Шахматы – одна из самых популярных в мире игр, причём с каждым днём она становится всё более популярней. Люди самых разных возрастов во всём мире с большим энтузиазмом играют в шахматы: в школах, клубах, парках и даже по Интернету.
Данная программа разработана для детей 7 – 10 лет, которая также подходит для работы со школьниками, обучающимся по новым федеральным государственным стандартам и направлена на реализацию задач внеурочной деятельности в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Наполняемость 1 группы составляет 8 -15 человек.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка " Юный шахматист"»
Пояснительная записка
Шахматы – одна из самых популярных в мире игр, причём с каждым днём она становится всё более популярней. Люди самых разных возрастов во всём мире с большим энтузиазмом играют в шахматы: в школах, клубах, парках и даже по Интернету.
Данная программа разработана для детей 7 – 10 лет, которая также подходит для работы со школьниками, обучающимся по новым федеральным государственным стандартам и направлена на реализацию задач внеурочной деятельности в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Наполняемость 1 группы составляет 8 -15 человек.
В кружке «Юный шахматист» дети ознакомятся с геометрией шахматной доски, названиями шахматных фигур и их игровыми возможностями. А также пополнят словарный запас специальными шахматными терминами и применят их на практике, научатся играть в шахматы и шашки, соблюдая правила игры и используя разнообразные тактические приёмы.
Предполагается использование таких форм работы, как отгадывание загадок, ребусов на шахматную тему, чтение сказок о шахматах, выполнение творческих заданий, практические занятия по игре в шахматы с целью закрепления теоретического материала, опросы для проверки пройденного материала. В связи с возможным возникновением разных непредвиденных обстоятельств допускаем корректировку программы.
Актуальность программы состоит в её востребованности, в требованиях современного общества к личности, которая должна быть всесторонне развита, чему и способствует игра в шахматы. Она развивает ребёнка умственно, развивает логическое мышление, воспитывает усидчивость, приучает к культурному проведению свободного времени, толерантному отношению к сопернику по игре и другим окружающим.
Данная программа модифицированная. При её разработке были использованы методики: Петрушиной Н.М. (методика проведения занятий с участием сказочных персонажей); Кострова В. и Давлетова Д. (практические занятия по изложению шахматного материала с использованием тренировочных и закрепляющих упражнений с учётом возрастных особенностей детей); Костенюк А. и Костенюк Н. (методика обучения шахматам детей 5-6 лет), Кормишкина А. и Болибока И. (методические рекомендации по изучению материала шахмат для самых маленьких через игру, стихи, загадки); Вольфа П. (методические рекомендации по изучению шахматной стратегии через примеры и упражнения, материал о гроссмейстерах всех времён, составлен шахматный словарь); Пожарского В. (методика преподавания шахмат и анализ ряда проблем, возникающих у детей- шахматистов на пути от новичка до мастера, и способы их преодоления).
Цель:
- формирование образованной культурной личности средством шахматной игры.
Задачи:
Научить играть в шахматы.
Ознакомить со специальными шахматными терминами, применять их на практике.
Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику по игре.
Факторы риска:
- изменение смены в школе;
- изменение расписания занятий и уроков;
- эпидемии;
- отключение электроэнергии;
- проведение развлекательных программ;
- актированные дни.
Характеристика программы:
По характеру деятельности – образовательная.
По педагогическим целям – образовательная, познавательная, развивающая.
По возрастным особенностям – 7 – 10 лет.
По временным показателям – 3 года.
По наполняемости – 8 – 15 человек.
В конце учебного курса воспитанники должны знать:
1.Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.
2.Основные шахматные термины.
3.Имена и краткие биографические сведения о знаменитых гроссмейстерах.
В конце учебного курса воспитанники должны уметь:
1.Играть в шахматы, соблюдая правила.
2.Пользоваться шахматными часами.
3.Понимать и применять игровые шахматные термины.
Материально – техническое оснащение:
- набор шахмат – 8 наборов;
- магнитная шахматная доска – 1 шт.;
- магнитные шахматные фигуры – 2 набора;
- шахматные часы – 7 шт.;
- стенды информационные – 2 шт.;
- ручки;
- блокнот.
1 год обучения
(1 час в неделю)
Задачи:
Научить играть в шахматы.
Ознакомить со специальными шахматными терминами.
Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику по игре.
В конце 1 учебного года воспитанники должны знать:
Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.
Основные шахматные термины.
В конце 1 учебного года воспитанники должны уметь:
Играть в шахматы, соблюдая правила.
Пользоваться шахматными часами.
Понимать игровые шахматные термины.
Содержание программы
(1год обучения)
(1 час в неделю)
Вводное занятие (1ч.) – знакомство с техникой безопасности на занятиях шахматами, с противопожарной безопасностью, и правилами поведения шахматиста.
Шахматная теория (24 ч.) – знакомство с геометрией шахматной доски, правилами передвижения и взятия шахматных фигур, с рокировкой, решением шахматных задач на постановку мата в 1 ход разными фигурами.
Повторение и закрепление (4 ч.) – повторение и закрепление изученного на прошлых занятиях.
Практическая работа (3 ч.) – выполнение разнообразных упражнений направленных на закрепление знаний геометрии шахматной доски, правил передвижения и взятия шахматных фигур, выполнение рокировки.
Итоговое занятие (1 ч.) – подведение итогов обучения за год, анализ работы на занятиях, результаты контрольных опросов.
2 год обучения
(1 ч в неделю )
Задачи:
Научить играть в шахматы и шашки.
Ознакомить со специальными шахматными терминами.
Знать имена известных отечественных и зарубежных гроссмейстеров.
Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику по игре.
В конце 2 учебного года воспитанники должны знать:
Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.
Основные шахматные термины.
Имена знаменитых гроссмейстеров.
В конце 2 учебного года воспитанники должны уметь:
Играть в шахматы, соблюдая правила.
Читать и записывать ходы.
Пользоваться шахматными часами.
Понимать игровые шахматные термины.
Тематический план
3 год обучения
(1 час в неделю)
№
п/п
Тема занятий
Теория
1.
Вводное занятие
1 ч.
2.
Шахматная тактика (теория)
30 ч.
3.
Итоговое занятие
1 ч.
4.
ЗУН
3 ч.
5.
Всего:
35 ч.
Содержание программы
(для детей 7-10 лет)
Вводное занятие (1 ч.) – знакомство с целями и задачами обучения, с техникой безопасности на занятиях, правилами противопожарной безопасности во время пребывания в ЦДТ и правилами поведения в ЦДТ.
Шахматная тактика (71 ч.)
Теоретическая часть – ознакомить с записью шахматных передвижений, пополнять словарь новыми шахматными терминами, ознакомить с 10 правилами дебюта, видами разных дебютов (детский мат, испанский дебют), ознакомить с постановкой мата одинокому королю разными фигурами,ознакомить с такими шахматными комбинациями, как отвлечение и завлечение, двойной удар, учить решать задачи на мат в 1 ход, знакомство с биографиями и заслугами чемпионов мира по шахматам разных лет.
Практическая часть – отрабатывать навыки ведения разных дебютов (детский мат, испанский и итальянский дебют), учить записывать шахматную партию, отрабатывать навыки постановки мата одинокому королю разными фигурами, отрабатывать навыки применения шахматных комбинаций - отвлечение и завлечение, двойной удар, пользоваться шахматными часами.
Итоговое занятие (1 ч.) – подвести итоги работы за год путём сравнительного анализа срезов знаний, участия в соревнованиях, конкурсах, викторинах.
ЗУН (3 ч.) – проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу. Анализ срезов, работа над ошибками.
2 год обучения
(для детей 7-10 лет)
Задачи:
Научить играть в шахматы.
Ознакомить со специальными шахматными терминами.
Знать имена известных отечественных и зарубежных гроссмейстеров.
Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику по игре.
В конце 2 учебного года воспитанники должны знать:
Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.
Основные шахматные термины.
Имена знаменитых гроссмейстеров.
В конце 2 учебного года воспитанники должны уметь:
Играть в шахматы , соблюдая правила.
Читать и записывать ходы.
Пользоваться шахматными часами.
Понимать игровые шахматные термины.
Тематический план
2 год обучения
(4 часа в неделю)
для детей 7 – 10 лет
№
п/п
Тема занятий
Теория
1.
Вводное занятие
2 ч.
2.
Шахматная тактика (теория)
30 ч.
3.
Итоговое занятие
2 ч.
4.
ЗУН
1 ч.
5.
Всего:
35 ч.
Содержание программы
2 год обучения
1ч
Вводное занятие – знакомство с целями и задачами обучения, с техникой безопасности на занятиях, правилами противопожарной безопасности во время пребывания в ЦДТ и правилами поведения в ЦДТ.
Шахматная тактика
Теоретическая часть – ознакомить с записью шахматных передвижений, пополнять словарь новыми шахматными терминами, ознакомить с 10 правилами дебюта, видами разных дебютов (детский мат, испанский дебют), ознакомить с постановкой мата одинокому королю разными фигурами,ознакомить с такими шахматными комбинациями, как отвлечение и завлечение, двойной удар, учить решать задачи на мат в 1 ход, знакомство с биографиями и заслугами чемпионов мира по шахматам разных лет.
Практическая часть – отрабатывать навыки ведения разных дебютов (детский мат, испанский и итальянский дебют), учить записывать шахматную партию, отрабатывать навыки постановки мата одинокому королю разными фигурами, отрабатывать навыки применения шахматных комбинаций - отвлечение и завлечение, двойной удар, пользоваться шахматными часами.
Итоговое занятие – подвести итоги работы за год путём сравнительного анализа срезов знаний, участия в соревнованиях, конкурсах, викторинах.
ЗУН – проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу. Анализ срезов, работа над ошибками.
3 год обучения
(1ч внеделю)
Задачи:
1.Развивать логическое мышление.
2.Совершенствовать навыки игры в шахматы и шашки, используя разные тактики игры.
3.Продолжать знакомство со специальными шахматно – шашечными терминами, применять их на практике.
4.Знать имена известных отечественных и зарубежных гроссмейстеров, их заслуги.
5.Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику.
В конце 3 года обучения воспитанники должны знать:
1.Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.
2.Основные шахматно – шашечные термины.
3.Имена и краткие биографические сведения о знаменитых гроссмейстерах.
4.Различные варианты тактики ведения игры.
В конце 3 года обучения воспитанники должны уметь:
1.Играть в шахматы и шашки, соблюдая правила.
2.Читать и записывать ходы.
3.Пользоваться шахматными часами.
4.Понимать и применять игровые шахматные и шашечные термины.
5.Использовать различные тактики ведения игры.
Тематический план
3 год обучения
(1 час в неделю)
№
п/п
Тема занятий
Теория
1.
Вводное занятие
2 ч.
2.
Шахматная тактика
23ч.
3.
Шахматная стратегия
2ч.
4.
Шашечная тактика
1ч.
5.
Плеяда великих
1ч.
6.
Решение логических задач
1ч.
7.
Отгадывание ребусов и кроссвордов
1ч.
8.
Итоговое занятие
1ч.
9.
ЗУН
3ч.
10.
Всего:
35ч.
Содержание программы
3 год обучения
1час в неделю
Вводное занятие – знакомство с целями и задачами обучения, с техникой безопасности на занятиях, правилами противопожарной безопасности во время пребывания в ЦДТ и правилами поведения в ЦДТ.
Шахматная тактика
Теоретическая часть – знакомство с такими тактическими приёмами как вилка, связка, шах разных видов, пополнять словарь новыми шахматными терминами.
Практическая часть – отработка тактических приёмов (вилки и связки разных видов), учить пользоваться шахматными часами, записывать шахматную партию.
Шахматная стратегия
Теоретическая часть – знакомить с использованием таких стратегических приёмов как рокировка, слабые и сильные поля, секретами использования стратегии разных фигур, пополнять словарь новыми шахматными терминами.
Теоретическая часть – знакомить с решением шашечных задач.
Практическая часть – отработка шашечной тактики, отрабатывать навыки игры в разные виды шашек (уголки, поддавки, столбовые).
Плеяда великих – знакомство с биографиями и заслугами чемпионов мира по шахматам разных лет.
Решение логических задач
Теоретическая часть – знакомство с разными видами логических задач и способами их решения, способствовать развитию логического мышления.
Практическая часть – учить решать логические задачи разного вида разными способами.
Отгадывание ребусов и кроссвордов
Теоретическая часть – знакомство с разными видами ребусов, кроссвордов, принципами их отгадывания и составления, развивать память, повышать
интеллектуальный уровень воспитанников.
Практическая часть – учить разным способам разгадывания ребусов и кроссвордов
разными способами.
Итоговое занятие – подвести итоги работы за год путём сравнительного анализа срезов знаний участия в соревнованиях, конкурсах, викторинах.
ЗУН – проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу. Анализ срезов, работа над ошибками.
Указатель используемой литературы при разработке данной программы:
1.Вольф П. «Шахматы. Шаг за шагом» - 2003 г. – М.; ЗАО НПП «Ермак».
2. «Внешкольник» №8/2004 г., с. 2 – 4 «О развитии шахматного образования в системе образования РФ».
3.Костров В., Давлетов Д. «Шахматный учебник» - 2005 г. – С.-П.; издательский дом «Литера», 1 и 2 часть.
4. Костров В., Давлетов Д. «Рабочая тетрадь к шахматному учебнику» - 2005 г. – С.-П.; издательский дом «Литера».
5. Костров В., Давлетов Д. «Уроки шахмат» - 2006 г. – М.; ООО «Издательство Астрель».
6.Петрушина Н.М. «Шахматный учебник для детей» - 2008 г. – Ростов-на-Дону; «Феникс».
7.Пожарский В. «Школа шахмат» - 2008 г. - Ростов-на-Дону; «Феникс».
Рекомендуемая литература для воспитанников:
1.Вольф П. «Шахматы. Шаг за шагом» - 2003 г. – М.; ЗАО НПП «Ермак».
2.Костров В., Давлетов Д. «Шахматный учебник» - 2005 г. – С.-П.; издательский дом «Литера», 1 и 2 часть.
3. Костров В., Давлетов Д. «Рабочая тетрадь к шахматному учебнику» - 2005 г. – С.-П.; издательский дом «Литера».
4. Костров В., Давлетов Д. «Уроки шахмат» - 2006 г. – М.; ООО «Издательство Астрель».
5.Петрушина Н.М. «Шахматный учебник для детей» - 2008 г. – Ростов-на-Дону; «Феникс».
6.Пожарский В. «Школа шахмат» - 2008 г. - Ростов-на-Дону; «Феникс».
Методическое обеспечение.
При разработке данной программы использовались методики таких авторов:
Костров В, Давлетов Д. – представляют специальный курс шахматных уроков для всех любителей шахмат, желающих научиться игре, а также желающих совершенствовать своё мастерство. Для самых маленьких начинающих шахматистов разработали серию игровых занятий по обучению азам, а для умеющих играть предлагают углубить свои знания при помощи изложения теоретического материала, сопровождаемого примерами из практики с выполнением определённых задач.
Петрушина Н.М. – цель серии весёлых уроков, разработанных автором, более 20 лет преподающего детям азы и премудрости шахматной игры, помочь малышам 5-10 лет усвоить основы шахмат. Малыш вместе с Белочкой – Умелочкой, Лисичкой, Сорокой – Белобокой в сказочной стране сделает первые шаги к славе великих гроссмейстеров.
Кормишкин А., Болибок И. – разработали серию занятий по шахматной азбуке для первоклассников с использованием стихов о шахматах, что необычно и увлекательно для детей.
Вольф П. (двукратный чемпион США по шахматам, международный гроссмейстер) – излагает учебную информацию об основах шахматной игры, о тактике и стратегии, построенную по принципу «от простого к сложному», сотни диаграмм с примерами и упражнениями, которые наглядно показывают как нужно играть в той или иной ситуации, квалифицированные советы и рекомендации по игре с компьютером и участию в турнирах по Интернету, интригующие факты из жизни величайших шахматистов прошлого и восходящих шахматных звёзд.
Пожарский В. – анализирует необходимые условия для воспитания успешного спортсмена – шахматиста и тренерские проблемы, раскрывает методику преподавания шахмат и анализ ряда проблем, возникающих у детей – шахматистов на пути от новичка до мастера, и способы их преодоления. Публикует около 300 шахматных этюдов различной степени трудности.
Для реализации разработанной программы планируется использование таких форм работы, как теоретические занятия по изучению тактики и стратегии шахмат и шашек, проведение шахматно – шашечных турниров, работа на компьютере (при наличии), практические занятия по игре в шахматы и шашки, регулярные проверки знаний, умений и навыков. А также применять такие методы работы, как отгадывание ребусов и кроссвордов, загадок на шахматную тему, решение шахматных этюдов, индивидуальных карточек.
Всё выше перечисленное направлено на развитие логического мышления, памяти, внимания, усидчивости, воспитанию воли, характера. Помогает вести здоровый образ жизни и максимальной реализации творческого потенциала детей.
Способы отслеживания результатов:
1.Тестирование по терминологии.
2.Проведение конкурсов и викторин.
3.Проведение шахматно – шашечных турниров.
4.Участие в городских и окружных турнирах.
5.Проверки ЗУН промежуточные и по полугодиям.
Календарно – тематическое планирование
1 год обучения
№ за-
нятия
Тема занятия
1.
Вводное занятие. Техника безопасности, противопожарная безопасность, правила поведения на занятиях. В стране шахматного короля.
2.
Волшебная доска. Геометрия шахматной доски. Центр.
Количество фигур в шахматах: а)король-1,2,3; б)ферзь-1,2,3; в)ладья-1,2,3; г)слон-1,2,3; д)конь-1,2,3; е)пешка-2,6,8.
Линия, идущая по доске слева направо, называется: а)прямой; б)отрезком; в)горизонталью.
Линия, идущая по доске снизу вверх, называется: а)дорожкой; б)линейкой; в)вертикалью.
Линия, идущая из одного угла доски к другому, называется: а)углом; б)зигзагом; в)диагональю.
Практическая работа: расставить шахматные фигуры в начальное положение.
Промежуточный срез знаний во 2 полугодии.
Опросник.
Как ходит и делает взятие ладья? а)по диагонали ; б) по горизонтали и вертикали; в) как хочет.
Как ходит и делает взятие слон? а)по диагонали ; б) по горизонтали и вертикали; в) как хочет.
Как ходит и делает взятие ферзь? а)по диагонали ; б) по горизонтали и вертикали; в) как хочет.
Как ходит и делает взятие конь? а)по диагонали ; б) по горизонтали и вертикали; в) буквой г.
Двойной удар-это: а) ход на 2 поля; б) нападение 1 фигуры сразу на 2 и более фигур противника; в)вилка.
Шахматные слоны бывают: а)плохие и хорошие; б)белопольные и чернопольные; в)злые и добрые.
Практическая работа: сыграть в игру «Курочка и зёрнышки», «Ферзь в тире», «Ладья против слона»
Итоговая аттестация.
Опросник.
Шах – это: а) нападение на короля; б) ход фигуры; в) конец шахматной партии.
Способы защиты от шаха: а) закрыться другой фигурой; б) срубить нападающую фигуру; в) сдаться.
Мат-это: а) конец шахматной партии; б) шах, от которого нет защиты; в) ход короля.
Рокировка –это: а) двойной удар; б) ничья; в) специальная защита короля, когда король движется к ладье через клетку и ладья перепрыгивает через него.
Практическая работа: сыграть партию в шахматы.
2 год обучения
Нулевой срез знаний
Какая фигура при записи обозначается буквой Кр: а)король, б)конь, в)пешка.
Как защитить короля от шаха: а)закрыться другой фигурой, б)отойти королём на безопасное поле, в)срубить нападающую фигуру, г)сразу сдаться.
Какие есть способы защиты фигуры от нападения: а)ответное нападение, б)перекрыть нападение, в)сдаться без боя, г)объявить невозможный ход.
Что такое вилка: а)нападение сразу на 2 фигуры, б)взятие фигуры, в)окончание партии, г)ряд клеток сверху вниз.
Какой сильнейший шахматист был родом из Америки: а)Стейниц, б)Морфи, в)Ананд.
Практическая работа: сыграть партию в шахматы с часами.
Срез знаний за 1 полугодие
Двойной удар – это: а)то же что и вилка; б)в результате одного хода 2 фигуры атакуют 1 фигуру противника; в)два хода подряд.
Вскрытый шах – это: а)одна из фигур нападает на какую – либо фигуру противника, а вторая открывшаяся при этом фигура шахует короля; б)шах при отступлении; в)шах при нападении 2 фигур.
Двойной шах – это: а)нападение 1 фигуры на 2 фигуры противника; б)когда король оказывается под шахом одновременно 2 фигур; в)шах после 2 ходов.
Отвлечение – это: а)ситуация, в которой вы заставляете соперника переместить ту или иную фигуру для того, чтобы использовать слабость его позиции; б)отступление от центра; в)разговор во время игры.
Промежуточный ход – это: а)ход между 2 полями; б)ход, который делается противником между 2 ходами, которые должны быть следовать один за другим; в)ход между 2 фигурами.
Практическая работа: сыграть в шахматы с часами.
Промежуточный срез знаний во 2 полугодии
Один из способов поставить мат, называется:
а) слабость последней горизонтали б)удушающий мат в) сицилианская защита.
Сколько ходов даётся до конца партии, если у одного из игроков остался 1 король?
а) 50 б) 25 в) 3.
Эндшпиль – это:
а) начало шахматной партии б) середина шахматной партии в) конец шахматной партии.
4. Когда шашка выполняет обыкновенный ход, это называется:
А) битый ход б) тихий ход в) ударный ход.
Практическая работа: сыграть в шахматы 1 партию с записью и с часами.
Итоговая аттестация
Отвлечение – это: а)рассказывание сопернику анекдотов; б)тактический приём, при котором фигура, вынужденная прейти на другое поле, престаёт выполнять важные защитные функции; в)добровольный отказ от материала с какой-либо целью.
Слабое поле – это: а)поле, которое контролируется одним и не контролируется другим игроком; б) атака соперника двумя фигурами после одного хода; в)противостояние королей.
Открытый центр: а)ряд чёрно-белых полей слева направо; б)особый ход короля; в)означает, что в центральной части доски нет пешек, блокирующих друг друга.
Изолированная пешка: а)самая передняя пешка в пешечной цепи; б)пешка, которая находится далеко от всех своих фигур; в)группа одноцветных пешек.
Размен:а)взятие в процессе игры противниками фигур друг друга равных или почти равных по своей стоимости; б)начало шахматной партии; в)набор заранее подготовленных игроком вариантов игры.
Кто сейчас является чемпионом мира по шахматам: а)Карпов; б)Каспаров; в)Ананд.
Практическая работа: сыграть партию в шахматы с шахматными часами, соблюдая правила игры, записывая первые 20 ходов.
3 год обучения
Нулевой срез знаний
Виды преимущества: а) материальное, б) ростовое, в) динамическое.
Жертва - это: а) добровольное предоставление противнику материального преимущества ради получения других выгод; б) остановка игры на перерыв, г) добавление игрового времени противнику.
Приёмы нападения: а) угроза и взятие, б) нападение и жертва, в) двойной удар.
Нападение ладьи, слона, ферзя на фигуру или пешку противника, прикрывающую более ценный объект, это: а) двойной удар, б) связка, в) жертва.
Двойной удар можно назвать: а) грабли, б) вилка, в) трилка.
Практическая работа: сыграть партию в шахматы с часами и записью.
Распожение собственной фигуры или пешки на месте пересечения ударов дальнобойных фигур соперника с целью нарушения их взаимодействия - это: а) перекрытие, б) завлечение, г) отвлечение.
Освобождение линии или поля с темпом от своих фигур, мешающих нанести решающий удар - это: а) освобождение пространства , б)нападение, в) двойной удар.
Когда фигура противника занимает поле, необходимое другой его фигуре для защит от угроз, это: а) двойной удар, б) связка, в) блокировка.
Стремительное продвижение пешки для создания позиционных выгод: а) пешечный тычок, б)вилка, в)отвлечение .
Практическая работа: сыграть партию в шахматы с часами и записью.
Промежуточный срез знаний во 2 полугодии
Виды ничьих: а)вечный шах; б)пат; в)правило отказа.
Крепость – это: а)когда слабейшая сторона спасается путём создания неприступной позиции; б)добровольная сдача короля; в)отказ от игры.
Запирание – это: а)лишение противника ферзя; б)лишение подвижности какой-либо фигуры противника; в)захват центра пешками.
Виды сложных комбинаций: а)коневые; б)дальнобойные; в)смешанные.