kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования "Топиарий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для обучения детей искусству создания миниатюрных деревьев "топиариев"

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Топиарий"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр»






Утверждаю:

Директор МБОУДОД «ДЮЦ»

_______________О.М.Андреева

_______________2013г.







Образовательная программа

дополнительного образования для детей


«ТОПИАРИЙ»



Возрастной диапазон – 7-10 лет

Срок реализации программы – 1 год








Составитель:

Бельтюкова Т.М.

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории






Южноуральск

2013г.

Информационная карта




ФИО педагога: Бельтюкова Татьяна Михайловна


Тип программы: адаптированная


Образовательная область: искусство


Направленность деятельности: художественно-эстетическая


Способ освоения содержания

образования: алгоритмический, творческий


Уровень освоения содержания

образования: общекультурный


Возрастной уровень реализации

программы: начальное образование


Форма реализации программы: групповая


Продолжительность реализации

программы: одногодичная
























Пояснительная записка



«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»

В.А. Сухомлинский

Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами. Занятие любым видом рукоделия немыслимо без творчества. А развитие творческих способностей обучающихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Творчество - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства. В настоящее время уделяется огромное внимание созданию изделий ручной работы, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности.

Декоративно-прикладное творчество предполагает разнообразные формы выражения и использует огромное число материалов. Работа с таким многообразием материалов позволяет овладеть многочисленными практическими навыками. Знакомство с различными видами и техниками прикладного дизайна происходит в процессе творческой деятельности направленной на воплощение собственной креативной идеи в конкретном материале.

Мода на искусственные домашние топиарии – декоративные чудо-деревья, выполненные в форме причудливого шара на высокой ножке и являющиеся аналогами живых топиарных фигур, находится сегодня в самом расцвете. И если для фигурной стрижки живых растений, расположенных на дачном участке, необходимо потратить много времени и сил, то для создания небольшого дерева счастья для дома много усилий не потребуется.

Освоить искусство оформления домашних топиариев очень просто, а все необходимые материалы всегда есть в продаже и доступны по цене. Самое главное здесь – проявить собственную фантазию и творческие способности. В качестве подарка такое произведение искусства доставит положительные эмоции и впечатления не только тому, кому его подарят, но и тому, кто будет вручать такой по-настоящему уникальный подарок, ведь перед этим предстоят приятные минуты оформления чудо-дерева! Принято считать, что топиарии приносят счастье.

Новизна предложенного курса заключается в использовании нового направления в мире декора – изготовление топиариев.

Обучаясь по программе «Топиарий» дети приобщаются к искусству, у них развивается и укрепляется творческое начало, развивается воображение и наглядно-образное мышление, развиваются коммуникативные качества личности.

Основная цель программы - создание условий для творческого развития обучающихся.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • Познавательная: развить познавательный интерес детей, включив их в деятельность по освоению техники выполнения топиария.

  • Развивающая:

- развить личность воспитанников, их активность, самостоятельность, умение общаться;

- развить творческие способности детей, умения и навыки чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни.

  • Мотивационная: создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества, включив воспитанников в активную деятельность по освоению техники выполнения топиария.

  • Воспитывающая:

- воспитать у детей общую культуру труда (уметь организовать свое рабочее место, содержать его и рабочие инструменты всегда в порядке);

- воспитать целеустремленность и творческое отношение к труду, усидчивость, аккуратность, дисциплинированность и ответственность в труде.

  • Обучающая:

- сформировать знания о различных способах изготовления топиария, о декоративных материалах, о тканях и расходниках, используемых для этого;

- обучить детей практическим умениям и навыкам выполнения топиария.

  • Эстетическая: воспитать аккуратность, опрятность, культуру поведения, умение ценить красоту художественного изделия.

Программа ориентирована на обучающихся 7-10 лет, желающих заниматься в объединении. При разработке данной программы учитывались возрастные психологические особенности младшего школьного возраста. В этот период происходит формирование произвольности, и таких познавательных процессов как память, внимание, мышление и воображение, обучающиеся определяют свое место в кругу друзей, семьи, формируют свои интересы, но имеют мало возможностей выразить свое отношение к окружающему миру. Именно прикладное творчество обладает такими возможностями, поэтому основной акцент делается именно на этот вид деятельности.

Программа рассчитана на один год обучения (144 ч. в год, по 4 часа в неделю).

Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа, продолжительность занятия 45 + 45минут с 15-ти минутным перерывом.

Набор в группу - свободный, он основан на желании детей научиться изготавливать топиарий своими руками. Наполняемость группы: допустимая – 15 человек, оптимальная – 10 - 12 человек.

Работа в коллективе строится на основе дружеского общения воспитанников и педагога, добровольности, игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Такая атмосфера способствует проявлению интереса к прекрасному, развитию творческого воображения и опирается на основные педагогические принципы:

  • принцип научности – направлен на формирование у обучающихся умений и навыков в работе с различными материалами, способствует развитию их познавательной активности, усвоению новых терминов и понятий;

  • связь теории с практикой – те знания, которые дети получают на занятиях, воплощаются в практической деятельности;

  • принцип обучения и воспитания детей в коллективе – воспитывается и развивается чувство ответственности, коллективизма, товарищеской взаимопомощи;

  • принцип последовательности и систематичности – направлен на развитие компетентности детей в данном виде творчества;

  • принцип доступности – деятельность в коллективе строится на основе реальных возможностей ребенка, учебный материал прост и доступен;

  • принцип наглядности – обеспечивается применением разнообразных образцов, иллюстраций, использованием технологических карт и схем изготовления.

Для усвоения обучающимися материала программы используются различные методы:

  • словесный (рассказ, беседа);

  • наглядный (коллективное рассматривание и обсуждение произведений искусств, демонстрация);

  • интегрированный (сочетание различных видов деятельности);

  • практический (показ приемов работы учителем, индивидуальная и коллективная работа, дидактическая игра);

  • творческий (исследования, поиск материала, творческая работа);

  • непосредственный контроль восприятия (анализ и сравнение).

В процессе обучения используются различные формы занятий:

  • занятие-диалог, занятие фантазия, способствуют развитию у детей памяти, внимания и творческого воображения;

  • экскурсия учит наблюдать, сравнивать, отличать положительные и отрицательные стороны, находить нужные объекты;

  • выставки помогают ребенку продемонстрировать результаты собственной работы, а также познакомиться с достижениями других.

Структура занятий включает теоретическую и практическую части. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Изучение каждой темы завершается выполнением творческого задания, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением.

Занятия чаще всего носят комбинированный характер. Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал дается как перед практической частью, так и во время работы. В программе органически сочетаются разнообразные игровые и образовательные формы деятельности, а также использование здоровьесберегающих технологий (физминутки, тематическая разминка).

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления творческих работ. Занятия позволяют развивать творческие задатки обучающихся, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего творения.

Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые выявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков посредством тестирования и самоанализа обучающихся.

Знания, умения и навыки обучающихся оцениваются по трехуровневой системе:

- Р (репродуктивный уровень) – решение творческих задач по образцу;

- Э (эвристический, ассоциативный) – решение творческих задач с элементами рационализаторства и изобретательства;

- К (креативный, творческий, продвинутый) – творческое воплощение собственных разработок на основе полученных знаний, умений и навыков и фиксируется в журнале объединения.

В течение года обучающиеся принимают участие в различных выставках детского творчества, что позволяет им увидеть свою работу в сравнении с другими.














 













Учебно-тематический план



п/п

Разделы

Всего часов

Теория

Практика


Вводное занятие.

2

2

-


История создания топиария

2

2



Материалы и инструменты для изготовления топиария

4

2

2


Цветовое решение

6

2

4


Аранжировка букета:

- формообразование;

- конструкция;

- декорирование.

16

6

10


Технология изготовления топиария

6

2

4


Топиарий - букет (Разновидности топиария)

- новогодний топиарий

-Топиарий из природных материалов

- Кофейный топиарий -Топиарий из органзы с искусственными цветами

- денежный топиарий

- топиарий из помпонов

- топиарий из фетра

- топиарий в технике квиллинг

- топиарий из бисера

- Топиарий из сизаля с фруктами.

- Топиарий из бумаги.

102

20

82


Выставочная деятельность

4


4


Итоговое занятие

2

2




Итого


144





Методическое обеспечение


Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, разработки творческих игр, викторин адаптированных для детей младшего школьного возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры и игровые ситуации, в которые дети охотно включаются, изучая те или иные разделы и темы.

Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищно-игровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в объединения с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.

Также игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. С этой целью используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей.

Дети младшего школьного возраста от природы свободны и раскрепощены. У них нет комплексов более «взрослых» детей. Они, как правило, не боятся браться за любую поставленную педагогом задачу. Любая новая технология, новый материал вызывает у них здоровый активный интерес, желание работать.

Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий.

Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: фотографии, лучшие детские работы из фонда объединения.

При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.

После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами. Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами. Таким образом, педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.

Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.

В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.

Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.

На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.

Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка, составляющая значимую часть методического сопровождения программы.

Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук (физминутки).

Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями. Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом ребенке уверенность в своих потенциальных возможностях.

Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.

В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого ребенка, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату.

Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.


Техническое оснащение программы


Успешная реализация программы и достижения, обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства.

Хорошо, если кабинет, в котором проходят занятия, украшен лучшими детскими работами. Кабинет для занятий должен быть хорошо освещен (естественным и электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами.

В учебном кабинете необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.).

Набор рабочих инструментов: ножницы, иглы, циркуль, линейка, карандаш, кисти, наперсток.

Материал: ткань, мех, нитки, пуговицы, цветная бумага и картон, акварель, цветные карандаши, клей ПВА, цветная фольга, бросовый и природный материал.








Литература для педагога:


1. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество: учебно-методическое пособие. /Под ред. Шпикаловой Т.Я., Поровской Г.А. – М., 2000.

2. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. 1 – 4 классы 11-летней школы. / Сост. Шпикалова Т.Я.,

Комарова Т.С., Светловская Н.Н. и др. – М.: Просвещение, 1996.

3. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. планы и сценарии уроков.– М.: ВЛАДОС, 2002.

11. Знаете ли вы своего ученика. Пособие для педагогов. - М., 1996.

12. Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. Современная школа. – М.: Культура и традиции, 1999.

13. Маркман Л.А. Бисерная фантазия. /Издатель И.В.Балабанов. - М., 1999.

15. Маерова К., Дубинская М. Русское народное прикладное искусство. - М., 1990.

16. Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул,1996.

18. Рожков С. Берегиня. Опыт мастеров. - М., 1993.

19. Неменский Б. Мудрость красоты. – М.: Просвещение, 1987.

27. Задворная Т.Д. Аранжировка цветов. – М., 1994.

28. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – М.: Фирма «Т-Око», 1992.

29. Клевенская Т.М., Панкратов В.П. Цветочная аранжировка. – М.: Агропромиздат, 1988.

30. Монсеррат Омс-и-Вальдеорила Сухие цветы. 100 идей для украшения вашего дома. – М.: АСТ-Пресс, 1997.

31. Наумова И., Осипова Н. Цветов таинственная сила. – М.: Панорама, 1993.

32. Немченко Э.П. Многолетние цветы в саду. – М.: ЗАО Фитон+, 1999.

33. Осипова Н.В. Современный цветочный дизайн. – М.: Олма-Пресс, 2001.

34. Пронников В. Икэбана или вселенная, запечатленная в цветке. – М.: Наука, 1985.

35. Хен Р. Азбука цветов. – Берлин, 1979

36. Хессайон Д.Г. Об аранжировке цветов. – М.: Кладезь-Букс, 1999.


Литература для обучающихся:


1. Барец А.О. Наброски и зарисовки. – М., 1970.

2. Каменева Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 1984.

3. Аколозова Л.М. Украшения из бисера. М.: Культура и традиции, 1999. 7. Любимов Л. Искусство древнего мира. – М.: Просвещение, 1996.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Программа дополнительного образования "Топиарий"

Автор: Бельтюкова Татьяна Михайловна

Дата: 09.12.2017

Номер свидетельства: 443122

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Программа кружка декоративно-прикладного искусства  "HAND MADE". "
    ["seo_title"] => string(64) "proghramma-kruzhka-diekorativno-prikladnogho-iskusstva-hand-made"
    ["file_id"] => string(6) "167060"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423043699"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства