kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа курса "Основы исследовательской и проектной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урса познакомить пятиклассников с основными этапами работы над проектом или исследованием. 

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Основы исследовательской и проектной деятельности"»

Программа курса

« Основы исследовательской и проектной деятельности».

5 класс. 17 часов ( 1 час в неделю в 1полугодии ).

Пояснительная записка.

Программа метапредметного курса «Основы исследовательской и проектной деятельности» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 года №1897), Основной образовательной программой учреждения и установлением режима работы лицея на 34 учебных недели в 2012-2013 учебном году, а так же с постановлением «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Рассчитана на 17 часов при изучении курса 1 раз в неделю в 1 полугодии и предназначена для обучающихся 5-х классов.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учебный курс «Основы исследовательской и проектной деятельности» направлен на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные) формируются в условиях реализации основной образовательной программы начального общего образования, являясь основой для ключевых компетентностей школьников. На этапе основного общего образования универсальные учебные действия продолжают развиваться уже не только в учебной деятельности, но и в таких видах деятельности как проектная и исследовательская. Под исследовательской деятельностью понимается процесс самостоятельного получения новых знаний, результат исследования не известен. Проектная деятельность- создание какого-либо конкретного объекта, личностно или социально значимого.

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Цель программы: создание условий для формирования умений и навыков проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой реализации; развитие исследовательских компетентностей…



Задачи программы:

  • Разработка механизма интеграции проектной деятельности в образовательный процесс школы;

  • Внедрение в образовательную практику школы продуктивных педагогических технологий, методов и форм обучения, повышающих Эффективность работы с обучающимися в процессе проектирования;

  • Организация активного и успешного опыта участия обучающихся в творческой проектной деятельности;


Планируемые результаты реализации программы.



Личностные УУД

Ученик научится (необходимый уровень)



Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)

  • Оценивать на основе общечеловеческих и российских ценностей однозначные и неоднозначные поступки.

  • Объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей

  • Осознавать и называть свои ближайшие цели саморазвития (улучшения черт характера, постановка ближайших целей в учёбе и вне её в соответствии со своими интересами)


  • Замечать и признавать расхождение своих поступков со своими заявленными пози­циями, взглядами, мнениями.

  • Сравнивать свои оценки с оценками других.

  • Осознавать и называть свои ближайшие цели саморазвития (улучшения черт характера, постановка ближайших целей в учёбе и вне её в соответствии со своими интересами) на более высоком уровне




Регулятивные УУД

Ученик научится

(необходимый уровень)



Ученик получит возможность научиться

(повышенный уровень)

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта

  • Выдвигать версии решения проблемы





  • Работая по составленному или предложенному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер)

Познавательные УУД

Ученик научится

(необходимый уровень)



Ученик получит возможность научиться

(повышенный уровень)

  • Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

  • Самостоятельно отбирать необходимые словари и энциклопедии

  • Самостоятельно определять, какие знания необходимы для решения жизненных задач

  • Ориентироваться в своей системе знаний

  • Самостоятельно отбирать информацию для решения жизненных задач

Коммуникативные УУД

Ученик научится (необходимый уровень)


Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)


  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

  • Критично относиться к своему мнению

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты, гипотезы



В результате реализации программы у школьников:

  • Сформируются умения и навыки проектирования; умения работать в автономном режиме (автономность); умения коммуникативного характера (совместность);

  • Появиться опыт социального взаимодействия, сотрудничества, содействия;

  • Повыситься интерес к учебным предметам и сформироваться внутренняя познавательная мотивация;

  • Повыситься уровень активности самостоятельности;

  • Сформироваться умения пользоваться информационными ресурсами и средствами коммуникации.

Результатом реализации программы является разработка и предъявление обучающимися индивидуального образовательного проекта.


Содержание курса

Предмет «Основы исследовательской и проектной деятельности» . Возникновение научного знания. Роль исследований в становлении научных знаний. Учебная проблема, тема, цели и задачи исследований. Методы исследования. Опыты и измерения в исследованиях. Тестирование и анкетирование в исследованиях. Паспорт проекта. Итоговый продукт проекта


Поурочное планирование.




№ п/п


Тема по ОИПД


Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)


1


Исследование и проектирование- что это такое?

Предмет «Основы исследовательской и проектной деятельности»


Знакомятся с понятиями «исследование , проектирование, проект»

анализируют

2

Исследование и проектирование в деятельности ученого.

Возникновение научного знания. Роль исследований в становлении научных знаний.

Знакомятся с биографиями ученых ( через рассказы, презентации, к/фр)




3


Учебная проблема и пути ее решения.

-Знакомятся с понятием «проблема»

-Выбирают круг собственных интересов (через вопросы в помощь при выборе темы исследования)

-учатся постановке ближайших целей в учёбе и вне её в соответствии со своими интересами)


4


Выбор темы исследования

-Учатся самооценке через упражнения «Узнавание», «Опиши себя»

- учатся сознавать и называть свои ближайшие цели саморазвития



5


Цели и задачи исследований

Учатся выбирать тему проекта

Учатся ориентироваться в своей системе знаний


6

Методы исследования


7

Работа с литературой. Виды словарей и энциклопедий

Учатся самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи,

самостоятельно отбирать необходимые словари и энциклопедии

Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе(определяют общие цели, распределяют роли, договариваются друг с другом)

8

Приемы работы с энциклопедиями

Самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи

Самостоятельно отбирают необходимые словари и энциклопедии

Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе(определяют общие цели, распределяют роли, договариваются друг с другом)

9

Опыты и измерения в исследованиях

Планируют и проводят эксперименты и измерения

10

Тестирование и анкетирование в исследованиях.

Выдвигают версии решения проблемы

Работают по составленному или предложенному плану


11

Пр/з на тему «Мой класс, как малая социальная группа»

Учатся выбирать тему проекта

Учатся ориентироваться в своей системе знаний


11

Паспорт проекта

Заполняют паспорт проекта

12

Итоговый продукт проекта

Выбирают вид итогового продукта

13

Виды презентаций исследования или проекта

Выбирают вид презентации своего проекта

14

Пр/з по теме «Виды презентаций исследования или проекта»

Учатся критично относиться к своему мнению,

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты, гипотезы


15

Пр/з по теме «Исследовательская и проектная деятельность»

Учатся критично относиться к своему мнению,

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты, гипотезы


16

Итоговое занятия


17

Резерв






Литература.

Для учителя:

  1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

  2. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995

  3. Савенков А.И. « Путь в неизведанное».изд-во « Генезис», М. 2008.

  4. Селевко Г.К. « Познай себя», изд-во «Народное образование», М. 1999.

  5. Щербакова С.Г. «Организация проектной деятельности в школе», изд-во «Учитель», Волгоград. 2009.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Программа курса "Основы исследовательской и проектной деятельности"

Автор: Капустина Нина Анатольевна

Дата: 08.12.2017

Номер свидетельства: 443079

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Рабочая программа курса «Основы проектной и исследовательской деятельности»  1 класс "
    ["seo_title"] => string(90) "rabochaia-proghramma-kursa-osnovy-proiektnoi-i-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "145793"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418996581"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности «КРАСОТА В ИСКУССТВЕ, НАУКЕ И ЖИЗНИ» "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-krasota-v-iskusstvie-naukie-i-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "235069"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443597268"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Статья "Организация проектной деятельности на уроках информатики" "
    ["seo_title"] => string(72) "stat-ia-orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "124316"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414682300"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса: «Основы проектной и исследовательской деятельности», 1 класс "
    ["seo_title"] => string(89) "rabochaia-programma-kursa-osnovy-proiektnoi-i-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "152445"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420841646"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Планирование по внеурочной деятельности "Я исследователь""
    ["seo_title"] => string(63) "planirovaniie_po_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_ia_issliedovatiel"
    ["file_id"] => string(6) "344877"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1474441477"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства