Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Основы исследовательской и проектной деятельности"»
Программа курса
« Основы исследовательской и проектной деятельности».
5 класс. 17 часов ( 1 час в неделю в 1полугодии ).
Пояснительная записка.
Программа метапредметного курса «Основы исследовательской и проектной деятельности» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 года №1897), Основной образовательной программой учреждения и установлением режима работы лицея на 34 учебных недели в 2012-2013 учебном году, а так же с постановлением «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Рассчитана на 17 часов при изучении курса 1 раз в неделю в 1 полугодии и предназначена для обучающихся 5-х классов.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учебный курс «Основы исследовательской и проектной деятельности» направлен на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные) формируются в условиях реализации основной образовательной программы начального общего образования, являясь основой для ключевых компетентностей школьников. На этапе основного общего образования универсальные учебные действия продолжают развиваться уже не только в учебной деятельности, но и в таких видах деятельности как проектная и исследовательская. Под исследовательской деятельностью понимается процесс самостоятельного получения новых знаний, результат исследования не известен. Проектная деятельность- создание какого-либо конкретного объекта, личностно или социально значимого.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Цель программы: создание условий для формирования умений и навыков проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой реализации; развитие исследовательских компетентностей…
Задачи программы:
Разработка механизма интеграции проектной деятельности в образовательный процесс школы;
Внедрение в образовательную практику школы продуктивных педагогических технологий, методов и форм обучения, повышающих Эффективность работы с обучающимися в процессе проектирования;
Организация активного и успешного опыта участия обучающихся в творческой проектной деятельности;
Планируемые результаты реализации программы.
Личностные УУД
Ученик научится (необходимый уровень)
Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)
Оценивать на основе общечеловеческих и российских ценностей однозначные и неоднозначные поступки.
Объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей
Осознавать и называть свои ближайшие цели саморазвития (улучшения черт характера, постановка ближайших целей в учёбе и вне её в соответствии со своими интересами)
Замечать и признавать расхождение своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.
Сравнивать свои оценки с оценками других.
Осознавать и называть свои ближайшие цели саморазвития (улучшения черт характера, постановка ближайших целей в учёбе и вне её в соответствии со своими интересами) на более высоком уровне
Регулятивные УУД
Ученик научится
(необходимый уровень)
Ученик получит возможность научиться
(повышенный уровень)
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта
Выдвигать версии решения проблемы
Работая по составленному или предложенному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер)
Познавательные УУД
Ученик научится
(необходимый уровень)
Ученик получит возможность научиться
(повышенный уровень)
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
Самостоятельно отбирать необходимые словари и энциклопедии
Самостоятельно определять, какие знания необходимы для решения жизненных задач
Ориентироваться в своей системе знаний
Самостоятельно отбирать информацию для решения жизненных задач
Коммуникативные УУД
Ученик научится (необходимый уровень)
Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Критично относиться к своему мнению
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты, гипотезы
В результате реализации программы у школьников:
Сформируются умения и навыки проектирования; умения работать в автономном режиме (автономность); умения коммуникативного характера (совместность);
Появиться опыт социального взаимодействия, сотрудничества, содействия;
Повыситься интерес к учебным предметам и сформироваться внутренняя познавательная мотивация;
Повыситься уровень активности самостоятельности;
Сформироваться умения пользоваться информационными ресурсами и средствами коммуникации.
Результатом реализации программы является разработка и предъявление обучающимися индивидуального образовательного проекта.
Содержание курса
Предмет «Основы исследовательской и проектной деятельности» . Возникновение научного знания. Роль исследований в становлении научных знаний. Учебная проблема, тема, цели и задачи исследований. Методы исследования. Опыты и измерения в исследованиях. Тестирование и анкетирование в исследованиях. Паспорт проекта. Итоговый продукт проекта
Поурочное планирование.
№ п/п
Тема по ОИПД
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
1
Исследование и проектирование- что это такое?
Предмет «Основы исследовательской и проектной деятельности»
Знакомятся с понятиями «исследование , проектирование, проект»
анализируют
2
Исследование и проектирование в деятельности ученого.
Возникновение научного знания. Роль исследований в становлении научных знаний.
Знакомятся с биографиями ученых ( через рассказы, презентации, к/фр)
3
Учебная проблема и пути ее решения.
-Знакомятся с понятием «проблема»
-Выбирают круг собственных интересов (через вопросы в помощь при выборе темы исследования)
-учатся постановке ближайших целей в учёбе и вне её в соответствии со своими интересами)
4
Выбор темы исследования
-Учатся самооценке через упражнения «Узнавание», «Опиши себя»
- учатся сознавать и называть свои ближайшие цели саморазвития
5
Цели и задачи исследований
Учатся выбирать тему проекта
Учатся ориентироваться в своей системе знаний
6
Методы исследования
7
Работа с литературой. Виды словарей и энциклопедий
Учатся самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи,
самостоятельно отбирать необходимые словари и энциклопедии
Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе(определяют общие цели, распределяют роли, договариваются друг с другом)
8
Приемы работы с энциклопедиями
Самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи
Самостоятельно отбирают необходимые словари и энциклопедии
Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе(определяют общие цели, распределяют роли, договариваются друг с другом)
9
Опыты и измерения в исследованиях
Планируют и проводят эксперименты и измерения
10
Тестирование и анкетирование в исследованиях.
Выдвигают версии решения проблемы
Работают по составленному или предложенному плану
11
Пр/з на тему «Мой класс, как малая социальная группа»
Учатся выбирать тему проекта
Учатся ориентироваться в своей системе знаний
11
Паспорт проекта
Заполняют паспорт проекта
12
Итоговый продукт проекта
Выбирают вид итогового продукта
13
Виды презентаций исследования или проекта
Выбирают вид презентации своего проекта
14
Пр/з по теме «Виды презентаций исследования или проекта»
Учатся критично относиться к своему мнению,
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты, гипотезы
15
Пр/з по теме «Исследовательская и проектная деятельность»
Учатся критично относиться к своему мнению,
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты, гипотезы
16
Итоговое занятия
17
Резерв
Литература.
Для учителя:
Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
Савенков А.И. « Путь в неизведанное».изд-во « Генезис», М. 2008.
Селевко Г.К. « Познай себя», изд-во «Народное образование», М. 1999.
Щербакова С.Г. «Организация проектной деятельности в школе», изд-во «Учитель», Волгоград. 2009.