kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (Учебная практика (производственное обучение)) ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт локомотива. Тема: Резка металла.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая методическая разработка составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего   профессионального образования по профессии 23.01.09 Машинист локомотива, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 августа 2013года № 703, рабочей программы учебной практики, разработанной в соответствии с примерной программой учебной практики по профессии 23.01.09 Машинист локомотива, а также календарно-тематическим планом.

Тему «Резка металла» обучающиеся 2 курса профессии 23.01.09 Машинист локомотива изучают в объеме 6 часов в разделе №1 «Слесарное дело». Обучающиеся в  процессе практической  работы   выполняют:

- проверку исправности инструмента для резки

- подготовку детали для резки (удаление заусенцев, обезжиривание детали ветошью)

- изучение чертежа;

- разметку детали под резку. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (Учебная практика (производственное обучение)) ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт локомотива. Тема: Резка металла. »

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    1. С Р Е Д Н Е Г О П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н О Г О О Б Р А З О В А Н И Я
    2. г о р о д а М о с к в ы

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ № 52


















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

(Учебная практика (производственное обучение))

ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт локомотива.

Тема: Резка металла.

для обучающихся 2 курса
по профессии 23.01.09 Машинист локомотива.



















Москва

2014

Обсуждена и одобрена на заседании предметной (цикловой) комиссии дисциплин специального цикла по направлению «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования города Москвы Железнодорожный колледж № 52
(протокол № ____ от «____» __________ 2014 г.).



Разработчики:

Приютская Л.Н., методист ГБОУ СПО Железнодорожный колледж № 52

Яковлев М.С., мастер производственного обучения ГБОУ СПО Железнодорожный колледж № 52

Архангельская О.В., заместитель директора по УМР ГБОУ СПО Железнодорожный колледж № 52





Рецензент:

Жучков А.С., мастер п/о ГБОУ СПО Железнодорожный колледж № 52



Приютская Л.Н. Яковлев М.С. Архангельская О.В. Резка металла.

Методическая разработка учебного занятия по учебной практике ПМ.01 Техническое обслуживание, ремонт и управление системами тепловоза под руководством машиниста локомотива (для обучающихся 2 курса по профессии 23.01.09 Машинист локомотива) – М.: ГБОУ СПО ЖК № 52, 2014.

Методическая разработка учебного занятия «Резка металла.»может быть использована мастерами производственного обучения при проведении занятий по учебной практике (производственное обучение), работающих в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего профессионального образования.

© ГБОУ СПО ЖК № 52, 2014.

129090, Москва, Каланчевская ул., 26

© Яковлев М.С. Приютская Л.Н.

Архангельская О.В. 2014.

Содержание



Введение

стр.4

Общая характеристика учебного занятия

стр.5

План учебного занятия учебной практики

(производственное обучение)

стр.7

Учебное оборудование и методическое обеспечение,

стр.11

Используемые источники: литература, интернет - ресурсы

стр.12

Приложение (Критерии оценок; инструктивная карта)








Введение

Настоящая методическая разработка составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.09 Машинист локомотива, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 августа 2013года № 703, рабочей программы учебной практики, разработанной в соответствии с примерной программой учебной практики по профессии 23.01.09 Машинист локомотива , а также календарно-тематическим планом.

Тему «Резка металла» обучающиеся 2 курса профессии 23.01.09 Машинист локомотива изучают в объеме 6 часов в разделе №1 «Слесарное дело». Обучающиеся в процессе практической работы выполняют:

- проверку исправности инструмента для резки

- подготовку детали для резки (удаление заусенцев, обезжиривание детали ветошью)

- изучение чертежа;

- разметку детали под резку.

По изучении темы обучающиеся владеют достаточными базовыми умениями и знаниями (ОК 1,2,3,4,5,6,7), которые необходимы для решения практических заданий. Реализация знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется при выполнении практических заданий (ПК 1.1 - ПК 1.2) , обеспечивающих оценку качества выполненной работы с учетом приобретенных теоретических знаний.

Оценка качества приобретенных знаний обучающихся осуществляется с учетом следующих критериев:

1.Соблюдение требований по охране труда, промышленной санитарии и гигиены.

2.Подготовка рабочего места к работе и произведение первичной обработки материала.

3.Отбор и использование необходимого оборудования, инструментов, приспособлений, инвентаря, измерительных приборов.

4.Использование инструкционной карты.

5.Определение дефектов, причин возникновения, способов устранения.

Отбор содержания материала для проведения занятия по учебной практике производился на основе реализации следующих принципов:

- реализация ФГОС СПО по профессии 23.01.09 Машинист локомотива.

- учет возрастных особенностей обучающихся;

- практическая направленность обучения;

- формирование общих (ОК 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7) и профессиональных (ПК 1.1, ПК 1.2) компетенций.

Методической особенностью изучения данной темы являются использование междисциплинарных связей, полученных при изучении дисциплин «Охрана труда», «Безопасность жизнедеятельности», «Слесарное дело», «Черчение», «Материаловедение».

Общая характеристика учебного занятия учебной практики (производственное обучение)

ПМ.01. Техническое обслуживание и ремонт локомотива

(профессия СПО 23.01.09 Машинист локомотива)

Тема занятия: Резка металла.

Содержание темы «Резка металла»:

Охрана труда и техника безопасности при резке металла;

Ознакомление с инструментом;

Резка профильного металла ножовкой по металлу;

Резка тонколистового металла ножницами;

Резка листовой стали электровибрационными ножницами;

Закрепление навыков и умений по пользованию измерительными инструментами.

Продолжительность занятия: 6 часов (270мин.)

Место проведения занятия: слесарная учебная мастерская.

Цель занятия:

Образовательная:

познакомить обучающихся с

- назначением резки металла;

- инструментами и приспособлениями, применяемыми при резании металла;

- приемами резки металла ручными ножницами, ручной слесарной ножовкой, труборезом;

отработать навыки:

- соблюдения правил техники безопасности при резке металла.

- резки металла ручной слесарной ножовкой;

- резания металлического прутка и уголка;

- резки листового металла ручными ножницами;

- крепления полотна в рамке ножовки;

Развивающая:

формирование

- практических умений и навыков применения инструментов и приспособлений при резке металла с соблюдением правил техники безопасности;

- общих (ОК 1,2,3,4,5,6,7) и профессиональных компетенций (ПК1.1 ПК1.2).

Воспитательная:

- формирование трудового воспитания и понимание сущности, социальной значимости своей будущей профессии;

- организация деятельности обучающихся, исходя из целей, определенных руководителем.






Формируемые компетенции:


Общие:

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК.3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК.4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК.7.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.

Профессиональные компетенции:

ПК1.1. Проверять взаимодействие узлов локомотива.

ПК1.2. Производить монтаж, разборку, соединение и регулировку частей ремонтируемого объекта локомотива.

Междисциплинарные связи:

- охрана труда

- безопасность жизнедеятельности

- слесарное дело

- черчение

- материаловедение.





План учебного занятия учебной практики

(производственное обучение)

ПМ.01. Техническое обслуживание и ремонт локомотива


Учебная практика (производственное обучение)

ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт локомотива

Дата: Группа: Профессия: 23.01.09 Машинист локомотива

Тема занятия: Резка металла.

Мастер п/о: Яковлев М.С.

Цель занятия:

Образовательная:

познакомить обучающихся с

- назначением резки металла;

- инструментами и приспособлениями, применяемыми при резании металла;

- приемами резки металла ручными ножницами, ручной слесарной ножовкой, труборезом;

отработать навыки

- соблюдения правил техники безопасности при резке металла.

- резки металла ручной слесарной ножовкой;

- резания металлического прутка и уголка.

- резки листового металла ручными ножницами;

- крепления полотна в рамке ножовки.

Развивающая:

формирование

- практических умений и навыков применения инструментов и приспособлений при резке металла с соблюдением правил техники безопасности;

- общих (ОК 1, 2, 3, 4, 6, 7) и профессиональных (ПК1.1.- ПК1.2) компетенций.

Воспитательная:

- формирование трудового воспитания и понимание сущности, социальной значимости своей будущей профессии;

- организация деятельности обучающихся, исходя из целей, определенных мастером п/о.

Учебно - производственные работы:

1. Проведение инструктажа по охране труда и технике безопасности.

2. Изучение чертежа.

3. Подготовка инструментов к работе.

4. Проведение резки различными инструментами:

4.1. резка металла ручной слесарной ножовкой;

4.2. резание металлического прутка;

4.3. резание уголка;

4.4. резка листового металла ручными ножницами;

4.5. крепление полотна в рамке ножовки;

4.6. резание листового материала ручными ножницами.

5. Проверка качества резки.


Учебно - материальное обеспечение :

Инструменты:

1. Измерительный штангенциркуль – слесарный инструмент, предназначенный для измерения размеров детали;

2. Металлическая линейка- инструмент для измерения линейных размеров;

3. Чертилки – иглы для нанесения линий (рисок) на размечаемую поверхность с помощью линейки, угольника или шаблона;

4. Ножовка по металлу – инструмент, предназначенный для разрезания толстых листов полосового, круглого и профильного металла.

5. Ножницы по металлу- инструмент, предназначенный для разрезания листового металла.

6. Поверочный угольник – инструмент для проверки угла 90о. 7.Лекальная линейка – мерительный инструмент для проверки ровности обработанной поверхности.

Оборудование:

1.Слесарные тиски поворотные.

2. Верстак.

3.Струбцина.

4.Настольные рычажные ножницы.

5. Ножницы ручные электрические.

6. Дисковая пневматическая пила.

Раздаточный материал:

1. Заготовки (пруток Ф=12 мм., трубка Ф=16 мм., листовая сталь В=0.7 - 5 мм, квадратный прокат 12х12)

2. Чертеж № 1 «Трубка задвижки»

3. Чертеж № 2 «Штырь задвижки».

Методическое обеспечение:

1.Инструкции по охране труда ИОТ – 049, ИОТ – 044.

2.Альбом «Слесарное дело», автор Б.С.Покровский. В.А.Скакун, 2-изд. М .2004г.

3.Плакат № 8 «Резка металла».

4.Плакат № 9 «Резка металла ножницами».

5.Плакат № 10 «Механизация резки металла».

6. Презентация «Резка металла».

Учебно-техническая документация:

1.Инструкционная карта (приложение № 2).

3. Нормы (критерии) оценок (приложение №1).

4.Чертежи на приспособления и оснастку.

5.Технические требования к качеству основных учебно-производственных работ.

Межпредметные связи: охрана труда, безопасность жизнедеятельности, слесарное дело, черчение, материаловедение .

Ход занятия:

УЭ

Время

(мин)

Формиро-вание компетен-ций

Этапы занятия (УЭ)

УЭ -1

5

ОК 1

УЭ-1. Организационная часть.

1.1.Проверка присутствующих, внешнего вида и подготовки обучающихся к занятию.

УЭ -2

35

ОК 1,

ОК 2,

ОК 3,

ОК 4,

ОК 5,

ОК 6.




УЭ- 2. Вводный инструктаж.

2.1. Сообщение темы занятия, постановка цели, сообщение этапов занятия.

2.2. Проверка знаний обучающихся:

Вопросы к обучающимся с учетом междисциплинарных связей дисциплин и занятий по учебной практике, связанных с материалом занятия:

1.Правила работы ножовкой по металлу.

2.Правила работы ручными ножницами.

3.Правила резки различных типов металлов.

4.Правила охраны труда при выполнении работ при резке металла.

5.Организация рабочего места слесаря.

2.3. Инструктирование обучающихся по материалу занятия:

- назначение резки металла;

- область применения резки;

- подготовка деталей к резке;

-изучение чертежей деталей;

-механизированная резка;

- разметка, резка ручными ножницами, резка ножовкой, труборезом.

- техника безопасности и брак при резке металла.

- использование презентационного материала.

2.4. Закрепление материала вводного инструктажа

(по предложенным вопросам):

1.Что такое резка металла?

2. Перечислите способы разрезания металла.

3. Какие процессы резки металла Вы знаете? (резка листового, круглого, квадратного, полосового, профильного металла).

4. Немеханизированная резка металла. В каком случае ее применяют?

УЭ- 3

195 мин.

15 мин.



180 мин.




ОК 2,

ОК 3,

ОК 4,

ОК 5,

ОК 6.


ПК 1.1 ПК1.2

УЭ- 3 Упражнения обучающихся и текущее инструктирование:

3.1. Выдача инструментов, материалов, практического задания (содержание и порядок проведения) обучающимся. (Приложение № 2)

3.2. Самостоятельное выполнение практического задания обучающимися.

3.3.Обход рабочих мест обучающихся:

1. Обход №1, после 50 мин.

Цель: Проверка организации рабочего места,

соблюдение правил техники безопасности.

2. Обход № 2, после 110 мин.

Цель: Проверка правильности выполнения учащимися приемов работы и оказание помощи; показ образцов хорошей работы и указание замечаний по ошибкам.

3. Обход № 3, после 3 часов работы.

Цель: Соблюдение правил техники безопасности; охрана труда; результативность проделанной работы.

3.4. Содержание текущего контроля работы обучающихся. (Приведение в порядок рабочего места, мастерской; сдача готовой продукции)

УЭ -4

35

ОК 1,

ОК 2,

ОК 3,

ОК 6,

ОК 7.

ПК 1.1 ПК1.2

УЭ- 4 Заключительный инструктаж.

  1. Подведение итогов работы.

  2. Оценка качества выполненных работ.

  3. Замечания, обозначенные в процессе проведения занятия по организации рабочего места, трудовой дисциплине, соблюдении правил безопасности при резке металла, культуре поведения.

  4. Объявление темы следующего занятия.




Мастер п/о _______________М.С. Яковлев











Учебное оборудование и методическое обеспечение:

Инструменты:

1. Измерительный штангенциркуль – слесарный инструмент, предназначенный для измерения размеров детали;

2. Металлическая линейка- инструмент для измерения линейных размеров;

3. Чертилки – иглы для нанесения линий (рисок) на размечаемую поверхность с помощью линейки, угольника или шаблона;

4. Ножовка по металлу – инструмент, предназначенный для разрезания толстых листов полосового, круглого и профильного металла.

5. Ножницы по металлу - инструмент, предназначенный для разрезания листового металла.

6. Поверочный угольник – инструмент для проверки угла 90о. 7.Лекальная линейка – мерительный инструмент для проверки ровности обработанной поверхности.

Оборудование:

1.Слесарные тиски поворотные.

2. Верстак

3.Струбцина.

4.Настольные рычажные ножницы.

5. Ножницы ручные электрические.

6. Дисковая пневматическая пила.

Раздаточный материал:

1. Заготовки (пруток Ф=12 мм., трубка Ф=16 мм., листовая сталь В=0.7 мм, квадратный прокат 12х12)

2.Чертеж № 1 «Трубка задвижки»

Чертеж № 2 «Штырь задвижки»

Методическое обеспечение:

1.Инструкции по охране труда ИОТ – 049, ИОТ – 044.

2.Альбом «Слесарное дело», авт. Б.С.Покровский, В.А.Скакун, 2-изд. стер. – М .2004г.

3.Плакат № 8 «Резка металла».

4.Плакат № 9 «Резка металла ножницами».

5.Плакат № 10 «Механизация резки металла».

6. Презентация «Резка металла».

Учебно-техническая документация:

1.Инструкционные карты

2.Критерии оценки

4.Чертежи на приспособления и оснастку

5.Технические требования к качеству основных учебно-производственных работ.

Используемые источники:

Литература:

Основные источники:

  1. Слесарное дело (Б.С. Покровский. В.А. Скакун; Москва, издательский центр «Академия», 2008 г.)

  2. Слесарно-сборочные работы (Б.С. Покровский; Москва, издательский центр «Академия», 2010 г.)

  3. Справочник электромонтера (В.В. Москаленко; Москва, издательский центр «Академия», 2008 г.)

Дополнительные источники:

  1. Практические работы по слесарному делу (Н.И. Макиенко; Москва, Высшая школа, издательский центр «Академия», 2008 г.)

  2. Материаловедение (металлообработка) (А.М. Адаскин, В.М. Зуев; Москва, издательский центр «Академия», 2010 г.)

  3. Сборник заданий по специальной технологии для слесарей (Б.С. Покровский, В.А. Скакун; Москва, издательский центр «Академия», 2008 г.)

Интернет ресурсы:

  1. http://www.pomogala.ru/

  2. http://scbist.com/

  3. http://rzd.ru/

  4. http://1520rail.ru












Приложение №1

Нормы (критерии) оценок.

Оценки “5” выставляется, если обучающийся умеет:

соблюдать требования охраны труда;

уверенно и точно выполнять приемы работ;

самостоятельно контролировать качество изготавливаемой продукции, изделий;

осуществлять самоконтроль за выполнением действий при овладении приемами работ;

рационально организовывать рабочее место;

бережно относиться к оборудованию, инструментам, инвентарю;

экономно расходовать сырье, материалы, полуфабрикаты;

предвидеть различные дефекты и устранять их;

составлять и пользоваться инструкционно–технологическими, технологическими, маршрутными картами;

умело пользоваться справочниками и другой необходимой документацией; выбирать и пользоваться необходимым оборудованием, инструментом, измерительными приборами;

строго соблюдать технологию изготовления изделий (деталей);

соблюдать правила личной санитарии и гигиены.

Кроме указанных показателей, учитывается следующее:

Проявление интереса к избранной профессии, новой технике, технологии, организации труда; выполнение более сложных и необходимых заданий; выполнение заданий с элементами творчества; использование опыта передовиков производства; готовность оказать помощь коллеге; добросовестное выполнение поручений мастера производственного обучения, наставника.

Оценка “4” выставляется, если обучающийся умеет:

соблюдать требования охраны труда;

уверенно и точно выполнять приемы работ;

самостоятельно контролировать качество изготавливаемой продукции (возможна помощь мастера);

осуществлять самоконтроль за выполнением действий при овладении работ (возможны несущественные ошибки, исправляемые самим учащимся); самостоятельно планировать предстоящую работу (возможна несущественная помощь мастера);

рационально организовать рабочее время;

бережно относиться к оборудованию, инструментам;

экономно расходовать сырье, материалы, полуфабрикаты;

предвидеть различные дефекты и устранять их (возможна помощь мастера) составлять инструкционно - технологические карты (возможна помощь мастера) и пользоваться ими;

пользоваться справочниками и другой необходимой документацией (возможна помощь мастера по избранной профессии);

выбирать и пользоваться необходимым оборудованием, инструментов и измерительными приборами (возможна помощь мастера).

Кроме указанных показателей, учитывается следующее:

Проявление интереса к избранной профессии, новой техники, технологии, организации труда, стремление (эпизодически) решать поставленные задачи творческого характера; добросовестное выполнение поручений мастера; готовность оказать помощь коллеге (товарищу).

Оценка “3” выставляется, если обучающийся умеет:

соблюдать требования охраны труда;

соблюдать приемы работ (не совсем точно и уверенно);

осуществлять контроль за качеством изготавливаемых изделий (продукции) с помощью мастера;

осуществлять самоконтроль за выполнением действий при овладении работ с помощью мастера;

планировать предстоящую работу с несущественной помощью мастера; организовывать рабочее место с несущественными ошибками;

бережно относиться к оборудованию, инструментам, инвентарю;

экономно расходовать сырьё и материалы;

предвидеть различные дефекты и устранять их с помощью мастера п/о;

составлять и пользоваться инструкционно-технологическими картами с помощью мастера;

пользоваться справочниками и другими материалами с помощью мастера; соблюдать технологический режим изготовления изделий (возможна помощь мастера);

выбирать и пользоваться необходимым оборудованием, инструментом, измерительными приборами (возможна помощь мастера); Соблюдать правила санитарии и гигиены.

Кроме указанных показателей, учитывается следующее:

Проявление интереса к избранной профессии, добросовестность при выполнении поручений мастера, наставника.

Оценка “2” выставляется, если обучающийся не умеет:

соблюдать требования охраны труда.

выполнять приёмы работ;

осуществлять контроль за качеством изготавливаемой продукции (изделий); осуществлять самоконтроль за выполнением действий при овладении приёмами работ;

планировать предстоящую работу без помощи мастера;

организовать рабочее место;

бережно относиться к оборудованию, инструменту, инвентарю;

экономно расходовать материалы;

выбирать и пользоваться оборудованием, инструментом, измерительными приборами при выполнении заданий;

соблюдать технологию изготовления



16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Яковлев Михаил Семенович

Дата: 10.04.2015

Номер свидетельства: 199808


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства