Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива "Город мой родной" 3 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3
с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Можги Удмуртской Республики
Рассмотрена на заседании ШМО Составлена на основе федерального
протокол № от государственного образовательного
«____» ____________ 2016 г. стандарта начального общего
образования
Принята на заседании
педагогического совета
протокол № от
«____» ____________ 2016г.
Рабочая программа
по факультативу «Город мой родной»
для 3б класса
Составитель: учитель
начальных классов первой категории
МБОУ СОШ № 3 с углубленным
изучением отдельных предметов
Бакишева О.П
Можга 2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по факультативному курсу «Город мой родной» составлена для 3б класса МБОУ СОШ №3 г. Можги УР с углубленным изучением отдельных предметов, занимающегося по УМК «Школа России».
Данная программа разработана в соответствии:
с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
с учётом планируемых результатов начального общего образования;
с программой формирования универсальных учебных действий у обучающихся, отражённых в Основной образовательной программе начального общего образования МБОУ СОШ №3 с углублённым изучением отдельных предметов;
на основе книги Вичужанина, А.Г. Можга. Городок над Сюгинкой-рекой. – Ижевск: Удмуртия, 2001 г.
с возможностями УМК «Школа России»;
с базисным учебным планом МБОУ СОШ № 3 с углублённым изучением отдельных предметов;
с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей.
Программа факультатива “Город мой родной ” составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного города способствует воспитанию патриотического курса, даёт возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путём открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории города Можги.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения факультативного курса.
Предметные результаты изучения курса:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, усвоение базовых национальных ценностей современного общества: гуманистических и демократических ценностей, взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию своего народа.
Личностные:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения курса выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.); - готовность к сотрудничеству с одноклассниками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные результаты включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своего города;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей Родины.
Содержание учебного предмета
№
Количество часов
Тема ( название раздела)
1
1
Введение
2
2
Мой край на карте Родины
3
3
Я и моя семья
4
2
Дом, в котором я живу или хотел бы жить
5
3
Моя улица
6
2
Наша школа
7
2
Моя малая Родина
8
6
Природа нашего края
9
2
Что дает наш город стране
10
2
Наш город богат талантами
11
4
Наш город в годы Великой Отечественной войны
12
2
Герб города
13
2
Из истории города
14
1
Обобщающий урок «Я и мой город».
Итого 34 часа
Календарно – тематическое планирование по факультативному курсу «Город мой родной».
№
Количество часов
Тема
Введение (1 ч.)
1
1
Введение. Что изучает краеведение?
Мой край на карте Родины (2 ч.)
2
1
Территория и географическое положение города.
3
1
Творческая работа “Загадочный мир названий”.
Я и моя семья (3 ч.)
4
1
Профессии моих родителей.
5
1
Творческий конкурс - “Старая фотография рассказала…”
6
1
.Моя родословная (родословное дерево).
Дом, в котором я живу или хотел бы жить (2 ч.)
7
1
Дом, в котором я живу.
8
1
Проект дома моей мечты (творческая работа).
Моя улица (3 ч.)
9
1
Улицы города.
10
1
Экскурсия по улицам города Можги.
11
1
Исторические объекты, мемориальные доски.
Наша школа (2 ч.)
12
1
Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).
13
1
Знаменитые выпускники (творческая работа по группам).
Моя малая Родина (2 ч.)
14
1
Экскурсия по городу.
15
1
Знакомство с архитектурными объектами, памятники.
Природа нашего края (6 ч.)
16, 17
2
Растительный и животный мир.
18
1
Памятники природы города.
19
1
Объекты природы своей области.
20, 21
2
Климат.
Что дает наш город стране (2 ч.)
22
Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города, его предприятиями, их история.
23
Экскурсия на предприятия.
Наш город богат талантами (2 ч.)
24
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
25
Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок
Наш город в годы Великой Отечественной войны (4 ч.)
26
События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории города
27
Творческая работа “Расскажи о своем герое”.
28
Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
29
Экскурсия силами детей в места боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.
Герб города (2 ч.)
30
Геральдика.
31
Творческая работа по созданию символа (герба) своего города.
Из истории города (2 ч.)
32
Легенды и предания.
33
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов.