«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»
В.А. Сухомлинский
Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами. Занятие любым видом рукоделия немыслимо без творчества. А развитие творческих способностей обучающихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Творчество - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства. В настоящее время уделяется огромное внимание созданию изделий ручной работы, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности.
Декоративно-прикладное творчество предполагает разнообразные формы выражения и использует огромное число материалов. Работа с таким многообразием материалов позволяет овладеть многочисленными практическими навыками. Знакомство с различными видами и техниками прикладного дизайна происходит в процессе творческой деятельности направленной на воплощение собственной креативной идеи в конкретном материале.
Мода на искусственные домашние топиарии – декоративные чудо-деревья, выполненные в форме причудливого шара на высокой ножке и являющиеся аналогами живых топиарных фигур, находится сегодня в самом расцвете. И если для фигурной стрижки живых растений, расположенных на дачном участке, необходимо потратить много времени и сил, то для создания небольшого дерева счастья для дома много усилий не потребуется.
Освоить искусство оформления домашних топиариев очень просто, а все необходимые материалы всегда есть в продаже и доступны по цене. Самое главное здесь – проявить собственную фантазию и творческие способности. В качестве подарка такое произведение искусства доставит положительные эмоции и впечатления не только тому, кому его подарят, но и тому, кто будет вручать такой по-настоящему уникальный подарок, ведь перед этим предстоят приятные минуты оформления чудо-дерева! Принято считать, что топиарии приносят счастье.
Новизна предложенного курса заключается в использовании нового направления в мире декора – изготовление топиариев.
Обучаясь по программе «Топиарий» дети приобщаются к искусству, у них развивается и укрепляется творческое начало, развивается воображение и наглядно-образное мышление, развиваются коммуникативные качества личности.
Основная цель программы - создание условий для творческого развития обучающихся.
Программа направлена на решение следующих задач:
Познавательная: развить познавательный интерес детей, включив их в деятельность по освоению техники выполнения топиария.
Развивающая:
- развить личность воспитанников, их активность, самостоятельность, умение общаться;
- развить творческие способности детей, умения и навыки чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни.
Мотивационная: создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества, включив воспитанников в активную деятельность по освоению техники выполнения топиария.
Воспитывающая:
- воспитать у детей общую культуру труда (уметь организовать свое рабочее место, содержать его и рабочие инструменты всегда в порядке);
- воспитать целеустремленность и творческое отношение к труду, усидчивость, аккуратность, дисциплинированность и ответственность в труде.
Обучающая:
- сформировать знания о различных способах изготовления топиария, о декоративных материалах, о тканях и расходниках, используемых для этого;
- обучить детей практическим умениям и навыкам выполнения топиария.
Эстетическая: воспитать аккуратность, опрятность, культуру поведения, умение ценить красоту художественного изделия.
Программа ориентирована на обучающихся 7-10 лет, желающих заниматься в объединении. При разработке данной программы учитывались возрастные психологические особенности младшего школьного возраста. В этот период происходит формирование произвольности, и таких познавательных процессов как память, внимание, мышление и воображение, обучающиеся определяют свое место в кругу друзей, семьи, формируют свои интересы, но имеют мало возможностей выразить свое отношение к окружающему миру. Именно прикладное творчество обладает такими возможностями, поэтому основной акцент делается именно на этот вид деятельности.
Программа рассчитана на один год обучения (144 ч. в год, по 4 часа в неделю).
Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа, продолжительность занятия 45 + 45минут с 15-ти минутным перерывом.
Набор в группу - свободный, он основан на желании детей научиться изготавливать топиарий своими руками. Наполняемость группы: допустимая – 15 человек, оптимальная – 10 - 12 человек.
Работа в коллективе строится на основе дружеского общения воспитанников и педагога, добровольности, игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Такая атмосфера способствует проявлению интереса к прекрасному, развитию творческого воображения и опирается на основные педагогические принципы:
принцип научности – направлен на формирование у обучающихся умений и навыков в работе с различными материалами, способствует развитию их познавательной активности, усвоению новых терминов и понятий;
связь теории с практикой – те знания, которые дети получают на занятиях, воплощаются в практической деятельности;
принцип обучения и воспитания детей в коллективе – воспитывается и развивается чувство ответственности, коллективизма, товарищеской взаимопомощи;
принцип последовательности и систематичности – направлен на развитие компетентности детей в данном виде творчества;
принцип доступности – деятельность в коллективе строится на основе реальных возможностей ребенка, учебный материал прост и доступен;
принцип наглядности – обеспечивается применением разнообразных образцов, иллюстраций, использованием технологических карт и схем изготовления.
Для усвоения обучающимися материала программы используются различные методы:
словесный (рассказ, беседа);
наглядный (коллективное рассматривание и обсуждение произведений искусств, демонстрация);
интегрированный (сочетание различных видов деятельности);
практический (показ приемов работы учителем, индивидуальная и коллективная работа, дидактическая игра);
непосредственный контроль восприятия (анализ и сравнение).
В процессе обучения используются различные формы занятий:
занятие-диалог, занятие фантазия, способствуют развитию у детей памяти, внимания и творческого воображения;
экскурсия учит наблюдать, сравнивать, отличать положительные и отрицательные стороны, находить нужные объекты;
выставки помогают ребенку продемонстрировать результаты собственной работы, а также познакомиться с достижениями других.
Структура занятий включает теоретическую и практическую части. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Изучение каждой темы завершается выполнением творческого задания, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением.
Занятия чаще всего носят комбинированный характер. Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал дается как перед практической частью, так и во время работы. В программе органически сочетаются разнообразные игровые и образовательные формы деятельности, а также использование здоровьесберегающих технологий (физминутки, тематическая разминка).
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления творческих работ. Занятия позволяют развивать творческие задатки обучающихся, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего творения.
Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые выявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков посредством тестирования и самоанализа обучающихся.
Знания, умения и навыки обучающихся оцениваются по трехуровневой системе:
- Р (репродуктивный уровень) – решение творческих задач по образцу;
- Э (эвристический, ассоциативный) – решение творческих задач с элементами рационализаторства и изобретательства;
- К (креативный, творческий, продвинутый) – творческое воплощение собственных разработок на основе полученных знаний, умений и навыков и фиксируется в журнале объединения.
В течение года обучающиеся принимают участие в различных выставках детского творчества, что позволяет им увидеть свою работу в сравнении с другими.
Учебно-тематический план
№ п/п
Разделы
Всего часов
Теория
Практика
Вводное занятие.
2
2
-
История создания топиария
2
2
Материалы и инструменты для изготовления топиария
4
2
2
Цветовое решение
6
2
4
Аранжировка букета:
- формообразование;
- конструкция;
- декорирование.
16
6
10
Технология изготовления топиария
6
2
4
Топиарий - букет (Разновидности топиария)
- новогодний топиарий
-Топиарий из природных материалов
- Кофейный топиарий -Топиарий из органзы с искусственными цветами
- денежный топиарий
- топиарий из помпонов
- топиарий из фетра
- топиарий в технике квиллинг
- топиарий из бисера
- Топиарий из сизаля с фруктами.
- Топиарий из бумаги.
102
20
82
Выставочная деятельность
4
4
Итоговое занятие
2
2
Итого
144
Методическое обеспечение
Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, разработки творческих игр, викторин адаптированных для детей младшего школьного возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры и игровые ситуации, в которые дети охотно включаются, изучая те или иные разделы и темы.
Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищно-игровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в объединения с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.
Также игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. С этой целью используются практические задания, выполнение которыхпредполагает организацию коллективной работы детей.
Дети младшего школьного возраста от природы свободны и раскрепощены. У них нет комплексов более «взрослых» детей. Они, как правило, не боятся браться за любую поставленную педагогом задачу. Любая новая технология, новый материал вызывает у них здоровый активный интерес, желание работать.
Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий.
Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: фотографии, лучшие детские работы из фонда объединения.
При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами. Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами. Таким образом, педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.
Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.
На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.
Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка, составляющая значимую часть методического сопровождения программы.
Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук (физминутки).
Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями. Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом ребенке уверенность в своих потенциальных возможностях.
Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.
В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого ребенка, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату.
Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.
Техническое оснащение программы
Успешная реализация программы и достижения, обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства.
Хорошо, если кабинет, в котором проходят занятия, украшен лучшими детскими работами. Кабинет для занятий должен быть хорошо освещен (естественным и электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами.
В учебном кабинете необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.).
Набор рабочих инструментов: ножницы, иглы, циркуль, линейка, карандаш, кисти, наперсток.
Материал: ткань, мех, нитки, пуговицы, цветная бумага и картон, акварель, цветные карандаши, клей ПВА, цветная фольга, бросовый и природный материал.
Литература для педагога:
1. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество: учебно-методическое пособие. /Под ред. Шпикаловой Т.Я., Поровской Г.А. – М., 2000.
2. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. 1 – 4 классы 11-летней школы. / Сост. Шпикалова Т.Я.,
Комарова Т.С., Светловская Н.Н. и др. – М.: Просвещение, 1996.
3. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. планы и сценарии уроков.– М.: ВЛАДОС, 2002.
11. Знаете ли вы своего ученика. Пособие для педагогов. - М., 1996.
12. Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. Современная школа. – М.: Культура и традиции, 1999.
13. Маркман Л.А. Бисерная фантазия. /Издатель И.В.Балабанов. - М., 1999.
15. Маерова К., Дубинская М. Русское народное прикладное искусство. - М., 1990.
16. Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул,1996.
18. Рожков С. Берегиня. Опыт мастеров. - М., 1993.
19. Неменский Б. Мудрость красоты. – М.: Просвещение, 1987.
27. Задворная Т.Д. Аранжировка цветов. – М., 1994.
28. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – М.: Фирма «Т-Око», 1992.