kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по экологическому воспитанию "Экологический клуб "Росинка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРограмма предназначена для обучающихся начальной школы. Направлена на работу по экологическому воспитанию детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по экологическому воспитанию "Экологический клуб "Росинка"»

Негосударственное общеобразовательное учреждение

Православная гимназия


Рассмотрено

на МО классных

наставников

руководитель МО

Архипова Т.Ю.

___________________

Протокол № 1

«____» _______2016 г

Согласовано

Зам директора по ВР

Архипова Т.Ю.

_______________________


«_____» _________2016







Утверждено

Директор НОУ

Православная гимназия

иерей Александр Трифонов

________________________


«_____» _________2016 г.






Рабочая программа

по внеурочной деятельности


экологический клуб «Росинка»

на 2016-2017 учебный год



Класс: 2 «А»

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Ю.А. Александровой, С.В.Машкова «Юный эколог»

Срок реализации программы: 3 года (1 час в неделю)

Учитель: Бабёнышева С.Л.











г.Тюмень, 2016 г









  1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности экологический клуб «Росинка»

составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности «Юный эколог» под редакцией Ю.Н. Александровой, Л.Д.Ласкиной, В.Н.Николаевой, С.В.Машковой.

Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую экологическую практику, трансформирование процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития, формирование экологической культуры.

Задачи программы:

  • формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;

  • формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;

  • формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей (способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами и институтами решать общественно значимые экологические проблемы);

  • воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;

  • развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;

  • развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;

  • развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;

  • развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XX века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной щколе, как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка. Работа по экологическому воспитанию ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования школьников. Необходимо совершенствование всей системы воспитательной работы с младшими школьниками. Одной из главной цели является становление экологической грамотности личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей своё место в природе.

В процессе работы по экопрограмме дети проявляют любознательность и живой интерес к познанию мира природы, проявляют активность в изучении вопросов экологического характера.

Многие школьники проявляют желание более глубоко изучать природу родного края. Таким образом поведение школьников в биосреде становится более осознанным и адекватным. Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации для развития ребёнка, обеспечивающей формирование полноценного экологического поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром.

Специальными задачами клуба «Росинка» являются познавательно–практические, так как формирование экологических знаний идёт за счёт приобретения умений и навыков, способствующих активным действия на благо родного края.

Одним из средств эффективной реализации эколого-ориентированной деятельности коллектива является образовательная экологическая программа «Клуб «Росинка»

Клуб «Росинка» - одна из форм воспитания учащихся. Младшие школьники отличаются эмоциональностью, любознательностью, стремлением к поиску тайны. Клуб «Росинка» помогает систематизировать знания учащихся в области охраны природы, вводить экологические понятия, обогащать эмоционально – чувственную сферу ребёнка. Самая главная задача – стать верным другом природы. Учащиеся становятся знатоками народных примет, пословиц, поэзии, растений, животных, птиц, кроссвордов, ведётся работа по сбору материалов о животных, растениях.


  1. Результативность


Программа экологического развития детей предполагает использование разных форм работы:

1. Занятия–беседы.

2. Занятия–наблюдения.

3. Занятия–экскурсии (в том числе заочные).

4. Проектная деятельность.

5. Занятия-практикум.

6. Экскурсии

7. Природоохранные акции

8. Выпуск детьми экологических листовок

9. Изготовление гербариев


Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы», ведение индивидуальных тетрадей «Дневник юного эколога».

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

Познавательные УУД:

  • подведение под понятия, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • умение структурировать знания;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение, извлечение информации;

  • определение основной и второстепенной информации.


Регулятивные УУД:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

  • преодоление импульсивности, непроизвольности;

  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;

  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;

  • форма выполнения учебных действий — материальная/материализованная; речевая, умственная;

  • степень развернутости (в полном составе операций или свернуто).

Коммуникативные УУД:

понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; понимание относительности оценок или подходов к выбору;

учет разных мнений и умение обосновать собственное;

умение договариваться, находить общее решение.

  1. Содержание курса

2 класс

Введение. Что такое экология? (1ч). Правила поведения при проведении практических работ. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными), связи между природой и человеком.

Осень на дворе (3 ч)

Осенние изменения в природе. Пословицы и поговорки. Дары осени. Части растения. Выставка поделок из природного материала.

Грибы-особое царство природы ( 2 ч)

Зачем в лесу растут грибы. Грибы съедобные и несъедобные. Творческая работа.

Знакомые «незнакомцы» (3 ч)

Строение, размножение растений. Растения пришкольного участка. Дикорастущие растения. Творческая работа.

Жизнь в земле (1 ч)

Обитатели почвы. Творческая работа. Моделирование.

Экологические сказки (1 ч)

Чтение, сочинение экологических сказок. Иллюстрирование.

Овощи (1 ч)

История появления овощей на Руси.

О наших друзьях меньших (3 ч)

О необычных животных. Животные – рекордсмены. Рисунки. Фото.

Млекопитающие (2 ч)

Первые млекопитающие. Творческая работа.

Кислотные дожди (1 ч)

Что это такое? Творческая работа-обращение.

Аквариум и его обитатели (3 ч)

Исследование. Творческая работа. Экологическая викторина.

Занимательная экология (1 ч)

Кроссворды, ребусы и другие занимательные материалы

Наша планета ( 2 ч)

Планета Земля. Планеты солнечной системы. Творческая работа.

Оранжерея на окне (2 ч)

Выращивание рассады. Что необходимо для роста растений.

Микроскопические организмы (1 ч)

Микроскоп. Почему они такие маленькие.

Лекарственные растения (2 ч)

Растения – лекари. Как их сохранить: правила сбора. Изготовление книжки-малышки.

Летние задания (1 ч)

Сочинения, фото, рисунки


3 класс

Воздух и вода (2 ч)

Вода в природе. Ветер и его роль. Воздух. Аудирование.

Эти удивительные животные (3 ч)

Животные и птицы-предсказатели погоды. Рисунки, сочинения. Фотоконкурс.

Моря и океаны (5 ч)

Морские обитатели. Морские профессии. Коралловые рифы.

Читаем книги В.Бианки о природе ( 3 ч)

Чтение, презентации

Лес-многоэтажный дом (4 ч)

Экосистема леса. Грибы. Микроскопические грибы.

Братья наши меньшие (5 ч)

Собаки, кошки. Нелетающие птицы. Памятники животным.

Человек и природа (3 ч)

Бытовой мусор. Переработка мусора. Проделки из бросового материала.

Экологическая газета.

Цветочный этикет (2 ч)

Декоративные растения. Срезка букетов. Цветочный этикет.

Жизнь растений ( 3 ч)

Растения луга, леса, водоёма. Гербарий. Комнатные растения.


4 класс

Вселенная и наша планета (3 ч)

Вселенная. Луна – спутник Земли. Звёзды.

Земля - планета (4 ч)

Полезные ископаемые и их использование. Игра-викторина. Экскурсия в музей.

И на север и на юг… (4 ч)

Глобус. Компас. Карта.

Воздушная подушка нашей планеты (3 ч)

«Этажи» неба. Что такое «озоновая» дыра. Космодром. Творческая работа.

У природы нет плохой погоды (4 ч)

Смена времён года. Народные приметы. Экскурсия. Акция «Птичья столовая»

Мы – земляне (2 ч)

Происхождение жизни на Земле. КВН.

Человек – это звучит гордо! (7 ч)

Строение тела человека. Человеческие возможности. Гигиена. Режим дня. Правила дорожного движения.

Я - сын своего народа (3 ч)

Народ России. Символика. История родного города. Творческая работа.



Тематическое планирование

2 класс (30 ч)


занятия

Тема занятия

Количество

часов

1.

Экология. Почему мы часто слышим это слово?

Создание эмблемы.

1

2-3.

«Что ты, осень, нам принесла?» проект

«Лист – важнейший орган растения»

2

4.

Выставка «Дары осени»

1

5.

«Грибы - особое царство природы» презентация

1

6.

Съедобные и несъедобные грибы.

Творческая работа «Лукошко» (лепка)

1

7.

«Растения рядом» Практическая работа по изучению растений пришкольного участка

1

8.

Строение растения, размножение.

Коллективное панно «Цветочная поляна»

1

9.

«Дикорастущие растения» игра - путешествие

1

10.

Обитатели почвы. Презентация. Моделирование «Жизнь почвы»

1

11.

«Экологические сказки».

Чтение, сочинение, инсценировка

1

12.

«Овощи, история их появления в России» беседа

1

13.

«Животные-рекордсме0,ны» презентация

1

14-15.

«Сто друзей от ста мастей» (о собаках)

Коллективный проект, фотовыставка

2

16-17.

«Первые млекопитающие» презентация

Творческая работа «Необычное животное»

2

18.

Кислотные дожди. Что это?

Игровая ситуация «Обращение к директору химического завода».

1

19-20.

«Аквариум» исследовательская работа.

Творческая работа «Аквариум».

2

21.

Экологическая викторина «Что? Где? Когда?»

1

22.

Кроссворды, ребусы и другие занимательные материалы

1

23-24.

Планета Земля в солнечной системе.

Моделирование из пластилина.

2

25-26.

«Знакомые незнакомцы» проект.

«Оранжерея на окне» выращивание рассады цветов

2

27.

«Микроскопические организмы» познавательная беседа. Презентация.

1

28-29.

«Растения - лекари» устный журнал, презентация

2

30.

Летние экологические задания (сочинения, фото, рисунки)

1



3 класс (30 ч)


занятия

Тема занятия

Количество

часов

1.

Вода-кровь Земли. ( Грехова Л.И. «В союзе с природой») аудирование, обсуждение.

1

2.

Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений.

«Юный эколог» с. 186,155, 173

1

3.

Животные и птицы-предсказатели погоды.

1

4.

Рисунки, сочинения, рассказ об удивительном животном.

1

5.

Фотоконкурс «Животные рядом с нами»

1

6.

Обитатели морей и океанов.

1

7-8.

Морские профессии. Корабли.

2

9.

Коралловые рифы. Животный мир рифов.

1

10.

Видеозанятие. «В гостях у жителей подводного царства» «Юный эколог» с.249

1

11.

Зачем животному хвост. «Хвосты» чтение. Презентация.

1

12.

«Чей нос лучше» В.Бианки

1

13.

«Лесная газета» В.Бианки

1

14.

Экосистема леса. Презентация.

1

15-16.

Царство грибов. Микроскопические грибы.

2

17 .

Бледная поганка-королева ядовитых грибов.

1

18-19.

«Всё о собаках»

2

20.

Нелетающие птицы-обычное явление (киви, какапо, тахаке, пингвин)

1

21.

«Собака-друг человека». «Юный эколог» с.266

1

22.

Памятники животным.

1

23.

«Бытовой мусор - глобальная проблема»

1

24.

Поделки их бросового материала

1

25.

Выпуск экологической газеты «Береги свою планету»

1

26.

Декоративные растения.

1

27.

Срезка декоративных растений. Составление букетов.

1

28.

Дикорастущие растения луга, леса и водоёма.

«Юный эколог» с.199

1

29.

Работа со справочной литературой. Гербарий. Правила сбора гербария.

1

30.

Комнатные растения.

1


4 класс (30 ч)


занятия

Тема занятия

Количество

часов

1.

Вводное занятие “…Да откроются тайны необъятного Мира!” Что за слово “вселенная”? Где край Земли?

1

2.

Луна - спутник Земли. Солнечный и лунный календари. Осенние и весенние работы в саду в огороде.

1

3.

Практическое занятие “Светит месяц, светит ясный”. Наблюдение за ночным небом. Определение лунных фаз, новая и старая Луна

1

4.

Солнечный круг, небо вокруг (просмотр видеофильма)

1

5.

Изучение полезных ископаемых “Откуда берется нефть?”. Экологические проблемы нефтяной промышленности

1

6.

Экскурсия в краеведческий музей.

1

7.

Игра-викторина “В гостях у хозяйки медной горы”

1

8.

Глобус - макет планеты Земля. Глобус, созданный татарским просветителем Каюмым Насри. Краткое ознакомление с мифами о сотворении мира.

1

9.

Экскурсия в лес. “Если ты заблудился в лесу” (ориентация на местности без компаса)

1

10.

Практическое занятие. Составление карты своего края.

1

11.

Исследовательская работа “Звездочка моя, ясная” (наблюдение над ночным небом)

1

12.

Сколько этажей у неба? Вредна ли озоновая дыра?

1

13.

“Он сказал: Поехали!” (заочная экскурсия в космодром)

1

14.

Практическое занятие. Конкурс рисунков “Самая, самая ….радуга-дуга”.

1

15.

У костра месяцев - братцев. (Смена времён года). Откуда что берётся?

1

16.

Прогноз погоды на сегодня . Влияние погодных условий на развитие народного хозяйства.

1

17.

Поисковая работа “Народные приметы о погоде”. (Сравнение с приметами своего края)

1

18.

Экскурсия: поход в зимний парк. Сбор материалов. Проведение акции “Птичья столовая”

1

19.

Жизнь - это…это. Чудо! Происхождение жизни на земле.

1

20.

“Ребята, давайте жить дружно!”. (Игра КВН )

1

21-22.

Самое разумное существо на земле (ознакомление строением тела человека). Человеческие возможности.

2

23.

Каждый человек имеет право….! (Интеллектуальная игра)

1

24-25.

Гигиена человеческого тела. Составление режима дня.

2

26-27.

Соблюдаем правила дорожного движения

2

28.

Мой адрес – Россия, народ – русские. Символики Республики. Презентация .

1

29.

Вот моя деревня, вот мой дом родной! (Творческие работы)

1

30.

Исследовательская работа “Без прошлого нет будущего”. (Сбор материалов по истории родного города)


1



Список литературы


1. Акимушкин И.В., Мир животных. ­ - М.: 1984. 2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о жизни животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.

3. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о жизни животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1998.

4. Верзилин И.К. Путешествие с домашними растениями. - М.: 1949. 5. Вогина В.В. В гостях у природы. – М.: 1997.

6. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. Пособие для учителей начальной школы. – М.: 1972. 7. Дитрих А.Г. Почемучка. - М.: 1993. 8. Ликум А. Н. Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей. - И.: 1994. 9. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. - М.: 1991.

10. Плешаков А.А. Факультативный курс «Планета загадок». Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. 2 часть. - М.: «Просвещение», 2001. 11. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Растения. Экология. - М.: ГКО «ACT», 1996.

12. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. Пособие для студентов пединститутов. – М.: 2002.

13. Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина «Юный эколог», издательство «Учитель» 2008 г

14. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина «Группа продлённого дня», издательство «ВАКО» 2009 г

15. Н.Т. Брыкина «Нестандартные уроки по курсу «Окружающий мир», издательство «ВАКО» 2009 г

16. М.А.Козлова «Классные часы: внеклассная работа: 1-4 класс»









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по экологическому воспитанию "Экологический клуб "Росинка"

Автор: Бабёнышева Светлана Леонидовна

Дата: 20.04.2017

Номер свидетельства: 410615

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект занятия по внеурочной деятельности. Проект на тему: «Ивушка  плакучая» "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-zaniatiia-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-proiekt-na-tiemu-ivushka-plakuchaia"
    ["file_id"] => string(6) "140586"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417970396"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства