kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа кружка " Юный шахматист"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шахматы – одна из самых популярных в мире игр, причём с каждым днём она становится всё более популярней. Люди самых разных возрастов во всём мире с большим энтузиазмом играют в шахматы: в школах, клубах, парках и даже по Интернету.

       Данная программа разработана для детей 7 – 10 лет, которая также подходит для работы со школьниками, обучающимся по новым федеральным государственным стандартам и направлена на реализацию задач внеурочной деятельности в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  Наполняемость 1 группы составляет 8 -15 человек.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка " Юный шахматист"»

Пояснительная записка


Шахматы – одна из самых популярных в мире игр, причём с каждым днём она становится всё более популярней. Люди самых разных возрастов во всём мире с большим энтузиазмом играют в шахматы: в школах, клубах, парках и даже по Интернету.

Данная программа разработана для детей 7 – 10 лет, которая также подходит для работы со школьниками, обучающимся по новым федеральным государственным стандартам и направлена на реализацию задач внеурочной деятельности в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Наполняемость 1 группы составляет 8 -15 человек.

В кружке «Юный шахматист» дети ознакомятся с геометрией шахматной доски, названиями шахматных фигур и их игровыми возможностями. А также пополнят словарный запас специальными шахматными терминами и применят их на практике, научатся играть в шахматы и шашки, соблюдая правила игры и используя разнообразные тактические приёмы.

Предполагается использование таких форм работы, как отгадывание загадок, ребусов на шахматную тему, чтение сказок о шахматах, выполнение творческих заданий, практические занятия по игре в шахматы с целью закрепления теоретического материала, опросы для проверки пройденного материала. В связи с возможным возникновением разных непредвиденных обстоятельств допускаем корректировку программы.

Актуальность программы состоит в её востребованности, в требованиях современного общества к личности, которая должна быть всесторонне развита, чему и способствует игра в шахматы. Она развивает ребёнка умственно, развивает логическое мышление, воспитывает усидчивость, приучает к культурному проведению свободного времени, толерантному отношению к сопернику по игре и другим окружающим.

Данная программа модифицированная. При её разработке были использованы методики: Петрушиной Н.М. (методика проведения занятий с участием сказочных персонажей); Кострова В. и Давлетова Д. (практические занятия по изложению шахматного материала с использованием тренировочных и закрепляющих упражнений с учётом возрастных особенностей детей); Костенюк А. и Костенюк Н. (методика обучения шахматам детей 5-6 лет), Кормишкина А. и Болибока И. (методические рекомендации по изучению материала шахмат для самых маленьких через игру, стихи, загадки); Вольфа П. (методические рекомендации по изучению шахматной стратегии через примеры и упражнения, материал о гроссмейстерах всех времён, составлен шахматный словарь); Пожарского В. (методика преподавания шахмат и анализ ряда проблем, возникающих у детей- шахматистов на пути от новичка до мастера, и способы их преодоления).



Цель:

- формирование образованной культурной личности средством шахматной игры.






Задачи:

  1. Научить играть в шахматы.

  2. Ознакомить со специальными шахматными терминами, применять их на практике.

  3. Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику по игре.


Факторы риска:


- изменение смены в школе;

- изменение расписания занятий и уроков;

- эпидемии;

- отключение электроэнергии;

- проведение развлекательных программ;

- актированные дни.


Характеристика программы:


  1. По характеру деятельности – образовательная.

  2. По педагогическим целям – образовательная, познавательная, развивающая.

  3. По возрастным особенностям – 7 – 10 лет.

  4. По временным показателям – 3 года.

  5. По наполняемости – 8 – 15 человек.


В конце учебного курса воспитанники должны знать:


1.Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.

2.Основные шахматные термины.

3.Имена и краткие биографические сведения о знаменитых гроссмейстерах.



В конце учебного курса воспитанники должны уметь:


1.Играть в шахматы, соблюдая правила.

2.Пользоваться шахматными часами.

3.Понимать и применять игровые шахматные термины.


Материально – техническое оснащение:

- набор шахмат – 8 наборов;

- магнитная шахматная доска – 1 шт.;

- магнитные шахматные фигуры – 2 набора;

- шахматные часы – 7 шт.;

- стенды информационные – 2 шт.;

- ручки;

- блокнот.






1 год обучения

(1 час в неделю)


Задачи:


  1. Научить играть в шахматы.

  2. Ознакомить со специальными шахматными терминами.

  3. Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику по игре.


В конце 1 учебного года воспитанники должны знать:


  1. Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.

  2. Основные шахматные термины.



В конце 1 учебного года воспитанники должны уметь:


  1. Играть в шахматы, соблюдая правила.

  2. Пользоваться шахматными часами.

  3. Понимать игровые шахматные термины.


Содержание программы


(1год обучения)


(1 час в неделю)


Вводное занятие (1ч.) – знакомство с техникой безопасности на занятиях шахматами, с противопожарной безопасностью, и правилами поведения шахматиста.


Шахматная теория (24 ч.) – знакомство с геометрией шахматной доски, правилами передвижения и взятия шахматных фигур, с рокировкой, решением шахматных задач на постановку мата в 1 ход разными фигурами.


Повторение и закрепление (4 ч.) – повторение и закрепление изученного на прошлых занятиях.


Практическая работа (3 ч.) – выполнение разнообразных упражнений направленных на закрепление знаний геометрии шахматной доски, правил передвижения и взятия шахматных фигур, выполнение рокировки.


Итоговое занятие (1 ч.) – подведение итогов обучения за год, анализ работы на занятиях, результаты контрольных опросов.

2 год обучения

(1 ч в неделю )


Задачи:


  1. Научить играть в шахматы и шашки.

  2. Ознакомить со специальными шахматными терминами.

  3. Знать имена известных отечественных и зарубежных гроссмейстеров.

  4. Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику по игре.


В конце 2 учебного года воспитанники должны знать:


  1. Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.

  2. Основные шахматные термины.

  3. Имена знаменитых гроссмейстеров.


В конце 2 учебного года воспитанники должны уметь:


  1. Играть в шахматы, соблюдая правила.

  2. Читать и записывать ходы.

  3. Пользоваться шахматными часами.

  4. Понимать игровые шахматные термины.

Тематический план

3 год обучения

(1 час в неделю)


п/п

Тема занятий

Теория

1.

Вводное занятие

1 ч.

2.

Шахматная тактика (теория)

30 ч.

3.

Итоговое занятие

1 ч.

4.

ЗУН

3 ч.

5.

Всего:

35 ч.

Содержание программы

(для детей 7-10 лет)


Вводное занятие (1 ч.) – знакомство с целями и задачами обучения, с техникой безопасности на занятиях, правилами противопожарной безопасности во время пребывания в ЦДТ и правилами поведения в ЦДТ.


Шахматная тактика (71 ч.)

Теоретическая часть – ознакомить с записью шахматных передвижений, пополнять словарь новыми шахматными терминами, ознакомить с 10 правилами дебюта, видами разных дебютов (детский мат, испанский дебют), ознакомить с постановкой мата одинокому королю разными фигурами, ознакомить с такими шахматными комбинациями, как отвлечение и завлечение, двойной удар, учить решать задачи на мат в 1 ход, знакомство с биографиями и заслугами чемпионов мира по шахматам разных лет.

Практическая часть – отрабатывать навыки ведения разных дебютов (детский мат, испанский и итальянский дебют), учить записывать шахматную партию, отрабатывать навыки постановки мата одинокому королю разными фигурами, отрабатывать навыки применения шахматных комбинаций - отвлечение и завлечение, двойной удар, пользоваться шахматными часами.

Итоговое занятие (1 ч.) – подвести итоги работы за год путём сравнительного анализа срезов знаний, участия в соревнованиях, конкурсах, викторинах.


ЗУН (3 ч.) – проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу. Анализ срезов, работа над ошибками.

2 год обучения

(для детей 7-10 лет)


Задачи:


  1. Научить играть в шахматы.

  2. Ознакомить со специальными шахматными терминами.

  3. Знать имена известных отечественных и зарубежных гроссмейстеров.

  4. Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику по игре.


В конце 2 учебного года воспитанники должны знать:


  1. Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.

  2. Основные шахматные термины.

  3. Имена знаменитых гроссмейстеров.


В конце 2 учебного года воспитанники должны уметь:


  1. Играть в шахматы , соблюдая правила.

  2. Читать и записывать ходы.

  3. Пользоваться шахматными часами.

  4. Понимать игровые шахматные термины.



Тематический план

2 год обучения

(4 часа в неделю)

для детей 7 – 10 лет


п/п

Тема занятий

Теория



1.

Вводное занятие

2 ч.



2.

Шахматная тактика (теория)

30 ч.



3.

Итоговое занятие

2 ч.



4.

ЗУН

1 ч.



5.

Всего:

35 ч.






Содержание программы

2 год обучения

Вводное занятие – знакомство с целями и задачами обучения, с техникой безопасности на занятиях, правилами противопожарной безопасности во время пребывания в ЦДТ и правилами поведения в ЦДТ.


Шахматная тактика

Теоретическая часть – ознакомить с записью шахматных передвижений, пополнять словарь новыми шахматными терминами, ознакомить с 10 правилами дебюта, видами разных дебютов (детский мат, испанский дебют), ознакомить с постановкой мата одинокому королю разными фигурами, ознакомить с такими шахматными комбинациями, как отвлечение и завлечение, двойной удар, учить решать задачи на мат в 1 ход, знакомство с биографиями и заслугами чемпионов мира по шахматам разных лет.

Практическая часть – отрабатывать навыки ведения разных дебютов (детский мат, испанский и итальянский дебют), учить записывать шахматную партию, отрабатывать навыки постановки мата одинокому королю разными фигурами, отрабатывать навыки применения шахматных комбинаций - отвлечение и завлечение, двойной удар, пользоваться шахматными часами.

Итоговое занятие – подвести итоги работы за год путём сравнительного анализа срезов знаний, участия в соревнованиях, конкурсах, викторинах.


ЗУН – проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу. Анализ срезов, работа над ошибками.





3 год обучения

(1ч внеделю)


Задачи:


1.Развивать логическое мышление.

2.Совершенствовать навыки игры в шахматы и шашки, используя разные тактики игры.

3.Продолжать знакомство со специальными шахматно – шашечными терминами, применять их на практике.

4.Знать имена известных отечественных и зарубежных гроссмейстеров, их заслуги.

5.Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику.

В конце 3 года обучения воспитанники должны знать:


1.Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.

2.Основные шахматно – шашечные термины.

3.Имена и краткие биографические сведения о знаменитых гроссмейстерах.

4.Различные варианты тактики ведения игры.


В конце 3 года обучения воспитанники должны уметь:


1.Играть в шахматы и шашки, соблюдая правила.

2.Читать и записывать ходы.

3.Пользоваться шахматными часами.

4.Понимать и применять игровые шахматные и шашечные термины.

5.Использовать различные тактики ведения игры.

Тематический план

3 год обучения

(1 час в неделю)


п/п


Тема занятий


Теория

1.

Вводное занятие

2 ч.

2.

Шахматная тактика

23ч.

3.

Шахматная стратегия

2ч.

4.

Шашечная тактика

1ч.

5.

Плеяда великих

1ч.

6.

Решение логических задач

1ч.

7.

Отгадывание ребусов и кроссвордов

1ч.

8.

Итоговое занятие

1ч.

9.

ЗУН

3ч.

10.

Всего:

35ч.



Содержание программы

3 год обучения

1час в неделю



Вводное занятие – знакомство с целями и задачами обучения, с техникой безопасности на занятиях, правилами противопожарной безопасности во время пребывания в ЦДТ и правилами поведения в ЦДТ.

Шахматная тактика

Теоретическая часть – знакомство с такими тактическими приёмами как вилка, связка, шах разных видов, пополнять словарь новыми шахматными терминами.

Практическая часть – отработка тактических приёмов (вилки и связки разных видов), учить пользоваться шахматными часами, записывать шахматную партию.

Шахматная стратегия

Теоретическая часть – знакомить с использованием таких стратегических приёмов как рокировка, слабые и сильные поля, секретами использования стратегии разных фигур, пополнять словарь новыми шахматными терминами.

Практическая часть – отработка шахматной стратегии, учить пользоваться шахматными часами, записывать шахматную партию.

Шашечная тактика

Теоретическая часть – знакомить с решением шашечных задач.

Практическая часть – отработка шашечной тактики, отрабатывать навыки игры в разные виды шашек (уголки, поддавки, столбовые).

Плеяда великих – знакомство с биографиями и заслугами чемпионов мира по шахматам разных лет.

Решение логических задач

Теоретическая часть – знакомство с разными видами логических задач и способами их решения, способствовать развитию логического мышления.

Практическая часть – учить решать логические задачи разного вида разными способами.

Отгадывание ребусов и кроссвордов

Теоретическая часть – знакомство с разными видами ребусов, кроссвордов, принципами их отгадывания и составления, развивать память, повышать

интеллектуальный уровень воспитанников.

Практическая часть – учить разным способам разгадывания ребусов и кроссвордов

разными способами.

Итоговое занятие – подвести итоги работы за год путём сравнительного анализа срезов знаний участия в соревнованиях, конкурсах, викторинах.

ЗУН – проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу. Анализ срезов, работа над ошибками.


Указатель используемой литературы при разработке данной программы:


1.Вольф П. «Шахматы. Шаг за шагом» - 2003 г. – М.; ЗАО НПП «Ермак».

2. «Внешкольник» №8/2004 г., с. 2 – 4 «О развитии шахматного образования в системе образования РФ».

3.Костров В., Давлетов Д. «Шахматный учебник» - 2005 г. – С.-П.; издательский дом «Литера», 1 и 2 часть.

4. Костров В., Давлетов Д. «Рабочая тетрадь к шахматному учебнику» - 2005 г. – С.-П.; издательский дом «Литера».

5. Костров В., Давлетов Д. «Уроки шахмат» - 2006 г. – М.; ООО «Издательство Астрель».

6.Петрушина Н.М. «Шахматный учебник для детей» - 2008 г. – Ростов-на-Дону; «Феникс».

7.Пожарский В. «Школа шахмат» - 2008 г. - Ростов-на-Дону; «Феникс».



Рекомендуемая литература для воспитанников:


1.Вольф П. «Шахматы. Шаг за шагом» - 2003 г. – М.; ЗАО НПП «Ермак».

2.Костров В., Давлетов Д. «Шахматный учебник» - 2005 г. – С.-П.; издательский дом «Литера», 1 и 2 часть.

3. Костров В., Давлетов Д. «Рабочая тетрадь к шахматному учебнику» - 2005 г. – С.-П.; издательский дом «Литера».

4. Костров В., Давлетов Д. «Уроки шахмат» - 2006 г. – М.; ООО «Издательство Астрель».

5.Петрушина Н.М. «Шахматный учебник для детей» - 2008 г. – Ростов-на-Дону; «Феникс».

6.Пожарский В. «Школа шахмат» - 2008 г. - Ростов-на-Дону; «Феникс».


Методическое обеспечение.


При разработке данной программы использовались методики таких авторов:

  1. Костров В, Давлетов Д. – представляют специальный курс шахматных уроков для всех любителей шахмат, желающих научиться игре, а также желающих совершенствовать своё мастерство. Для самых маленьких начинающих шахматистов разработали серию игровых занятий по обучению азам, а для умеющих играть предлагают углубить свои знания при помощи изложения теоретического материала, сопровождаемого примерами из практики с выполнением определённых задач.

  2. Петрушина Н.М. – цель серии весёлых уроков, разработанных автором, более 20 лет преподающего детям азы и премудрости шахматной игры, помочь малышам 5-10 лет усвоить основы шахмат. Малыш вместе с Белочкой – Умелочкой, Лисичкой, Сорокой – Белобокой в сказочной стране сделает первые шаги к славе великих гроссмейстеров.

  3. Кормишкин А., Болибок И. – разработали серию занятий по шахматной азбуке для первоклассников с использованием стихов о шахматах, что необычно и увлекательно для детей.

  4. Вольф П. (двукратный чемпион США по шахматам, международный гроссмейстер) – излагает учебную информацию об основах шахматной игры, о тактике и стратегии, построенную по принципу «от простого к сложному», сотни диаграмм с примерами и упражнениями, которые наглядно показывают как нужно играть в той или иной ситуации, квалифицированные советы и рекомендации по игре с компьютером и участию в турнирах по Интернету, интригующие факты из жизни величайших шахматистов прошлого и восходящих шахматных звёзд.

  5. Пожарский В. – анализирует необходимые условия для воспитания успешного спортсмена – шахматиста и тренерские проблемы, раскрывает методику преподавания шахмат и анализ ряда проблем, возникающих у детей – шахматистов на пути от новичка до мастера, и способы их преодоления. Публикует около 300 шахматных этюдов различной степени трудности.

Для реализации разработанной программы планируется использование таких форм работы, как теоретические занятия по изучению тактики и стратегии шахмат и шашек, проведение шахматно – шашечных турниров, работа на компьютере (при наличии), практические занятия по игре в шахматы и шашки, регулярные проверки знаний, умений и навыков. А также применять такие методы работы, как отгадывание ребусов и кроссвордов, загадок на шахматную тему, решение шахматных этюдов, индивидуальных карточек.

Всё выше перечисленное направлено на развитие логического мышления, памяти, внимания, усидчивости, воспитанию воли, характера. Помогает вести здоровый образ жизни и максимальной реализации творческого потенциала детей.


Способы отслеживания результатов:


1.Тестирование по терминологии.

2.Проведение конкурсов и викторин.

3.Проведение шахматно – шашечных турниров.

4.Участие в городских и окружных турнирах.

5.Проверки ЗУН промежуточные и по полугодиям.

Календарно – тематическое планирование

1 год обучения


№ за-

нятия

Тема занятия

1.


Вводное занятие. Техника безопасности, противопожарная безопасность, правила поведения на занятиях. В стране шахматного короля.

2.

Волшебная доска. Геометрия шахматной доски. Центр.

3.

Волшебная доска. Горизонталь, вертикаль, диагональ.

4.

Волшебная доска. Цифры и буквы.

5.

Практическая работа.

6

Повторение и закрепление изученного.

7

Шахматные фигуры.

8

Шахматные фигуры.

9

Начальное положение.

10

Шахматная фигура Ладья. Знакомство.

11

Шахматная фигура Ладья. Практическая работа.

12

Повторение и закрепление изученного.

13

Шахматная фигура Слон. Знакомство.

14

Шахматная фигура Слон. Практическая работа.

15

Повторение и закрепление изученного.

16

Ладья против слона.

17

Шахматная фигура Ферзь. Знакомство.

18

Практическая работа. Мониторинг уровня компетентности обучающихся за 1 полугодие.

19

Шахматная фигура Ферзь. Решение задач.

20

Повторение и закрепление изученного.

21

Шахматная фигура Конь. Знакомство.


22

Шахматная фигура Конь. Практическая работа.

23

Пешка. Знакомство.

24

Пешка. Практическая работа.

25

Шахматная фигура Король.

26

Шах.

27

Шах и мат.

28

Мат в один ход.

29

Практическая работа. Промежуточный мониторинг уровня компетентности обучающихся.

30

Мат в один ход.

31

Ничья и пат. Знакомство.

32

Ничья и пат. Практическая работа.

33

Рокировка.



Календарно – тематическое планирование

2 год обучения

(1 час в неделю)


№ заня-

тия

Тема занятия

1.

Вводное занятие. Техника безопасности, противопожарная безопасность и правила поведения в ЦДТ. Шахматная сказка.

2.

Геометрия шахматной доски. Шахматная нотация.

3.

Практическое занятие по игре в шахматы.

4.

Вильгельм Стейниц. Запись шахматных ходов.

5.

Практическое занятие по игре в шахматы.

6.

Как начинать шахматную партию. Начало шахматной партии.

7.

Практическое занятие по игре в шахматы.

8.

Эмануил Ласкер. Рокировка и всё о ней.

9

Как записывать шахматную партию.

10

Практическое занятие по игре в шахматы.

11

Хосе Рауль Капабланка. Основные законы дебюта. Ловушки. «Детский мат».

12

Практическое занятие по игре в шахматы.

13

Кто сколько стоит (ценность фигур).

14

Практическое занятие по игре в шахматы.

15

Александр Алёхин. Как избежать зевков?

16

Практическое занятие по игре в шахматы. Мониторинг уровня компетентности обучающихся.

17

Повторение и закрепление изученного.

18

Что такое шах, мат и пат.

19

Решение задач на постановку шаха, мата и пата.

20

Практическое занятие по игре в шахматы.

21

Махгилис (Макс) Эйве. Мат одинокому королю. Линейный мат. Мат двумя ладьями.

22

Практическое занятие по игре в шахматы.

23

Оформление задач на мат.

24

Практическое занятие по игре в шахматы.

25

Линейный мат ферзём.

26

Михаил Моисеевич Ботвинник. Линейный мат ладьёй.

27

Практическое занятие по игре в шахматы.

28

«Квадратный» мат ладьёй.

29

Практическое занятие по игре в шахматы.

30

Окончание. Король с пешкой против короля.

31

Практическое занятие по игре в шахматы.

32


Тигран Вартанович Петросян. Изучение дебюта. Испанская партия.

33

Практическое занятие по игре в шахматы.

34

Пешечные окончания. Правила квадрата.

35.

Практическое занятие по игре в шахматы.


















Календарно-тематическое планирование

3 год обучения

1 час в неделю

№ за-

нятия

Тема занятия

1.

Вводное занятие. Техника безопасности, противопожарная безопасность и правила поведения в ЦДТ. Шахматная нотация и некоторые правила.

2.

Ценность фигур. Виды преимущества.

3.

Реализация материального преимущества.

4.


Тактика. Теория тактики. Жертва. Практическое занятие по игре в шахматы.

5.

Приёмы нападения. Связка.

6.

Отгадывание ребусов и кроссвордов. Работа на компьютере. Решение шахматных задач.

7.

Связка. Как от неё избавиться?

8.

Двойной удар. Практическое занятие по игре в шахматы.

9.

Повторение и закрепление изученного. Мониторинг уровня компетентности обучающихся.

10

Рентгеновский удар.

11

Практическая работа по игре в шахматы.

12

Открытое нападение.

13

Вскрытый и двойной шах.

14

Как решать задачи. Американский проблемист Сэмуэль Ллойд, жизнь и творчество.

15

Контрудар и промежуточный удар. Классификация комбинаций. Простые комбинации.

16

Комбинационные удары: уничтожение и завлечение противника.

17

Завлечение и перекрытие. Работа на компьютере. Решение шахматных задач.

18

Освобождение пространства и блокировка.

19


Вскрытие линии и захват поля. Повторение и закрепление изученного.

20

Проверь себя при помощи тестирования «Угадай ход мастера». Отгадывание ребусов и кроссвордов.

21

Стратегия. Тематические комбинации.

22

Классификация пешечных комбинаций. Практическое занятие по игре в шахматы.

23

Прорыв и проведение пешки.

24

Пешечный таран и тычок. Работа на компьютере. Решение шахматных задач.

25

Пешечный клин.

26

Крайняя вертикаль. Повторение и закрепление изученного.

27

Шашки. Правила игры.

28

Практическое занятие по игре в шашки.

29

Уголки, поддавки и столбовые шашки. Практическое занятие по игре в шашки.

30

Повторение и закрепление изученного.

31

Работа на компьютере. Решение шахматных задач.

31

Тематические комбинации. Приём разрушения прикрытия короля.

32

Отгадывание ребусов и кроссвордов. Практическое занятие по игре в шахматы.

33

Шахматный словарь. Мониторинг уровня компетентности обучающихся

34

Виды ничьих. Классификация приёмов защиты.

35

Повторение и закрепление изученного.

Мониторинг уровня компетентности обучающихся.


1 год обучения


Нулевой срез знаний

Опросник.

  1. Расставить пешки на 2,5,7 горизонтали.

  2. Расставить пешки на вертикали а, с, f.

  3. Расставить пешки по любой диагонали.

  4. Расставить шахматные фигуры в начальное положение.

  5. Разложить в правильной последовательности буквы латинского алфавита, которые на шахматной доске обозначают вертикали.

Практическая работа: расставить шахматные фигуры в начальное положение.


Срез знаний за 1 полугодие.

Опросник.

  1. Какого цвета должно быть ближнее к вам левое поле, если вы играете белыми фигурами: а)любого; б)чёрного; в)белого.

  2. Как правильно называются фигуры:

а)король, б)царь, в)падишах; а)дама, б)ферзь, в)королева; а)ладья, б)тура, в)башня; а)офицер; б)гонец, в)слон; а)лошадь, б)конь, в)скакун; а)пешка, б)фишка, в)шашка.

  1. Количество фигур в шахматах: а)король-1,2,3; б)ферзь-1,2,3; в)ладья-1,2,3; г)слон-1,2,3; д)конь-1,2,3; е)пешка-2,6,8.

  2. Линия, идущая по доске слева направо, называется: а)прямой; б)отрезком; в)горизонталью.

  3. Линия, идущая по доске снизу вверх, называется: а)дорожкой; б)линейкой; в)вертикалью.

  4. Линия, идущая из одного угла доски к другому, называется: а)углом; б)зигзагом; в)диагональю.

Практическая работа: расставить шахматные фигуры в начальное положение.


Промежуточный срез знаний во 2 полугодии.

Опросник.

  1. Как ходит и делает взятие ладья? а)по диагонали ; б) по горизонтали и вертикали; в) как хочет.

  2. Как ходит и делает взятие слон? а)по диагонали ; б) по горизонтали и вертикали; в) как хочет.

  3. Как ходит и делает взятие ферзь? а)по диагонали ; б) по горизонтали и вертикали; в) как хочет.

  4. Как ходит и делает взятие конь? а)по диагонали ; б) по горизонтали и вертикали; в) буквой г.

  5. Двойной удар-это: а) ход на 2 поля; б) нападение 1 фигуры сразу на 2 и более фигур противника; в)вилка.

  6. Шахматные слоны бывают: а)плохие и хорошие; б)белопольные и чернопольные; в)злые и добрые.

Практическая работа: сыграть в игру «Курочка и зёрнышки», «Ферзь в тире», «Ладья против слона»


Итоговая аттестация.

Опросник.

  1. Шах – это: а) нападение на короля; б) ход фигуры; в) конец шахматной партии.

  2. Способы защиты от шаха: а) закрыться другой фигурой; б) срубить нападающую фигуру; в) сдаться.

  3. Мат-это: а) конец шахматной партии; б) шах, от которого нет защиты; в) ход короля.

  4. Рокировка –это: а) двойной удар; б) ничья; в) специальная защита короля, когда король движется к ладье через клетку и ладья перепрыгивает через него.

Практическая работа: сыграть партию в шахматы.


2 год обучения


Нулевой срез знаний

  1. Какая фигура при записи обозначается буквой Кр: а)король, б)конь, в)пешка.

  2. Как защитить короля от шаха: а)закрыться другой фигурой, б)отойти королём на безопасное поле, в)срубить нападающую фигуру, г)сразу сдаться.

  3. Какие есть способы защиты фигуры от нападения: а)ответное нападение, б)перекрыть нападение, в)сдаться без боя, г)объявить невозможный ход.

  4. Что такое вилка: а)нападение сразу на 2 фигуры, б)взятие фигуры, в)окончание партии, г)ряд клеток сверху вниз.

  5. Какой сильнейший шахматист был родом из Америки: а)Стейниц, б)Морфи, в)Ананд.

Практическая работа: сыграть партию в шахматы с часами.


Срез знаний за 1 полугодие

  1. Двойной удар – это: а)то же что и вилка; б)в результате одного хода 2 фигуры атакуют 1 фигуру противника; в)два хода подряд.

  2. Вскрытый шах – это: а)одна из фигур нападает на какую – либо фигуру противника, а вторая открывшаяся при этом фигура шахует короля; б)шах при отступлении; в)шах при нападении 2 фигур.

  3. Двойной шах – это: а)нападение 1 фигуры на 2 фигуры противника; б)когда король оказывается под шахом одновременно 2 фигур; в)шах после 2 ходов.

  4. Отвлечение – это: а)ситуация, в которой вы заставляете соперника переместить ту или иную фигуру для того, чтобы использовать слабость его позиции; б)отступление от центра; в)разговор во время игры.

  5. Промежуточный ход – это: а)ход между 2 полями; б)ход, который делается противником между 2 ходами, которые должны быть следовать один за другим; в)ход между 2 фигурами.

Практическая работа: сыграть в шахматы с часами.


Промежуточный срез знаний во 2 полугодии

  1. Один из способов поставить мат, называется:

а) слабость последней горизонтали б) удушающий мат в) сицилианская защита.

  1. Сколько ходов даётся до конца партии, если у одного из игроков остался 1 король?

а) 50 б) 25 в) 3.

  1. Эндшпиль – это:

а) начало шахматной партии б) середина шахматной партии в) конец шахматной партии.

4. Когда шашка выполняет обыкновенный ход, это называется:

А) битый ход б) тихий ход в) ударный ход.

Практическая работа: сыграть в шахматы 1 партию с записью и с часами.

Итоговая аттестация

  1. Отвлечение – это: а)рассказывание сопернику анекдотов; б)тактический приём, при котором фигура, вынужденная прейти на другое поле, престаёт выполнять важные защитные функции; в)добровольный отказ от материала с какой-либо целью.

  2. Слабое поле – это: а)поле, которое контролируется одним и не контролируется другим игроком; б) атака соперника двумя фигурами после одного хода; в)противостояние королей.

  3. Открытый центр: а)ряд чёрно-белых полей слева направо; б)особый ход короля; в)означает, что в центральной части доски нет пешек, блокирующих друг друга.

  4. Изолированная пешка: а)самая передняя пешка в пешечной цепи; б)пешка, которая находится далеко от всех своих фигур; в)группа одноцветных пешек.

  5. Размен:а)взятие в процессе игры противниками фигур друг друга равных или почти равных по своей стоимости; б)начало шахматной партии; в)набор заранее подготовленных игроком вариантов игры.

  6. Кто сейчас является чемпионом мира по шахматам: а)Карпов; б)Каспаров; в)Ананд.

Практическая работа: сыграть партию в шахматы с шахматными часами, соблюдая правила игры, записывая первые 20 ходов.





3 год обучения


Нулевой срез знаний

  1. Виды преимущества: а) материальное, б) ростовое, в) динамическое.

  2. Жертва - это: а) добровольное предоставление противнику материального преимущества ради получения других выгод; б) остановка игры на перерыв, г) добавление игрового времени противнику.

  3. Приёмы нападения: а) угроза и взятие, б) нападение и жертва, в) двойной удар.

  4. Нападение ладьи, слона, ферзя на фигуру или пешку противника, прикрывающую более ценный объект, это: а) двойной удар, б) связка, в) жертва.

  5. Двойной удар можно назвать: а) грабли, б) вилка, в) трилка.

Практическая работа: сыграть партию в шахматы с часами и записью.


Срез знаний за 1 полугодие

  1. Удар, вынуждающий фигуру соперника занять неудачное поле, называется: а) завлечение, б) отвлечение, в) уничтожение.

  2. Распожение собственной фигуры или пешки на месте пересечения ударов дальнобойных фигур соперника с целью нарушения их взаимодействия - это: а) перекрытие, б) завлечение, г) отвлечение.

  3. Освобождение линии или поля с темпом от своих фигур, мешающих нанести решающий удар - это: а) освобождение пространства , б) нападение , в) двойной удар.

  4. Когда фигура противника занимает поле, необходимое другой его фигуре для защит от угроз, это: а) двойной удар, б) связка, в) блокировка.

  5. Стремительное продвижение пешки для создания позиционных выгод: а) пешечный тычок, б) вилка, в)отвлечение .

Практическая работа: сыграть партию в шахматы с часами и записью.

Промежуточный срез знаний во 2 полугодии

  1. Виды ничьих: а)вечный шах; б)пат; в)правило отказа.

  2. Крепость – это: а)когда слабейшая сторона спасается путём создания неприступной позиции; б)добровольная сдача короля; в)отказ от игры.

  3. Запирание – это: а)лишение противника ферзя; б)лишение подвижности какой-либо фигуры противника; в)захват центра пешками.

  4. Виды сложных комбинаций: а)коневые; б)дальнобойные; в)смешанные.

  5. Приёмы защиты: а)контратака; б)профилактика; в)троекратное повторение.

Практическая работа: сыграть в шахматы 1 партию с записью и с часами.

Итоговая аттестация

  1. В шахматные законы не входят: а) централизация; б) активность фигур; в)пешечные островки.

  2. Каким ходом обычно начинают партию: а)е2-е4; б)в2-в4; в) d2-d4.

  3. Захват и развитие, атака, комбинация – это этапы: а) ориентира; б)нападения; в) дебютной подготовки.

  4. Атака не бывает: а) пешечная и фигурная; б) комбинированная; в)неожиданная.

  5. Успешно атаковать последнюю горизонталь могут: а)ферзь и ладьи; б)кони и слоны; в) пешки.

Практическая работа: сыграть партию в шахматы с шахматными часами и записью, соблюдая правила игры .





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Программа кружка " Юный шахматист"

Автор: Сандрейкина Елена Михайловна

Дата: 19.05.2017

Номер свидетельства: 416935

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Календарно - тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Юный шахматист" "
    ["seo_title"] => string(98) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-kursu-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-iunyi-shakhmatist"
    ["file_id"] => string(6) "219706"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434351527"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства