Просмотр содержимого документа
«Программа по экологическому воспитанию "Экологический клуб "Росинка"»
Негосударственное общеобразовательное учреждение
Православная гимназия
Рассмотрено
на МО классных
наставников
руководитель МО
Архипова Т.Ю.
___________________
Протокол № 1
«____» _______2016 г
Согласовано
Зам директора по ВР
Архипова Т.Ю.
_______________________
«_____» _________2016
Утверждено
Директор НОУ
Православная гимназия
иерей Александр Трифонов
________________________
«_____» _________2016 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
экологический клуб «Росинка»
на 2016-2017 учебный год
Класс: 2 «А»
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Ю.А. Александровой, С.В.Машкова «Юный эколог»
Срок реализации программы: 3года (1 час в неделю)
Учитель: Бабёнышева С.Л.
г.Тюмень, 2016 г
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности экологический клуб «Росинка»
составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности «Юный эколог» под редакцией Ю.Н. Александровой, Л.Д.Ласкиной, В.Н.Николаевой, С.В.Машковой.
Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую экологическую практику, трансформирование процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития, формирование экологической культуры.
Задачи программы:
формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей (способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами и институтами решать общественно значимые экологические проблемы);
воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;
развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XX века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной щколе, как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка. Работа по экологическому воспитанию ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования школьников. Необходимо совершенствование всей системы воспитательной работы с младшими школьниками. Одной из главной цели является становление экологической грамотности личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей своё место в природе.
В процессе работы по экопрограмме дети проявляют любознательность и живой интерес к познанию мира природы, проявляют активность в изучении вопросов экологического характера.
Многие школьники проявляют желание более глубоко изучать природу родного края. Таким образом поведение школьников в биосреде становится более осознанным и адекватным. Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации для развития ребёнка, обеспечивающей формирование полноценного экологического поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром.
Специальными задачамиклуба «Росинка» являются познавательно–практические, так как формирование экологических знаний идёт за счёт приобретения умений и навыков, способствующих активным действия на благо родного края.
Одним из средств эффективной реализации эколого-ориентированной деятельности коллектива является образовательная экологическая программа «Клуб «Росинка»
Клуб «Росинка» - одна из форм воспитания учащихся. Младшие школьники отличаются эмоциональностью, любознательностью, стремлением к поиску тайны. Клуб «Росинка» помогает систематизировать знания учащихся в области охраны природы, вводить экологические понятия, обогащать эмоционально – чувственную сферу ребёнка. Самая главная задача – стать верным другом природы. Учащиеся становятся знатоками народных примет, пословиц, поэзии, растений, животных, птиц, кроссвордов, ведётся работа по сбору материалов о животных, растениях.
Результативность
Программа экологического развития детей предполагает использование разных форм работы:
1. Занятия–беседы.
2. Занятия–наблюдения.
3. Занятия–экскурсии (в том числе заочные).
4. Проектная деятельность.
5. Занятия-практикум.
6. Экскурсии
7. Природоохранные акции
8. Выпуск детьми экологических листовок
9. Изготовление гербариев
Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы», ведение индивидуальных тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Познавательные УУД:
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
умение структурировать знания;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение, извлечение информации;
определение основной и второстепенной информации.
Регулятивные УУД:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
преодоление импульсивности, непроизвольности;
понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;
форма выполнения учебных действий — материальная/материализованная; речевая, умственная;
степень развернутости (в полном составе операций или свернуто).
Коммуникативные УУД:
понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; понимание относительности оценок или подходов к выбору;
учет разных мнений и умение обосновать собственное;
умение договариваться, находить общее решение.
Содержание курса
2 класс
Введение. Что такое экология? (1ч). Правила поведения при проведении практических работ. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными), связи между природой и человеком.
Осень на дворе (3 ч)
Осенние изменения в природе. Пословицы и поговорки. Дары осени. Части растения. Выставка поделок из природного материала.
Грибы-особое царство природы ( 2 ч)
Зачем в лесу растут грибы. Грибы съедобные и несъедобные. Творческая работа.
Знакомые «незнакомцы» (3 ч)
Строение, размножение растений. Растения пришкольного участка. Дикорастущие растения. Творческая работа.
Срезка декоративных растений. Составление букетов.
1
28.
Дикорастущие растения луга, леса и водоёма.
«Юный эколог» с.199
1
29.
Работа со справочной литературой. Гербарий. Правила сбора гербария.
1
30.
Комнатные растения.
1
4 класс (30 ч)
№
занятия
Тема занятия
Количество
часов
1.
Вводное занятие “…Да откроются тайны необъятного Мира!” Что за слово “вселенная”? Где край Земли?
1
2.
Луна - спутник Земли. Солнечный и лунный календари. Осенние и весенние работы в саду в огороде.
1
3.
Практическое занятие “Светит месяц, светит ясный”. Наблюдение за ночным небом. Определение лунных фаз, новая и старая Луна
1
4.
Солнечный круг, небо вокруг (просмотр видеофильма)
1
5.
Изучение полезных ископаемых “Откуда берется нефть?”. Экологические проблемы нефтяной промышленности
1
6.
Экскурсия в краеведческий музей.
1
7.
Игра-викторина “В гостях у хозяйки медной горы”
1
8.
Глобус - макет планеты Земля. Глобус, созданный татарским просветителем Каюмым Насри. Краткое ознакомление с мифами о сотворении мира.
1
9.
Экскурсия в лес. “Если ты заблудился в лесу” (ориентация на местности без компаса)
1
10.
Практическое занятие. Составление карты своего края.
1
11.
Исследовательская работа “Звездочка моя, ясная” (наблюдение над ночным небом)
1
12.
Сколько этажей у неба? Вредна ли озоновая дыра?
1
13.
“Он сказал: Поехали!” (заочная экскурсия в космодром)
1
14.
Практическое занятие. Конкурс рисунков “Самая, самая ….радуга-дуга”.
1
15.
У костра месяцев - братцев. (Смена времён года). Откуда что берётся?
1
16.
Прогноз погоды на сегодня . Влияние погодных условий на развитие народного хозяйства.
1
17.
Поисковая работа “Народные приметы о погоде”. (Сравнение с приметами своего края)
1
18.
Экскурсия: поход в зимний парк. Сбор материалов. Проведение акции “Птичья столовая”
1
19.
Жизнь - это…это. Чудо! Происхождение жизни на земле.
1
20.
“Ребята, давайте жить дружно!”. (Игра КВН )
1
21-22.
Самое разумное существо на земле (ознакомление строением тела человека). Человеческие возможности.
2
23.
Каждый человек имеет право….! (Интеллектуальная игра)
1
24-25.
Гигиена человеческого тела. Составление режима дня.
2
26-27.
Соблюдаем правила дорожного движения
2
28.
Мой адрес – Россия, народ – русские. Символики Республики. Презентация .
1
29.
Вот моя деревня, вот мой дом родной! (Творческие работы)
1
30.
Исследовательская работа “Без прошлого нет будущего”. (Сбор материалов по истории родного города)
1
Список литературы
1. Акимушкин И.В., Мир животных. - М.: 1984. 2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о жизни животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.
3. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о жизни животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1998.
4. Верзилин И.К. Путешествие с домашними растениями. - М.: 1949. 5. Вогина В.В. В гостях у природы. – М.: 1997.
6. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. Пособие для учителей начальной школы. – М.: 1972. 7. Дитрих А.Г. Почемучка. - М.: 1993. 8. Ликум А. Н. Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей. - И.: 1994. 9. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. - М.: 1991.
10. Плешаков А.А. Факультативный курс «Планета загадок». Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. 2 часть. - М.: «Просвещение», 2001. 11. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Растения. Экология. - М.: ГКО «ACT», 1996.
12. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. Пособие для студентов пединститутов. – М.: 2002.