Просмотр содержимого документа
«Программа учебной и производственной практики профессии "машинист локомотива"»
ПРОГРАММА
учебной практики
Разработана на основе основной профессиональной образовательной программы по профессии 23.01.09 Машинист локомотива.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Область применения программы
Программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС CПО по профессии 23.01.09 Машинист локомотива (электровоза тепловоза).
Цели и задачи учебной практики
С целью овладения видами профессиональной деятельности по профессии обучающийся в ходе освоения учебной практики должен
иметь практический опыт:
работы со слесарными инструментами, выполнять основные виды слесарных работ.
Рекомендуемое количество часов на освоение учебной практики: 102ч.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Наименование профессионального модуля, тем
Содержание учебного материала
Объём часов
ПМ.01
Техническое обслуживание и ремонт локомотива (электровоза)
Обучающийся должен иметь практический опыт:
Выполнение слесарных работ: Нарезание резьбы, сверление, опиливание металла. Выполнять работы на слесарных станках, металлорежущих.
102
Раздел 1
Выполнение слесарных работ в учебных мастерских
Содержание учебного материала:
72
Тема 01.1
Вводное занятие
2
Тема 01.2
Меры безопасности при выполнении слесарных работ и пожарной безопасности в слесарной мастерской
4
Тема 01.3
Экскурсия на базовое предприятие
6
Слесарные работы.
60
Тема 01.4
Разметка плоскостная, пространственная.
6
Тема 01.5
Нарезание резьбы внешней
6
Тема 01.6
Нарезание резьбы внутренней
6
Тема 01.7
Сверление и зенкование отверстий
6
Тема 01.8
Клепка
6
Тема 01.9
Шабрение металлических поверхностей
6
Тема 01 .10
Притирка металлических поверхностей
6
Тема 01.11
Работа на металлорежущих станках
6
Тема 01. 12
Опиливание металла
6
Тема 01. 13
Проверочная работа
6
Раздел 2
Выполнение электромонтажных работ
Содержание учебного материала:
30
Тема 02.1
Безопасные приемы труда в электромонтажных мастерских
выполнение работ по разделки и сращиванию проводов
6
Тема 02.2
Выполнение работ по пайке и лужению
6
Тема 02.3
Выполнение работ по монтажу электрических цепей
6
Тема 02.4
Выполнение работ по монтажу электроизмерительных приборов
6
Тема 02.5
Выполнение комплексных электромонтажных работ
6
Итого учебной практики
102ч.
III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Программа учебной практики реализуется в учебных мастерских
Электромонтажная мастерская: комплект инструментов для рабочих мест пайщика и электро монтажника(паяльники, бокорезы, пинцеты),верстак слесарный, станок сверлильный, станок точильный.
3.2. Информационное обеспечение обучения
(Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
ОПОП CПО по профессии
23.01.06 Машинист локомотива по видам:
Помощник машиниста тепловоза;
Помощник машиниста электропоезда;
Слесарь по ремонту подвижного состава
ОП Слесарное дела
Покровский Б.С. Слесарное дело: учебник
Покровский Б. С. Производственное обучение слесарей: учеб. пособие
- Покровский Б. С., Скакун В. А. Сборник заданий по специальной технологии для слесарей: учеб. пособие
ОП Электротехника
- Синдеев Ю. Г. Электротехника с основами электроники: учеб. пособие
- Электротехника и электроника: учебник/ под ред. Б. И. Петленко: учебник
- Прошин В. М., Ярочкин Г. В. Электротехника: учебник
- Прошин В. М., Ярочкин Г. В. Лабораторно – практические работы: учеб. пособие
- Прошин В. М., Ярочкин Г. В. Сборник задач по электротехнике: учеб. пособие
- Немцов М. В. Электротехника и электроника: учебник
- Морозов Н. Ю. Электротехника и электроника: учебник
- Полещук В. И. Задачник по электротехнике и электронике: учеб. пособие
ОП Материаловедение
- Сильман Г. И. Материаловедение: учеб. пособие
- Вишневецкий Ю. Т. Материаловедение: учебник
- Адаскин А. М., Зуев В. М. Материаловедение (металлообработка): учеб. пособие
3.3. Общие требования к организации учебной практики.
(описываются условия проведения занятий, особенности организации учебной практики)
Важным условием успешности в ознакомлении учащихся с новым материалом является предварительное определение достигнутого ими уровня знаний и систематическое использование этих знаний. На каждом занятии необходимо установить его, так сказать, содержательный центр и на его фоне и в связи с ним представить систему практических действий, производственных знаний и умений. С первых занятий нужно приобщать учащихся к самостоятельной работе, стремясь создать ситуацию, когда они сами выясняют пробелы в своих знаниях и сами восполняют их.
В процессе учебной практики нужно учитывать различия в скорости индивидуальной работы и «продвинутости» отдельных обучающихся в учебе.
Мастер производственного обучения знакомит обучающихся с программой учебной практики (производственного обучения), организует контроль за выполнением требований программы и своевременно ставит в известность администрацию учебного заведения о допущенных нарушениях в ходе учебной практики.
Обучающиеся должны вести дневник по учебной практике установленной формы и представлять его для проверки ежедневно (см. приложение 3-а).
IV . КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Контроль и оценка результатов освоения программы учебной практики осуществляется мастером производственного обучения и / или преподавателем профессионального цикла в процессе проведения занятий, а также выполнения учащимися учебно-производственных заданий.
Результаты обучения (освоенный практический опыт)
Формы, методы контроля и оценки результатов обучения
Слесарная мастерская. Соответствия выбора оборудования виду работ. Рациональность организации рабочего места в соответствии с безопасностью работ. Соответствия выбора материала виду слесарных работ. Точность и скорость чтения чертежа и нанесения линий разметки. Соблюдение технологической последовательности при нарезании различных видов резьбы, клёпки, шабрению и притирки металлических поверхностей.
Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ в слесарной и электромонтажных мастерских
Электромонтажная мастерская. Обоснования выбора инструмента и вспомогательного материала в зависимости от вида электромонтажных работ. Точность и скорость чтения схем электрических цепей. Соблюдение технической последовательности и правил включения электрических приборов при монтаже электрических цепей.
ПРОГРАММА
Производственной практики
Разработано на основе основной профессиональной образовательной программы по профессии 23.01.09«Машинист локомотива».
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Область применения программы
Программа производственной практики является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС НПО по профессии 23.01.09 Машинист локомотиваЦели и задачи производственной практики
Целью производственной практики является:
-формирование общих и профессиональных компетенций;
-комплексное освоение обучающимися вида профессиональной деятельности:
эксплуатации локомотива и обеспечения безопасности движения поездов;
Задачами производственной практики являются:
-закрепление и совершенствование приобретенного в процессе обучения опыта практической деятельности обучающихся в сфере изучаемой профессии;
-развитие общих и профессиональных компетенций;
-освоение современных производственных процессов, технологий;
-адаптация обучающихся к конкретным условиям деятельности предприятий различных организационно-правовых форм.
Рекомендуемое количество часов на производственную практику:
1446 часов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Производственная практика на предприятии (слесарная). 252ч.
Раздел 2
Выполнение слесарных работ в цехах предприятия.
Содержание учебного материала:
Тема 1
Ознакомление с организационной структурой, производственным процессом предприятия по ремонту тягового подвижного состава. Инструктаж по охране труда и пожарной безопасности на предприятии
6
Тема 2
Ремонт механического оборудования локомотива.
Организация ремонта по ремонту подвижного состава. Демонтаж оборудования, подъема кузова и монтажа оборудования после ремонта
12
Ремонт кузова
12
Ремонт колесных пар. Ремонт тележек.
12
Ремонт автосцепных приборов
12
Тема 3
Ремонт высоковольтного оборудования локомотива.
Ремонт трансформаторов и выпрямительных установок, генератора,ТЭД.
12
Тема 4
Ремонт низковольтных аппаратов локомотива.
Ремонт электрической аппаратуры
12
Ремонт аккумуляторных батарей
6
Тема 5
Ремонт электрических схем локомотива.
Проверка и контроль электрических цепей.
12
Тема 6
Ремонт пневматического оборудования локомотива.
Ремонт путиочистителей и песочниц
12
Ремонт автотормозного и пневматического оборудования
12
Ремонт двигателя электровоза, тепловоза.
6
Тема 7
Ремонт вспомогательного оборудования локомотива.
Ремонт вспомогательных машин: фазорасщепитель, асенхронный двигатель, вспомогательный электродвигатель постоянного тока.
12
144
Итого за первый курс
246ч.
Второй курс.
Выполнение слесарных работ по ремонту подвижного
состава в слесарных цехах предприятия.
Тема 8.
Виды выполняемых работ:
Разборка вспомогательных частей ремонтируемого объекта подвижного состава.
Снятие с помощью приспособлений механического оборудования( цилиндры ,поршни, шатуны подшипники) Разборка с помощью специальных ключей, приспособлений согласно технологии.
24
Монтаж и демонтаж отдельных приборов пневматической системы.
Снятие и постановка механического оборудования согласно последовательности операций.
24
Соединение узлов.
Соединение узлов ( болты, подшипники) согласно пневматической системе ПС.
18
Проверка действия пневматического оборудования.
Соединение и проверка(рукавов, концевых кранов).Опробование системы на эффективность(полное, сокращенное, с проверкой ВР.483(292))
18
Регулировка и испытание отдельных механизмов.
Регулировка ТРМ,ТРВ. Испытание на балансы Р, выпадение замка, ревизия автосцепки.
18
Выполнение пробных квалификационных работ слесаря по ремонту подвижного состава 4 разряда.
Итого 108ч.
6
Поездная производственная практика.
(электровозы).
Наименование профессионального модуля, тем
Содержание учебного материала
(дидактические элементы)
Объём часов
ПМ.02 Раздел 2.
Управление и техническая эксплуатация локомотива (по видам) под руководством машиниста.
Обучающийся должен иметь практический опыт:
Осуществлять приёмку и подготовку локомотива к рейсу, осуществлять контроль работы устройств, узлов и агрегатов локомотива(тепловоза, электровоза), выполнять регламент переговоров, обеспечивать безопасность движения поездов.
618ч.
Тема 02. 1
Ознакомление с организационной структурой, производственным процессом предприятия по эксплуатации тягового подвижного состава.
6
Тема 02. 2
Подготовка электровоза к работе, приемка проведение технического обслуживания.
6
Тема 02. 3
Проверка работоспособности систем электровоза, и
приведение их в нерабочее состояние.
12
Тема 02. 4
Определение неисправного состояния электровоза по внешним признакам.
6
Тема 02. 5
Экипировка электровоза и подготовка его к следованию в рейс.
6
Тема 02. 6
Техническое обслуживание электровоза.
6
Тема 02. 7
Приемка и подготовка электровоза к рейсу и сдача его после рейса.
6
Тема 02. 8
Участие в управлении электровоза под руководством машиниста.
6
Тема 02. 9
Проведение технического обслуживания и ремонта электровоза под руководством машиниста.
6
Раздел 3.
Производственная практика в качестве дублера помощника машиниста электровоза.
546
Безопасность труда при обслуживании электровозов на поездной практике.
Выполнение работ по ТО э/воза, осмотр агрегатов и узлов.
Экипировка электровоза, подготовка к следованию в рейс.
Выполнение работ при сдаче электровоза в депо; другой бригаде
Устранение возможных неисправностей в работе электровоза
Выполнение обязанностей помощника машиниста электровоза в пути следования .
Квалификационная пробная поездка в качестве помощника машиниста электровоза
12
Итого поездной практики (электровоза)
618ч.
Поездная производственная практика.
(Тепловозы).
Наименование профессионального модуля, тем
Содержание учебного материала
(дидактические элементы)
Объём часов
ПМ.02 Раздел 2.
Управление и техническая эксплуатация локомотива (по видам) под руководством машиниста.
Обучающийся должен иметь практический опыт:
Осуществлять приёмку и подготовку локомотива к рейсу, осуществлять контроль работы устройств, узлов и агрегатов локомотива(тепловоза), выполнять регламент переговоров, обеспечивать безопасность движения поездов.
612ч.
Тема 02. 1
Подготовка тепловоза к работе, приемка проведение технического обслуживания.
6
Тема 02. 2
Проверка работоспособности систем тепловоза, и
приведение их в нерабочее состояние.
12
Тема 02. 3
Определение неисправного состояния тепловоза по внешним признакам.
6
Тема 02. 4
Экипировка тепловоза и подготовка его к следованию в рейс.
6
Тема 02. 5
Техническое обслуживание тепловоза.
6
Тема 02. 6
Приемка и подготовка тепловоза к рейсу и сдача его после рейса.
6
Тема 02. 7
Участие в управлении тепловоза под руководством машиниста.
6
Тема 02. 8
Проведение технического обслуживания и ремонта тепловоза под руководством машиниста.
6
Раздел 3.
Производственная практика в качестве дублера помощника машиниста тепловоза.
546
Безопасность труда при обслуживании тепловоза на поездной практике.
Выполнение работ по ТО тепловоза, осмотр агрегатов и узлов.
Экипировка тепловоза, подготовка к следованию в рейс.
Выполнение работ при сдаче тепловоза в депо; другой бригаде
Устранение возможных неисправностей в работе тепловоза.
Выполнение обязанностей помощника машиниста тепловоза в пути следования .
Квалификационная пробная поездка в качестве помощника машиниста тепловоза.
12
Итого поездной практики (тепловоза)
612ч
Итого практики за период обучения
1548
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
3.1. Общие требования к организации производственной практики (описываются условия проведения занятий, особенности организации практики, организация руководства практикой)
Согласно, разработанных программ профессиональных модулей, итоговая производственная практика проходит на объектах_лок депо «Слесарь по ремонту подвижного состава», «Помощник машиниста тепловоза», «Помощник машиниста Электровоза». (отразить профиль профессии) после изучения каждого профессионального модуля или концентрированно, после прохождения всех модулей:
ПМ. 01 по профессии CПО 23.01.06
ПМ.02_ по профессии CПО 23.01.06
(перечислить наименование модулей)
Перед выходом на производственные площадки мастер:
-знакомится с производственным процессом и его спецификой на конкретных рабочих местах;
-выявляет, где лучше всего организовать рабочие места для обеспечения выполнения программы производственной практики;
-тщательным образом оценивает соответствие будущих рабочих мест требованиям техники безопасности;
-заключает договор с работодателем, где четко очерчивает обязательства предприятия и училища (лицея). В нем оговариваются все аспекты – обеспечение безопасных условий труда, представление рабочих мест, оказание помощи в наставничестве, условия оплаты за выполненные работы и др. Здесь же указываются представители обеих сторон, которым поручается согласовывать все рабочие моменты, возникающие в ходе практики.
Производственная практика на предприятии проходит под руководством мастера группы. Именно мастер организует перемещение обучающихся на рабочих местах. Он следит за полной загрузкой обучающихся, за обеспечением освоения всеми видами оборудования из имеющихся на производстве. На протяжении всей практики мастер осуществляет методическое руководство и систематический оперативный контроль над обучением и воспитанием обучающихся.
Обучающиеся должны вести дневник производственной практики (приложение 3-б). По результатам практики составляют отчет в соответствии с программой практики (требования к отчету – приложение 4) с последующей его защитой.
3.2. Характеристика рабочих мест (на которых обучающиеся будут проходить практику):
Наименование цехов,
участков
Оборудование
Применяемые инструменты
(приспособления)
Колёсный станок для опточки КП,инструмент: отвертки, молотки, ключи.
Механический
Стенд для обкатки КП, пресс гидравлический, стенд дефектоскопии, автоматическая позиция сбор, РСУ КП
ПМ Управление и техническая эксплуатация локомотива (по видам) под руководством машиниста
- Правила технической эксплуатации железных дорог РФ
- Инструкция по сигнализации на железных дорогах РФ
- Инструкция по движению и маневровой работе на железных дорогах РФ
Приказ№1 Н. М.Ж..Д.
Инструкция по охране труда для локомотивных бригад№855р.ОАО.РЖД.
Приложение 3-а
ДНЕВНИК
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
(образец)
Сведения о прохождении практики
Обучающийся__________________________________
Курс___________группа_____________Профессия
Место проведения________________________________
Мастер п/о_______________________________________
Дата
Тема работы
Оценка
Подпись мастера п/о
Дневник также может содержать:
- памятку обучающимся, где будут указаны их обязанности во время прохождения производственной практики;
- пояснительную записку, где будут отражены практические навыки по видам профессиональной деятельности, которыми должен владеть обучающийся в результате обучения, тут же отражаются виды отчетности при прохождении практики.
Приложении 3-б
ДНЕВНИК
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
(образец)
Сведения о прохождении практики
Обучающийся__________________________________
Курс___________группа_____________Профессия
Предприятие________________________________
Срок с _____________по______________________
Мастер п/о__________________________________
Ответственное лицо___________________________
Дата
Тема работы
Оценка
Подпись
мастера п/о (ответственного лица)
Приложение 4
Требование к оформлению отчета
Отчет по производственной практике является учебным документом, выполненным обучающимся, студентом по учебному плану в образовательном учреждение начального профессионального образования. Отчет должен быть оформлен к моменту завершения практики (должно быть выдано задание).
Содержание и объем отчета должны соответствовать программе производственной практики.
В отчете обучающийся, студент должен дать краткую характеристику предприятию и подразделению, где он проходил практику, в краткой и ясной форме грамотно изложить идеи и существо проделанной работы, обосновать выбор и направление проводимых исследований, проектных разработок, привести результаты теоретических расчетов экспериментальных исследований, сделать конкретные выводы и показать области применения результатов работы.
При написании отчета обучающийся, студент обязан давать ссылки на автора и источник, откуда он заимствует материал или отдельные результаты. В тексте отчета недопустимыми являются орфографические и синтаксические ошибки и описки, небрежное оформление рисунков, таблиц, схем.
Отчет по производственной практике должен содержать следующие структурные части: