kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования "Топиарий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для обучения детей искусству создания миниатюрных деревьев "топиариев"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Топиарий"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр»






Утверждаю:

Директор МБОУДОД «ДЮЦ»

_______________О.М.Андреева

_______________2013г.







Образовательная программа

дополнительного образования для детей


«ТОПИАРИЙ»



Возрастной диапазон – 7-10 лет

Срок реализации программы – 1 год








Составитель:

Бельтюкова Т.М.

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории






Южноуральск

2013г.

Информационная карта




ФИО педагога: Бельтюкова Татьяна Михайловна


Тип программы: адаптированная


Образовательная область: искусство


Направленность деятельности: художественно-эстетическая


Способ освоения содержания

образования: алгоритмический, творческий


Уровень освоения содержания

образования: общекультурный


Возрастной уровень реализации

программы: начальное образование


Форма реализации программы: групповая


Продолжительность реализации

программы: одногодичная
























Пояснительная записка



«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»

В.А. Сухомлинский

Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами. Занятие любым видом рукоделия немыслимо без творчества. А развитие творческих способностей обучающихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Творчество - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства. В настоящее время уделяется огромное внимание созданию изделий ручной работы, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности.

Декоративно-прикладное творчество предполагает разнообразные формы выражения и использует огромное число материалов. Работа с таким многообразием материалов позволяет овладеть многочисленными практическими навыками. Знакомство с различными видами и техниками прикладного дизайна происходит в процессе творческой деятельности направленной на воплощение собственной креативной идеи в конкретном материале.

Мода на искусственные домашние топиарии – декоративные чудо-деревья, выполненные в форме причудливого шара на высокой ножке и являющиеся аналогами живых топиарных фигур, находится сегодня в самом расцвете. И если для фигурной стрижки живых растений, расположенных на дачном участке, необходимо потратить много времени и сил, то для создания небольшого дерева счастья для дома много усилий не потребуется.

Освоить искусство оформления домашних топиариев очень просто, а все необходимые материалы всегда есть в продаже и доступны по цене. Самое главное здесь – проявить собственную фантазию и творческие способности. В качестве подарка такое произведение искусства доставит положительные эмоции и впечатления не только тому, кому его подарят, но и тому, кто будет вручать такой по-настоящему уникальный подарок, ведь перед этим предстоят приятные минуты оформления чудо-дерева! Принято считать, что топиарии приносят счастье.

Новизна предложенного курса заключается в использовании нового направления в мире декора – изготовление топиариев.

Обучаясь по программе «Топиарий» дети приобщаются к искусству, у них развивается и укрепляется творческое начало, развивается воображение и наглядно-образное мышление, развиваются коммуникативные качества личности.

Основная цель программы - создание условий для творческого развития обучающихся.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • Познавательная: развить познавательный интерес детей, включив их в деятельность по освоению техники выполнения топиария.

  • Развивающая:

- развить личность воспитанников, их активность, самостоятельность, умение общаться;

- развить творческие способности детей, умения и навыки чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни.

  • Мотивационная: создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества, включив воспитанников в активную деятельность по освоению техники выполнения топиария.

  • Воспитывающая:

- воспитать у детей общую культуру труда (уметь организовать свое рабочее место, содержать его и рабочие инструменты всегда в порядке);

- воспитать целеустремленность и творческое отношение к труду, усидчивость, аккуратность, дисциплинированность и ответственность в труде.

  • Обучающая:

- сформировать знания о различных способах изготовления топиария, о декоративных материалах, о тканях и расходниках, используемых для этого;

- обучить детей практическим умениям и навыкам выполнения топиария.

  • Эстетическая: воспитать аккуратность, опрятность, культуру поведения, умение ценить красоту художественного изделия.

Программа ориентирована на обучающихся 7-10 лет, желающих заниматься в объединении. При разработке данной программы учитывались возрастные психологические особенности младшего школьного возраста. В этот период происходит формирование произвольности, и таких познавательных процессов как память, внимание, мышление и воображение, обучающиеся определяют свое место в кругу друзей, семьи, формируют свои интересы, но имеют мало возможностей выразить свое отношение к окружающему миру. Именно прикладное творчество обладает такими возможностями, поэтому основной акцент делается именно на этот вид деятельности.

Программа рассчитана на один год обучения (144 ч. в год, по 4 часа в неделю).

Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа, продолжительность занятия 45 + 45минут с 15-ти минутным перерывом.

Набор в группу - свободный, он основан на желании детей научиться изготавливать топиарий своими руками. Наполняемость группы: допустимая – 15 человек, оптимальная – 10 - 12 человек.

Работа в коллективе строится на основе дружеского общения воспитанников и педагога, добровольности, игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Такая атмосфера способствует проявлению интереса к прекрасному, развитию творческого воображения и опирается на основные педагогические принципы:

  • принцип научности – направлен на формирование у обучающихся умений и навыков в работе с различными материалами, способствует развитию их познавательной активности, усвоению новых терминов и понятий;

  • связь теории с практикой – те знания, которые дети получают на занятиях, воплощаются в практической деятельности;

  • принцип обучения и воспитания детей в коллективе – воспитывается и развивается чувство ответственности, коллективизма, товарищеской взаимопомощи;

  • принцип последовательности и систематичности – направлен на развитие компетентности детей в данном виде творчества;

  • принцип доступности – деятельность в коллективе строится на основе реальных возможностей ребенка, учебный материал прост и доступен;

  • принцип наглядности – обеспечивается применением разнообразных образцов, иллюстраций, использованием технологических карт и схем изготовления.

Для усвоения обучающимися материала программы используются различные методы:

  • словесный (рассказ, беседа);

  • наглядный (коллективное рассматривание и обсуждение произведений искусств, демонстрация);

  • интегрированный (сочетание различных видов деятельности);

  • практический (показ приемов работы учителем, индивидуальная и коллективная работа, дидактическая игра);

  • творческий (исследования, поиск материала, творческая работа);

  • непосредственный контроль восприятия (анализ и сравнение).

В процессе обучения используются различные формы занятий:

  • занятие-диалог, занятие фантазия, способствуют развитию у детей памяти, внимания и творческого воображения;

  • экскурсия учит наблюдать, сравнивать, отличать положительные и отрицательные стороны, находить нужные объекты;

  • выставки помогают ребенку продемонстрировать результаты собственной работы, а также познакомиться с достижениями других.

Структура занятий включает теоретическую и практическую части. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Изучение каждой темы завершается выполнением творческого задания, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением.

Занятия чаще всего носят комбинированный характер. Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал дается как перед практической частью, так и во время работы. В программе органически сочетаются разнообразные игровые и образовательные формы деятельности, а также использование здоровьесберегающих технологий (физминутки, тематическая разминка).

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления творческих работ. Занятия позволяют развивать творческие задатки обучающихся, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего творения.

Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые выявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков посредством тестирования и самоанализа обучающихся.

Знания, умения и навыки обучающихся оцениваются по трехуровневой системе:

- Р (репродуктивный уровень) – решение творческих задач по образцу;

- Э (эвристический, ассоциативный) – решение творческих задач с элементами рационализаторства и изобретательства;

- К (креативный, творческий, продвинутый) – творческое воплощение собственных разработок на основе полученных знаний, умений и навыков и фиксируется в журнале объединения.

В течение года обучающиеся принимают участие в различных выставках детского творчества, что позволяет им увидеть свою работу в сравнении с другими.














 













Учебно-тематический план



п/п

Разделы

Всего часов

Теория

Практика


Вводное занятие.

2

2

-


История создания топиария

2

2



Материалы и инструменты для изготовления топиария

4

2

2


Цветовое решение

6

2

4


Аранжировка букета:

- формообразование;

- конструкция;

- декорирование.

16

6

10


Технология изготовления топиария

6

2

4


Топиарий - букет (Разновидности топиария)

- новогодний топиарий

-Топиарий из природных материалов

- Кофейный топиарий -Топиарий из органзы с искусственными цветами

- денежный топиарий

- топиарий из помпонов

- топиарий из фетра

- топиарий в технике квиллинг

- топиарий из бисера

- Топиарий из сизаля с фруктами.

- Топиарий из бумаги.

102

20

82


Выставочная деятельность

4


4


Итоговое занятие

2

2




Итого


144





Методическое обеспечение


Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, разработки творческих игр, викторин адаптированных для детей младшего школьного возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры и игровые ситуации, в которые дети охотно включаются, изучая те или иные разделы и темы.

Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищно-игровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в объединения с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.

Также игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. С этой целью используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей.

Дети младшего школьного возраста от природы свободны и раскрепощены. У них нет комплексов более «взрослых» детей. Они, как правило, не боятся браться за любую поставленную педагогом задачу. Любая новая технология, новый материал вызывает у них здоровый активный интерес, желание работать.

Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий.

Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: фотографии, лучшие детские работы из фонда объединения.

При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.

После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами. Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами. Таким образом, педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.

Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.

В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.

Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.

На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.

Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка, составляющая значимую часть методического сопровождения программы.

Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук (физминутки).

Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями. Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом ребенке уверенность в своих потенциальных возможностях.

Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.

В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого ребенка, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату.

Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.


Техническое оснащение программы


Успешная реализация программы и достижения, обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства.

Хорошо, если кабинет, в котором проходят занятия, украшен лучшими детскими работами. Кабинет для занятий должен быть хорошо освещен (естественным и электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами.

В учебном кабинете необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.).

Набор рабочих инструментов: ножницы, иглы, циркуль, линейка, карандаш, кисти, наперсток.

Материал: ткань, мех, нитки, пуговицы, цветная бумага и картон, акварель, цветные карандаши, клей ПВА, цветная фольга, бросовый и природный материал.








Литература для педагога:


1. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество: учебно-методическое пособие. /Под ред. Шпикаловой Т.Я., Поровской Г.А. – М., 2000.

2. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. 1 – 4 классы 11-летней школы. / Сост. Шпикалова Т.Я.,

Комарова Т.С., Светловская Н.Н. и др. – М.: Просвещение, 1996.

3. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. планы и сценарии уроков.– М.: ВЛАДОС, 2002.

11. Знаете ли вы своего ученика. Пособие для педагогов. - М., 1996.

12. Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. Современная школа. – М.: Культура и традиции, 1999.

13. Маркман Л.А. Бисерная фантазия. /Издатель И.В.Балабанов. - М., 1999.

15. Маерова К., Дубинская М. Русское народное прикладное искусство. - М., 1990.

16. Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул,1996.

18. Рожков С. Берегиня. Опыт мастеров. - М., 1993.

19. Неменский Б. Мудрость красоты. – М.: Просвещение, 1987.

27. Задворная Т.Д. Аранжировка цветов. – М., 1994.

28. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – М.: Фирма «Т-Око», 1992.

29. Клевенская Т.М., Панкратов В.П. Цветочная аранжировка. – М.: Агропромиздат, 1988.

30. Монсеррат Омс-и-Вальдеорила Сухие цветы. 100 идей для украшения вашего дома. – М.: АСТ-Пресс, 1997.

31. Наумова И., Осипова Н. Цветов таинственная сила. – М.: Панорама, 1993.

32. Немченко Э.П. Многолетние цветы в саду. – М.: ЗАО Фитон+, 1999.

33. Осипова Н.В. Современный цветочный дизайн. – М.: Олма-Пресс, 2001.

34. Пронников В. Икэбана или вселенная, запечатленная в цветке. – М.: Наука, 1985.

35. Хен Р. Азбука цветов. – Берлин, 1979

36. Хессайон Д.Г. Об аранжировке цветов. – М.: Кладезь-Букс, 1999.


Литература для обучающихся:


1. Барец А.О. Наброски и зарисовки. – М., 1970.

2. Каменева Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 1984.

3. Аколозова Л.М. Украшения из бисера. М.: Культура и традиции, 1999. 7. Любимов Л. Искусство древнего мира. – М.: Просвещение, 1996.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Программа дополнительного образования "Топиарий"

Автор: Бельтюкова Татьяна Михайловна

Дата: 09.12.2017

Номер свидетельства: 443122

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Программа кружка декоративно-прикладного искусства  "HAND MADE". "
    ["seo_title"] => string(64) "proghramma-kruzhka-diekorativno-prikladnogho-iskusstva-hand-made"
    ["file_id"] => string(6) "167060"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423043699"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства