, формирование навыков экологически грамотного поведения.
Сегодня важно помочь подрастающему поколению освоить новую систему ценности в коммуникации с природой, противопоставив её господствующей ныне психологии потребления и эгоизма. В этом процессе воспитанию и экологическому образованию принадлежит заглавная роль.
Предполагаемые результаты:
Результаты первого уровня -приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни:интерес учащихся к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам; приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе.
Результаты второго уровня - формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальнойреальности в целом:приобретение учащимися знаний об экологическом движении, об основах разработки творческих проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; развитие ценностных отношений школьника к родной природе.
Результаты третьего уровня - приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: учащиеся смогут приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по интересующим вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Личностными результатами курса «Мир на ладошке» является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Смыслополагание.
Самоопределение
Метапредметными результатами курса «Мир на ладошке» является умение:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться работать по предложенному плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Формы работы:
Творческие задания, викторины, конкурсы, выставки творческих работ.
Содержание работы:
Мир вокруг (6 часов).
Моя страна – Россия. Символы государства. Разработка герба своего города. Чтение стихов и песен о России.
Природа и мы (8 часов)
Растения и животные нашего края. Наблюдения в природе. Просмотр фильма «Мы в ответе за жизнь на планете».
Я – исследователь (12 часов)
Смена дня и ночи. Проращивание лука на свету и в темноте. Воздух вокруг нас. Роль ветра в природе и в жизни человека. Вода. Опыты с водой. Виртуальная экскурсия в планетарий.
Я живу на священной земле (4 часа)
Герои нашего края. Изготовление подарков ветеранам. Разучивание стихов и песен военных лет. Проведение праздника «Русь державная, православная!».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Название модуля,
разделы
кол-во
часов
1.
Мир, в котором мы живём
5
2.
Земля – наш «космический дом»
4
3.
Два царства
4
4.
По секрету со всего света
4
5.
Страницы прошлого планеты Земля
4
6.
Человек и человеческое общество
4
7.
Будем беречь нашу планету
5
Итого:
30
Список использованной литературы
Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Москва. Просвещение. 2007г
Детская энциклопедия «Я познаю мир». – М. 2007
А.П.Муранов. В мире необычных и грозных явлений природы. 1987
Г.К. Плотников. Животный мир Краснодарского края. 1989
.Аттенборо. В мире животных. 1980
Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002